Техника, тактика и методика спортивной тренировки
спортчиларида 1,3 сонияга усди. 800 м. масофага югуриш буйича тажриба гурухининг натижаси 3,2 сонияга яхшиланган булса, назорат гурухи натижаси
2.1 сонияга етганлигини курамиз. 1000 м. масофага югуриш буйича тажриба гурухи натижаси 4,2 сонияга яхшиланган булса, назорат гурухи спортчиларида 1,7 сонияга етганлигини курамиз. 1500 м. масофага югуриш буйича тажриба гурухи синалувчилари натижаси 5,4 сонияга ошган булса, назорат гурухи натижаси эса
1.2 сонияни кайд этган. Турган жойидан узунликка са-краш тести буйича тажриба гурухида 10 см. натижага яхшиланган булса, назорат гурухида эса 6 см.га усди. Турган жойидан узунликка уч хатлаб сакраш буйича тажриба гурухи 25 см. усишига эришилган булса, назорат гурухида 19 см. га яхшиланишига эришилди.
Урта масофага югурувчилар мусобака даврида спорт формасини баркарорлаштириш буйича биз томонимиздан ишлаб чикилган такомиллашган
машгулот тузилмасини педагогик тажрибада куллаш олинган натижалар ва мусобакалардаги баркарор курсаткичлар оркали самарадор ёндашув эканлиги уз исботини топди.
Адабиётлар:
1. Узбекистан Республикаси Президентининг 2021 йил 5 ноябрдаги "2024 йил Париж шахрида (Франсия) булиб утадиган XXXIII ёзги Олимпия ва XVII Паралимпия уйинларига Узбекистан спортчиларини тайёрлаш" ту^рисидаги П^-5281-сонли карори.
2. Сафарова Д.Д., Сейдалийева Л.Д., Султанова Ю.М., Нурбайев Б.Ш., Мусайева У.А., Серебрякова В.В., Сагатов Д.А. "Спорт физио-логияси". дарслик. Тошкент 2018 йил. 157 бет.
3. Керимов Ф.А., Умаров М.Н. "Спортда прогнозлаштириш ва моделлаштириш". - Т.: УзДЖТИ, 2005 йил. 279 б.
4. Саламов Р.С. "Спорт машрулотининг назарий асослари". Т.2005. 132 б.
5. Бондарчук А.П. "Управление тренровчним процсесом спорцме-нов високого класса". - М.: Олимпия пресс 2007 г. 148 с.
6. Олимов М.С. "Урта масофага югурувчи спортчи талабаларни мусобакаларга тайёрлаш услубияти". Педагогик номзодлик диссертация. 2011 йил. 97 б.
7. Боходиров С.С. "Малакали футболчиларни мусобака фаолиятида спорт формасини юкори даражада булишини таъминлаш". Магистрлик дис. Т: 2011 й. 68 б.
Преподаватель
У. Т. КУБЕЙСИНОВА1
Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан
Информация для связи с автором:
Аннотация
ТОЧНОСТИ БРОСКОВ ПО КОРЗИНЕ В ПРЫЖКЕ С ПОВОРОТОМ НА 90° И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ
Annotation
В статье описывается разработка средств совершенствования точности бросков по корзине в прыжке с поворотом на 900 и определение их эффективности в эксперименте с привлечением юных баскетболистов.
Ключевые слова: баскетболисты, прыгучесть, точности броска по корзине, результативность.
Маколада саватга 90° бурилиш билан сакрашда улоктиришларнинг аниклигини ошириш ва ёш баскетболчиларни жалб килган ^олда тажрибада самарадорлигини аниклаш восита-ларини ишлаб чикиш ^акида маълумотлар келтирилган.
Калит сузлар: баскетболчилар, сакровчанлик, саватга ташлаш, натижадорлик.
The work is to develop means to improve the accuracy of basket shots in a jump with a turn of 90° and to determine their effectiveness in an experiment involving young basketball players.
Key words: basketball players, jumping ability, basket throw accuracy, performance.
CM CM О CM OD
ГО
га t
0 ü w
1
В современном баскетболе самым трудно - доступным, а порою мало результативным игровым приемом является бросок мяча в корзину в прыжке с поворотом или с вращением туловища, представляющий, тем не менее, решающее значение в случаях плотного противодействия соперника. Предполагается, что такой сложный, но важный игровой навык может быть успешно освоен, если тренер начнет его отрабатывать с самого начального этапа обучения детей баскетболу с использованием соответствующих упражнений.
Идея исследования заключается в выяснении
именно этого предположения на примере юных начинающих баскетболистов.
Целью настоящей работы является разработка средств совершенствования точности бросков по корзине в прыжке с поворотом на 900 и определение их эффективности в эксперименте с привлечением юных баскетболистов.
Объект исследования. В качестве объекта исследования были юные баскетболисты 11-12 лет, занимающих в условиях школьной секции.
Предмет исследования. Изучение способности юных баскетболистов производить броски по корзине
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
в прыжке с поворотами в воздухе.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработка и реализация в тренировках специальных упражнений с бросками в прыжке с последовательным поворотом будет способствовать формированию точности воспроизведения данного игрового навыка.
Такая дееспособность баскетболистов значительно суживает пределы разносторонности спортивного мастерства. Следовательно, вопрос поиска путей и определение эффективных средств совершенствования точности бросков в прыжке с поворотом на 900 или даже на 180 в разные стороны.
Изучение опыта формирования и совершенствования точности броска по корзине в прыжке у юных баскетболистов создает возможность определить пути подбора и использования на занятиях наиболее адекватные упражнения, направленные на последовательную отработку прицельных бросков при прыжках с поворотами, как в левую, так и правую стороны. Поскольку игровые приемы такого структурного содержания являются сложными с точки зрения биомеханической характеристики, специалисты считают, что их обработку необходимо начинать с самого раннего этапа спортивной подготовки путем специально разработанных ситуационных упражнений. Однако, визуальные наблюдения за тренировочным процессом юных баскетболистов и результаты анкетирования юных респондентов свидетельствуют о том, что на начальном этапе обучения игровым приемом баскетбол почти не применяются упражнения по развитие точности бросковых навыков в прыжке с поворотом влево и вправо (табл. 1).
Таблица-1
Результаты анкетирования юные баскетболисты - п = 16.
Студенты баскетболисты - п =16
№ Вопросы Дети Студенты
Да Нет Да Нет
1. Применятся ли у Вас на занятиях упражнения для развития вестибулярной устойчивости? 5 11 3 13
2. Применятся ли у Вас на занятиях упражнения для отработки бросков в прыжке? 4 12 7 9
3. Применяется ли у Вас на тренировке упражнения для отработки бросков в прыжке с поворотом влево? 0 16 3 13
4. Применяется ли у Вас на занятиях упражнения для обработки бросков в прыжке с поворотом влево? 0 16 0 16
5. Считаете ли актуальным вопрос применения вышеуказанных упражнений для современного баскетбола? 8 8 9 7
Результаты анкетирования респондентов из числа юных баскетболистов и студентов-баскетболистов показали, что перечисленные в программе
анкетирования вопросы не находят должного внимания на тренировках баскетболистов обеих обследованных групп.
Известно, что игровые действия в современном баскетболе постоянно протекают при высоком скоростном режиме в условиях резко меняющихся направлениях и внезапно возникающих ситуациях. Причем, баскетболисты многократно выполняют игровые действия (ведения - остановка, передача, ловля, броски) без и с прыжком с поворотами и вращениями вправо и влево, что требует чрезвычайно высокого уровня совершенства вестибулярной устойчивости к воздействиям разнонаправленных ускорений, и особенно угловых ускорений. К сожалению, на вопрос «Применяется ли у Вас на занятиях упражнения для развития вестибулярной устойчивости?» были получены следующие варианты ответов: дети - «Да»-5 чел.; «Нет» -11 чел.: студенты - «Да» - чел.; «Нет»-13 чел. Такое соотношение ответов на этот вопрос ориентирует на необходимость серьезного пересмотра содержания средств, используемых на тренировках.
Такой игровой навык в баскетболе как бросок мяча по корзине в прыжке по своей координационной структуре является достаточно сложной и потому в мировой практике баскетболе его отрабатывают с самого начального этапа спортивной подготовки на всем протяжении многолетнего цикла спортивной тренировки. Однако, в нашем случае анкетирования данный вопрос не был поддержан адекватными ответами (2-вопрос): Дети: «да»-4чел: «нет»-12 чел., студенты; «да» 7 - чел; «нет»-9чел.
Природой предопределено тот факт, что правосторонние люди (спортсмены) на месте и в прыжке относительно легче выполняют повороты и вращения в левую сторону, а в правую сторону они почти не способны выполнять такие действия. Между тем в сегодняшнем баскетболе при организации атаки корзины в условиях плотного прессинга со стороны противника броски по кольцу с поворотами или вращениями как с места, так и в прыжке являются мощным тактическим действиям, дающим положительный результат. Однако, по результатам опроса респондентов по третьи вопросы видно, что на занятиях юных баскетболистов бросок в прыжке с поворотом влево вообще не используется, а у студентов - баскетболистов группы СПС только 3 чел выразили мнения в пользу положительного ответа, хотя, как было уже отмечено, бросок в прыжке с поворотом влево относительно легкий способ для выполнения этого навыка.
Что касается вопроса использования упражнений на отработку бросков в прыжке с поворотом вправо, то по нему не получены ни одного положительного ответа.
В то же время почти половина и более чем половина всех респондентов считают, что все вопросы, представленные в программе анкетирования, являют-
см см о см оо
го га
0 ^
ю
1
с го
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
ся весьма актуальными для современного баскетбола.
В современном баскетболе, как было уже выше отмечено, полезный результат атаки щита при плотном прессинге со стороны противника, может быть, достигнут только путем бросков в прыжке с поворотами влево или вправо. Однако, результате анкетирования установлено, что не у юных баскетболистов группы СПС на занятиях данному вопросу не у студентов-баскетболистов группы СПС на занятиях данному вопросу не придается дописано значение.
Исходя из этого нами был проведен педагогический эксперимент на предмет определения возможности эффективного развития точности броска по корзине в прыжке с поворотом на 900 влево путем использования специально разработанных упражнений с привлечением юных баскетболистов 11-12 лет (условия и порядок проведения эксперимента представлены во 2 главе). Результаты экспериментального исследования, проведенного до начала эксперимента подтвердили фантастические данные, полученные при анкетировании респондентов (табл.2). Так, по данным исходного тестирования выявлено, что броски мяча с места двумя руками сверху в КГ составили 1,2 раза, а в ЭГ 1,4 раза.
То же самое - в прыжке соответственно равнялись в среднем 0,6 и 0,7 раза.
При исходном положении стоя левым боком к щиту, броски мяча в прыжке с поворотом на 900 влево: 0,0 и 0,0 раза, а стоя к щиту правым боком броски мяча в прыжке с поворотом на 900 вправо также завершились без результатное: 0,0 и 0,0 раза. В то же время к концу завершения эксперимента, полученные данные бросков мяча по корзине сопровождались тенденцией разнонаправленного.
Таблица 2
Показатели бросков мяча по корзине из различных положений сверху двумя руками у юных баскетболистов в условиях эксперимента
СМ
см о см 00
го га
0
ю
1
Тестовые упражнения Группа До эксперимента После эксперимента
С места (10 попыток/ КГ 12
кол-во) ЭГ 1,4 4,6
В прыжке (10 попыток/ КГ 06 09
кол-во) ЭГ 0,7 3,2
Стоя левым боком к щите
- в прыжке с поворотом КГ 00 02
влево на 900 .(10 попы- ЭГ 0,0 2,6
ток/)
Стоя левым боком к щите
- в прыжке с поворотом КГ 0Л 00
право на 900 .(10 попы- ЭГ 0,0 2,2
ток/)
Примечание: КГ -
контрольная группа, ЭГ -группа.
экспериментальная
Изменение динамики изучаемых показателей. Так, у юных баскетболистов КГ, у которых на тренировках применялись традиционные упражнения после эксперимента броски с места возросли всего лишь на 0,4 раза (от 1,2 до 1,6 раза). В прыжке - до 0,3 раза (от 0,6 до 0,9 раза).
Стоя левым боком к щиту - в прыжке до 0,2 раза (от 0 до 0,2 раза), а стоя к щиту правым броски в прыжке с поворотами на 900 вправо завершились нулевым результатом.
Примечательно, что показатели вышеуказанных бросков мяча по корзине из различных положений в ЭГ, у которых в тренировочных занятиях систематически применялись разработанные нами специальные упражнения, характеризовались относительно высокими величинами количества точных бросков, выполненных из всех положений. Так, например, точные броски мяча по корзине с места в этой группе к концу эксперимента возросли на 3,2 раза.
В прыжке - на 2,7 раза, стоя левым боком к щиту броски в прыжке поворотом влево на 900 - на 2,6 раза, а при исходном положении стоя правым боком к щиту броски в прыжке с поворотом вправо на 900 - на 2,2 раза.
Видно, что исходный уровень показателей точности бросков мяча по корзине из различных положений был крайне незначительным как в КГ, так и ЭГ. У детей контрольной группы, которые в период эксперимента тренировались по действующей традиционной программе, также произошли крайне низкие изменения, что свидетельствует о несостоятельности традиционного содержания тренировочных занятий. Вместе с тем следует подчеркнуть, что у юных баскетболистов, которые в период 6-месячного педагогического эксперимента в своих тренировочных занятиях систематически выполняли разработанные нами комплекс упражнений, результаты тестирования точности бросков мяча по корзине из различных положений были относительно высокими, что указывает на положительные эффекты экспериментального варианта тренировочных занятий.
Выводы и предложения:
1. На основании анализа литературных источников можно прийти к заключению о том, что в современном баскетболе броски мяча в прыжке с поворотами влево и вправо имеют весьма важное прикладное значение, особенно в условиях атаки щита при плотном противодействии противника.
2. Результатами анализа опыта развития вестибулярной устойчивости и точности бросков мяча по корзине в прыжке с поворотами у юных баскетболистов установлено, что на занятиях по баскетболе не придается серьезное внимания на совершенствование данных способностей.
3. Выявлено, что в условиях 6-месячного педагогического эксперимента у детей КГ не произошли какие-либо заметные изменения в проявлении точности бросков мяча по корзине из различных положений, в том числе в прыжке с поворотом на 90 влево и вправо. В то же время у детей ЭГ, которые в своих тренировках систематически выполняли разработанные
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
нами специальные упражнения, точность бросков из различных положений к концу эксперимента возросла значительно больше, чем в КГ.
4. Апробированные тестовые упражнения и разработанный комплекс упражнений на развитие точности бросков из различных положений в силу их достаточной эффективности могут быть внедрены в практику подготовки юных баскетболистов, в том числе баскетболистов групп СПС.
Литература:
1. Ашуркова С.Ф., Установочно-профилактическая значимость предсоревновательной разминки у волейболистов разной квалификации - Фан-Спортга, 2019 - elibrary.ru.
2. Акулич Л.И., Пулатов А.А., Ашуркова С.Ф., Спортивные и подвижные игры (волейбол), 2021 - elib.sportedu.by.
3. Объективная диагностика прыжковой работоспособности
волейболистов с использованием сенсорно-компьютерной установки А. А Пулатов, А.А.Умматов - Физическая культура. Спорт. Туризм..., 2019 - cyberleninka.ru.
4. Усманходжаев. Т. У., Ходжаев. Ф. Харакатли уйинлар. - Т: Уки-тувчи, 1992. - 184 с.
5.Методика оценки прыжковой выносливости у волейболистов как ведущего фактора сохранения результативности атаки и. А.А Умматов - Игровые виды спорта: актуальные вопросы теории., 2018 - vgifk.ru.
6. Т.У. Усманходжаев, Х.А. Мелиева, 2000.
7. Кузин. В. В., Полиевский. С. А. 500 игр и эстафет. М., Фис, 2000. 304 стр.
8. Жуков. М. Н. Подвижные игры., М., «ACADEMIYA», 2002. -160 С.
9. Лепешкин. В. А. Подвижные игры для детей. Пособие для учителя физкультуры. М., школьная Пресса. 2004. 59 с.
10. Маньшин. Б. Г, Повышение точности бросков в баскетболе. Ж. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка., 2007. № 4. С. 34-36.
11. Курбанова. М.А. Использование народных подвижных игр при отборе и тренировке юных волейболистов на этапе начальной подготовки. Автореф. Канд. Дисс. Ташкент. 2006. 23 с.
12. Холодов. Ж. К., Кузнецов. В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие. -М.: Академия, 2008, - 478 с.
Старший преподаватель Ф.Р. ЭШПУЛАТОВ1
:Каршинский государственный университет город Карши, Узбекистан
Информация для связи с автором:
Аннотация
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВУЗА
Annotation
В статье рассматриваются проблемы подготовки кадров, особое внимание уделено качеству образования. Обоснована роль и задачи физической подготовки будущих специалистов в овладении средств гимнастики с учётом кинематики движения элементов.
Ключевые слова: физическая подготовка, скоростно-силовая подготовка, методика.
Маколада таълим сифати ва кадрлар тайёрлаш муаммолари алохида эътибор каратилган. Гимнастика воситаларини узлаштиришда, гимнастика машкларини кинематика тузилишини инобатга олган холда булажак мутахассисларнинг жисмоний тайёргарлиги ва вазифаларининг ахамияти хакида суз боради.
Калит сузлар: жисмоний, тезкор-куч тайёргарлик, услубият.
The article deals with the problems of personnel training, special attention is paid to the quality of education. The role and tasks of physical training of future specialists in mastering the means of gymnastics, taking into account the kinematics of the movement of elements, are substantiated.
Key words: physical training, speed and strength training, methodology,
В свете постановлений модернизации высшего образования в стране направлена на подготовку специалистов, особое внимание уделяется качеству образования, специалист готовый успешно и эффективно трудиться в реалиях современного мира, в том числе специалистов учителей физического воспитания, несущих огромную ответственность за здоровье подрастающего поколения. В соответствии с национальной программой необходимо совершенствовать содержание образования с учетом поиска актуальных и современных технологий, методик, средств и форм усовершенствования процесса профессионального образования, в том числе физической подготовки будущих специалистов. При овладении навыками средств физического воспитания, особенно овладение программных элементов гимнастики требует силовых способностей от студентов. Анализ научно-педагогической литературы позволил конкретизировать и определить задачу исследования, направленную на разработку методики формирования физической подготовки.
Цель исследования разработать и обосновать методику физической подготовки студентов и проверить ее результативность.
Задача исследования:
- разработать методику формирования физической подготовленности студентов.
Методы педагогического исследования: для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научно методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, тестирование, математико-стати-стический анализ результатов исследования.
Организация исследования. В эксперименте приняли участие 150 студентов1-4 курс факультета физического культуры и спортивных видов. Эксперимент проходил с сентября 2020г. по май 2021 г. Экспериментальная группа состояла из 78 студентов и контрольная из - 72 студентов. Анализ современной практики формирования физической подготовки студентов позволил систематизировать и определить
см см о см
ю га t
0 d w
1