Научная статья на тему 'ТОЧКА ПРИСУТСТВИЯ МЕРАБА МАМАРДАШВИЛИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТОЧКА ПРИСУТСТВИЯ МЕРАБА МАМАРДАШВИЛИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОЧКА ПРИСУТСТВИЯ / ВКЛЮЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СМЫСЛОВ / ВКЛЮЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснов Сергей Иванович

Статья посвящена обоснованию новой перспективной цели образования как творческой деятельности для воспитания инновационной личности. Педагоги и учащиеся в самостоятельной проектной деятельности должны стать полноправными участниками и соавторами процесса творения культуры человечества. Совместное проектирование педагога и ребенка как субъектов образования, их творческая коммуникативная деятельность являются условием их развития и не только способом приобщения их к высшим достижениям «высокой» духовной культуры человечества, но и участия в эстафете поколений по ее интерпретации в новых условиях. Восстановление культурной традиции новым поколением в новой ситуации сначала в своем сознании, а затем в своей жизни является культурным определением инновационной деятельности в образовании, формирующей инновационную личность. Перспективный образ образования творческой деятельности выходит на проблематику генезиса смыслов и становление ценностей у субъектов образовательного процесса с опорой на их уникальный способ понимания. Автор статьи обращается к философскому наследию М. К. Мамардашвили, его исследованиям в области онтологии сознания, изложенным им в курсах лекций о творчестве Марселя Пруста и в книге «Картезианские размышления». Выделяется центральное понятие ««точка присутствия». Организация творческой ситуации в точке присутствия приводит к образованию личностной позиции. Самым существенным моментом в точке присутствия является то, что вместе с новым пониманием и включением рефлексии как обратной связи хода реализации обнаруженной культурной ценности пробуждается самосознание - механизм последующего периодического включения человека в творческую деятельность. Образование, направленное на развитие самосознания, есть процесс организации творения смыслов педагогами и учениками в точках присутствия. В статье отмечается решающее значение учителей в формировании новой педагогики. Учить детей видеть и понимать неопределенную ситуацию в целом, вырабатывать в ней собственную позицию и уметь отстаивать ее - новая цель педагога, воспитывающего инновационную личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснов Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MERAB MAMARDASHVILI'S POINT OF PRESENCE IN THE CONTEXT OF THE PERSPECTIVE GOAL OF EDUCATION AS A CREATIVE ACTIVITY

The article is devoted to the substantiation of a new perspective goal of education as a creative activity for the education of an innovative personality. Teachers and students in independent project activities should become full participants and co-authors of the process of creating the culture of humanity. Joint design of the teacher and the child as subjects of education, their creative communicative activity is a condition of their development and not only a way of introducing them to the highest achievements of the" high " spiritual culture of humanity, but also participation in the relay race of generations on its interpretation in new conditions. The restoration of cultural tradition by a new generation in a new situation, first in their minds and then in their lives, is the cultural definition of innovative activity in education, which forms an innovative personality. The perspective image of education as a creative activity goes to the problems of the genesis of meanings and the formation of values in the subjects of the educational process, based on their unique way of understanding. The author of the article refers to the philosophical heritage of M. K. Mamardashvili, his research in the field of ontology of consciousness, presented by him in the courses of lectures on the work of Marcel Proust and in the book "Cartesian Reflections". The central concept of Point of Presence"is highlighted. The organization of the creative situation at the point of presence leads to the formation of a personal position. But it is even more significant that the point of presence, together with a new understanding and inclusion of reflection as a feedback of the course of realization of the discovered cultural value, awakens self- consciousness-the mechanism of subsequent periodic inclusion of a person in creative activity. Education aimed at the development of self-consciousness is the process of organizing the creation of meanings by teachers and students at points of presence. The article notes the crucial importance of teachers in the formation of a new pedagogy. Teaching children to see and understand an uncertain situation as a whole, to develop their own position in it and to be able to defend it is a new goal of a teacher who educates an innovative personality.

Текст научной работы на тему «ТОЧКА ПРИСУТСТВИЯ МЕРАБА МАМАРДАШВИЛИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ

С. И. Краснов

Ценности и смыслы. 2022. № 2 (78). С.

Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No.2 (78).

P. 98-111. (In Rus)

Научная статья УДК 37.036.5.

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-2-98-111

Точка присутствия Мераба Мамардашвили в контексте перспективной цели образования как творческой деятельности

Сергей Иванович Краснов

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Москва, Россия E-mail: ksi1962@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена обоснованию новой перспективной цели образования как творческой деятельности для воспитания инновационной личности. Педагоги и учащиеся в самостоятельной проектной деятельности должны стать полноправными участниками и соавторами процесса творения культуры человечества. Совместное проектирование педагога и ребенка как субъектов образования, их творческая коммуникативная деятельность являются условием их развития и не только способом приобщения их к высшим достижениям «высокой» духовной культуры человечества, но и участия в эстафете поколений по ее интерпретации в новых условиях. Восстановление культурной традиции новым поколением в новой ситуации сначала в своем сознании, а затем в своей жизни является культурным определением инновационной деятельности в образовании, формирующей инновационную личность. Перспективный образ образования творческой деятельности выходит на проблематику генезиса смыслов и становление ценностей у субъектов образовательного процесса с опорой на их уникальный способ понимания. Автор

© Краснов С. И., 2022

98

статьи обращается к философскому наследию М. К. Мамардашвили, его исследованиям в области онтологии сознания, изложенным им в курсах лекций о творчестве Марселя Пруста и в книге «Картезианские размышления». Выделяется центральное понятие «<точка присутствия». Организация творческой ситуации в точке присутствия приводит к образованию личностной позиции. Самым существенным моментом в точке присутствия является то, что вместе с новым пониманием и включением рефлексии как обратной связи хода реализации обнаруженной культурной ценности пробуждается самосознание — механизм последующего периодического включения человека в творческую деятельность. Образование, направленное на развитие самосознания, есть процесс организации творения смыслов педагогами и учениками в точках присутствия. В статье отмечается решающее значение учителей в формировании новой педагогики. Учить детей видеть и понимать неопределенную ситуацию в целом, вырабатывать в ней собственную позицию и уметь отстаивать ее — новая цель педагога, воспитывающего инновационную личность.

Ключевые слова: образование как творческая деятельность, точка присутствия, включение самосознания, образование новых смыслов, включение человека в творческую деятельность.

Для цитирования: Краснов С. И. Точка присутствия Мераба Мамардашвили в контексте перспективной цели образования как творческой деятельности // Ценности и смыслы. 2022. № 2 (78). С. 98-111. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-2-98-111

Original article

MERAB MAMARDASHVILI'S POINT OF PRESENCE IN THE CONTEXT

OF THE PERSPECTIVE GOAL OF EDUCATION AS A CREATIVE ACTIVITY

Sergey I. Krasnov

Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education", Moscow, Russia E-mail: ksi1962@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the substantiation of a new perspective goal of education as a creative activity for the education of an innovative personality. Teachers and students in independent project activities should become full participants and co-authors of the process of creating the culture of humanity. Joint design of the teacher and the child as subjects of education, their creative communicative activity is a condition of their development and not only a way of introducing them to the highest achievements of the" high " spiritual culture of humanity, but also participation in the relay race of generations on its interpretation in new conditions. The restoration of cultural tradition by a new generation in a new situation, first in their minds and then in their lives, is the

cultural definition of innovative activity in education, which forms an innovative personality. The perspective image of education as a creative activity goes to the problems of the genesis of meanings and the formation of values in the subjects of the educational process, based on their unique way of understanding. The author of the article refers to the philosophical heritage of M. K. Mamardashvili, his research in the field of ontology of consciousness, presented by him in the courses of lectures on the work of Marcel Proust and in the book "Cartesian Reflections". The central concept of Point of Presence"is highlighted. The organization of the creative situation at the point of presence leads to the formation of a personal position. But it is even more significant that the point of presence, together with a new understanding and inclusion of reflection as a feedback of the course of realization of the discovered cultural value, awakens self— consciousness-the mechanism of subsequent periodic inclusion of a person in creative activity. Education aimed at the development of self-consciousness is the process of organizing the creation of meanings by teachers and students at points of presence. The article notes the crucial importance of teachers in the formation of a new pedagogy. Teaching children to see and understand an uncertain situation as a whole, to develop their own position in it and to be able to defend it is a new goal of a teacher who educates an innovative personality.

Keywords: education as a creative activity, a point of presence, the inclusion of self-awareness, the formation of new meanings, the inclusion of a person in creative activity.

For citation: Sergey I. Krasnov S. I. Merab Mamardashvili s point of presence in the context of the perspective goal of education as a creative activity // Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No.X (ХХ). P. 98-111. (In Rus). https://doi. org/10.24412/2071-6427-2022-2-98-111

Обоснование новой цели образования

Современная действительность преобразуется так стремительно, что, только успев овладеть одним новшеством, надо уже осваивать второе, третье... Мы начинаем понимать и привыкать к тому, что на нас стремительно надвигаются все новые и новые волны инновационных процессов.

В педагогической науке происходит осознание того факта, что современное общество и современное образование вступают в иную культуру — инновационную. (Ю. С. Бердова, Е. В. Горелова, С. В. Иванова, М. В. Кларин, К. К. Колин, В. С. Лазарев, А. И. Ракитов, Э. П. Семенюк, В. И. Слободчиков, В. В. Сериков и др.). Ее сущностная характеристика — постоянная изменяемость и обновляемость социальных структур и мировоззренческих и профессиональных программ в сознании

конкретных людей. Меняются не только багаж знаний, но и технологии, образ жизни и т.п., и происходит это значительно быстрее, чем течет время жизни отдельного человека. Полученные нами в школе еще в XX веке качественные и актуальные в то время знания, умения и навыки в XXI веке стремительно устаревают. Возникает постоянная потребность в новых компетенциях, адекватных современной жизни. Образование становится поликультурным и ориентированным на развитие его субъектов, открытым для инноваций, всемирным по основным параметрам приобретаемых знаний. На первый план выходит решение задачи воспитания инновационной, творчески мыслящей личности, способной к проектированию своей профессиональной и жизненной траектории.

Еще одна важнейшая черта современного мира в связи с динамикой изменений — он становится все более и более неопределенным. Введение категории неопределенности в педагогику заставляет по-новому определить цель современного образования. Для построения новой педагогики необходим необычный и нестандартный взгляд на образование, учитывающий не только освоение культуры преимущественно в научной упаковке (то есть недооцененными в образовании являются все нормативные дисциплины: этика, право, философия, а также искусство и др.). Вся и духовная, и материальная культура по сути своей есть множество реализовавшихся и «опривыченных» проектов, то есть искусственного происхождения. Знаки и символы (культура) замещают практическую деятельность, когда она сопряжена с неопределенностью и риском. Проектная деятельность является особого рода производством в семиотической форме желаемого и предназначенного к осуществлению образа будущего объекта в неопределенной ситуации с более или менее гарантированным результатом. Процесс трансляции знаний в системе образования надо дополнить совместной проектной деятельностью педагогов и учащихся по раскодировке зашифрованных в знаниях ценностей и смыслов авторов культурных проектов и выстраивания к ним своего отношения. Для этого необходимо переформатировать представленные в учебной деятельности готовые и логично упакованные знания в личностно значимые для субъектов образования проекты. Что имеется ввиду? Необходимо любое новое, вводимое в учебный процесс понятие рассматривать как проект конкретного человека или группы людей, которые решали определенную

теоретическую или практическую жизненно важную для себя проблему. Иными словами надо, доходя до оснований предлагаемых к усвоению знаний, обнаруживать определенные ценности, выстраивая к ним личное отношение и обучающихся, и педагогов, определять, волнуют или не очень обнаруженные проблемы, выявлять смыслы проделываемой предыдущими поколениями людей мыслительной деятельности. А именно: зачем это понятие появилось, как устроено, для чего употребляется, и как оно будет функционировать в нашей жизни? А главное — учиться выявлять позиции авторов исследуемых проектов: какую ценность каким способом они пытались реализовать. Введение в образовательный процесс категории «смысл» является решающим шагом для формирования как личности, так и инновационной личности, как среди школьников, так и педагогов. В образовательном процессе, благодаря исследованию позиций авторов культурных проектов, необходимо создание ситуаций проявления и надстраивания ценностных ориентаций как обучающихся, так и педагогов. И образование становится возможным как осознание культурных ценностей и освоение новых средств, необходимых для успешной реализации осознанных ценностей. В организованном таким образом образовании у его субъектов постепенно должно сформироваться «личностное ядро», которое Н. И. Пирогов называл «внутренним человеком» [6]. Должны формироваться самосознание, субъектность и такое качество личности как автономия. Под субъектностью нами понимается способность человека рефлектировать и проектировать свою жизнь и деятельность. Идею автономии человека ввел в философский и научный дискурс И. Кант [2], имея ввиду способность человека самому определять норму своей деятельности и жизни. С. И. Гессен в своей педагогической концепции относил автономию к цели третьей (взрослой) ступени образования [1]. Нам представляется, что относительная автономия возникает вместе с пробуждением рефлексивных способностей, то есть — в подростковом возрасте. Таким образом, приоритетной идеей педагогики оказывается формирование в каждом ребенке и педагоге субъектности, автономии посредством выращивания у них способности собственного понимания и интерпретации артефактов (искусственно созданных образцов) культуры в неопределенной ситуации.

Сформулированная современными философами (Огурцов А. П., Платонов В. В.) цель образования как создание условий для развития

ребенка посредством приобщения его к высшим достижениям «высокой» духовной культуры человечества (в отличие от «низкой» бытовой, в которой он находился с рождения) в связи с вышеизложенным должна быть уточнена [5]. Формирующейся новой целью образования в современном инновационном обществе могут быть следующие положения. Педагоги и учащиеся в самостоятельной проектной деятельности должны стать полноправными участниками и соавторами процесса творения культуры человечества. Совместное проектирование педагога и ребенка, их творческая коммуникативная деятельность являются условием их развития и не только способом приобщения их к высшим достижениям «высокой» духовной культуры человечества, но и участия в эстафете поколений по ее интерпретации в новых условиях. Восстановление культурной традиции новым поколением в новой ситуации сначала в своем сознании, а затем в своей жизни и является культурным определением инновационной деятельности в образовании. В современном инновационном и неопределенном мире на первый план выходит способность вырабатывать и отстаивать собственную личностную позицию. А образование становится местом формирования этой способности на примерах реализовавшихся проектов предыдущих поколений. Вся духовная культура человечества состоит из ценностей и способов их реализации, то есть является бесконечно большим набором описаний определенных сильных позиций, реализовавших свое жизненное призвание людей. Таким образом, к имеющемуся смыслу образования как пониманию ценности того или иного культурного проекта и освоению способов ее реализации добавляется новый смысл — формирование у субъектов образования способности обновления при помощи собственного понимания методов реализации культурной ценности в новых неопределенных ситуациях.

Точка присутствия М. К. Мамардашвили как творческая ситуация —

место включения самосознания и образования личностной позиции

Формирующийся образ образования как творческой деятельности выходит на проблематику генезиса смыслов и становления ценностей у субъектов образовательного процесса с опорой на их уникальный способ понимания. Тогда мы попадаем в область философии — онтологию сознания. И берем в проводники философию М. К. Мамардашвили, изложенную им в курсах лекций о творчестве Марселя Пруста и в книге «Картезианские размышления». М. К. Мамардашвили в своих опубли-

кованных лекциях продолжает традицию становления самосознания, представленного такими мыслителями, как М. Хайдеггер («тут — присутствие», Dasein нем. — «здесь — бытие»), Э. Гуссерль («Жизненный мир человека»), Г.В.Ф. Гегель («Феноменология духа»), Р. Декарт («Метод радикального сомнения»).

Сначала сформулируем основные тезисы М. К. Мамардашвили в его лекции о творчестве Марселя Пруста. Основной идеей в его учении является вводимое им понятие «точки присутствия».

«Наше предназначение можно увидеть в точке, возникающей перед нами тогда, когда нам удается что-то увидеть «первым светом». И эта точка самим человеком каждый раз создается заново. Эта точка возникает только тогда, когда я доопределяю что-то существующее вне меня, но без меня это не состоялось бы. Для доопределения необходима работа моей души: волнение, самостоятельная мысль, поступок. Таким образом, предназначение не может случиться, сделаться без меня, кем-то вместо меня, предназначение — это то, что могу и призван сделать только я. Несделанное мною — не существует.

Говоря о предназначении, можно заметить, что, оказывается, существует какая-то пустота, которая ко мне взывала. Однако какие-то акты в мире, имеющие отношение ко мне, совершаются без моего участия.

И те из них, которые совершаются без моего акта самоопределения, и будут составлять структуру иллюзии, заблуждения. «Свято место пусто не бывает». Место, в котором прозвучал голос нашего предназначения, действительно «святое», поскольку оно единственное, уникальное, оттуда меня окликнули — и я не сделал. И тогда закон гласит, что пустым оно не останется. В святое место поместится зло» [3].

По М. К. Мамардашвили, «точка присутствия» есть ситуация самоопределения и творческого акта. И он считает, что попасть в точку «полного присутствия» можно только после процедуры размыкания как с прошедшим миром, так и с самим собой (со своими отжившими стереотипами и шаблонами). Точка присутствия, в его понимании, всегда точка начала координат. Следующей существенной характеристикой точки присутствия является то, что это некоторое отношение к чему-то, что не оставило равнодушным. Это связка человека и чего-то вне него, вызывающего у него переживание.

М. К. Мамардашвили считает, что нахождение в точке присутствия возможно только время от времени, с перерывами. Заполнив пустое место

своим актом самоопределения, человек начинает жить в этой точке своей настоящей, подлинной жизнью, но только на какое-то незначительное время. Затем наступает полоса обыденной жизни, которая наполнена какими-то автоматическими действиями — до следующего попадания в точку присутствия. Таким образом, Мераб Константинович формулирует положение о жизни человека одновременно в двух мирах: ставшем и становящимся благодаря усилиям его самого. Далее Мамардашвили утверждает, что именно в точке присутствия человеку открывается истина. Но она неприятна и даже ужасна. И перед тем, кто это понял, стоит проблема, как жить дальше с этим новым пониманием? Как это уместить в себе? М. К. Мамардашвили вводит образ «расширяющейся души», которая должна расширяться настолько, чтобы и «ад в себя вместить». По-видимому, в акте понимания была явлена новая ценность или новый смысл, который разоформляет предыдущий мир, обессмысливает старые ценности. Старому миру больше не на чем держаться, и поэтому необходимо начинать строить новый мир, в котором новая реальность заняла бы свое место. Следовательно, в происходящем за точкой присутствия откроется новый мир в той мере, в какой человек в состоянии расширяться душой и измениться. Таким образом, понимание у М. К. Мамардашвили является трансцендентным актом: понять что-то можно только «выйдя» из самого себя и обратно вернуться уже невозможно, поскольку новый смысл разрушает старую структуру ценностей.

Под «пустотой» М. К. Мамардашвили надо понимать отсутствие ценности в месте, где она должна быть. Точка присутствия — постулирование необходимости введения ценности в эту пустую ситуацию. И ввести ее кроме конкретного субъекта, который понимает проблем-ность ситуации и берет ответственность за ее введение в социальную практику,— некому. Ценность без акта самоопределения конкретного человека в физическом мире сама не реализуется. Приведем в качестве примера, иллюстрирующего вышеперечисленные тезисы, описание фильма «Наследники» режиссера Мари-Кастиль Менсьон-Шаар (Франция, 2014). Фильм снят на основе реальных событий разворачивающихся в одной из парижских школ, в классе, где учились не самые успешные подростки из разных этнических групп. Учительница истории в классе, где школьники постоянно устраивали стычки и разборки друг с другом, разделяясь на группы по национальному и религиозному признакам, решает включить их в совместную проектную деятельность по теме:

«Последствия преследования лиц еврейской национальности нацистской Германией». Сначала учащиеся самостоятельно исследуют факты биографий переживших ужасы войны людей. Затем учительница организует посещение одного из лагерей смерти, превращенного в музей Холокоста, где перед подростками разворачивается жуткая история одного из самых ужасных фактов массового уничтожения людей по национальному и религиозному признакам. Далее она знакомит их с оставшимися в живых узниками концлагерей. Потрясенные школьники, прожив и поняв последствия межнациональной и религиозной розни, дают клятву продолжить в своей жизни борьбу против любой формы дискриминации людей. В этом фильме точкой присутствия является клятва детей и оставшихся в живых узников концлагеря не допустить повторения уничтожения или дискриминации людей по признаку «инаковости». Школьники осознали, к каким последствиям приводят межнациональные, межрелигиозные и расовые предрассудки, что приводит их к необходимости занять новую мировоззренческую и личностную позицию. Отношения в классе постепенно меняются. Формируется дружный коллектив, в учебе появляются первые успехи. Детский проект побеждает в национальном конкурсе. Школьники осознанно включаются в учебную деятельность и многие впоследствии продолжают обучение в колледжах и университетах. Произошло то, что и является смыслом образования — восстановление культурной традиции новым поколением в новой ситуации, формирование у школьников определенной культурной и мировоззренческой позиции.

Приведем утверждение М. К. Мамардашвили в «Картезианских размышлениях».

«Суть философии Декарта можно выразить одной фразой: мир, во-первых, всегда нов. В нем как бы ничего еще не случилось, а только случится вместе с тобой. И, во-вторых, в нем всегда есть для тебя место, и оно тебя ожидает. Ничто в нашем мире не доопределено до конца, пока ты не занял свое пустующее место для доопределения какой-то вещи. И третье: если в этом моем состоянии все зависит только от тебя, то, следовательно, без тебя в мире не будет порядка, истины, красоты» [4].

Декарт, по Мамардашвили, утверждает, что для того чтобы человеку родиться и стать человеком, необходимо произвести критический анализ программ своего сознания, которые оказались там независимо от него самого. Для этого нужно совершить, как говорил Э. Гуссерль,

процедуру «оставления за скобками», «срезания» всего, что вошло в человека помимо его воли, без его согласия и принципиального сомнения. М. К. Мамардашвили в этом цикле лекций настойчиво возвращается к точке присутствия. Каждый человек, по Мерабу Константиновичу, обязан искать свой акт. Под этим символом он понимает значение в жизни каждого человека ценностного самоопределения, которое является важнейшим искусственным добавлением к естественной природе человека и формирует его как личность.

Что можно увидеть в этой точке присутствия, точке «зазора»? В ней надо пытаться видеть и «держать» вместе свободу и закон. Понимая, что свобода находится на вершине волны необходимости, интерпретируя Р. Декарта, М. К. Мамардашвили считает: акт мысли всегда целиком находится только в настоящем. Вечные ценности, весь жизненный мир конкретного человека всегда только здесь и теперь, в настоящем. И в этом настоящем всегда есть место для акта самоопределения конкретного человека. Это место находится благодаря свободной воле человека, в предположении, что без его воли нет и этого мира.

Точка присутствия — это такое место, где известное нам знание должно быть обязательно проблематизировано, разоформлено новой ситуацией и новым пониманием новых включающихся в культурный проект людей. И только самостоятельная сборка исследуемого понятия включившихся в мышление людей приводит не только к «оживлению» пылившегося в архиве культуры, потерявшего смысл знания, его обновлению, но и «рождению», оформлению самого человека как мыслящей творческой личности. Правда, в отличие от физического рождения, духовное рождение, то есть личностное и уникальное понимание в каждой новой социально-культурной ситуации производится в точках присутствия каждый раз заново. Таким образом, в точке присутствия происходит второе рождение человека. Под «вторым рождением» понимается обнаружение и принятие определенной культурной ценности как смысла своей жизни. Вместе с новым пониманием и включением рефлексии как обратной связи хода реализации обнаруженной ценности пробуждается самосознание — механизм последующего периодического включения человека в творческую деятельность.

Поскольку М. К. Мамардашвили и у Пруста, и у Декарта обнаруживает одно и то же, наверное, имеет смысл эти же идеи считать принадлежащими и ему самому. Какие же это идеи?

Вся духовная культура человечества искусственной природы, изобретена людьми. Человек как личность не может родиться стихийно-естественным образом. «Второе рождение» человека как личности носит искусственный характер, не может произойти без его активного участия, без его воли, понимания, акта самоопределения, может быть инициировано только в точке присутствия или абсолютного отстранения, в точке «зазора». Чтобы попасть в эту точку «полного присутствия», «точку интенсивности» или «зазора», необходимо произвести размыкание с миром и самим собой как природным, естественно-стихийно сложившимся индивидом. В этой точке присутствия, «точке интенсивности» происходит перевод психики человека в другой режим — трансценди-рования к смыслам и ценностям духовной культуры, из которого он потом «выпадает» в социальный мир как личность.

После того как человеку удалось попасть в эту точку и «выпасть», кристаллизоваться уже как личности, он продолжает жить в двух мирах: ставшем и становящимся. И последний начинает существовать только благодаря его усилиям.

В этот момент человек понимает, что смысл его собственной жизни в постоянном изменении самого себя. Мир творчества, личностный мир, мир сплошной актуальности — есть мир мышления и понимания, самоопределения и рефлексии, куда человек попадает благодаря включению самосознания. Человек как духовное существо, как автономная личность не дан раз и навсегда, а каждый раз должен рождаться заново в точках «полного присутствия». В них, включая самосознание, восстанавливать себя как культурного деятеля в своем самостоятельном мышлении и понимании посредством свободного творения новых смыслов.

Образование как творение смыслов педагогами и учениками в точках присутствия

Какие выводы следуют из положений философии М. К. Мамардашвили? Образование как творческая деятельность связано с созданием условий для попадания педагогов и учащихся в точки присутствия. В них идет поиск ценностных оснований авторов культурных проектов и выработка субъектами образования к этим основаниям своего отношения. Важное значение в этих точках имеют процессы организации самоопределения, понимания, рефлексии. В точках присутствия не только происходит формирование системы ценностей, мировоззренческой позиции и са-

мосознания, но теперь само самосознание становится творческим орудием, способствующим формированию в каждой новой неопределенной ситуации новой личностной позиции.

Чтобы оказаться в точке присутствия, педагоги и учащиеся должны перестать относиться к имеющемуся у них набору знаний, норм и правил, ценностей и смыслов как универсальному объективно существующему и достоверному, которые имеются где-то вне них вечно (в архиве духовной культуры человечества). Необходимо представить себе ситуацию, когда авторы этих знаний, норм и правил, ценностей и смыслов еще сами находились в проблемной ситуации, то есть решение еще не найдено. Попадая в проблемную ситуацию, субъекты образования помещают себя в обстановку отсутствия готовых форм. Проблема — это отсутствие культуры в готовой форме и ее необходимо заново восстанавливать и порождать — что и является сущностным основанием проектирования. Но не только в своих головах, но, главным образом, в своей социальной практике, под которой понимается имитационно-игровое моделирование проблемных ситуаций. Необходимо занять очень ответственную и рискованную позицию участвующего в порождении норм культуры в ситуации их отсутствия и актуализирующего у себя способности, которые помогут эту способность приобрести.

Важнейшей характеристикой современно организованной проектной деятельности с участием педагогов и учащихся является следующее положение. Она должна представлять собой специально организованную точку присутствия, в которой создана ситуация творческой коммуникации школьников и педагогов, обеспечивающая нетривиальные результаты всех участников творческой деятельности. Проживание, понимание и интерпретация ценности суть проектного подхода в образовании.

Разоформляющий и оформляющий сознание проектный подход в образовании полагает, что педагог также не знает правильного ответа. Только в настоящей неопределенной ситуации возможна равноправная коммуникация, самое существенное в которой — творение новых смыслов в точках присутствия. В процессе творческой коммуникации, коллективного обсуждения между педагогом, который выступает в роли опытного «сталкера» — проводника в лабиринте неопределенности, и обучающимися происходит взаимообмен идеями. Благодаря этому в ситуации неопределенности между всеми участниками образовательной деятельности устанавливается событийная общность, направленная на

формирование разных личностных позиций.

На решающее значение учителей в формировании новой педагогики указывает В. В. Сериков. Он подчеркивает в своих работах принципиальную неполноту педагогического знания, которое не может описать весь многоаспектный функционал профессиональной деятельности учителя в современном мире. В конкретных педагогических ситуациях педагог почти всегда оказывается перед необходимостью доопределения этих ситуаций. От него, по мнению В. В. Серикова, сегодня требуются такие профессиональные качества, как творческое воображение, активность и установка на саморазвитие. Учить детей видеть и понимать неопределенную ситуацию в целом, вырабатывать в ней собственную позицию и уметь отстаивать ее — новая цель педагога, воспитывающего инновационную личность.

Но для реализации этой цели, кроме разработки философских оснований нового образа образования, необходимы и системные междисциплинарные исследования и перестройка всей системы подготовки и повышения квалификации педагогов, и политические решения, отвечающие духу современности.

Литература

1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Москва, «Школа-пресс», 1995. 447 с.

2. Кант И. Основы метафизики нравственности; Критика практического разума; Метафизика нравов: [Перевод] / Иммануил Кант; [Вступ. ст. Я. А. Слинина, с. 5-52]. СПб.: Наука: Санкт-Петербург. изд. фирма, 1995. 528 с.

3. Мамардашвили М. К. «Конгениальность мысли», Москва, «Прогресс», 1999 г. 240 с.

4. Мамардашвили М. К. «Картезианские размышления», Москва, «Прогресс», 1993 г. 352 с.

5. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004. 520 с.

6. Пирогов Н. И. Вопросы жизни. Избр. пед. соч. М., Изд. АПН РСФСР, 1953 г. С. 29-51.

References

• Овззвп 8.1. О8поуу pedagogiki. Vvedenie V рпкМпиуи filosofiyu. 8Ыко1а-рге88. 1995. 447 s. [1п Яш].

• КаЫ I. Osnovy metafiziki nravstvennosti; КгШка prakticheskogo гагиша; Metafizika nravov: [Perevod] / Immanui1 ^П^ ^Шр. st. УД. А. 81^^, s. 5-52].— 8РЬ.: Nauka: 8ankt-Peterburg. izd. firma, 1995. 528 s. [1П ЯШ].

• Mamardashvili M. K. «Kongenial'nost' mysli», Moskva, «Progress», 1999 g. 240 s. [In Rus].

• Mamardashvili M. K. «Kartezianskie razmyshleniya», Moskva, «Progress», 1993 g. 352 s. [In Rus].

• Ogurcov A. P., Platonov V. V Obrazy obrazovaniya. Zapadnaya filosofiya obrazovaniya. XX vek. SPb.: RHGI, 2004. 520 s. [In Rus].

• PirogovN. I. Voprosy zhizni. Izbr. ped. soch. M., Izd. APN RSFSR, 1953 g. S. 2951. [In Rus].

Информация об авторе

С. И. Краснов — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-образовательного центра дополнительного профессионального образования Института стратегии развития образования РАО, г. Москва, Россия

Information about the author

Sergey I. Krasnov — PhD (Education), Senior Research Fellow of the Scientific and Educational Centre for Continuing Professional Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Статья поступила в редакцию 19.01.2022; одобрена после рецензирования 02.03.2022; принята к публикации 04.03.2022.

The article was submitted 19.02.2022; approved after reviewing 02.03.2022; accepted for publication 04.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.