Научная статья на тему 'Молодежная аудитория учреждений культуры как объект духовно-нравственного воспитания: интегративно-педагогический подход'

Молодежная аудитория учреждений культуры как объект духовно-нравственного воспитания: интегративно-педагогический подход Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
289
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / МОЛОДЕЖНАЯ АУДИТОРИЯ / YOUTH AUDIENCE / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTIONS / ДОСУГ / LEISURE / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ / PREDISPOSITION / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / PEDAGOGICAL INTEGRATION / QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зезека Елена Михайловна

Формирование молодёжной аудитории одна из важнейших задач учреждений культуры. Наличие молодёжной аудитории уже можно рассматривать как известный успех учреждений культуры. Умение специалистов учреждений культуры учитывать состояние аудитории, формировать аудиторию путем целенаправленного воздействия имеет решающее значение в технологии социокультурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of youth audience is one of the leading tasks of specialists of cultural institutions. The availability of youth audience may be considered as success of cultural institutions. The ability of a specialist to take into consideration the state of the audience, to form it by means of a purposeful influence is of decisive importance as far as the technology of culture leisure activity is concerned.

Текст научной работы на тему «Молодежная аудитория учреждений культуры как объект духовно-нравственного воспитания: интегративно-педагогический подход»

.....

I I I ■ M I I I

150 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь ^ Примечания

1. Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс] / [утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года]. - Режим доступа: www.tolerance.ru

2. Золотухин, В. М. Толерантность как проблема философской антропологии: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / В.М. Золотухин. - Екатеринбург, 2004.

3. Интернет и толерантность: [круглый стол] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: tolerance.fio.ru

4. Крылов, И. А. Басни / И.А. Крылов. - М., 2002.

5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1983.

6. Патрушев, Н. Молодежный экстремизм [Электронный ресурс] / Н. Патрушев. - Режим доступа: annews.ru/news

7. Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию России // Российская газета. - 2010.

- 1 декабря.

8. Репринтное издание Словаря, осуществленное в Москве издательством «Русский язык». - 1978. - Т. IV.

- С. 402.

9. Словарь иностранных слов и выражений. - М., 1998.

МОЛОДЕЖНАЯ АУДИТОРИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОБЪЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: ИНТЕГРАТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Е. М. Зезека

Орловский государственный институт искусств и культуры

Формирование молодёжной аудитории - одна из важнейших задач учреждений культуры. Наличие молодёжной аудитории уже можно рассматривать как известный успех учреждений культуры.

Умение специалистов учреждений культуры учитывать состояние аудитории, формировать аудиторию путем целенаправленного воздействия имеет решающее значение в технологии социокультурной деятельности.

Ключевые слова: молодежь, молодежная аудитория, личность, учреждения культуры, досуг, восприятие, подготовленность, предрасположенность, активность, духовность, педагогическая интеграция.

The formation of youth audience is one of the leading tasks of specialists of cultural institutions. The availability of youth audience may be considered as success of cultural institutions.

The ability of a specialist to take into consideration the state of the audience, to form it by means of a purposeful influence is of decisive importance as far as the technology of culture leisure activity is concerned.

Key words: youth, youth audience, person, cultural institutions, leisure, perception, qualification, predisposition, activity, spirituality, pedagogical integration.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 150-153

.....

I I I ■ М I I I

Молодежь в культурном пространстве современности 151

Формирование молодёжной аудитории -одна из важнейших задач специалистов учреждений культуры. Наличие молодёжной аудитории уже можно рассматривать как известный успех учреждений культуры.

С подготовленностью и предрасположенностью аудитории связана ее активность. Она проявляется в волевых качествах молодёжной аудитории, обладает определённой самостоятельностью, своим поведением она как бы выражает свою волю.

Таким образом, молодёжная аудитория характеризуется тремя основными составляющими - подготовленностью, предрасположенностью, активностью. Также молодёжная аудитория учреждений культуры, её сознание характеризуется определённой высотой барьера в восприятии информации, установками, ценностными ориентациями, стереотипами. Она может быть спокойной и возбуждённой, заинтересованной и равнодушной, благожелательной и неприветливой, доверчивой и настороженной. Нет состояния вообще - вне времени и места, вне связи с конкретным процессом. Переменчивость состояний аудитории, обязывает учитывать изменяющуюся обстановку и не полагаться на прошлое знание аудитории, каким бы оно полным ни было (3, с. 448).

Понятие «молодёжная аудитория» классифицируется по следующим типам:

- состояние готовности, то есть подготовленность или неподготовленность, слабая подготовленность слушателя;

- состояние заинтересованности, которое связано, прежде всего, с характером предрасположений молодёжной аудитории, при этом учитывается как интерес к содержанию информации, так и отношение к её носителю и способам ее подачи;

- состояние активности, отражающее разную степень поведенческих актов аудитории.

Молодежная аудитория учреждений культуры не существует вне связи с источником информации. Как особая общность молодых людей, она формируется вокруг этого

источника и находится с ним в специфических отношениях. Во всех случаях информация, помимо содержательной ценности, должна иметь коммуникативную ценность, что означает быть нужной, полезной, доступной, понятной, яркой, убедительной, запоминающейся, даже занимательной.

В процессе социокультурной деятельности возникают трудности восприятия и усвоения информации личностью, которые получили название «психологического барьера». Он образуется в силу воздействия на личность объективных факторов и психологического состояния самой личности. К объективным факторам относится содержание информации, которое не воспринимается личностью или аудиторией, к субъективным - психологическая невосприимчивость, обусловленная социальными установками, недостаточным уровнем знаний и опыта (5, с. 109).

Поэтому когда специалист учреждения культуры выходит на прямую связь с участниками социокультурной деятельности, ему важно знать профессиональный, социальный, демографический состав аудитории, её образовательный уровень. Но и эти сведения ещё не позволяют составить полное представление об аудитории.

Отношения молодёжной аудитории учреждений культуры с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают новые формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для молодёжной аудитории учреждений культуры ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и её носитель.

В ходе смыслового и интеллектуального воздействия аудитория воспринимает идеи в виде образов, понятий, осуществляет их мыслительную переработку. Интересы к информации можно рассматривать в зависимости от обусловленности интересов личности системой общественных отношений и видов деятельности: от объекта - интерес к знаниям, информации, от субъекта - индивидуальный, групповые интересы и т.д.

Диалектика развития интересов есть дви-

.....

I I I ■ М I I I

152 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь

жение от любознательности к интересу, от неустойчивого интереса к устойчивому, превращающемуся в потребность. Устойчивый интерес к знаниям усиливает направленность внимания и восприятия аудитории, стремление её к самостоятельной работе, развивает потребность в систематическом обращении к источникам информации. Задача специалиста учреждения культуры состоит в том, чтобы внесением новых знаний заинтересовать участников, развить устойчивый интерес, превратив его в потребность (2, с. 257).

Вместе с тем мало иметь молодёжную аудиторию в учреждениях культуры. Для молодёжной аудитории определённую ценность представляют личные, порой эгоистичные интересы каждого. Аудитория охотнее обсуждает вопросы, в которых чувствует себя достаточно компетентно и по которым каждый член аудитории может высказать своё суждение, касающееся его непосредственно.

В то же время было бы ошибкой ставить предрасположение в прямую зависимость от осведомлённости аудитории. В силу тех или иных обстоятельств отдельные события приковывают к себе внимание, даже если личность не готова к их глубокому пониманию. Информация приобретает ценностное значение лишь в том случае, если она затрагивает интересы аудитории. Личность сознательно или несознательно ищет ту информацию, которая отвечает её ценностным представлениям, и, напротив, склонна избегать такой информации, которая идёт в разрез с её интересами.

Умение специалистов учреждений культуры учитывать состояние аудитории, формировать ее путем целенаправленного воздействия имеет решающее значение в технологии социокультурной деятельности. В оптимальных условиях учреждений культуры для аудитории типичны более спокойные состояния, не затрагивающие психологических глубин человека. В социокультурной деятельности эффективность восприятия достигается не столько силой отдельных сообщений, сколько системностью, последовательностью, доступ-

ностью, доброжелательностью, камерностью. На основе этого социокультурная деятельность строится с учётом как больших (массовых) аудиторий, так и малочисленных. Следовательно, в процессе социокультурной деятельности учитывается специфика массового сознания, специфика группового и индивидуального сознания.

И, естественно, что различные аудитории требуют от специалистов учреждений культуры выбора различных тактических и стратегических приёмов общения.

Существуют два типа интересов - социальные и аудиторные. Первые характеризуют личность как таковую, вне связи с конкретным источником информации. Однако, вступив в более или менее постоянную связь с источником информации, он становится её потребителем и в этом своём качестве проявляется через аудиторные интересы. Специалисты учреждений культуры без овладения мастерством работы с аудиторией не смогут выполнить своей основной задачи - повлиять на её сознание.

Интересы представляют собой активную, действенную силу субъекта и объекта, которая управляет не только чувствами, настроениями и другими эмоциональными побуждениями людей, но и такими образованиями, как социальные установки. Социальные установки выражают ценностные ориентации в технологии социокультурной деятельности к заранее определенному отношению - позиции к данной вещи (человеку, явлению, событию).

Тенденция спроса, предпочтений молодёжной аудитории направляется, прежде всего, теми процессами, которые происходят в обществе. Они обусловлены социальными последствиями экономических реформ, рыночных отношений. Это весьма важная теоретическая позиция, позволяющая определить те основные изменения, которые наблюдаются в культурных запросах молодёжной аудитории учреждений культуры. Проблемы полупустых залов домов и дворцов культуры, их низкой престижности, застоя в работе - это, прежде всего, результат недостаточного учета специалистами тех изменений, которые происходят

.....

I I I ■ М I I I

Молодежь в культурном пространстве современности 153

в обществе, культурной среде, результат непонимания конкретной молодёжной аудитории. Творчество работника учреждения культуры основывается не только на его фантазии, воображении, оно должно быть связано с жизнью, реально опираться на глубинный анализ явлений, происходящих в нашей стране.

Личность - продукт социальных условий. Поэтому её создание во многом определяется этими условиями, микросредой, психологией непосредственного окружения.

Наличие общих интересов у разных людей служит объективным условием формирования молодёжной аудитории. Молодёжная аудитория учреждений культуры - это временная общность людей, возникающая и связи с конкретным источником информации. Она вступает с ним в определённые отноше-

ния и на этой основе приобретает специфические интересы, позволяющие отличить молодежную аудиторию от других общностей людей.

Аудитория учреждений культуры имеет реальную возможность для получения знаний, реальные условия научиться самостоятельно анализировать происходящие события. Вовлеченный в деятельность учреждений культуры посетитель оказывается в новом для него коллективе, где люди объединены общими целями, где складывается система отношений, при которых личные чувства влияют на положение дел. Становясь соучастником действия, он воспринимает общественные ценности, социальные нормы, приобщается к общественной деятельности, ярче проявляет свои способности.

Примечания

1. Великий князь - Восходящий узел орбиты // Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / председатель науч.-ред. совета Ю.С. Осипов; отв. ред. С.Л. Кравец. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. - Т. 5.

2. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: [учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств] / А.Д, Жарков. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУК, ИТО «Профиздат», 2002.

- 288 с.

3. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: [учебник для студентов вузов культуры и искусств] / А.Д. Жарков. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

4. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А.В. Запорожец. - М., 1986. - Т. 1. - 257 с.

5. Культурно-досуговая деятельность: учебник. - М.: МГУКИ. 1998.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1984. - 797 с.

7. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед: в 12 томах. - М.; Л., 1949. - Т. 11.

- 647 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.