В.Е. Лапшин
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Среди моральных ценностей гуманизма заметное место принадлежит толерантности, выступающей в виде качества личности и феномена общественного бытия. Для точного определения критериев, используя которые, можно охарактеризовать уровень толерантности индивида, необходимо рассмотреть это понятие в широком семантическом аспекте, что предполагает обращение к его этимологическим корням.
В латинском переводе слово ^егапШ имеет три трактовки:
- устойчивость, выносливость;
- терпимость;
- допуск, допустимое отклонение (13).
Советский энциклопедический словарь
содержит многозначное толкование исследуемой категории: «Толерантность - иммунологическое состояние организма; способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнения и верованиям, поведению (11, с. 876).
Если считать толерантность и терпимость синонимическими понятиями, правомерно обратиться к Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, в котором определено: «Терпимость - терпеливать что, выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая; ожидать, выжидать чего-то лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться, снисходить, допускать, послаблять, потакать, поноравливать, давать повадку; не спешить, не торопить, не гнать, снорав-ливать» (4, с. 701).
В соответствии с Оксфордским словарем, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском языке - это «уважение свободыдругого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайской традиции быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность -«прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание,благосклонность, терпение... расположенность к другим», в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению» (12, с. 6).
Особый интерес представляет собой спектр значений перевода термина tolerance (англ.), встречающийся в англорусском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этическая устойчивость; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям (14). Это определение вписывается в контекст нашего исследования.
В конечном счете толерантность толкуется как специфическая психологическая установка, ориентирующая на уважительное восприятие чужой этнической и религиозной самобытности, других культур, обычаев и образа жизни, нравственных ценностей и мировоззренческих убеждений (7, с. 13).
Оценивая разнообразие видов и форм толерантности, СЛ. Братченко приходит квы-воду о том, что вряд ли корректно вести речь о толерантной (интолерантной личности) как таковой, точнее будет говорить об уровне или степени проявления толерантности (интоле-рантности), о вариантах и формах, о тех или иных акцентах и аспектах применения принципов толерантности в конкретных ситуациях (1).
Нельзя однозначно утверждать, что более высокий уровень толерантности всегда предпочтительнее. Имеет смысл прислушаться к тем, кто ставит проблему границ толерантности. Чрезмерное, неадекватное обстоятельствам повышениетолерантности может вести к ослаблению сопротивляемости, увеличению уязвимости человека, снижению его дифференциальной чувствительности и даже к возникновению угрозы утраты индивидуальности, идентичности.
Все это требуетболее осторожного - дифференцированного - подхода к практическому применению принципов толерантности, иными словами, ставит проблему меры толерантности. Есть предел, за которым толерантность вырождается и превращается в равнодушие, а для сохранения собственной систе-мыценностей необходимо обладать здоровой нетерпимостью.
Подобная трактовка подводит наск постановке вопроса об определении толерантной культуры, которая, по нашему мнению, как раз и связана с проявлениями в той или иной ситуации адекватногоуровня толерантности.
Исходя из проведенного анализа, предлагаем рассматривать толерантность как свойство личности, характеризующее наличие определенного уровня сензитивности к условиям и объектам внешней среды, обеспечивающего этой личности приемлемое социальное самочувствие, психологический комфорт, возможность исключения насильственных, агрессивных, а также аутодест-руктивных проявлений в любых жизненных ситуациях.
По нашему мнению, актуализируется и требует своего решения задача по сближению двух существенных идей современной науки и общественной практики - идеи толерантности и идеи профилактики аутоаг-рессии и аутодеструкции человека.
Как массовые проявления аутодеструк-тивного поведения в среде подростков выделяются:
- немотивированная агрессия;
- злоупотребление алкоголем;
- употребление психоактивных веществ;
-девиантность и делинквентность;
-абсентеизм;
- гэмблинг, лэрнинг и другие формы ад-дикций;
- суицидальная готовность.
В более широком смысле аутодеструк-тивными действиями считают также некоторые религиозные обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, т.е. все те осознанные ауто- и гетероагрессивные проявления, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей (8, с. 46).
Подросток живет в своем мире. Именно в подростковом возрасте возникает ситуация, когда человек уже не способен к тому типу принятия мира, которое было характерно для ребенка и еще не способен к тому терпению, которое присуще взрослому. Подростковый суицид в значительной степени обусловливается ограничениями возможностей такой маргинальной толерантности подростка (9).
По мысли Э. Фромма, объяснение дест-руктивности следуетискать «не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от животных предков». Это утверждение включает в себя основание для различия между двумясовершенноразными видами агрессии: «доброкачественной», оборонительной, служащей делу выживания индивида и рода, имеющей биологические формы проявления и затухающей по мере уменьшения опасности, и «злокачественной»,
биологически неадаптивной, характеризующейся деструктивностью и жестокостью, которые свойственны только человеку, ибо, по мнению Э.Фромма, «только человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребности» (14).
Выявлена тесная связь между родительским воздействием и проявлениями детской враждебности. Наказание зачастую провоцирует проявление агрессивных побуждений, неадекватных ситуации.
В настоящее время подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое в отношении детей наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Эскалация физического наказания в воспитании имеет абсолютно противоположный результат относительно преследуемой цели.
«Ни одного доброго слова нельзя сказать про физические наказания. Исследования показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь. Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете ему почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть "хорошим". Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет» (3, с. 18).
Деструктивное поведение подростков характеризуется различными формами авитальной активности, то есть деятельности, направленной на сокращение и (или) прекращение собственного биологического и социального функционирования. При этом человек активными или пассивными действиями разрушает свое здоровье и прекращает свою жизнь, причиняя биологический, психологический, социальный, экономический вред себе, близким и обществу в целом.
А. Волков считает, что авитальная активность проявляется в следующих формах:
- биологическое саморазрушающее поведение (суицидальные проявления);
- биосоциальное саморазрушающее поведение (хроническое самоотравление или злоупотребление психоактивными веществами - никотином, алкоголем, наркотиками и т.д.);
- социальное саморазрушающее поведение (побеги из дома, бродяжничество, гэмб-линги др.) (2).
Практика показывает, что профилактическая работа с ориентацией на отдельные формы аутодеструктивного поведения неэффективна. Например, если лишить подростка возможности принимать наркотики, то это может привести к развитию другой формы его авитальной активности, вплоть до суицидальных попыток.
Предупредительная работа по исключению проявлений авитального (аутодеструктивного) поведения должна начинаться спро-цедур психолого-педагогической диагностики, включающих комплекс мер по тестированию и опросам, позволяющим выявить у подростков структуру авитальной активности, степень ее напряженности, мотивацион-нуюоснову.
Показательными являются исследования, проведенные в рамках проекта «Профилактика деструктивного поведения в дет-ско-подростковой среде на территории Перми и Пермской области», включенного в городскую целевую программу «Профилактика алкоголизма, токсикомании и ВИЧ-инфекции на территории г. Перми на 2004-2006 годы». В диагностических мероприятиях участвовали 1000 школьников. В ходе испытаний были получены следующие результаты:
1. Около 48% обследованных подростков оказались в группе риска с различной степенью тяжести (1-я группа - тяжелая - 5%; 2-я группа - средняя - 22%; 3-я группа - легкая - 21%).
2. Установлена субъективная оценка качества собственной жизни у подростков среднего и старшего школьного возраста - 72% из них оценили качество своей жизни как удовлетворительное; 26% - как малоудовлетворительное и 2% - как неудовлетворительное.
3. Выявлена корреляция между оценкой качества собственной жизни и гендерными, возрастными характеристиками, местом обучения, различными проявлениями авитальной активности.
4.Злоупотребление алкоголем,наркоти-ками и другими психоактивными веществами распространено среди подростков среднего и старшего школьного возраста - 22,6% подростков отмечают эпизоды злоупотребления алкоголем, причем 5,6% злоупотребляли алкоголем периодически и 2,7% - систематически; 3,7% подростков эпизодически употребляли наркотики, 1% - периодически и 0,9 - систематически; 23% подростков злоупотребляли никотином.
5. Выявлена зависимость частоты и характера злоупотребления алкоголем, наркотиками, другими психоактивными веществами от пола, возраста, особенностей характера и места обучения (имеют место значительные колебания по частоте злоупотреблений подобного рода в различных образовательных учреждениях - от 1,4% обследованных подростков - в одной школе, до 6,8% - в другой; максимальная распространенность злоупотреблений выявилась у подростков, воспитывающихся в детских домах).
6. Широкое распространение среди подростков среднего и старшего возраста имеют проявления авитального поведения в форме:
- пресуицидальной активности(уста-лость от жизни ощущают 48,4%; потерю интереса к жизни - 29,2%; желание умереть возникает у 18,3%, уснуть и не проснуться - у 17%; не ждут от жизни ничего хорошего 24% опрошенных), причем каждый из респондентов имел возможность выбрать более одного варианта ответа на каждый вопрос;
- суицидальной активности (мысли о самоубийстве посещали 17,9%, испытывали суицидальную готовность - 10,1% , совершали суицидальные попытки - 5,2% опрошенных);
- парасуицидальной активности (проявления самоповреждающего поведения наблюдается у 8,8%, отсутствие желания иметь собственных детей демонстрируют 19,9% респондентов).
7. Зафиксирована прямая связь между злоупотреблением различными психоактивными веществами и другими формами авитальной активности.
Исследования, проведенные Ю. Ваги-ным (10), показывают, что более половины наших подростков испытывают в той или иной мере желание расстаться с жизнью. За последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100%, причем уже отмечаются самоубийства среди детей 5-9 лет.
Не менее красноречивы и другие показатели социального здоровья детей и подростков. Около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются (на них приходится 40% преступлений, зафиксированных среди несовершеннолетних). Более 2 млн. детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот превысило 650 тыс. (причем 95% из них - социальные сироты, имеющие живых родителей). Около 40% детей подвергаются насилию в семьях, в школах,
16% учащихся испытывают физическое, а 22% - психологическое насилие со стороны педагогов. К17 годам половина подростков составляет группу риска по алкоголизму в связи с частым употреблением алкогольных напитков (причем девушек среди них на 10% больше, чем юношей). Заболеваемость сифилисом среди детей до 14 лет за последние три года выросла в 2,4 раза, а среди подростков - более чем в 20 раз. Растет заболеваемость туберкулезом, СПИДом (17, с. 19).
Острота и серьезность рассматриваемой проблемы детерминирует поиск возможных путей обновления системы социализации молодежи в современных условиях.
Как подчеркивается в «Декларации принципов толерантности», «необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения» (5, с. 62).
По мнению А.Я. Миллера, «первоисточником антиобщественного поведения
выступает совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих неприспособленность подростков и юношей к конкретным условиям социально полезной деятельности (их дезадаптацию). Дезадаптация влечет к отчуждению несовершеннолетнего от социально-позитивных связей и отношений и, как следствие, вызывает десоциализацию его личности. Десоциализация неразрывно связана с деморализацией личности, первоначальным выражением которой является трудновоспитуемость. Та или иная степень деморализации личности лежит в основе соответствующих форм антиобщественного поведения» (13).
Разработка эффективных методов и программ воспитания молодежи - это дело ученых. Своевременная диагностика и развивающая работа могут помочь молодым людям, испытывающим трудно-сти,преодолеть их и компенсировать дезадаптацию, приводящую к десоциализа-ции личности и, выработав адекватный уровень толерантности, исключить проявления антиобщественного и аутодест-руктивного поведения.
Примечания
1. Братченко С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании. - режим доступа: http:// hpsy. ru/ риЫк/х831. htm
2. Волков А. Профилактика деструктивного поведения и авитальной активности // Народное образование. 2005. №7.
3. Григорьева А. И., Егорова Л. Г. Педагог в гуманистической воспитательной системе школы. Тула: ТОИРО, 1996. 168 с.
4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностр. и национальных словарей, 1995. 868 с.
5. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. 2001. №1.
6. Есин А. В. Введение в культурологию. - Режим доступа: http:// gumer. info/ bibliotek_ Buks/ Culture/ Esin KultVved_04. php
7. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. М.: Академический Проект, 2004. 176 с.
8. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988. 189 с.
9. Орлов А. Б., Шапиро А. З. Толерантность. - Режим доступа: http:// www. krugosvet. ru / articles/ 10 /1001072/ 1001072al. htm
10. Рябова Л. И. Актуальные проблемы профилактики деструктивных форм поведения // Сборник материалов IV фестиваля профилактических «Поколение плюс» (Пермь, 27-31 марта 2006 года). Пермь, 2006. С. 39-42.
11. Советский энциклопедический словарь. М.: Рус. яз., 1990. 989 с.
12. Содатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000. 180 с. 13. Социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением. - Режим доступа: http:// sevinvfsport. iatp. о^. uа/ materials/ lecture2
14. Сторчак В. Толерантность в социокультурном и политическом пространстве современной России. - Режим доступа: http:// www. religare. ru/ article27019.htm
15. См.: http:// slovari. yandex. ru/ art. xml? art=sociolodgy/ soc /soc- 0309. htm& encpage
16. Bertolote J. M. Suicide in the world: an epidemiological overview 1959-2000 // Suicide. An unnecessary death / Ed. Danuta Wasserman, Vartin Dunitz. - London, 2002. - Р. 3-10.
17. Volkova E. N. The Interdisciplinary Approach to the solution of Asocial Childhood Problems / / Xth ISPCAN European Regional Conference on Child Abuse and Neglect New Developments in Science and Practice Influences on Child Protection (Germany, Berlin, 11—14 September 2005). - 196 р.