Цветкова Н.Н.
к.э.н., в.н.с. Института востоковедения РАН
ТНК СФЕРЫ ИКТ ИЗ СТРАН ВОСТОКА В РОССИИ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
Ключевые слова: ТНК из стран Востока, товары ИКТ, импортозамещение в России, производство по контрактам, компьютерное и телекоммуникационное оборудование, ВТО.
Keywords: transnational corporations from Asian countries, ICT goods, import substitution in Russia, contract manufacturing, computer and telecommunications equipment, WTO.
Вопросы импортозамещения и диверсификации географической структуры внешнеэкономических связей носят для России не конъюнктурный, краткосрочный характер, связанный с введением против нее западных санкций, они важны и на долгосрочную перспективу. Ориентация на одну группу стран во внешней торговле (для России - это Евросоюз) и на одну группу товаров в экспорте делает экономику страны уязвимой. Импортозамещение в инновационных производствах неотделимо от модернизации экономики.
На фоне западных санкций в отношении России стала провозглашаться желательность поворота на Восток. Он, собственно говоря, уже происходит. Доля развивающихся стран Азии в российском импорте увеличилась с 9,6% в 1995 г. до 11,6% в 2000 г., 24,5% в 2010 г., 26,5% в 2013 г. и 29,8% в 2015 г., в том числе доля КНР - с 2,0% в 1995 г. (хотя тогда имел место значительный по объему неучтенный импорт китайских товаров «челноками») до 4,5% в 2000 г., 14,8% в 2010 г. и 19 % в 2015 г. С 2010 г. (еще до санкций) Китай стал первым партнером России по импорту1.
Импорт товаров ИКТ в Россию
Географическая структура импорта отдельных товарных групп заметно отличается от общей географической структуры импорта России. В 2014 г. импорт товаров ИКТ (компьютерного, телекоммуникационного оборудования, теле- и радиооборудования, электронных компонентов и «прочих товаров ИКТ», эта группа выделяется в статистике ЮНКТАД, по ней на 2000-2014 гг. приведены подробные данные) в РФ составил 22,6 млрд. долл. 73% их импорта поступало в Россию из развивающихся стран, в том числе 56,2% - из Китая, 4% - из Вьетнама, по 2,7% - из Таиланда и Южной Кореи, по 2,2% - из Малайзии и с Тайваня. Только 23% импорта приходилось на развитые страны, причем значительным был импорт в РФ товаров ИКТ из стран Восточной Европы: Чехии, Эстонии, Польши (по 2,7%), Словакии (2,3%). Доля ведущих развитых стран была минимальной: Японии и Франции - по 1,3% импорта товаров ИКТ в РФ, из США и Германии - по 1,8, из Великобритании и Швеции - по 1%2 .
На 2015 г. данных по международной торговле товарами ИКТ в базе данных ЮНКТАД нет. В общей базе данных ЮНКТАД в разделе «Международная торговля» представлены сведения о торговле такими товарными группами, как «компьютерное оборудование» (точнее, «офисное оборудование, машины для автоматической обработки информации» и компоненты для их производства) и «телекоммуникационное оборудование и звукозаписывающее оборудование» (куда включены телевизоры, радиоприемники, звукозаписывающие устройства, т.е. то, что относят среди товаров ИКТ к категории «потребительская электроника»). Категории не вполне совпадают с группами товаров ИКТ, где компоненты выделены отдельно. Однако выявляются те же самые тенденции.
Таблица 1
Импорт в РФ компьютерного, телекоммуникационного оборудования, аудио-оборудования,
1995-2015 гг. (млрд. долл.)
1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
1 3 4 5 6 7 8
Компьютерное оборудование
Все страны 1,0 1,1 3,5 6,4 7,0 6,5 4,5
Развивающиеся страны 0,3 0,1 0,8 3,4 3,6 3,4 2,8
Развивающиеся страны Азии 0,3 0,1 0,8 3,4 3,6 3,4 2,8
КНР 0,01 0,02 0,4 2,9 2,8 2,7 2,1
Южная Корея 0,03 0,1 0,6 0,5 0,2
1 Подсчитано по: Merchandise trade matrix - product groups, imports in thousands of dollars, annual, 1995-2015. - http://unctad stat. unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx
2 Цветкова Н.Н. Импортозамещение и прямые иностранные инвестиции: Опыт стран Востока и проблемы России // Россия: тенденции и перспективы развития. РАН ИНИОН; Научный Совет РАН по комплексным проблемам Евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию. Ежегодник. Выпуск 11. Ч. 1. - М.: ИНИОН РАН, 2016. - С. 270-271.
1 2 3 4 5 6 7 8
Тайвань 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1
Вьетнам 0,04 0,3 0,2 0,2
Развитые страны 0,7 0,9 2,7 2,9 3,2 2,7 1,6
США 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2 0,2
Япония 0,07 0,01 0,04 0,15 0,12 0,09 0,06
Чехия 0,003 0,002 0,06 0,4 0,5 0.6 0,4
Германия 0,14 0,2 0,7 0,9 0,9 0,6 0,3
Нидерланды 0,07 0,2 0,9 0,7 0,6 0,5 0,3
Франция 0,07 0.2 0,1 0.1 0,1 0,1 0,03
Финляндия 0,02 0,04 0,18 0,09 0,10 0,12 0,08
Телекоммуникационное и звукозаписывающее оборудование
Все страны 2,2 1,4 7,3 10,5 11,8 12,2 7,5
Развивающиеся страны 0,8 0,2 1,9 5,5 7,1 7,9 5,4
Развивающиеся страны Азии 0,8 0,2 1,9 5,5 7,1 7,9 5,3
КНР 1,0 3,3 4,2 5,2 3,4
Южная Корея 0,05 0,1 0,4 0,8 0,6 0,5 0,2
Тайвань 0,01 0,01 0,01 0,2 0,2 0,1 0,1
Вьетнам 0,01 0,3 0,8 0,7 0,8
Развитые страны 1,3 1,1 5,3 4,8 4,3 3,9 2,0
США 0,1 0,1 0,07 0,1 0,2 0,2 0,1
Япония 0,3 0,3 0,2 0,13 0,06
Чехия 0,007 0,01 0,08 0,08 0,17 0,12 0,08
Германия 0,3 0,3 1,6 0,4 0,5 0,4 0,2
Венгрия 0,001 0,003 0,08 1,2 0,4 0,4 0,2
Польша 0,01 0,01 0,04 0,4 0,6 0,5 0,2
Словакия 0,001 0,001 0,02 0,23 0,7 0,5 0,3
Нидерланды 0,06 0,04 0,2 0,2 0,2 0,3 0,2
Франция 0,1 0,2 0,2 0,2 0,1
Эстония 0,002 0,003 0,04 0,03 0,08 0,15 0,06
Финляндия 0,12 0,18 1,7 0,36 0,17 0,17 0,09
Составлено по: Merchandise trade matrix - product groups, imports in thousands of dollars, annual, 1995-2015. - http://unctad stat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx
Доля развивающихся стран Азии в импорте компьютерного оборудования в РФ возросла с 9% в 2000 г. до 22,9% в 2005 г., 53,1% в 2010 г. и 62% в 2015 г. В 2014-2015 гг. импорт в Россию компьютерного оборудования сократился: в 2015 г. он был равен 69,2% от уровня 2014 г. и 65,7% от «пикового» уровня 2013 г. (хотя это сокращение было меньшим, чем у импорта в целом). Основной поставщик компьютерного оборудования в Россию - Китай: его доля в российском импорте этой группы товаров возросла с 1% в 1995 г. до 11,4% в 2005 г., 45,3% в 2010 г. и 46,7% в 2015 г.
На развитые страны в российском импорте компьютерного оборудования приходилось в 1995 г. 70%, в 2000 г. -81,8%, к 2010 г. их доля понизилась до 45,3%, а к 2015 г. до 35,6%. Ведущим поставщиком компьютерного оборудования в РФ среди развитых стран в 2015 г. была Чехия (8,9% экспорта), она входила в десятку ведущих мировых экспортеров компьютерного и офисного оборудования (из товаров ИКТ) в 2014 г. На Германию приходилось 6,7% импорта, на США - 3,4% их доля была такой же, как и у Вьетнама (подсчитано по табл. 1).
Составлено по табл. 1.
Рисунок 1.
Импорт компьютерного оборудования в РФ, 1995-2015 гг. (млрд. долл.)
В импорте в РФ телекоммуникационного оборудования и аудио-, видео-, теле- оборудования доля развивающихся стран Азии повысилась с 14,3% в 2000 г. до 26% в 2005 г., 52,4% в 2010 г., 70,7% в 2015 г. В 2015 г. импорт составил только 61,5% от объема импорта 2014 г. Доля КНР в импорте РФ увеличилась с 13,7% в 2005 г. до 31,4% в 2010 г. и 45,7% в 2015 г. В 2010-2015 гг. быстро рос импорт в РФ телекоммуникационного и аудио-оборудования из Вьетнама: его доля в импорте возросла с 2,3% до 10,7%.
Составлено по табл. 1.
Рисунок 2.
Импорт телекоммуникационного и аудио-оборудования в РФ, 1995-2015 гг. (млрд. долл.)
Доля развитых стран в российском импорте телекоммуникационного и аудио-оборудования с 1995 г. по 2000 г. возросла с 59,1 до 78,6%, а затем неуклонно понижалась: до 72,6% в 2005 г., 45,7% в 2010 г. и 26,7% в 2015 г. В отдельные годы высокой была доля импорта из Германии (21,4% в 2000 г. и 21,9% в 2005 г.), к 2010 г. она снизилась до 3,8%, а к 2015 г. до 2,7%. Доля Венгрии составила в 2010 г. 10,4%, а затем упала до 3,6% в 2013 г. В 2005 г. была высокой доля импорта из Финляндии (23,3%), родины популярного в России бренда «Нокиа», к 2015 г. она упала до 1,3%. Впрочем, в 2017 г. бренд «Нокиа» вновь запускают на рынок.
Среди развитых стран наибольшим был в 2015 г. объем импорта телекоммуникационного и аудио-оборудования из Словакии (4% всего импорта), по 2,7% импорта шло из Польши, Венгрии, Нидерландов, Германии, по 1,4% -из США и Франции (подсчитано по табл. 1).
Высокий удельный вес стран Азии в российском импорте товаров ИКТ вполне соответствует их доле в мировом экспорте этих товаров. К 2014 г. на развивающиеся страны Азии приходилось 69% мирового экспорта товаров ИКТ, в том числе на Китай - 31%; 65,1% мирового экспорта компьютерного оборудования и периферийных устройств, в том числе на Китай - 40,7%. В мировом экспорте телекоммуникационного оборудования доля развивающихся стран Азии достигла в 2014 г. 69,7%, в том числе КНР - 39,6%, Республики Кореи - 5,6%, Вьетнама - 4,9%, Доля развивающихся стран Азии в мировом экспорте потребительской электроники составляла в 2014 г. 54,5%, в том числе КНР - 34,8%. В мировом экспорте электронных компонентов для производства товаров ИКТ в 2000-2014 гг. доля стран Азии возросла с 44,3 до 77,6%1.
ТНК из стран Востока по производству товаров ИКТ
Известно, что еще с 1970-х гг. западные, японские ТНК стали размещать свои филиалы в трудоемких, ориентированных на экспорт производствах электронной промышленности в странах Азии, используя их дешевую рабочую силу. Наряду с этим уже с 1970-х гг. стали использоваться неакционерные формы организации международного производства (НФОМП), при которых ТНК заключают контракты с местными компаниями, выпускающими продукцию под их брендами (contract manufacturing). На НФОМП приходилось в 2010 г. около 1/2 мирового экспорта электроники2.
К 2000-м гг. в ряде развивающихся стран Азии сформировались «свои» ТНК по производству компьютерного, телекоммуникационного оборудования, потребительской электроники. Они стали занимать заметные позиции в мировых рейтингах крупнейших компаний, в частности, в рейтингах «Форбс».
Всего на страны Востока (без Японии) приходилось около 1/3 крупнейших компаний по производству товаров ИКТ из рейтинга 2000 глобальных компаний «Форбс» 2016 г. - 31 компания из сотни компаний, в том числе 15 тайваньских компаний, 9 - из Китая с Гонконгом, 5 - из Южной Кореи, по одной из Сингапура и Малайзии.
1 World Investment Report 2011 / UN. New York; Geneva, 2011. - Р. 154-156; Цветкова Н.Н. Информационно-коммуникационные технологии в странах Востока: производство товаров ИКТ и ИТ-услуг. - М.: ИВ РАН, 2016. - С. 195, 53.
2 Цветкова Н.Н. Информационно-коммуникационные технологии в странах Востока: производство товаров ИКТ и ИТ-услуг. - М.: ИВ РАН, 2016. - С. 29.
Одни ТНК по производству товаров ИКТ из стран Востока известны в мире своими брендами: например, крупнейшая из них «Самсунг электроникс». Другие производят продукцию по контрактам под брендами западных ТНК, например, вторая в отрасли, тайваньская Hon Hai (Foxconn) (№ 117 в рейтинге «Форбс» 2016 г., оборот в 2015 г. -141 млрд. долл.) (см. табл. 2). Впрочем, это разделение достаточно условно, как и разделение на отдельные сектора: «Самсунг электроникс» также работает по контрактам, причем недавно она заключила контракт на производство микросхем со своим конкурентом на рынке смартфонов компанией «Эппл». «Самсунг» производит и микросхемы, и мобильные телефоны, и ноутбуки, и телевизоры (а также не входящие в товары ИКТ микроволновки, холодильники).
Таблица 2
Ведущие компании из стран Востока по производству товаров ИКТ, рейтинг «Форбс» 2016 г.
№ Место в рейтинге «Форбс» Название Страна Оборот млрд. долл. Рыночная капитализация млрд. долл.
Год 2016 2015 2015
1 18 Samsung Electronics Южная Корея 177,3 161,6
2 117 Hon Hai (Foxconn) Тайвань 141,2 39,2
3 137 TSMC Тайвань 25,7 125,6
4 377 SK Hynix Южная Корея 16,6 17,5
5 611 Legend Holding КНР 49,3 5,9
6 660 LG Display Южная Корея 25,1 8,1
7 776 ZTE Гонконг, КНР 15,7 8,5
8 814 LG ELECTRONICS Южная Корея 49,9 8,8
9 840 Lenovo Group КНР 47,1 9,1
10 843 Quanta Computer Тайвань 31,7 6,5
11 856 BOE Technology КНР 7,7 12,9
12 864 Pegatron (Асус) Тайвань 38,2 5,5
13 931 Flextronics Сингапур 24,6 6,7
14 1015 TCL CORP. КНР 16,4 6,8
15 1028 AXIATA GROUP Малайзия 5,1 13,2
16 1029 Mediatek Тайвань 6,7 11,1
17 1134 Delta Electronics Тайвань 6,4 12,9
18 1050 Advanced Semiconductor Тайвань 8,9 8,3
19 1098 Hikvision КНР 4,1 19,5
20 1459 Innolux Тайвань 11,5 3,3
21 1467 Compal Electronics Тайвань 26,7 2,7
22 1477 Asustek Computer Тайвань 14,9 6,6
23 1588 Samsung SDI Южная Корея 6,7 6,8
24 1625 AU Optronics Тайвань 11,3 2,9
25 1687 Wistron Тайвань 19,6 1,4
26 1735 WPG Holdings Тайвань 16,2 1,8
27 1738 Focus Media Inform. Techn. КНР 20,9 1,3
28 1740 Great Wall Comp. КНР 11,6 2,5
29 1874 Inventec Тайвань 12,5 2,3
30 1919 Inotera Memories Тайвань 1,9 5,6
31 1976 TPV Гонконг 0,4 11
Составлено по: http://www.forbes.com/global2000/list/
ТНК из стран Востока занимают все более заметные позиции на мировых рынках отдельных групп товаров ИКТ. На мировом рынке персональных компьютеров (куда входят настольные компьютеры, ноутбуки, рабочие станции, но не серверы и планшеты) в III кв. 2016 г. продажи составили 68 млн. шт., на 3,9% меньше, чем в III кв. 2015 г. Первое место занимала китайская «Леново» (21,3% проданных компьютеров, по числу штук), второе - американская Hewlett Packard (НР) (21,2%). На третьем и четвертом местах находились американские Dell (15,8%) и Apple (6,9%), на пятом - тайваньская Asus (6,9%). На пятерку лидеров приходилось 72,6% мирового рынка1. На мировом рынке планшетов в 2015 г. доля «Эппл» составляла 24,0%, «Самсунг» - 16,2, «Леново» - 5,4, «Асус» - 3,4, «Хуавей» - 3,1%2.
На смартфоны в 2015 г. пришлось 80% проданных в мире мобильных телефонов3. В 2015 г. первой была компания «Самсунг электроникс» (22,7% рынка, по количеству штук), второй - «Эппл» (16,2%), третье-пятое места занимали китайские компании «Хуавей» (7,4%), «Леново» (5,2%), «Сяоми» (4,9% рынка)4. В III кв. 2016 г. «Самсунг» осталась первой (20,0%), «Эппл» - второй (12,5%), «Хуавей» - третьей (9,3%), а «Леново» и «Сяоми» вытеснили из пер-
1 PC Competitors Position for Share and Growth, Despite Challenges, According to IDC. 11.10. 2016. - https://www.idc.com/ getdoc. jsp?containerId=prUS41846116
2 http://venturebeat.com/2016/02/01/idc-tablet-shipments-decline- 10-1-in-2015-leaders-apple-and-samsung-both-lose-market-share/
3 https://www.strategyanalytics.com/strategy-analytics/news/strategy-analytics-press-releases/strategy-analytics-press-release/2015/ 07/30/huawei-becomes-world's-3rd-largest-mobile-phone-vendor-in-q2-2015#.V8Phe2wkrIU
4 IDC Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker. 2016. - January 27. - https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=pr US40980416
вой пятерки две другие китайские компании «Оппо» (7,0%) и «Виво» (5,8%)\ причем на самом деле обе они являются филиалами китайской компании ББК.
Итак, весьма заметные позиции на мировых рынках компьютерного, телекоммуникационного оборудования заняли южнокорейские «Самсунг электроникс» и LG, китайские «Леново», «Хуавей», «Сяоми», ZTE, TCL, Oppo, Vivo, тайваньские «Асус» и «Эйсер».
Основные поставщики ИТ-оборудования на российский рынок
Структура рынков компьютерного оборудования, мобильных телефонов в России схожа со структурой мирового рынка.
В последние годы лидерство на российском рынке персональных компьютеров захватила компания Lenovo. Ее доля в общем количестве поставок компьютеров в России в III кв. 2014 г. составляла 26,1%. За ней следовали Hewlett-Packard (15,5%), Asus (14,6%), Acer (12,6%) и российский производитель DNS (3,6%). Доля 5 лидеров достигла почти трех четвертей рынка. Поставщики ноутбуков распределились, по данным IDC, в следующем порядке: Lenovo, Asus, Acer, Hewlett-Packard, Dell. Среди лидеров нет российских производителей. Рейтинг поставщиков настольных компьютеров выглядит так: Hewlett-Packard, Lenovo, DNS, Acer, DEPO Computers. «В этом списке два отечественных производителя - DNS и DEPO Computers. однако, в целом доля российских компаний среди производителей персональных компьютеров за последние годы заметно сократилась. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, выросла доля сегмента ноутбуков, где у российских производителей, по оценке Gartner, скромная доля, менее 5%. Во-вторых, идет наступление крупных иностранных вендоров и на рынке настольных компьютеров. Кроме того, среди настольных компьютеров постепенно растет доля моноблоков, среди производителей которых также преобладают зарубежные сборщики. Российские компании переходят от ритейла к сборке персональных компьютеров под заказ для корпоративных проектов, на производство серверов и систем хранения данных. Идет процесс постепенного ухода с рынка мелких российских производителей, часто за счет их поглощения более крупными конкурентами2.
Во II кв. 2016 г. места в первой пятерке поставщиков ПК на российский рынок поделили Lenovo (23,1%), Asus (22,2%), Hewlett-Packard (15,7%), Acer (15,2%) и Dell (4%). Именно Dell, которая в I кв. 2016 г. не входила в топ-5, вытеснила Apple, в I кв. 2016 г. входившую в первую пятерку и контролировавшую 4,5% рынка поставок ПК. Asus стремительно нарастила свою долю рынка, которая в I кв. составляла всего 7,8%. Снижение активности Apple на российском рынке ПК проходит на фоне общего спада в поставках настольных компьютеров и ноутбуков. Во II квартале 2016 г. в Россию было импортировано 1155 млн. ПК - на 13,6% меньше, чем в первом квартале. До этого продажи ПК, плавно снижавшиеся несколько лет подряд, резко обрушились в 2015 г.3.
Аналитики называют несколько причин столь заметного падения. Одна из основных - это активный переход пользователей на использование планшетов и смартфонов. Это общий тренд на мировом рынке. «Планшеты почти полностью отобрали рынок у нетбуков, устройств со схожим функционалом, - их продажи сократились на 95%». А еще, заметим, нетбуки, более удобные для работы в Ворде, просто перестали выпускать, поскольку они дешевле. Большую роль в снижении продаж сыграли снижение уровня доходов россиян и повышение цен на технику на фоне девальвации рубля4.
Продажи печатной техники в России в I кв. 2016 г. составили 444,8 тыс. шт. Бесспорным лидером на рынке печатающих устройств в России в I кв. 2016 г. была HP с долей в 56,3%. На втором и третьем местах - японские Canon (18,8%) и Kyocera (15%). Далее в списке лидеров расположились японская Brother, южнокорейская Samsung, японская Ricoh, американская Xerox, японская Epson5.
В ноябре 2016 г. лидером на российском рынке смартфонов была «Самсунг электроникс» (20% рынка по числу проданных смартфонов, шт.), на втором месте находилась «Эппл» (12,5%), на третье место вышла китайская «Хуа-вей» (8,5% рынка), которая представила на рынке новую модель смартфона Honor, она оттеснила с третьего на четвертое место «Леново» (7,4%), а на пятое - другую китайскую компанию ZTE (5,7%)6.
Итак, ведущие позиции на российских рынках персональных компьютеров, смартфонов, наряду с крупнейшими американскими ТНК, заняли южнокорейская «Самсунг электроникс», китайские «Леново», «Хуавей», ZTE, тайваньские Acer, Asus, японские компании.
И на корпусе айфонов американской «Эппл» можно увидеть надпись «собрано в Китае» (assembled in China). Контракты о производстве имеют с китайскими предприятиями (а чаще - с действующими в КНР филиалами тайваньских ТНК) и два других лидера рынка компьютеров американские «Делл» и «Хьюлетт-Паккард». Сборку айфонов и айпадов по контрактам о производстве с «Эппл» осуществляют филиалы тайваньских компаний «Хон Хай» («Фок-сконн») и «Пегатрон» («Пегасус», «Асус»). Они же выполняют контракты о производстве для других компаний: в частности, «Фоксконн» является субподрядчиком американских «Хьюлетт Паккард» (HP), Dell, Microsoft, Intel, CISCO, Samsung Electronics, Acer, японской Nintendo.
1 IDC Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker. 2016. - October 26. - https://www.idc.com /getdoc.jsp?containerId=pr US41882816
2 http://marketing.rbc.ru/reviews/it-business/chapter_1_3.shtml
3 http://www.cnews.ru/news/top/2016-07-22_v_rossii_snizilis_prodazhi_pkiz _top5_postavshchikov
4 http://marketing.rbc.ru/reviews/it-business/chapter_1_3.shtml
5 Рынок принтеров в первом квартале в России: бесспорное лидерство HP. - http://www.it-weekly.ru /it-news/it/100896.htm
6 http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/12/22/670823-huawei
Case study: «Фоксконн» в России, Индии и Чехии
И компании, владеющие раскрученными брендами, и скрывающиеся в тени чужих брендов гиганты-субподрядчики не слишком спешат открывать в России филиалы по производству (даже по сборке) товаров ИКТ. Исключение составляет производство крупногабаритной потребительской электроники: телевизоры «Самсунг», LG, «Филипс» (последние собирает в Шушарах в Ленинградской области китайская, точнее, гонконгская, компания-субподрядчик «Филипс»).
Рассмотрим одну историю, которую никак нельзя назвать «историей успеха». В мае 2008 г. началось строительство завода Hewlett-Packard и работающей с нею по контракту компании Foxconn в поселке Шушары, пригороде Петербурга; компании инвестировали в проект 50 млн. долл. Из-за кризиса запуск завода был отложен на год и состоялся в апреле 2010 г. Сначала HP производила в Шушарах только настольные компьютеры, в августе 2013 г. запустила сборку моноблоков. Всего планировалось выпускать до 480 тыс. единиц в год. HP намеревалась экспортировать продукцию завода в Шушарах в Восточную Европу и Скандинавию.
В июле 2015 г. Hewlett-Packard (HP) прекратила производство компьютеров на заводе под Санкт-Петербургом. Предприятие не выдержало падения рынка компьютеров, рухнувшего по итогам I кв. 2015 г. на 44%. Производство на заводе было остановлено еще в середине 2014 г. Сообщили, что в апреле 2014 г. производство ПК было перенесено из Санкт-Петербурга в Чехию «в целях экономии, а также для оптимизации логистики». «Завод закрыли по экономическим причинам. Себестоимость ПК, собранных в России, значительно выше тех, что собраны в Азии. Когда принимали решение о закрытии производства, разговоров об импортозамещении еще не было, а потому российская сборка не была востребована», подтверждает бывший сотрудник HP. «Завод начал с производства 10 тыс. шт. в месяц, но не вышел на ожидаемые объемы». Foxconn искала других партнеров для сборки в Шушарах, но не нашла. В то же время завод HP в Чехии был «хронически недогружен».
«Производство HP в России было открыто не вовремя». Примерно через два года после запуска завода в России, с III квартала 2012 г., началось падение рынка ПК в России, которое в I кв. 2015 г. дошло до рекордных с минувшего кризиса значений. HP занимала второе место по объему поставок (16,8%), лидером была Lenovo (22%)\
«Хон Хай», по утверждениям бизнес-журналистов, перенесла производство из России в Чехию. Позднее в нашей прессе стали связывать уход «Фоксконн» из России и с тем, что она решила перебазироваться в Индию. Факторы большей привлекательности Индии по сравнению с Россией - более дешевая рабочая сила (как видно из рис. 3, не такая уж дешевая, хотя это средний уровень зарплаты) и огромный внутренний рынок, на котором возрастает численность среднего класса, его доля в населении. Если раньше об этой категории говорили как о «Бельгии в Индии», то сегодня уже можно по аналогии говорить о «США в Индии» (300 млн. человек - это 25% от населения Индии).
Составлено по: https://www.numbeo.com/cost-of-living/prices_by_country.jsp? display Currency=USD&itemId=105, 142
Рисунок 3.
Среднемесячная располагаемая зарплата (за вычетом налогов), 2015 г., долл. США
Если говорить об «уходе "Фоксконн" из России» в Индию, то в Индии компания действует уже достаточно давно, с 2005 г., причем история ее деятельности полна разных перипетий. После того как «Нокиа» продала свое подразделение по производству мобильных телефонов, «Фоксконн» пришлось закрыть свой завод в Ченнаи, где выпускалась эта продукция. В 2017 г. «Фоксконн» вновь стала производить мобильные телефоны возвращающейся на рынок марки «Нокиа» на заводе в Ченнаи2.
1 Коломыченко М., Новый В. Из России - с компьютером // Коммерсантъ. - М., 2015. - 28 июля.
2 http://economictimes.indiatimes.com/tech/hardware/foxconn-nokia-agree-to-revive-chennai-plant/articleshow/ 54665150.cms
В Индии «Фоксконн» ориентируется на импортозамещение. Задача полного замещения импорта электроники поставлена в национальной стратегии «Цифровая Индия». Кроме того в Индии провозглашена и стратегия «Делай в Индии». Впрочем, между импортозамещением и экспортной ориентацией нет непреодолимой стены. Успешно осуществленное импортозамещение может служить хорошей основой для экспортной ориентации. В 2016 г. на «Фоксконн» приходилось около 1/2 мобильных телефонов, собранных в Индии: именно «Фоксконн» осуществляет сборку продукции таких компаний, как китайские Xiaomi, Oppo, Gionee, американская Infocus, индийские производители мобильников Lava, Intex, Karbonn Micromax. В Индии большая часть потребителей покупает телефоны стоимостью менее 5000 рупий (около 5000 рублей), именно у этих марок такая стоимость. «Фоксконн» имеет в Шри-Сити, штат Андхра-Прадеш, 4 фабрики. Правда, в декабре 2016 г. компания сократила около % персонала из-за падения спроса в связи с мерами по демонетизации экономики1. В январе 2017 г. продолжалось обсуждение вопроса об открытии «Фоксконн» в Индии фабрики, где будут производиться айфоны, причем обсуждало этот вопрос с правительством Индии не руководство «Фоксконн», а руководство ее заказчика - «Эппл»2.
Факторами, привлекающими компанию «Фоксконн» в Чехию, можно считать близость европейского рынка и наличие квалифицированной рабочей силы. Филиал в городе Пардубице в Чехии «Фоксконн» открыла в 2000 г., в 2008 г. начал работать второй завод в городе Кутна Гора, в 2016 г. открылся третий завод, по ремонту смартфонов, которые будут доставляться туда из разных стран Европы. «Фоксконн» имеет и завод в Нитре (Словакия), выпускающий потребительскую электронику. «Фоксконн» является вторым экспортером среди чешских предприятий после автомобильного завода «Шкода»3, (ставшего филиалом Фольксваген»). Работая по контрактам, «Фоксконн» на своих предприятиях в Чехии производит для Нewlett-Рackard компьютеры, ноутбуки, серверы и картриджи для принтеров, выпускает продукцию компаний Chimei-Innolux, Cisco, Samsung. В городе Кутна Гора фабрика производила продукцию Apple, но, когда рабочие стали требовать улучшения условий труда, цех был закрыт. В Словакии производится сборка телевизоров «Сони».
В Чехии общее число занятых на 2 фабриках - порядка 10000 при максимальной загрузке, 2/3 занятых - мужчины. Если в целом в Чехии мигранты составляли около 5% от общего числа занятых, то в «Фоксконн» - около 50%. На заводах компании в Чехии работает большое число мигрантов из Болгарии, Монголии, Румынии, Польши, Украины, Вьетнама. Исторические связи между этими бывшими социалистическими странами составляют основу для этих миграционных потоков. Монголы приезжают через сети друзей и родственников. Набирают молодых людей до 35 лет, работать надо в быстром темпе. Рабочая сила делится на две категории: постоянные рабочие, чехи и иммигранты-словаки, которые занимают должности в низшем управленческом звене (мастера, контролеры), и получают 600700 евро в месяц, и иммигранты из Польши, Румынии, Болгарии, Украины, Монголии, Вьетнама, которые не имеют специальной квалификации, работают по временным контрактам. В случае высокого спроса на продукцию их быстро нанимают через рекрутинговые агентства, а при снижении спроса контракты не продлевают. Эта система получила название «иммиграция just-in-time», подобно системе логистики японской компании «Тойота», при которой компоненты не хранятся долго на складах, а поставляются точно в срок, just-in-time. Только здесь речь идет не о деталях, а о людях. Работающие по контрактам иммигранты получают 400-500 евро, сдельно. Они работают посменно, по 12 часов, и даже конкурируют за то, чтобы у них было больше смен. Для сборки продукции разных компаний-заказчиков выделены отдельные цеха, производственные линии, причем рабочие для них подбираются из одной страны, с одним языком. Во главе пирамиды стоят менеджеры, англичане и китайцы. Существует жесткая дисциплина, применяется система штрафов4. «Однако мы не в Китае, мы в Пардубице». Рутница Андрияшевич и Деви Саккетто пишут и о не слишком комфортабельных общежитиях, в которых проживают иммигранты (например, в пансионе «Веселка» - одна кухня и два туалета на 80 человек). Плата за проживание (150 евро в месяц) вычитается из зарплаты, но снять комнату в городе гораздо дороже. На предприятиях высокая текучесть кадров, по разным оценкам - 20-30% в год. Рабочие-иммигранты, как правило, не имеют квалификации. После 2012 г. ужесточились условия привлечения рабочей силы из стран, не входящих в Евросоюз5. Это не значит, что их не привлекают, это значит, скорее, что им приходится больше отдавать посредникам и соглашаться на более невыгодные условия. Исследователи приходят к выводу о том, что в Восточной Европе «Фоксконн» использует «модель Шэньчженя» («Шэньчжень на Эльбе»)6.
Именно в Шэньчжене (КНР) у «Фоксконн» были (и остались) фабрики по производству айфонов и айпадов, где было занято порядка полумиллиона человек, именно там разразился в 2011 г. скандал, связанный с самоубийствами рабочих из-за плохих условий труда и условий жизни в общежитиях7. После 2011 г. «Фоксконн», которая подверглась
1 http://www.bgr.in/news/demonetization-effect-foxconn-india-reportedly-forces-1700-factory-workers-to-go-on-leave/
2 Apple to meet government officials on January 25 to discuss manufacturing in India. http://www.bgr.in/news/apple-to-meet-government- officials-on-january-25-to-discuss-manufacturing-in-india/ January 8, 2017
3 http://www.foxconn.cz/foxconn-v-cr/ 9/1/16http://www.foxconn.cz/foxconn-v-cr/; http://420on.cz/news/ economics/51137-iphone-i-drugie-smartfony-so-vsey-evropy-budut-remontirovat-v-chehii
4 Shenzhen an der Elbe. - https://www.heise.de/ct/ausgabe/2013-21-Das-System-Foxconn-funktioniert-auch-in-der-EU-2313618.
html
5 China may be far away but Foxconn is on our doorstep. Rutvica Andrijasevic and Devi Sacchetto. 5 June 2013. - https://www. opendemocracy.net/rutvica-andrijasevic- devi-sacchetto/china-may-be-far-away-but-foxconn-is-on-our-doorstep
6 Shenzhen an der Elbe. - https://www.heise.de/ct/ausgabe/2013-21- Das-System-Foxconn-funktioniert-auch-in-der-EU-2313618.
html
7 http://micgadget.com/26325/70-of-iphone-production-now-comes-from-foxconns-zhengzhou-plant/
настоящим атакам в СМИ, несколько улучшила условия труда, повысила зарплату. В результате «Эппл» передала часть ее заказов другой тайваньской компании «Пегатрон», издержки на оплату труда у которой оказались ниже1.
Уступают ли российские рабочие по уровню квалификации иммигрантам, работающим в Пардубице, в массе своей неквалифицированных? Китайский Чунцин - город, где существовало немалое число предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). Сегодня Чунцин, сохранив свою первоначальную роль центра оборонной промышленности, стал и центром по производству ноутбуков (там производится каждый четвертый ноутбук в мире), причем наличие квалифицированных кадров из ВПК называется в качестве одного из важных факторов привлечения иностранных инвестиций в производство компьютерного оборудования. Немалая часть принтеров НР производится сегодня в КНР, в том числе на заводе «Фоксконн» в Чунцине2.
Шушары, где (в съемном помещении) работал завод «Фоксконн» - НР, находятся прямо у кольцевой дороги, опоясывающей Петербург. В наличии высококвалифицированных кадров из ВПК в Петербурге сомневаться не приходится. А зарплата после девальвации приблизилась к индийскому уровню (впрочем, такую же зарплату получают и иммигранты на заводах «Фоксконн» в Чехии). Очевидно, что можно было бы создать стимулы или, напротив, ввести защитные меры для развития национального производства, чтобы привлечь ТНК, в том числе и из стран Востока, к организации производства, для начала - хотя бы сборки, смартфонов и персональных компьютеров в России.
Еще один вопрос. Бизнес-журналисты из газеты «Коммерсантъ» и опрошенные ими менеджеры в качестве причин ухода «Фоксконн» из России («Из России - с компьютером») называют вступление России в ВТО (!) и импорто-замещение (!). Как рассказал «Коммерсанту» бывший гендиректор завода «Балтмикста» В. Дахненко, основные заказчики его завода, Sony и Panasonic, в условиях падения рынка решили, что дешевле импортировать технику в РФ с заводов в других странах. Остановку завода «Фоксконн» - HP в Шушарах господин Дахненко связывает с вступлением РФ в ВТО в 2012 г. «Сейчас импортная таможенная пошлина на готовые ПК равняется нулю. При этом до присоединения России к ВТО ставки ввозной таможенной пошлины в отношении процессоров (электронных интегральных схем) составляли от 0 до 10% от таможенной стоимости, отмечает старший юрист Goltsblat BLP Владислав Сафонов. После присоединения к ВТО коридор ставок в отношении процессоров был сужен от 0 до 6,7%, а в настоящее время максимальная ставка ввозной таможенной пошлины на процессоры составляет 3,3%. Поэтому с точки зрения пошлин импорт готовых компьютеров в РФ пока выгоднее импорта компонентов и сборки ПК в стране». Кроме того, «текущий вектор на импортозамещение играет не в пользу иностранных производителей ПК», заявил старший вице-президент Kraftway Ренат Юсупов3. Очевидно, в интересах развития импортозамещения наукоемкой продукции, России следует более умело отстаивать свои позиции в ВТО, где можно добиваться различного рода изъятий из жестких правил либерализации торговли.
По программе, разработанной Минпромторгом, к 2020 г. в России должны появиться собственные планшеты и смартфоны, ноутбуки и персональные компьютеры (ПК). Сейчас доля таких иностранных устройств на отечественном рынке составляет от 90 до 100%, но уже через пять лет объем импорта планшетов и смартфонов должен снизиться до 75%, а зарубежные ПК в госсекторе к этому времени должны занимать не более 25%. а на массовом рынке - не более 90%. Перечень продукции, которую предстоит развивать, содержит 534 различных вида вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, полупроводниковой СВЧ-электроники, периферийного оборудования и электронных компонентов. В России должны быть созданы планшеты и смартфоны для массового рынка и корпоративного использования, которые предполагают повышенные требования к защите информации. Кроме того, должны появиться персональные настольные компьютеры (ПК), ноутбуки, моноблоки и рабочие станции для офисных сотрудников, а также научных и инженерных расчетов. Минпромторг планирует снизить импорт суперкомпьютеров, серверов, в том числе файловых и почтовых, а также систем хранения данных и систем управления базами данных (СУБД)4. Часть этой продукции могли бы производить и филиалы ТНК, в том числе и ТНК из стран Востока.
Предприятие «Фоксконн» в Шушарах могло бы ориентироваться на достаточно емкий российский рынок, что, собственно говоря, и означает импортозамещение. По уровню зарплаты после девальвации Россия уступает Китаю и ненамного превосходит Индию. Привлечь «Фоксконн» было интересно еще и потому, что эта компания сейчас активно занимается робототехникой. Это могло быть интересно и для «Фоксконн», поскольку в России сейчас разрабатывается немало инноваций в этой сфере, только в производство они недостаточно внедряются. И вообще открытие ТНК филиала в одной стране отнюдь не исключает открытия филиала в другой стране, на то они и ТНК.
1 Despite claims of progress, labor and environmental violations continue to plague Apple. Nicki Lisa Cole, Jenny Chan. 26 February 2015. - https://www.opendemocracy.net/beyondslavery/nicki-lisa-cole-jenny-chan/despite-claims-of-progress-labor-and-environmental-viola tions
2 Chongqing: land of laptops // China Daily. 2014. - June 16. - http://www.china.org.cn/business /2014-06/16/ content_32674371.
htm
3 Коломыченко М., Новый В. Из России - с компьютером // Коммерсантъ. - М., 2015. - 28 июля.
4 http://kommersant.ru/doc/2710461?utm_source=kommersant&utm_medium=doc&utm_campaign=vrez