щает потребность в своих «владениях», в доминировании и проявлении своей силы. «Синий» (четвертый уровень) характеризуется стремлением человека найти смыслы, принадлежать какой-то системе верований/идей, выстраивать порядок действий. «Оранжевый» (пятый уровень) расширяет видение личностью новых возможностей, активизирует креативность и позицию авторства собственной жизнедеятельности. На «Зеленом» (шестом уровне) возникает потребность в коллективной разумности и «экологичности» сознания. Главная особенность «Желтого» (седьмого уровня) состоит в гибкой адаптации к изменениям благодаря системному видению. На «Бирюзовом» (восьмом уровне) личность уже готова проявлять внимание к себе как субъекту, ответственному перед будущими поколениями.
Мы соотнесли с описанными уровнями разные потребности, мотивы и ценности, а также убеждения и стратегии поведения будущих педагогов, с которыми мы работали. На основе этого нами выявлено несколько позиций, которые позволяют отслеживать процесс формирования самосознания будущих педагогов. А также мы определили их направленность в поведении, отношениях и деятельности. Выделяются следующие уровни: замкнутость на себе, стратегия выживания, отношения к другому как средству (первый); потребность в отношениях с другими (второй); стремление к власти и проявление своей силы (третий); служение системам, исполнение обязанностей и ответственность за свои действия (четвертый); поиск новых возможностей, креатив и творчество (пятый); забота, сотрудничество, ориентация на коллективный разум (шестой); управление своим развитием и поиск системообразующих принципов (седьмой); интеграция знаний и действие из позиции миссии (восьмой).
В соответствии с этой схемой выделены характеристики неэффективных и эффективных педагогов. Анализируя со студентами разные уровни их «спирали сознания», мы ставили перед ними задачу выявить свои эффективные и неэффективные действия в тех или иных ситуациях. В основном это ситуации моделирования и проигрывания кейсов, а также реальные ситуации из педагогической практики в школе. Заметим, что разговор об эффективности-неэффективности соотносился с принципом адекватности или неадекватности условиям ситуации.
Библиографический список
У студентов в зависимости от конкретных ситуаций должна проявляться готовность к определенному реагированию, характерному тому или иному уровню «спирали». Это готовность проявляться как: 1) аутентичная, живая личность; 2) диалогичный собеседник; 3) активный субъект деятельности; 4) субъект смыс-лообразования; 5) автор продукта культуры; 6) субъект коллективной осознанной деятельности; 7) человек системного мышления; 8) носитель своей миссии.
Итак, опираясь на методологию гуманитарности, на исследования в области сознания и на модель спиральной динамики, мы определили, что процесс формирования самосознания будущих педагогов должен выстраиваться с учетом последовательного развертывания у них опыта осознания своих систем ценностей на разных уровнях. Эти уровни позволяют видеть всю иерархию и целостность ситуаций, в которых пребывает педагог как субъект сознания, общения и деятельности.
В ходе работы со студентами мы определили, что эффективность формирования самосознания будущих педагогов во многом зависит от контекста продуктивной деятельности. В частности, это деятельность, связанная с проектами, которые взяты из жизни студентов и рождены в условиях практического освоения будущей профессии. Одним из таких проектов в Калмыцком государственном университете имени Б.Б. Городовикова является конкурс «Педагогический дебют». Студенты, принимающие в нем участие, создают своеобразную программу своих шагов в профессии и имеют возможность анализировать себя через уровни самосознания. Модель спиральной динамики, задающая такие уровни, позволяет выделять «цветные» («бежевые», «фиолетовые», «красные», «синие» и др.) характеристики, по которым студенты зримо могут представлять собственные ценности.
Наше исследование продолжается. А пока мы можем сделать вывод: развитие самосознания педагога является важнейшим условием гуманитаризации образования. Только педагог, который управляет эволюцией своего сознания, видит «спираль» собственного целостного развития и осознает систему своих ценностей, способен решать новаторские задачи, стоящие перед образованием.
1. Куликова О.В. Нейродидактический подход как фактор повышения качества обучения иноязычному профессиональному общению. Вестник МГЛУ. 2014. № 14 (700): 107 - 114.
2. Белова С.В. Педагогика диалога: Теория и практика построения гуманитарного образования. Москва: АПКиПРО, 2006.
3. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии. Методология и история психологии. 2006; Т. 1, Выпуск 1: 209.
4. Кон И.С. Открытие "Я". Москва: Издательство политической литературы, 1978.
5. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан, БГПИ, 2005.
6. Bellg A.J. Maintenance of Health Behavior Change in Preventive Cardiology: Internalization and SelfRegulation of New Behaviors. Behaviour Modification. 2003; № 27: 103 - 131.
7. Dagnan D., Trower P. Measuring Vulnerability to Threats to Self-Construction: The Self and Other Scale Psychology and Psychotherapy: Theory Research and Practice. 2002; № 3: 280 - 281.
8. Damon W. Patterns of change in children's social reasoning: A two-year longitudinal study. Child Developmen, 1980.
9. Don Edward Beck, Christopher C. Cowan. Spiral dynamics: mastering values, leadership, and change: exploring the new science of memetics. Blackwell Publishing, 1996.
10. Fritjof Capra. The Hidden Connections Copyright, 2002. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=95514&p=1
11. Диспенза Д. Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели. Москва: Эксмо, 2013.
12. Бек Д.Э., Кован К. Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями. Москва: Открытый мир, 2010. References
1. Kulikova O.V. Nejrodidakticheskij podhod kak faktor povysheniya kachestva obucheniya inoyazychnomu professional'nomu obscheniyu. Vestnik MGLU. 2014. № 14 (700): 107 - 114.
2. Belova S.V. Pedagogika dialoga: Teoriya i prakiika postroeniya gumanitarnogo obrazovaniya. Moskva: APKiPRO, 2006.
3. Zinchenko V.P. Soznanie kak predmet i delo psihologii. Metodologiya iistoriya psihologii. 2006; T. 1, Vypusk 1: 209.
4. Kon I.S. Otkrytie "Ya". Moskva: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1978.
5. Slobodchikov V.I. Ocherkipsihologii obrazovaniya. Birobidzhan, BGPI, 2005.
6. Bellg A.J. Maintenance of Health Behavior Change in Preventive Cardiology: Internalization and SelfRegulation of New Behaviors. Behaviour Modification. 2003; № 27: 103 - 131.
7. Dagnan D., Trower P. Measuring Vulnerability to Threats to Self-Construction: The Self and Other Scale Psychology and Psychotherapy: Theory Research and Practice. 2002; № 3: 280 - 281.
8. Damon W. Patterns of change in children's social reasoning: A two-year longitudinal study. Child Developmen, 1980.
9. Don Edward Beck, Christopher C. Cowan. Spiral dynamics: mastering values, leadership, and change: exploring the new science of memetics. Blackwell Publishing, 1996.
10. Fritjof Capra. The Hidden Connections Copyright, 2002. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=95514&p=1
11. Dispenza D. Sila podsoznaniya, ili Kak izmenit'zhizn'za 4 nedeli. Moskva: 'Eksmo, 2013.
12. Bek D.'E., Kovan K. Spiral'naya dinamika: upravlyaya cennostyami, liderstvom i izmeneniyami. Moskva: Otkrytyj mir, 2010.
Статья поступила в редакцию 31.07.20
УДК 373
Shergina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
PREPARING A TUTOR FOR THE MAIN SMALL AND NOMADIC SCHOOL IN THE NORTH. The article substantiates the relevance of professional training of teachers in two profiles "Primary Education" and "Tutoring" to work in a small rural school, where there are great opportunities for individualization of the educational process, creating conditions for the harmonious personal development of younger students. One of indicators of the quality of education in primary schools is the formation of ethno-cultural identity, ethnic self-awareness as a basis for the development of harmonious interethnic relations in a multicultural society, which meets the requirements of the modern Federal state educational standard of primary general education. The purpose of the research is to substantiate the scientific relevance of tutoring activities and describe the implementation of an educational experimental program at the Department of Primary Education of the North-Eastern Federal University in the direction of "Teacher Education", profile "Primary education and tutoring in the main small and nomadic school of the North".
Key words: small school, individualization of training, training model, professional training, tutor.
Т.А. Шергина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: [email protected]
А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА ТЬЮТОРА ДЛЯ ОСНОВНОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ И КОЧЕВОЙ ШКОЛЫ СЕВЕРА
Статья выполнена в рамках гранта РФФИ по проекту № 19-013-00730 от 24.04.2020 г.
В статье обосновывается актуальность профессиональной подготовки педагогов по двум профилям - «Начальное образование» и «Тьюторство» - для работы в малокомплектной сельской школе, где имеются большие возможности индивидуализации образовательного процесса, создания условий для гармоничного личностного развития младших школьников. Одним из показателей качества образования в начальной школе является сформированность этнокультурной идентичности, этнического самосознания как базиса для развития гармоничных межнациональных отношений в поликультурном обществе, что соответствует требованиям современного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель исследования заключается в научном обосновании востребованности тьюторской деятельности и описании реализации образовательной экспериментальной программы на базе кафедры начального образования Северо-Восточного федерального университета по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной и кочевой школе Севера».
Ключевые слова: малокомплектная школа, индивидуализация обучения, модель подготовки, профессиональная подготовка, тьютор.
Республика Саха (Якутия) является одним из северных регионов, значительную часть которой составляют территории арктической приполярной зоны. Несомненно, что для Российской Федерации важным фактором заселения северных территорий является обеспечение качества жизни в суровых условиях Севера и, прежде всего, - качественного образования детей и получения ими достаточного образовательно-воспитательного потенциала с целью развития способностей и талантов подрастающего поколения, что будет содействовать приращению инновационного развития российского общества. В настоящее время современные тенденции развития образования связаны с инновационной деятельностью. Реализация идей ФГОС нового поколения предполагает изменение парадигмы образования: от знаниевых ценностей образование должно трансформироваться к гуманистическим ценностям, к приоритету развития целостного человека, к «культуре личности» и «личностным качествам» каждого воспитанника.
В условиях реализации ФГОС начального общего, основного и среднего общего образования стоит задача повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в таких типах школ, как малокомплектные. Основными причинами, затрудняющими их деятельность, являются все еще слабая материально-техническая база, текучесть кадров, неполная учебная нагрузка, отсутствие благоприятных жилищно-бытовых условий, отдаленность от культурных центров и другие. Введение тьюторского сопровождения в малокомплектных школах Севера становится одним из оптимальных условий качественного улучшения их деятельности. В частности, индивидуализация учебно-воспитательного процесса, направленная на личностное развитие учащегося, обеспечивает его эффективность в условиях малой наполняемости класса и разновозрастных групп во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Мы считаем, что перспективы образования в условиях отсутствия учителей-предметников возлагаются на тьютора как организатора индивидуальной образовательной траектории с учетом современного состояния и развития компьютерных технологий и возможностей дистанционного образования.
Рассматривая общемировые тенденции и перспективы сохранения малокомплектных школ, мы изучили труды исследователей из США, Финляндии, Норвегии, Канады, Исландии, где также поднимаются проблемы содержания и качества работы сельских малокомплектных школ.
Канадский ученый, представитель первых наций Канады Маргарет Ковач развивает трансгрессивную педагогику, полагая, что образование должно служить в качестве пути к созданию взаимовыгодного партнерства со всем уважением и пониманием сосуществования народов [1]. Обращаясь к индигенным исследователям, Л.Т. Смит [2] обозначает, что данные подходы позволят определить, в чем специфика, потребность, что актуально и важно для самого коренного населения в понимании себя и своего места в мире, позволит преодолеть рамки западной общепринятой эпистемиологии, которая, так или иначе, служит интересам европейского научного мышления и отлична от традиционного индигенного мировоззрения и мироощущения.
Как отмечает финский автор Г Карлберг-Грэнланд, в Финляндии с 2005 по 2009 гг было закрыто или укрупнено 513 школ, но при этом автор своим исследованием подчеркивает, что работа в маленькой сельской финской школе требует от учителя максимального проявления всех компетенций, позволяет получать большее профессиональное удовлетворение от полноценного общения с детьми и их родителями, от возможности наблюдать свой личный вклад в развитие детей в долгосрочной перспективе. Следовательно, роль сельских финских школ в развитии образовательного потенциала страны должна быть высоко оценена государством и правительством [3].
Также отмечая имевшую место в истории австралийского образования политику сокращения сельских малокомплектных школ, Д. Хэлси пишет о возрастающей роли сельской школы в условиях грядущего демографического роста в Австралии до 2050 года и актуализирующейся в связи с этим продовольственной
безопасностью страны необходимостью укрепления позиций сельской школы. В своей статье автор акцентирует важность пересмотра государственной образовательной политики в отношении сельских школ, которые составляют 45% всех австралийских школ [4].
Таким образом, изучение зарубежного опыта позволяет сделать вывод, что в настоящее время назрела необходимость разработки концептуальных основ этнокультурного образования в рамках многопрофильной подготовки педагога малокомплектной и кочевой школы Севера. Модернизация деятельности сельских малокомплектных школ на основе вариативных моделей социокультурного образовательного комплекса, реализующих инновационные технологии в обучении и воспитании в условиях разновозрастных классов, направленных на сохранение этнокультурных традиций народов Северо-Востока России, способствует более качественному освоению требований ФГОС общего образования учащимися, обеспечению условий для всестороннего развития личности ученика в условиях сельского социума. В условиях объединения организаций села в единый социокультурный комплекс расширяются возможности введения новой штатной единицы, такой как тьютор, поскольку в данном случае необходим педагог-координатор, направляющий ресурсы и усилия школы в интересах индивидуального развития каждого ребенка сельской школы.
На современном этапе малокомплектные школы ищут наиболее эффективные способы расширения их образовательно-воспитательного потенциала, что является условием их выживания и развития. Опыт создания социокультурного комплекса на базе малокомплектных школ в сельском социуме может заинтересовать все современные школы и всех учителей, работающих в специфических условиях малокомплектной образовательной организации и желающих реально повысить качество обучения и воспитания. Именно малокомплектные школы являются институтом сохранения национальных традиций и культуры, языков народов нашей страны. В связи с этим предлагаемые этнокультурные технологии сельской школы представляют интерес для дальнейшего изучения и распространения в массовой педагогической практике.
Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, обеспечивающая разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождающая процесс индивидуального образования в школе, в вузе, в системе дополнительного и непрерывного образования. Деятельность тьютора понимается в российской педагогической практике как квалифицированное сопровождение познавательного интереса, помощь в становлении исследовательского мышления, рефлексивного опыта, консультативная работа в рамках индивидуальной образовательной траектории ребенка. На современном этапе кочевые школы и отдаленные сельские малокомплектные школы обеспечены спутниковым Интернетом и имеют возможность работать в отдаленных условиях. В ситуации объединения организаций села в единый социокультурный комплекс расширяются возможности введения новой штатной единицы - тьютор, поскольку в данном случае необходим педагог-координатор, направляющий ресурсы и усилия школы в интересах индивидуального развития каждого ребенка сельской школы.
Освоение образовательных программ и деятельность по проектам происходит на основе индивидуальной образовательной траектории. Тьютор должен хорошо знать возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста. Педагог должен учитывать возрастные закономерности развития личности и владеть технологиями личностного развивающего взаимодействия с обучающимися, создавать условия для удовлетворения младшими школьниками своих образовательных потребностей.
Таким образом, тьюторское сопровождение строится на индивидуализации образования, означающей выстраивание содержания образования с учетом образовательных потребностей обучающихся.
В работе представлен опыт внедрения нового совмещенного профиля в системе бакалавриата «Начальное образование и тьюторство в малокомплект-
ной и кочевой школе Севера» для малокомплектных и кочевых школ Республики Саха (Якутия). Рассмотрена модель формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов и тьюторов кафедры начального образования педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова на основе универсальной модульной образовательной программы, разработанной с учетом сложившейся этнокультурной и этнопедагогической теории и практики национально-регионального образования Республики Саха (Якутия).
В свою очередь, деятельность тьютора в условиях Северо-Востока России не может осуществляться без учета региональных особенностей системы образования. Малокомплектность сельских школ в условиях Севера - социально-экономическая закономерность, обусловленная специфическими природно-климатическими и национально-региональными особенностями исторического развития коренных народов [5]. Поэтому особое значение приобретает профессия тьютора в малокомплектной или кочевой отдаленной северной школе, где нет реальной возможности иметь полный штат учителей по всем предметам. В связи с этим зачастую в таких школах, в частности в кочевой школе, работает 1 - 2 специалиста, а в основной - 8 - 11 учителей, которые совмещают функции руководителя, учителей-предметников и воспитателя (социального педагога). Тем не менее именно эти школы остаются гарантом сохранения самого села или поселка, традиционного сельского образа жизни коренных народов Севера в целом. В данных условиях чрезвычайно актуальна подготовка учителей широкого профиля, владеющих тьюторскими технологиями, для руководства школой, качественной организацией образовательного процесса с учащимися; разработки учебных планов, ведения ее нормативно-правовой документации и бухгалтерской отчетности. Анализ работы учителей, работающих в малокомплектных и кочевых школах, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время они недостаточно владеют данными компетенциями [6]. Модель тьюторского сопровождения в кочевой школе имеет свои особенности, тем не менее все основные содержательные компоненты сохраняются. Специфика работы педагога-тьютора в кочевых школах Севера заключается в знании и учете этнопедагогических и этнопсихологических особенностей организации образовательного процесса обучающихся. Этнопсихологические знания включают знания в области этнокультурологических особенностей представителей разных наций, их психологических характеристик и межэтнических отношений. Знание этнокультурных особенностей обучающихся и их проявлений позволят педагогу-тьютору создать благоприятные условия для развития личностных качеств тьюторантов.
Рассмотрим модель тьюторского сопровождения младших школьников в стационарной кочевой школе, за основу взяты модель технологии тьюторского сопровождения Т.М. Ковалевой [7] (табл. 1). Как было отмечено, в стационарной кочевой школе учащиеся на определенный срок выезжают в оленеводческое стадо и обучаются предметам этнокультурной направленности и основным предметам с национально-региональным компонентом. Следовательно, познавательный интерес учащихся развивается по предметам этнокультурной направленности: окружающий мир, культура народов РС (Я) и другие, предусмотренные учебным планом образовательного учреждения.
Такая модель тьюторского сопровождения возможна также в сетевой и летней кочевой школе. Организация тьюторства в данных типах кочевых школ может быть направлена на развития интереса не только к национальной культуре, родному языку и традиционному хозяйствованию, но и к основным предметам, таким как математика, русский язык, литературное чтение и др.
Как уже было сказано выше, область профессиональной деятельности выпускника нового совмещенного профиля бакалавриата «Начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера» характеризуется обеспечением целостного педагогического процесса, в котором педагог совмещает обучение, воспитание и развитие младшего школьника с тьюторской деятельностью в специфических условиях малокомплектной (кочевой) школы. Расширение области профессиональных задач будущего педагога заключается в следующем: ведение основных предметов с 1 по 4 классы как педагога в области общего начального образования и осуществления сопровождения образовательной деятельности учащихся в средней малокомплектной (кочевой) школе, т.е. тьюторской деятельности. Спецификой профессиональной деятельности является обучение и тьюторское сопровождение учащихся основной малокомплектной (кочевой) школы, проживающих на отдаленных северных территориях.
Программа подготовки бакалавра «Начальное образование и тьюторство в малокомплектной и кочевой школе Севера» предполагает модульное построение учебного плана, отражающее преемственность формирования компетенций бакалавра посредством введения дисциплин базовой и вариативной части (сквозные модули).Учебный план содержит 28 модулей, которые выстроены в логической и последовательной цепочке, которые студент изучает по своему выбору. В течение 5-летнего срока этнопедагогическая и этнопсихологическая подготовка будущих педагогов осуществляется в следующих структурно-содержательных модулях: «Языки народов Севера», «Методика преподавания языков народов Севера», «Этнопедагогические и этнопсихологические особенности воспитания детей», «Функционирование языков и культур в полиэтнической среде», «Психолого-педагогическое сопровождение тьютором образования детей», «Обеспече-
Таблица 1
Тьюторское сопровождение в начальных классах стационарной кочевой школы Севера
Цель: Обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов младшими школьниками Принципы: дифференциация и индивидуализация; непрерывность; гибкость; открытость
Содержание: выявление и фиксация познавательного интереса младшего школьника; выявление индивидуальных проблем, связанных с познавательным интересом (диагностико-мотивационный этап); содействие в определении необходимых «проб выбора» (проектировочный); обучение младших школьников способам работы с познавательным интересом; предоставление рекомендаций о способах получения необходимой информации (проектировочный и реализационный); организация презентации учениками полученных результатов (реализационный); совместный анализ способов и ресурсов, использованных во время работы; организация рефлексии учащимся своей деятельности(аналитический) Содержание этапов тьюторского сопровождения:
1. Диагностико-мотивационный этап. В рамках данного этапа, проводимого непосредственно в школе, выявляются и фиксируются познавательные интересы младших школьников. В результате младшие школьники должны осознавать свои цели, интересы и планы.
2. Проектировочный этап. Также проводится в школе, на данном этапе идет сбор и анализ информации по заинтересованной теме, составление карты интереса. Этот этап в условиях кочевой школы является основным для формирования у тьюторанта познавательных интересов. На данном этапе выявляются образовательные ресурсы, где можно найти информацию по интересующей теме. Составляется план реализации проекта, определяется место проведения исследования, общая характеристика места реализации проекта, его ресурсы, подготовка всех материалов для реализации проекта.
3. Реализационный этап. Данный этап проходит непосредственно в оленеводческом стаде.
4. Реализационно-аналитический этап. Суть этого этапа - представление младшим школьником своего интереса другим детям и взрослым и участие в обсуждении. Подготовка и презентация познавательного интереса в качестве важнейшего звена включает подготовку (написание) младшими школьниками опорного плана-конспекта, а также выступление перед аудиторией, которую выбрал сам ребенок. На этом этапе важно подчеркнуть важность тьюторской помощи в оформлении презентации, выборе формы представления, отражающей не только особенности познавательного интереса, но и индивидуальность младшего школьника.
После презентации проекта необходим обязательный анализ работы тьюторанта. Это может быть объективный анализ «экспертом», специалист в данной теме. После выступления рецензента обязательно коллективное обсуждение: младшие школьники размышляют о том новом, что узнали во время выступлений, отмечают наиболее интересные моменты и эпизоды, находки выступающих. После анализа выступления наступает стадия определения планов на будущее, включающая в себя следующие направления: определение перспектив развития познавательного интереса; определение темы (содержательных перспектив); определение сроков (временных перспектив)
ние учителем-тьютором социализации ребенка в этнической и поликультурной среде в малокомплектной школе Севера».
Модуль «Языки народов Севера» предусматривает изучение языков: якутского, эвенского и эвенкийского. Целями освоения дисциплин являются: подготовка студентов к профессиональной деятельности в начальной школе; формирование у студентов достаточного объёма лингвистических знаний и умений по языкам народов Севера; расширение научного кругозора студентов, развитие их языкового мышления; обеспечение необходимой теоретической базы для осуществления дальнейшего самообразования и профессионального совершенствования. Язык является одним из основных компонентов этнической культуры народа, как отметили выше, базисом антропологической особенности этноса. Знание языка обеспечивает принятие, понимание и признание ценности этнокультурного многообразия этносов. Исходя из этого, изучение данного модуля предполагает решение задач по формированию этнокультурных компетенций будущих педагогов школ Севера. Владение выпускниками-бакалаврами методикой преподавания родных языков народов Севера обеспечит комплексную подготовку к работе в отдаленных северных территориях. При изучении модуля «Методика преподавания языков народов Севера» студенты изучают методику преподавания якутского, эвенского и эвенкийского языков. Освоение данной дисциплины определяет знание теоретических основ методики обучения родному языку и литературе, умение определять их задачи, принципы и эффективные методы обучения. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля, определяются способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся, способностью осуществлять
педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.
Таким образом, что для эффективной работы будущему педагогу необходимо знать о роли тьютора в образовательном процессе в области процесса социализации ребенка, этнические аспекты социализации ребенка. Также тьютор должен знать предмет этнопедагогики народов Севера, типологию культур: исто-
Библиографический список
рическую, этническую, национальную. Тьюторское сопровождение социализации детей предполагает знание этнопедагогических традиций и их место в духовной культуре народа, этнопсихологических особенностей детей народов МНС. Исходя из вышеизложенного полагаем, что этнопедагогическая и этнопсихологическая подготовка будущих педагогов является важнейшей частью образования, необходимой для готовности к реализации задач этнокультурной направленности образования.
1. Kovach M. Indigenous Methodologies: characteristics, conversations and contexts. University of Toronto Press, 2010.
2. Smith G.H. The problematic of 'Indigenous theorizing': a critical reflection. Paper presented at the AERA Annual Conference, Montreal, 2005.
3. Karlberg-Granlund G. Coping with the threat of closure in a small Finnish village school. Australian Journal of Education (ACER Press). 2011; № 55 (1): 62 - 72.
4. Halsey J.R. Small schools, big future. Australian Journal of Education (ACER Press), 2011; № 55 (1): 5 - 13.
5. Шергина Т.А., Неустроев Н.Д. Модернизация образовательного процесса сельской малокомплектной школы в условиях Севера: монография. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018.
6. Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н., Шергина Т.А., Сакердонова А.С. Тьюторство в начальной, основной малокомплектной и кочевой школе Севера: монография. Якутск: Издательский дом CВФУ, 2017.
7. Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: материалы Всероссийского научно-методического семинара. Москва: АПКиППРО, 2009.
References
1. Kovach M. Indigenous Methodologies: characteristics, conversations and contexts. University of Toronto Press, 2010.
2. Smith G.H. The problematic of 'Indigenous theorizing': a critical reflection. Paper presented at the AERA Annual Conference, Montreal, 2005.
3. Karlberg-Granlund G. Coping with the threat of closure in a small Finnish village school. Australian Journal of Education (ACER Press). 2011; № 55 (1): 62 - 72.
4. Halsey J.R. Small schools, big future. Australian Journal of Education (ACER Press), 2011; № 55 (1): 5 - 13.
5. Shergina T.A., Neustroev N.D. Modernizaciya obrazovatel'nogoprocessa sel'skojmalokomplektnojshkoly v usloviyah Severa: monografiya. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2018.
6. Neustroev N.D., Neustroeva A.N., Shergina T.A., Sakerdonova A.S. T'yutorstvo v nachal'noj, osnovnoj malokomplektnoj i kochevoj shkole Severa: monografiya. Yakutsk: Izdatel'skij dom CVFU, 2017.
7. Kovaleva T.M. O deyatel'nosti t'yutora v sovremennom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Organizaciya t'yutorskogo soprovozhdeniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii: soderzhanie, normirovanie i standartizaciya deyatel'nosti t'yutora: materialy Vserossijskogo nauchno-metodicheskogo seminara. Moskva: APKiPPRO, 2009.
Статья поступила в редакцию 26.07.20
УДК 373.24
Eliseenko O.V., teacher, Department of Modern Educational Technologies, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF LEGAL SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN. The article defines the need for the formation of legal skills of children of senior preschool age in the conditions of changing goals and paradigm of Russian preschool education. The article analyzes pedagogical conditions for the formation of legal skills of children of senior preschool age, which help to identify different types of communication and combine them into a single theoretical picture: the development of software and content for legal education of children of senior preschool age based on an innovative type of training; creating and maintaining a legal subject-spatial development environment; including interactive legal games with the use of screen technologies in the educational process. The purpose of the research is to define what the pedagogical conditions are to be that would help form legal skills of children of senior preschool age.
Key words: pedagogical conditions, legal education, children of senior preschool age, innovative teaching methods, legal subject-spatial developing environment, interactive legal games, screen technologies.
О.В. Елисеенко, преп., Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье определена необходимость формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста в контексте меняющихся целей и парадигмы отечественного дошкольного образования. В статье проводится анализ педагогических условий формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста, которые помогают обозначить различные типы связи и объединить их в единую теоретическую картину: разработка программно-содержательного обеспечения правового образования детей старшего дошкольного возраста на основе инновационного типа обучения; создание и поддержание правовой предметно-пространственной развивающей среды; включение в образовательный процесс интерактивных правовых игр с применением экранных технологий. Целью исследования является подтверждение педагогических условий формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: педагогические условия, правовое образование, дети старшего дошкольного возраста, методика инновационного обучения, правовая предметно-пространственная развивающая среда, интерактивные правовые игры, экранные технологии.
Современное российское общество диктует требования по повышению правовой грамотности населения. Индивидуальное правовое, гражданское, социальное развитие человека ведет к процветанию и укреплению государственности в целом. Обучение основам права должно начинаться с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, оказывают влияние на развитие личности человека всю его последующую жизнь [1].
Правовое образование детей дошкольного возраста невозможно без сформированной методики обучения, наглядно позволяющей показать ее структуру, содержание и специфику. Под методикой обучения в конкретном случае признаем объединенный комплекс главных закономерностей установления образовательной деятельности. Эффективность реализации методики формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста также во многом зависит от правильного выбора комплекса педагогических условий. Сочетание педагогических подходов, принципов и условий составляет основу методики формирования правовых умений детей и способствует многоуровневому и иерархическому методологическому характеру данной методики [2].
Педагогические условия определяются современными исследователями в данной области как специально создаваемая педагогами среда, которая эффективно способствует усвоению детьми знаний и умений, формированию личных качеств детей, что в дальнейшем успешно содействует достижению поставленных педагогом задач. Педагогические условия - это совокупность внешних и внутренних воздействий, которые влияют на обучение ребёнка основам права, его становление как правовой грамотной личности; это обстоятельства, которые создаются в образовательном процессе и которые обеспечивают детям старшего дошкольного возраста достижение наиболее высокого уровня сформированно-сти правовых умений.
Чтобы выделить педагогические условия, необходимо учитывать требования, которые общество предъявляет к детям старшего дошкольного возраста; пути изменения содержания дошкольного образования; понимание основ и сути правовых умений детей старшего дошкольного возраста; знание сущности правового подхода [3]; проведение анализов результатов выявленных особенностей образовательного процесса в контексте темы исследуемой проблемы; выявле-