Научная статья на тему 'ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТЬЮ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТЬЮ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
927
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / толерантное восприятие / личность / социокультурные различия / tolerance / tolerant perception / personality / sociocultural differences.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ш. Ш. Цуруев

В статье изучены суть и содержание толерантного восприятия личностью социокультурных различий как философская и психолого-педагогическая проблема. Сделан вывод о том, что проблема толерантного восприятия личностью этнических, конфессиональных и культурных различий, отношение к людям как к равным, как к самому себе не является новой проблемой. Быть толерантным – это умение жить в поликультурной, поликонфессиональной среде, не мешая при этом другим, иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других. Нетерпимость как оппозиция толерантности всегда порождала противостояния и конфликты, что было замечено еще древними историками и просвещенцами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANT PERCEPTION BY THE PERSONALITY OF SOCIO-CULTURAL DIFFERENCES AS A PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article studies the contents of a person’s tolerant perception of sociocultural differences as a philosophical and psychological-pedagogical problem. It is concluded that the problem of a person’s tolerant perception of ethnic, religious and cultural differences, the attitude to people as equals, as to oneself, is not a new problem. To be tolerant is the ability to live in a multicultural, multiconfessional environment, while not interfering with others, to have rights and freedoms, without violating the rights and freedoms of others. Intolerance, as an opposition to tolerance, has always generated confrontation and conflict, which was noticed by ancient historians and educators.

Текст научной работы на тему «ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТЬЮ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

объясняет как «бесконечный поиск себя в профессии, это умение соотносить свои интеллектуальные силы и физические возможности» [2, с. 111].

Отметим также, что на выбор профессии «медицинская сестра» часто влияет образ медицинской сестры, которая обслуживает тот или иной участок. То есть на выбор девочек профессии медицинской сестры может влиять ее имидж, который сегодня является достаточно актуальным в связи с тем, что именно данного медицинского персонала все еще не хватает в различных уголках, районах сельской местности нашей страны. «Что касается медицинской сестры, то большое значение имеет ее внешний вид, облик. Придя на работу, она переодевается в чистый, выглаженный халат или в форму, принятую в данном учреждении, меняет уличную обувь на тапочки или специальные туфли, легко поддающиеся санитарной обработке и не производящие шума при ходьбе. И, наоборот, неопрятность в одежде, грязный халат, торчащие из-под шапочки или косынки волосы, злоупотребление косметикой, длинные покрытые лаком ногти, запах сигаретного дыма изо рта - все это заставляет больного усомниться в профессиональной квалификации медицинской сестры» [3].

Профессиональный имидж или позитивный образ медицинской сестры может сыграть свою заметную роль в санитарном просвещении населения, в решении новых аспектов расширения профессиональной подготовки медицинской медсестры за счет реализации Федеральной программы развития здравоохранения (2020 - 2024 гг). «Сегодня планируется приоритетное развитие профилактической работы с использованием персонала со средним и высшим сестринским образованием; усиление сестринскими кадрами патронажной и реабилитационной деятельности; внедрение системы «стационаров на дому», обеспечиваемых мобильными, специально оснащенными патронажными бригадами; совершенствование и расширение стационар-замещающих медицинских технологий и т.д.» [4, с. 73 - 78].

Авторы, часто анализирующие суть и содержание профессионального самоопределения личности, профессиональной подготовки учащихся в средних медицинских учреждения и среднего медицинского образования, - это тандем В.Н. Кормаковой и О.В. Коновой.

Как правило, в медицинский институт в большей степени идут и поступают выпускники тех школ, где представлен и давно работает проект «Медицинский класс», начатый в Москве. Для старшеклассников, планирующих поступать сразу в медицинский вуз, были созданы медицинские классы, где осуществляется ранняя медицинская профессионализация, профессиональная подготовка и база будущего медика. Медицинский класс в общеобразова-

Библиографический список

тельной школе - это не только профильный класс, где главными предметами являются биология, усиленно преподается химия, его активно поддерживают медицинские вузы, отбирающие лучших в свои учебные заведения. То есть ученики, показавшие после окончания медицинского класса лучшие результаты по профилирующим предметам, могут поступить на первые курсы медицинского вуза. Стать учеником медицинского класса в своей или другой школе можно с 8 класса. Решение о зачислении по итогам вступительных экзаменов принимается администрацией школы, где создан медицинский класс. Чем раньше школьник примет решение получить более углубленные знания и медицинскую практику, тем больше у него шансов набрать дополнительные баллы к моменту подачи документов для поступления в медицинские вузы. В Дагестане проект «Медицинский класс» находится на начальной стадии, поскольку 19 июля 2019 года он был представлен как инновационный проект в сфере образования специалистами методического центра Департамента образования. В мероприятии приняли участие работники методических служб и заместители директоров школ по учебной работе со всех муниципалитетов Дагестана. При дагестанских школах, имеющих определенную базу, будут созданы медицинские классы, где дагестанские школьники, ориентированные на медицинскую профессию, смогут получить основные базовые ЗУНы и заложить основы будущим профессиональным компетенциям.

Что касается средних медицинских учреждений, то основным контингентом профессиональной подготовки становятся выпускники 9 и 11-х классов, пожелавших заняться более ранней профессионализацией и овладеть медицинской профессиональной практикой. Качество профессиональной подготовки среднего медицинского персонала обосновано их способностью выполнять свои профессиональные, служебные обязанности. Но и после окончания учебного заведения профессиональная подготовка, профессиональное совершенствование и самосовершенствование медицинского работника не заканчивается, а продолжается в течение всей его жизни.

Итак, профессиональная подготовка медицинских сестер с помощью ком-петентностного подхода нацелена на развитие профессионально важных ЗУНов и компетенций. Преодоление многих барьеров в новом становлении медицинской сестры даст возможность значительно улучшить всю систему профессиональной подготовки будущих медицинских работников среднего медицинского персонала и определить современные требования к профессиональной подготовке среднего медицинского персонала как важнейшего ресурса реформирования здравоохранения.

1. Шишлов А.Н. Профессиональное самоопределение учащихся как проблема управления многопрофильным образовательным учреждением: монография. Москва, 2012.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академический Проект, 2019.

3. Митрюева Н.А. Новочебоксарская городская больница Минздравсоцразвития ЧР Медицинский портал. Available at: /http://www.nchk-gb.med.cap.ru/novie-tehnologii/ nauka-v-zdravoohranenii/spisok-publikacij-sotrudnikov-uchrezhdeniya/medicinskaya-sestra-imidzh-professii

4. Глухих С.И. Особенности подготовки медицинских сестер в современном профессиональном образовании. Сибирский педагогический журнал. 2016.

5. Сорокопуд Ю.В. Проблема формирования готовности будущей медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 363 - 364.

6. Помазанова Е.В., Клушина Н.П. Индивидуально-творческий подход и его методологическое значение в профессиональной подготовке будущих медицинских сестер. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 221 - 223.

7. Коломиец О.М. Ценостные основания профессиональной деятельности медицинской сестры. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 127 - 129.

8. Ризаева Н.А., Коломиец О.М., Николенко В.Н., Кудряшова В.А., Оганесян М.В., Шумак А.В., Болотская А.А. Диагностика и формирование мотивации у будущих врачей при изучении учебной дисциплины «анатомия человека». Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 308 - 311.

References

1. Shishlov A.N. Professional'noe samoopredelenie uchaschihsya kakproblema upravleniya mnogoprofil'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem: monografiya. Moskva, 2012.

2. Zeer 'E.F. Psihologiya profess«: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: Akademicheskií Proekt, 2019.

3. Mitryueva N.A. Novocheboksarskaya gorodskaya bol'nica Minzdravsocrazvitiya ChR. Medicinskijportal. Available at: /http://www.nchk-gb.med.cap.ru/novie-tehnologii/nauka-v-zdravoohranenii/spisok-publikacij-sotrudnikov-uchrezhdeniya/medicinskaya-sestra-imidzh-professii

4. Gluhih S.I. Osobennosti podgotovki medicinskih sester v sovremennom professionalem obrazovanii. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2016.

5. Sorokopud Yu.V. Problema formirovaniya gotovnosti buduschej medicinskoj sestry k professional'no-nravstvennomu vzaimodejstviyu s pacientami. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 363 - 364.

6. Pomazanova E.V., Klushina N.P. Individual'no-tvorcheskij podhod i ego metodologicheskoe znachenie v professional'noj podgotovke buduschih medicinskih sester. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 221 - 223.

7. Kolomiec O.M. Cenostnye osnovaniya professional'noj deyatel'nosti medicinskoj sestry. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 127 - 129.

8. Rizaeva N.A., Kolomiec O.M., Nikolenko V.N., Kudryashova V.A., Oganesyan M.V., Shumak A.V., Bolotskaya A.A. Diagnostika i formirovanie motivacii u buduschih vrachej pri izuchenii uchebnoj discipliny "anatomiya cheloveka". Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 308 - 311.

Статья поступила в редакцию 30.10.19

УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10020

Tsuruev Sh.Sh., Assistant Minister of Education and Science of the Chechen Republic (Grozny, Russia), E-mail: Shah_tsuruev@mail.ru

TOLERANT PERCEPTION BY THE PERSONALITY OF SOCIO-CULTURAL DIFFERENCES AS A PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM. The article studies the contents of a person's tolerant perception of sociocultural differences as a philosophical and psychological-pedagogical problem. It is concluded that the problem of a person's tolerant perception of ethnic, religious and cultural differences, the attitude to people as equals, as to oneself, is not a new problem. To be tolerant is the ability to live in a multicultural, multiconfessional environment, while not interfering with others, to have rights and freedoms, without violating the rights and freedoms of others. Intolerance, as an opposition to tolerance, has always generated confrontation and conflict, which was noticed by ancient historians and educators.

Key words: tolerance, tolerant perception, personality, sociocultural differences.

Ш.Ш. Цуруев, помощник министра образования и науки Чеченской Республики, г. Грозный, E-mail: Shah_tsuruev@mail.ru

ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТЬЮ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье изучены суть и содержание толерантного восприятия личностью социокультурных различий как философская и психолого-педагогическая проблема. Сделан вывод о том, что проблема толерантного восприятия личностью этнических, конфессиональных и культурных различий, отношение к людям как к равным, как к самому себе не является новой проблемой. Быть толерантным - это умение жить в поликультурной, поликонфессиональной среде, не мешая при этом другим, иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других. Нетерпимость как оппозиция толерантности всегда порождала противостояния и конфликты, что было замечено еще древними историками и просвещенцами.

Ключевые слова: толерантность, толерантное восприятие, личность, социокультурные различия.

Проблема толерантного восприятия личностью этнических, конфессиональных и культурных различий, отношение к людям как к равным, как к самому себе не является новой проблемой. История человечества свидетельствует, что первые формы проявления толерантного отношения были описаны еще в античном мире, в демократической Греции. Запрос на толерантность как на некую демократическую ценность, общественную норму всегда возникал в любом мононациональном государстве, когда социокультурная активность граждан формирует разнообразные явления и оппозиции в рамках религиозной, политической, мировоззренческой деятельности. По этой причине именно греческий полис и полисный тип режима и построения государственного управления многие ученые считают самым толерантным и демократическим.

Еще в конце XIX века понятие «толерантность» (tolerance) приобрело определенные смысловые корни, поскольку доброе, терпимое отношение к людям всегда считались главными человеческими добродетелями. В 50-е годы термин был введен английским врачом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма. В русском языке слово «толерантность» появилось также с развитием медицинской науки как медицинский термин, означающий отсутствие иммунологического ответа организма на какой-либо антиген. Проявление толерантности предполагало эмпатийное отношение к различиям среди людей, представляющих разные расы, сословия, конфессии. Философы определили несколько уровней толерантности. К ним относят общецивилизаци-онный, межгосударственный, межэтнический, социальный и индивидуальный.

Быть толерантным - это умение жить в поликультурной, поликонфессиональной среде, не мешая при этом другим, иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других. Нетерпимость как оппозиция толерантности всегда порождала противостояния и конфликты, что было замечено еще древними историками и просвещенцами. А конфликты - это порождение войн, военных столкновений и несовпадение интересов враждующих сторон, когда одни стремятся занять свою территорию и подчинить население, другие - пытаются защититься, отстоять собственное право на жизнь и независимость.

Анализировать проблему толерантного восприятия личностью этнических, конфессиональных и культурных различий без психологического обоснования нам представляется невозможным, поскольку и слово «толерантность», и сам термин «восприятие» уже являются психологическими категориями, которые находятся в центре внимания психологических исследований.

Толерантность стала предметом психологического исследования и осмысления в научных работах второй половине XX столетия. В зарубежных (E. King, L. Gatta, А. Maslow, J. Reeve, G. Olport) и российских исследованиях (Айвазова С.Г, Асмолов А.Г, Бабинцев В.П., Гершунский Б.С., Золотухин В.М., Кротков Е.А., Солдатова ГУ. и др.) термин «терпимость» как психологический феномен нередко отождествлялся и продолжает отождествляться с понятием «толерантность». А.Г. Асмолов определяет толерантность как «незыблемое правило или готовый к употреблению рецепт, и тем более не как принудительное требование под угрозой наказания, а как свободный и ответственный выбор человека ценностного толерантного отношения к жизни» [1, с. 7]. Важность обращения к толерантности сегодня сопряжена с усложнением межличностных отношений, вызванного, с одной стороны, разработкой высоких технологий, предполагающих внедрение трудосберегающих машин или более эффективных производственных процессов, с другой стороны, в эпоху стремительных глобализационных процессов проявление толерантности важно во взаимодействии коренных жителей и различных групп мигрантов, прибывающих в ту или другую страну.

К сожалению, многочисленные исследования толерантности (О.Г. Кравцов, Е.Ю. Клепцева, ГУ Солдатова, А.А. Шайгерова, О.Д. Шарова и др.), где апробированы различные анкеты и опросники, слабо продвинули понимание данной проблемы, которая все еще нуждается в дальнейшей разработке. Поиски эффективных путей в деле формирования толерантного восприятия личностью этнических, конфессиональных и культурных различий потребовали анализа психологического содержания данного понятия. В психологическом словаре его трактуют как «врожденное или приобретенное качество личности; в последнем случае толерантность может быть результатом предрасположенности человека к определенному (толерантному) поведению» [2, с. 111]. Из определения следует, что толерантность - очень важное качество личности, в особенности практикующего психолога, чья работа связана с многочисленными консультациями, требующими не только ответственности, но и большого терпения и выдержки.

Для прояснения сути и содержания психологической основы толерантности Г Г Кравцов и Нури Таебех принимают во внимание то обстоятельство, что «человека как личность отличает высший дар, который у него есть, а именно свобода» [3, с. 110 - 112]. Авторы отчасти повторили тезис великого Л.С. Выготского, который писал, что центральной проблемой психологической науки является свобода человека. Именно в теории Л.С. Выготского воля рассматривается как «одна из высших психических функций человека наряду с памятью, вниманием и др.» [4, с. 99]. Л.С. Выготский первый из психологов показал возможность неклассической психологии, которой поддается возможность изучать и свободу, и волю, и сознание личности.

То есть толерантное отношение как выражение уважительного отношения к правам другого человека вовсе не означает терпимость, равнодушие к социальной несправедливости. Она предполагает понимание того, что каждый индивид, каждый человек волен делать очень многое в рамках разработанных социальных законов, но при этом отстаивая свои ценности, убеждения и право иметь иную точку зрения.

В «Большом толковом психологическом словаре» А. Ребера термин «толерантность» имеет следующие значения: 1) способность человека переносить стресс, напряжение и боль; 2) установка личности на либеральное восприятие моделей поведения, иных убеждений и ценностей» [5, с. 361].

Многие ученые-психологи так или иначе пытались определить, обосновать термин «толерантность» с разных ракурсов, используя разные подходы. К примеру, Е.Г Луповицкая рассматривает «толерантность к неопределенности, которая характеризуется индивидуальным своеобразием и разной степенью благоприятности для личности. Преобладание когнитивного компонента в толерантности демонстрирует гибкость мышления, открытость новому, способность личности структурировать информацию и представлять возможные исходы ситуации» [6, с. 12].

Огромное значение для развития у личности толерантного восприятия этнических, конфессиональных и культурных различий имеет анализ педагогического подхода, педагогического аспекта развития толерантности.

Толерантность как способность личности принимать другую в педагогической науке определяется как одна из важных характеристик личности обучаемого, который должен обладать твердыми убеждениями, быть высоконравственным, способным дружить с представителями иных национальностей, культур и традиций. Современный обучающийся должен осознавать, что он живет в новом, многообразном, полинациональном, поликультурном мире, где толерантные качества необходимы ему для получения образования, социального общежития, успешной карьеры и т.д. Поэтому развитие толерантности в педагогической науке рассматривается как важное условие воспитанности современного выпускника вуза.

В «Педагогическом словаре» термин «толерантность» достаточно схож в содержательном отношении с психологическим подходом, но при этом имеет и некоторое различие: «толерантность - это переносимость личности чего-либо, устойчивость к воздействию извне эмоциональных ситуаций и резких реакций; терпимость к чужому мнению и убеждениям» [7, с. 145].

Решение проблемы толерантного восприятия личностью этнических, конфессиональных и культурных различий с позиции педагогического подхода сегодня приобретает большое значение, в особенности в поликультурных сообществах, поскольку наряду с тем, что современные студенты несомненно обладают высоким интеллектом, знаниями, достаточно информированы, наблюдается определённая заносчивость, самоуверенность в поведении с элементами собственной исключительности. Все еще встречаются студенты, проявляющие интолерантность по отношению к окружающим, раздражительность, агрессивность. Значимость развития толерантности именно в юношеском возрасте обусловлена тем, что студенческий возраст представляет собой возрастной период активного развития толерантных, терпимых качеств личности, период становления мировоззрения, собственных убеждений, альтруистических начал.

Е.А. Пугачева в диссертации «Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза» отмечает, что процесс развития у студенчества толерантности сегодня связан с рядом трудностей и противоречий: недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития толерантности на современном этапе; необходимостью снижения проявляющейся агрессии, нетерпимостью и слабой разработанностью на практике. Наравне с этим поликультурная

среда также содержит в себе огромный воспитательный потенциал, который важно совершенствовать и внедрять в практику. И в этой же работе Е.А. Пугачева дает собственное определение толерантности: «Толерантность студентов представляет собой спектр личностных проявлений уважения, принятие и правильное понимание студентами богатого многообразия культур мира, ценность Другого, проявление доброжелательности и эмпатии» [8, с. 100]. Из данной дефиниции следует, что толерантность как личностная черта представляет собой сложное интегративное образование, многообразное проявление уважения к окружающем людям, их мнению, несовпадающему с большинством, безусловное принятие их культуры и традиции, восприятие чужого языка.

Один из главных тезисов педагогического базиса термина «толерантность» заключается в том, что терпимый человек, уважающий и принимающих других людей с их инаковостью, не получает эту толерантность с рождения, он ее приобретает в течение всей жизни. Потому что по природе человек, скорее, настороженный, чем открытый, а при первой опасности проявит, вероятнее всего, защитные свойства, а не агрессивность.

Отечественные педагоги отмечают аксиологическую основу словосочетания «толерантное восприятие инаковости» и его тесную связь с этикой, моралью и развитием человека. К примеру, С.М. Алютин говорит о толерантности как о «нравственной общечеловеческой ценности, которая существует столетиями и сохраняется до нашего времени» [9, с. 46 - 64].

Анализ педагогической деятельности, ее продуктивности позволил сделать вывод о том, что образовательная деятельность должна быть спланирована так, чтобы каждый обучаемый мог проявить себя, свою активность, реализовав свой потенциал, выступая с творческими инициативами, творческими предложениями. Но при этом каждый участник педагогической деятельности должен чувствовать уважение к своим инициативам, он должен быть уверен, что его не высмеют в

Библиографический список

коллективе. Итак, педагогическая толерантность представляет собой осознание педагогом содержания своего толерантного поведения, суть которого в том, что педагог овладел умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса. Педагогическая толерантность как качество личности воспитателя представляет собой главный компонент педагогической этики. Она и социальная категория, установка на принятие инаковости, эмпатия, и сочувствие, соучастие в судьбе других людей, направленное на открытые и доверительные отношения [10].

Педагогическая толерантность как качество личности педагога проявляется в единстве двух видов профессиональной деятельности педагога - обучающей и воспитательной. Оба вида деятельности требуют от педагога определенной терпимости, уважения друг к другу, которые направлены на развитие у учащихся умений к самоорганизации и осуществлению разнообразной совместной деятельности. В этой совместной деятельности часто принимают участие люди разных национальностей, культур, языка, что также требует определенной толерантности от всех участников.

Итак, проблема толерантного восприятия личностью этнических, конфессиональных и культурных различий, отношение к людям как к равным, как к самому себе не является новой проблемой. Быть толерантным - это умение жить в поликультурной, поликонфессиональной среде, не мешая при этом другим, иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других. Нетерпимость как оппозиция толерантности всегда порождала противостояния и конфликты, что было замечено еще древними историками и просвещенцами. А конфликты - это порождение войн, военных столкновений и несовпадение интересов враждующих сторон, когда одни стремятся занять свою территорию и подчинить население, другие - пытаются защититься, отстоять собственное право на жизнь и независимость.

1. Асмолов А.Г Толерантность от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию. Москва, 2000: 5 - 7.

2. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под редакцией А.В. Игишева. Москва: Прайм-Еврознак, 2007.

3. Кравцов Г Г, Таебех Н. Психологическое содержание понятия толерантности. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2010; № 17 (60): 110 - 112.

4. Выготский Л.С. Психология. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

5. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т.; перевод с английского. Москва: Вече, АСТ, 2000; Т. 2.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Москва: Педагогика, 2000.

7. Луповицкая Е.Г Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 1998.

8. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва, 2002.

9. Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2008.

10. Алютин С.М. Что такое общечеловеческие ценности? Человек, его ценности и жизненный путь. Барнаул: Изд-во Барнаульского ВВАУЛ, 2000.

11. Магомеддибирова З.А., Навразова М.Р Духовно-нравственное воспитание подростков на примере чеченских народных традиций. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 117 - 119.

References

1. Asmolov A.G. Tolerantnost ot utopii k real'nosti. Na puti k tolerantnomu soznaniyu. Moskva, 2000: 5 - 7.

2. Kratkij tolkovyjpsihologo-psihiatricheskij slovar'. Pod redakciej A.V. Igisheva. Moskva: Prajm-Evroznak, 2007.

3. Kravcov G.G., Taebeh N. Psihologicheskoe soderzhanie ponyatiya tolerantnosti. VestnikRGGU. Seriya «Psihologiya. Pedagogika. Obrazovanie». 2010; № 17 (60): 110 - 112.

4. Vygotskij L.S. Psihologiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.

5. Reber A. Bol'shoj tolkovyj psihologicheskij slovar': v 2 t.; perevod s anglijskogo. Moskva: Veche, AST, 2000; T. 2.

6. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii: v 2-h t. Moskva: Pedagogika, 2000.

7. Lupovickaya E.G. Social'no-psihologicheskoeznachenie tolerantnostikneopredelennosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1998.

8. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva, 2002.

9. Pugacheva E.A. Formirovanie tolerantnosti studentov v polikul'turnoj srede vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2008.

10. Alyutin S.M. Chto takoe obschechelovecheskie cennosti? Chelovek, ego cennosti izhiznennyjput'. Barnaul: Izd-vo Barnaul'skogo VVAUL, 2000.

11. Magomeddibirova Z.A., Navrazova M.R. Duhovno-nravstvennoe vospitanie podrostkov na primere chechenskih narodnyh tradicij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 117 - 119.

Статья поступила в редакцию 28.10.19

УДК 371.486 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10021

Asrieva O.O., postgraduate, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: olga_asrieva@mail.ru

MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION IN MODERN SCHOOL. Musical and aesthetic education is a historical phenomenon of Russian pedagogy, which at different times was used to solve educational problems. The modern significance of the problem of musical and aesthetic education is related to the tasks defined by the state standards of education, as well as innovations by pedagogical theories and experience. Musical and aesthetic education is one of the pedagogical ways to increase the efficiency of educational work in school. In the article, musical education is related to aesthetic education and is studied as part of it. The goals of musical and aesthetic education are defined through the musical and aesthetic culture of the individual. The influence of musical and aesthetic culture of a schoolboy on other traditional results of education in school has been studied. The paper reveals the conditions under which the aesthetic criteria form in music and how they are applied to phenomena of social life.

Key words: music, education, aesthetics, culture, school, emotions, influence.

О.О. Асриева, соискатель, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: olga_asrieva@mail.ru

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Музыкально-эстетическое воспитание - историко-педагогическое явление, которое на различных этапах развития российской педагогики использовалось для решения широких воспитательных задач. Современная постановка проблемы музыкально-эстетического воспитания связана с задачами воспитания, возвращенными в школу Федеральными государственными образовательными стандартами, а также активным поиском решений, повышающих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.