3. Zagvyaginskij V.I. Lichnostno-social'nyjpodhod v vospitanii. Moskva, 2006.
4. Klarin M.V. Obuchenie na osnove celostnogo lichnostnogo opyta. Innovacionnaya deyatel'nost' v obrazovanii. 1994; 2.
5. Kolshanskij G.V. Kommunikativnaya funkciya i struktura yazyka. Moskva, 1984.
6. Trubina G.F. Professional'noe samoopredelenie starsheklassnikov v processe izucheniya profil'nogo kursa na uroke inostrannogo yazyka. Ekaterinburg: UrG'EU, 2008.
7. Bim I.L. Profil'noe obuchenie inostrannym yazykam na starshejstupeni obscheobrazovatel'nojshkoly. Moskva: Prosveschenie, 2003.
8. Leont'ev AN. Kategoriya deyatel'nosti v sovremennoj psihologii. Voprosy psihologii. 1979; 3.
9. Koncepciya profil'nogo obucheniya na starshej stupeni obschego obrazovaniya. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2002; 5.
10. Gal'skova N.D. Sovremennye metody obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: ARKTI, 2003.
11. Spichko N.A. Proektirovanie 'effektivnoj obrazovatel'noj sredy pri obuchenii anglijskomu yazyku na 1 kurse pedagogicheskogo vuza (grammaticheskijaspekt, fakul'tet anglijskoj filologii). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
12. Polat E.S. Nekotorye konceptual'nye polozheniya organizacii distancionnogo obucheniya inostrannomu yazyku na baze komp'yuternyh telekommunikacij. Inostrannye yazyki v shkole. 1998; 5-6.
13. Polat E.S. Distancionnoe obuchenie. Kakim emu byt'? Pedagogika. 1999; 7.
14. Strategiya modernizaciisoderzhaniya obschego obrazovaniya. Moskva, 2001.
15. Hutorskoj A.V. Sovremennaya didaktika. Uchebnoe posobie. 2-e izdanie, pererabotannoe. Moskva: Vysshaya shkola, 2007.
Статья поступила в редакцию 15.02.14
УДК 37.02
Trubina G.F. Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ural State Economic University (Nizhni Tagil, Russia),
E-mail: gft@e-tagil.ru
ELECTIVE FOREIGN LANGUAGE COURSES AS A MEANS TO FORM SOCIALLY-ORIENTED INDIVIDUAL STUDENTS. This article analyzes the organization of learning a foreign language by students as part of elective courses in modern educational process and their impact on the quality of education and the choice of future profession. The author make an emphasis that elective courses facilitate to form a comprehensive and developed personality in students, who are ready for a choice of a profession that is socially popular, on the one hand, and form necessary abilities and aptitudes, on the other hand. The paper reflects the functional mechanism of elective courses in foreign languages on the formation of socially-oriented students through action on the social competence generated, presented the principles of pedagogical organization of socially-oriented elective courses in foreign languages, the principles of the pedagogical organization and adequate forms and methods of training in conditions of realization of elective socially-oriented courses on foreign languages at a comprehensive school are presented.
Key words: elective course, foreign language, quality of education, career choice, fully developed personality
Г.Ф Трубина, канд. пед. наук, доц., зам. директора филиала ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический
университет», г. Нижний Тагил, Е-mail: gft @e-tagil.ru
РОЛЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Статья посвящена анализу организации обучения учащихся иностранному языку в рамках элективных курсов в современном образовательном процессе и их влиянию на качество обучения и выбор будущей профессии, подготовку всесторонне развитой личности учащихся, нацеленной на выбор социально востребованной профессии, с одной стороны, и способности, склонности личности - с другой стороны. В работе отражён функциональный механизм воздействия элективных курсов по иностранным языкам на формирование социально ориентированной личности учащихся посредством воздействия на формируемые социальные компетенции, представлены принципы педагогической организации и адекватные формы и методы обучения в условиях реализации элективных социально ориентированных курсов по иностранным языкам в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: элективный курс, иностранный язык, качество обучения, выбор профессии, всесторонне развитая личность.
В современном образовательном процессе в школе появились элективные курсы, которые оказывают положительное влияние на качество обучения и помогают определиться с выбором будущей профессии. Вместе с тем, при проектировании элективных курсов необходимо, прежде всего, определиться со следующими компонентами их структуры и содержания, обеспечивающими максимальную эффективность при их реализации:
- цели и задачи;
- принципы и педагогические условия;
- использование форм и методов обучения;
- формы и методы диагностики результатов реализации курсов.
Цели и задачи элективных курсов обусловлены их сущностью, а именно, направленностью на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и выборе соответствующего профиля. Вне зависимости от типа элективных курсов, они обладают схожими целями и задачами. В рамках социально ориентированного и личностно ориентированного образования цели элективных курсов определены необходимостью соотнести между собой потребности социума в подготовке
всесторонне развитой личности учащихся, нацеленной на выбор социально востребованной профессии, с одной стороны, и способности, склонности личности - с другой стороны.
В таблице 1 отражен функциональный механизм воздействия элективных курсов по иностранным языкам на формирование социально ориентированной личности учащихся посредством воздействия на формируемые социальные компетенции. Как видно из таблицы, тип элективных курсов определяет акцент воздействия на формирование социальных компетенций. В графе 2 подчеркнуты компетенции, на которые осуществляется наибольшее влияние, но это не исключает того, что происходит воздействие на формирование и всех остальных выделенных нами групп социальных компетенций.
Принципами педагогической организации элективных социально ориентированных курсов по иностранным языкам выступают следующие:
- принцип плюрализации форм обучения (сочетание различных форм обучения);
- принцип вариативности (применение форм и методов, построение содержательной части курсов в зависимости от склонностей, интересов и уровня развития учащихся);
Таблица 1
Функциональный механизм воздействия предпрофильной подготовки по иностранным языкам в форме элективных курсов
на формирование социально ориентированной личности учащихся
Элективные курсы по иностранным языкам Формируемые компетенции Функции иностранных языков
Предметные Общекультурные Ценностно-мировоззренческие Творческо-познавательные Профессионально-трудовые Информационно-коммуникативные Формирование общекультурных и информационно-коммуникативных групп компетенций через информирование учащихся о роли и значении иностранных языков в профессиональном становлении специалиста
Ориентационные Профессионально-трудовые Общекультурные Ценностно-мировоззренческие Творческо-познавательные Информационно-коммуникативные Формирование профессионально-трудовых компетенций через информационную и ориентационную работу с учащимися средствами иностранных языков
- принцип социальной обусловленности (нацеленность на соответствие содержания программы социальным запросам и уровню подготовки учащихся);
- принцип субъект-субъектного взаимодействия (организация обучающего пространства по принципу «горизонтального взаимодействия» педагога с учащимися);
- принцип активизации творческого потенциала учащихся;
- принцип модульно-блочного построения учебной программы;
- принцип социально-педагогического партнерства (привлечение к учебным занятиям в рамках элективных курсов представителей различных организаций, имеющих отношение к профессиональной ориентации учащихся, в том числе - по иностранным языкам);
- принцип сочетания теории и практики;
- принцип наглядности.
Педагогическими условиями реализации элективных курсов выступают:
- стимулирование творческой активности учащихся через создание социально ориентированных (в том числе, профессионально ориентированных) проблемных ситуаций, что нацеливает на поиск нестандартных решений;
- демонстрация связи иностранных языков с реальной жизнью, что позволит наглядно продемонстрировать их социальную востребованность;
- формирование у учащихся положительной мотивации, создание ситуаций успеха.
Следующим компонентным звеном в системе организации элективных курсов в предпрофильной и профильной подготовке по иностранным языкам является выбор адекватных форм и методов обучения. Соглашаясь с мнением педагогического исследовательского коллектива (П.В. Валынкина, С.А. Кудрявцева, Т.В. Куликовой, Г.Н Яшковой), полагаем, что основой для профессионального самоопределения является сформированность жизненных ценностей в мире труда и профессий и их соотнесение с собственными возможностями, а также формирование навыков их применения посредством профессиональных проб [1]. На наш взгляд, это отражает личностно ориентированный, деятельностный подходы в рамках предпрофильной подготовки учащихся, поскольку ориентирует педагогов на использование, во-первых, более широкого взгляда на предпрофильную подготовку как на процесс формирования базовых жизненных ценностей, а не только как на процесс профессионального ориентирования. Во-вторых, подобный подход ориентирует педагогов на использование активных форм и методов обучения как средств осуществления «профессиональных проб» в рамках учебных занятий. Кроме того, для подросткового возраста характерна ориентация на групповые формы работы, что является дополнительным стимулом для практикования активных форм и методов занятий - тренингов, ролевых и деловых игр, групповых дискуссий, групповой проектной работы.
В таблице 2 представлены разработанные нами формы и методы проведения элективных курсов в соответствии с их основными функциями.
Таблица 2
Функции элективных курсов Формы и методы проведения элективных курсов
Когнитивная функция Проблемная лекция-дискуссия
Информационная функция Проблемная лекция-дискуссия Семинар-диспут Мастер-класс
Функция межпредметной коммуникации Проблемная лекция-дискуссия Семинар-диспут Исследовательская деятельность Проектная работа
Мотивационная функция Исследовательская деятельность Проектная работа Мастер-класс
Ориентационная функция Проблемная лекция-дискуссия Семинар-диспут Исследовательская деятельность Проектная работа Мастер-класс Ролевая игра Ориентационная игра
Функция активизации личностного потенциала Исследовательская деятельность Проектная работа Ролевая игра Ориентационная игра
Формы и методы проведения элективных курсов в соответствии с функциями
Выделенные формы и методы элективных курсов предполагают использование их в совокупности с целью формирования устойчивого ядра-комплекса социально значимых качеств личности как предпосылки к развитию социальных компетенций. Педагогической задачей выступает изучение уровня сформиро-ванности социально значимых качеств личности и целенаправленное воздействие на процесс их формирования с целью коррекции. То есть, по сути, процесс коррекции должен коснуться именно выделенных форм и методов элективных курсов, а также условий, обеспечивающих учебный процесс.
Особую значимость в организации вышеназванных элективных курсов приобретает проектная работа, которая одновременно может являться и формой контроля усвоенных знаний учащихся. Проектная работа позволяет реализовать практическую цель (достижение желаемого результата), ориентационную цель (ориентировать учащихся на выбор социально востребованной, а значит целесообразной профессии и соответствующего профиля обучения), педагогическую цель (активизация личностного потенциала учащихся и реализация ими своих способностей, склонностей, интересов). Как пример проектной работы может выступать методика распределения учащихся по микрогруппам
Библиографический список
(2-3 человека) в зависимости от сфер деятельности (естественнонаучная, техническая, гуманитарная) с целью проведения «профессиональных проб». Проектная работа включает выбор задания, определение цели и задач участия в проекте, разбивку на роли для поэтапного выполнения проекта, подготовку проекта, презентацию проекта, рефлексию. Важную роль проектной работы в процессе предпрофильной подготовки подчеркивают и другие педагоги, например, Т.Б. Парамонова и Т.В. Коничева, Н.С. Сайниев [2, 3].
Таким образом, для того чтобы средствами социально ориентированного лингвистического образования помочь школьникам в профессиональном самоопределении, необходимо четко и логично определить цели и задачи элективных курсов, их направленность на оказание помощи учащимся в выборе соответствующего профиля и профессиональном самоопределении, определить принципы педагогической организации, использовать адекватные формы и методы в рамках этих курсов, которые будут способствовать формированию устойчивого ядра, а именно, комплекса социально значимых качеств личности школьника как предпосылки к развитию социальных компетенций.
1. Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты). Материалы III международной научно-практической конференции 10-11 апреля 2013 года. Прага: Vedecko vydavatelske, 2013.
2. Парамонова Т.Б., Коничева Т.В. Предпрофильная и профильная подготовка как механизм реализации компетентностного подхода. Вестник Череповецкого государственного университета. 2009; 3 (22).
3. Сайниев Н.С. Разработка и реализация дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Уфа, 2010.
References
1. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v XXI veke: professional'noe stanovlenie lichnosti (filosofskie i psihologo-pedagogicheskie aspekty). Materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 10-11 aprelya 2013 goda. Praga: Vedecko vydavatelske, 2013.
2. Paramonova T.B., Konicheva T.V. Predprofil'naya i profil'naya podgotovka kak mehanizm realizacii kompetentnostnogo podhoda. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; 3 (22).
3. Sajniev N.S. Razrabotka i realizaciya didakticheskoj sistemy razvitiya tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya v processe obucheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2010.
Статья поступила в редакцию 19.01.14
УДК 37.011.33
Abramovskikh N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: natali-270171@mail.ru
Guseinova E.M., graduate student, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: natali-270171@mail.ru
HISTORIC-LOGICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF "TOLERANCE" IN SCIENTIFIC RESEARCH. In the article the authors present an analysis of the history of the origin of a concept of "tolerance" and mark out its semantic meanings in the different periods of the evolution of the human society. The specific attention is given to the analysis of the socialists' views on the problem of forming the tolerance of the individual. The analysis of philosophical, psychological and pedagogical approaches to the concept of "tolerance" is the main contents of the research. The analysis of views of such thinkers as M. Paduansky, E. Rotterdamsky, T. Mor, I. Kant, D. Lock, and some others is provided in the article. The interconnected characteristics of the concept of "tolerance" are allocated in the article: humanity, sense of temperance, mercy, wisdom, rationalism, virtue, friendship, forgiveness, consent, equality, cooperation and compromise. The authors conclude that tolerance played an important role in the history of development of humanistic community and was a positive model of formation of relationship in the society. Key words: tolerance, indulgence, religions tolerance, race tolerance.
Н.В. Абрамовских, д-р пед. наук, профессор Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут; E-mail: natali-270171@mail.ru
Э.М. Гусейнова, аспирант, Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут; E-mail: natali-270171@mail.ru
ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В статье анализируется история происхождения понятия «толерантность», выделяются его смысловые значения в разные периоды развития человеческого сообщества. Особое внимание уделяется анализу взглядов учёных по проблеме формирования толерантности личности. Основное содержание исследования составляет анализ философских, психолого-педагогических подходов к понятию «толерантность». В статье приведен анализ взглядов мыслителей М. Падуанского., Э. Роттердамского, Т. Мора, И. Канта, Д. Локка и др. В статье выделяются взаимосвязанные характеристики понятия «толе-