органов местного самоуправления, правоохранительных органов, национальных общественных объединений по вопросам гармонизации межнациональных отношений и профилактики межэтнических конфликтов в российском обществе, определяет необходимость выработки комплекса практических мер по противодействию этническому и религиозно-политическо-
му экстремизму в Российской Федерации. Основой для этой работы может стать разрабатываемый нами социально-культурный подход, в рамках которого социально-культурное взаимодействие раскрывает свои возможности в формировании нового облика общественных отношений, духовно-ценностной консолидации российского общества.
Примечания
1. Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: [материалы Всероссийской научно-практической конференции] / под редакцией А.-Н.З. Дибирова, М.Я. Яхьяева, A.M. Муртазалиева, К.М. Ханбабаева. - Махачкала: Лотос, 2008. - Т. I. - 608 с.
2. Колов, А. М. Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму: лекция / А.М. Колов. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2о08. - 59 с.
3. Орлова, Э. А. Культурная (социальная) антропология: [учебное пособие для вузов] / Э.А. Орлова. - М.: Академический Проект, 2004. - 480 с.
4. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) // Международно-правовые и российские нормативные правовые акты в сфере противодействия терроризму и экстремизму: [сборник нормативных правовых документов (извлечений)] / под общ. ред. Ю.Н. Демидова; сост.: Д.Е. Горюнков, Е.В. Михайлова. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2006. - С. 55-66.
5. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Яро-шенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Н. А. Ореховская
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
В статье автор изложил теоретическое осмысление понятия «толерантность», связывая его с массовым сознанием современной российской молодежи. Представлены некоторые причины, создающие конфликтность в молодежной среде. Сделан вывод о необходимости толерантно-ориентированного образования в школах и вузах.
Ключевые слова: толерантность, массовое сознание, молодежь, экстремизм, воспитание, конфликт.
The article deals with the author's theoretical comprehension of the concept "tolerance", linking with the Russian modern youth mass consciousness. There are some origins of the conflicts in youth environment. The author draws a conclusion that we need tolerant primary, secondary and higher education.
Key words: tolerance, mass consciousness, youth, extremism, upbringing, conflict.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 145-150
146 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь
В современной России особенно остро стоит проблема толерантности в разных сферах личной и общественной жизни ее граждан. Прогрессивная мысль во все времена стремилась определить пути установления лояльных, неагрессивных, доброжелательных отношений между различными людьми, социальными стратами, этносами, религиями, культурами, государствами и цивилизациями.
В научном плане толерантность имеет свою эволюцию. Если изъясняться предельно лаконично,то понятие «толерантность» имеет следующий посыл: обуздание страстей посредством воспитания и знания (Сократ); интеллектуальная самозащита (Платон); стремление к «золотой середине» (Аристотель); преодоление страданий (Фома Аквинский); преодоление соблазна (Эразм Роттердамский); симпатия (А. Смит, Д. Юм); сострадание (Ж-Ж. Руссо); всеобщий человеческий долг (И. Кант); сохранение мудрой меры равновесия (И.-В. Гете); идея всеобщего равновесия (Г. Спенсер) и т.д. В отечественной философии впервые начали рассматриваться проблемы толерантности Л.И. Петра-жицким, С.Л. Франком, И.В. Кириевским, Н.А. Бердяевым (2, с. 5).
В настоящее время на первый план выдвигается многотрудная и долговременная задача обеспечения реального воплощения взятого государством курса. Это чрезвычайно сложная, многоплановая проблема, решение любого аспекта которой, очевидно, возможно лишь при объективном знании действительного положения дел, что предполагает серьезное исследование среди разных - социальных, этнических, религиозных - групп населения и молодежи в том числе.
В этой связи становится актуальным решение ряда вопросов как методологического, так и практического характера. Во-первых, важно обеспечить методологически правильный подход к исследуемым явлениям и, соответственно, к ключевым понятиям (толерантность и его антипод экстремизм); их осмысление должно быть свободно от иллюзий, односторонних преувеличенных ожиданий;
необходимо учитывать области и границы их использования, а также ориентировать на раскрытие и устранение реальных условий, побудительных причин, вызывающих явления экстремизма, на принятие профилактических мер по их предупреждению. Иначе можно сосредоточиться на борьбе только со следствиями данных явлений, игнорируя их социальные условия и причины. Во-вторых, нужны конкретные исследования, призванные содержательно раскрыть, по крайней мере, следующие вопросы: какие реальные социально-экономические, духовно-нравственные и культурные характеристики в условиях трансформации ценностных ориентаций подталкивают россиян к экстремистским действиям? Действие каких сил увеличивает социальную напряженность в обществе и как им противодействовать?
Как действует традиционный для России гуманистический потенциал: культура, наука, искусство, религия на формирование толерантных установок в современный период? Раскрытие поставленных вопросов уместно будет после анализа сущности, содержания толерантности как понятия, а также как социального явления, функционирующего в обществе. Существует множество определений толерантности, поэтому считаем целесообразным обратиться к нескольким источникам.
Например, «Словарь иностранных слов и выражений» и «Большой энциклопедический словарь» определяют слово «толерантность» как: «Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, происходит от латинского юкгапйа - терпение» (9, с. 575).
В использовании термина «терпимость» отображается в какой-то мере давняя российская традиция. Так, в подготовленном в XIX веке «Полном словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля «терпимость» характеризуется как «свойство, качество терпеть что-либо или кого-либо только по милосердию, снисхождению» (8, с. 402). Аналогичное толкование встречаем в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (5, с. 707).
Согласно «Декларации принципов толе-
рантности» этот термин означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знание, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» (1). Толерантность имеет разные формы: личная, общественная (отраженная в морали, нравах, общественной психологии, сознании), государственная (отраженная в законодательстве, политической практике).
Рассуждения по данной проблеме, разумеется, не должны уводить нас от главного -содержательного анализа толерантности как понятия и как явления, присутствующего своим функционалом в динамике формирования массового сознания.
Следование требованиям толерантности (терпимости) исключает примиренчество к нарушениям правовых и нравственных норм, особенно характерным для ее антипода - экстремизма. Так, аморально и преступно мириться с различными формами противоправного насилия, социальной несправедливости, с нарушителями общественной безопасности, с террористической деятельностью, с нарушениями прав и свобод человека и гражданина, с разжиганием социальной, расовой, национальной или религиозной розни и осуществлением в связи с ней актов насилия и вандализма, с унижением национального достоинства, с попытками насильственного изменения основ конституционного строя и подрыва государственной целостности страны. Подобные антиобщественные действия представляют суть экстремизма.
Особо подчеркнем, что основные характеристики экстремизма прямо противоположны принципам толерантности. Например, если экстремистская деятельность включает про-
паганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан в зависимости от их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, то принцип толерантности исходит из того, что люди, различаясь по своей природе, внешнему виду, положению, языку, поведению и ценностям, обладают нерушимым правом сохранять свою индивидуальность, одинаково пользоваться универсальными правами и основными свободами человека.
По статистике ФСБ за 2009 год в экстремистские группировки вступило 10 тыс. подростков, на 84% увеличилось число преступлений на национальной почве, прикрыто 1500 экстремистских сайтов, а по России существует 150 экстремистских организаций. Основной силой таких организаций является молодёжь (6). Она легче поддаётся психологической обработке, а иногда её даже не надо проводить. Члены экстремистских организаций совершают возмутительные поступки, от мелких хулиганских выходок до тяжёлых преступлений. Опасность этих группировок подтверждается недавними событиями в Украине, Киргизии. Основной силой революции в этих странах была молодёжь. И теперь, когда взоры финансирующих фирм устремились на Россию, перед нами встаёт эта проблема. Наша интолерантная молодёжь поддержит любого, кто даст им больше воли. В массовом сознании нынешней молодёжи слабо сформированы понятия толерантности и патриотизма, подтверждением чего являются события 11 декабря 2010 года на Манежной площади. Спецификой современного поколения молодежи, которой выпало взрослеть в условиях нравственной смуты «переходного периода», является почти тотальная деидеологизация, в силу чего она легко подвержена колебаниям, перепадам настроений, модным увлечениям. Молодежь может поднять и острая обида, и мелкий эпизод, который царапнет сердце. Не случайно же футбольные фанаты, ранее пребывавшие на периферии политики, в последнее время сделались заметной силой.
Наличие такого явления, как молодеж-
148 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь
ные субкультуры, еще усугубляет это. По материалам круглого стола «Интернет и толерантность», 20% подростков относят себя к той или иной неформальной группе. Среди детей и подростков около 4% говорят, что они скинхеды, около 4-5% - панки, 20% так или иначе себя идентифицируют. Между ними в этом пространстве подростковой среды существуют очень сложные напряжения. Это очень тонкая область и сфера социальной жизни подростковой культуры. Панкам, рэперам, скинхедам вообще наплевать на обычных школьников, у них между собой существуют особые отношения. Если вы войдете в чат и начнете участвовать в сессии, то получите агрессивные высказывания (3).
В массовом сознании вызревает культ силы, не ведающий милосердия, не знающий ни правовых, ни нравственных ограничений, развращающий души беспощадной вседозволенностью. Культ силы, не ограниченной правом, для неокрепших душ молодежи - соблазн величайший! Не поэтому ли часто зло выглядит привлекательным и, так называемые, отрицательные герои в литературе и кинопроизведениях оказываются достовернее и ярче положительных. А ведь засилье зла в искусстве провоцирует зло в реальной жизни.
Причину возникновения интолерантного поведения мы связываем также с процессами миграции. Первая волна внутренней миграции пришлась на 80-90-е годы прошлого столетия, когда во времена «перестройки» возникли «национальные конфликты». Вынужденные переселенцы из Армении, Азербайджана, Грузии, Абхазии стали стекаться в Россию. Большинство приехавших тогда не только хорошо говорили по-русски, но и стремились вписаться в русское общество, воспринять его традиции.
Мигранты «второй волны», связанные в первую очередь с военными конфликтами в Чечне, Дагестане, уже не стремились большей частью перенимать русские традиции, а скорее были настроены на сохранение своих. На наш взгляд, здесь и находятся истоки негативного отношения русского населения к мигран-
там: в школах появились дети с ярко выраженным темпераментом, у которых при этом недостаточно языковых средств для выражения своих эмоций, результатом чего становятся конфликты. В молодежной среде конфликт вспыхивает быстро без всякой осмотрительности, наиболее яркий пример этому массовая драка в июле 2010 года между представителями чеченской молодежи и русскоязычными в оздоровительном лагере «Дон», что в Ростовской области. Имеются случаи нападения в московском метро, на рынках на представителей среднеазиатской и кавказской молодежи, да и сама российская молодежь подвергается насилию. По данным МВД в 2009 году, от преступных посягательств, отмечал Президент РФ Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию, пострадали более 100 тыс. детей и подростков. Более того, их вовлекают в наркоманию, проституцию, в другие криминальные сферы (7).
Если судить по данным параметрам об уровне толерантности в массовом сознании современного российского общества и молодежи, в частности, то можно зафиксировать ее низкий уровень. Действительно, не проходит недели, чтобы в СМИ не появилось сообщение об убийстве лиц другой национальности или исповедовавших другую религию.
Поэтому индифферентность недопустима не только тогда, когда совершаются безнравственные и противоправные социально-экономические и политические действия, но это касается и других сфер общественной жизни.
Основное содержание толерантности как специфики российского характера формировалась под влиянием многих факторов, таких как полиэтничность и полирелигиозность общества с момента становления российской государственности и до сегодняшнего дня; суровость природных условий территории России, требующая милосердия и сострадания; геополитическое положение государства, систематическая борьба за независимость, а также историческая роль России как собирательницы земель и защитницы обиженных и гонимых.
Историческая ограниченность познания, относительность знаний, особенно связанных с убеждениями, с гуманитарными и общественными воззрениями, подчеркивают важность соблюдать терпимость к иным подобным взглядам, оставаясь при своих убеждениях и не уступая чужим воззрениям, но избегая насилия, столкновения, ибо принципиальность при отстаивании своих убеждений вовсе не тождественна правовой нетерпимости к инакомыслию. Признание права на различие - основа толерантности, в особенности признание прав меньшинства, действующего, в свою очередь, в рамках закона и не нарушающего прав других людей. Необходимость соблюдения членами разных социальных общностей, у которых могут быть различные интересы, определенных правил поведения, основанных на компромиссе, взаимных уступках, терпимости, представляется очевидной.
Исключительное значение в деле создания толерантного сознания имеет школьное и вузовское воспитание, призванное формировать у молодых людей открытость к другим культурам, способность ценить свободу личности, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами. В любой стране имеются свои положительные и отрицательные традиции в рассматриваемой сфере. В России, особенно среди властных структур, в довольно значительной степени проявляются традиции нетерпимости. Эти традиции, закрепленные в массовом сознании и психологии, наследуемые подрастающими поколениями посредством определенных представлений, обычаев, предрассудков, норм поведения, во многом сохранялись и при смене общественных систем, политической власти, официальных идеологий. Это относится к сфере светской, гражданской истории и к сфере духовного выбора.
В современной педагогической деятель-
ности образование, активно ориентированное на формирование у подрастающего поколения толерантного сознания, называют толе-рантно-ориентированным образованием. Оно начинает осмысливаться в контексте целевых ориентиров общества, причем усиление могущества страны трактуется как один из важнейших целевых результатов действия образовательной системы, который достигается через воспитание толерантности, терпимости у граждан российского общества начала третьего тысячелетия, способных по уровню своей жизни и профессионализма решать насущные проблемы страны.
Необходимо особенно выделить духовно-нравственное направление толерантно-ориен-тированного образования, которое состоит в осознании личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма, воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Когда молодежь объединяется во имя созидания, и государство со своей стороны делает шаги навстречу, раскрывая жизненную перспективу молодому поколению, включаясь в совместную деятельность по построению образа будущего, достижимого и реального, где каждый может найти точку приложения своих сил, только тогда можно говорить о формировании толерантного сознания гражданского общества в стране.
150 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь ^ Примечания
1. Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс] / [утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года]. - Режим доступа: www.tolerance.ru
2. Золотухин, В. М. Толерантность как проблема философской антропологии: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / В.М. Золотухин. - Екатеринбург, 2004.
3. Интернет и толерантность: [круглый стол] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: tolerance.fio.ru
4. Крылов, И. А. Басни / И.А. Крылов. - М., 2002.
5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1983.
6. Патрушев, Н. Молодежный экстремизм [Электронный ресурс] / Н. Патрушев. - Режим доступа: annews.ru/news
7. Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию России // Российская газета. - 2010.
- 1 декабря.
8. Репринтное издание Словаря, осуществленное в Москве издательством «Русский язык». - 1978. - Т. IV.
- С. 402.
9. Словарь иностранных слов и выражений. - М., 1998.
МОЛОДЕЖНАЯ АУДИТОРИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОБЪЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: ИНТЕГРАТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Е. М. Зезека
Орловский государственный институт искусств и культуры
Формирование молодёжной аудитории - одна из важнейших задач учреждений культуры. Наличие молодёжной аудитории уже можно рассматривать как известный успех учреждений культуры.
Умение специалистов учреждений культуры учитывать состояние аудитории, формировать аудиторию путем целенаправленного воздействия имеет решающее значение в технологии социокультурной деятельности.
Ключевые слова: молодежь, молодежная аудитория, личность, учреждения культуры, досуг, восприятие, подготовленность, предрасположенность, активность, духовность, педагогическая интеграция.
The formation of youth audience is one of the leading tasks of specialists of cultural institutions. The availability of youth audience may be considered as success of cultural institutions.
The ability of a specialist to take into consideration the state of the audience, to form it by means of a purposeful influence is of decisive importance as far as the technology of culture leisure activity is concerned.
Key words: youth, youth audience, person, cultural institutions, leisure, perception, qualification, predisposition, activity, spirituality, pedagogical integration.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 150-153