РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ
М.Б. Кененбаева, преподаватель
Кыргызский государственный юридический университет (Кыргызстан, г. Бишкек)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11857
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования коммуникативной толерантности и установок толерантного сознания студентов в современном образовательном процессе. Обосновывается мысль о том, что внедрение идей коммуникативной толерантности и поликультурности в систему современного образования возможно через интеграцию культуры толерантности в учебные предметы гуманитарного профиля. На примере изучения иностранного языка представлен материал, затрагивающий учебно-воспитательные аспекты процесса развития коммуникативной толерантности у студентов Юридического колледжа.
Ключевые слова: коммуникативная толерантность, развитие, образовательный процесс, культура, обучение, поликультурное общество.
Актуальность формирования коммуникативной толерантности у студенческой молодежи обусловлена тем, что в современном мире культурное и этническое разнообразие рассматривается как ресурс развития общества. Как сказано в «Декларации принципов толерантности», принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, «толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [ 1].
Международная комиссия ЮНЕСКО по образованию для XXI века определила четыре ключевых компетентности для образования будущего, одна из которых -«учиться жить вместе». В связи с этим возникает насущная необходимость фундаментальной перестройки современного образовательного пространства таким образом, чтобы образование стало средством интеграции в полиэтнических и поликультурных обществах, обеспечивало сохранение и развитие этнического, культурного и религиозного разнообразия в условиях глобализации.
Исходя из этого, главной задачей современной образовательной системы Кыргызстана является сохранение культурного и языкового многообразия и толерантности к многоязычной образовательной сре-
де. В «Концепции развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года» отмечается, что главным критерием продуктивности системы образования будет являться выпускник, способный адекватно реагировать на вызовы, которые стоят перед ним, и обладающий компетентностя-ми, соответствующими экономическим, социокультурным и политическим потребностям страны. В ходе обучения каждый учащийся и студент смогут овладеть рядом ключевых/базовых и предметных/специальных компетентностей, которые позволят осуществлять успешные коммуникативные, профессиональные и другие действия на определенных этапах собственного развития [2].
В этой связи особую значимость приобретает формирование коммуникативной толерантности студентов как частная разновидность толерантности. Коммуникативная толерантность в современном понимании представляет собой личностно значимое профессионально важное качество личности, проявляющееся в коммуникативной среде повседневной учебной и внеучебной жизнедеятельности, а также в будущей профессиональной деятельности [3, с. 8].
Как утверждает Б.Р. Могилевич, коммуникативная толерантность, в свою оче-
редь, включает в себя такие компоненты, как: повседневный - терпимое отношение к слабостям других; религиозный - уважительное отношение ко всем конфессиям; этнический - невраждебное отношение к другим этносам; интеллектуальный - признание плюрализма мнений. Вместе с тем, он считает, что межкультурный компонент (уважительное отношение к другим культурам и языкам) также имеет право быть включенным в эту совокупность [4].
Следует отметить, что формирование коммуникативной толерантности, как важной составляющей общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих юристов заложены в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по направлению подготовки «Правоведение». Так, в области воспитания личности целью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 030503 - «Правоведение» является: формирование у студентов социально-личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, правового сознания, правовой культуры, повышения общей культуры [5].
Внедрение идей межкультурной коммуникативной толерантности в систему образования возможно через интеграцию культуры толерантности в учебные предметы гуманитарного профиля. Коммуникативная толерантность, в первую очередь, предполагает владение иностранными языками и стремление к познанию культурного разнообразия и к диалогу.
В процессе обучения иностранному (английскому) языку в Юридическом колледже, мы опираемся на модель развития толерантности студентов, разработанной и успешно апробированной российскими учеными-педагогами И.И. Галимзяновой и Э.И. Муртазиной, содержание которой заложено в основу их совместного учебного пособия по английскому языку: «Tolerance culture. Overcoming stereotypes and difficulties in communication: developing oral and written communication skills in the English
language» («Культура толерантности: преодоление стереотипов и трудностей в общении в процессе развития навыков устной и письменной речи на английском языке») (Казань, 2015).
Разрабатывая данное пособие, авторы определили основные дидактические единицы, которые необходимо усвоить студентам: грамматика; фонетика; лексика бытового характера, несущая социокультурную информацию; чтение (аналитическое, ознакомительное, быстрое), письмо; аудирование, говорение (монологическая и диалогическая речь); аннотирование англоязычного текста [6, c. 70]
Учитывая накопленный опыт отечественных и российских педагогов в области формирования коммуникативной толерантности студентов средствами иностранного языка, можно отметить, что успешная коммуникация на иностранном языке предполагает не только приобретение знаний по лексике, грамматике, фонетике, но и наличие навыков межкультурного общения, социолингвистических и коммуникативных знаний.
На основе предложенной лингвистической и лингвокультурной тематики об истории, географии, политике, культуре, традициях, этикете народов англоязычных стран в вышеуказанном учебном пособии, нами разработаны и апробированы на занятиях следующие темы практических занятий, частично адаптированные к образовательному пространству Юридического колледжа: «Толерантность и уважение» («Tolerance and respect»); «Политическая система США» (The U.S. Political System); «Политическая система Великобритании» (The UK Political System); «Традиции и этикет англоязычных стран» (Traditions and Etiquette of English-Speaking Countries); «Особенности менталитета американцев» (Features of the mentality of Americans); «Национальный характер англичан» (The national character of the British); «Пословицы как отражение черт национального характера англичан, американцев, русских и кыргызов» (Proverbs as a reflection of the national character of the British, Americans, Russians and Kyrgyz).
сделать вывод о том, что у студентов Юридического колледжа формируются умения и навыки толерантного межличностного взаимодействия, необходимых для повседневного коммуникативного поведения и бесконфликтного межкультурного общения.
Подводя итоги, следует отметить, что без коммуникативной толерантности личности, проявляющейся в уважении, принятии и правильном восприятии иных культур, ценностей, верований и т.д., невозможно построить цивилизованное демократическое общество. В таком контексте современное образование должно максимально способствовать развитию общечеловеческих ценностей, воспитанию толерантных взаимоотношений между разными народами и культурами.
Общеизвестно, что расширение знаний о народах, живущих в одной стране, даст возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность каждого человека к конструктивному межнациональному и межкультурному диалогу. Поэтому, в качестве внеаудиторной самостоятельной работы в дополнение к основной программе студентам рекомендуется подготовить информационные сообщения о книгах и фильмах на тему: «Какие книги и фильмы вы бы рекомендовали иностранцам, чтобы они лучше знали про национальный характер народов, проживающих в Кыргызстане».
Таким образом, практика использования разработанной учебно-воспитательной программы развития коммуникативной толерантности в процессе обучения иностранному языку в контексте языкового поликультурного образования позволяет
Библиографический список
1. Декларация принципов толерантности. Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml
2. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года. Бишкек, 2012.
3. Николаева, Л. А. Формирование коммуникативной толерантности студентов - будущих юристов (на примере университетского образования в России и Германии): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2007. - 25 с.
4. Могилевич Б.Р. Дискурс коммуникативной толерантности // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2016. - №3.
5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Кыргызской Республики. Специальность: 030503 - «Правоведение». Квалификация: юрист. - Бишкек, 2019.
6. Муртазина Э.И., Галимзянова И.И. Учебное пособие по английскому языку как средство развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов толерантности студентов // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. -№1 (29).
DEVELOPMENT OF STUDENT'S COMMUNICATIVE TOLERANCE IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN LAW COLLEGE
M.B. Kenenbaeva, Graduate Student Kyrgyz State Law University (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. The article is about the current problem in the formation communicative tolerance and attitudes of students' tolerant consciousness in the modern educational process. The introduction communicative tolerance and multicultural ideas into the modern education system is possible through the integration of a cultural tolerance in humanitarian subjects. Material presented on the example of learning foreign languages, including educational aspects in the process of developing communicative tolerance among students of the Law College.
Keywords: communicative tolerance, development, educational process, culture, teaching, multicultural society.