Научная статья на тему 'Формирование самосознания будущего педагога на основе гуманитарности'

Формирование самосознания будущего педагога на основе гуманитарности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитарный принцип образования / когнитивные науки / сознание / самосознание / модель спиральной динамики / уровни самосозна ния педагога / humanitarian principle of education / cognitive science / consciousness / self-awareness / model of spiral dynamics / levels of self-awareness of teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.С. Хазыкова, Л.А. Дорджиева

Рассмотрена специфика гуманитарного принципа в образовании. Обоснована методология гуманитарности, базирующаяся на идеях когнитивных наук и позволяющая обеспечивать становление педагога нового типа. Раскрыты понятия сознания и самосознания педагога. Представлен процесс формирования самосознания личности будущего педагога как главного фактора его профессионального образования. Данный процесс соотнесен с моделью спиральной динамики, объясняющей уровни самосознания человека, характеризуемые системами определенных ценностей. Модель спиральной динамики помогает увидеть формирование самосознания как целостный динамический процесс последовательного развертывания системы ценностей. Приведена авторская типология педагогов как носителей «спиральнодинамических» уровней самосознания. Выполнен анализ понимания уровня своего самосознания будущи ми педагогами. Выявлено несколько позиций, которые позволяют отслеживать процесс формирования самосознания будущих педагогов, определена их направленность в поведении, отношениях и деятельности и выделены уровни. Показано, что процесс формирования самосознания будущих педагогов дол жен выстраиваться с учетом последовательного развертывания у них опыта осознания своих систем ценностей на разных уровнях. Эти уровни позволяют видеть всю иерархию и целостность ситуаций, в которых пребывает педагог как субъект сознания, общения и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.С. Хазыкова, Л.А. Дорджиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SELF-CONSCIOUSNESS OF FUTURE TEACHERS ON THE BASIS OF HUMANITY

The specificity of the humanitarian principle in education is considered. The methodology of humanitarianism based on the ideas of cognitive sciences and allowing to ensure the formation of a new type of teacher is substantiated. The concepts of consciousness and self-consciousness of the teacher are revealed. The article presents the process of formation of self-consciousness of the future teacher as the main factor of his professional education. This process is correlated with the model of spiral dynamics, which explains the levels of human self-consciousness characterized by systems of certain values. The model of spiral dynamics helps to see forming of self-consciousness as an integral dynamic process of sequential deployment of a system of values. The authors’ typology of teachers as possessors of “spiral-dynamic” levels of self-consciousness is given. The analysis of understanding of the level of self-awareness by future teachers is performed. Several positions have been identified that allow to track the process of forming the self-consciousness of future teachers, determine their orientation in behavior, relationships and activities, and identify levels. The paper shows that the process of forming the self-consciousness of future teachers should be built taking into account the consistent deployment of their experience of awareness of their value systems at different levels. These levels allow seeing the entire hierarchy and integrity of the situations in which the teacher resides as a subject of consciousness, communication and activity.

Текст научной работы на тему «Формирование самосознания будущего педагога на основе гуманитарности»

Стоит добавить, что для работы с данным кейсом целесообразно использовать парную форму работы, при которой обучающиеся помимо поиска, классификации и исправления ошибок в представленном им программном коде сравнивают полученные результаты друг друга, проводят обсуждение и делают выводы об успешности их решений. При решении подобных задач с использованием кейс-метода будущие учителя приобретают умения тестирования и отладки чужих программ, а также коммуникативные умения. Таким образом происходит анализ информации через синтез и обобщение имеющихся данных и, как следствие, развитие профессиональных умений в сфере контроля и оценивания.

Подводя итог, следует сказать, что уже на дисциплинах специальной подготовки должна существовать пропедевтика формирования дидактико-методиче-ских компетенций будущих учителей информатики, чему способствует использование активных методов обучения, в частности кейс-метода.

Таким образом, можно осуществлять формирование профессиональных компетенций у будущих учителей информатики при изучении циклов с параметрами, включающими в себя как предметный, так и дидактико-методический аспекты, что позволяет в дальнейшем оптимально и грамотно применять полученные знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Шендрик И.Г. Проектирование образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности. Available at: https://www.dissercat.com/content/ proektirovanie-obrazovatelnogo-prostranstva-subekta-uchebno-professionalnoi-deyatelnosti

2. Хуторской А.В. Образовательные компетенции и методология дидактики. Доступен на: https://khutorskoy.ru/be/2016/0922/index.htm

3. Митрохович О.А. Диагностика и управление развитием дидактической компетентности учителя. Available at: http://planetashkol.ru/edu/msk/shkola1270/ about/ press/5pr.php

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования Available at: https://fgos.ru/

5. Черкасова И.И., Яркова Т. А. Подготовка учителя к применению кейс-метода в процессе исследования образовательных проблем. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/podgotovka-uchitelya-k-primeneniyu-keys-metoda-v-protsesse-issledovaniya-obrazovatelnyh-problem

References

1. Shendrik I.G. Proektirovanie obrazovatel'nogo prostranstva sub'ekta uchebno-professional'noj deyatel'nosti. Available at: https://www.dissercat.com/content/proektirovanie-obrazovatelnogo-prostranstva-subekta-uchebno-professionalnoi-deyatelnosti

2. Hutorskoj A.V. Obrazovatel'nye kompetenciiimetodologiya didakiiki. Dostupen na: https://khutorskoy.ru/be/2016/0922/index.htm

3. Mitrohovich O.A. Diagnostika i upravlenie razvitiem didakiicheskoj kompetentnosti uchitelya. Available at: http://planetashkol.ru/edu/msk/shkola1270/ about/press/5pr.php

4. Federally] gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya Available at: https://fgos.ru/

5. Cherkasova I.I., Yarkova T.A. Podgotovka uchitelya k primeneniyu kejs-metoda v processe issledovaniya obrazovatel'nyh problem. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ podgotovka-uchitelya-k-primeneniyu-keys-metoda-v-protsesse-issledovaniya-obrazovatelnyh-problem

Статья поступила в редакцию 31.07.20

УДК 378

Khazykova T.S., Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov (Elista, Russia), E-mail: tschazikova@yandex.ru

Dordzhieva L.A., Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov (Elista, Russia), E-mail: tschazikova@yandex.ru

FORMATION OF SELF-CONSCIOUSNESS OF FUTURE TEACHERS ON THE BASIS OF HUMANITY. The specificity of the humanitarian principle in education is considered. The methodology of humanitarianism based on the ideas of cognitive sciences and allowing to ensure the formation of a new type of teacher is substantiated. The concepts of consciousness and self-consciousness of the teacher are revealed. The article presents the process of formation of self-consciousness of the future teacher as the main factor of his professional education. This process is correlated with the model of spiral dynamics, which explains the levels of human self-consciousness characterized by systems of certain values. The model of spiral dynamics helps to see forming of self-consciousness as an integral dynamic process of sequential deployment of a system of values. The authors' typology of teachers as possessors of "spiral-dynamic" levels of self-consciousness is given. The analysis of understanding of the level of self-awareness by future teachers is performed. Several positions have been identified that allow to track the process of forming the self-consciousness of future teachers, determine their orientation in behavior, relationships and activities, and identify levels. The paper shows that the process of forming the self-consciousness of future teachers should be built taking into account the consistent deployment of their experience of awareness of their value systems at different levels. These levels allow seeing the entire hierarchy and integrity of the situations in which the teacher resides as a subject of consciousness, communication and activity.

Key words: humanitarian principle of education, cognitive science, consciousness, self-awareness, model of spiral dynamics, levels of self-awareness of teacher.

Т.С. Хазыкова, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, г. Элиста, E-mail: tschazikova@yandex.ru

Л.А. Дорджиева, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, г. Элиста, E-mail: tschazikova@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ГУМАНИТАРНОСТИ

Рассмотрена специфика гуманитарного принципа в образовании. Обоснована методология гуманитарности, базирующаяся на идеях когнитивных наук и позволяющая обеспечивать становление педагога нового типа. Раскрыты понятия сознания и самосознания педагога. Представлен процесс формирования самосознания личности будущего педагога как главного фактора его профессионального образования. Данный процесс соотнесен с моделью спиральной динамики, объясняющей уровни самосознания человека, характеризуемые системами определенных ценностей. Модель спиральной динамики помогает увидеть формирование самосознания как целостный динамический процесс последовательного развертывания системы ценностей. Приведена авторская типология педагогов как носителей «спиральнодинамических» уровней самосознания. Выполнен анализ понимания уровня своего самосознания будущими педагогами. Выявлено несколько позиций, которые позволяют отслеживать процесс формирования самосознания будущих педагогов, определена их направленность в поведении, отношениях и деятельности и выделены уровни. Показано, что процесс формирования самосознания будущих педагогов должен выстраиваться с учетом последовательного развертывания у них опыта осознания своих систем ценностей на разных уровнях. Эти уровни позволяют видеть всю иерархию и целостность ситуаций, в которых пребывает педагог как субъект сознания, общения и деятельности.

Ключевые слова: гуманитарный принцип образования, когнитивные науки, сознание, самосознание, модель спиральной динамики, уровни самосознания педагога.

Сегодня в мире происходят интенсивные процессы планетарного масштаба и обнажаются собственно человеческие проблемы. Образование в такой ситуации должно откликаться на вызовы времени и обратиться к самой сути человека. Запрос на «образованного человека» в наши дни должен быть сформулирован принципиально по-новому. В связи с этим возникает вопрос о пересмотре всех компонентов образования: его ценностей и целей, содержания, форм и методов, а также, что особенно важно, готовности самого педагога к таким изменениям.

Идея образования, которое связано с сохранением целостности человека и которое меняет мышление растущего человека, принося «радость открытий, созидания и творчества» (Н. Хомски), требует консолидации научных сил и некоторой смелости. В потребительском обществе, где образование становится услугой, а личность воспринимается как «потребитель» и как «функция» социальных систем, особенно актуальна задача развития человеческого сознания. И решение ее, очевидно, нужно искать на стыке самых разных наук, в поле интегративного

знания о человеке и, в особенности, знания о человеческом мозге и сознании/ самосознании.

В последние годы возрастает роль когнитивных наук, позволяющих учитывать особенности мозга и сознания человека. Получила распространение нейро-дидактика (данный термин был введен в конце прошлого века Г Прайсом) - научная область, существующая на стыке нейронаук, психологии и педагогики. Ее выводы позволяют строить способы эффективного обучения, которые основаны на результатах исследований функционирования структур головного мозга и нервной системы [1, с. 3]. Знания о нейропсихологической организации человека привлекали российских педагогов еще в XIX в. В частности, К.Д. Ушинский ставил вопрос о необходимости учитывать соотношения ума, души и нервной организации личности. Педагогическую антропологию интересует эта триада духа - души - тела с учетом психо- и нейрофизиологических аспектов обучения, воспитания и развития (В.И. Слободчиков и др.). Интерес педагогики к результатам исследований в области нейронаук (нейробиологии, нейрофизиологии, нейропсихологии), которые продолжают традиции П.К. Анохина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.Р Лурии, Л.С. Выготского и которые связаны с развитием высших психических функций, структурно-системного строения и сознания, сегодня растет Перспективы для построения целостного образования человека заданы в работах, раскрывающих сложные процессы мозга и сознания (Б.Г Ананьев, Н.А. Бернштейн, Н.П. Бехтерева и др.). Вместе с тем, как показывает анализ педагогической теории и практики, педагогика еще не отрефлексировала в полной мере весь этот громадный массив знания о «внутреннем» человеке в плане создания стройных и целостных моделей и технологий, учитывающих данные знания. Пока мы можем говорить только о «выхватывании» отдельных его фрагментов (например, о межполушарной асимметрии мозга, о его подкорковых структурах, об особенностях интеллектуальной деятельности и т.п.). Но проблема, на наш взгляд, состоит в принципиально новой модели образования, которая «собирала» бы все имеющиеся данные о функционировании человека как самосознающего субъекта в процессе его образования. В нашем исследовании мы именно на это обращаем внимание и пытаемся обосновать модель профессионального образования будущего педагога, отражающую систему формирования его педагогического сознания.

В своей работе мы использовали анализ результатов философских, психологических, педагогических и междисциплинарных исследований, раскрывающих процесс формирования самосознания личности; обобщение эмпирического опыта, связанного с саморефлексией будущих педагогов; теоретическое моделирование процесса формирования самосознания студентов и другие методы исследования. В результате анализа психолого-педагогических исследований [2] и нашего обследования студентов факультета педагогического образования мы пришли к выводу о том, что уровень их профессионального сознания довольно низкий. Об этом свидетельствует и тот факт, что практически все студенты затрудняются дать развернутый ответ относительно понимания уровней собственного восприятия, внимания и мышления в образовательной ситуации. Кроме того, мы провели обследование педагогов школ (около 98 человек) и обнаружили следующие показатели недостаточного уровня самосознания: распространение в учительской среде негативных настроений, синдром профессионального выгорания, эмоциональная нестабильность, конфликтность.

В беседе с педагогами нам удалось также определить основную тенденцию, которая характерна для учительства: ощущение своей несвободы действий и суженный горизонт своих возможностей влияния на ребенка. Педагоги сетуют на то, что цифровой мир поглотил детей, что родители обесценивают их труд, что в педагогической работе много рутины. Вопрос здесь не в том, что они неправильно оценивают внешнюю ситуацию. Все так. Но проблема в самом отношении к этой ситуации и во внутреннем потенциале педагога, в его уровне адаптации и саморазвития. Можно сделать вывод: педагоги в подавляющем большинстве не опираются на свои внутренние сущностные силы и потенциал своего сознания. Они достаточно сужено (предметоцентрированно) понимают контекст своей деятельности и не владеют собственным сознанием как педагогическим инструментом. Наблюдаются стереотипы мышления и дефицит рефлексивной способности учителей. В данной статье мы рассматриваем возможности преодоления такого положения дел и описываем некоторые основные характеристики разработанной нами модели профессионального образования будущих педагогов, ориентированного на формирование их профессионального сознания.

Итак, в нашем исследовании мы исходим из идеи самосознания будущего педагога как ключевого и решающего фактора эффективности его профессионального образования. От уровня такого самосознания зависит результат его будущей педагогической деятельности. Цель разработки гуманитарной модели формирования самосознания будущих педагогов, которую мы поставили в нашем исследовании, потребовала от нас уточнения ключевых понятий, без которых такую модель не разработать. Прежде всего, это понятие гуманитарности. Говоря о гуманитарной модели, мы отличаем такую модель от всех других, в центре которых главным является предметный результат без учета самого субъекта образования, степени его осознанности и его самоизменения. Гуманитарный принцип (М.М. Бахтин, С.В. Белова, В.И. Слободчиков и др.) требует единства познаваемого, познающего и процесса познания, а также понимание границ личностной свободы, когда соблюдается невмешательство во внутренний мир личности и одновременное влияние на ее ценностно-смысловую сферу. Человек в

контексте такого принципа открывается в процессе образования сам себе через рефлексию, через анализ своего опыта восприятия и видения того многообразного контекста всех внутренних и внешних связей, в котором он постоянно находится.

Остановимся еще на двух понятиях, которые являются центральными в нашем исследовании. Это понятия сознания и самосознания. Требовалось уточнить их в контексте гуманитарного взгляда на образование человека. Согласно теориям Лейбница, Толбета и Рейзера, сознание имеет космическое происхождение. Основные трудности в определении понятия «сознание», как утверждает В.П. Зинченко, состоят в необходимости отказа от оппозиции сознания и бытия как от оппозиции материи и сознания [3, с. 209]. Считается, что ни физика, ни физиология, ни психология не могут в полной мере объяснить этот феномен. Учитывая, что сегодня наука не имеет концептуализации сознания, мы опираемся на понимание его через функции, связанные со смыслообразованием (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев), с живым движением и предметным действием, установкой, эмоцией и доминантой (А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец).

Под самосознанием мы понимаем способность личности осознавать себя в качестве субъекта деятельности, а также ее представления о себе, которые находят отражение в определенном «образе Я» [4]. Самосознание зависит от развитости эмоциональной, когнитивной, рефлексивной сфер личности, от всего спектра отражения социальных отношений, от опыта восприятия себя [5]. Самосознание будущего педагога мы рассматриваем в контексте его профессиональной подготовки. И здесь встает вопрос о включении в содержание такой подготовки опыта восприятия и анализа будущими педагогами собственного мышления, поведения и действия. Это не просто сам по себе опыт ценностно-смыслового самоопределения, а осознание такого опыта.

В работах современных исследователей в области нейронаук [6 - 10] мы находим свидетельства о принципах, расширяющих представление о сознании и самосознании. Это связано с кодированием и декодированием информации, которая поступает по сенсорным каналам; разными уровнями (словесно-текстовым, звуковым, цветовым) воздействия на наше сознание; особенностями структур мозга и сознания, сформированных у конкретной личности в результате адаптации к определенной среде. С таких позиций следует признать, что педагог имеет дело с «системой» ребенка, для которой характерны определенные ментальные процессы и эмоциональные реакции, являющиеся, как доказал Д. Диспенза, «результатом химических процессов, обусловленных сложившимися нейросетями» [11]. И такие процессы, как говорят ученые (К.В. Анохин, Д. Диспенза и др.), основываются на прошлом опыте конкретного человека. В пространстве гуманитарных смыслов образования педагог должен считаться с таким опытом. Но как это возможно? Ведь перед педагогом стоит не такая же задача, что перед психологом, психотерапевтом или психиатром. И как ему в условиях работы с группой детей учитывать все многообразие их контекстов и субъективных реальностей?

Здесь нужно методологическое уточнение сути гуманитарного принципа. Гуманитарно ориентированное образование предполагает не «вытаскивание» феноменов внутреннего мира личности и не непосредственную работу с ним. Речь об универсальных способах, обеспечивающих личности опыт управления этим своим миром. Нужны такие способы, которые позволяют опредмечивать субъективные феномены (эмоции, переживания, отношения, представления, образы, установки) и анализировать уровни своих ценностей. Требуется опыт саморефлексии, который позволит личности фиксировать свои ценности и управлять их эволюционным развитием. Говоря об уровнях ценностей, мы опираемся на модель спиральной динамики, разработанную К. Грейвзом и дополненную Д. Беком и К. Кованом. Данная модель помогает увидеть формирование самосознания как целостный динамический процесс последовательного развертывания системы ценностей [12].

Согласно модели спиральной динамики, все живые человеческие системы имеют свою внутреннюю организацию, подчиняются определенным законам эволюционного развития. Каждый человек, являясь такой системой, носит в себе «пакет» потребностей, мотивов, ценностей, убеждений, а также организующих принципов и способов мышления, характерных для определенного уровня организации (самоорганизации). Довольно распространенная картина: большинство людей не имеют доступа к своим глубинным образам мышления, которые называются мемами. Мем - это единица культуральной информации, которая организует все поведение конкретного индивида. Он перестраивает всю его ней-рологическую систему. Анализ этих мемов и на основе этого понимание уровня своего самосознания - вот одна из задач, которую мы ставили перед студентами, используя в работе с ними модель спиральной динамики.

Уровням, о которых идет речь, даны цветовые названия [12]. «Бежевый» (первый уровень) отражает инстинктивную природу, потребность системы в выживании, в чувстве безопасности и удовлетворении физиологических нужд. Собственная жизнь на уровне физиологических потребностей является главной ценностью для человека «бежевого» уровня. В нашей трактовке педагог на этом уровне сознания рассматривается как «Живая Личность». «Фиолетовый» (второй уровень) включает в себя стремление человека к эмоциональной связи с Другим. На этом уровне самосознания преобладает желание иметь контакты и отношения с другими людьми. На «Красном» (третьем уровне) личность ощу-

щает потребность в своих «владениях», в доминировании и проявлении своей силы. «Синий» (четвертый уровень) характеризуется стремлением человека найти смыслы, принадлежать какой-то системе верований/идей, выстраивать порядок действий. «Оранжевый» (пятый уровень) расширяет видение личностью новых возможностей, активизирует креативность и позицию авторства собственной жизнедеятельности. На «Зеленом» (шестом уровне) возникает потребность в коллективной разумности и «экологичности» сознания. Главная особенность «Желтого» (седьмого уровня) состоит в гибкой адаптации к изменениям благодаря системному видению. На «Бирюзовом» (восьмом уровне) личность уже готова проявлять внимание к себе как субъекту, ответственному перед будущими поколениями.

Мы соотнесли с описанными уровнями разные потребности, мотивы и ценности, а также убеждения и стратегии поведения будущих педагогов, с которыми мы работали. На основе этого нами выявлено несколько позиций, которые позволяют отслеживать процесс формирования самосознания будущих педагогов. А также мы определили их направленность в поведении, отношениях и деятельности. Выделяются следующие уровни: замкнутость на себе, стратегия выживания, отношения к другому как средству (первый); потребность в отношениях с другими (второй); стремление к власти и проявление своей силы (третий); служение системам, исполнение обязанностей и ответственность за свои действия (четвертый); поиск новых возможностей, креатив и творчество (пятый); забота, сотрудничество, ориентация на коллективный разум (шестой); управление своим развитием и поиск системообразующих принципов (седьмой); интеграция знаний и действие из позиции миссии (восьмой).

В соответствии с этой схемой выделены характеристики неэффективных и эффективных педагогов. Анализируя со студентами разные уровни их «спирали сознания», мы ставили перед ними задачу выявить свои эффективные и неэффективные действия в тех или иных ситуациях. В основном это ситуации моделирования и проигрывания кейсов, а также реальные ситуации из педагогической практики в школе. Заметим, что разговор об эффективности-неэффективности соотносился с принципом адекватности или неадекватности условиям ситуации.

Библиографический список

У студентов в зависимости от конкретных ситуаций должна проявляться готовность к определенному реагированию, характерному тому или иному уровню «спирали». Это готовность проявляться как: 1) аутентичная, живая личность; 2) диалогичный собеседник; 3) активный субъект деятельности; 4) субъект смыс-лообразования; 5) автор продукта культуры; 6) субъект коллективной осознанной деятельности; 7) человек системного мышления; 8) носитель своей миссии.

Итак, опираясь на методологию гуманитарности, на исследования в области сознания и на модель спиральной динамики, мы определили, что процесс формирования самосознания будущих педагогов должен выстраиваться с учетом последовательного развертывания у них опыта осознания своих систем ценностей на разных уровнях. Эти уровни позволяют видеть всю иерархию и целостность ситуаций, в которых пребывает педагог как субъект сознания, общения и деятельности.

В ходе работы со студентами мы определили, что эффективность формирования самосознания будущих педагогов во многом зависит от контекста продуктивной деятельности. В частности, это деятельность, связанная с проектами, которые взяты из жизни студентов и рождены в условиях практического освоения будущей профессии. Одним из таких проектов в Калмыцком государственном университете имени Б.Б. Городовикова является конкурс «Педагогический дебют». Студенты, принимающие в нем участие, создают своеобразную программу своих шагов в профессии и имеют возможность анализировать себя через уровни самосознания. Модель спиральной динамики, задающая такие уровни, позволяет выделять «цветные» («бежевые», «фиолетовые», «красные», «синие» и др.) характеристики, по которым студенты зримо могут представлять собственные ценности.

Наше исследование продолжается. А пока мы можем сделать вывод: развитие самосознания педагога является важнейшим условием гуманитаризации образования. Только педагог, который управляет эволюцией своего сознания, видит «спираль» собственного целостного развития и осознает систему своих ценностей, способен решать новаторские задачи, стоящие перед образованием.

1. Куликова О.В. Нейродидактический подход как фактор повышения качества обучения иноязычному профессиональному общению. Вестник МГЛУ. 2014. № 14 (700): 107 - 114.

2. Белова С.В. Педагогика диалога: Теория и практика построения гуманитарного образования. Москва: АПКиПРО, 2006.

3. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии. Методология и история психологии. 2006; Т. 1, Выпуск 1: 209.

4. Кон И.С. Открытие "Я". Москва: Издательство политической литературы, 1978.

5. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан, БГПИ, 2005.

6. Bellg A.J. Maintenance of Health Behavior Change in Preventive Cardiology: Internalization and SelfRegulation of New Behaviors. Behaviour Modification. 2003; № 27: 103 - 131.

7. Dagnan D., Trower P. Measuring Vulnerability to Threats to Self-Construction: The Self and Other Scale Psychology and Psychotherapy: Theory Research and Practice. 2002; № 3: 280 - 281.

8. Damon W. Patterns of change in children's social reasoning: A two-year longitudinal study. Child Developmen, 1980.

9. Don Edward Beck, Christopher C. Cowan. Spiral dynamics: mastering values, leadership, and change: exploring the new science of memetics. Blackwell Publishing, 1996.

10. Fritjof Capra. The Hidden Connections Copyright, 2002. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=95514&p=1

11. Диспенза Д. Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели. Москва: Эксмо, 2013.

12. Бек Д.Э., Кован К. Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями. Москва: Открытый мир, 2010. References

1. Kulikova O.V. Nejrodidakticheskij podhod kak faktor povysheniya kachestva obucheniya inoyazychnomu professional'nomu obscheniyu. Vestnik MGLU. 2014. № 14 (700): 107 - 114.

2. Belova S.V. Pedagogika dialoga: Teoriya i prakiika postroeniya gumanitarnogo obrazovaniya. Moskva: APKiPRO, 2006.

3. Zinchenko V.P. Soznanie kak predmet i delo psihologii. Metodologiya iistoriya psihologii. 2006; T. 1, Vypusk 1: 209.

4. Kon I.S. Otkrytie "Ya". Moskva: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1978.

5. Slobodchikov V.I. Ocherkipsihologii obrazovaniya. Birobidzhan, BGPI, 2005.

6. Bellg A.J. Maintenance of Health Behavior Change in Preventive Cardiology: Internalization and SelfRegulation of New Behaviors. Behaviour Modification. 2003; № 27: 103 - 131.

7. Dagnan D., Trower P. Measuring Vulnerability to Threats to Self-Construction: The Self and Other Scale Psychology and Psychotherapy: Theory Research and Practice. 2002; № 3: 280 - 281.

8. Damon W. Patterns of change in children's social reasoning: A two-year longitudinal study. Child Developmen, 1980.

9. Don Edward Beck, Christopher C. Cowan. Spiral dynamics: mastering values, leadership, and change: exploring the new science of memetics. Blackwell Publishing, 1996.

10. Fritjof Capra. The Hidden Connections Copyright, 2002. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=95514&p=1

11. Dispenza D. Sila podsoznaniya, ili Kak izmenit'zhizn'za 4 nedeli. Moskva: 'Eksmo, 2013.

12. Bek D.'E., Kovan K. Spiral'naya dinamika: upravlyaya cennostyami, liderstvom i izmeneniyami. Moskva: Otkrytyj mir, 2010.

Статья поступила в редакцию 31.07.20

УДК 373

Shergina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: Sherginata@mail.ru

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

PREPARING A TUTOR FOR THE MAIN SMALL AND NOMADIC SCHOOL IN THE NORTH. The article substantiates the relevance of professional training of teachers in two profiles "Primary Education" and "Tutoring" to work in a small rural school, where there are great opportunities for individualization of the educational process, creating conditions for the harmonious personal development of younger students. One of indicators of the quality of education in primary schools is the formation of ethno-cultural identity, ethnic self-awareness as a basis for the development of harmonious interethnic relations in a multicultural society, which meets the requirements of the modern Federal state educational standard of primary general education. The purpose of the research is to substantiate the scientific relevance of tutoring activities and describe the implementation of an educational experimental program at the Department of Primary Education of the North-Eastern Federal University in the direction of "Teacher Education", profile "Primary education and tutoring in the main small and nomadic school of the North".

Key words: small school, individualization of training, training model, professional training, tutor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.