Выделенные формы и методы элективных курсов предполагают использование их в совокупности с целью формирования устойчивого ядра-комплекса социально значимых качеств личности как предпосылки к развитию социальных компетенций. Педагогической задачей выступает изучение уровня сформиро-ванности социально значимых качеств личности и целенаправленное воздействие на процесс их формирования с целью коррекции. То есть, по сути, процесс коррекции должен коснуться именно выделенных форм и методов элективных курсов, а также условий, обеспечивающих учебный процесс.
Особую значимость в организации вышеназванных элективных курсов приобретает проектная работа, которая одновременно может являться и формой контроля усвоенных знаний учащихся. Проектная работа позволяет реализовать практическую цель (достижение желаемого результата), ориентационную цель (ориентировать учащихся на выбор социально востребованной, а значит целесообразной профессии и соответствующего профиля обучения), педагогическую цель (активизация личностного потенциала учащихся и реализация ими своих способностей, склонностей, интересов). Как пример проектной работы может выступать методика распределения учащихся по микрогруппам
Библиографический список
(2-3 человека) в зависимости от сфер деятельности (естественнонаучная, техническая, гуманитарная) с целью проведения «профессиональных проб». Проектная работа включает выбор задания, определение цели и задач участия в проекте, разбивку на роли для поэтапного выполнения проекта, подготовку проекта, презентацию проекта, рефлексию. Важную роль проектной работы в процессе предпрофильной подготовки подчеркивают и другие педагоги, например, Т.Б. Парамонова и Т.В. Коничева, Н.С. Сайниев [2, 3].
Таким образом, для того чтобы средствами социально ориентированного лингвистического образования помочь школьникам в профессиональном самоопределении, необходимо четко и логично определить цели и задачи элективных курсов, их направленность на оказание помощи учащимся в выборе соответствующего профиля и профессиональном самоопределении, определить принципы педагогической организации, использовать адекватные формы и методы в рамках этих курсов, которые будут способствовать формированию устойчивого ядра, а именно, комплекса социально значимых качеств личности школьника как предпосылки к развитию социальных компетенций.
1. Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты). Материалы III международной научно-практической конференции 10-11 апреля 2013 года. Прага: Vedecko vydavatelske, 2013.
2. Парамонова Т.Б., Коничева Т.В. Предпрофильная и профильная подготовка как механизм реализации компетентностного подхода. Вестник Череповецкого государственного университета. 2009; 3 (22).
3. Сайниев Н.С. Разработка и реализация дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Уфа, 2010.
References
1. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v XXI veke: professional'noe stanovlenie lichnosti (filosofskie i psihologo-pedagogicheskie aspekty). Materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 10-11 aprelya 2013 goda. Praga: Vedecko vydavatelske, 2013.
2. Paramonova T.B., Konicheva T.V. Predprofil'naya i profil'naya podgotovka kak mehanizm realizacii kompetentnostnogo podhoda. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; 3 (22).
3. Sajniev N.S. Razrabotka i realizaciya didakticheskoj sistemy razvitiya tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya v processe obucheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2010.
Статья поступила в редакцию 19.01.14
УДК 37.011.33
Abramovskikh N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
Guseinova E.M., graduate student, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
HISTORIC-LOGICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF "TOLERANCE" IN SCIENTIFIC RESEARCH. In the article the authors present an analysis of the history of the origin of a concept of "tolerance" and mark out its semantic meanings in the different periods of the evolution of the human society. The specific attention is given to the analysis of the socialists' views on the problem of forming the tolerance of the individual. The analysis of philosophical, psychological and pedagogical approaches to the concept of "tolerance" is the main contents of the research. The analysis of views of such thinkers as M. Paduansky, E. Rotterdamsky, T. Mor, I. Kant, D. Lock, and some others is provided in the article. The interconnected characteristics of the concept of "tolerance" are allocated in the article: humanity, sense of temperance, mercy, wisdom, rationalism, virtue, friendship, forgiveness, consent, equality, cooperation and compromise. The authors conclude that tolerance played an important role in the history of development of humanistic community and was a positive model of formation of relationship in the society. Key words: tolerance, indulgence, religions tolerance, race tolerance.
Н.В. Абрамовских, д-р пед. наук, профессор Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут; E-mail: [email protected]
Э.М. Гусейнова, аспирант, Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут; E-mail: [email protected]
ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В статье анализируется история происхождения понятия «толерантность», выделяются его смысловые значения в разные периоды развития человеческого сообщества. Особое внимание уделяется анализу взглядов учёных по проблеме формирования толерантности личности. Основное содержание исследования составляет анализ философских, психолого-педагогических подходов к понятию «толерантность». В статье приведен анализ взглядов мыслителей М. Падуанского., Э. Роттердамского, Т. Мора, И. Канта, Д. Локка и др. В статье выделяются взаимосвязанные характеристики понятия «толе-
рантность»: человеколюбие, чувство умеренности, милосердия, мудрости, рационализма, добродетели, дружбы, прощения, согласия, равенства, сотрудничества и компромисса. В конце статьи делаются выводы о том, что толерантность играла важную роль в истории развития гуманистического сообщества и являлась положительной моделью формирования взаимоотношений в обществе.
Ключевые слова: толерантность, терпимость, веротерпимость, межэтническая толерантность.
Современная социокультурная ситуация в России характеризуется сменой приоритетов и ценностей, особым значением полиэтнической составляющей общественного развития, включающей в себя непосредственное окружение личности, представляющее из себя единство материальных и духовных факторов жизнедеятельности разных наций и народов. Поэтому проблема формирования межэтнической толерантности является актуальной для системы образования, включая ее соответствующие уровни, в том числе и дошкольное образование. Центральным понятием в данной системе является понятие «толерантность», которое включает множество взаимосвязанных компонентов: толерантность как ценность, как система, как результат. Формирование толерантности личности, начиная с дошкольного возраста, играет большую роль в становлении межэтнических ценностей государства, культурных ценностей гражданского общества. Вместе с тем, как и всякое социальное явление, проблема формирования толерантности личности уходит своими корнями в глубины философии и педагогики и требует обращения к истории развития данного вопроса. Обращение к истории проблемы позволяет лучше понять ее истоки, ее суть, раскрыть исследуемое явление во всех его многообразных связях и отношениях.
Достаточно длительное время понятие «толерантность» носило пассивный смысл «страдания». Согласно данным словаря Ларусса, впервые термин толерантность (tolerance) упоминается в 1361 году [1]. Понятие «толерантность» как tolerance по определению Оксфордского университетского словаря этимологии возникло ещё в XV веке, а как toleration - в XVI веке. В рассматриваемый период итальянский теолог Марсилий Падуанский (1275 - 1343) высказал идею отказаться от жестких предписаний Ветхого завета. Еще одна смысловая трактовка понятия «толерантность» соотносится с выносливостью, способностью переносить боль. К XVI веку к данному значению понятия «толерантность» добавляется значение «воздержанность», «сдержанность» и «позволение». Во второй половине XVI века понятие толерантность распространяется по Европе, например, в Германии - toleranz.
Проявление противоположных позиций толерантности имеет много ярких исторических примеров. Так, можно выделить двух представителей XVI века, отличающихся противоположными позициями: это толерантный Эразм Роттердамский (1469 -1536) и не терпящий уступок, достаточно жестокий Мартин Лютер (1485 - 1546). Они сыграли большую роль в религиозных движениях Средневековья. Один доброжелательный гуманист, другой беспощадный радикал. Эразм Роттердамский напоминает католикам и протестантам, что дух Христа - это главным образом милосердие и любовь к ближнему. В свою очередь Мартин Лютер призывал народ «рубить», «душить», «колоть» восставших. В историю идей толерантности Мартин Лютер вошел благодаря своему трактату «О светской власти и о том, в какой мере ей следует повиноваться».
В 1516 году появилась работа Томаса Мора (1478 - 1535) «Утопия», которую часто называют оправданием толерантности. Эта работа оказала большое влияние на развитие идеи толерантности в обществе. Утопия Томаса Мора содержит множество религий. Толерантность в отношении разнообразных культов, по мнению Р.Р. Валитовой, в «Утопии» Томаса Мора оправдана по трем причинам: их многообразие, возможно, желанно Богу во имя испытания людей; в испытании истина всегда победит ложь и заблуждение; толерантность необходима во имя мира [2].
В XVII веке термин широко употребляется в религиозных кругах. Идея толерантности в христианской литературе приобретает форму веротерпимости. Понятие «толерантность» с этого момента приобретает особую популярность. В связи с идеями веротерпимости в 1689 году в Англии был принят «Акт о толерантности».
В дальнейшем идеи толерантности широко развивались в Европе, например, в раннем немецком гуманизме можно отметить работы Иоганна Рейхлина, Муциана Руфа, Себастьяна Франка и других. Особый интерес вызывает эссе Иммануила Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?», опубли-
кованное в декабрьском выпуске «Берлинского ежемесячного журнала», издаваемого Фридрихом Глике и Иоганном Бистером в 1784 году. Работа Канта начинается с определения непросвещенности как человеческой неспособности думать независимо и самостоятельно. Он обращает внимание на причины и условия непросвещенности людей. Говорит о том, что необходимо отменить церковный и государственный патернализм, что бы дать людям свободу использовать свой собственный интеллект. Кант является автором множества работ по проблеме толерантности, где он отмечает суть проблемы толерантности как отношения человека к «другому». Например, эссе Иммануила Канта «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» написанное в 1784 году. Эта работа состоит из девяти частей, в которых Кант утверждает о победе морали и рационализма над корыстным интересом индивидуализма. Во главу защиты своих аргументов он ставит развитие мировой истории и создание гражданского общества.
Выдающиеся ученые XVN-XVIM веков - Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо - выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости, результатом их деятельности стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.
В рамках развития теории толерантности особо интересен труд Дж. Локка «Опыт о веротерпимости», в котором он характеризует толерантность как непосредственную ценность, являющуюся основой взаимоотношений индивидов, принадлежащих к разным религиозным и культурным традициям. Кроме того, он отмечает, что любой человек имеет право на выбор собственного мнения и религиозных убеждений [2].
Голландский философ Бенедикт Спиноза, разъясняя политику веротерпимости, писал о том, чтобы люди жили вместе в гармонии, он подчеркивал важность свободы мнений, какими бы различными или даже откровенно противоречивыми они ни были.
В XVIII веке появляется важнейший документ Великой французской революции, определяющий права человека. Это «Декларация прав человека и гражданина» 26 августа 1789 года. В основе Декларации лежит идея равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Данный документ является началом современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами. Следует отметить, что в 2003 году ЮНЕСКО включила декларацию в реестр программы «Память мира», учрежденной в 1992 Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основная цель данной организации - защита всемирного документального наследия.
Актуальность проблемы толерантности в современном мире отражена в «Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости дискриминации на основе религии или убеждений», принятой на пленарном заседании 13 ноября 1981 года Генеральной Ассамблеей ООН. В «Декларации принципов толерантности», принятой и подписанной 16 ноября 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию, толерантность определяется «не только как моральный долг, но также как политическое и правовое требование» [3].
Однако И.В. Вачков отмечает, что слово «толерантность» в настоящее время по сравнению с периодом 2000-х годов в прессе и научных конференциях встречается все реже. И всё же это не означает, что проблема решена. В системе образования, в деятельности педагогов вопросы, связанные с толерантностью, возникают практически ежедневно. В работе Н.Е. Вераксы подчеркивается, что проблема толерантности приобретает межкультурный, межэтнический, межконфессиональный характер. Связано это с тем, что каждый этнос в нашей стране претендует на своё культурное пространство [4].
Проблеме формирования толерантной личности посвящены исследования К.А. Абдульхановой, Г.А. Асмоловой, В.В. Бойко, Л.Г. Дикой, Е.Г. Луковицкой, Л.М. Митиной, Г. Оллпорта, Е.В. Се-
лезневой, В.В. Семикиной, Г.У. Солдатовой, В.А. Тишковой и других. Попытка теоретического анализа самого понятия «толерантность» предпринята Н.А._ Асташовой, Р.Р. Волитовой, Е.А. Ильинской, Ю.А. Ищенко, И. Йовелом, И.В. Ксенофонтовым, В.А. Лекторским, О. Хёффе. Исследования Л.В. Коломийченко, Ф.С. Пак, М.В. Степанова и других авторов направлены на изучение проблемы формирования толерантной личности в дошкольном возрасте.
В большинстве работ, посвященных толерантности, исследователи сходятся во мнении, что работу по формированию толерантности необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте. Связано это с тем, что данный возрастной период является сенситивным для начала формирования большинства характеристик, лежащих в основе толерантности. Как отмечает Е.А. Ильинская, «на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков» [5].
Толерантность - понятие многозначное, оно широко используется в общественной жизни и в самых различных областях наук: философии, этике, политологии, педагогике, психологии, биологии, медицине и других.
Проблема толерантности начала своё становление как фи-лософско-мировоззренческая сравнительно недавно. Вместе с тем, вопрос о веротерпимости поднимали ещё Дж. Локк, Вольтер, Б. Спиноза и другие в Западной Европе, а в России к веротерпимости призывали Н. Бердяев, Н. Лосский, П. Мансуров, С.С. Соловьев, А. Хомяков, А. Шестов и другие.
В социально-философской, культурологической и политической литературе можно отметить разработку данной проблемы в работах М.М. Бахтина, О.Г. Дробницкого, И.С. Кона, К. Лоренца, Б.Ф. Поршинева, Ж.П. Сартра, Э. Фромма и других.
В современной научной литературе достаточно много разных взглядов исследователей на понятия «толерантность», вместе с тем, необходимо выделить единство в трактовках рассматриваемого понятия: толерантность - это отношение к различию другого индивида.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации -
Библиографический список
такое понятие толерантности дала Г.М. Коджаспирова в своем педагогическом словаре [6].
Справочники по социологии определяют толерантность как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. В целом толерантность проявляется на мировоззренческом уровне и проявляется в поступках. В содержании понятия «толерантность» можно выделить взаимосвязанные характеристики человеческой личности: человеколюбие, чувство умеренности, милосердия, мудрости, рационализма, добродетели, дружбы, прощения, согласия, равенства, сотрудничества и компромисса.
Дословный перевод термина толерантность - это терпение, а терпеть не значит уважать. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости. То есть пассивное принятие окружающей действительности.
Понятие «толерантность» благодаря смысловой насыщенности является своеобразной этической доктриной современности. Поэтому наряду с основами демократии, системой прав человека, толерантность сегодня является руководящим принципом, в соответствии с которым осуществляется образование, воспитание и развитие личности, формирование гуманных отношений в обществе.
В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли термин «толерантность» изменялся. Это естественное явление, так как менялось и само общество, и человеческие взаимоотношения.
В целом, проблема толерантности наиболее остро стояла там, где народы с различными религиозными взглядами были вынуждены жить вместе в пределах великих империй (например, империя Александра Македонского). Появление понятия «толерантность» связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые ХУИ-ХУШ веков - Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо - выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.
Таким образом, важно помнить из истории развития человеческой культуры, что толерантность играла важную роль и являлась положительной моделью формирования взаимоотношений в обществе.
1. Валитова Р.Р Толерантность как этическая проблема. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 1997.
2. Гаева А.С. Толерантность - императив политики мультикультурализма. Обозреватель. 2014; 5(292).
3. Ачасова Л.Ю. Толерантность в деятельности современного педагога. Педагогическое образование и наука. 2009; 11.
4. Капустина Н.Г. Деятельностный подход в формировании толерантности у детей 6-11 лет. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011; 4.
5. Ильинская Е.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2009.
6. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва: «Академия», 2001.
References
1. Valitova R.R. Tolerantnost'kak 'eticheskaya problema. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1997.
2. Gaeva A.S. Tolerantnost' - imperativ politiki mul'tikul'turalizma. Obozrevatel'. 2014; 5(292).
3. Achasova L.Yu. Tolerantnost' v deyatel'nosti sovremennogo pedagoga. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009; 11.
4. Kapustina N.G. Deyatel'nostnyj podhod v formirovanii tolerantnosti u detej 6-11 let. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; 4.
5. Il'inskaya E.A. Formirovanie tolerantnosti u detej starshego doshkol'nogo vozrasta sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.
6. Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskijslovar': dlya studentov vysshih isrednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: «Akademiya», 2001.
Статья поступила в редакцию 28.02.15
УДК 378
Balaban O.V., Professor, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia); E-mail: [email protected]
IMPROVISATION AS A MEANS OF ACQUISITION OF NATIONAL MUSICAL CULTURE. The article is devoted to learning the
art of improvisation in the study of Russian folk music. The results of the research describe the basic features of the folk improvisation,
among which organic relationship of the individual and the collective, the variable nature of the performance, due to the oral form