УДК 316.334.4:316.77
DOI 10.23672/SAE.2019.10.39010
Айвазян Оксана Оганесовна
кандидат педагогических наук, начальник
редакционно-издательского отдела, доцент кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма [email protected]
Социологические
парадигмы правовой коммуникации в ракурсе формирования коммуникативно-правовой культуры личности
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению социокультурных основ правовой коммуникации в ракурсе формирования коммуникативно-правовой культуры личности. Автором представлен анализ различных социологических концепций правовой коммуникации современных деятелей науки, рассматривающих правовую коммуникацию как компонент коммуникативно-правовой культуры личности. В работе отмечается, что социокультурные теории в трудах В.С. Соловьева и П.И. Новго-родцева, Л.И. Петражицкого, П.А. Сорокина, Н.С. Тимашева, Г.Д. Гурвич и др. раскрывают правовую коммуникацию как взаимосвязь правовых основ с нравственным началом. Это позволяет рассуждать о государстве, в котором основой является справедливость и христианство, что, безусловно, оправдывает основополагающую задачу органов власти совершенствовать внешние и внутренние условия, способствующие достойному существованию общества. При этом достойная жизнедеятельность граждан возможна при условии сочетания справедливости, гуманности, толерантности и нравственности во всех своих проявлениях, т. е. как общая, так и коммуникативно-правовая культура должны быть на должном уровне. Помимо этого в работе представляются результаты исследования, направленного на выявле-ниесоциальных основ правовой коммуникации в ракурсе формирования коммуникативно-правовой культуры личности. В заключении делаются выводы о значимости исследуемой проблематики, обоснованием этому служит то, что правовая система в современном социокультурном обществе представляет собой коммуникативный процесс, в рамках которого происходит коммуникативно-правовое взаимодействие.
Oksana O. Ayvazyan
Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Publishing Department, Associate Professor of the Department of Philosophy, Cultural Studies and Social Communications, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism [email protected]
Sociological paradigms
of legal communication from the perspective of the formation of a communicative and legal culture of an individual
Annotation. The article is devoted to the consideration of the sociocultural foundations of legal communication in the perspective of the formation of a communicative and legal culture of an individual. The analysis of various sociological concepts of legal communication of modern scientists, considering legal communication as a component of the communicative and legal culture of an individual is presented.
The paper notes that sociocultural theories in the works of famous scientists V.S. Soloviev and P.I. Novgorodtseva, L.I. Petrazhitsky, P.A. Sorokina, N.S. Timasheva, G.D. Gurvich et al. Disclose legal communication as an interconnection of legal foundations with a moral principle. That allows us to talk about a state in which justice and Christianity are the foundation, which, of course, justifies the fundamental task of the authorities to improve the external and internal conditions conducive to the decent existence of society. At the same time, a worthy vital activity of citizens is possible provided that justice, humanity, tolerance and morality are combined in all their manifestations, that is, both the general culture and the communicative-legal should be at the proper level. In addition, the work presents the results of a study aimed at identifying the social foundations of legal communication in the perspective of the formation of a communicative and legal culture of an individual.
In conclusion, conclusions are made about the significance of the studied issues, the rationale for this is that the legal system in modern sociocultural society is a communicative process in which communicative-legal interaction takes place.
Ключевые слова: право, коммуникация, правовая коммуникация, социологические основы правовой коммуникации,правовая культура, коммуникативно-правовая культура, социокультурное пространство.
Введение. Становление личности в условиях социокультурных трансформаций различных сфер жизнедеятельности происходит под влиянием различных социокультурных и социально-правовых внутренних и внешних факторов. В этой связи мы считаем необходимым и, даже важным, рассмотреть правовую коммуникацию в ракурсе формирования коммуникативно-правовой культуры личности как социокультурного феномена с учетом социологического познания.
Целью исследования является выявлениесо-циокультурных основ правовой коммуникации в ракурсе формирования коммуникативно-правовой культуры личности в современном социокультурном пространстве.
Методы исследования. Исследование включает изучение, анализ и обобщение литературных источников, включающих описание социологических основ правовой коммуникации в ракурсе формирования коммуникативно-правовой культуры личности в современном социокультурном пространстве.Также социологический опрос и количественный анализ полученных результатов.
Изложение основного материала. Социологическая парадигмакак детерминанта формирования коммуникативно-правовой культуры личности заключается в выявлении социокультурных и нравственных аспектов правовой коммуникации, исследованием которых занимались известные ученые, видные деятели социологической науки В.С. Соловьев и П.И. Новгородцев [6, с. 714].
Правовая коммуникацияв концепции В.С. Соловьева заключается во взаимосвязи права, этики и нравственности, что предполагает принудительную нравственную справедливость. Право, являясь компонентом правовой культуры, понимается как нравственное явление: «право есть низший предел или некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный» [7, с. 108]. Такая характеристика содержится и в «Оправдании добра»: «право есть низший предел или определенный минимум нравственности» [7, с. 328].
Взаимосвязь правовых основ с этикой и нравственным началом, по мнению В.С. Соловьева, позволяет рассуждать о государстве, в котором основой является справедливость, что, безусловно, оправдывает основополагающую задачу органов власти совершенствовать внешние и внутренние условия, способствующие достойному существованию общества [7, с. 40]. При этом достойная жизнедеятельность граждан возможна при условии сочетания справедливости, гуманности, толерантности и нравственности во
Keywords: law, communication, legal communication, sociological foundations of legal communication, legal culture, communication and legal culture, sociocultural space.
всех своих проявлениях, т.е. как общая культура, так и правовая должна быть на должном уровне [2]. Также важным является и то, что данная цель достигается в процессе речевого акта (общения) в социально-правовой сфере посредством эффективного коммуникативного взаимодействия, построенного с учетом вышеуказанных условий.
Еще одним, но не менее важным представителем социологического знания в рассмотрении правовой коммуникации в рамках данного исследования является русский юрист-правовед, общественный и политический деятель, историк П. И. Новгородцев [4, с. 100], который утверждал, что право должно опираться на вечные основы морального сознания, отразив наличие особой взаимосвязи ценностной и правовой систем.В основе его научных изысканий лежит возрождение естественного права. В понимании П.И. Нов-городцева, «естественное право - это совокупность идеальных, нравственных представлений о праве», при этом данная взаимосвязь заключается во взаимодействии права и нравственности, так как «оно представляет собой реакцию нравственного сознания (личности) против положительных установлений» [3, с. 3]. И, с учетом его точки зрения, в целях создания цельной этической системы необходимым является взаимодействие нормированности Канта с социокультурной идеей, выдвинутой Гегелем.
Таким образом, с учетом рассмотренных концепций В.С. Соловьева и П.И. Новгородцева, имеется возможность интерпретировать их идеи в русле данного исследования следующим образом: право как компонент правовой культуры, включающее естественное право, моральные и этические нормы, совершенствуется в процессе правового просвещения средствами языка, что способствует формированию коммуникативно-правовой культуры личности.
В направлении изучения формирования правовой культуры через правовую коммуникацию в аспекте социологического знания также можно отметить российского и польского ученого, правоведа, социолога, Л. И. Петражицкого, русского, американского социолога и культуролога П.А. Сорокина, русского социолога и правоведа, публициста, общественного деятеля Н.С. Тима-шева, а также российского правоведа и французского социолога-позитивиста Г.Д. Гурвича [6, с. 720]. Л. И. Петражицкий«в своем основном научном достижении, разработке теории социальных норм, раскрывал их взаимосвязь с обязанностями как моральными (нравственными), так и правовыми (юридическими). К нравственным нормам он относил переживание долга и его выполнение, к юридическим - это понимание долга как обязанности по отношению к другому»
[5]. Но, несмотря на сказанное, нормы призваны выполнять следующие основополагающие функции: мотивационную (импульсивную), стимулирующую или сдерживающую определенные действия и педагогическую, способствующую развитию определенных психических склонностей, предрасположенностей людей. На основании данной теории в рамках исследуемой проблематики можно констатировать, что все участники правового взаимодействия находятся в состоянии правовой коммуникации, «создавая» право. В связи с этим возникает необходимость формирования коммуникативно-правовой культуры через систему правовой коммуникации и с социально-психологической позиции.
Другим, но не менее значимым представителем, исследующим правовую культуру через правовую коммуникацию в аспекте социологического знания,является П. А. Сорокин [8, с. 14], им проведен анализ правовых институтов в контексте общесоциологической теории, предполагающей переход от идеациональной к чувственной культуре, характеризующейся процессом постепенной девальвации этических и правовых норм.
В своих научных трактатах Н.С. Тимашев [9, с. 487] рассматривал основы права как некий вторичный феномен, объединяющий первичные социальные явления, нравственно-этические нормы и властную структуру, анализ которых должен проводиться комплексно, что позволяет выявить общую правовую культуру социума, включающую все аспекты жизнедеятельности населения, в том числе и правовую социокультурную компетентность.
Г.Д. Гурвич [1] исследовал правовую проблематику посредством выделения первичных компонентов правовой действительности. По мнению ученого, первичными компонентами правовой системы, включающей правовую коммуникацию, являются формы социабельности, через которые проявляется правовой плюрализм. При этом Г.Д. Гурвич под термином «социабельность» предполагает существование человека в обществе, т.е. коммуникативное взаимодействие (общение, коммуникация) столь важное для право-
вой сферы жизнедеятельности социума. Мыслитель особое значение придавал общению, так как оно является основополагающим побудительным мотивом ко всем сферам жизни человечества, что также приводит к развитию и формированию основ права и коммуникативно-правовой культуры.
С целью выявления социологических основ правовой коммуникации, направленных на формирование коммуникативно-правовой культуры личности, нами был проведен социологический опросв Краснодарском крае, г. Краснодаре. Выборка респондентов составила 200 человек, возраст от 17 до 65 лет.
В частности, им был задан вопрос: Что же общество понимает под термином «правовая коммуникация»? Результаты ответов свидетельствуют о неоднозначности в понимании терминологического значения данного понятия. Ответы респондентов распределились таким образом: 42 %, то есть, подавляющее большинство респондентов,затруднялись ответить, 26 % опрашиваемых отнесли данное понятие к общению в правовой сфере, 32 % заключили данное понятие в рамки только лишь основ права (рис. 1).
Поскольку большинство респондентов соотнесли понятия «правовая коммуникация» и «право», следующий вопрос был направлен на выявление сущности понятий «право» и «закон». Результаты показали, что основная масса опрашиваемых -48 % также считает, что эти понятия тождественны, лишь небольшое количество, 30 % респондентов, разграничили их в соответствии с правилами, хотя были и те, которые затруднялись ответить (рис. 2).
Результаты ответов на вопрос «На что должно опираться право в своем регулировании?» свидетельствуют о том, что абсолютное большинство, 52 % опрашиваемых,отметили - закон, 30 % высказали мнение о необходимости опоры на нравственность и мораль, лишь 18 % респондентов ответили, что опора должна быть основана на чувстве долга, т.е. понимании долга как обязанности по отношению к другому (рис. 3).
Рисунок 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что такое «правовая коммуникация»?:
1 - общение в правовой сфере; 2 - затруднялись ответить; 3 - право
Рисунок 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Одинаковы ли значения понятий «право» и «закон»?»:
1 - тождественные понятия; 2 - различные; 3 - затруднялись ответить
Рисунок 3 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «На что должно опираться право в своем регулировании?»:
1 - закон; 2 - нравственность и мораль; 3 - долг
Исходя из полученных нами данных, можно сделать вывод о том, что в обществе более развита правовая (нормативная) основа регулирования права и правовой коммуникации, нежели нравственная и мотивационная, из-за того что население не в полной мере осознает сущность понятий «право» и «закон». Данные результаты указывают на недостаточный уровень коммуникативно-правовой культуры у респондентов, поскольку бессознательное следование нормативным основам «говорит» о несформированности личности как индивидуальности со своей точкой зрения. Помимо этого, в ходе проведенного исследования было выявлено то, что знания о правовой коммуникацииостаются на низком уровне, что также вызывает особую тревогу.
Заключение. Результаты проведенного социологического опроса указывают нанесформиро-ванностькоммуникативно-правовой культуры, судя по данным, указанным в работе, поскольку общественность недостаточно осведомлена об этом явлении.
Таким образом, с учетом рассмотренных социо-логическихтеорий правовой коммуникации можно прийти к выводу о том, что правовая система представляет собой коммуникативный процесс, в рамках которого происходит коммуникативно-правовое взаимодействие, включающее интерпретацию и толкование правовых текстов, а также применение их на практике субъектами современного общества, что способствует формированию коммуникативно-правовой культуры личности.
Литература:
1. Гурвич Г.Д. Философия и социология права: Избранные сочинения // Г.Д. Гурвич; Пер. М.В. Антонова, Л.В. Ворониной. СПб. : Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, Изд-во юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. 848 с.
Literature:
1. Gurvich G.D. Philosophy and sociology of law : Selected works // SPb. : Publishing house SPb. state University, Publishing house of the faculty of law of St. Petersburg. state University, 2004. 848 p.
2. Кукушкина А.А. Правовое образование в социокультурном пространстве России: региональный аспект. Дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2018. 167 с.
3. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. М., 1896. С. 3.
4. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учения Нового времени. Х1Х-ХХ вв. М., 1918. С. 100.
5. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности : в 2 ч. Часть 1. М. : Изд-во Юрайт, 2018. 295 с.
6. Поляков А.В. Теоретико-правовой ренессанс начала ХХ в.: Основные школы и направления; Правовые учения «Русского зарубежья» // История политических и правовых учений. СПб. : Издательский Дом СПб. гос. ун-та. Изд-во юридического факультета СПбГУ, 2007. С. 714-83
7. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия : собрание сочинений. 2-е изд. / В.С. Соловьев; Под. ред. В.С. Соловьева, Э.Л. Радлова. Т. 8. Изд. : Просвещение. СПб., 1914. С. 108.
8. Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства. Ярославль, 1919. С. 1.
9. Тимашев Н.С. Рост и сфера социологии права / Н.С. Тимашев, Г. Беккер, А. Босков // Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961. С. 487.
2. Kukushkina A.A. Legal education in the socio-cultural space of Russia: regional aspect. Dis. ... edging. sociological sciences. Maikop, 2018. 167 p.
3. Novgorodtsev P.I. Historical school of lawyers, its origin and fate. M., 1896. C. 3.
4. Novgorodtsev P.I. Lectures on the history of philosophy of law. Teachings of the New time. XIX-XX centuries. M., 1918. P. 100.
5. Petrazhitsky L.I. Theory of law and state in connection with the theory of morality. In 2 h. Part 1. M. : Yurayt Publishing house, 2018. 295 p.
6. Polyakov AV. History of political and legal teachings. SPb. : Publishing House Of St. Petersburg. State University. Publishing house of the faculty of law of St. Petersburg State University, 2007. P. 714-83.
7. Solovyov V.S. The Justification of the good. Moral philosophy: collected works. 2nd ed. / V.S. Solovyov edited by V.S. Solovyov and E.L. Radlov. Vol. 8. Ed. : Education. SPb., 1914. P. 108.
8. Sorokin P.A. Elementary textbook of the General theory of law in connection with the theory of the state. Yaroslavl, 1919. P. 1.
9. Timashev N.S. Growth and field of sociology of law / N.S. Timashev, G. Becker, A.Boskov // Modern sociological theory in its continuity and change. M., 1961. P. 487.