ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ HUMANITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA 2020 Том 9 (41) № 1_2020 Vol. 9 (41) N 1
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
УДК 316
DOI 10.19181/2227-8656.2020.1.17
J
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И КОММУНИКАТИВНЫЙ ДИАЛОГ С УЧЕТОМ ПРАВОВЫХ НОРМ КАК КОМПОНЕНТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РАКУРСЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
TOLERANCE AND COMMUNICATIVE DIALOGUE TAKING INTO ACCOUNT LEGAL NORMS AS COMPONENTS OF THE FORMATION OF COMMUNICATIVE AND LEGAL CULTURE IN THE PERSPECTIVE OF SOCIOLOGICAL SCIENCE
Айвазян Оксана Оганесовна
Кандидат педагогических наук, начальник редакционно-издательского отдела, доцент, кафедра философии, культуроведения и социальных коммуникаций, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия, e-mail: O.O.Ayvazyan@mail.ru
Статья посвящена рассмотрению особенностей толерантности и коммуникации в социально-правовом поле как детерминант формирования коммуникативно-правовой культуры. Анализируются научные трактаты,
Oksana O. Ayvazyan
Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Editorial and Publishing Unit, Associate Professor of the Department of Philosophy, Cultural Studies and Social Communications, Kuban State University of Physical Education,
Sports and Tourism, Krasnodar, Russia, e-mail: O.O.Ayvazyan@mail.ru
The article deals with the features of tolerance and communication in the social and legal field as determinant of the formation of communicative and legal culture. The article analyzes scientific treatises aimed at studying the
направленные на изучение сущности, значения, функционирования толерантности (терпимости), а также взаимодействия с коммуникацией и правом, среди которых отмечаются труды Т.И. Афасижева, Д.С. Батарчука, М.М. Бахтина, Р.Р. Валитовой, Р.Г. Дарен-дорфа, А.А. Кукушкиной, В.А. Лекторского, А.С. Луция, А.М. Щукина, Н.Г. Юровских и др.
Анализ различных концепций позволил отметить то, что каждая личность, государство и общество должны способствовать сознательному устремлению человека постигать азы толерантности в сочетании с нормами права и правилами коммуникации, а это возможно при соблюдении принципов, включающих свободу выбора, нравственные идеалы и независимость, основанных на высококультурных морально-этических ценностях социума, приводящих впоследствии к позитивной коммуникативно-правовой культуре. Также в статье представлены результаты вторичного анализа различных исследований о феномене толерантности и механизме его функционирования. Помимо этого, изучаются основы толерантности в нормативно-правовых документах, среди которых Декларация принципов толерантности, принятая ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. В заключение приводятся выводы о значимости исследуемой проблематики. Обоснованием этому служит то, что с древнейших времен межкультурное и межнациональное взаимодействие строилось по системе «сильный подавляет слабого», т. е. гуманистическому диалогу не было места, что особо подчеркивает интолерантность в общественном сознании. В этой связи нормы права и правила коммуникации представляются средством, направленным на бесконфликтное сосуществование общества. Подобные меры наталкивают личность на коммуникативное взаимодействие с представителями иной культуры, иных традиций и норм без всяких предрассудков, не судя людей по их убеждениям и приверженности, также это приводит к взаимосогласованности без ущемления своих интересов. А в дальнейшем и формирует коммуникативно-правовую культуру личности.
essence, meaning, and functioning of tolerance (indulgence), as well as interaction with communication and law, among which are noted the works of T.I. Afasizhev, D.S. Batar-chuk, M M. Bakhtin, R.R. Valitova, R.G. Darendorff, A.A. Kukushkina, V.A. Lectorsky, A.S. Lucius, A.M. Shchukin, N.G. Yurovs-kikh.
Analysis of various concepts allowed us to note that every individual, government and society should contribute to the conscious striving of man to grasp the basics of tolerance in conjunction with the law and rules of communication, and this is possible in accordance with principles including freedom of choice, moral ideals and independence, based on a highly cultured moral and ethical values of society, leading subsequently to positive communicative and legal culture. The article also presents the results of a secondary analysis of various studies on the phenomenon of tolerance and the mechanism of its functioning. In addition, the basics of tolerance in legal documents, including the Declaration of principles of tolerance, adopted by UNESCO on November 16, 1995, are being studied.
In conclusion, the summaries on the significance of the studied problem are presented. The reason for this is that since ancient times, intercultural and interethnic interaction was built on the system of "strong suppresses the weak", i.e. there was no place for humanistic dialogue, which emphasizes tolerance in the public consciousness. In this regard, the rules of law and rules of communication are presented as a means aimed at conflict-free coexistence of society. Such measures encourage a person to communicate with representatives of a different culture, traditions and norms without any prejudices, without judging people by their beliefs and commitment, and this also leads to mutual agreement without infringing on their interests. And in the future, it forms the communicative and legal culture of the individual.
Ключевые слова: толерантность; комму- Keywords: tolerance; communication; com-никация; коммуникативный диалог; ком- municative dialogue; communicative and le-муникативно-правовая культура; социоло- gal culture; sociology of culture; sociology of гия культуры; социология права и комму- law and communication; sociocultural society. никации; социокультурное общество.
Введение
Актуальный период характеризуется глобализацией всех сторон жизнедеятельности, быстрым темпом развития информационно-коммуникативных технологий, а также миграционным процессом, который все более распространяется, вследствие чего происходит преобразование социокультурной среды. Наше общество является поликультурным, что может привести к возникновению конфликтов, и основным способом предотвращения этого является привитие толерантного образа мышления. В этой связи целью исследования является определение особенностей толерантности и коммуникации в социально-правовом поле как детерминант формирования коммуникативно-правовой культуры.
Методология исследования
Исследование включает изучение, анализ, обобщение и интерпретацию социокультурных концепций об особенностях таких социальных институтов, как толерантность и коммуникация в социально-правовом поле - детерминанты формирования коммуникативно-правовой культуры.
«Толерантность» как социологический термин
Исходным в становлении феномена толерантности является античный период, в то время важным считалась человеческая добродетель, однако этим она и ограничивалась, что подтверждается словами римского мыслителя Л.А. Сенеки, который к добродетели относил следующее: «Если бы нам дано было увидеть душу человека добра, - какой святостью, каким кротким величием светилась бы она! Как блистали бы в ней и справедливость, и отвага, и разумность, а кроме них и скромность, и сдержанность, и терпимость, и щедрость, и общительность, и редчайшее в человеке благо - человечность сливали бы свое сиянье» (Луций).
В современный же период толерантность означает терпимое отношение ко всему инаковому, но не в ущерб себе. В различной справочной литературе, энциклопедических источниках содержится следующая дефиниция толерантности: это - социологический термин, обозначающий терпимое отношение ко всему инаковому (мировоззрению, образу жизни,
поведению, обычаям, нормам и правилам взаимодействия) (Афасижев, 2005).
В этимологическом значении толерантность происходит от латинского глагола tolero (нести, переносить, выдерживать, терпеть) и существительного tolerantia, имеющего значение «терпение, терпеливость и выносливость, снисходительное отношение» (Кукушкина, 2018. С. 60).
В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Ушакова толерантность является синонимом терпимости (Толковый словарь русского языка, 1947-1948).
Термин «толерантность» вошел в российское общество в год толерантности и принятия ЮНЕСКО Декларации принципов толерантности 16 ноября 1995 г. (Декларация принципов толерантности, 1995). В соответствии с данным нормативно-правовым актом толерантность означает проявление терпимого отношения, признание, уважение, соблюдение прав и свобод всех граждан со всеми присущими им различиями в убеждениях, что является основой формирования коммуникативно-правовой культуры как личности, так и общества в целом.
Терпимое отношение предполагает уважение правовых основ гражданина, однако существуют границы терпимости, т. е. декларация не обязывает терпеть социальную несправедливость либо отказываться от своих убеждений в угоду другим. Все люди разные от природы, у каждого свои предпочтения и мировоззрение, толерантность означает взаимоуважение, несмотря на внешний вид, социальное положение, языковую принадлежность, особенности речи, поведения и ценностных основ, каждый имеет право на свою индивидуальность. При этом никто не вправе навязывать свою точку зрения другому, т. е. нет места дискриминации по каким-либо признакам.
Согласно Декларации принципов толерантности, «терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма» (Декларация принципов толерантности, 1995).
По нашему мнению, толерантность - это наиважнейшее качество мировоззрения личности, так как под действием толерантного сознания формируется модель взаимоотношений членов поликультурного социума со всеми присущими им инаковостями с учетом основополагающих принципов толерантности.
Принципы толерантности включают:
1) уважительное отношение друг к другу, независимо от убеждений;
2) принятие другого члена общества со всеми его различиями;
3) сочувствие и сопереживание;
4) отсутствие высокомерия и порочности;
5) бесконфликтное разрешение проблемных ситуаций путем эффективного коммуникативного диалога.
Вопрос, касающийся раскрытия принципов толерантности как социологического феномена, рассматривался многими учеными, поскольку без их знания невозможен мир в обществе. Мыслители, которые обращались к данной тематике, по нашему предположению, придерживались единого концептуального умозаключения о том, что принципы толерантности охватывают все сферы мироздания и реализуют социокультурный потенциал личности посредством уважения ко всему инаковому, однако должны существовать границы терпимости, т. е. пределы разумного.
Социолог и общественный деятель Р.Г. Дарендорф сущностное содержание принципов толерантности видел в необходимости осознания как своих интересов, так и чужих, а также считал важным взаимосогласованность в действиях и поведении посредством каких-либо общих механизмов (Дарендорф, 2002. С. 79). Мы считаем, что таким механизмом может стать коммуникативный диалог, основанный на ценностях общества.
По мнению Р.Р. Валитовой, принципы толерантности заключаются в приверженности человеческой добродетели, отказе от посягательств на моральные ценности личности, а также уважительном отношении в процессе взаимодействия, что, безусловно, может осуществиться при помощи коммуникативного диалога (Валитова, 1997).
Итак, представленные концепции принципов толерантности нам импонируют, однако в аспекте формирования коммуникативно-правовой культуры нами были определены следующие категории:
1) взаимоуважение в процессе коммуникативного диалога, направленного на бесконфликтное решение различных контрадикторных и противоправных ситуаций с соблюдением основополагающих норм и правил;
2) равенство и равноправие в поступках и действиях без предрассудков;
3) принятие всех членов общества с их убеждениями.
Итак, неоценимый вклад в становление термина «толерантность» внесла Декларация принципов толерантности, принятая ЮНЕСКО в 1995 г., которая предлагает соблюдать права и интересы всех членов общества с их убеждениями и ценностями (религиозными, нравственными, языковыми, национальными, правовыми и др.) (Декларация принципов толерантности, 1995). Никто не может подвергаться нападкам со стороны иных лиц, не придерживающихся той же точки зрения, что и вы, в обратном случае общество придет в упадок, а мирное сосуществование будет под угрозой.
Из чего следует то, что принципы толерантности являются важнейшими элементами, посредством которых возможно выстроить позитивный коммуникативный диалог между различными социальными субъектами, способствующий разрешению конфликтных ситуаций и формированию коммуникативно-правовой культуры.
В аспекте исследуемой проблематики необходимо отметить основные функции толерантности, которые раскрывают направления совершенствования образа мышления личности. В этой связи нами были выделены следующие функции:
1. Социально-аксиологическая - привитие ценностей и идеалов личности и обществу.
2. Социально-адаптационная - создание условий для гармонизации личности с окружением.
3. Социально-идентификационная - внедрение механизмов, позволяющих личности соотнести свои идеи с точкой зрения общества.
Функциональная значимость толерантности
Функциональная значимость толерантности не может быть раскрыта без уточнения ее типологии. Классификация типов толерантности с учетом уровней формирования толерантного отношения в аспекте исследуемой проблематики представлена нами в таблице.
Представленная характеристика уровневой типологии толерантности заключает в себе уважительное отношение ко всему инаковому, также важным компонентом отмечается бесконфликтная взаимосогласованность коммуникативного диалога и толерантности. Подобное умозаключение основывается на важности коммуникативного диалога в толерантных взаимоотношениях с учетом правовых норм и правил, закрепленных в данном конкретном обществе, поскольку диалог необходим для зарождения и формирования толерантности.
Уровневая классификация типов толерантности
№ п/п Уровень и тип толерантности Характеристика
1. Цивилизационный - всеобщее признание плюрализма в философско-методологических концепциях толерантности; - морально-этический консенсус ценностей различных культур; - признание ценности мировоззрений и идей каждого; - гуманность в отношении коммуникативных особенностей различных цивилизаций; - легитимность глобалистов; - конформизм в отношении коммуникативных технологий и стратегий; - непредубежденность в оценке всех людей; - ненасильственное разрешение конфликтов
2. Международный - уважительное отношение к многообразным культурам мирового сообщества; - признание равенства прав и свобод всех народов земного шара; - солидарность в отношении идеологии иных народов; - открытость в процессе коммуникативного диалога между различными народами
3. Национальный (этнический) - межнациональная и межэтническая солидарность; - гармоничное коммуникативное взаимодействие в процессе разрешения межнациональных конфликтов; - равенство в правах и обязанностях без каких-либо предрассудков национального характера
4. Социальный - уважительное отношение к членам иных социальных групп; - взаимосогласованность в действиях и поведении различных социальных сообществ; - бесконфликтное урегулирование проблем правового характера посредством коммуникации, отвечающей нормам и правилам общений
5. Личностный (индивидуальный) - уважительное отношение к взглядам и мнению иной личности с возможностью толерантного отстаивания собственной позиции; - признание прав и свобод каждой личности; - равенство в процессе коммуникативного взаимодействия
Коммуникативный диалог и толерантность в правовом поле как механизм формирования коммуникативно-правовой культуры
Коммуникативный диалог и толерантность - это два явления, которые взаимосвязаны и имеют глубокие корни, содержащие единообразные характеристики, а именно бесконфликтное взаимодействие (Юровских, 2004. С. 15). Толерантность как некий феномен, предполагающий взаимоуважение и терпимость, не обходится без диалога, что находит свое отражение в трудах М.М. Бахтина (Бахтин, 1986).
Коммуникативный диалог - это неотъемлемый компонент человеческой жизнедеятельности, который строится с учетом основополагающих принципов и норм взаимодействия без предубеждений по каким-либо признакам (расовым, национальным, языковым, религиозным, правовым и др.), в этом основа взаимосвязи толерантности с коммуникацией.
В процессе коммуникативного диалога происходит отчуждение от стереотипного мышления общества, которое предполагает необъективное оценивание другой личности, что указывает на самосовершенствование в достижении уважительного отношения к собеседнику и его позиции. На уровне межкультурного взаимодействия коммуникативный диалог приводит к осознанному принятию иных культур, их ценностных основ, этических принципов, правовых норм и правил, что является истоком для мирного сосуществования всех народов, основанных на принципах толерантности.
Советский и российский ученый В.А. Лекторский разделяет типы толерантности и в качестве основы отмечает «расширение собственного опыта и критического диалога» (Лекторский, 1997. С. 15).
Сущность толерантности заключается в уважительном отношении к чужой точке зрения в сочетании с возможным согласованием со своим мнением в ходе коммуникативного диалога. Развитие навыков построения коммуникативного диалога - это особо значимый компонент, позволяющий сформировать дух толерантности.
С учетом всего вышесказанного мы приходим к заключению о том, что толерантность находится в прямой зависимости от коммуникации, без которой невозможна реализация толерантного потенциала личности.
Как социологический термин «толерантность» включает в себя:
- уважительное отношение к другой личности (группе);
- взаимоотношения, основанные на нравственных идеалах, коммуникативных правилах и правовых нормах;
- социализацию личности в существующих условиях жизнедеятельности.
По мнению А.М. Щукина, сущность толерантности заключается в том, что «с помощью этого термина выражается идея меры, границы, до которой можно терпеть другого человека или явление, даже если они непонятны, вызывают недоумение, неприятие или сопротивление» (Щукин, 2011).
Толерантные взаимоотношения выстраивались в течение длительного периода на межнациональном, межэтническом, межгосударственном уровнях, однако в древние времена толерантность предполагала соблюдение лишь религиозных и духовных ценностей, что означало существование конформизма в обществе. В процессе исторического развития общество под веяниями современности к понятию «толерантность», в дополнение к предшествующим трактовкам, начало относить нравственные, правовые, коммуникативные ценности (Ба-тарчук, 2010. С. 129).
С древнейших времен межкультурное и межнациональное взаимодействие строилось по системе «сильный подавляет слабого», т. е. гуманистическому диалогу не было места, что особо подчеркивает ин-толерантность в общественном сознании.
В этой связи создаются нормы и правила коммуникации, направленные на обеспечение общества средствами бесконфликтного сосуществования. Подобные меры наталкивают личность на коммуникативное взаимодействие с представителями иной культуры, традиций и норм без всяких предрассудков, не судя людей по их убеждениям и приверженности, также это приводит к взаимосогласованности без ущемления своих интересов.
Также был проведен вторичный анализ результатов различных эмпирических исследований о феномене толерантности и механизме его формирования. А.А. Кукушкина в своем исследовании отмечает следующее: «Современная молодежь не готова к проявлению терпимого отношения к людям иной предрасположенности, это свидетельствует о низком уровне культуры. Причиной подобного может быть недостаточное внимание к проблемам толерантности со стороны органов власти, образовательных учреждений, семьи и общества в целом. Для этого необходимо сформировать ценностные установки и ориентации личности, в частности толерантности как ведущей ценности современной молодежи» (Кукушкина, 2018. С. 122). В ее исследовании
указано, что большая часть опрашиваемых (45 % респондентов) не знают, что такое толерантность, а 35 % частично понимают и лишь 20 % знают, что такое толерантность и в чем она проявляется. Соотнося результаты представленного исследования с данной работой, мы приходим к выводу о том, что толерантность трудна в достижении из-за расхождения общества в интересах, воззрениях, идеях, традициях, обычаях, предпочтениях и др.
Заключение
Итак, рассматривая толерантность как детерминанту формирования коммуникативно-правовой культуры, мы пришли к логическому выводу о том, что в современном мире построение толерантных взаимоотношений с опорой на правовые нормы и правила коммуникации становится приоритетной задачей как государства, общества в целом, так и личности в ее идентичности. Ценность толерантности не ставится под сомнение, поскольку только человеческая добродетель способствует тотальной терпимости ко всем и всему, однако она как одна из характеристик толерантности не является целостной системой, потворствующей преодолению нигилизма в обществе, безграмотности, конфликтных ситуаций и т. п.
Литература
Афасижев Т.И. Социология : учеб. пособие. Майкоп: Аякс, 2005. 134 с.
Батарчук Д.С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества // Вестник ТГПУ. 2010. № 5 (95). С. 129-134.
Бахтин ММЭстетика словесного творчества. М., 1986. 446 с.
Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема : дис. ... канд. филос. наук. М., 1997. 159 с.
Дарендорф Р.Г. Современный социальный конфликт : очерк политики свободы : пер. с нем. М.: РОССПЭН, 2002. 288 с.
Декларация принципов толерантности : утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Ст. 1. Режим доступа: http://gov.cap. ru/home/76/gorono/2005/school6/tolerant_dek larazija.htm.
Кукушкина А.А. Правовое образование в социокультурном пространстве Рос-
References
Afasizhev, T.I. (2005). Sociology. Textbook. Maykop: Ajaks. (in Russian).
Batarchuk, D.S. (2010). Tolerance as a socio-psychological phenomenon of the ethnically diversified society. Vestnik TGPU, 5 (95), 129-134. (in Russian).
Bakhtin, M.M. (1986). Esthetics of verbal creativity. Moscow. (in Russian).
Valitova, R.R. (1997). Tolerance as an ethical problem. (Candidate Dissertation, Moscow). (in Russian).
Dahrendorf R.G. (2002). The Modern social conflict. An essay on the politics of freedom. Moscow: ROSSPJeN. (in Russian).
The Declaration of principles of tolerance. Approved by resolution 5.61 of the UNESCO General conference of 16 November 1995. Article 1. Available at: http:// gov.cap.ru/home/76/gorono/2005/school6/tole rant_ deklarazija.htm.
Kukushkina, A.A. (2018). Legal education in the socio-cultural space of Russia: re-
сии: региональный аспект : дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2018. 167 с.
Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки. 1997. № 3-4. С. 15-19.
Луций А.С. Нравственные письма к Луцилию: письмо CXV / пер. и примеч. С.А. Ошерова. Режим доступа: http://az de-sign.ru/index. shtml ?Proj ects&AZLib rCD&e0 1/84a0e/books/001b0115.
Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Советская энциклопедия; ОГИЗ; Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 19471948.
Щукин А.М. Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ : дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2011. 181 с.
Юровских Н.Г. Толерантность как личностный и культурный феномен : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2004. 22 c.
Поступила в редакцию
gional aspect. (Candidate Dissertation, May-kop). (in Russian).
Lektorsky, V.A. (1997). On tolerance. Filosofskie nauki, 3-4, 15-19. (in Russian).
Lucius, A.S. Moral letters to Lucilius: letter CXV. Trans. and notes by S.A. Osherov. Available at: http://az design.ru/index.shtml? Projects&AZLibrCD&e01/84a0e/books/ 001b0115 (in Russian).
Explanatory dictionary of the Russian language: in 4 vols. In D.N. Ushakov (Ed.). Moscow: Sovetskaja jenciklopedija: Ogiz; Go-sudarstvennoe izdatel'stvo inostrannyh i nacion-al'nyh slovarej, 1947-1948. (in Russian).
Shchukin, A.M. (2011). Values of modern Russian society's legal culture of youth: a sociological analysis. (Candidate Dissertation, Maykop).
Yurovskikh, N.G. (2004). Tolerance as a personal and cultural phenomenon. (Abstract, Candidate Dissertation, Omsk).
26 ноября 2019 г.