Научная статья на тему 'Когнитивные и ценностно-мотивационные особенности толерантного студента вуза в контексте стилевого подхода'

Когнитивные и ценностно-мотивационные особенности толерантного студента вуза в контексте стилевого подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ / ЦЕННОСТИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рудыхина Ольга Валерьевна, Шемелина О. С.

В данной работе в контексте исследования феномена «толерантность» обнаружены значимые взаимосвязи толерантности со стилевыми характеристиками личности (интеллектуальные стили мышления (по типологии А. Харрисона и Р. Брэмсона) и характеристики психологических типов (по теории К.Г. Юнга) в качестве эпистемологических стилей мышления), отражающимися на уровне распределения предпочитаемых ценностей и самоактуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивные и ценностно-мотивационные особенности толерантного студента вуза в контексте стилевого подхода»

УДК 159.923.33

Рудыхина Ольга Валерьевна, Шемелина О.С.

кандидат физико-математических наук Новосибирский государственный технический университет

olga26_84@mail.ru

КОГНИТИВНЫЕ И ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОГО СТУДЕНТА ВУЗА В КОНТЕКСТЕ СТИЛЕВОГО ПОДХОДА

В данной работе в контексте исследования феномена «толерантность» обнаружены значимые взаимосвязи толерантности со стилевыми характеристиками личности (интеллектуальные стили мышления (по типологии А. Харрисона и Р. Брэмсона) и характеристики психологических типов (по теории К.Г. Юнга) в качестве эпистемологических стилей мышления), отражающимися на уровне распределения предпочитаемых ценностей и самоактуализации.

Ключевые слова: толерантность, интеллектуальные и эпистемологические стили мышления, ценности, самоактуализация.

Условия современного общества, характеризующиеся разнообразными переменами в социально-экономической, политической, культурных сферах, приводят к обострению противоречий как в межнациональных, так и в межличностных отношениях. В связи с этим проблема толерантности становится одной из центральных тем в различных областях научного знания, и многие современные ученые в области психологии (А.Г. Асмолов, Г.Л. Бардиер, Г.У. Солдатова, Е.Ю. Клепцова, Т.П. Скрипкина, ГС. Кожухарь) рассматривают толерантность как конструктивный способ разрешения межличностных конфликтов и снятия социально-психологической напряженности.

Выявление факторов толерантности особенно важно у студентов вуза, поскольку в настоящее время востребованы специалисты, обладающее, кроме высокого профессионализма, способностью к конструктивному взаимодействию с окружающими в условиях современного социума.

В наших исследованиях мы уделяем особое внимание изучению когнитивной сферы и считаем наиболее перспективным использование стилевого подхода к изучению познавательной сферы толерантной личности с целью составления целостного представления о механизмах актуализации толерантности. В данной работе мы обращаем внимание на взаимосвязь толерантности с интеллектуальными стилями, отражающими предпочитаемые стратегии решения проблемных ситуаций, и с эпистемологическими стилями, характеризующими ценностно-мотивационные ориентиры личности и особенности ее познавательного отношения к миру Поскольку, по

мнению М.А. Холодной [4, с. 244], в качестве особенностей эпистемологического стиля личности можно рассматривать психологические типы К.Г. Юнга, в исследовании эпистемологических стилей мышления мы опираемся на психологическую типологию К.Г. Юнга [5, с. 681].

Поскольку ценности являются, как отмечает Е.И. Касьянова [1, с. 124], ядром нравственного механизма толерантности, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть толерантность в связи с предпочитаемыми ценностями и показателями самоактуализации как характеристиками ценностномотивационной сферы толерантной личности.

Учитывая вышесказанное, целью данного исследования является выявление взаимосвязи толерантности со стилевыми особенностями личности (интеллектуальные стили и характеристики психологического типа по К.Г. Юнгу в качестве эпистемологических стилей мышления), предпочитаемыми ценностями и показателями самоактуализации у студентов вуза.

Предмет исследования - взаимосвязь уровня толерантности с интеллектуальными стилями мышления, характеристиками психологических типов личности, ценностными предпочтениями и показателями самоактуализации. Объект исследования - психологические особенности толерантной личности.

Методы исследования: психологическое тестирование, методы статистической обработки данных (гр - коэффициент линейной корреляции Пирсона, и - критерий Манна-Уитни, ф - метод углового преобразования Фишера).

В исследовании использованы методики: 1) опросник для измерения уровня толерантнос-

ти [3, с. 51], разработанный на кафедре педагогики и психологии НГТУ в рамках ФЦП по проблеме толерантности (2001-2005); 2) методика М. Ро-кича «Ценностные ориентации» для выявления ценностных предпочтений личности; 3) опросник «САМОАЛ» Н.Ф. Калиной для определения показателей самоактуализации; 4) опросник «Стиль мышления» (авторы: А. Харрисон и Р. Брэмсон; адаптирован А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой) для определения преобладающих интеллектуальных стилей мышления; 5) опросник Д. Кейрси для диагностики типологических характеристик личности [2, с. 266], основанный на оценке выделенных К.Г. Юнгом четырех дихотомических признаков: «экстраверсия» - «интроверсия» (Extraversión - Intraversión), то есть предпочтительная установка; «ощущение» - «интуиция» (Sensing -Intuition), то есть предпочтительный способ восприятия информации; «мышление» - «чувство» (Thinking - Feeling), то есть предпочтительный способ принятия решений; «рациональность» -«иррациональность» (Judging - Perceiving), то есть предпочитаемый способ ориентации в окружающем мире. Сочетание предпочтений одного из полюсов каждой из четырех шкал дает обозначение одного из 16 типов. Д. Кейрси выделил и придал особое значение двухбуквенным сочетаниям, отражающим психологические портреты, отличающиеся ценностно-мотивационными особенностями: SJ, NF, NT, SP.

В исследовании приняли участие студенты I курса технических, экономических, гуманитарных специальностей НГТУ Общий объем выборки - 302 чел. Возраст от 16 до 20 лет.

В результате разделения выборки с учетом правила нормального распределения на группы с низким и высоким уровнем толерантности и сравнения в указанных группах преобладающих

интеллектуальных стилей мышления было выявлено, что в группе низкотолерантных студентов по сравнению с группой с высоким уровнем толерантности значимо больше субъектов с выраженностью прагматического стиля (и =769,5; р<0,01).

4 эмп У У ± У /

Указанные результаты свидетельствуют о том, что наиболее интолерантными являются студенты, в интеллектуальной сфере которых выражены стратегии прагматического стиля. Этот результат можно объяснить тем, что стратегии прагматического стиля основаны на эклектическом подходе, что отражается в стремлении к соединению разнородных, зачастую противоположных взглядов с целью получения выгоды [4, с. 239]. Возможно, данные стратегии отражаются в стремлении к негуманным, манипулятивным действиям при разрешении проблемных ситуаций, что препятствует толерантному взаимодействию. Отсюда следует, что мышление толерантных студентов характеризуется отвержением стратегий прагматического стиля и связанным с этим отсутствием стремления к получению личной выгоды при разрешении проблемной ситуации.

В результате сравнения распределения представленности типов в группах с низким и высоким уровнем толерантности (см. рис. 1), мы обнаружили, что в группе с низким уровнем толерантности по сравнению с группой высокотолерантных студентов достоверно больше количество субъектов сенсорно-спонтанного типа SP (ф =2,44,

1 4 т эмп 7 7

р<0,01). Данный факт можно объяснить тем, что для данного типа характерна ценность эмпирического, основанного на фактах, познания и ориентация на действие и спонтанные поступки в поведении [2, с. 31], что, как показывает обнаруженный нами результат, способствует проявлению инто-лерантности в межличностном взаимодействии.

Группа с низким уровнем толерантности (n=44)

32% 34%

23%---- 11%

□ NF

■ N1

□ SP

□ S

Группа с высоким уровнем толерантности (n=50)

□ ь- Z

■ н Z

□ SP

□ S

Рис. 1. Распределение психологических типов в группах с низким и высоким уровнем толерантности

Рис. 2. Распределение психологических типов в группах с низким и высоким уровнем толерантности

Мы также подробно изучили особенности когнитивной и ценностно-мотивационной сферы студентов типологических групп SJ, ОТ, N1, SP с низким и высоким уровнем толерантности (см. рис. 2, 3, 4).

При распределении типов внутри типологических групп с низким и высоким уровнем толерантности (см. рис. 2) нами выявлено, что студенты группы ^ с высокой толерантностью отличается от студентов группы SJ с низкой толерантностью большей выраженностью типологической характеристики «чувство» как функции принятия решения в структуре психологического типа (и =72, р<0,04). Отсюда следует, что толерантность внутри типологической группы SJ связана с выраженностью ориентации на чувства и субъективные оценки при принятии решения.

Обнаружено, что среди студентов группы ^ с высокой толерантностью значимо больше типов с доминированием функции «чувство» в структуре психологического типа (ф =2,58, р<0,004), что указывает на связь толерантности у студентов с типом № с преобладанием функции «чувство» и, как следствие, с направленностью внимания на собственные чувства и чувства других людей при принятии решения.

В группе студентов SP. наоборот, типы с характеристикой «чувство» значимо преобладают в группе с низкой толерантностью (ф =1.97. р<0,03). Отметим. что у студентов с типом SP характеристика «чувство» является вспомогательной функцией (в отличие от описанных выше толерантных студентов SJ и NF типа). а доминирующей является функция «ощущение», что свидетельствует о приоритете эмпирического способа познания и опоре на факты и способствует реалистичному. практичному подходу в жизненных ситуациях. Поэтому можно предположить. что в группе студентов с сенсорно-спонтанным типом SP сочетание характеристики «чувство» с доминирующей функцией «ощущение» будет способствовать прагматической направленности и. как следствие. препятствовать толерантному общению с окружающими.

Также нами обнаружены значимые различия в предпочтении ценностей в типологических группах с разным уровнем толерантности (см. рис. 3. 4).

Условные обозначения: ранг ценности отражает место ценности в иерархии ценностных предпочтений: ценность №9 1 - наиболее предпочитаемая ценность. ценность N° 18 - наименее предпочитаемая ценность. SJ1(n=18), №'1(п=23).

Рис. 3. Значимые различия по средним значениям рангов терминальных ценностей

в типологических группах

N1^=6), SP1(n=3) - группы с высокой толерантностью; SJ2(n=14), №2(п=15), N1^=5), SP2(n=10) -группы с низкой толерантностью.

Нами выявлено, что для студентов группы SJ с высокой толерантностью по сравнению с низкотолерантными SJ (см. рис. 3, 4) в большей степени характерна ориентация на ценности познания (различия значимы при и =65, р<0,05), связанная со стремлением к расширению кругозора, ценность счастья других (и =73,5, р<0,05), проявляющаяся в ориентации на благосостояние и развитие других, и большая степень предпочтения терпимости в процессе достижения цели (и =71, р<0,04). Получается, что выраженность толерантности у представителей группы SJ связана не только с их стремлением к личностному развитию, но также и ориентацией на содействие благополучию и совершенствованию окружающих людей.

Студенты группы NFс высокой толерантностью отличаются от низкотолерантных № значимо большим предпочтением ценности «красота природы и искусства» (различия значимы при и =91, р<0,02), что отражает их стремление к удовлетворению эстетических потребностей и направленности внимания к прекрасному в окружающей действительности, и ценности честности в качестве средств по достижению собственных целей (и =84, р<0,01). Указанные ценностные отличия свидетельствуют, на наш взгляд, о связи толерантности у студентов группы № с ориентацией на поиск гармонии в окружающей среде и ценностью гуманных, открытых взаимоотношений в сравнении с низкотолерантыми студентами №, ориентированными в большей степени на материально обеспеченную жизнь (иэмп=54,5, р<0,0004) в ценностных приоритетах и ценности независимости (и =100, р<0,03) в процессе достижения цели.

Рис. 4. Значимые различия по средним значениям рангов инструментальных ценностей

в типологических группах

Студентов группы NT с высокой толерантностью отличает от низкотолерантных N1 большая степень предпочтения инструментальной ценности «твердая воля» (различия значимы при и =0, р<0,01), что отражает ценность умения настоять на своем и не отступать перед трудностями. Поскольку представителей интуитивнологического типа N1 отличает стремление к исследованию законов природы, обусловленное независимостью их мышления и поведения [2, с. 51], вероятно, познание закономерностей в окружающей действительности способствует не только расширению кругозора, но и осознанию взаимосвязи существующих в природе явлений. Возможно, в связи с данной мотивационной направленностью у типов N1 развивается нравственно-ценностная позиция, обусловленная ориентацией на формирование устойчивых взглядов и убеждений об окружающем мире. Как следствие, у студентов группы NT выраженности толерантности способствует предпочтение твердой позиции в представлении своих взглядов и принципов.

Для студентов группы SP с высокой толерантностью в отличие от низкотолерантных студентов SP в большей степени характерна ценность любви (различия значимы при и =3,

А эмп 7

р<0,04) в жизненных устремлениях и большая значимость аккуратности (и =2, р<0,03) и честности (и =2, р<0,03) в качестве средств достижения целей. Указанные ценностные предпочтения свидетельствуют, по нашему мнению, о связи толерантности у студентов сенсорно-спонтанного типа SP с ориентацией на ценности гармоничных, близких межличностных отношений.

Кроме того, мы обнаружили, что толерантность имеет прямую взаимосвязь с показателем самоактуализации в группах SJ (гр=0,20, р<0,05) и № (г=0,23, р<0,01). Отсутствие взаимосвязи толерантности с показателями самоактуализации в группах N1 и SP может свидетельствовать о том, что ощущение самоактуализации у студентов данных типов напрямую не связано с ориентацией на толерантное поведение. Получается, что толерантные студенты в типологических группах не только отличаются ценностными предпочтениями, но и характеризуются особенностями процесса самоактуализации, что указывает на необ-

ходимость проведения дальнейшего исследования специфики процесса самоактуализации в контексте изучения толерантности у студентов разных типов личности.

Проведенное нами исследование показало, что уровень толерантности у студентов вуза связан со стилевыми особенностями их мышления. Так, на уровне интеллектуальных стилей мышления выраженность толерантности проявляется в отвержении стратегий прагматического стиля мышления при решении проблемных ситуаций, а на уровне эпистемологических стилей, представленных типологическими особенностями по типологии К.Г. Юнга, в выраженности характеристики в структуре типа, проявляющейся в ориентации на субъективные чувства и достоверно меньшей представленности иррациональных типов среди высокотолерантных студентов. Указанные стилевые особенности толерантной личности отражаются в иерархии ценностных предпочтений и особенностях проявления самоактуализации в исследуемых типологических группах.

Таким образом, можно сказать, что толерантность - сложное и многогранное личностное качество, важными компонентами которого являются стилевые особенности мышления, свидетельствующие об отличительных особенностях познавательной картины мира, что находит отражение в особенностях ценностно-мотивационной сферы личности.

Библиографический список

1. Касьянова Е.И. Нравственные основы толерантности: Монография. - Иркутск: ИрГУПС, 2006. - 180 с.

2. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 288 с.

3. Меньшикова Л.В., Шемелина О.С., Кавун Л.В., Аксенова Л.А. Психология личности: психолого-педагогические основы толерантности: Учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. - 68 с.

4. ХолоднаяМ.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: Учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.

5. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 761 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.