Научная статья на тему 'Соотношение интеллектуальных стилей и психологических типов в структуре личности студентов вуза'

Соотношение интеллектуальных стилей и психологических типов в структуре личности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
534
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ СТИЛИ / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА / TYPOLOGY OF PERSON BY C.G. JUNG / INTELLECTUAL STYLES OF THINKING AND STYLES DETERMINING INDIVIDUAL WORLD OUTLOOK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рудыхина Ольга Валерьевна, Шемелина Ольга Сергеевна

В данной работе психологические типы, выделенные в теории К.Г. Юнга и получившие конкретизацию в подходе Д. Кейрси, рассматриваются во взаимосвязи с интеллектуальными стилями, представленными в подходе А. Харрисона и Р. Брэмсона. Получены значимые результаты, свидетельствующие о возможности и целесообразности рассмотрения психологических типов К.Г. Юнга в качестве эпистемологических стилей, отражающих особенности познавательной картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parity of styles of thinking and psychological types in structure of the person of students of higher school

In the given work, psychological types under K.G. Jung theory are considered in interrelation with intellectual styles of thinking. The significant results testify to possibility and expediency of consideration of psychological types of the person in quality the styles determining individual picture of the world.

Текст научной работы на тему «Соотношение интеллектуальных стилей и психологических типов в структуре личности студентов вуза»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923.33

Рудыхина Ольга Валерьевна

Новосибирский государственный технический университет

[email protected]

Шемелина Ольга Сергеевна

Новосибирский государственный технический университет

[email protected]

СООТНОШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В данной работе психологические типы, выделенные в теории К.Г. Юнга и получившие конкретизацию в подходе Д. Кейрси, рассматриваются во взаимосвязи с интеллектуальными стилями, представленными в подходе А. Харрисона и Р. Брэмсона. Получены значимые результаты, свидетельствующие о возможности и целесообразности рассмотрения психологических типов К.Г. Юнга в качестве эпистемологических стилей, отражающих особенности познавательной картины мира.

Ключевые слова: интеллектуальные и эпистемологические стили, типология личности К.Г. Юнга.

Современным этапом развития системы высшего образования в России является переход на Болонскую систему обучения. Закономерно, что данный процесс требует внесения изменений в систему преподавания учебных дисциплин. Наряду с этим в настоящее время обостряется проблема несогласованности требований обеспечения студентов профессиональными знаниями и необходимости учета их психологических особенностей в процессе преподавания учебных дисциплин. Поэтому в данных условиях является не только актуальным, но и востребованным практическое осуществление индивидуального подхода в процессе обучения.

Проблема организации оптимального способа образовательного процесса имеет длительную историю. В конце 80-х гг. XX столетия она получила новый поворот в связи с развитием когнитивно-стилевого подхода (H. Witkin, R. Gardner, D. Kolb, L. Curry, J. Kagan, P. Honey, A. Mumford,

D. Wardell, J. Royce, R. Sternberg, Е.Л. Григорен-ко, Б. Лу Ливер, В.А. Колга, М.А. Холодная, И.П. Шкуратова). Особенное внимание современные ученые уделяют изучению познавательных стилей, которые, как отмечает М.А. Холодная [3, с. 281], отражают не только специфику склада индивидуального ума, но и форму проявления индивидуальных способностей.

Наряду с вышесказанным существуют следующие тенденции.

Во-первых, в контексте изучения стилей учения исследователи предпринимают попытку объединить разные подходы. В частности, Б. Лу Ливер выделяет стили учения учащихся с учетом доминирования левого I правого полушария головного мозга [1, с. 89], Д. Колб предлагает модель стилей учения с учетом четырех стадий учения (D. Kolb, 1984), Л. Карри предлагает «трехслойную модель» стиля (L. Curry, 1987), внутренним слоем которой являются личностные типы, представленные в подходе К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс. Во-вторых, в контексте изучения познавательных стилей в последнее время исследователи уделяют внимание изучению эпистемологических стилей, являющихся стилями высокого порядка и отражающих особенности познавательной картины мира (J. Royce, D. Wardell, Ch. Nosal). Кроме того, возникают предположения, в частности, представленные в работе М.А. Холодной [3, с. 244], о том, что типологию личности К.Г. Юнга можно рассматривать в качестве эпистемологических стилей. В-третьих, в области дифференциальной психологии возрастает интерес к типологии К.Г. Юнга [5]. Так, с одной стороны, Briggs-Myers, McCaulley (1985), D. Keirsey (1998) предложены варианты конкретизации типологии личности К.Г. Юнга, а, с другой стороны, Б.В. Овчинниковым, И.М. Владимировой, К.В. Павловым (2003) проведено многоплановое исследование, направленное на изучение психологических особенностей у студентов российс-

ких вузов с различными фундаментальными типами, выделенными в подходе Д. Кейрси на основе теории К.Г. Юнга; С.А. Богомаз (1999) предлагает и обосновывает билатеральную модель психики, опираясь на типологию личности К.Г Юнга; В.И. Окладников и Г.Г. Кухлова (2004) экспериментально подтверждают наличие тесной связи типологических характеристик, выделенных в подходе К.Г. Юнга, с особенностями адаптации личности;

Е.Ф. Абельская (2006) обосновывает возможность использования типологического подхода, обоснованного К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, к исследованию психического склада личности.

С учетом вышесказанного, как для теории, так и для практики когнитивно-стилевого подхода возникает необходимость составления целостного описания личности с учетом предпочитаемых познавательных стилей. На наш взгляд, решению данной задачи может способствовать определение места типологии личности К.Г. Юнга в контексте иерархии познавательных стилей. Поэтому в данной работе рассмотрены интеллектуальные стили (по типологии А. Харрисона и Р. Брэмсона, 1984), отражающие индивидуально-своеобразные способы выявления и формулирования проблемной ситуации и способы ее разрешения, и психологические типы, выделенные в теории К.Г. Юнга и получившие конкретизацию в подходе Д. Кейрси (1998) в качестве эпистемологических стилей, характеризующих индивидуально-своеобразные формы познавательного отношения к окружающему миру.

Таким образом, целью данного исследования является определение взаимосвязи особенностей психологического типа, выделенных в теории К.Г. Юнга, с интеллектуальными стилями.

Предмет исследования - взаимосвязь интеллектуальных стилей и особенностей психологического типа личности.

Объект исследования - особенности интеллектуальных стилей у личности с определенным психологическим типом.

Методы исследования: психологическое тестирование, методы статистической обработки данных (гр - коэффициент линейной корреляции Пирсона, и - критерий Манна-Уитни).

В исследовании использованы методики: 1) Опросник «Стиль мышления» (авторы: А. Харрисон и Р. Брэмсон; адаптирован А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой) для определения преобладающих интеллектуальных стилей; 2) Опросник Д. Кейрси для диагностики типологических характеристик личности [2, с. 266], основанный на оценке выделенных К.Г Юнгом четырех дихотомических признаков: «экстраверсия» (Е) - «интровер-сия» (I), то есть предпочтительная установка; «ощущение» ^) - «интуиция» (Ы), то есть предпочтительный способ восприятия информации; «мышление» (Т) - «чувство» (Б), то есть предпочтительный способ принятия решений; «рациональность» (Д) - «иррациональность» (Р), то есть предпочитаемый способ ориентации в окружающем мире. Сочетание предпочтений одного из полюсов каждой из четырех шкал дает обозначение одного из 16 психологических типов. Д. Кей-рси выделил и придал особое значение двухбуквенным сочетаниям, отражающим фундаментальные типы, отличающиеся ценностно-мотивационными особенностями: SP, SJ, КТ, КБ.

Описание выборки. В исследовании приняли участие студенты 1 курса технических, экономических, гуманитарных специальностей НГТУ Об-

Таблица1

Значимые корреляционные связи показателей интеллектуальных стилей с характеристиками психологического типа

Характеристика типа ИнтеллектУ-^\^^ альный стиль S N Т F

Синтетический стиль - гр = 0,27 - -

Идеалистический стиль - гр = 0,27 - гр = 0,24

Прагматический стиль гр = 0,20 - - -

Аналитический стиль - - гр = 0,27 -

Реалистический стиль гр = 0,21 - - -

Условные обозначения: гр - коэффициент линейной корреляции Пирсона; корреляции при уровне значимости р < 0,01

щий объем выборки - 302 чел. Возраст от 16 до 20 лет.

Результаты исследования: описание и обсуждение. Анализ статистической представленности типов, сформированных по методике Д. Кейрси, свидетельствует об общих тенденциях распределения фундаментальных типов в России [2, с. 150]. Так, нами выявлены два типа личности, распространенные по численности: SJ (44%) и № (37%), а также малочисленные типы: 1ЧТ (11%) и SP (8%).

Нами были выявлены взаимосвязи характеристик психологического типа с показателями выраженности интеллектуальных стилей (см. табл. 1), а также средние значения показателей интеллектуальных стилей у представителей различных фундаментальных типов (см. рис. 1).

Обнаружено, что степень предпочтения психологической функции «ощущение» имеет положительную связь с показателями прагматического и реалистического стилей (см. табл. 1). Вероятно, этот факт обусловлен особенностями данных стилей: для них характерна опора на факты и ориентация на получение практически значимых результатов. Представители прагматического стиля опираются на эклектический подход [3, с. 238], который проявляется в опоре на личный опыт при решении проблемы, а представители реалистического стиля - на индуктивный подход [3, с. 239], проявляющийся в предпочтении объективной реальности. Указанные харак-

теристики тесно связаны с ориентацией на объективные данные и вниманием к опыту и фактам при восприятии происходящего, что отражает сущность функции «ощущение» [2, с. 26].

Выявлено, что существует положительная связь между степенью предпочтения функции «интуиция» и показателями выраженности синтетического и идеалистического стилей, что согласуется с описанием указанных стилей [3, с. 238]. Так, для реализации стратегий, как синтетического стиля, так и идеалистического стиля важна опора на интуицию, которая позволяет выйти за пределы наличной ситуации и составить целостное представление о происходящем.

Также показатели идеалистического стиля положительно коррелируют со степенью выраженности психологической функции «чувство», что, возможно, обусловлено особенностями данного стиля: направленностью на учет целей и ценностей людей при принятии решения в проблемной ситуации [3, с. 238]. Очевидно, что функция «чувство», особенностью которой является ориентация на субъективные оценки и чувства, в сочетании с интуицией будет способствовать не только целостному видению жизненной ситуации, но и ориентации человека на учет ценностей и целей людей, вовлеченных в данную ситуацию. Отсюда можно предположить, что выраженность указанных функций в структуре типа личности на уровне интеллектуальных стилей про-

Рис. 1. Распределение средних балльных значений интеллектуальных стилей у представителей различных фундаментальных типов.

Фундаментальные типы, выявленные с помощью методики Д. Кейрси: SP - сенсорно-спонтанный тип;

SJ - сенсорно-планирующий тип; N1 - интуитивно-логический тип; №" - интуитивно-чувствующий тип; Интеллектуальные стили: С - синтетический, И - идеалистический, П - прагматический, А - аналитический,

Р - реалистический.

явится в выраженности идеалистического стиля.

Установлено, что степень предпочтения функции «мышление» положительно коррелирует со степенью выраженности аналитического стиля. Этот результат можно объяснить тем, что реализация стратегий аналитического стиля обусловлена дедуктивным подходом [3, с. 239], и, как следствие, проявляется в ориентации на построение ясной, упорядоченной картины происходящего. В свою очередь предпочтение функции «мышление» определяет направленность на анализ, учет принципов целесообразности, последовательности при принятии решений в жизненных ситуациях [2, с. 26].

Далее рассмотрим средние значения показателей интеллектуальных стилей у студентов с различными фундаментальными типами (см. рис. 1).

Поскольку, согласно нашим данным, типы SJ и NF являются преобладающими, в первую очередь были проанализированы особенности профиля интеллектуальных стилей у представителей каждого типа и обнаружено:

1. Представителей интуитивно-чувствующе-го типа (NF) в сравнении с субъектами SJ-типа отличают значимо высокие показатели синтетического стиля (и = 6279,5, р < 0,05) и идеалис-

Х эмп 7 7 ± 7 У

тического стиля (и = 5831,5, р < 0,01).

эмп

2. Представителей сенсорно-планирующего типа (SJ) в сравнении с субъектами №-типа отличают значимо высокие показатели прагматического стиля (и = 6105, р < 0,05).

эмп

Среди малочисленных типов №Г и SP были обнаружены особенности профиля интеллектуальных стилей у представителей каждого типа:

1. Представителей интуитивно-логического типа (NT) в сравнении с субъектами SP-типа отличают значимо высокие показатели аналитического стиля (и = 221,5, р < 0,01).

эмп

2. Представителей сенсорно-спонтанного типа (SP) в сравнении с субъектами №Г-типа отличают значимо высокие показатели прагматического стиля (и = 247, р < 0,01).

эмп

Поскольку представителей SJ-типа и SP-типа объединяет предпочтение психологической функции «ощущение» при восприятии жизненных событий, мы рассмотрели различия в степени выраженности интеллектуальных стилей между данными типами и обнаружили, что представителей SJ-типа в сравнении с субъектами SP-типа отличают значимо высокие показатели аналитического стиля (и = 1377, р < 0,05).

эмп

В связи с тем, что представителей NF-типа и NT-типа объединяет предпочтение психологической функции «интуиция» при восприятии жизненных событий, мы рассмотрели различия в степени выраженности интеллектуальных стилей между данными типами и выявили, что представителей NT-типа в сравнении с субъектами №-типа отличают значимо высокие показатели аналитического стиля (и = 1163, р < 0,05).

эмп

Полученные результаты показывают, что профиль интеллектуальных стилей у студентов с различными типами имеет свою специфику. Так, у представителей NF-типа более выражены идеалистический и синтетический стили (по сравнению с типом SJ). Для субъектов SJ-типа характерна значимо большая степень выраженности прагматического стиля (по сравнению с типом ОТ) и аналитического стиля (по сравнению с типом SP). У студентов SP-типа более выражен прагматический стиль (по сравнению с типом №Г). У субъектов NT-типа в большей степени выражен аналитический стиль (по сравнению с типом SP).

Наряду с наличием характерных для представителей каждого фундаментального типа интеллектуальных стилей был выявлен интересный факт. Так, в профиле интеллектуальных стилей у студентов ОТ'-типа идеалистический стиль, отражающий характерные для данного типа особенности, не является доминирующим, тогда как аналитический и реалистический стили находятся в зоне явного предпочтения (см. рис. 1). На наш взгляд, это связано с тем, что традиционная система образования ориентирована на формально-логический подход при передаче знаний, что способствует развитию стратегий аналитического стиля у учащихся, и в силу ориентации на объективные знания - развитию реалистического стиля. Мы полагаем, что поскольку до сих пор в современном вузе отсутствует практическая реализация индивидуального подхода к процессу обучения, существует опасность для продуктивной самореализации студентов определенных типов личности. Данное предположение подтверждают результаты проведенного нами ранее исследования [3]: представители сенсорно-спонтанного типа (SP) в большей степени по сравнению с представителями других типов отличаются интолерантностью в межличностном взаимодействии. Учитывая характерные для представителей данного типа стремление к свободе и им-

пульсивность поведения, можно предположить наличие у них трудностей реализации своего потенциала в условиях традиционной системы образования.

Выводы. Полученные нами результаты свидетельствуют о наличии взаимосвязи особенностей психологического типа со степенью выраженности интеллектуальных стилей. Учитывая, что ранее нами была обнаружена специфика ценностно-мотивационной сферы у представителей различных фундаментальных типов, выделенных в подходе Д. Кейрси на основе теории К.Г. Юнга [3], мы приходим к пониманию о правомерности и целесообразности рассмотрения типологии личности К.Г. Юнга в качестве классификации эпистемологических стилей.

Проведенное исследование показывает необходимость организации индивидуального подхода в системе современного высшего образования, а также целесообразность использования в данном процессе классификации психологичес-

ких типов, основанных на теории К.Г. Юнга, отражающих ценностно-мотивационные предпочтения и в целом особенности познавательного отношения к окружающему миру.

Библиографический список

1. Ливер Б.Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 192 с.

2. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 288 с.

3. Рудыхина О.В. Взаимосвязь феномена толерантности с типологическими особенностями студентов вуза // Философия образования. -Вып. 3. - 2010. - С. 253-258.

4. ХолоднаяМ.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.

5. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 761 с.

УДК 159.923.3

Сордия Георгий Малхазиевич

Государственный академический университет гуманитарных наук (г. Москва)

[email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ЕГО АКТИВНОСТЬЮ В ИНТЕРНЕТЕ

Личность Интернет-пользователя изучается многими специалистами. Однако результаты этих исследований демонстрируют только некоторые личностные характеристики пользователя Интернета. Нашей целью стало изучение обобщенных характеристик личности Интернет-пользователя и их влияние на его деятельность в сети Интернет.

Ключевые слова: Интернет, личностные черты, личность пользователя, мотивация, погружение.

Всемирная виртуальная сеть Интернет, уже начиная с конца 70-х гг. а в нашей стране с середины 90-х гг. XX в., активно изучается психологами. Накоплено достаточно много эмпирических результатов исследований. Основная проблематика этих исследований сводится к изучению того, как сеть Интернет влияет на самого пользователя [4; 9; 11], каким образом можно использовать виртуальное пространство для исследований [5; 7], что такое «Интернет зависимость», каковы механизмы ее формирования и развития [2; 6; 12], гендерные различия в мотивации использования Интернет [3; 8; 10], и т.д.

Однако исследований обобщающих такое понятие как «личность Интернет пользователя» на данный момент в России не проводилось. Весьма интересным и недостаточно изученным является

то, как личностные характеристики пользователя влияют на его активность в виртуальной сети. Целью исследования стало комплексное изучение личностных и когнитивных характеристик Интернет пользователя влияющих на его активность в виртуальной сети. Г ипотезы исследования:

1. Существуют личностные характеристики, влияющие на характер активности пользователя в Интернете.

2. Личностные характеристики пользователя, влияют на характер его активности в Интернете.

3. Личностные характеристики, влияющие на характер активности пользователя в Интернете, зависят от пола и социально-демографических характеристик.

4. Когнитивные характеристики пользователя влияют на характер его активности в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.