Научная статья на тему 'Толерантность как феномен, противостоящий аутодеструкции учащейся молодежи'

Толерантность как феномен, противостоящий аутодеструкции учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИУМ / SOCIETY / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUES / СТРАТЕГИИ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПАТТЕРНЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / SELF-DESTRUCTIVE BEHAVIOR / PATTERNS OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR / ЛИЧНОСТНАЯ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ / PERSONAL DETERMINISM / ДЕВИАНТНОСТЬ И ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / DEVIANCE AND DELINQUENCY / ГЭМБЛИНГ / GAMBLING / ЛЭРНИНГ / НОРМЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ / CULTURAL NORMS OF HEALTH / СУИЦИДАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / SUICIDAL READINESS / ATTITUDES / STRATEGIES / LARNING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лапшин Виталий Евгеньевич

В статье раскрывается подход к толерантности как качеству личности и феномену общественного бытия. Автор выделяет естественную, моральную и нравственную толерантность. К факторам, препятствующим воспитанию толерантности, он относит отсутствие традиций плюрализма, чувство «национального унижения», эгоцентрические установки сознания. Рассматривается анализ феноменов, влияющих на личностную детерминированность аутодеструктивного поведения, прямую корреляцию между параметрами личности и реальными проявлениями аутодеструкции. Автор выделяет паттерны деструктивного поведения молодежи: немотивированную агрессию; злоупотребление алкоголем; табакокурение; употребление психоактивных веществ; девиантность и делинквентность; гэмблинг, лэрнинг и другие формы нехимических аддикций; пренебрежение нормами культуры здоровья; суицидальную готовность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the approach to tolerance as the quality of the individual and the phenomenon of social being. The author highlights the natural, moral and moral tolerance. The author considers that lack of tradition of pluralism, sense of «national humiliation», egocentric attitude of consciousness as the factors hampering the development of tolerance. The author analyses phenomena affecting person’s predisposition to auto-destructive behavior, direct correlation between personal characteristics and actual manifestation of auto-destruction. Patterns of youth’s destructive behavior: unmotivated aggression, alcohol abuse, smoking, drugs addiction, deviance and delinquency, gambling, larning and other forms of non-chemical addictions, disregard of health culture, suicidal readiness are among them.

Текст научной работы на тему «Толерантность как феномен, противостоящий аутодеструкции учащейся молодежи»

Род профессиональной деятельности требует от него способности решать несколько вопросов одновременно, с чем он успешно справляется. Принятые решения доводит до их осуществления, при этом отслеживая процесс реализации на различных этапах.

Его круг знакомств весьма разнообразен, и он с легкостью умеет установить необходимый контакт. Однако нельзя назвать его очень общительным, скорее всего, это гибкость в общении, ведь он умеет выделять для себя необходимую информацию и работать только с ней, не загружая себя лишним.

Подчиненные о нем отзываются как о строгом, но справедливом руководителе. Они боятся допустить оплошность, чтобы не быть наказанными по всей строгости, однако в случае успеха деятельности они всегда могут рассчи-

тывать на поощрение, так как начальник никогда не допускает, чтобы заслуги сотрудников были незамеченными.

В заключение необходимо отметить, что представленные материалы являются результатом пилотного исследования, проведенного с участием слушателей высших академических курсов и факультета управления Академии ФСИН России. Авторы планируют продолжить экспериментальную работу в этом направлении и будут благодарны всем за критические замечания и пожелания.

Литература

1. Приказ ФСИН России от 28.12.2010 № 557 «Об утверждении Концепции психологического обеспечения работы с кадровым резервом уголовно-исполнительной системы до 2020 года»

2. Психодинамика / Сочивко Д.В. — М., Московский психолого-социальный институт, 2007.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН, ПРОТИВОСТОЯЩИЙ АУТОДЕСТРУКЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В. Е. Лапшин

Аннотация: в статье раскрывается подход к толерантности как качеству личности и феномену общественного бытия. Автор выделяет естественную, моральную и нравственную толерантность. К факторам, препятствующим воспитанию толерантности, он относит отсутствие традиций плюрализма, чувство «национального унижения», эгоцентрические установки сознания. Рассматривается анализ феноменов, влияющих на личностную детерминированность аутодеструктивного поведения, прямую корреляцию между параме-

трами личности и реальными проявлениями аутодеструкции. Автор выделяет паттерны деструктивного поведения молодежи: немотивированную агрессию; злоупотребление алкоголем; табакокурение; употребление психоактивных веществ; девиантность и делинквентность; гэмблинг, лэрнинг и другие формы нехимических аддикций; пренебрежение нормами культуры здоровья; суицидальную готовность.

Ключевые слова: толерантность, психологическая установка, социализация, социум, ценностные ориентации,

стратегии аутодеструктивного поведения, паттерны деструктивного поведения, личностная детерминированность, девиантность и делинквентность; гэм-блинг, лэрнинг, нормы культуры здоровья; суицидальная готовность.

В ряду моральных ценностей заметное место принадлежиттолерантности, выступающей как качество личности и феномен общественного бытия. Для точного определения критериев, используя которые можно охарактеризовать уровень толерантности индивида, необходимо рассмотреть это понятие в широком семантическом аспекте, что предполагает обращение к его этимологическим корням.

В переводе с латинского слово «Шепап^а» означает:

- устойчивость, выносливость;

- терпимость;

- допуск, допустимое отклонение.

Кроме того, толерантность трактуется как специфическая психологическая установка, ориентирующая на уважительное восприятие чужой этнической и религиозной самобытности, других культур, обычаев и образа жизни, нравственных ценностей и мировоззренческих убеждений. Границы проявления толерантности распространяются от высокомерия, сдержанности, терпеливости, выдержки, самообладания до беспомощности [1, с. 13].

Ученые-психологи (А.Б. Орлов, А.З. Шапиро) дифференцируют содержание феномена «толерантность», включая в его состав:

- естественную (натуральную) толерантность — открытость, любознательность, доверчивость, свойственные ма-

ленькому ребенку и еще не ассоциирующиеся с качествами его «Я» (толерантность типа А);

- моральную толерантность — терпение, терпимость, ассоциируемые с личностью (внешним «Я» человека) (толерантность типа Б);

- нравственную толерантность — принятие, доверие, понимание, ассоциируемые с сущностью или внутренним «Я» человека (толерантность типа В) [4, с. 35].

Целью педагогики толерантности является воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей, бережного отношения ко всему живому, решения конфликтов без использования открытых и скрытых форм насилия. Данная цель может быть достигнута в результате решения следующих задач, объединенных в два блока:

1. Воспитание у детей, подростков, молодежи толерантности, миролюбия, духа ненасилия:

- формирование негативного отношения к войне;

- обучение правам человека, основам демократического сосуществования;

- отрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных, межгрупповых конфликтов;

- развитие умений ненасильственно разрешать конфликты посредством способности к терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) и способности к принятию (понимание, эмпатия, ассертивность) при взаимодействии с «другим», «иным», «чуждым»;

- воспитание ответственности за свои слова, действия, поступки;

- формирование толерантного сознания, установок толерантного отношения ко всему живому, другим людям, самому себе.

2. Гуманизация образовательного пространства через внедрение идей толерантности в учебно-воспитательный процесс и толерантное взаимодействие детей и взрослых:

- гуманизация методов и форм преподавания, обучения, воспитания в учебных заведениях разного уровня;

- гуманизация системы толерантного взаимодействия детей и взрослых;

- разработка и внедрение новых методов и форм педагогической деятельности, построенных на толерантной основе;

- организация работы по переподготовке кадров руководителей образовательных учреждений, педагогов, всех, кто имеет отношение к образованию, развитие профессионально необходимых качеств и личностных свойств педагогов, их специальных умений, позволяющих в дальнейшем обучать и воспитывать детей без проявлений нетерпимости, агрессии;

- организация учебно-воспитательных мероприятий со студентами педагогических и гуманитарных высших и средних специальных учебных заведений, развитие у них профессиональных и личностных свойств, специальных умений, способствующих развитию толерантного отношения к воспитанникам.

Ограничениями возможностей толерантности подростка в значительной степени обусловливается подростковый суицид [4, с. 52]. Исследователи (С. Колосова, А.И. Григорьева, Л.Г Егорова и др.) выявили тесную связь между родительским воздействием и про-

явлениями детской враждебности. Наказание часто провоцирует проявление агрессивных побуждений, неадекватных ситуации.

В настоящее время подавляющее большинство исследователей признают, что применяемое в отношении детей наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Эскалация физического наказания в воспитании имеет абсолютно противоположный результат относительно преследуемой цели. В связи с этим требуется незамедлительное решение задач по сближению двух существенных идей современной науки и общественной практики — идеи толерантности и идеи профилактики аутоагрессии и ау-тодеструкции человека.

Несовершеннолетний живет в своем мире. Именно в подростковом возрасте возникает ситуация, когда человек уже не способен к тому типу принятия мира, которое было характерно для ребенка, и еще не способен к тому терпению, которое присуще взрослому. Подростковый суицид в значительной степени обусловливается ограничениями возможностей маргинальной толерантности данной возрастной категории.

Для молодого человека чрезвычайно важны условия, при которых он может свободно выражать свои чувства, переживания, выдвигать просьбы, формулировать требования и т. д.; особая роль принадлежит умению выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества и участия в нежелательной деятельности. Постоянное подавление протеста, эмоций, непротивление негативным воздействиям (агрессивному поведению сверстни-

ков, неадекватным требованиям педагога, ситуациям пренебрежения нуждами, эмоциональной депривации и т. д.) снижают чувствительность, а иногда способствуют саморазрушению личности.

Острота и серьезность рассматриваемой проблемы детерминируют поиск возможных путей обновления системы социализации молодежи в современных условиях.

И.С. Кон определяет социализацию как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности» [2, с. 19].

В своем исследовании «Личность школьника и ее воспитание в детском коллективе» А.В. Мудрик приводит характеристики личности, необходимые для ее успешной социализации: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. В процессе и в результате социализации человек, по мнению автора, овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности и развивается как лич-

ность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы [3, с. 38].

В современном социуме условия жизнедеятельности человека меняются настолько быстро, что он вынужден постоянно корректировать требования к себе, ход собственного развития, исходя из планируемого образа своего будущего. Вследствие этого результатом социализации становятся все новые и новые качества, приобретение которых является велением времени.

Одним из наиболее существенных дефектов в социальном развитии современных молодых людей выступает либо полное отсутствие, либо низкий уровень осознания реальных, привлекательных для них жизненных перспектив. Отсутствие планов на будущее, неуверенность в себе, низкий уровень притязаний, неразвитость чувства собственного достоинства и постоянное ощущение психологического дискомфорта создают у подростков предрасположенность к криминогенно опасным отклонениям в поведении [5, с. 46].

Однако в современном российском обществе существуют факторы, препятствующие эффективному функционированию механизмов воспитания в духе толерантности, уважения прав и свобод окружающих, не похожих друг на друга, людей. П.В. Степанов среди таких факторов называет:

- отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма;

- развившееся у людей в последнее время чувство «национального унижения», связанного с распадом СССР, следствием чего является рост нацио-

налистических настроений и популярность экстремистских идей, передающихся молодежи;

- эгоцентричные установки сознания, видение мира через призму только собственных интересов,свойственные многим представителям молодежи.

Воспитание толерантности — общее дело многих государственных и общественных институтов, но главная нагрузка и ответственность в такой работе, когда ее объектом становится молодежь, ложится на образовательную среду — педагогов, учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов и др.

Какие же требования предъявляет общество к специалисту, призванному заниматься воспитанием толерантной личности в современных условиях? Такое доступно только педагогу с высоким инновационным потенциалом, включающим, кроме совокупности социокультурных, творческих личностных характеристик, готовность совершенствовать свою профессиональную деятельность, искать собственные нетрадиционные пути решения педагогических проблем, воплощать нестандартные подходы в образовании.

Анализ качественных сторон толерантности преподавателя дает нам основание констатировать ее детерми-национную обусловленность следующими показателями:

1) эмоционально-чувственная сторона процесса общения, отражаемая невербальными средствами коммуникации и тесно связанная с эмпатийной составляющей общения, которая характеризуется не только внешним проявлением терпимости и понимания, но и чутким, неподдельно искренним отношением к ученику;

2) уровень культурно-эстетической развитости и образованности преподавателя, что предполагает его интеллектуальную и эмоциональную развитость, высокий уровень функциональной и деятельностной грамотности и общей культуры;

3) развитие профессионального самосознания, а также самоуважение личности, важнейшей предпосылкой которого является профессиональная компетентность преподавателя, включающая в себя такие группы качеств, как морально-нравственные (убежденность, принципиальность, ответственность и добросовестность, справедливость, объективность, честность, гуманность и т. д.), профессионально-деловые (организованность, критичность, целеустремленность, дисциплинированность, личное педагогическое мастерство и т. д.) и организационно-деятельностные (активность, энергичность, решительность, требовательность, точность и аккуратность и т. д.);

4) открытость личности ко всему новому, способность к самоактуализации, самосовершенствование, творческая возможность генерировать идеи, проектировать и моделировать их в конкретных практических формах, гибкость мышления.

Толерантность — профессионально важное качество педагога, предопределяемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Это качество востребовано не только в процессе построения взаимоотношений с детьми, но и, что также ценно, со взрослыми (родителями, другими преподавателями). В этих условиях чрезвычайно важным оказывается умение быть снисходительным, мириться с суще-

ствованием иного мнения, осознанно стремиться к достижению согласия в решении педагогических вопросов, единства требований, критериев, оценок и т. д.

Современное российское общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия, дестабилизация финансового сектора, осложнения на рынке труда, нерешенные жилищные проблемы, кризис морали и нравственности в общественных отношениях способствуют ухудшению социального самочувствия, нарастанию у людей страха перед реальной действительностью, утрате чувства безопасности и психологического комфорта. При таких обстоятельствах в поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса люди, особенно те, кто обладает пониженной энергетикой и невысокими адапционными способностями, прибегают к стратегиям ау-тодеструкции.

Аутодеструктивное поведение представляет собой образ жизни и действий индивида, приводящий к нарушению структуры его личности, разрушению психического и физического здоровья и в результате к преждевременному прекращению жизни.

Среди паттернов деструктивного поведения современной молодежи мы выделяем:

- немотивированную агрессию;

- злоупотребление алкоголем;

- табакокурение;

- злоупотребление психоактивными веществами;

- девиантность и делинквентность;

- гэмблинг, лэрнинг и другие формы нехимических аддикций;

- пренебрежение нормами культуры здоровья;

- суицидальную готовность.

Таким образом, аутодеструктивное

поведение индивида личностно детерминировано и находится в прямой зависимости от параметров личности и реальных проявлений аутодеструкции. Анализ указанных феноменов позволяет нам сделать заключение о личностной детерминированности аутоде-структивного поведения, прямой корреляции между параметрами личности и реальными проявлениями ауто-деструкции. Ассертивная, самодостаточная, развивающаяся и самосовершенствующаяся личность всегда найдет варианты адекватной адаптации в любых социальных условиях, в трудное для себя время обретет веру, надежду и силы для противостояния тяжелым испытаниям, опираясь на конструктивную жизненную позицию и толерантность.

Литература

1. Клепцова ЕЮ. Психология и педагогика толерантности. М.: Академический проект, 2004. 176 с.

2. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.

3. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в детском коллективе. М.: Знание, 1983. 96 с.

4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М.: Академия, 2002. 272 с.

5. Профилактика отклонений в нравственном развитии и поведении учащихся : сб. науч. тр. / под ред. Ю.В. Гербеева. М.: НИИ СССР, 1991. С. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.