Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Доктор философии педагогических наук, и.о. доцент Ф.А. ПУЛАТОВ1
:Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан
Информация для связи с автором:
Аннотация
ТОЧНОСТЬ РЕАКЦИИ ВЫБОРА ВЫГОДНО ДВИЖУЩЕГОСЯ ПАРТНЕРА С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ КАК ВЕРОЯТНЫЙ ВАРИАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПОЗИЦИОННЫХ АТАК
Annotation
В статье анализируются результаты исследования скорости и точности реакции выбора выгодно движущегося партнера с последующей передачей мяча, имеющая важное значение для эффективной организации позиционных атак в баскетболе.
Ключевые слова: баскетболисты, партнер, выбор, скорость, точность реакции, передача, перемещение.
Маколада позицион хужумни ташкил килиш максадида кулай йуналишда ^аракатла-наётган шерикни тез вакт ичида ва аник танлаш реакциясини тадкикот асосида урганиш натижалари киёсий та^лил килинган.
Калит сузлар: баскетболчилар, шерик, танлов, тезлик, аниклик, реакция, узатиш, цара-катланиш.
The article analyzes the results of the study of the speed and accuracy of the reaction of choosing a favorably moving partner with the subsequent transfer of the ball, which is important for the effective organization of positional attacks in basketball.
Key words: basketball players, partner, choice, speed, accuracy of reaction, transfer, movement.
CO CM О CM
та t
0 d w
1
с to
Актуальность. В современном баскетболе результативность позиционных атак, как правило, зависит от точности реакции выбора партнёра, перемещао-щегося в выгодном направлении к щиту при условии своевременной передачи ему мяча. В тоже время многократно повторяющиеся скоростные перемещения с рывками, поворотами и вращениями, характерные для интенсивной комбинационной игре, действуя на рецепторы вестибулярного анализатора не редко вызывают состояние укачивания тела, что приводит к снижению устойчивости сохранения равновесия и дискоординации точностно-целевых движений [1; 2; 3; 4].
Целевой установкой данного исследования являлась изучение скорости и точности реакции в бора партнера с последующей передачей ему на точность в обычных условиях и на фоне последействия угловых ускорений у баскетболистов высших разрядов.
Для решения этой цели и оценки данных ситуационных действий использовались следующие тестовые упражнения по схеме 1 и 2: 1а схема- один из игроков команды занимает место в середине за 3х очковой линей с мячом; остальные игроки равномерно располагаются по периметру 3 х очковой линии и осуществляют небольшие перемещения в своих зонах; по сигналу экспериментатора (тренера) названный по коду игрок (код-а, б, в, г) поднимает руку; игрок с мячом производит выбор этого игрока и передает ему мяч; тестовое упражнение выполняется 5-кратно в каждом варианте перемещения кодированных игроков по периметру 3х очковой линии; 2а схема- то же самое выполняется, но с перемещением игроков по
всему параметру 3х очковых линии. Схемы вариантов с перемещением игроков представлены в рис. 1 и 2.
Рис. 1. Схема 1-варианта перемещения игроков в своих зонах.
Рис. 2. Схема 2-варианта перемещения игроков по всему параметру 3х очковой линии с изменением позиций: "а" вместо "в"-"в" вместо "а" и "г" вместо "б"-"б" вместо "г".
28
www.fansports.uz
№1-2023
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Исследования проводились в обычных условиях и на фоне последействия врашательной нагрузки в виде 10-кратного быстрого вращения тело в позе наклона туловища вперед на 90°.
Объект исследования. К исследованию были привлечены наиболее подготовленные баскетболисты-студенты, обучающиеся на первом и четвертом курсах и занимающиеся в группах спортивно-педагогического совершенствования мастерства по данному виду спорта.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследования, проведенные в обычных условиях без вращательной нагрузки, показали, что у баскетболистов 1 курса среднее время каждой реакции выбора партнера с передачей ему мяча по схеме 1, где игроки производят перемещения в своей зоне, составила 1,9±0,04 сек., а у баскетболистов 4 курса эта величина реакции выбора партнера оказалась несколько короче и была равна 1,5±0,02 сек. (Таблица!). Видно, что данное упражнение является относительно простым для баскетболистов высших разрядов и подобные упражнения, как правило, отрабатываются на начальном этапе обучения. Но несмотря на это, скорость реакции выбора партнера с передачей ему мяча у квалифицированных баскетболистов-студентов обеих курсов была относительно низкой, что может повлиять на быстроту организации позиционной атаки.
Таблица 1
(Х±я) Время и точность реакции выбора выгодно движущегося партнера с последующей передачей ему мяча у баскетболистов в обычных условиях без воздействия вращательной нагрузки
Моделированные тесты Баскетболисты 1 курса п=6х3=18 Баскетболисты 4 курса п=6х3=18 Разница показателей
Среднее время каждой реакции выбора партнера с передачей мяча по 1 схеме перемещения игроков своей зоне (сек.) 1,9±0,04 1,5±0,02 >0,4
То же по 2 схеме перемещения игроков по всему параметру 3х очковой линии (сек.) 4,8±0,18 3,3±0,12 >1,5
Число точных реакций выбора партнера и передачи мяча из пяти попыток по 1 схеме (кол-во) 2,3±0,11 3,6±0,17 >1,3
То же по 2 схеме (кол-во) 1,4±0,03 2,9±0,05 >1,5
Исследование скорости проявления такой реакции выбора партнера по названному коду (а, б, в или г) при быстром перемещении всех партнеров по всему периметру 3х очковой линии с изменением позиций (схема 2) позволило выявить ярко выраженную заторможенность реакции выбора нужного партнера.
Так, например, скорость реакции выбора партнера и передачи ему мяча по 2 ой схеме перемещения игроков у баскетболистов 1 курса составила 4,8±0,18 сек., а у баскетболистов 4 курса она была несколько короче и была равна 3,3±0,12 сек., что 1,5 сек. лучше, чем у баскетболистов-первокурсников. Но и эти показатели исследуемой реакции не являются достаточными для эффективной организации позиционной атаки, которые могли бы позитивно повлиять на результативность бросков как из дальних, так и средних дистанций.
Последующими исследованиями установлено, что число точных реакций выбора партнера и передачи ему мяча из пяти попыток по схеме 1 у баскетболистов 1 курса составила 2,3±0,11 раз, а у баскетболистов 4 курса оно составило 3,6±0,17 раз или 1,3 раза больше, чем у первокурсников. Видно, что относительно короткое время реакции выбора партнера с передачей мяча, как это оказалось у баскетболистов обеих курсов (1,9 и 1,5 сек), не обеспечивает достаточное число точного выбора партнера и передачи ему мяча по 1 схеме. А по второй схеме перемещения партнеров по всему периметру 3 х очковой линии скорость реакции выбора партнера с передачей мяча была продолжительной у баскетболистов обеих курсов. При этом число точных реакций выбора партнера и передачи ему мяча из пяти попыток у баскетболистов-первокурсников составило 1,4±0,03 раза, а у баскетболистов 4 курса оно равнялось 2,9±0,05 раз. Следует считать, что и такой уровень проявления точных реакций выбора партнера и передачи ему мяча является незначительным для достижения эффективности атакующих действий с результативными бросками.
Выше было отмечено, что разнородные и разно-плоскостные вращения, в том числе и резкие повороты, характерные для баскетбола, могут оказать негативное влияние на координацию и точность реализации двигательных действий. В этом плане представляется важным изучить вопрос-влияет ли искусственно создаваемые кратковременные вращательные нагрузки в виде быстрого вращения тела в позе наклона туловища вперед на 90° на скорость и точность реакций выбора партнера с последующей передач ему мяча. Исследования, проведенные в этом направлении, показали, что скорость реакции выбора партнера и передачи ему мяча по 1 схеме под влиянием вращательной нагрузки у баскетболистов 1 курса составила 2,5±0,09 сек. что на 0,6 сек. больше, чем величина, полученная в обычных условиях без вращательной нагрузки. (Таблица 2). А у баскетболистов 4 курса такая же реакция выбора партнера и передачи мяча ему по 1 схеме составила
со см о см
го га
0 ^
ю
1
с го
№1-2023
www.fansports.uz
29
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
2,1±0,07 сек., которая также оказалась больше, чем скорость реакции выбора партнера, установленная в обычных условиях тестирования. По 2 схеме перемещения игроков эти же показатели скорости реакции выбора партнера с передачей ему мяча оказались ещё продолжительнее и составили 5,5±0,23 и 5,2±0,21 сек. соответственно. При этом число точных реакций выбора партнера и передачи ему мяча из пяти попыток по 1 схеме перемещения игроков в условиях последействия вращательной нагрузки у баскетболистов-первокурсников составила 1,6±0,03 раза, что на 0,7 раз меньше, чем точность реакции выбора партнера и передачи ему мяча, полученная в обычных условиях тестирования.
Таблица 2
Время и точность реакции выбора выгодно движущегося партнера с последующей передачи мяча у баскетболистов в условиях последействия вращательной нагрузки
№ Моделированные тесты Баскетболисты 1 курса n=6x3=18 Баскетболисты 4 курса n=6x3=18 Разница показателей
1. Время реакции выбора партнера и передачи мяча ему по 1 схеме на фоне воздействия вращательной нагрузки (сек) 2,5±0,09 2,1±0,07 >0,4
2. То же по схеме 2 5,5±0,23 5,2±0,21 >0,3
3. Число точных реакций выбора партнера и передачи ему мяча по 1 схеме на фоне воздействия вращательной нагрузки (кол-во) 1,6±0,03 2,3±0,07 >0,6
4. То же по 2 схеме 0,7±0,02 1,3±0,06 >0,5
мяча на фоне воздействия вращательной нагрузки составило 0,7±0,02 раза, а у баскетболистов 4 курса эта величина оказалась чуть больше и составила 1,3±0,04 раз. Но эти показатели на 0,07 и на 1,6 раз были меньше, чем величины, зарегистрированные при обычных условиях тестирования. Видно, что предположение, выдвинутое в начале о возможности влияния вращательной нагрузки на показатели скорости и точности реакции выбора партнера с последующей передачи ему мяча на точность оказалось состоятельным и подтвердилось результатами данных исследований.
Заключение. Из приведенного анализа результатов исследования можно резюмировать следующе-е:-во-первых, показатели скорости реакции выбора партнера с последующей передачей ему мяча по 1 схеме оказались крайне низкими у баскетболистов обеих курсов, несмотря на большую разницу продолжительности их обучения и тренировки (почти 4 года), тем более, что такое произошло в обычных условиях без какой-либо нагрузки и в ходе самой простой схеме перемещения игроков в своей зоне и по периметру 3х очковой линии: во-вторых, эти же показатели изучаемых реакций выбора партнера с последующей передачи ему мяча ещё больше ухудшились (скорость реакции удлинилась) при тестировании этой же реакции по 2 схеме перемещения игроков: в третьих, такая же картина произошла при исследовании количественных параметров точности реакции выбора партнера с последующей передачи ему мяча; в четвертых, почти все исследуемые показатели на 20-30% ухудшились в момент их проявления на фоне последействия вращательной нагрузки. Все эти проблемы ориентируют на необходимость сопряженного использования в ходе занятий комбинированных упражнений, совершенствующих скорость и точность реакций выбора партнера с последующей реализацией удачных передач ему по всему периметру 3х очковой линии, что может усилить эффективность организации позиционных атак.
А у баскетболистов 4 курса число точных реакций выбора партнера и передача ему мяча из 5 попыток по схеме 1 на фоне воздействия вращательной нагрузке составило 2,3±0,07 раз, что оказалась на 1,3 раза меньше, чем величина, полученная в обычных условиях. ^ Крайне низкие показатели были зафиксированы в 2 момент тестирования количественных параметров • точности реакций выбора партнера и передачи ему та мяча из 5 попыток по 2 схеме перемещения игроков ° в условиях последствия вращательной нагрузки. В ^ частности, у баскетболистов-первокурсников число с точных реакций выбора партнера и передачи ему
Литература:
1. Донцов С.В., Горячев В.А. Реакция на движущийся объект у юных баскетболистов/Сб. материалов IX международной научно прак-тич, конф.: Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте., Смоленск, 2015, с. 34-35
2. Лях В.И. Теория управления двигательными действиями по Н.А. Бернштейну. // Теория и практика физической культуры, 2006, №7, С. 15-19.
3. Мирадилов Б.М. Исследования факторов, влияющих на эффек-тивност точности выполнения бросковых действий у баскетболистов Сборник научных трудов, представленных на ХХИВ Международный конгресс «Олимпийский спорт и спорт для всех». Казан:Поволжская ГАФКСиТ, 2020г. С.305-307.
4. Pulatov F.A. Possible cause of performing the standart actions incorrectly in game sports and hypothesis of increasing performance. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. 7 №. 3, 2019 ISSN,- p. 30-33.
30
www.fansports.uz
№1-2023