____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том 153, кн. 5 Гуманитарные науки
2011
УДК 159.923.33
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОГО СТУДЕНТА ВУЗА
О.В. Рудыхина Аннотация
Феномен толерантности рассматривается в статье во взаимосвязи с типологическими особенностями, выделенными в теории К.Г. Юнга и получившими конкретизацию в подходе Д. Кейрси. В результате проведенного исследования выявлены особенности проявления толерантности у представителей фундаментальных психологических типов, предложенных Д. Кейрси. Представленные результаты позволяют выделить типы толерантной личности в зависимости от структуры психологического типа.
Ключевые слова: толерантность, типология К.Г. Юнга, подход Д. Кейрси.
В условиях современного состояния российского общества проблема толерантности относится к одним из наиболее значимых направлений психологических исследований. В связи с многочисленными изменениями в различных сферах общественной жизни возрастает нестабильность, в том числе на личностном уровне. Учитывая это, многие современные ученые (А.Г. Асмолов, Г.Л. Бардиер, Е.Ю. Клепцова, М.С. Мириманова, О.Б. Скрябина, В.М. Золотухин, П.Ф. Комо-горов, Н.В. Круглова) рассматривают толерантность как конструктивный способ урегулирования межличностных конфликтов и снятия социально-психологической напряженности. Особую значимость проблема толерантности приобретает в процессе обучения в вузе, поскольку в современном обществе востребованы специалисты не только с высоким профессиональным уровнем, но и обладающие способностью принимать происходящие в обществе события и конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.
Среди многочисленных работ по проблеме толерантности в последнее время появляются исследования, в которых ученые предлагают учитывать дифференциальные аспекты при описании толерантной личности. Так, Е.Ю. Клепцова в своей работе дает собственную типологию толерантного отношения руководителей к субъектам педагогического процесса [1, с. 56]. В свою очередь, Л.Дж. Фрэнсис и С.Х. Джонс [2] исследуют взаимосвязь религиозной толерантности и типологических особенностей, выделенных в теории К.Г. Юнга и представленных в подходе К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс (K. Briggs, I. Briggs-Myers).
В то же время Г. Л. Бардиер предлагает классификацию толерантности, выделяя естественную и регламентированную толерантность, а также аутоинтоле-рантность и гетероинтолерантность [3, с. 20]. Представленные ею виды толерантности и интолерантности соотносятся с данными эмпирических исследований
Н.В. Недорезовой [4] и Е.С. Сухих [5]. Так, Н.В. Недорезовой на основании проведенного исследования выделено две подгруппы старшеклассников, склонных к проявлению толерантности, и две подгруппы учащихся, склонных к проявлению интолерантности [4, с. 5], а Е.С. Сухих выделяет типы толерантности (адаптивная и конструктивная толерантность), в основе которых лежат определенные сочетания ценностных ориентаций и взглядов на природу человека [5, с. 8].
Необходимо отметить, что Н.А. Победа для описания общего поля толерантности предлагает опираться на типологию субъектов, построенную ею на основе факторного анализа самооценки деловых и личностных свойств [6, с. 23]. Данный факт в сочетании с вышеописанными результатами исследований приводит нас к пониманию необходимости исследовать феномен толерантности в контексте индивидуально-типологических различий личности.
Наряду с вышеуказанным в области современной дифференциальной психологии возрастает интерес к типологии К.Г. Юнга [7, с. 452]. Так, вслед за зарубежными исследователями К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс (1962), М. Макколли (М. МсСаи11еу, 1985), Д. Кейрси (Б. Ке1гееу, 1998) отечественные ученые начали рассматривать психологические характеристики типов личности, опираясь на теорию К.Г. Юнга (В.Н. Кононова (1995); Б.В. Овчинников, И.М. Владимирова, К.В. Павлов (2003); В.И. Окладников, Г.Г. Кухлова (2004); Е.Ф. Абельская (2006); Т.П. Смирнова (2008)). В результате этих исследований были обнаружены отличительные психологические особенности, присущие типам личности, а также отражение типологических характеристик на психофизиологическом уровне (С.А. Богомаз (2003); О.М. Разумникова (2004); В.И. Окладников, Г.Г. Кухлова (2004)), что позволяет нам сделать вывод, что данную типологию можно рассматривать как оптимальный вариант для изучения индивидуально-типологических различий.
Учитывая вышесказанное, считаем целью нашего исследования выявление взаимосвязи толерантности с типологическими особенностями личности, выделенными в теории К.Г. Юнга, у студентов вуза.
Основными методами исследования являлись психологическое тестирование и методы статистической обработки данных (критерий ф - метод углового преобразования Фишера).
В исследовании были использованы следующие методики: опросник для измерения уровня толерантности (см. [8, с. 51]), разработанный, апробированный и прошедший валидизацию на кафедре психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета в рамках ФЦП по проблеме толерантности (2001-2005); опросник Д. Кейрси (см. [9, с. 266]) для диагностики типологических характеристик личности, основанный на оценке выделенных К.Г. Юнгом четырех дихотомических признаков: «экстраверсия» - «ин-троверсия» (предпочтительная установка), «ощущение» - «интуиция» (предпочтительный способ восприятия информации), «мышление» - «чувство» (предпочтительный способ принятия решений), «рациональность» - «иррациональность» (предпочтительный способ ориентации в окружающем мире). Сочетание предпочтений одного из полюсов каждой из четырех шкал дает обозначение одного из 16 типов. Д. Кейрси выделил и придал особое значение двухбуквенным
сочетаниям - 4 фундаментальным психологическим типам, отличающимся ценностно-мотивационными особенностями. Каждый из 4 фундаментальных типов включает 4 типа: 81 (сенсорно-планирующий тип: типы Б8Т.Т, 18Т.Т, Б8Б.Т, 18Б.Т), КБ (интуитивно-чувствующий тип: типы БКБ.Т, 1КБ.Т, БКБР, 1КБР), КТ (интуитивно-логический тип: типы БКТ.Т, 1КТ.Т, БКТР, 1КТР), 8Р (сенсорно-спонтанный тип: типы Б8ТР, 18ТР, Б8БР, 18БР).
В исследовании приняли участие студенты первого курса (п = 141) технических, экономических, гуманитарных специальностей Новосибирского государственного технического университета в возрасте от 16 до 20 лет.
Анализ статистической представленности фундаментальных типов, сформированных по методике Д. Кейрси, свидетельствует об общих тенденциях распределения психологических типов в России [9, с. 150]. Так, нами выявлены два типа, распространенные по численности: КБ (50%) и 81 (32%), и два малочисленных типа: 8Р (11%) и КТ (7%).
В результате анализа распределения типов КБ, 81, 8Р, КТ в группах с низким (п = 22) и высоким уровнем толерантности (п = 22) нами было обнаружено, что у представителей типов КБ и 81 существуют типологические особенности, связанные с выраженностью толерантности.
Среди представителей ЫЕ-типа с высоким уровнем толерантности достоверно больше типов с доминирующей рациональной функцией «чувство» в структуре психологического типа (типы БКБ.Т, 1КБ.Т) (фэмп = 2.47, р < 0.01), и в то же время у низкотолерантных студентов КБ-типа значимо преобладают типы с доминированием иррациональной функции «интуиция» (типы БКБР, 1КБР) (фэмп = 1.79, р < 0.004). Получается, что у представителей КБ-типа толерантность связана с преобладанием функции «чувство» в структуре типа и, как следствие, с направленностью внимания на чувства (собственные и других людей) при принятии решения.
Среди студентов X1-типа с высоким уровнем толерантности значимо больше субъектов с преобладанием функции «чувство» в структуре типа (типы Б8Б.Т, 18БГ) по сравнению с низкотолерантными субъектами 81-типа (фэмп = 1.86, р < 0.03). Это означает, что выраженность характеристики «чувство» в структуре типа у студентов 81-типа (а вследствие этого ориентация на чувства и субъективные оценки при принятии решения) способствует проявлению толерантности.
Отсутствие студентов БР-типа и ЫТ-типа в группе с высоким уровнем толерантности можно объяснить следующим образом. Студентам БР-типа свойственны стремление к спонтанным, импульсивным действиям и приверженность реалистичному, практичному отношению к действительности [9, с. 31]. Вследствие этого, на наш взгляд, создается основа для реализации прагматической установки в общении с окружающими, что препятствует проявлению толерантности. В свою очередь, студенты ЫТ-типа отличаются независимостью в мышлении и поведении, вызванной стремлением к познанию закономерностей в окружающей действительности [9, с. 48]. Данная ценностно-мотивационная направленность, вероятно, будет препятствовать вниманию к чувствам и ценностям окружающих людей и, как следствие, актуализации толерантности.
На основании полученных результатов можно утверждать, что выраженность толерантности у представителей КБ-типа и 81-типа связана с особенностями их
психологического типа: студенты обоих фундаментальных типов с доминирующей психологической функцией «чувство» склонны к толерантности. Мы полагаем, что это обусловлено тем, что функция «чувство», во-первых, является рациональной, поскольку отражает значимость рефлексии и упорядочивает содержание информации по ее ценности [7, с. 642], а во-вторых, определяет принятие решения с опорой на ценности и чувства, как свои собственные, так и других людей. Отсюда следует, что доминирование функции «чувство» в структуре типа определяет последовательный, рациональный подход к жизнедеятельности (что тесно связано с принятием ответственности в жизненных ситуациях) и ценность межличностных отношений в связи с вниманием к чувствам при принятии решения.
С учетом отмеченного можно объяснить, почему студенты КБ-типа, у которых доминирует функция «интуиция» (типы БКБР, 1КБР), отличаются низким уровнем толерантности. С одной стороны, для представителей КБ-типа характерно стремление к общению с окружающими на глубоком эмоциональном уровне [9, с. 42], что можно определить как ориентацию на гармоничные взаимоотношения. Но, с другой стороны, у типов БКБР, 1КБР, в отличие от типов БКБ.Т, 1КБ.Т, доминирует иррациональная функция «интуиция», определяющая предпочтение спонтанности в жизнедеятельности, которая основана на ценности внутренних озарений, информации, поступающей бессознательным путем [7, с. 584]. Данные особенности способствуют предпочтению импульсивных поступков, что, на наш взгляд, будет препятствовать учету мнений и чувств других людей и вследствие этого отражаться в интолерантном способе взаимодействия.
Результаты настоящей работы считаем необходимым дополнить данными, полученными нами в проведенном раннее исследовании [10]. Нами были выявлены статистически значимые ценностно-мотивационные различия у студентов КБ-типа и 81-типа с высоким и низким уровнем толерантности, что характеризует особенности в проявлении толерантности у студентов этих типов. В частности, было обнаружено, что для высокотолерантных студентов ЫЕ-типа по сравнению с низкотолерантными представителями этого типа в большей степени значима ценность «красота природы и искусства», отражающая направленность на эмоционально окрашенное восприятие окружающей действительности и предпочтение ценности «честность» в качестве средства достижения поставленных целей [10, с. 384]. В свою очередь, для студентов Б1-типа с высоким уровнем толерантности по сравнению с низкотолерантными субъектами данного типа в большей степени характерна ориентация на ценность «познание», связанная со стремлением к расширению кругозора, ценность «счастье других», проявляющаяся в ориентации на благополучие и развитие других, и большая степень предпочтения ценности «терпимость» в процессе достижения цели [10, с. 384]. Отсюда следует, что проявление толерантности у представителей типов КБ и 81 на психологическом уровне имеет свою специфику, несмотря на то что в обоих случаях оно связано с выраженностью типологической характеристики «чувство».
Итак, представленные нами результаты свидетельствуют о том, что существует своеобразие проявления толерантности в зависимости от индивидуальнотипологических различий. Этот результат, с одной стороны, отражает многомер-
ность феномена толерантности, нелинейный характер его взаимосвязи с психологическими особенностями, а с другой стороны, позволяет говорить о существовании типов толерантной личности.
Таким образом, проведенное нами исследование показывает целесообразность выделения типов толерантной личности в зависимости от типов, выделенных в теории К.Г. Юнга, и необходимость учитывать принадлежность студента к одному из фундаментальных психологических типов, представленных в подходе Д. Кейрси, при формировании толерантности в образовательной среде вуза.
Summary
O.V. Rudykhina. Individual Typological Features of a Tolerant Student.
In this article, the phenomenon of tolerance is considered in conjunction with the typological characteristics described in C.G. Jung’s theory and specified within D. Keirsey’s approach. The carried out research reveals the peculiarities in the display of tolerance for the representatives of fundamental psychological types proposed by D. Keirsey. The presented results make it possible to distinguish between different types of a tolerant person depending on the structure of his/her psychological type.
Key words: tolerance, C.G. Jung’s typology, D. Keirsey’s approach.
Литература
1. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академ. проект, 2004. - 176 с.
2. Francis L.J, Jones S.H. Psychological Type and Tolerance for Religious Uncertainty // Pastoral Psychol. - 1999. - V. 47, No 4. - P. 253-259.
3. БардиерГ.Л. Социальная психология толерантности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2007. - 45 с.
4. Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 26 с.
5. Сухих Е.С. Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - Краснодар, 2006. - 24 с.
6. Победа Н.А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация // Социол. исслед. - 2007. - № 6. - С. 13-27.
7. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: АСТ, 2008. - 761 с.
8. Меньшикова Л.В., Шемелина О.С., Кавун Л.В., Аксенова Л.А. Психология личности: психолого-педагогические основы толерантности. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. - 68 с.
9. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 281 с.
10. Рудыхина О.В. Психологические аспекты толерантной личности в контексте типологического подхода // Вестн. Пятигорск. гос. лингв. ун-та. - 2010. - № 3, ч. 2. -С. 382-387.
Поступила в редакцию 18.11.10
Рудыхина Ольга Валерьевна - аспирант Новосибирского государственного технического университета.
E-mail: olga26_84@mail.ru