ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.923.33
Рудыхина Ольга Валерьевна
Новосибирский государственный технический университет
Шемелина Ольга Сергеевна
Новосибирский государственный технический университет
СООТНОШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В данной работе психологические типы, выделенные в теории К.Г. Юнга и получившие конкретизацию в подходе Д. Кейрси, рассматриваются во взаимосвязи с интеллектуальными стилями, представленными в подходе А. Харрисона и Р. Брэмсона. Получены значимые результаты, свидетельствующие о возможности и целесообразности рассмотрения психологических типов К.Г. Юнга в качестве эпистемологических стилей, отражающих особенности познавательной картины мира.
Ключевые слова: интеллектуальные и эпистемологические стили, типология личности К.Г. Юнга.
Современным этапом развития системы высшего образования в России является переход на Болонскую систему обучения. Закономерно, что данный процесс требует внесения изменений в систему преподавания учебных дисциплин. Наряду с этим в настоящее время обостряется проблема несогласованности требований обеспечения студентов профессиональными знаниями и необходимости учета их психологических особенностей в процессе преподавания учебных дисциплин. Поэтому в данных условиях является не только актуальным, но и востребованным практическое осуществление индивидуального подхода в процессе обучения.
Проблема организации оптимального способа образовательного процесса имеет длительную историю. В конце 80-х гг. XX столетия она получила новый поворот в связи с развитием когнитивно-стилевого подхода (H. Witkin, R. Gardner, D. Kolb, L. Curry, J. Kagan, P. Honey, A. Mumford,
D. Wardell, J. Royce, R. Sternberg, Е.Л. Григорен-ко, Б. Лу Ливер, В.А. Колга, М.А. Холодная, И.П. Шкуратова). Особенное внимание современные ученые уделяют изучению познавательных стилей, которые, как отмечает М.А. Холодная [3, с. 281], отражают не только специфику склада индивидуального ума, но и форму проявления индивидуальных способностей.
Наряду с вышесказанным существуют следующие тенденции.
Во-первых, в контексте изучения стилей учения исследователи предпринимают попытку объединить разные подходы. В частности, Б. Лу Ливер выделяет стили учения учащихся с учетом доминирования левого I правого полушария головного мозга [1, с. 89], Д. Колб предлагает модель стилей учения с учетом четырех стадий учения (D. Kolb, 1984), Л. Карри предлагает «трехслойную модель» стиля (L. Curry, 1987), внутренним слоем которой являются личностные типы, представленные в подходе К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс. Во-вторых, в контексте изучения познавательных стилей в последнее время исследователи уделяют внимание изучению эпистемологических стилей, являющихся стилями высокого порядка и отражающих особенности познавательной картины мира (J. Royce, D. Wardell, Ch. Nosal). Кроме того, возникают предположения, в частности, представленные в работе М.А. Холодной [3, с. 244], о том, что типологию личности К.Г. Юнга можно рассматривать в качестве эпистемологических стилей. В-третьих, в области дифференциальной психологии возрастает интерес к типологии К.Г. Юнга [5]. Так, с одной стороны, Briggs-Myers, McCaulley (1985), D. Keirsey (1998) предложены варианты конкретизации типологии личности К.Г. Юнга, а, с другой стороны, Б.В. Овчинниковым, И.М. Владимировой, К.В. Павловым (2003) проведено многоплановое исследование, направленное на изучение психологических особенностей у студентов российс-
ких вузов с различными фундаментальными типами, выделенными в подходе Д. Кейрси на основе теории К.Г. Юнга; С.А. Богомаз (1999) предлагает и обосновывает билатеральную модель психики, опираясь на типологию личности К.Г Юнга; В.И. Окладников и Г.Г. Кухлова (2004) экспериментально подтверждают наличие тесной связи типологических характеристик, выделенных в подходе К.Г. Юнга, с особенностями адаптации личности;
Е.Ф. Абельская (2006) обосновывает возможность использования типологического подхода, обоснованного К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, к исследованию психического склада личности.
С учетом вышесказанного, как для теории, так и для практики когнитивно-стилевого подхода возникает необходимость составления целостного описания личности с учетом предпочитаемых познавательных стилей. На наш взгляд, решению данной задачи может способствовать определение места типологии личности К.Г. Юнга в контексте иерархии познавательных стилей. Поэтому в данной работе рассмотрены интеллектуальные стили (по типологии А. Харрисона и Р. Брэмсона, 1984), отражающие индивидуально-своеобразные способы выявления и формулирования проблемной ситуации и способы ее разрешения, и психологические типы, выделенные в теории К.Г. Юнга и получившие конкретизацию в подходе Д. Кейрси (1998) в качестве эпистемологических стилей, характеризующих индивидуально-своеобразные формы познавательного отношения к окружающему миру.
Таким образом, целью данного исследования является определение взаимосвязи особенностей психологического типа, выделенных в теории К.Г. Юнга, с интеллектуальными стилями.
Предмет исследования - взаимосвязь интеллектуальных стилей и особенностей психологического типа личности.
Объект исследования - особенности интеллектуальных стилей у личности с определенным психологическим типом.
Методы исследования: психологическое тестирование, методы статистической обработки данных (гр - коэффициент линейной корреляции Пирсона, и - критерий Манна-Уитни).
В исследовании использованы методики: 1) Опросник «Стиль мышления» (авторы: А. Харрисон и Р. Брэмсон; адаптирован А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой) для определения преобладающих интеллектуальных стилей; 2) Опросник Д. Кейрси для диагностики типологических характеристик личности [2, с. 266], основанный на оценке выделенных К.Г Юнгом четырех дихотомических признаков: «экстраверсия» (Е) - «интровер-сия» (I), то есть предпочтительная установка; «ощущение» ^) - «интуиция» (Ы), то есть предпочтительный способ восприятия информации; «мышление» (Т) - «чувство» (Б), то есть предпочтительный способ принятия решений; «рациональность» (Д) - «иррациональность» (Р), то есть предпочитаемый способ ориентации в окружающем мире. Сочетание предпочтений одного из полюсов каждой из четырех шкал дает обозначение одного из 16 психологических типов. Д. Кей-рси выделил и придал особое значение двухбуквенным сочетаниям, отражающим фундаментальные типы, отличающиеся ценностно-мотивационными особенностями: SP, SJ, КТ, КБ.
Описание выборки. В исследовании приняли участие студенты 1 курса технических, экономических, гуманитарных специальностей НГТУ Об-
Таблица1
Значимые корреляционные связи показателей интеллектуальных стилей с характеристиками психологического типа
Характеристика типа ИнтеллектУ-^\^^ альный стиль S N Т F
Синтетический стиль - гр = 0,27 - -
Идеалистический стиль - гр = 0,27 - гр = 0,24
Прагматический стиль гр = 0,20 - - -
Аналитический стиль - - гр = 0,27 -
Реалистический стиль гр = 0,21 - - -
Условные обозначения: гр - коэффициент линейной корреляции Пирсона; корреляции при уровне значимости р < 0,01
щий объем выборки - 302 чел. Возраст от 16 до 20 лет.
Результаты исследования: описание и обсуждение. Анализ статистической представленности типов, сформированных по методике Д. Кейрси, свидетельствует об общих тенденциях распределения фундаментальных типов в России [2, с. 150]. Так, нами выявлены два типа личности, распространенные по численности: SJ (44%) и № (37%), а также малочисленные типы: 1ЧТ (11%) и SP (8%).
Нами были выявлены взаимосвязи характеристик психологического типа с показателями выраженности интеллектуальных стилей (см. табл. 1), а также средние значения показателей интеллектуальных стилей у представителей различных фундаментальных типов (см. рис. 1).
Обнаружено, что степень предпочтения психологической функции «ощущение» имеет положительную связь с показателями прагматического и реалистического стилей (см. табл. 1). Вероятно, этот факт обусловлен особенностями данных стилей: для них характерна опора на факты и ориентация на получение практически значимых результатов. Представители прагматического стиля опираются на эклектический подход [3, с. 238], который проявляется в опоре на личный опыт при решении проблемы, а представители реалистического стиля - на индуктивный подход [3, с. 239], проявляющийся в предпочтении объективной реальности. Указанные харак-
теристики тесно связаны с ориентацией на объективные данные и вниманием к опыту и фактам при восприятии происходящего, что отражает сущность функции «ощущение» [2, с. 26].
Выявлено, что существует положительная связь между степенью предпочтения функции «интуиция» и показателями выраженности синтетического и идеалистического стилей, что согласуется с описанием указанных стилей [3, с. 238]. Так, для реализации стратегий, как синтетического стиля, так и идеалистического стиля важна опора на интуицию, которая позволяет выйти за пределы наличной ситуации и составить целостное представление о происходящем.
Также показатели идеалистического стиля положительно коррелируют со степенью выраженности психологической функции «чувство», что, возможно, обусловлено особенностями данного стиля: направленностью на учет целей и ценностей людей при принятии решения в проблемной ситуации [3, с. 238]. Очевидно, что функция «чувство», особенностью которой является ориентация на субъективные оценки и чувства, в сочетании с интуицией будет способствовать не только целостному видению жизненной ситуации, но и ориентации человека на учет ценностей и целей людей, вовлеченных в данную ситуацию. Отсюда можно предположить, что выраженность указанных функций в структуре типа личности на уровне интеллектуальных стилей про-
Рис. 1. Распределение средних балльных значений интеллектуальных стилей у представителей различных фундаментальных типов.
Фундаментальные типы, выявленные с помощью методики Д. Кейрси: SP - сенсорно-спонтанный тип;
SJ - сенсорно-планирующий тип; N1 - интуитивно-логический тип; №" - интуитивно-чувствующий тип; Интеллектуальные стили: С - синтетический, И - идеалистический, П - прагматический, А - аналитический,
Р - реалистический.
явится в выраженности идеалистического стиля.
Установлено, что степень предпочтения функции «мышление» положительно коррелирует со степенью выраженности аналитического стиля. Этот результат можно объяснить тем, что реализация стратегий аналитического стиля обусловлена дедуктивным подходом [3, с. 239], и, как следствие, проявляется в ориентации на построение ясной, упорядоченной картины происходящего. В свою очередь предпочтение функции «мышление» определяет направленность на анализ, учет принципов целесообразности, последовательности при принятии решений в жизненных ситуациях [2, с. 26].
Далее рассмотрим средние значения показателей интеллектуальных стилей у студентов с различными фундаментальными типами (см. рис. 1).
Поскольку, согласно нашим данным, типы SJ и NF являются преобладающими, в первую очередь были проанализированы особенности профиля интеллектуальных стилей у представителей каждого типа и обнаружено:
1. Представителей интуитивно-чувствующе-го типа (NF) в сравнении с субъектами SJ-типа отличают значимо высокие показатели синтетического стиля (и = 6279,5, р < 0,05) и идеалис-
Х эмп 7 7 ± 7 У
тического стиля (и = 5831,5, р < 0,01).
эмп
2. Представителей сенсорно-планирующего типа (SJ) в сравнении с субъектами №-типа отличают значимо высокие показатели прагматического стиля (и = 6105, р < 0,05).
эмп
Среди малочисленных типов №Г и SP были обнаружены особенности профиля интеллектуальных стилей у представителей каждого типа:
1. Представителей интуитивно-логического типа (NT) в сравнении с субъектами SP-типа отличают значимо высокие показатели аналитического стиля (и = 221,5, р < 0,01).
эмп
2. Представителей сенсорно-спонтанного типа (SP) в сравнении с субъектами №Г-типа отличают значимо высокие показатели прагматического стиля (и = 247, р < 0,01).
эмп
Поскольку представителей SJ-типа и SP-типа объединяет предпочтение психологической функции «ощущение» при восприятии жизненных событий, мы рассмотрели различия в степени выраженности интеллектуальных стилей между данными типами и обнаружили, что представителей SJ-типа в сравнении с субъектами SP-типа отличают значимо высокие показатели аналитического стиля (и = 1377, р < 0,05).
эмп
В связи с тем, что представителей NF-типа и NT-типа объединяет предпочтение психологической функции «интуиция» при восприятии жизненных событий, мы рассмотрели различия в степени выраженности интеллектуальных стилей между данными типами и выявили, что представителей NT-типа в сравнении с субъектами №-типа отличают значимо высокие показатели аналитического стиля (и = 1163, р < 0,05).
эмп
Полученные результаты показывают, что профиль интеллектуальных стилей у студентов с различными типами имеет свою специфику. Так, у представителей NF-типа более выражены идеалистический и синтетический стили (по сравнению с типом SJ). Для субъектов SJ-типа характерна значимо большая степень выраженности прагматического стиля (по сравнению с типом ОТ) и аналитического стиля (по сравнению с типом SP). У студентов SP-типа более выражен прагматический стиль (по сравнению с типом №Г). У субъектов NT-типа в большей степени выражен аналитический стиль (по сравнению с типом SP).
Наряду с наличием характерных для представителей каждого фундаментального типа интеллектуальных стилей был выявлен интересный факт. Так, в профиле интеллектуальных стилей у студентов ОТ'-типа идеалистический стиль, отражающий характерные для данного типа особенности, не является доминирующим, тогда как аналитический и реалистический стили находятся в зоне явного предпочтения (см. рис. 1). На наш взгляд, это связано с тем, что традиционная система образования ориентирована на формально-логический подход при передаче знаний, что способствует развитию стратегий аналитического стиля у учащихся, и в силу ориентации на объективные знания - развитию реалистического стиля. Мы полагаем, что поскольку до сих пор в современном вузе отсутствует практическая реализация индивидуального подхода к процессу обучения, существует опасность для продуктивной самореализации студентов определенных типов личности. Данное предположение подтверждают результаты проведенного нами ранее исследования [3]: представители сенсорно-спонтанного типа (SP) в большей степени по сравнению с представителями других типов отличаются интолерантностью в межличностном взаимодействии. Учитывая характерные для представителей данного типа стремление к свободе и им-
пульсивность поведения, можно предположить наличие у них трудностей реализации своего потенциала в условиях традиционной системы образования.
Выводы. Полученные нами результаты свидетельствуют о наличии взаимосвязи особенностей психологического типа со степенью выраженности интеллектуальных стилей. Учитывая, что ранее нами была обнаружена специфика ценностно-мотивационной сферы у представителей различных фундаментальных типов, выделенных в подходе Д. Кейрси на основе теории К.Г. Юнга [3], мы приходим к пониманию о правомерности и целесообразности рассмотрения типологии личности К.Г. Юнга в качестве классификации эпистемологических стилей.
Проведенное исследование показывает необходимость организации индивидуального подхода в системе современного высшего образования, а также целесообразность использования в данном процессе классификации психологичес-
ких типов, основанных на теории К.Г. Юнга, отражающих ценностно-мотивационные предпочтения и в целом особенности познавательного отношения к окружающему миру.
Библиографический список
1. Ливер Б.Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 192 с.
2. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 288 с.
3. Рудыхина О.В. Взаимосвязь феномена толерантности с типологическими особенностями студентов вуза // Философия образования. -Вып. 3. - 2010. - С. 253-258.
4. ХолоднаяМ.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.
5. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 761 с.
УДК 159.923.3
Сордия Георгий Малхазиевич
Государственный академический университет гуманитарных наук (г. Москва)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ЕГО АКТИВНОСТЬЮ В ИНТЕРНЕТЕ
Личность Интернет-пользователя изучается многими специалистами. Однако результаты этих исследований демонстрируют только некоторые личностные характеристики пользователя Интернета. Нашей целью стало изучение обобщенных характеристик личности Интернет-пользователя и их влияние на его деятельность в сети Интернет.
Ключевые слова: Интернет, личностные черты, личность пользователя, мотивация, погружение.
Всемирная виртуальная сеть Интернет, уже начиная с конца 70-х гг. а в нашей стране с середины 90-х гг. XX в., активно изучается психологами. Накоплено достаточно много эмпирических результатов исследований. Основная проблематика этих исследований сводится к изучению того, как сеть Интернет влияет на самого пользователя [4; 9; 11], каким образом можно использовать виртуальное пространство для исследований [5; 7], что такое «Интернет зависимость», каковы механизмы ее формирования и развития [2; 6; 12], гендерные различия в мотивации использования Интернет [3; 8; 10], и т.д.
Однако исследований обобщающих такое понятие как «личность Интернет пользователя» на данный момент в России не проводилось. Весьма интересным и недостаточно изученным является
то, как личностные характеристики пользователя влияют на его активность в виртуальной сети. Целью исследования стало комплексное изучение личностных и когнитивных характеристик Интернет пользователя влияющих на его активность в виртуальной сети. Г ипотезы исследования:
1. Существуют личностные характеристики, влияющие на характер активности пользователя в Интернете.
2. Личностные характеристики пользователя, влияют на характер его активности в Интернете.
3. Личностные характеристики, влияющие на характер активности пользователя в Интернете, зависят от пола и социально-демографических характеристик.
4. Когнитивные характеристики пользователя влияют на характер его активности в Интернете.