Научная статья на тему 'Прямые иностранные инвестиции в импортозамещении: опыт азиатских стран и России, 1960–2010 гг.'

Прямые иностранные инвестиции в импортозамещении: опыт азиатских стран и России, 1960–2010 гг. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
импортозамещение / прямые иностранные инвестиции (ПИИ) / ТНК / страны Азии / Российская Федерация

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. Н. Цветкова

В статье рассматривается опыт азиатских стран в проведении стратегия импортoзамещения, в частности, посредством привлечения ПИИ соответствующей отраслевой направленности и анализируется возможность его применения в поисках практических путей осуществления импортозамещения в РФ, для которой данная экономическая стратегия стала актуальной после введения странами Запада экономических санкций против России в 2014 г. и ответным введением российских контрсанкций на импорт продукции из этих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прямые иностранные инвестиции в импортозамещении: опыт азиатских стран и России, 1960–2010 гг.»

Н. Н. Цветкова*

Прямые иностранные инвестиции в импортозамещении: опыт азиатских стран и России, 1960-2010 гг.

В статье рассматривается опыт азиатских стран в проведении стратегия импортозамещения, в частности, посредством привлечения ПИИ соответствующей отраслевой направленности и анализируется возможность его применения в поисках практических путей осуществления импортозамещения в РФ, для которой данная экономическая стратегия стала актуальной после введения странами Запада экономических санкций против России в 2014 г. и ответным введением российских контрсанкций на импорт продукции из этих стран. Ключевые слова: импортозамещение, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), ТНК, страны Азии, Российская Федерация.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в импортозамещение (точнее, ориентированные на внутренний рынок) играли важную роль в деятельности ТНК в странах Азии в 1960 гг. В Индии они направлялись преимущественно в производство недорогих товаров с известными брендами. Вновь возросла роль импортозамещения уже в 1990 гг. на фоне возросших доходов они стали направляться в производство товаров длительного пользования, автомобилей.

В России импортозамещение стало одним из двух ведущих направлений ПИИ (второе — инвестиции, ориентированные на ресурсы). Его значение возросло после девальвации рубля в 1998 г. ТНК уже заняли важные позиции в производстве недорогих товаров с известными брендами (как в Индии 1960 гг.). В России сегодня речь идет не столько об импортозамещении, сколько о возрождении производств, которые были вытеснены импортом в 1990 гг. Важную роль могло бы сыграть привлечение ПИИ в высокотехнологичные отрасли, в сельское хозяйство.

В связи с санкциями против России в 2014 г. и введением контрсанкций весьма актуальным стал вопрос об импортозамещении. Каков же опыт стран Азии в привлечении иностранных инвестиций в импортозамещающие производства и в развитии импортозамещения, как он может быть использован в России?

Инвестиции в импортозамещение в странах Азии

В 1960 гг. инвестиции в импортозамещающие производства обрабатывающей промышленности (в зарубежной экономической литературе их называют market-oriented) были важнейшим направлением в деятельности ТНК в крупных

* Цветкова Нина Николаевна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследований общих проблем современного Востока ИВ РАН

по численности населения азиатских странах, наряду с сырьевым направлением (resource-oriented) в странах-экспортерах минеральных ресурсов и сельскохозяйственной продукции.

В Индии это направление было ведущим. А сама Индия в 1967 г. занимала первое место по балансовой стоимости прямых иностранных инвестиций среди стран Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии (1309 млн. долл.; 28,6% балансовой стоимости ПИИ в регионе)1. В 1960-70 гг. индийские и английские экономисты заявляли, что важнейшим побудительным мотивом для деятельности ТНК (тогда использовался термин МНК, многонациональные корпорации) в Индии является стремление сохранить или расширить свои позиции на емком внутреннем рынке страны, к тому же защищенном высокими таможенными барьерами2.Узкая элитная прослойка (ее называли тогда «Бельгия в Индии») предъявляла высокий и чрезвычайно диверсифицированный спрос на потребительские товары. В связи с ее немногочисленностью этот спрос был ограниченным и недостаточным для организации ТНК производства в оптимальных масштабах. Инвестиции ТНК в Индии в 1970 гг. направлялись в основном в импортозамещающие производства обрабатывающей промышленности, и прежде всего в производство относительно недорогих, доступных людям с невысокими доходами, товаров с популярными брендами: кондитерских изделий (Nestlé), прохладительных напитков (Coca Cola), моющих средств (Hindustan Lever, филиал Unilever) табачных изделий (British American Tobacco), обуви (Bata Shoe)3. В фармацевтической промышленности 71 фирма с участием иностранного капитала, в их числе такие ТНК, как Boots, Pfizer, Abbot Laboratories,Sandoz, American Cyanamid, Hoffmann La Roche, Ciba-Geigy, контролировала более 50% рынка готовых лекарств4.

В 1970 гг. в Индии был принят закон об инвалютном регулировании, в соответствии с которым иностранные инвесторы могли участвовать только в смешанных компаниях, их доля участия в капитале была ограничена5. Эти ограничения просуществовали до начала 1990 гг., когда Индия стала осуществлять политику экономической либерализации. В 1970 гг. работал и так называемый Комитет Хати, подготовивший доклад о злоупотреблениях в Индии иностранных фармацевтических компаний6. В итоге их деятельность была

1 Multinational Corporations in World Development. UN, N.Y., 1973, p. 183-184.

2 Subrahmaniam K. Import of Capital and Technology. A Study of Foreign Collaborations in Indian Industry. New Delhi, 1972, p. 227 Kidron M. Foreign Investments in India. L., 1965

3 The Economic Times. Bombay, 24.03.1975; 31.03.1975; 7.04.1975.

4 Link. 29.12.1974, p. 20.

5 См. подр.: Цветкова Н. Н. Международные монополии и социальная эволюция в развивающихся странах Азии. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1983, с. 30-31.

6 См. напр.: Task Force to Explore Options other than Price Control for Achieving the Objective of Making Available Life-saving Drugs at Reasonable Prices. September 20, 2005. Submitted to the Department of Chemicals & Petrochemicals, Government of India. http://pharmaceuticals. gov.in/mshT2810/FTY3.pdf (дата обращения: 19.07.2014).

ограничена, и результаты налицо: сегодня Индия занимает важное место на мировом рынке лекарств, её фармацевтические компании хорошо известны, в том числе и в России, своими марками «Ранбакси» (антибиотик цифран) и «Доктор Редди».

В одних и тех же отраслях обрабатывающей промышленности направления деятельности иностранных инвесторов могут быть различными. Например, в электронном машиностроении инвестиции могут идти в ориентированные на экспорт производства, преимущественно трудоемкие, или в импортозамещающие производства, ориентированные на внутренний рынок. При этом будут различными параметры производства, его капиталоемкость, социальные и экономические последствия инвестиций (например, воздействие на занятость) и факторы, определяющие привлекательность страны для такого рода инвестиций. В одном случае таким фактором будет низкий уровень зарплаты, в другом — емкость внутреннего рынка. Производство товаров ИКТ в КНР ориентировано и на внутренний рынок, и на экспорт. В 2013 г. КНР была ведущим экспортером товаров ИКТ (компьютерного, телекоммуникационного, аудио-, видеооборудования, электронных компонентов) (30% их мирового экспорта)7. Внутренний рынок КНР очень емкий, в 2014 г. на нем было продано 400 млн. смартфонов. В Индии товары ИКТ производятся для внутреннего рынка, экспорт незначителен. ИТ-услуги в Индии были ориентированы на экспорт, в Китае — преимущественно на внутренний рынок.

Но непреодолимой границы между этими двумя типами производств нет. Успешно осуществленное импортозамещение вполне может стать основой для экспортной ориентации. Так, фармацевтическая промышленность Индии в 1970 гг. производила лекарства для внутреннего рынка, сегодня индийские лекарственные препараты стали важной статьей экспорта из страны, в том числе и в Россию.

На Тайване в 1950 гг. электротехническая промышленность создавалась в основном с целями замещения импорта и выпускала относительно простые бытовые приборы: электроплитки, вентиляторы, лампочки, батарейки, конденсаторы. Но уже в 1960 гг. стала делаться ставку на экспортную ориентацию. Электронная промышленность Тайваня с конца 1960 гг. стала развиваться преимущественно на основе импорта технологии и притока ПИИ, прежде всего из США, Японии. Доля иностранных филиалов в занятости в электронной и электротехнической промышленности Тайваня в 1976 г. достигла 60%, к 1986 г. она понизилась до 37%, хотя общая численность занятых в филиалах увеличилась. В экспорте электронной и электротехнической продукции доля иностранных филиалов равнялась в 1976 г. 83%, к 1986 г. она сократилась до 44%, при этом возросла доля местных компаний, сотрудничающих с ТНК в рамках контрактов о производстве (contract manufacturing). Тайвань на протяжении двух десятилетий входит в первую десятку мировых экспортеров электронного оборудо-

7 http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx=15850 (дата обращения: 12.04.2015).

вания. В 2013 г. он находился на шестом месте в мире по экспорту товаров ИКТ (5,5% мирового экспорта; 105,6 млрд. долл.)8.

С 1970 гг. иностранные инвестиции в производство товаров для внутреннего рынка в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии (ЮЮВВА) возрастали гораздо медленнее, чем инвестиции в экспортные производства (efficiency-oriented). Препятствием для роста инвестиций в импортозамещающее производство стала узость внутреннего рынка, даже в крупных странах, обусловленная низким объемом платежеспособного спроса, низкими доходами населения. К 1980 г. ведущие места по балансовой стоимости ПИИ в регионе занимали Индонезия, Сингапур, Малайзия, Тайвань, Гонконг9. ПИИ в импор-тозамещение отошли на второй план. Индия в 1980 г. не попала даже в первую пятерку стран по балансовой стоимости ПИИ.

Таблица 1

Структура добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности, 2000-2013 гг.

Добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности Пищевкусовая и табачная промышленность Производство текстильных изделий и одежды Машиностроение и производство транспортного оборудования Химическая ромышлен-ность

Всего, млрд. долл. (100%) % % % %

2000 2013 2000 2013 2000 2013 2000 2013 2000 2013

КНР 384,9 2941,3 14 11 14 12

Гонконг 7,9 3,9 7 23 20 16 12 32 13 17

Германия 400,7 745,2 8 9 2 2 33 37 10 12

Индия 67,0 298,9 13 9 13 8 16 20 21 16

Япония 997,9 1073,3 11 13 3 2 34 38 10 12

Респ. Корея 146,1 370,4 8 6 8 4 41 47 10 9

Малайзия 29,0 74,9 8 12 4 2 38 28 8 12

Мексика 132,1 215,7 25 24 4 3 24 21 15 11

Филиппины 19,8 55,5 29 25 7 3 27 5 9 6

Россия 52,1 267,6 19 17 2 2 19 9 8 10

Сингапур 24,9 52,6 3 3 1 0 57 57 14 23

Таиланд 41,2 127,6 8 12 26 6

США 1510,2 1966,5 13 15 3 2 30 26 12 16

Великобритания 218,1 231,2 14 19 4 2 25 27 10 13

Индонезия 45,8 205,8 18 23 17 11 20 18 11 17

Источник: http://wdi.worldbank.Org/table/4.3 (дата обращения: 26.04.2015)

8 http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx=15850 (дата обращения: 12.04.2015).

9 Цветкова Н. Н. Прямые иностранные инвестиции в Азии и в России: опыт сравнительного анализа. Москва: ИВ РАН, 2004, с. 20.

Импортозамещение не должно, да и не может быть тотальным10. Так же, как и экспортная ориентация. В странах с четко выраженной экспортной ориентацией экономики — в Южной Корее, на Тайване, в Малайзии — тем не менее продолжают сохраняться отрасли, ориентированные на внутренний рынок. Это прежде всего пищевая промышленность, которая в этих странах обслуживает внутренний рынок. Пищевкусовая промышленность (включая производство прохладительных и алкогольных напитков) вместе с табачной промышленностью занимает важное место в структуре добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности большинства стран. А ориентирована она в основном на внутренний рынок (несомненное исключение составляют Филиппины, где производятся соки и фруктовые консервы на экспорт). Невелика доля этих отраслей лишь в Сингапуре: это страна большим объемом производства обрабатывающей промышленности и малочисленным населением, спрос на продовольствие не слишком велик.

При повышении уровня ВВП в расчете на душу населения в новых индустриальных странах Азии первого и второго эшелона, а затем и в самых крупных странах мира — КНР и Индии, увеличился объем платежеспособного спроса. В этих странах стали расти инвестиции в импортозамещающее производство. В 1981-1991 гг. в Индии расходы населения на приобретение потребительских товаров возрастали в среднем на 13% в год. По мере роста спроса все более широких слоев населения возрастала доля расходов на товары длительного пользования. Расходы на покупку телевизоров, видеомагнитофонов в 1981-1991 гг. увеличивались на 30% в год, автомобилей — на 15%, бытовых электроприборов — на 15-30% в год11. Начиная с 1991 г. Индия стала осуществлять либерализацию режима регулирования иностранных инвестиций, и приток ПИИ в страну стал возрастать после длительного периода стагнации. Из возросшего притока инвестиций в Индию около трети направлялось в обрабатывающую промышленность. В Индии на фоне увеличения покупательной способности не только узкой состоятельной верхушки, но более многочисленного среднего класса (это уже не «Бельгия в Индии», но, возможно, Германия или даже Япония) импортозамещение вновь стало играть важную роль в иностранных инвестициях, которые направлялись уже не в производство дешевых товаров ширпотреба с популярными брендами, а в производство товаров длительного пользования, в частности автомобилей. Именно на растущий средний класс Индии ориентируются ТНК автомобильной промышленности, в 1990 гг. приступившие к осуществлению в Индии своих проектов, среди них — «Форд», «Дженерал моторс»12. К тому же реклама своих изделий вновь появившимися ТНК обычно ведет к значительному росту спроса на все товары такого рода, поэтому увеличивается и сбыт продукции местных производителей.

10 http://www.kp.ru/daily/26362/3244355/(дата обращения: 3.04.2015).

11 World Investment Report 1995, р. 63.

12 World Investment Report 1995, р. 62, 217; Цветкова, 2004, с. 60-68.

ПИИ в импортозамещение, а точнее, а производства, ориентированные на внутренний рынок, не играют сегодня в странах Азии первостепенной роли, однако их значение возросло на фоне роста платежеспособного спроса.

В стратегии «Цифровая Индия» (Digital India) поставлена задача к 2020 г. понизить долю импорта на индийском рынке электроники до нуля. Цели развития в стране производства (ориентированного и на внутренний рынок, и на экспорт) с помощью привлечения прямых иностранных инвестиций ставит и стратегическая задача «Делай в Индии» (Make In India), поставленная премьером-министром Индии Нарендрой Моди в 2014 г. С августа 2014 г. по апрель 2015 г. приток ПИИ В Индию увеличился на 48% по сравнению с соответствующим периодом 2013-2014 гг.13.

ПИИ и импортозамещение в России

В начале 1990 гг. в России одновременное сочетание двух шоков — бесконтрольного импорта товаров и либерализации цен на все товары при замораживании зарплаты — привело к тому, что на российские рынки хлынул дешевый импорт, а многие предприятия и даже целые отрасли не могли приобретать по возросшим ценам сырье и материалы и просто рухнули. К 1998 г. общий объем производства в обрабатывающей промышленности составил 40% от уровня 1990 г. Производство ряда товаров было замещено импортом, оно не восстановилось к концу 1990 гг. и к 2003 г. Например, в 1990-2000 гг. производство антибиотиков в России сократилось в 3,7 раз, витаминов — в 6,8 раз, онкологических препаратов — в 5,7 раз, электрокардиографов — в 2,3 раза. Производство тканей в 1990-2000 г. понизилось в 3,6 раз, металлорежущих станков — в 8,3 раз, велосипедов (без детских велосипедов) — в 5,8 раз, тракторов для сельского и лесного хозяйства — в 11,1 раза. Производство мяса (включая субпродукты) сократилось в 1990-2000 гг. в 5,5 раз, производство молока — на 40% (подсч. по табл. 2). Немного лучше обстоит дело с производством кондитерских изделий: в 1990-2000 г. оно сократилось более чем вдвое, но затем стало расти и к 2013 г. заметно превысило уровень 1990 г.

В 1990-2000 гг. поголовье крупного рогатого скота в России сократилось с 57,0 млн. голов до 27,3 млн. голов, свиней — с 38,3 млн. до 15,7 млн. голов, птицы — с 660 млн. голов до 329 млн. голов14. Да, разрушительным ураганом промчались по стране «лихие 90-е», их последствия могут быть сравнены с последствиями войны.

Значительная часть потребностей внутреннего рынка стала удовлетворяться за счет импорта. В 1990 г. в стране производилось 74,2 тыс. металлорежущих станков, в 2000 г. было произведено 8,9 тыс. станков, а импортировано 20,5 тыс.,

13 http://digitalindia.gov.in/content/electronics-manufacturing;

http://profit.ndtv.com/news/industries / article-fdi-up-48-since-make-in-india-campaign-^^^-781489 (дата обращения: 10.08.2015).

14 Российский статистический ежегодник 2004. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004, с. 438.

в 2013 г. производство снизилось до 2,9 тыс. шт., импорт в 2011 г. составил 673 тыс. шт. В 2000 г. было произведено мяса всех категорий 1193 тыс. т, а импортировано — 1211 тыс. т. Импорт лекарств по стоимости увеличился с 1 млрд. долл. в 1995 г. до 11 млрд. долл. в 2011 г. (см. табл. 2,3, источники к табл. 3).

Таблица 2

Производство ряда товаров в Российской Федерации, 1990-2013 гг.

Наименование Единица измерения Годы

1990 2000 2003 2013

Антибиотики т 4672 1256 367

Препараты для лечения онкологических заболеваний млн.упаковок 31,8 5,6 5,5

Электрокардиографы тыс. шт. 23,0 9,8 5,0

Ткани млн. м2 8449 2329 2869 4164

Тракторы для сельского и лесного хозяйства тыс. шт. 214 19,2 8,1 7,6

Металлорежущие станки тыс. шт. 74,2 8,9 5,7 2,9

Легковые автомобили тыс. шт. 1103 969 1012 1900

Велосипеды, кроме детских тыс. шт. 3671 629 416 1434*

Молоко млн. т 54,2* 32,3 33,4

Кондитерские изделия тыс. т 2869 1628 2167 3288

Мясо всех категорий, включая субпродукты тыс. т 6484 1193 1677 4188**

*2008 г.

**В том числе мясо птицы 2477 тыс. т ...нет данных

Источник: Российский статистический ежегодник 2004. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004, с. 412, 441, 390; http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/natura/god10.htm; http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/natura/natura38g.htm; http://www.odnako.org/blogs/v-2013-godu-proizvodstvo-legkovih-avtomobiley-v-rf-snizilos-na-2/.

В 2000-2013 гг. в России осуществлялось замещение импорта (ранее вытеснившего внутреннее производство). В отношении некоторых товаров импортозаме-щение было достаточно успешным. Доля импорта в 2005-2010 гг. сократилась на рынке мяса птицы с 47,4 до 17,8%, свинины — с 56,7% до 37,8%, кондитерских изделий — с 11,7% до 7,3%15. Производство легковых автомобилей (1,9 млн. штук в 2013 г.) намного превысило их импорт (1 млн. шт. в 2011 г.) (см. табл. 2, 3). Заметим, что в производство автомобилей и кондитерских изделий осуществили инвестиции ТНК.

15 http://newsruss.ru/doc/index.php/ (дата обращения: 12.09.2015).

Таблица 3

Импорт ряда товаров в Российскую Федерацию, 2000-2011 гг.

Наименование Единица измерения Годы

2000 2003 2011

Металлорежущие станки тыс. шт. 20,5 128 673

Легковые автомобили тыс. шт. 71,7 214 1054

Мясо всех категорий, включая субпродукты, в том числе: тыс. т 1211 2303 1922

- мясо всех категорий, кроме мяса птицы тыс. т 517 1097 1429

- мясо птицы тыс. т 694 1206 493

Яблоки Тыс. т 218 617 1350

Картофель Тыс. т 70,8 164 490

Лекарственные средства Млн. долл. 1150 2078 10963

*2009 г.

Источники: Российский статистический ежегодник 2004. М., 2004, с. 657-659; Россия в цифрах — 2012 г. // http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d726-18.htm; http://izvestia.ru/news/578022;

http://www.potatosystem.ru/news/2013/09/18/36618/.

Однако в целом ряде отраслей зависимость от импорта остается весьма высокой. В 2013 г. доля импорта на рынке лекарств составляла 77%, на рынке медицинских изделий — 84%, в сегменте жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) — 40%16. По данным, приведенным в выступлении премьер-министра Российской Федерации Д. А. Медведева, доля импорта в станкостроении достигает 90%, оборудовании тяжелого машиностроения — 70%, нефтегазового оборудования — 60%, энергетического оборудования — 50%, сельскохозяйственных машин — от 50 до 90%17. Министр сельского хозяйства РФ А. Ткачев в интервью газете «Коммерсантъ» отметил: «...в сельском хозяйстве сохраняется высокая зависимость от импорта по ряду направлений. Мы пока продолжаем закупать за рубежом: семенной и генетический материал, средства защиты растений, кормовые добавки, ветеринарные препараты, оборудование и ингредиенты в пищевой и перерабатывающей промышленности»18.

Да, конечно, существует такое понятие, как сравнительные преимущества (модель Дэвида Рикардо), и каждая страна должна экспортировать те товары,

16 http://expert.ru/siberia/2015/27/farmatsevtyi-zhdut-peremen/ (дата обращения: 12.09.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 http://www.kp.ru/daily/26362/3244355/(дата обращения: 3.04.2015).

18 http://www.kommersant.ru/doc/2815307 (дата обращения: 25.09.2015)

по которым у нее издержки сравнительно ниже, чем по другим товарам (у нее же). Но ни в следовании концепции сравнительных преимуществ, ни в ее отрицании не должно быть догматизма, ибо сравнительные преимущества не являются чем-то застывшим. Следует развивать свои конкурентные преимущества, бережно относиться к ним, а не отбрасывать их на свалку, следуя чьим-то вердиктам и рейтингам.

Вообще-то в России речь идет не об импортозамещении, а о восстановлении некоторых производств, ориентированных на внутренний рынок и вытесненных импортом 1990 гг. Кстати, сейчас проводится кампания, в том числе и в блогосфере, с целью внести позитив в оценку 1990 гг. Конечно, мы были моложе, и у многих связаны с этими годами какие-то приятные воспоминания, кто-то и разбогател. Но разрушение потенциала промышленности, сельского хозяйства, науки было колоссальным.

Сокращение производства сопровождалось и сокращением числа занятых. Число занятых в машиностроении и металлообработке сократилось с 9,7 млн. человек в 1990 г. до 4,7 млн. человек в 2000 г. и 4,3 млн. человек в 2003 г., более чем вдвое; число занятых в легкой промышленности соответственно с 2,3 млн. человек до 0,8 млн. человек и 0,7 млн. человек, более чем в три раза19. Можно, конечно, сказать, что страна переходит к постиндустриальному развитию (об этом пишут авторы некоторых учебников по экономике, ссылаясь на падение доли сельского хозяйства в ВВП). В постиндустриальной экономике должна возрастать доля в ВВП услуг, причем услуг постиндустриального типа: образования, науки. Но нам хорошо известна ситуация в этой сфере. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками сократилась в 19922000 гг. с 1532,6 тыс. до 887,6 тыс. человек, в том числе исследователей — с 804 тыс. до 427 тыс. человек, практически вдвое. Финансирование НИОКР в процентах от ВВП в 1992-2000 гг. понизилось с 0,5% до 0,23%. В 2011 г. число занятых в сфере НИОКР составило 726 тыс. человек20. По данным Мирового банка, на основе сведений, предоставленных национальными статистическими службами, в 2005-2012 гг. расходы на НИОКР по отношению к ВВП в России составили 1,12%, в Республике Корее — 4,04%, в Японии — 3,39%, в Израиле — 3,93%, в Сингапуре — 2,1%, в США — 2,79%, в Германии — 2,93%, в Китае — 1,98%, в Малайзии — 1,0721.

С начала 1990 гг. Россия делала ставку на привлечение иностранных инвестиций. Однако их приток в первой половине 1990 гг. в условиях галопирующей инфляции, падения производства и резкого снижения совокупного внутреннего спроса был крайне незначительным. Инвестиции начали воз-

19 Российский статистический ежегодник 2004, с. 387, 397.

20 Российский статистический ежегодник 2004, с. 546; Россия в цифрах — 2014 г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_11/IssWWW.exe/Stg/d02/22-02.htm

(дата обращения: 12.04.2015).

21 World Development Indicators: Science and Technology. http://wdi.worldbank.Org/table/5.13 (дата обращения: 20.04.2015).

растать лишь со второй половины 1990 гг. Наряду с инвестициями в сырьевые отрасли, на первый план к концу 1990 гг. выдвинулись в России инвестиции ТНК в ориентированные на внутренний рынок производства обрабатывающей промышленности. Именно это направление стало ведущим в инвестиционной деятельности иностранного капитала. Особенно большой импульс для роста получили инвестиции в импортозамещающие производства после четырехкратной девальвации рубля в 1998 г. Цены на импортные товары подскочили, спрос на них упал. Компании, ранее ввозившие в Россию свою продукцию, стали развивать производство в нашей стране22.

Балансовая стоимость ПИИ в России, по данным ЮНКТАД, в конце 1998 г. составила 13,4 млрд. долл. Из этой суммы 13% приходилось на добывающую (в основном нефтедобывающую) промышленность, 17% — на пищевую промышленность, 9% — на черную металлургию, 40% — на сферу услуг 40%23. В 1998-2000 гг. в пищевкусовую промышленность направлялось в среднем 24,7% всех прямых инвестиций. В общей сумме инвестиций в обрабатывающую промышленность в 2004-2006 гг. доля нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности составляла 31,6%, пищевкусовой промышленности — 13,2%, производства металлов и металлоизделий — 12,9%, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — 8,3%, производства транспортного оборудования (автомобилестроения) — 4,4%, общего машиностроения — 3,1%, электротехнического и электронного машиностроения — 1,2%24.

В конце 2009 г., по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, балансовая стоимость прямых иностранных инвестиций в РФ достигла 109,0 млрд. долл. Из этой суммы на добычу полезных ископаемых приходилось 22,7%, в т. ч. энергоресурсов — 21,6%, на обрабатывающую промышленность — 34,0%, в том числе 11,8% -на черную и цветную металлургию, 4% — на производство нефтепродуктов и кокса, 3,0% — неметаллическое минеральное сырье, 2,9% — на деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность. Достаточно высокой была доля отраслей, ориентированных на внутренний рынок: пищевкусовой и табачной промышленности — 4,9%, химической и фармацевтической промышленности — по 1,7%. В сфере услуг (42% ПИИ) высокой была доля оптовой и розничной торговли — 10,4%, транспорта и связи — 3,9%, финансово-кредитной деятельности — 5,2%25.

22 См. подр.: Цветкова Н. Н. Прямые иностранные инвестиции в России и социальный механизм рынка // Рынок и социальные проблемы: Восток — Россия. М.: ИВ РАН, 2013, с. 47-62.

23 World Investment Report, 1999, UN. N. Y.; Geneva, 1999, р. 70.

24 Подсч. по: http // www.gks.ru/bgd/regl/b07_56/iss/exe/stg/04-03htm (дата обращения: 12.04.2015).

25 www.gks.ru/bgd/regL/b10-11/ISS.WWW.exe/d2/24-10.htm (дата обращения: 10.09.2015).

Таблица 4

Накопленные прямые иностранные инвестиции в экономике России на конец 2013 г. (млрд. долл.)

Отрасли млрд. долл. %

Все отрасли 126,1 100

Сельское хозяйство 2,0 1,6

Добыча полезных ископаемых, в т. ч.: 20,8 16,5

— добыча нефти и газа, услуги 18,6 14,8

Обрабатывающая промышленность, в т. ч.: 46,3 36,7

— пищевкусовая и табачная промышленность 8,6 6,8

— производство кокса и нефтепродуктов 2,0 1,6

— химическая промышленность 3,3 2,6

— производство неметаллических минералов 3,7 2,9

— металлургическая промышленность и производство металлоизделий 11,0 8,7

— производство электрического и электронного оборудования 2,0 1,6

— производство машин и оборудования 2,8 2,2

— производство транспортных средств 5,9 4,7

— целлюлозно-бумажная промышленность, полиграфия 2,3 1,7

— обработка древесины 2,1 1,7

— текстильная и швейная промышленность 0,2 0,01

— электроэнергетика, газо-, водоснабжение. 4,9 3,9

Строительство 2,7 2,1

Оптовая и розничная торговля 12,1 9,6

Транспорт и связь 7,3 5,8

Финансовая деятельность* 6,3 5,0

Недвижимость и услуги 22,3 17,7

- НИОКР 0,1 0,1

Здравоохранение 0,4 0,3

Образование 0,001

Всего, ориентированные на внутренний рынок ~38,5%

*По данным организаций, предоставивших статистическую отчетность, без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих банков, включая рублевые поступления, пересчитанные в доллары США.

Источник: Финансы России 2014. М.: Федеральная служба государственной статистики,

2014, с. 274-275. Табл. 04.13.

http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_51/Main.htm

В 2013 г. на долю производства товаров и услуг, в основном замещающих импорт или ориентированных на внутренний рынок, приходилось почти 2/5 балансовой стоимости ПИИ в России, в том числе на пищевкусовую и табачную промышленность — 6,8%, на производство транспортного оборудования — 4,7% (его доля заметно повысилась), химическую промышленность -2,6%, общее машиностроение — 2,2%, производство электрического и электронного оборудования — 1,6%, электро-, газо-, водоснабжение — 3,9%, всего около 20%. Еще 18,5% ПИИ направлялось в производство услуг для внутреннего рынка: это оптовая и розничная торговля — 9,6% (в последние годы ПИИ направлялись в розничные торговые сети, такие как «Ашан», «Метро», «Леруа-Мерлен»), строительство — 2,1%, транспорт и связь — 5,8% (см. табл. 4).

Именно в импортозамещении действуют многие ТНК, осуществившие инвестиции в Российской Федерации. В России уже к началу 2000 гг. наиболее заметные позиции ТНК заняли в производстве относительно недорогих брен-довых товаров — кондитерских изделий (Nestlé), прохладительных напитков (Coca-Cola), моющих средств (Procter&Gamble), чая, майонеза, маргарина (Unilever) табачных изделий (British American Tobacco, Japan Tobacco, Philip Morris). Список почти тот же, что и список для Индии 1970 гг., приведенный выше. Только Unilever производит в России пищевые продукты, а не моющие средства: нишу по производству стиральных порошков заняли Procter&Gamble (еще с начала 1990 гг.) и Henkel. Иностранные компании в пищевкусовой и табачной промышленности не только замещают импорт, но и производят продукцию под чисто отечественными торговыми марками: шоколадные конфеты фабрики «Россия» (известная реклама «Россия — щедрая душа») — продукция «Нестле»; пиво «Золотая бочка», «Балтика» — продукция Carlsberg и SAB Miller; «Кока Кола» производит в России и колу, и квас, сок «Тонус» — продукция компании «Пепси Кола». Часто, подобно герою Мольера, который не знал, что говорит прозой, мы и не знаем, что потребляем продукцию, произведенную иностранными ТНК, и что имеем дело с импортозамещением. Импортозаме-щение — это производство продукции для внутреннего рынка, а в России — это нередко производство продукции, которая еще раньше была замещена (точнее, вытеснена) импортом.

К 2010-м и даже к 2000 гг. ТНК уже заняли ведущие позиции в импортозамещающем производстве целого ряда товаров ширпотреба. С участием иностранных инвесторов — фирм «Филип Моррис», «Джапэн тобэкко», «Лигетт Дукат», БАТ, «Реемтсма» — выпускалось в 2001 г. более 70% от общего объема производства табачных изделий в РФ26. К 2012 г. состав иностранных игроков на рынке несколько изменился «Лигетт Дукат» была приобретена у английской компании «Галлахер» фирмой «Джапэн тобэкко» (JT International), а доля иностранных филиалов на рынке только возросла — до 90%. В 2012 г. доли рынка табачных компаний распреде-

26 Финансовые известия, 31.10.2002.

лились в следующем порядке: JT International — 36,5% рынка России, Philip Morris International — 25,2%, BAT-Russia — 19,4%, Imperial Tobacco — 8,9%27. Табачные ТНК выпускают продукцию и под своими фирменными брендами, и под российскими («Ява»).

Доля иностранных филиалов на российском рынке пива составляла в 2011-2012 гг. около 84%, в том числе «Балтика» (дочерняя компания датской Carlsberg, среди ее брендов — Carlsberg, Tuborg, Kronenbourg, «Балтика», «Арсенальное», «Невское», «Ярпиво») — 37,4%; Anheuser-BuschInBev (бренды Budweiser, Stella Artois, «Сибирская корона», «Клинское», «Толстяк») — 15%; голландская Heineken (марки Heineken, Amstel, BUD, GuinnessForeign, «Бочкарев», «Охота», «Три медведя») — 12%;британская SABMiller (бренды Velkopopovicky Kozel, Holsten, «Золотая Бочка», «Три Богатыря», «Жигулевское») — 10%; турецкая Anadolu Efes (Efes Pilsner, «Старый Мельник») — 10% (SAB Miller и Efes недавно слились). Единственным независимым относительно крупным российским игроком на отечественном пивном рынке остается компания «Очаково» (марки «Очаково», «Ячменный колос») — доля рынка 2%28. Иностранные компании производят пиво и под своими фирменными, и под российскими брендами.

На рынке моющих средств доля западных ТНК в 2013 г. составляла более 80%, в том числе Procter&Gamble» (бренды Tide, Ariel и «Миф») — 44%, Henkel (Лоск) — 26%, «Reclitt Benckiser» (Великобритания) («Дося») — 14%29.

В 2010 г. на рынке шоколада на филиалы ТНК приходилось более 50%, в том числе на Mars — 15%, на Nestle и KraftFoods — по 11%, Ferrero — 9%, на «Слад^» (акционер — норвежская Orkla) — около 9%30. Однако швейцарская ТНК Нестле, например, производит в России не только шоколад, но и мороженое, супы, соусы, приправы, бульонные кубики «Магги», детское питание, сухие завтраки, растворимый кофе, корм для собак и кошек, ей принадлежит торговая марка питьевой воды «Святой источник»31.

Тенденции в деятельности иностранного капитала в России в 1990 гг. оказались близки к тенденциям Индии 1970-х (а не 1990 гг.). В обеих странах фактором притяжения капитала стал достаточно емкий внутренний рынок, при преобладании в населении доли лиц с низкими доходами. Инвестиции в импортозамещающее производство более дорогих товаров длительного пользования, автомобилей, стали возрастать в РФ только после того, как по-

27 http://rosinvest.com/acolumn/blog/mirovoi_prodovolstvenii_rinok/461.html (дата обращения: 12.08.2015).

28 http://pivoinfo.ru/rossijskij-rynok-piva-obzor/(дата обращения: 12.08.2015).

29 http://delonovosti.ru/business/2154-rynok-moyuschih-sredstv.html 14 апреля 2014 (дата обращения: 15.09.2015).

30 Онтикова С. И., Костынич Е. А. Состояние и перспективы развития рынка шоколадной продукции России// Молодой ученый. 2014. № 3. // http://www.moluch.ru/archive/62/9653/(дата обращения: 2.09.2015).

31 http/www.nestle.ru/media/default.asp?uin//102 (дата обращения: 12.10.2010).

высился ВВП и возросли доходы населения, в 2000 гг. В Индии это происходило с 1990 гг. В 2000 гг. сборочные производства в России организовали крупнейшие ТНК автомобильной промышленности: «Форд», «Дженерал моторс», «Фольксваген», «Рено», «Фиат», «Ниссан», «Тойота», «Мицубиси», китайская «Великая стена»32.

В 2014 г. ситуация в России иная, чем в 1998 г., т. к. к «шоку» девальвации из-за снижения цен на нефть добавляется «шок», вызванный санкциями со стороны стран Запада и Японии. Следуя политическому курсу своей страны происхождения, некоторые автомобильные компании, например, «Дженерал Моторс» и ее германская дочка «Опель» на фоне санкций уходят из России («что хорошо для «Дженерал Моторс», хорошо для США», и наоборот), другие компании, напротив, развивают в России производство автомобильных компонентов. Место американских производителей автомобилей готовы занять китайские компании.

Важная особенность импортозамещения, которая проявилась в странах Азии, — переход к производству ранее импортировавшихся товаров сопровождается не столь значительным сокращением импорта. Вместо готовых изделий импортируются комплектующие для их производства. Если сначала в России ввозили автомобили (к тому же подержанные), бытовую технику, то после создания сборочных производств стали ввозить компоненты. Однако в этом случае в стране создаются (пусть и не в столь значительных масштабах) дополнительная добавленная стоимость, рабочие места, появляются новые центры производства. Таким образом, важный вопрос в развитии импортозамещения — это локализация, повышение доли местных компонентов в стоимости готовой продукции.

Процессу локализации производства в автомобильной промышленности способствовали принятые государством меры — программы Промсборка-1 (2005 г.) и Промсборка-2 (2010 г.). Автопроизводителям предоставляются льготные таможенные ставки на ввоз компонентов, а в ответ они обязываются сократить ввоз автокомпонентов и выполнить частичную локализацию производства на территории России. Благодаря этому, например, в Петербурге и Ленинградской области сложился кластер, включающий производителей автомобилей (заводы «Форд»,«Дженерал моторз», «Тойота», «Ниссан»и «Хендэ) и автокомпонентов (Faurecia, NokianTires, Stadco, Tenneco Automotive, Thyssen Krupp)33. Значительная часть компонентов электронной, автомобильной промышленности производится по контрактам о производстве (contractmanufacturing), у многих крупных компаний есть сеть поставщиков, часто весьма крупных. Эти субподрядчики и осуществили инвестиции в Петербурге.

32 TheMoscowTimes. 30.03.2007.

33 Куркин К. Тонкие ростки импортозамещения.

http://expert.ru/northwest/2015/35/tonkie-rostki-importozamescheniya/(дата обращения: 22.09.2015).

Свидетельства локализации можно наблюдать и в фармацевтической промышленности. В июне 2015 г. завершилось строительство завода полного цикла компании «Новартис Нева» (филиала компании «Новартис», которая образовалась в результате слияния Ciba-Geigy и Sandoz,), начатое в 2011 г. Новое предприятие будет производить 1,5 млрд. единиц продукции, которая в первую очередь будет предназначена для российского рынка. Курс на импортозаме-щениеи высокая доля госзакупокв фармацевтической отрасли мотивируют международных фармпроизводителей на локализацию производства, как это сделали компании Novartis, Astra Zeneca, Bayer34.

Калуга стала кластером автомобилестроения, электроники. 4 сентября 2015 г. в Калуге был торжественно открыт завод по производству автомобильных двигателей компании «Фольксваген» (локализация производства). Немецкая компания планировала открыть в России и завод по производству автомобильных шасси. Но теперь этот проект может оказаться под угрозой.

В конце сентября 2015 г. «Фольксваген» стала объектом скандала в США и подверглась миллиардным штрафам.

Каковы же итоги импортозамещения в сельском хозяйстве и пищевой промышленности к сентябрю 2015 г.?

Таблица 5

Выпуск ряда важнейших видов продукции (январь-август 2015 г.)

Товары, единица измерения Январь-август 2015 г. В % к январю-августу 2014 г.

Мясо и субпродукты убойных животных, млн. т 1,4 113,7

Мясо и субпродукты домашней птицы, млн. т 2,8 110,6

Молоко жидкое обработанное, млн. т 3,6 99,3

Сыры и продукты сырные, тыс. т 389 125,1

Овощи и грибы консервированные, млн условных банок 338 124,9

Ткани, млрд. м2 2,9 111,9

Тракторы, тыс. шт 3,1 66,8

Станки металлорежущие, тыс. шт. 1,8 85,2

Серверы сетевые, компьютеры серверного назначения, тыс. шт 35 87,5

Автомобили легковые, тыс. шт. 843 74,0

Источник: О промышленном производстве в январе-августе 2015 г. Роскомстат. http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/184.htm

По итогам первых семи месяцев 2015 г. экспорт составил 69% от уровня января-июля 2014 г., импорт — 60,3% от уровня соответствующего периода 2014 г.,

34 Куркин К. Тонкие ростки импортозамещения.

в том числе импорт продукции химической промышленности, каучука — 72%, продовольственных товаров и сырья для их производства — 62%, машин, оборудования, транспортных средств — 55%. Импорт мяса составил 68,0% от уровня семи месяцев 2014 г., молока — 67,2%, рыбы — 56,2%, мяса птицы — 49,2% (см. табл. 6).

Импорт сыров и творога сократился более чем наполовину, зато импорт пальмового масла и его фракций увеличился на 25%: очевидно именно с этим импортом был связан бум производства сыра и «сырных продуктов». По итогам первых восьми месяцев 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. оно возросло на те же 25%, в то время как производство молока составило 99,3% от уровня предыдущего года. Таким образом, вместо настоящего сыра делают фальсификат, в котором велика доля пальмового масла, вредного для здоровья людей. Но деятельность эта весьма прибыльна для производителей.

С января по август 2015 г. по сравнению с январем — августом 2014 г. возросло производство сталеплавильного оборудования на 34,4%, медицинского оборудования — на 15,8%, тканей — на 11,9%, консервированных овощей и грибов — на 24,9%35.

Таблица 6

Импорт отдельных продовольственных товаров (январь-июль 2015 г.)

Товар, единица измерения Январь-июль 2015 г. В % к январю-июлю 2014 г.

Весь импорт, млрд. долл. 102,4 60,3

В т. ч. машины, оборудование, транспортные средства млрд. долл. 45,0 55,0

Продукция химической промышленности, каучук 19,4 72,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства, млрд. долл., в т. ч.: 14,8 62,0

Мясо; тыс. т 369 68,0

Мясо птицы; тыс. т 131 49,2

Рыба; тыс. т 219 56,2

Молоко и сливки несгущенные; тыс. т 127 67,4

Сыры и творог; тыс. т 98 45,0

Масло пальмовое и его фракции; тыс. т 426 125,3

Яблоки свежие; тыс. т 555 69,9

Источник: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/191.htm

35 http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/184.htm (дата обращения: 10.09.2015).

В первые восемь месяцев 2015 г. производство мяса увеличилось на 13,7%, мяса птицы — на 10,6%. Импорт этих товаров сократился в январе-июле 2015 г.: мяса — на 32%, мяса птицы — на гА. Наряду с импортоза-мещением имеет место и снижение потребления некоторых подорожавших продуктов, «затягивание поясов». В свое время известный английский социолог Энтони Гидденс писал, что для того, чтобы почувствовать, что такое глобализация, надо просто пойти в супермаркет, и вы увидите там товары, импортированные из разных стран, товары, произведенные филиалами ТНК в стране... Для того, чтобы почувствовать, что такое им-портозамещение, можно тоже зайти в тот же супермаркет и посмотреть на ярлыки. Вместо апельсинов из Испании — апельсины из Турции, помидоры и сыры из России, Беларуси. Иногда и креветки из Беларуси. Впрочем, большинство населения спокойно относится к исчезновению пармезана и хамона (безумно дорогого даже в Испании), менее спокойно — к возросшим ценам на некоторые товары и ухудшению качества других (тем более, что о вреде пальмового масла все наслышаны из телепрограмм, хотя в Африке его употребляют в пищу).

Вопрос о продовольственной безопасности сохранял бы свое значение и при отмене санкций. Кстати, для стран Евросоюза и США характерен высокий уровень самообеспеченности продовольственными товарами, они являются крупными экспортерами продовольствия, притом, что доля продовольствия в их ВВП минимальна. Япония отнюдь не руководствуется моделью сравнительных преимуществ, субсидируя выращивание риса, а ставит во главу угла поддержку крестьянства и продовольственную безопасность.

Сегодня в отношении производства, ориентированного на внутренний рынок, можно выделить три группы отраслей.

Во-первых, сельское хозяйство и пищевая промышленность. Развитие этих отраслей жизненно важно, оно связано с обеспечением продовольственной безопасности. Речь могла бы идти и об иностранных инвестициях в сельское хозяйство, причем со стороны незападных партнеров. Пока же на конец 2013 г. на сельское хозяйство приходилось лишь 1,6% балансовой стоимости ПИИ (см. табл. 4).

Вторая группа — производство потребительских товаров низких и средних технологий. Например, раньше у нас в продаже был обычный дешевый канцелярский клей, сегодня продается дорогой клей из Германии. Безусловно, производство таких товаров, в отношении которых западные (или восточные) поставщики не обладают какими-то передовыми технологиями и особыми конкурентными преимуществами, весьма оправданно и реально. Это, например, велосипеды, производство которых по сравнению с 1990 г. сократилось в разы и которые отнюдь не относятся к высокотехнологичной продукции, хотя в некоторых странах издержки их производства ниже, чем в России. Или ткани: ивановские ситцы, которые славились своим качеством На текстильную и швейную промышленность в 2013 г. приходилось 0,1% балансовой стоимости ПИИ (см. табл. 4).

Импортозамещению может способствовать введение защитных таможенных тарифов для некоторых производств. Не выдерживают критики требования об отказе от государственной поддержки сельского хозяйства, ее широко используют США. Евросоюз, Япония. На стадии становления национальной промышленности и Англия, и Германия, и США, и Япония широко использовали протекционизм. Если же говорить о прямых иностранных инвестициях (ПИИ), то наличие достаточно высоких таможенных тарифов на продукцию считается стимулом для организации ее производства в стране с помощью ТНК, которые раньше ввозили эту продукцию.

Третья группа отраслей — высокотехнологичные отрасли. В современном мире ни одна страна, даже самая крупная и развитая, не может производить всю номенклатуру продукции машиностроения. В России в высокотехнологичные отрасли вложена лишь малая доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в РФ. Доля общего машиностроения в балансовой стоимости ПИИ в РФ в 2009 г. составляла 2,2%, транспортного машиностроения — 1,81%, из которых 1,8% приходилось на автомобилестроение (импортозамещающее производство), а 0,005% — на производство судов и летательных аппаратов, доля электронного и электротехнического машиностроения — 0,9%, НИОКР — 0,005%36. Из балансовой стоимости ПИИ в РФ на конец 2013 г. на производство транспортных средств (в основном автомобилей) приходилось 4,7%, машин и оборудования — 2,2%, электрического и электронного оборудования — 1,6%, на НИОКР — 0,1% (см. табл. 4).

Говоря о возможностях импортозамещения в высокотехнологичных отраслях, следует учитывать реальные и реально возможные конкурентные преимущества РФ (а не рейтинги, нередко предвзятые). Всемирный экономический форум проделывает колоссальную работу, составляя рейтинг международной конкурентоспособности стран. Для рейтинга используются два вида показателей: объективные, цифровые оценки (например, объем ВВП, продолжительность жизни и т. д.) и оценки по опросам экспертов (по РФ порядка 400 экспертов, представителей крупного, среднего и мелкого отечественного бизнеса, которые дают показателям оценки от 1 до 7, эти оценки собирает в каждой стране выбранный научно-исследовательский центр, в РФ — Евроазиатский центр конкурентоспособности). Например, в Докладе о международной конкурентоспособности 2013-2014 г. РФ получила 64-е место, в 2014-2015 г. поднялась на 53-е место. Однако и в 2013-2014 г., и в 2015 г. место России явно занижено там, где речь идет об оценочных показателях. Так, по наличию ученых и инженеров в 2014-2015 г. РФ получила 4,1 балла и занимала 70-е место. Кто же опережал Россию по наличию (не числу, это оценочный показатель!) инженеров и исследователей? № 38 — Мадагаскар, № 50 — Мали, № 68 — Сенегал (в последнем есть всего два высших учебных заведения). По качеству системы образования Россия находилась на 84-м месте, 3,5 балла.

36 www.gks.rU/bgd/regl./b10-11/ISS.WWW.exe/d2/24-10.htm (дата обращения: 10.09.2015).

Мы, конечно, критикуем наше образование. Но впереди России были такие страны, как Гамбия (№ 39; 4,3 балла), Кабо-Верде (№ 57; 3,9 балла); Сенегал (№ 66; 3,8 балла), Эфиопия (№ 74), Руанда. При этом в Гамбии получают среднее образование 57,5% лиц соответствующих возрастов, в Сенегале — 41%, в Руанде — 31,8%. По наличию специализированных научно-исследовательских центров и центров подготовки кадров Россия занимала 59-е место, а перед ней находились Замбия, Сенегал (в нем около десятка небольших научных учреждений, некоторые с десятком сотрудников, например, таким был центр исследований проблем третьего мира под руководством Самира Амина). По способности к инновациям Россию (№ 66, 3,8 балла) опережали Сенегал (№ 56), Сейшелы (№ 59), Таджикистан (№ 62). Впрочем, за 2013 г. места РФ были еще ниже, и Россию опережала Гамбия (например, по таким оценочным параметрам, как наличие специализированных научно-исследовательских учреждений, сотрудничество университетов и промышленности, развитие кластеров)37. Кстати, ведущее конкурентное преимущество России в рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума — это емкий внутренний рынок.

В 1960 гг. одним из первых компьютеров в Индии была советская ЭВМ «Минск». Сегодня экспорт компьютерных услуг из Индии, составляет около 50 млрд. долл., а из России — только 2 млрд. долл.38 Вместе с тем, сравнительные преимущества России (наличие известных на весь мир технических вузов, развитие инфраструктуры ИТ, а в условиях снижения курса рубля и низкий уровень зарплат) делают возможным развитие такого рода ИТ-услуг в России и для внутреннего рынка, и для экспорта, причем услуг высокотехнологичных, спрос на которые увеличивается по сравнению со спросом на более простые трудоемкие услуги, которые в перспективе смогут выполнять роботы.

Если говорить об импортозамещении в электронной промышленности, то любопытно проанализировать географическую структуру импорта этой продукции в РФ. В 2013 г. общий импорт в РФ товаров сферы ИКТ (компьютерного, телекоммуникационного оборудования, теле- и радиооборудования, электронных компонентов) составил 21,5 млрд. долл. 73,5% этого импорта поступало из развивающихся стран, в том числе 53,5% всего импорта — из КНР. На долю развитых стран приходилось 26,5% импорта такого оборудования, причем 20% всего импорта ввозилось из стран Европы и ведущими экспортерами в Россию были Словакия (0,7 млрд. долл.), Польша и Чехия (по 0,6 млрд. долл.), Венгрия (0,4 млрд. долл.), Эстония (0,2 млрд. долл.). Между тем эти восточноевропейские страны не имеют своих брендов ком-

37 The Global Competitiveness Report 2013-2014. World Economic Forum, 2013 www.weforum.org/gcr. The Global Competitiveness Report 2014-2015. World Economic Forum, 2014. http://www.weforum.org/node/145867 (дата обращения: 2.02.2015).

38 http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId = 17629 (дата обращения: 12.04.2015).

пьютеров и другой электроники, производят ее в филиалах ТНК, причем нередко ТНК из стран Востока, или по контрактам о производстве с ТНК. Такого рода сборочные производства из импортных компонентов могла бы развивать и Россия, тем более что в начале 2000 гг. в Москве, например, была развита т. наз. «коленная сборка» компьютеров из импортных компонентов небольшими фирмами. Критичным с точки зрения инноваций можно считать импорт из таких стран, как Германия (0,4 млрд. долл., 2%), США (0,38 млрд. долл., 2%, в т. ч. компьютеры 150 млн. долл.), Япония (0,35 млрд. долл., 1,7%, в т. ч. компьютеры 60 млн. долл.), Франция — 0,3 млрд. долл., Швеция — 0,3 млрд. долл.39 Сегодня сборку телевизоров, крупной бытовой техники производят в России Samsung Electronics, LG, Philips. В Индии Samsung Electronics занимает первое место по сбыту смартфонов,90% из них производится на двух индийских предприятиях этой южнокорейской компании40. Возможна ли организация сборки в России мобильных телефонов, ноутбуков? Если учесть, что в последние годы быстро рос экспорт телекоммуникационного оборудования из таких стран, как Камбоджа, Маврикий, то Россия по сравнению с этими странами не отстает в наличии достаточно подготовленной рабочей силы, которая к тому же сильно подешевела после девальвации рубля в 2 раза.

Хотя доля инвестиций в НИОКР в балансовой стоимости ПИИ на 2013 г. крайне мала, целый ряд ТНК ведет научные исследования в России: например, Samsung Electronics, IBM, Intel, Novartis (продукт слияния Sandozи Ciba-Geigy), Merck, и их топ-менеджеры оценивают российских специалистов достаточно высоко.

В импортозамещении при наличии соответствующих стимулов и гарантий могут принять участие (и уже активно участвуют) иностранные инвесторы. К вопросу о конкурентоспособности и национальных конкурентных преимуществах в развитии высокотехнологичных отраслей не следует подходить догматически, и не следует слепо доверять выставленным кем-то оценкам и рейтингам.

Итак, уже к 2010 гг. (и даже к 2000 гг.) ТНК заняли ведущие позиции в целом ряде импортозамещающих производств, на рынках относительно недорогих товаров массового спроса. Тенденции к росту инвестиций в эти производства усилились после девальвации рубля в 1998 г. В 2000 гг. на фоне роста доходов населения возросли инвестиции в замещающее импорт производство иномарок российской сборки. В 2014 г. к «шоку» девальвации рубля, который имел место и в 1998 г., добавляется «шок», вызванный санкциями со стороны стран Запада и Японии. Однако девальвация валюты объективно служит фактором, способствующим привлечению ПИИ в импортозамещение. Речь могла бы

39 http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx=15850 (дата обращения: 12.04.2015).

40 http://profit.ndtv.com/news/corporates/article-tandoori-microwaves-tamil-friendly-smartphones-samsung-woos-india-751473 (12.05.2015).

идти об инвестициях в сельское хозяйство, причем со стороны незападных партнеров. Критичным, однако, является привлечение инвестиций (и иностранных, и отечественных) в высокотехнологичные отрасли. И с этой точки зрения имеет очень большое значение политика, проводимая в отношении НИОКР.

В целом же в России можно говорить не только и не столько об импорто-замещении, сколько о возрождении производства, ориентированного на внутренний рынок, об использовании реальных национальных конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.