Род профессиональной деятельности требует от него способности решать несколько вопросов одновременно, с чем он успешно справляется. Принятые решения доводит до их осуществления, при этом отслеживая процесс реализации на различных этапах.
Его круг знакомств весьма разнообразен, и он с легкостью умеет установить необходимый контакт. Однако нельзя назвать его очень общительным, скорее всего, это гибкость в общении, ведь он умеет выделять для себя необходимую информацию и работать только с ней, не загружая себя лишним.
Подчиненные о нем отзываются как о строгом, но справедливом руководителе. Они боятся допустить оплошность, чтобы не быть наказанными по всей строгости, однако в случае успеха деятельности они всегда могут рассчи-
тывать на поощрение, так как начальник никогда не допускает, чтобы заслуги сотрудников были незамеченными.
В заключение необходимо отметить, что представленные материалы являются результатом пилотного исследования, проведенного с участием слушателей высших академических курсов и факультета управления Академии ФСИН России. Авторы планируют продолжить экспериментальную работу в этом направлении и будут благодарны всем за критические замечания и пожелания.
Литература
1. Приказ ФСИН России от 28.12.2010 № 557 «Об утверждении Концепции психологического обеспечения работы с кадровым резервом уголовно-исполнительной системы до 2020 года»
2. Психодинамика / Сочивко Д.В. — М., Московский психолого-социальный институт, 2007.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН, ПРОТИВОСТОЯЩИЙ АУТОДЕСТРУКЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
В. Е. Лапшин
Аннотация: в статье раскрывается подход к толерантности как качеству личности и феномену общественного бытия. Автор выделяет естественную, моральную и нравственную толерантность. К факторам, препятствующим воспитанию толерантности, он относит отсутствие традиций плюрализма, чувство «национального унижения», эгоцентрические установки сознания. Рассматривается анализ феноменов, влияющих на личностную детерминированность аутодеструктивного поведения, прямую корреляцию между параме-
трами личности и реальными проявлениями аутодеструкции. Автор выделяет паттерны деструктивного поведения молодежи: немотивированную агрессию; злоупотребление алкоголем; табакокурение; употребление психоактивных веществ; девиантность и делинквентность; гэмблинг, лэрнинг и другие формы нехимических аддикций; пренебрежение нормами культуры здоровья; суицидальную готовность.
Ключевые слова: толерантность, психологическая установка, социализация, социум, ценностные ориентации,
стратегии аутодеструктивного поведения, паттерны деструктивного поведения, личностная детерминированность, девиантность и делинквентность; гэм-блинг, лэрнинг, нормы культуры здоровья; суицидальная готовность.
В ряду моральных ценностей заметное место принадлежиттолерантности, выступающей как качество личности и феномен общественного бытия. Для точного определения критериев, используя которые можно охарактеризовать уровень толерантности индивида, необходимо рассмотреть это понятие в широком семантическом аспекте, что предполагает обращение к его этимологическим корням.
В переводе с латинского слово «Шепап^а» означает:
- устойчивость, выносливость;
- терпимость;
- допуск, допустимое отклонение.
Кроме того, толерантность трактуется как специфическая психологическая установка, ориентирующая на уважительное восприятие чужой этнической и религиозной самобытности, других культур, обычаев и образа жизни, нравственных ценностей и мировоззренческих убеждений. Границы проявления толерантности распространяются от высокомерия, сдержанности, терпеливости, выдержки, самообладания до беспомощности [1, с. 13].
Ученые-психологи (А.Б. Орлов, А.З. Шапиро) дифференцируют содержание феномена «толерантность», включая в его состав:
- естественную (натуральную) толерантность — открытость, любознательность, доверчивость, свойственные ма-
ленькому ребенку и еще не ассоциирующиеся с качествами его «Я» (толерантность типа А);
- моральную толерантность — терпение, терпимость, ассоциируемые с личностью (внешним «Я» человека) (толерантность типа Б);
- нравственную толерантность — принятие, доверие, понимание, ассоциируемые с сущностью или внутренним «Я» человека (толерантность типа В) [4, с. 35].
Целью педагогики толерантности является воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей, бережного отношения ко всему живому, решения конфликтов без использования открытых и скрытых форм насилия. Данная цель может быть достигнута в результате решения следующих задач, объединенных в два блока:
1. Воспитание у детей, подростков, молодежи толерантности, миролюбия, духа ненасилия:
- формирование негативного отношения к войне;
- обучение правам человека, основам демократического сосуществования;
- отрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных, межгрупповых конфликтов;
- развитие умений ненасильственно разрешать конфликты посредством способности к терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) и способности к принятию (понимание, эмпатия, ассертивность) при взаимодействии с «другим», «иным», «чуждым»;
- воспитание ответственности за свои слова, действия, поступки;
- формирование толерантного сознания, установок толерантного отношения ко всему живому, другим людям, самому себе.
2. Гуманизация образовательного пространства через внедрение идей толерантности в учебно-воспитательный процесс и толерантное взаимодействие детей и взрослых:
- гуманизация методов и форм преподавания, обучения, воспитания в учебных заведениях разного уровня;
- гуманизация системы толерантного взаимодействия детей и взрослых;
- разработка и внедрение новых методов и форм педагогической деятельности, построенных на толерантной основе;
- организация работы по переподготовке кадров руководителей образовательных учреждений, педагогов, всех, кто имеет отношение к образованию, развитие профессионально необходимых качеств и личностных свойств педагогов, их специальных умений, позволяющих в дальнейшем обучать и воспитывать детей без проявлений нетерпимости, агрессии;
- организация учебно-воспитательных мероприятий со студентами педагогических и гуманитарных высших и средних специальных учебных заведений, развитие у них профессиональных и личностных свойств, специальных умений, способствующих развитию толерантного отношения к воспитанникам.
Ограничениями возможностей толерантности подростка в значительной степени обусловливается подростковый суицид [4, с. 52]. Исследователи (С. Колосова, А.И. Григорьева, Л.Г Егорова и др.) выявили тесную связь между родительским воздействием и про-
явлениями детской враждебности. Наказание часто провоцирует проявление агрессивных побуждений, неадекватных ситуации.
В настоящее время подавляющее большинство исследователей признают, что применяемое в отношении детей наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Эскалация физического наказания в воспитании имеет абсолютно противоположный результат относительно преследуемой цели. В связи с этим требуется незамедлительное решение задач по сближению двух существенных идей современной науки и общественной практики — идеи толерантности и идеи профилактики аутоагрессии и ау-тодеструкции человека.
Несовершеннолетний живет в своем мире. Именно в подростковом возрасте возникает ситуация, когда человек уже не способен к тому типу принятия мира, которое было характерно для ребенка, и еще не способен к тому терпению, которое присуще взрослому. Подростковый суицид в значительной степени обусловливается ограничениями возможностей маргинальной толерантности данной возрастной категории.
Для молодого человека чрезвычайно важны условия, при которых он может свободно выражать свои чувства, переживания, выдвигать просьбы, формулировать требования и т. д.; особая роль принадлежит умению выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества и участия в нежелательной деятельности. Постоянное подавление протеста, эмоций, непротивление негативным воздействиям (агрессивному поведению сверстни-
ков, неадекватным требованиям педагога, ситуациям пренебрежения нуждами, эмоциональной депривации и т. д.) снижают чувствительность, а иногда способствуют саморазрушению личности.
Острота и серьезность рассматриваемой проблемы детерминируют поиск возможных путей обновления системы социализации молодежи в современных условиях.
И.С. Кон определяет социализацию как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности» [2, с. 19].
В своем исследовании «Личность школьника и ее воспитание в детском коллективе» А.В. Мудрик приводит характеристики личности, необходимые для ее успешной социализации: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. В процессе и в результате социализации человек, по мнению автора, овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности и развивается как лич-
ность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы [3, с. 38].
В современном социуме условия жизнедеятельности человека меняются настолько быстро, что он вынужден постоянно корректировать требования к себе, ход собственного развития, исходя из планируемого образа своего будущего. Вследствие этого результатом социализации становятся все новые и новые качества, приобретение которых является велением времени.
Одним из наиболее существенных дефектов в социальном развитии современных молодых людей выступает либо полное отсутствие, либо низкий уровень осознания реальных, привлекательных для них жизненных перспектив. Отсутствие планов на будущее, неуверенность в себе, низкий уровень притязаний, неразвитость чувства собственного достоинства и постоянное ощущение психологического дискомфорта создают у подростков предрасположенность к криминогенно опасным отклонениям в поведении [5, с. 46].
Однако в современном российском обществе существуют факторы, препятствующие эффективному функционированию механизмов воспитания в духе толерантности, уважения прав и свобод окружающих, не похожих друг на друга, людей. П.В. Степанов среди таких факторов называет:
- отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма;
- развившееся у людей в последнее время чувство «национального унижения», связанного с распадом СССР, следствием чего является рост нацио-
налистических настроений и популярность экстремистских идей, передающихся молодежи;
- эгоцентричные установки сознания, видение мира через призму только собственных интересов,свойственные многим представителям молодежи.
Воспитание толерантности — общее дело многих государственных и общественных институтов, но главная нагрузка и ответственность в такой работе, когда ее объектом становится молодежь, ложится на образовательную среду — педагогов, учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов и др.
Какие же требования предъявляет общество к специалисту, призванному заниматься воспитанием толерантной личности в современных условиях? Такое доступно только педагогу с высоким инновационным потенциалом, включающим, кроме совокупности социокультурных, творческих личностных характеристик, готовность совершенствовать свою профессиональную деятельность, искать собственные нетрадиционные пути решения педагогических проблем, воплощать нестандартные подходы в образовании.
Анализ качественных сторон толерантности преподавателя дает нам основание констатировать ее детерми-национную обусловленность следующими показателями:
1) эмоционально-чувственная сторона процесса общения, отражаемая невербальными средствами коммуникации и тесно связанная с эмпатийной составляющей общения, которая характеризуется не только внешним проявлением терпимости и понимания, но и чутким, неподдельно искренним отношением к ученику;
2) уровень культурно-эстетической развитости и образованности преподавателя, что предполагает его интеллектуальную и эмоциональную развитость, высокий уровень функциональной и деятельностной грамотности и общей культуры;
3) развитие профессионального самосознания, а также самоуважение личности, важнейшей предпосылкой которого является профессиональная компетентность преподавателя, включающая в себя такие группы качеств, как морально-нравственные (убежденность, принципиальность, ответственность и добросовестность, справедливость, объективность, честность, гуманность и т. д.), профессионально-деловые (организованность, критичность, целеустремленность, дисциплинированность, личное педагогическое мастерство и т. д.) и организационно-деятельностные (активность, энергичность, решительность, требовательность, точность и аккуратность и т. д.);
4) открытость личности ко всему новому, способность к самоактуализации, самосовершенствование, творческая возможность генерировать идеи, проектировать и моделировать их в конкретных практических формах, гибкость мышления.
Толерантность — профессионально важное качество педагога, предопределяемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Это качество востребовано не только в процессе построения взаимоотношений с детьми, но и, что также ценно, со взрослыми (родителями, другими преподавателями). В этих условиях чрезвычайно важным оказывается умение быть снисходительным, мириться с суще-
ствованием иного мнения, осознанно стремиться к достижению согласия в решении педагогических вопросов, единства требований, критериев, оценок и т. д.
Современное российское общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия, дестабилизация финансового сектора, осложнения на рынке труда, нерешенные жилищные проблемы, кризис морали и нравственности в общественных отношениях способствуют ухудшению социального самочувствия, нарастанию у людей страха перед реальной действительностью, утрате чувства безопасности и психологического комфорта. При таких обстоятельствах в поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса люди, особенно те, кто обладает пониженной энергетикой и невысокими адапционными способностями, прибегают к стратегиям ау-тодеструкции.
Аутодеструктивное поведение представляет собой образ жизни и действий индивида, приводящий к нарушению структуры его личности, разрушению психического и физического здоровья и в результате к преждевременному прекращению жизни.
Среди паттернов деструктивного поведения современной молодежи мы выделяем:
- немотивированную агрессию;
- злоупотребление алкоголем;
- табакокурение;
- злоупотребление психоактивными веществами;
- девиантность и делинквентность;
- гэмблинг, лэрнинг и другие формы нехимических аддикций;
- пренебрежение нормами культуры здоровья;
- суицидальную готовность.
Таким образом, аутодеструктивное
поведение индивида личностно детерминировано и находится в прямой зависимости от параметров личности и реальных проявлений аутодеструкции. Анализ указанных феноменов позволяет нам сделать заключение о личностной детерминированности аутоде-структивного поведения, прямой корреляции между параметрами личности и реальными проявлениями ауто-деструкции. Ассертивная, самодостаточная, развивающаяся и самосовершенствующаяся личность всегда найдет варианты адекватной адаптации в любых социальных условиях, в трудное для себя время обретет веру, надежду и силы для противостояния тяжелым испытаниям, опираясь на конструктивную жизненную позицию и толерантность.
Литература
1. Клепцова ЕЮ. Психология и педагогика толерантности. М.: Академический проект, 2004. 176 с.
2. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
3. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в детском коллективе. М.: Знание, 1983. 96 с.
4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М.: Академия, 2002. 272 с.
5. Профилактика отклонений в нравственном развитии и поведении учащихся : сб. науч. тр. / под ред. Ю.В. Гербеева. М.: НИИ СССР, 1991. С. 46.