Техника, тактика и методика спортивной тренировки
мураббийлар ойлик машгулот циклига тезкор-куч машгулотларига купрок эътибор бериш керакли-гини назарда тутади.
Юкорига сакраш тезлиги 2,53 (м/с) натижани курсатди. Бу курсаткич спортчининг утиш даври учун макбул натижа сифатида караш мумкин. Ле-кин, бу курсаткич тайёргарлик даврига нисбатан паст хисобланади. Ушбу курсаткичларни тахлил килишда албатта спортчининг хафталик микроцикл вазифаларидан келиб чиккан холда, ёндошиш тугри булади. Чунки, асосан оёк мушак кучи учун ишлаб чикилган машгулотлардан сунг сакраш тезлиги нисбатан пастрок натижани курсатади. Спортчининг кинематик имкониятлари тахлил килинганда албатта унинг машгулотларда бажарилаётган юкламанинг йуналиши ва иш бажариш режимини инобатга олиш керак.
Ушбу спортчида учиш тезлиги хам кинематик имкониятлари буйича юкорига учиш ва куниш тулкини битта орбита буйича тулкинни хосил
килди. Одатда ушбу тулкинларни бир текис усиш ва куниш холатини мослиги спортчининг малакаси билан хам богликдир. Ушбу спортчида учиш тезлиги 2,49 (м/с) натижани курсатди. Ушбу спортчи хам енгил атлетиканинг айнан югуриш тури билан 8 йиллик тажрибага эга махоратли пара атлетлардан бири хисобланади.
Адабиётлар:
1. Атамухамедова Н. М., Тухтабоев Н. Т., Миржамолов М. Х. "Результаты оценки функциональных возможностей учащихся с ограниченными физическими возможностями" results of evaluating functional capabilities of students with disabled physical possibilities //ББК 75.1 А-437. - 2019. - С. 33.
2. Миржамолов М.Х. "Куриш имконияти чекланган болаларда жисмоний сифатларни ривожлантириш услубияти" Фан-Спортга. 2020. № 2. С. 46-49.
3. Миржамолов М.Х. "Таянч - х,аракат тизими шикастланишида адаптив жисмоний тарбия буйича тиклаш дастурларини ^уллашнинг илмий ва амалий асослари" Фан-Спортга. 2020. № 4. С. 70-72.
4. Светличная Н.К здоровья. В сборнике: Олимпийский спорт и спорт для всех. Сборник научных трудов, представленных на XXIV Международный научный конгресс. Казань, 2020. С. 361-364.
Старший преподаватель Б.З. КАРИМОВ1
Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан
Информация для связи с автором:
baxtiyor.karimov1303@gmail.com
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ БРОСКОВ В ПРЫЖКЕ С ПОВОРОТОМ ВПРАВО-ВЛЕВО С ОЦЕНКОЙ ПРОЯВЛЕНИЯ РЯДА КООРДИНАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭТИХ ДВИЖЕНИЙ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ
Аннотация
Annotation
В статье рассмотрены материалы исследования результативность бросков в прыжке с поворотом вправо и влево на 900 с разных точек у юных баскетболистов с последующим определением ряда координационных параметров сохранении равновесия после приземления, диапазон зрительной ориентации и продолжительность реакции броска в прыжке.
Ключевые слова: юных баскетболистов, бросок, прыжок, поворот, влево, вправо, равновесие, поле зрение.
Маколада ёш баскетболчиларда сакраб чап ва унг томонга 900 бурулиб тупни саватга ташлаш аниклиги, шу ^аракатнинг бир катор координацион курсаткичларини куниш вактида мувозанат саклаш, куриш кенлиги, сакраб саватга туп ташлаш реакцияси урганиш билан боглик тадкикот материаллари назарий тахлил килинган.
Калит сузлар: ёш баскетболчилар, туп ташлаш, сакраш, бурилиш, чап ва унг томонг, мувозанат, куриш кенлиги.
The article considers the results of research on the effectiveness of jump shots with a turn to the right and left by 900 from different points among young basketball players, followed by the determination of a number of coordination parameters for maintaining balance after landing, the range of visual orientation and the duration of the reaction of a jump shot.
Key words: young basketball players, throw, jump, turn, left, right, balance, field of vision.
CM О CM 00
Актуальность. В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено как на достижение высоких результатов, так и на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средст-
вами являются, прежде всего, спортивные игры.
Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.
го та t
0 Q. W
1
с го
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
см о см 00
го га
0
ю
1
Техника игры в баскетбол многообразна. Важнейшим техническим приемом являются броски. От точности броска в конечном счете, зависит успех в игре. Броском мяча школьники начинают обучаться в 5-х классах. Однако, мы не нашли данных литературы, отражающих уровень обучаемости школьников броскам в прыжке с поворотом влево и вправо, которые изучаются по школьной программе. Знание уровня обучаемости и динамики становления техники броска позволит учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне.
Цель исследования. В нашей работе мы исходили из предположения о том, что изучение уровня обучаемости технике выполнения бросков в прыжке с поворотом влево и вправо, выявление стабильности навыка и корректировка пробного процесса на основе выявления и последующего исправления ошибок, повысит приоритетность процесса обучения броскам в баскетболе.
Объект исследования. Объектом исследования нашей работы явился учебно-тренировочный процесс занимающихся баскетболом на разных этапах обучения.
Предмет исследования. В работе изучалась эффективность средств обучения и уровень обучен-ности юных спортсменов различной квалификации.
Методы исследования: Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) определение времени реакции выбора на приборе, определяющем время сенсомоторных реакций "МИР-1";
2) теппинг-тест (определение частоты движений);
3) определение поля зрения;
4) педагогические исследования;
5) метод двигательных проб.
В ходе эксперимента проводились исследования сенсомоторных реакций (вестибулометрия, время простой и сложной реакции выбора), измерение поля зрения и частоты движений; педагогические исследования, включающие фиксирование точности воспроизведения технических действий количество точных передач в квадрат 50х50 см (из 10), количество попаданий в кольцо (4 круга по 10 точек), точность имитационных движений, выполняемых в быстром темпе.
1. Анализ - научно методической литературы.
2. Педагогические наблюдения.
3. Тестирование.
4. Метод математической статистики.
5. Педагогический эксперимент.
В процессе исследования изучалась литература по теме исследования. Анализ научно-методической литературы осуществлялся для постановки задач, подбора методов исследования, обсуждение полученных результатов. Педагогические наблюдения за действиями игроков проводились в процессе учебных занятий для визуального определения ошибок при бросках. Результаты заносились в специально
разработанную карточку протокол.
Тестирование проводилось при бросках в кольцо одной рукой от плеча с расстояния 1,5 метров с правой и левой стороны от щита, под углом 45°. Броски производились сериями, по десять бросков с каждой стороны. Учитывалось количество попаданий, и рассчитывался процент поражения цели. Цифровой материал записывался в протоколы.
Все данные цифрового материала, подвергались статистической обработке, при этом использовалось сравнение двух выборок и попарно несвязанные между собой. Были рассчитаны: среднее арифметическое, которое определяется как отношения индивидуальных показаний к количеству случаев, стандартное отклонение
Результаты исследования и их обсуждения. В
результате педагогического эксперимента нами были выявлен исходный уровень количества попаданий у баскетболистов обоих групп (таблица 1)
Таблица 1
Исходный уровень показателей баскетболистов
Показатели Экспер.гр Контр.гр
Бросок с правой стороны 6,6 ± 1,2 7,1 ± 1,7
Бросок с левой стороны 5,4 ± 1,4 6,4 ± 1,5
Время сохранения равновесия 5,2 ± 1,2 5,0 ± 1,4
Поле зрения (среднее) 77,1 ± 2,5 75,4 ± 2,6
Частота движений (в сек) 5,5 ± 0,7 5,6 ± 0,6
Кол-во точных передач 7,8 ± 2,2 7,6 ± 2,6
Как видно из таблицы 1 среднее количество попаданий из десяти бросков у баскетболистов контрольной и экспериментальной группы статистически не отличаются, в экспериментальной группе среднее количество бросков с правой стороны составило 6,6, а в контрольной 7,1 при индивидуальном разбросе показателей в обеих группах от 1 до 5 попадания; с левой стороны в экспериментальной группе среднее количество попаданий составило 5,4; в контрольной группе 6,4; при индивидуальном разбросе показателей в обоих группах от 0 до 5 попаданий.
Результаты исходного тестирования показали, что показатели не зависят от обучаемости и носят случайный характер. По первоначальному тестированию показатели бросков одной рукой от плеча с правой и левой стороны у контрольной группы немного превышали показатели экспериментальной группы. За время эксперимента в обоих группах улучшились показатели, характеризующие эффективность владения броском от плеча. Однако это улучшение в разных группах участников эксперимента носило разный характер.
Таблица 2.
Изменения показателей броска одной рукой у испытуемых контрольной группы за 3 месяца
Показатели Бросок правой стороны Бросок с левой стороны
До эксп-та 7,1 ± 1,7 6,4 ± 1,5
После эксп-та 7,4 ± 2,4 7,1 ± 2,1
28
www.fansports.uz
№8-2021
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
/
/ —
/ У
-- г
бросок справа
□до эксперимента
е эксперимента
Рис 2. Изменения показателей броска одной рукой у испытуемых контрольной группы за 3 месяца
Через 3 месяца после изучения броска динамика показателей в контрольной группе изменилась (табл.2 и рис.2). Как видно из таблицы 2 и рис 2 в результате обучения выявлен закономерный небольшой прирост показателей как справа, так и слева. Индивидуальный разброс при исходном тестировании в контрольной группе при броске с правой стороны составил 5 до 8 бросков, а через 5 месяцев от 6 до 9 бросков. Результаты тестирования, полученные при броске с правой стороны, составили 7,8 попаданий, результаты статистически достоверны. При повторном тестировании прирост показателей отмечается с правой стороны. Вероятно, это связано с тем, что на занятиях больше уделяли времени и внимания броскам правой рукой. При выполнении бросков слева, учащиеся уделяли меньше внимания технике броска. Кроме того, они стремились выполнить бросок быстро, а это приводило к нарушению точности движений и рассогласованию действий при работе ног и рук.
Как видно из Табл.3 в экспериментальной группе был выявлен большой прирост показателей, как с правой, так и с левой стороны. Спортсмены занимались по предложенной нами программе, что достоверно улучшило показатели.
Таблица 3
Изменения показателей броска одной рукой у испытуемых экспериментальной группы за 5 месяцев
Показатели Бросок с правой стороны Бросок с левой стороны
До эксп-та 6,6 ± 1,2 5,4 ± 1,4
После эксп-та 8,7 ± 1,2 7,2 ± 1,5
Анализируя полученные данные средние показатели, составили с правой 8,7 попаданий, с левой стороны 7,2 при индивидуальном разбросе после предложенной экспериментальной методики с 7 до 9 бросков. Своевременно велась работа над ошибками.
бросок справа
Таблица 4
Результаты тестирования баскетболистов в конце эксперимента
Показатели Экспер.гр Контр.гр
Бросок с правой стороны 8,7 ± 1,2 7,4 ± 2,4
Бросок с левой стороны 7,2 ± 1,4 7,1 ± 2,1
Время сохранения равновесия 5,2 ± 1,2 5,0 ± 1,4
Поле зрения (среднее) 77,1 ± 2,5 75,4 ± 2,6
Частота движений (в сек) 5,5 ± 0,7 5,6 ± 0,6
Кол-во точных передач 7,8 ± 2,2 7,6 ± 2,6
Рис 3. Изменения показателей броска одной рукой у испытуемых экспериментальной группы за 5 месяцев
Как показано (табл.4) анализ фактических данных, разные методики обучения оказало существенное изменение на показатели точности броска одной рукой от плеча, как с левой стороны. Анализ полученных результатов в экспериментальной группе и сравнение их с данными, полученными в контрольной группе при использовании общепринятой методики обучения, дают основание утверждать, что предложенная нами методика повысит эффективность обучения.
Во время проведения эксперимента велась целенаправленная работа над устранением ошибок в экспериментальной группе, применялся групповой и индивидуальный подход, при начальном обучении броску одной рукой от плеча с места. Многие учащиеся выполняли ошибку при броске, производя толчком пальцев выпуск мяча, эта ошибка исправлялась с помощью подводящего упражнения:
Мяч удерживается перед грудью, бросковая рука накидывается сверху на мяч, с широко расставленными пальцами, ладонь на мяче не лежит, вторая рука мяч поддерживает сбоку. Медленное сгибание с захлёстом кисти, мяч постепенно отрывается от кистей пальцев, покидает руку. Определенные ошибки, на наш взгляд, являются причинами возникновения других ошибок. Так, излишний наклон вперед, который приводит к потере равновесия, лишает учащегося возможности последовательно включать звенья тела в основной фазе и сопровождать мяч после броска .
В экспериментальной группе предложенная методика обучения и средства, предложенные для их устранения, показали себя с положительной стороны, всесторонне влияя на стороны обучения. Процентное соотношение ошибок снизилось с 45-71% до 3042%, в контрольной группе - 14-57% при конечном тестировании. В процессе обучения движениям и совершенствования техники их выполнения постоянно возникают ошибки. Их своевременное выявление и устранение причин возникновения в значительной мере обуславливают эффективность процесса технического совершенствования.
Литература:
1.Бриль М.С. Индивидуализация в спортивных играх: трудности, опыт, перспективы. //Теория и практика физической культуры, 2001, №5. С.18-22
2.Пулатов, А.А. Объективная диагностика прыжковой работоспособности волейболистов с использованием сенсорно-компьютерной установки / А.А. Пулатов, А.А. Умматов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Т.4, № 1. - С. 81-85.
3.Елевич С.Н. Особенности структуры соревновательного периода и специальной подготовленности баскетболистов высокой квалификации. //Теория и практика физической культуры, 2004, №2. С.36.
СМ
о
см
СО
га
0 С! И
1