Научная статья на тему 'Социализация как основа формирования коммуникативно-правовой культуры личности в современных социокультурных реалиях'

Социализация как основа формирования коммуникативно-правовой культуры личности в современных социокультурных реалиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
144
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВО / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРАВОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / LAW / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE AND LEGAL CULTURE / COMMUNICATIVE AND LEGAL EDUCATION / COMMUNICATIVE AND LEGAL UPBRINGING / INTERACTION / LEGAL COMMUNICATION / LEGAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Айвазян Оксана Оганесовна

Статья посвящена рассмотрению основ социализации личности в системе формирования коммуникативно-правовой культуры в современных социокультурных реалиях. Представлено определение термина «социализация». Процесс вхождения личности в социум в рамках исследуемой проблематики предполагает усвоение социальных норм и коммуникативно-правовых ценностей посредством эффективного коммуникативного взаимодействия в правовой сфере. Автором проанализированы различные теории социализации: Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и Р. Мертона, Н. Смелзера, А.Г. Эфендиева, Ю.Г. Волкова, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попова и С.И. Самыгина, П.С. Самыгина, П. Бергера и Т. Лукмана. Обнаружено, что во всех концепциях сохраняется единая интерпретация социализации как процесса вхождения личности в социум, который предполагает усвоение ею общезначимых норм и ценностей. В заключение обоснован вывод, что без успешной социализации невозможно эффективное формирование коммуникативно-правовой культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Айвазян Оксана Оганесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization as the Basis for Building Communicative and Legal Culture of a Person in Modern Social and Cultural Conditions

The article considers the basics of socialization of a person in the system of building communicative and legal culture in modern social and cultural conditions. There is given a definition of the term “socialization”. The process of a person’s entry into society within the framework of the studied issues involves assimilation of social norms as well as communicative and legal values of society through effective interaction in the legal sphere. In addition, the article provides analysis of various theories of socialization proposed by such authors as E. Durkheim, T. Parsons and R. Merton, N. Smelzer, A.G. Efendiev, Yu.G. Volkov, V.N. Nechipurenko, A.V. Popov and S.I. Samygin, P. Berger and T. Lukman. It is revealed that they all provide a common interpretation of socialization as a process of an individual’s entry into society in the course of which generally significant norms and values are assimilated. It is concluded that without successful socialization it is impossible to achieve efficiency in building communicative and legal culture of an individual.

Текст научной работы на тему «Социализация как основа формирования коммуникативно-правовой культуры личности в современных социокультурных реалиях»

УДК 316.334.4:316.77"312"

https ://doi. org/10.24158/tipor.2019.11.3

Айвазян Оксана Оганесовна

кандидат педагогических наук, начальник редакционно-издательского отдела, доцент кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЯХ

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению основ социализации личности в системе формирования коммуникативно-правовой культуры в современных социокультурных реалиях. Представлено определение термина «социализация». Процесс вхождения личности в социум в рамках исследуемой проблематики предполагает усвоение социальных норм и коммуникативно-правовых ценностей посредством эффективного коммуникативного взаимодействия в правовой сфере. Автором проанализированы различные теории социализации: Э. Дюрк-гейма, Т. Парсонса и Р. Мертона, Н. Смелзера, А.Г. Эфендиева, Ю.Г. Волкова, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попова и С.И. Самыгина, П.С. Самыгина, П. Бергера и Т. Лукмана. Обнаружено, что во всех концепциях сохраняется единая интерпретация социализации как процесса вхождения личности в социум, который предполагает усвоение ею общезначимых норм и ценностей. В заключение обоснован вывод, что без успешной социализации невозможно эффективное формирование коммуникативно-правовой культуры личности.

Ключевые слова:

социализация, право, коммуникация, коммуникативно-правовая культура, коммуникативно-правовое обучение, коммуникативно-правовое воспитание, коммуникативное взаимодействие, правовая коммуникация, правовая социализация.

Ayvazyan Oksana Oganesovna

PhD in Education Science, Head of the Editorial and Publishing Unit, Associate Professor, Department of Philosophy, Cultural Studies and Social Communications, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism

SOCIALIZATION AS THE BASIS FOR BUILDING COMMUNICATIVE AND LEGAL CULTURE OF A PERSON IN MODERN SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS

Summary:

The article considers the basics of socialization of a person in the system of building communicative and legal culture in modern social and cultural conditions. There is given a definition of the term "socialization". The process of a person's entry into society within the framework of the studied issues involves assimilation of social norms as well as communicative and legal values of society through effective interaction in the legal sphere. In addition, the article provides analysis of various theories of socialization proposed by such authors as E. Durkheim, T. Parsons and R. Merton, N. Smelzer, A.G. Efendiev, Yu.G. Volkov, V.N. Nechipurenko, A.V. Popov and S.I. Samygin, P. Berger and T. Lukman. It is revealed that they all provide a common interpretation of socialization as a process of an individual's entry into society in the course of which generally significant norms and values are assimilated. It is concluded that without successful socialization it is impossible to achieve efficiency in building communicative and legal culture of an individual.

Keywords:

socialization, law, communication, communicative and legal culture, communicative and legal education, communicative and legal upbringing, interaction, legal communication, legal socialization.

В современных реалиях становления культурного общества приоритетным является формирование коммуникативно-правовой культуры, поскольку это эффективный процесс коммуникативной и правовой социализации личности. Обоснованием этому служит тот факт, что огромное воздействие на становление личности, как позитивное, так и негативное, оказывают различные внутренние и внешние факторы, среди которых особо выделяются окружающая коммуникативная среда и правовое поле функционирования. В связи с этим выработка позитивного коммуникативно-правового сознания и мышления населения, а также преодоление нигилистического отношения, так часто проявляющегося в поликультурном обществе, формируют основополагающий вектор, требующий моделирования и совершенствования, что позволит исправить ошибки предшествующего периода, избежать хаоса и деградации мышления и сознания населения. Сознание человека должно обладать позитивными веяниями, способными сформировать полноценную личность с высоким уровнем культуры. На основе этого формируются правовые представления членов общества, реализуемые посредством коммуникативного диалога.

Воплощение представленной цели возможно при участии формальных и неформальных объединений коммуникативно-правового просвещения, осуществляющих обучение и воспитание, со-

ставляющие фундамент социализации личности, в процессе которой происходит выработка уважительного отношения к основам права и языка. Данная точка зрения находит подтверждение в трудах известного ученого В.Н. Гуляихина, который характеризует социализацию как процесс обретения и утраты молодыми гражданами личностных свойств, необходимых для выполнения общественно-правовых ролей [1, с. 231]. Также важно, что основной целью процесса социализации в рамках представленного исследования является формирование культурно-правовой позиции личности в повседневном коммуникативном взаимодействии. Этим определяется актуальность работы.

В контексте современной социокультурной действительности происходят трансформации правового образа мышления, сознания и коммуникативной компетентности личности и населения в целом, обусловленные тем, что в предшествующие годы недостаточно внимания уделялось правовым и коммуникативным вопросам, что привело к снижению уровня коммуникативно-правовой культуры населения. Этимология проблемы кроется в следующем. Еще в древнем мире происходило нарушение прав и интересов людей, имел место низкий уровень социально-правовых знаний. Подобные негативные проявления встречаются и в современном социуме, что актуализирует представленный материал и обосновывает научную новизну проблемы социализации личности в рамках формирования коммуникативно-правовой культуры. Представленное умозаключение подкрепляется изысканиями известных ученых Ю.А. Зубок [2] и А.И. Ковалевой [3], которые отметили, что утрата советской модели социализации в современном российском обществе обусловлена трансформацией всех основных институтов социализации, деформацией ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и становлением новой системы социального контроля, что способствует формированию дисбаланса организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности [4].

Целью исследования является изучение основ социализации в системе формирования коммуникативно-правовой культуры личности в связи с происходящими глобальными изменениями, касающимися переосмысления социально-правовых и коммуникативных основ жизнедеятельности.

Автором произведен теоретический анализ и обобщены литературные источники по рассматриваемой проблеме. Представлены результаты вторичного анализа данных исследований в области социализации, осуществленных под научным руководством профессора кафедры социологии Московского гуманитарного университета А.И. Ковалевой в рамках научной школы «Социология культуры» [5], а также в рамках научной школы «Многоуровневая идентичность и идеология инновационного развития российского общества» при Южном федеральном университете под руководством профессора Ю.Г. Волкова, рассматривавшей вопрос правовой социализации личности (М.Ю. Попов, П.С. Самыгин) [6].

В исследованиях социализации, проведенных под научным руководством А.И. Ковалевой, обоснована концепция социализационной траектории. Данная концепция раскрывает специфические характеристики направленности, процесса и результативности социализации. Социали-зационная траектория в таком случае выступает интегральным показателем характера социализации. А.И. Ковалева показывает социализационную траекторию «в нескольких срезах - (1) влияние внешней среды, (2) субъектность и (3) диспозиция личности в процессе социализации. Алгоритм ее построения основывается не на статических состояниях, а на динамике процесса социализации с учетом пройденного индивидом этапа жизненного пути, причем основные характеристики измеряются во временном континууме» [7, с. 114].

Авторитетные исследователи процесса правовой социализации М.Ю. Попов, П.С. Самы-гин, С.И. Самыгин отмечают, что правовая социализация - это один из компонентов общей социализации личности, в связи с чем определяющее воздействие на нее «оказывают происходящие в обществе (трансформационные) процессы, особенно кризисно-негативного характера: молодежь - наиболее чувствительная к социальным изменениям демографическая группа, поэтому ее базовыми чертами выступают социальная дезориентированность и психологическая растерянность в неустойчивой и противоречивой социальной ситуации» [8, с. 296].

Социализация - это процесс вхождения личности в социум. Применительно к исследуемой проблематике социализация предполагает усвоение социальных норм и коммуникативно-правовых ценностей социума посредством эффективного коммуникативного взаимодействия в правовой сфере.

Одной из важнейших теорий социализации является понимание ее как непрерывного освоения личностью социокультурных норм и ценностей того общества, к которому она принадлежит [9].

К истокам понимания социализации как социологической категории относится концепция Э. Дюркгейма, которая трактуется следующим образом: «Общество в лице своих институтов воспитания претворяет в жизнь идею единства дисциплины и морального долга, контролируя человеческие влияния и потребности» [10].

Также важным, по мнению Э. Дюркгейма и его приверженцев, является то, что процесс вхождения личности в социум реализуется под влиянием усвоения общезначимых норм и ценностей: правовые и коммуникативные ценности и идеи преобразуются в социальные нормы, превращая их в инструмент социокультурного регулирования, тем самым воздействуя на сознание общественности, в ходе которого происходит подмена ценностей социально значимыми нормами [11].

Нельзя не отметить значительный вклад в становление концепции социализации Т. Пар-сонса и Р. Мертона. По их мнению, социализация - это механизм интеграции человека в социокультурное пространство, что приводит к адаптации. Т. Парсонс основной задачей процесса социализации считает внедрение в сознание личности определенных социокультурных ценностных установок и норм, которые впоследствии положительно скажутся на общей культуре [12].

Многие западные и отечественные социологи отмечают, что процесс социализации включает влияние окружения на индивида, что приводит к становлению личности под воздействием общественного давления [13, с. 104; 14, с. 115]. Иную трактовку процесса социализации предложил Н. Смелзер. Его теория включает двустороннее влияние, предполагающее биологическое и культурное взаимодействие [15]. Особое значение также имеет концепция А.Г. Эфендиева, в рамках которой процесс социализации - это система, включающая социокультурные качества, свойства, ценности, знания, умения и опыт, являющиеся компонентами полноценной дееспособной личности [16].

По мнению Ю.Г. Волкова, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попова и С.И. Самыгина, процесс социализации предполагает интернализацию социокультурных ролей и норм [17].

Применительно к нашему исследованию остановимся на трактовке термина «социализация», включающей процесс освоения человеком общепринятых социокультурных норм и образцов поведения, посредством которых происходит становление правокультурной личности, обладающей навыками коммуникативного взаимодействия.

Процесс социализации сложен и неоднозначен, однако полагаем возможным определить иерархию составляющих его элементов: 1) микросистема, 2) мезосистема, 3) экзосистема, 4) макросистема [18] (рис. 1).

Микросистема

Мезосистема

Экзосистема

Макросистема

Взаимодействие с близким кругом лиц (друзья, семья, школа и пр.)

Взаимодействие круга лиц макросистемы между собой

Влияние окружения на личность

Воздействие культурного окружения

Рисунок 1 - Структурная иерархия процесса социализации

В современный период социокультурного становления общества можно рассмотреть разнообразные концепции, раскрывающие термин «социализация». Наиболее распространенной среди них является теория П. Бергера и Т. Лукмана [19]. По их мнению, можно выделить два основополагающих типа социализации:

1) первичный - охватывает детский возрастной период, т. е. начальный этап интеграции личности в социуме, предполагает освоение культурных ценностей, познание особенностей своих прав и обязанностей, правил коммуникации, традиций, обычаев и пр.;

2) вторичный - включает последующие процессы адаптации личности в новой для нее социосфере [20].

Значимое воздействие на процесс социализации, как позитивное, так и негативное, оказывают окружающий мир, работа, семья.

Семья - первый этап социализации ребенка, здесь происходит его интеграция в микросреду. От того, насколько социализирована семья, зависит успех социализации ребенка. Однако существует опасение, что низкое социальное положение родителей (алкоголизм, ссоры, девиации и пр.) может негативно отразиться на ребенке - его характере, образе мышления, поведении.

Немаловажное влияние на процесс социализации оказывают образовательные организации, в которых происходит становление самооценки личности. В случае хорошего обучения она

будет высокой, но при плохой учебе существует вероятность низкой самооценки, что негативно сказывается на социализирующемся индивиде. На данный процесс могут сильно влиять сверстники, так как в подростковом периоде дети отстраняются от взрослых, большое значение приобретает мнение и уважение со стороны сверстников. Однако дезадаптированные сверстники могут оказывать негативное влияние на подростка.

Процесс социализации происходит под влиянием средств массовой информации: сцены насилия на телевидении и в публикациях негативно воздействуют на социализирующуюся личность.

Также среди значимых факторов влияния можно отметить работу, которую можно расценить как институт вторичной социализации, так как уже социализированная личность входит в новый для себя мир, трудности и проблемы которого могут привести к дезадаптации в этой среде.

Основной задачей социализации является формирование и становление личности, способной к коммуникативному взаимодействию с окружающими в социально-правовой среде. В связи с этим отмечается значимость коммуникативно-правовой социализации личности, являющейся основой формирования коммуникативно-правовой культуры, поскольку коммуникация -один из основных механизмов, позволяющий достичь эффективности в процессе становления личности. Каждый должен уметь свободно изъясняться, а без надлежащей коммуникативной компетентности это становится невозможным.

Коммуникативно-правовая социализация представляется не пассивным рецептивным процессом, но продуктивным, включающим обратную коммуникативную связь с правовыми институтами, формирующим коммуникативно-правовой опыт, а впоследствии и культуру. В связи с этим коммуникативно-правовая социализация - это система, которая включает различные коммуникативно-правовые компоненты, направленные на социально-правовую адаптацию к правовым условиям в конкретном обществе, конформизм социально-правовой реальности и интериориза-цию. В процессе социализации происходит накопление правовых знаний и умений, формируется образ правового мышления, накапливаются правовые навыки, которые выражаются в правомерном поведении личности.

Для оценки результатов правовой социализации можно обратиться к категории правовой активности личности, охарактеризованной В.И. Гойманом следующим образом:

1) ответственное отношение - осознание и принятие личностью последствий своего поведения и действий;

2) солидарное отношение к правовым основам - согласие с нормами права в данном обществе;

3) уважительное отношение к правовым основам и органам правопорядка - применение нормированной речи в процессе коммуникативно-правового диалога;

4) законопослушное поведение;

5) принятие норм права как ценности [21].

При наличии указанных признаков можно говорить об успешной социализации личности.

На основании результатов социологического исследования, проведенного А.А. Кукушкиной, можем сделать логическое умозаключение о важности процесса социализации как механизма формирования культуры, в частности - коммуникативно-правовой культуры в современной социокультурной действительности. Анализ полученных данных позволил автору прийти к следующим выводам. Большинство (72 %) респондентов уважительно относятся к законам, «однако лишь 47 % молодежи знают свои основные права, которые известны им из средств массовой информации, а также основная масса - 75 % - опрашиваемых самостоятельно обращались к текстам законов в последний год; подавляющее большинство - 86 % - указывают на то, что им необходимо повысить свой уровень знаний о праве, и 78 % - повысить уровень своей правовой культуры» [22, с. 109]. Это указывает на несформированность полноценной правокультурной личности со способностью к эффективной коммуникации, что подтверждает гипотезу исследования о важности процесса социализации в системе формирования коммуникативно-правовой культуры.

Таким образом, вышеизложенное позволяет отметить важность социализации, включающей социально-правовые компоненты (правопонимание, правосознание, правокультурность и правовую коммуникацию, а также коммуникативную и правовую толерантность), которые способствуют эффективному воспроизведению коммуникативно-правовой компетентности, позволяющей сформировать правовую культуру общества.

Практическая значимость исследования заключается в определении особенностей социализации личности как основы формирования коммуникативно-правовой культуры в современном поликультурном социуме. Эти знания позволят сформировать полноценную личность, обладающую всеми коммуникативно-правовыми ценностями и нормами (высокая степень правосознания, правопонимания, правового образа мышления, коммуникативно-правовой компетентности в сочетании с традициями и обычаями). Это позволит сформировать профессионала в любой сфере деятельности.

Представленный материал может быть использован в качестве теоретико-методологической основы исследования вопросов социализации личности.

В заключение отметим, что в условиях трансформации социальной структуры современного российского общества большое значение при формировании правовой культуры посредством основ правовой коммуникации имеет ценностное осмысление данных явлений, которое основано на соционормативной системе, включающей ценности, обычаи, традиции, культуру, нормы законодательства страны.

Ссылки:

1. Гуляихин В.Н. Противоречия правовой социализации российской молодежи // Вопросы правоведения. 2013. № 3 (19). С. 231-243.

2. Зубок Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 1. С. 147-162.

3. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1 (225). С. 109-115.

4. Дядиченко О.В. Социализационные траектории молодежи в российском обществе потребления : дис. ... канд. со-циол. наук. Ростов н/Д., 2008. 164 с. ; Ковалева А.И. Социализация молодежи [Электронный ресурс] // Социализация молодежи : электронная энциклопедия / под ред. Вал.А. Лукова. 2015. URL: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theo-ries/185-socializaciya-molodezhi.html (дата обращения: 30.10.2019).

5. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи ...

6. Самыгин П.С. Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества : дис. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д., 2007. 407 с. ; Самыгин П.С., Попов М.Ю., Самыгин С.И. Правовая социализация молодежи в условиях кризисного состояния современного российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016. Т. 16, № 2. С. 295-303.

7. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи ... С. 114.

8. Самыгин П.С., Попов М.Ю., Самыгин С.И. Указ. соч. С. 296.

9. Современная западная социология : словарь / сост. и отв. ред. В.С. Малахов, В.П. Филатов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. 544 с.

10. Цит. по: Самыгин П.С. Указ. соч. См.: Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения / пер. с фр. А.Б. Гофмана // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 106-114.

11. Дюркгейм Э. Указ. соч. ; Самыгин П.С. Указ. соч.

12. Цит. по: Щукин А.М. Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ : дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2011. 180 с.

13. Кравченко А.И. Введение в социологию : учебное пособие. М., 1995. 144 с.

14. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи ... С. 115.

15. Смелзер H. Социология : пер. с англ. М., 1998. 688 с.

16. Основы социологии : курс лекций / отв. ред. А.Г. Эфендиев. М., 1993. 383 с.

17. Социология : курс лекций / Ю.Г. Волков, B.H. Нечипуренко, А.В. Попов, С.И. Самыгин. Ростов н/Д., 2000. 512 с.

18. Cloutier R., Renaud A. Psychologie de l'enfant. Boucherville, 1990.

19. Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. Garden City, NY, 1966. 219 p.

20. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е. Руткевич. М., 1995. 322 с.

21. Цит. по: Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права : учебное пособие. М., 2007. 465 с.

22. Кукушкина А.А. Правовое образование в социокультурном пространстве России: региональный аспект : дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2018. 167 с.

References:

Berger, P, Luckmann, T & Rutkevich, E (trans.) 1995, The Social Construction of Reality. A Treatise in the Sociology of Knowledge, Moscow, 322 p., (in Russian).

Berger, PL & Luckmann, T 1966, The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge, Garden City, NY, 219 p.

Chepurnova, NM & Seryogin, AV 2007, Theory of State and Law: workbook, Moscow, 465 p., (in Russian). Cloutier, R & Renaud, A 1990, Psychology of a Child, Boucherville.

Durkheim, E & Gofman, AB (trans.) 1991, 'Value Judgments and Judgments of Reality', Sotsiologicheskie issledovania, no. 2, pp. 106-114, (in Russian).

Dyadichenko, OV 2008, Trajectories of Socialization of the Young in the Russian Consumer Society, PhD thesis, Rostov-on-Don, 164 p., (in Russian).

Efendiev, AG (ed.) 1993, Basics of Sociology: Lecture Course, Moscow, 383 p., (in Russian).

Guliyakhin, VN 2013, 'Contradictions of Legal Socialization of Russian Young People ', Voprosy pravovedenia, no. 3 (19), pp. 231-243, (in Russian).

Kovaleva, AI 2003, 'Concept on Socialization of the Youth: Norms, Deviations, Trajectory of Socialization', Sotsiologicheskie issledovania, no. 1 (225), pp. 109-115, (in Russian).

Kovaleva, AI 2015, 'Youth Socialization', in ValA Lukov (ed.), Socialization of Young People: Electronic Encyclopedia, viewed 30 October 2019, <http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/185-socializaciya-molodezhi.html>, (in Russian). Kravchenko, AI 1995, Introduction into Sociology: Workbook, Moscow, 144 p., (in Russian).

Kukushkina, AA 2018, Legal Education in the Sociocultural Space of Russia: Regional Aspect, PhD thesis, Maykop, 167 p., (in Russian).

Malakhov, VS & Filatov, VP (comps & eds) 1998, Modern Western Sociology: Dictionary, Moscow, 544 p., (in Russian). Samygin, PS 2007, Legal Socialization of Students in Conditions of Social Uncertainty of the Russian Society, D.Phil. thesis, Rostov-on-Don, 407 p., (in Russian).

Samygin, PS, Popov, MYu & Samygin, SI 2016, 'Legal Socialization of the Young in the Crisis State of Modern Russian Society', Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seria: Sotsiologia, vol. 16, no. 2, pp. 295-303, (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shchukin, AM 2011, Values of Modern Russian Society in Youth Legal Culture: Sociological Analysis, PhD thesis, Maikop, 180 p., (in Russian).

Smelser, N 1998, Sociology, Moscow, 688 p., (in Russian).

Volkov, YuG, Nechipurenko, VN, Popov, AV & Samygin, SI 2000, Sociology: Lecture Course, Rostov-on-Don, 512 p., (in Russian).

Zubok, YuA 2003, 'Risk in Youth Social Development', Sotsialno-gumanitarnye znania, no. 1, pp. 147-162, (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.