Научная статья на тему 'Подготовка бакалавра нового профиля «Начальное образование и тьютор в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера» как инновационный процесс'

Подготовка бакалавра нового профиля «Начальное образование и тьютор в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера» как инновационный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА / НАРОДЫ СЕВЕРА / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ И КОЧЕВАЯ ШКОЛА / БАКАЛАВР НОВОГО ПРОФИЛЯ / ГОСТАНДАРТ / SPECIFIC FEATURES / THE NORTH PEOPLES / SMALL AND NOMADIC SCHOOL / A BACHELOR OF A NEW FIELD / STATE STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроев Николай Дмитриевич, Неус-троева Анна Николаевна

Раскрывается специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера и необходимость подготовки учителей широкого профиля в рамках системы бакалавриата по новому профилю «Начальное образование и тьютор в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера» для школ коренных народов Севера с учетом национально-региональных и социально-экономических особенностей возрождения арктических территорий. Обосновываются результаты исследований, перспективы регионализации образования как фактора развития и потенциальной возможности инновационного преобразования новой школы и его учителя на Севере в духе требований государственных образовательных стандартов на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроев Николай Дмитриевич, Неус-троева Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of the activities of small and nomadic schools in conditions of the North and the necessity to train teachers of a wide field within the limits of a bachelor degree system on a new specialization «Primary education, a tutor in the basic small (nomadic) school of the North» for schools of native peoples of the North with taking into account national, regional, social and economic peculiarities of the Arctic territories revival are revealed. The results of researches, prospects of education regionalization as a factor of development and potential possibility of innovative transformation of a new school and its teacher in the North in the spirit of requirements of the state educational standards at present stage are considered.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавра нового профиля «Начальное образование и тьютор в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера» как инновационный процесс»

нового уровня, способных развивать себя как субъекта профессиональной деятельности. Ориентация на данную тенденцию требует педагогического поиска инновационной модели профессиональной подготовки, в которой учебный процесс в условиях регионального педвуза обеспечивал реализацию социального заказа регионального сообщества по обеспечению интеллектуального капитала региона как фактора постепенного выравнивания в будущем экономического развития России по регионально-географическому измерению.

Литература

1. Белогуров А.Ю. Влияние процесса глобализации на формирование регионального образователь-

УДК 373.018.532 (571.56)

ного пространства // Совет ректоров. - 2007. - № 3. - С. 47-56.

2. Данилов Д.А. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы / Д.А.Данилов, Е.С. Никитина. - Новосибирск: Сиб. университет, 2003. - 180 с.

3. Данилов Д.А. Социально-воспитательная работа в сельском социуме. - Новосибирск: Наука, 1999. -136 с.

4. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала: учеб. пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2000. - 58 с.

5. Мызан Г.И. Региональные аспекты развития физкультурного образования на Дальнем Востоке: авто-реф. дис. ... д.п.н. - Хабаровск: ХГПУ, 1997. - 38 с.

Поступила в редакцию 12.12.2012

Подготовка бакалавра нового профиля «Начальное образование и тьютор в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера»

как инновационный процесс

Н.Д. Неустроев, АН. Неустроева

Раскрывается специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера и необходимость подготовки учителей широкого профиля в рамках системы бакалавриата по новому профилю «Начальное образование и тьютор в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера» для школ коренных народов Севера с учетом национально-региональных и социально-экономических особенностей возрождения арктических территорий. Обосновываются результаты исследований, перспективы регионализации образования как фактора развития и потенциальной возможности инновационного преобразования новой школы и его учителя на Севере в духе требований государственных образовательных стандартов на современном этапе.

Ключевые слова: специфика, народы Севера, малокомплектная и кочевая школа, бакалавр нового профиля, Гостандарт.

Specific features of the activities of small and nomadic schools in conditions of the North and the necessity to train teachers of a wide field within the limits of a bachelor degree system on a new specialization «Prima-ry education, a tutor in the basic small (nomadic) school of the North» for schools of native peoples of the North with taking into account national, regional, social and economic peculiarities of the Arctic territories revival are revealed. The results of researches, prospects of education regionalization as a factor of development and potential possibility of innovative transformation of a new school and its teacher in the North in the spirit of requirements of the state educational standards at present stage are considered.

Key words: specific features, the North peoples, small and nomadic school, a bachelor of a new field, state standard.

С момента подписания Россией Болонской декларации прошло немало времени, но все еще

НЕУСТРОЕВ Николай Дмитриевич - д.п.н., проф., зав. каф. ПИ СВФУ, neustroevnd@rambler.ru; НЕУСТРОЕВА Анна Николаевна - к.п.н., доцент, чл.-корр. Академии педагогических и социальных наук, 8(914)-233-83-10.

преобладает позиция, в соответствии с которой необходимо «постепенно встраиваться в общеевропейское образовательное пространство, при этом определяя собственную политику» [1, с. 10].

Кстати, уже есть вузы, достаточно продвинувшиеся по «болонскому» пути: экономический факультет МГУ со своей концепцией «ба-

калавр-магистр - кандидат наук»; новая система организации учебного процесса в РУДН с использованием системы кредитов; многоуровневая подготовка в Томском университете, как свидетельство включения в интеграционные процессы и российских регионов [2].

Между тем каждый региональный контекст имеет определенную специфику, обусловленную историческим прошлым, традициями, культурой. В регионах по-разному формировались кадры образования и науки, складывались и разрабатывались культурная, образовательная и научная парадигмы. В этой связи, с одной стороны, установление некой европейской образовательной идентичности потребует от региональных вузов пересмотра своих образовательных концепций. Речь, естественно, не идет об унификации, т.е. говорить можно лишь о построении моделей образовательных систем, понятных всему европейскому сообществу. При этом каждый вуз, в том числе и региональный, вправе сохранить определенные особенности в системе интеграции в европейское образовательное пространство.

В этом отношении вновь созданный на базе ЯГУ (2010 г.) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосо-ва» определяет свои собственные стратегические пути развития в специфических условиях Севера. В целях достижения стратегической цели развития университета на период с 2010 по 2020 г. - признание его на российском и международном уровне современным научно-образовательным и культурным центром Северо-Востока России - разработана Программа развития СВФУ, в которой определены шесть приоритетных направлений: новое качество университета, экологическая безопасность и технологически эффективное воспроизводство минерально-сырьевой базы, рациональное природопользование, наукоемкие технологии и производства в условиях Севера, качество жизни на Севере, сохранение и развитие культуры народов Арктики, аналитическая и кадровая поддержка инновационного социально-экономического развития Северо-Востока России.

Во исполнение Указа Президента РС (Я) от 26 декабря 2010 г., № 431 «О комплексном плане мероприятий Правительства РС (Я) по социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия) на 2011-2015 гг.» и в целях комплексного подхода к реализации проекта «Учителя Арктики» на территории Республики Саха (Якутия), а также в рамках Меморандума о взаимоотношении между Правительством РС (Я) и Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании принято Распо-

ряжение Правительства РС (Я) «О Плане основных мероприятий по реализации проекта «Учителя Арктики» в Республике Саха (Якутия) на 2011-2015 гг.» [3].

Основными исполнителями реализации проекта являются Министерство образования РС (Я), ГОУ ДПО РС(Я) «Институт развития образования и повышения квалификации», ФГНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ РС (Я)», Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» и другие образовательные учреждения Республики Саха (Якутия).

У нас в стране более 20 субъектов относятся к северным регионам - это территория от Урала до Чукотки. Мы будем готовить специалистов для всего Севера страны. СВФУ станет большим инвестиционным и инновационным вузом по уникальным комплексным международным учебным программам североведения [4].

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) на селе функционируют 72,4% общеобразовательных школ и, в основном, все они малокомплектные и национальные (63%). Подобная ситуация наблюдается в регионах Магаданской области, Чукотки, Камчатки. В силу экстремальных условий Севера малокомплектность сельских школ рассматривается как социально-экономическая закономерность [5, с. 197].

В Плане основных мероприятий по реализации проекта «Учителя Арктики» на 20112015 гг. (раздел 4, п. 4.5) предложено организовать подготовку учителя широкого профиля для малокомплектных и кочевых школ Республики Саха (Якутия).

Нормативно-правовыми актами по подготовке учителей-бакалавров для малокомплектных и кочевых школ Севера являются Закон «Об образовании РФ» и Распоряжение Правительства РФ (от 4 февраля 2009 г., № 132-р) о реализации «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; Законы «Об образовании РС(Я)», «О государственном сельском образовательном учреждении» (2000 г.), «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» (2008 г.); Постановление Правительства РС(Я) «Об утверждении Концепции системы кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)» (от 22 апреля 2005 г., № 228) и др.

В частности, в Законе РС(Я) «О кочевых школах Республики Саха (Якутия) (глава 1, ст.1) статус кочевой школы определен следующим образом «Кочевая школа - самостоятельное об-

разовательное учреждение или филиал образовательного учреждения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Кочевая школа создается для обеспечения доступности дошкольного, основного общего и дополнительного образования без отрыва детей от родителей, ведущих традиционный кочевой образ жизни... В структуру образовательного процесса входят. обучение детей этно-культуре самими родителями в качестве консультантов-тьюторов, дистанционное обучение с использованием Интернет-технологий».

На современном этапе это созвучно идее многоуровневой и профильной подготовки специалистов в системе бакалавриата и магистратуры. Кстати, для школ Севера особенно нужны учителя, способные вести и организовать преподавание 3-4 профилирующих предметов гуманитарного («русский-якутский-иностранный языки, языки малочисленных народов Севера: эвенский, эвенкийский, чукотский, юкагирский», «история-география», «история-литература» и т.д.), физико-математического («физика-математика-информатика»), естественнонаучного («биология-химия-экология») и технического («черчение-труд-рисование») циклов; а также воспитательно-профилактическую работу как в начальной, так и в основной школе [6, с. 147-151].

С другой стороны, в условиях модернизации российского образования внедрение ФГОС нового поколения потребовало инновационного подхода к подготовке педагогических кадров, способных реализовать его принципиально новые задачи. Эти задачи исходят из следующих инновационных требований ФГОС: проведение междисциплинарных исследований, разработка и внедрение новых педагогических технологий, достижение различных видов компетентности учащегося, учет национальных особенностей отечественной системы образования, формирование компетентной личности учителя, приоритетность воспитательной функции образовательного процесса, социализация детей на основе духовно-нравственного развития, здорового образа жизни и экологической культуры.

В процессе внедрения инновационных требований ФГОС нового поколения актуализируются следующие проблемные вопросы и особенности в системе общего начального образования:

1. С 2010 г. начался переход на новые стандарты в начальной школе. Это предполагает передовой системно-деятельностный подход, определяющий четкую программу формирования у младших школьников универсальных учебных действий (УУД) - личностных, регулятивных,

познавательных и коммуникативных, как основа умения учиться. Данные действия распространяются на все без исключения предметы. Задача школы - не дать объем знаний, а научить учиться (например, выпускник начальной школы должен осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием источников литературы.).

2. Стандарты второго поколения представляют многокомпонентный, системный и целостный документ, реализирующий концептуальные и нормативные положения школьного образования. Они ориентированы на фиксированные результаты образования, т.е. авторы программ и УМК, опираясь на требования стандарта, должны организовать содержание курса и способы действий учителя и учащихся таким образом, чтобы они целенаправленно работали именно над достижением конкретного результата.

3. Учитель самостоятельно осуществляет методы обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных информационно-коммуникационных технологий.

4. Принцип фундаментальности образования (на основе междисциплинарного подхода) -ключевое отличие нового образовательного стандарта, что в корне изменяет не только организацию, но и нацеленность образовательного процесса на развитие высоких наукоемких инновационных технологий и конкурентоспособности конкретного человека и страны в целом.

5. Принцип интеграции знаний (ученик должен научиться познавать мир в его многообразии и единстве) открывает возможность для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на содержание школьного образования и на его основе приступить к решению проблемы межпредметных связей. Следовательно, узкопредметный подход к преподаванию учебных дисциплин должен быть сокращен.

6. По условиям нового стандарта особую важность приобретает внеурочная деятельность (10 часов внеклассных воспитательных мероприятий, кружков, факультативов, клубов по интересам) как неотъемлемая часть целостного образовательно-воспитательного процесса в социуме.

Исходя из вышеизложенных позиций, следует заключить, что успех внедрения новых образовательных стандартов общего начального образования во многом будет зависеть от внутренней готовности и возможностей инновационного преобразования учителей, призванных воплотить эти стандарты в жизнь в духе современных требований цивилизации [7]. Речь идет о том, что учитель начальных классов, как уни-

версальный учитель по основным предметам общего начального образования, получает дополнительную профильную подготовку (т.е. становится учителем широкого профиля) по тем или иным предметам учебного плана основной школы и, как тьютор, организует деятельность каждого учащегося по технологиям дистанционного обучения, обеспечивая непосредственную связь с учебно-методическими центрами, учителями-предметниками, теми или иными специалистами.

Разработаны и утверждены концептуальные основы нового профиля, основная образовательная программа, учебный план и рабочие программы дисциплин по циклам профильной подготовки учителей. Основанием для подобного вариативного решения подготовки учителей широкого профиля служат «Методические рекомендации по совмещению педагогических специальностей высшего профессионального образования» УМО по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки РФ.

Основная образовательная программа и учебный план нового профиля «Начальное образование и тьютор в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера» составлены по инновационной модульной системе обучения бакалавриата, куда включаются следующие структурно-содержательные компоненты-модули: «Начальное образование», «Основы тьюторской подготовки», «Филология и культура малочисленных народов Севера», «Специфика деятельности сельских малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера», «Психолого-педагогическая подготовка», «Инновационные образовательные технологии дистанционного обучения», «Дополнительная профильная специальность» и т.д. При этом фундаментальной основой универсиализации тьюторской подготовки остается профиль «начальное образование».

Поскольку по новому образовательному стандарту (ФГОС) подготовка бакалавров ведется только по двум профилям, нами предлагается ежегодное чередование приема абитуриентов по тем или иным востребованным дополнительным профильным специальностям. Например, 1-й учебный год - информатика, 2-й - математика, 3-й - физика, 4-й - биология, 5-й -иностранный язык. В данном случае основная образовательная программа и учебный план остаются фундаментальными, т.е. универсальными, меняется только модульная система той или иной вариативной дополнительной профильной специальности.

В качестве основополагающего положения в этом инновационном процессе следует под-

черкнуть, что 5 мая 2008 г. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ (№216н) «Об утверждении квалификационных групп должностей работников общего образования» всему педагогическому сообществу страны фактически впервые была официально представлена новая для российского образования профессия - профессия тьютора как педагога, сопровождающего процесс индивидуального образования в школе, в вузе, в системах дополнительного и непрерывного профессионального образования [8, с. 15]. Существует реальная возможность для введения в школу отдельной педагогической профессиональной должности -тьютора, особенно в малокомплектной и кочевой школе Севера, деятельность которой остается остро актуализированной.

Содержание многопрофильной тьюторской подготовки учителей-бакалавров в малокомплектной основной и кочевой школе Севера предполагает формирование следующих специфических профессиональных и этнокультурных компетенций:

- система знаний о культуре, истории, языке, религии, обычаях, биофизических особенностях и традициях народов Севера в контексте этнокультурного образования и поликультурного общения в мировом сообществе;

- общие интеллектуальные и практические умения и навыки по передаче основ национальной культуры;

- готовность будущего учителя к исследовательской, творческой деятельности по использованию народных традиций в учебно-воспитательной работе;

- опыт эмоционально-волевого отношения к действительности, сформированность сознательной профессиональной позиции как представителя северного этноса;

- мобильность специальной междисциплинарной, психолого-педагогической, общедидактической и узкопредметной методической подготовленности учителя (логическая межпредметная связь в содержании тех или иных профильных дисциплин, эрудированность и мастерство учителя, которые позволяют ему умело синтезировать содержание совмещаемых предметов, четко знать те узловые моменты, где общая дидактика преломляется в частную методику, перекрещиваются межпредметные особенности);

- владение арсеналом инновационных технологий, форм и методов, адекватных особенностям учебно-воспитательной работы сельских малокомплектных школ: малочисленный контингент учащихся, малая наполняемость класса, разновозрастные группы, многопредметность преподавания.

В историческом плане имеется некоторый отечественный опыт (50-60-е гг.) подготовки учителей широкого профиля в педагогических институтах центральных областей России. Но это начинание дальнейшего развития по разным причинам не получило. В недалеком прошлом была практика подготовки учителей широкого профиля «черчение-труд-рисование» в Новосибирском государственном педагогическом университете. Их было очень мало, тем менее, они доказали на практике состоятельность и результативность самой идеи.

По зарубежному опыту (Финляндия) речь идет об универсальном учителе, которого готовят к начальному обучению с 1-го по 6-й классы, а также многопредметному преподаванию (3-4 дисциплины) в 7-9-х классах, т.е. в основной школе. В Оулунском университете Финляндии на педагогическом факультете готовят именно таких учителей по непрерывной системе «бакалавр - 3 года + магистр - 2 года». На наш взгляд, в перспективе при создании соответствующих условий подобную вариативную многоуровневую систему можно было бы внедрить в нашу университетскую практику с учетом конкретных местных особенностей.

В Педагогическом институте СВФУ имеются соответствующие основания и необходимые условия для открытия нового профиля «Учитель начальной и основной малокомплектной школы Севера»:

- работа кафедры педагогики начального обучения с многолетним опытом и высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом (3 доктора, 16 кандидатов педагогических наук, 1 старший преподаватель, т.е. 95% остепененности);

- этнопедагогическая концепция образования, теоретические положения о востребованности и возможности специальной подготовки учителей для малокомплектных и кочевых школ Севера;

- позитивный опыт учебно-методического обеспечения 13 кочевых школ 1-й ступени Республики Саха (Якутия) по международной программе ЮНЕСКО на основе инновационных технологий дистанционного обучения. Многие из этих школ уже работают в рамках учебных программ основной школы;

- создание рабочей комиссии (ВТК) по разработке пакета документов: концептуальные положения, основная образовательная программа, учебный план, рабочие программы дисциплин, контрольно-методическое сопровождение и т.д.

Имеется социальный заказ населения по развитию сети кочевых школ в рамках как начальной (1-4-е кл.), так и основной (5-9-е кл.) сту-

пеней школьного образования на Севере. В нашей республике заявили об организации кочевых школ еще 4 населенных пункта в следующих улусах: Томпонский - 1, Эвено-Бытантай-ский - 1, Таймылыр Булунский - 2. Изучается опыт создания и потребность в этих типах школ в Магаданской области, Чукотском, Корякском, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. На основе создания нового опыта кочевых школ в Республике Саха (Якутия) функционируют в Таймырском долгано-ненецком муниципальном районе 2 ненецких и 1 долганское кочевые образовательные учреждения. Разработан проект «Кочевая школа» в Республике Тыва.

17 июня 2011 г. было проведено совещание у заместителя председателя Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова «Вопросы законодательного обеспечения деятельности кочевых школ в Республике Саха Якутия)». Слушали информации министра образования РС(Я) А.С. Владимирова о деятельности кочевых школ в республике и председателя постоянного комитета Государственного собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Е.Х. Голо-маревой о законодательных инициативах по обеспечению успешной деятельности кочевых школ. Отмечая упущения и недостатки в выполнении ранее принятых решений, А.Н. Жирков поставил задачу принятия оперативных государственных мер по улучшению деятельности кочевых школ, в деятельности которых реально нуждалось само население. В связи с этим назначено повторное слушание данного вопроса в начале декабря 2011 г.

На имя ректора СВФУ Е.И. Михайловой поступило официальное письмо Министерства образования РС(Я) от 03.06.11 с предложением рассмотреть вопрос подготовки учителей широкого профиля «учитель начальных классов и основной малокомплектной школы Севера» на базе федерального университета по системе бакалавриата. Подчеркивается, что более 200 малокомплектных и кочевых школ Севера остро нуждаются в учителях информатики, физики, биологии, химии, истории, иностранного языка.

С открытием соответствующей академической группы по новому профилю «Начальное образование и тьютор в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера» ожидаются следующие позитивные результаты:

- высокая эффективность организации и качество учебно-воспитательного процесса на основе инновационных технологий дистанционного обучения;

- формирование компетентной саморазвивающейся личности учителя и учащегося на

традициях самобытного этнокультурного развития народов Севера;

- устранение физиологической и психологической перегрузки учащихся, создание условий для реализации индивидуальных образовательно-воспитательных траекторий развития детей;

- реализация идеи Национальной образовательной стратегии - инициативы «Наша новая школа» экс-президента Д.А. Медведева;

- успешное внедрение ФГОС нового поколения в системе общего начального образования в национальных регионах Северо-Востока России;

- достижение максимального сохранения и расширения сети малокомплектных и кочевых школ как важнейшего селообразующего, производственного, социокультурного и человеческого факторов национального возрождения коренных народов Севера.

В данное время в Педагогическом институте СВФУ с 1 сентября 2012 г. приняты на 1-й курс нового профиля 21 студент в основном из северных улусов. Учебно-воспитательный процесс в группе нового профиля с самого начала имеет свои особенности и исследовательский характер.

Литература

1. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. - М.: 0ЛМА-ПРЕСС,2005. -350 с.

2. Вестник высшей школы. - 2006. - № 6. - С. 48.

3. Распоряжение Правительства РС(Я) «О плане основных мероприятий по реализации проекта «Учителя Арктики» в Республике Саха (Якутия) на 20112015 гг.»

4. Наш университет. - 2010. - 18 сентября. - С. 10-11.

5. Неустроев Н.Д., Саввин А.С. Национальные традиции российского образования в контексте Бо-лонского процесса. - М.: Academia, 2009. - 223 c.

6. Неустроев Н.Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера: учебное пособие. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. - 246 с.

7. Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 4-7.

8. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения: материалы 4-й Междунар. научно-практической конф. и 16-й научно-практической межрегиональной тьюторской конф. 09-10 ноября 2011 г./ Сост. и науч. ред. Т.М. Ковалева, С.Ю. Попова (Смолик). - М.: МПГУ; АПКиППРО, 2011. -248 с.

Поступила в редакцию 26.01.2012

УДК 141.132

Информационная компетентность как объект научно-теоретического анализа

Т.Н. Лукина

В современном обществе эффективная профессиональная деятельность специалистов педагогического профиля обусловлена во многом умениями качественной обработки информационных потоков, обуславливающих эффективное вхождение личности в общество высоких технологий. Основная идея статьи - раскрытие взглядов российских и зарубежных ученых на дефиницию «информационная компетентность», в основном, связанную с образовательным процессом.

Ключевые слова: формирование информационной грамотности, информационная компетентность, информационная культура личности, компьютерные системы, компьютерные технологии.

In the modern society efficient professional activities of experts of a pedagogical field depend on one's ability to process informational flows which provide efficient entering of the person into the society of high technologies. The views of Russian and foreign scientists on a definition «informational competence» mainly referred to educational process are considered.

Key words: informational literacy formation, informational competence, informational culture of a person, computer systems, computer technologies.

В современном обществе профессиональная деятельность квалифицированных специалистов

ЛУКИНА Тамара Николаевна - к.п.н., доцент каф. ПИ СВФУ, yakutsktamara2005@yandex.ru.

несет ярко выраженную информационную направленность. Интеллектуализация общества, стремительный рост информационных потоков и их масштабное использование во всех значимых сферах человеческой деятельности выдви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.