Научная статья на тему 'Импортозамещение и прямые иностранные инвестиции: опыт стран Востока и проблемы России'

Импортозамещение и прямые иностранные инвестиции: опыт стран Востока и проблемы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Азия / Россия / импортозамещение / прямые иностранные инвестиции (ПИИ) / ТНК / сравнительные преимущества / товары ИКТ. / Asia / Russia / import substitution / foreign direct investment (FDI) / transnational corporations / comparative advantages / ICT goods.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение и прямые иностранные инвестиции: опыт стран Востока и проблемы России»

Цветкова Н.Н.1

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ОПЫТ СТРАН ВОСТОКА И ПРОБЛЕМЫ РОССИИ

Ключевые слова: Азия, Россия, импортозамещение, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), ТНК, сравнительные преимущества, товары ИКТ.

Keywords: Asia, Russia, import substitution, foreign direct investment (FDI), transnational corporations, comparative advantages, ICT goods.

Вопрос об импортозамещении приобрел особую актуальность для России после введения западных санкций и ответных контрсанкций в 2014 г.

Импортозамещение играло важную роль в экономической стратегии ряда крупных азиатских стран, например, Индии2. Инвестиции в импортозамещающие производства обрабатывающей промышленности были в 1960-х гг. наряду с сырьевым направлением важнейшим направлением в деятельности ТНК в азиатских странах.

Проникновение многих ТНК в Индию в 1960-1970-х гг., по мнению индийского экономиста К. Субраманьяма, в значительной степени объяснялось их стремлением завоевать и удержать позиции на емком внутреннем рынке страны3. Сферой экспансии ТНК в Индии стали отрасли, при сбыте продукции которых большую роль играют популярные у покупателей торговые марки. На относительно емкий внутренний рынок Индии ориентировались «Нестле», «Юни-левер» (пищевая промышленность), «Колгейт-Пальмолив» (производство моющих средств), «Бритиш Америкэн То-бэкко» (табачная промышленность), «Сандоз», «Байер», «Мерк» (фармацевтическая промышленность)4. В 1990-х гг. в Индии на основе высоких темпов экономического роста и увеличения покупательной способности не только узкой состоятельной верхушки, но более многочисленного среднего класса импортозамещение вновь стало играть важную роль в иностранных инвестициях, которые направлялись уже в производство товаров длительного пользования, в частности, автомобилей.

В одних и тех же отраслях направления деятельности иностранных инвесторов могут быть различными. Например, в электронном машиностроении инвестиции могут идти в ориентированные на экспорт или в импортозамещающие производства. При этом будут различными факторы, определяющие привлекательность страны для ПИИ: в одном случае - это низкий уровень зарплаты, в другом - емкость внутреннего рынка. Производство товаров ИКТ (компьютерного, телекоммуникационного, аудио-, видеооборудования, электронных компонентов) в КНР ориентировано и на внутренний рынок, и на экспорт. В 2013 г. КНР была ведущим в мире экспортером товаров ИКТ (30% их мирового экспорта)5. Внутренний рынок КНР очень емкий, например, в 2014 г. на нем было продано 400 млн. смартфонов. В Индии товары ИКТ производятся для внутреннего рынка, экспорт незначителен. ИТ-услуги в Индии были ориентированы на экспорт, в Китае - преимущественно на внутренний рынок. В странах Азии уже с 1970-х гг. иностранные инвестиции в производство товаров для внутреннего рынка возрастали гораздо медленнее, чем инвестиции в ориентированные на экспорт производства обрабатывающей промышленности.

Однако непреодолимой границы между импортозамещающими и ориентированными на экспорт производствами нет. Успешно осуществленное импортозамещение вполне может стать основой для экспортной ориентации. Так, фармацевтическая промышленность Индии в 1970-х гг. производила лекарства для внутреннего рынка, В 1970-х гг. в Индии так называемый Комитет Хати подготовил доклад о злоупотреблениях в стране иностранных фармацевтических компаний6. В итоге их деятельность была ограничена, и результаты налицо: сегодня Индия занимает важное место на мировом рынке лекарств, её фармацевтические компании хорошо известны, в том числе и в России, своими марками «Ранбакси» (антибиотик цифран) и «Доктор Редди». На Тайване в 1950-х гг. электротехническая промышленность создавалась в основном с целями импортозамещения и выпускала относительно простые бытовые электро-

1 Цветкова Нина Николаевна к.э.н., в.н.с. Центра исследований общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН. Научные интересы: ТНК в странах Востока, информационно-коммуникационные технологии, региональная интеграция, МЭО. E-mail: [email protected]

2

См. например: Широков Г.К. Промышленная революция в странах Востока. - М.: Наука, ГРВЛ, 1981.

3 Subrahmaniam K. Import of Capital and Technology. A Study of Foreign Collaborations in Indian Industry. - New Delhi, 1972. -

P. 227.

4 См. подробнее: Цветкова Н.Н. Международные монополии и социальная эволюция в развивающихся странах Азии. - М.: Наука, ГРВЛ, 1983. - С. 58-59.

5 http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx=15850

6 См. например: Task Force to Explore Options other than Price Control for Achieving the Objective of Making Available Life-saving Drugs at Reasonable Prices. September 20, 2005. Submitted to the Department of Chemicals & Petrochemicals, Government of India. -http://pharmaceuticals.gov.in/ mshT2810/FTY3.pdf

приборы. Но уже в 1960-х гг. стала делаться ставка на экспортную ориентацию. Сегодня Тайвань входит в число ведущих мировых экспортеров товаров ИКТ.

Экспортная ориентация в одних отраслях не исключает импортозамещения (точнее, ориентации на производство для внутреннего рынка) в других. Об этом может свидетельствовать достаточно высокий удельный вес пищевкусовой и табачной промышленности, в основном ориентированной на внутренний рынок, в добавленной стоимости обрабатывающей промышленности в 2013 г.: 9% в Германии, 12 - в Японии, 15 - в США, 9% в Индии1.

Импортозамещение сохраняет большое значение в экономическом развитии Индии. В стратегии «Цифровая Индия» (Digital India) поставлена задача к 2020 г. понизить долю импорта на индийском рынке электроники до нуля. Цели развития в стране производства (ориентированного и на внутренний рынок, и на экспорт) с помощью привлечения прямых иностранных инвестиций ставит и стратегическая задача «Делай в Индии» (Make in India), поставленная премьером-министром Индии Нарендрой Моди в 2014 г. С августа 2014 г. по апрель 2015 г. приток ПИИ В Индию увеличился на 48% по сравнению с соответствующим периодом 2013-2014 гг.2. Если сфера ИТ-услуг в Индии ориентирована на экспорт, то производство товаров ИКТ развивается преимущественно с ориентацией на внутренний рынок.

Импортозамещение и ПИИ в России

В России речь идет не только и не столько об импортозамещении, сколько о возрождении производства, ориентированного на внутренний рынок. В начале 1990-х гг. одновременное сочетание двух шоков - бесконтрольного импорта товаров и либерализации цен на все товары при замораживании зарплаты - привело к тому, что на рынки хлынул дешевый импорт, а многие предприятия и даже целые отрасли не могли приобретать по возросшим ценам сырье и материалы и просто рухнули. Производство ряда товаров не восстановилось и к концу 1990-х гг. и было замещено импортом. Например, в 1990-2000 гг. в России производство антибиотиков сократилось с 4672 т до 1256 т, витаминов -с 4327 т до 635 т. Производство мяса сократилось в 1990-2000 гг. с 6484 тыс. т до 1183 тыс. т3.

В 2000-2013 гг. в России осуществлялось замещение импорта (ранее вытеснившего внутреннее производство). В отношении некоторых товаров импортозамещение было достаточно успешным. Доля импорта в 2005-2010 гг. сократилась на рынке мяса птицы с 47,4 до 17,8%, свинины - с 56,7 до 37,8%, кондитерских изделий - с 11,7 до 7,3%. Производство легковых автомобилей (1,9 млн. штук в 2013 г.) намного превысило их импорт (1 млн. шт. в 2011 г.4. Заметим, что в производство автомобилей и кондитерских изделий осуществили инвестиции ТНК.

Однако в целом ряде отраслей зависимость от импорта остается весьма высокой. В 2013 г. доля импорта на рынке лекарств составляла 77%, на рынке медицинских изделий - 84%, в сегменте жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) - 40%5. По данным, приведенным в выступлении премьер-министра Российской Федерации Д.А. Медведева, доля импорта в станкостроении достигает 90%, оборудовании тяжелого машиностроения - 70%, нефтегазового оборудования - 60%, энергетического оборудования - 50%6.

С начала 1990-х гг., перейдя к рыночным реформам, Россия сделала ставку на привлечение иностранных инвестиций. Но их приток в первой половине 1990-х гг. в условиях галопирующей инфляции, падения производства и резкого снижения совокупного внутреннего спроса был незначительным. Инвестиции начали возрастать лишь со второй половины 1990-х гг. (см. табл. 2). Ведущей сферой деятельности ТНК в России к концу 1990-х гг. стали наряду с добычей нефти и газа ориентированные на внутренний рынок, импортозамещающие производства обрабатывающей промышленности. Тенденции к росту инвестиций в эти производства усилились после девальвации рубля в 1998 г., которая привела к резкому росту цен импортных товаров. В 2014 г. ситуация в России иная, чем в 1998 г., т.к. к «шоку» девальвации из-за снижения цен на нефть добавляется «шок», вызванный санкциями со стороны стран Запада. Однако девальвация валюты объективно служит фактором, способствующим привлечению ПИИ в импортозамещение.

Уже к началу 2000-х гг. в России обосновались ведущие ТНК, действующие на рынках потребительских товаров. Наиболее заметные позиции ТНК заняли в производстве относительно недорогих брендовых товаров - кондитерских изделий, упакованных продуктов питания, прохладительных напитков, пива, табачных изделий, моющих средств. Иностранные компании в пищевкусовой и табачной промышленности производят сегодня продукцию и под своими фирменными брендами, и под чисто отечественными торговыми марками («Россия - щедрая душа», шоколад, -продукция «Нестле»; пиво «Клинское», «Балтика» - продукция иностранных филиалов; «Кока Кола» производит в России и колу, и квас). Часто, подобно герою Мольера, который не знал, что говорит прозой, мы не знаем, что потребляем продукцию, произведенную иностранными ТНК.

Тенденции в деятельности иностранного капитала в России в 1990-х гг. оказались близки к тем же тенденциям в Индии 1970-х (а не 1990-х гг.). В обеих странах фактором притяжения капитала стал достаточно емкий внутренний рынок, при преобладании в населении доли лиц с низкими доходами. Инвестиции в импортозамещающее производст-

1 http://wdi.worldbank.Org/table/4.3

2 http://digitalindia.gov.in/content/electronics-manufacturing; http://profit.ndtv.com/news/industries/article-fdi-up-48-since-make-in-india-campaign-launch-781489

3

Российский статистический ежегодник 2004. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004. - С. 412, 441, 390; http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/natura/god10.htm; http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/natura/ natura38g.htm; http://www.odnako.org/blogs/v-2013-godu-proizvodstvo-legkovih-avtomobiley-v-rf-snizilos-na-2/

4 http://newsruss.ru/doc/index.php/%

5 http://expert.ru/siberia/2015/27/farmatsevtyi-zhdut-peremen/

6 http://www.kp.ru/daily/26362/3244355/

во более дорогих товаров длительного пользования, автомобилей, стали возрастать в России только после того, как повысился ВВП и возросли доходы населения, с середины 2000-х гг. (В Индии это происходило с 1990-х гг.). Кстати емкий внутренний рынок в рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума -это ведущее конкурентное преимущество России.

Таблица 1

Накопленные прямые иностранные инвестиции в экономике России на конец 2013 г.Х)

(млрд. долл. США)

млрд. долл. %

Всего 126,1 100

Сельское хозяйство 2,0 1,6

Добыча полезных ископаемых 20,8 16,5

Добыча нефти и газа, услуги 18,6 14,8

Обрабатывающая промышленность 46,3 36,7

Пищевкусовая и табачная промышленность 8,6 6,8

Производство кокса и нефтепродуктов 2,0 1,6

Химическая промышленность 3,3 2,6

Производство неметаллических минералов 3,7 2,9

Металлургическая промышленность и производство металлоизделий 11,0 8,7

Производство электро- и электронного оборудования 2,0 1,6

Производство машин и оборудования 2,8 2,2

- Производство транспортных средств 5,9 4,7

Целлюлозно-бумажная промышленность, полиграфия 2,3 1,7

Обработка древесины 2,1 1,7

Текстильная и швейная промышленность 0,2 0,01

Электроэнергетика, газо-, водораспределительные системы 4,9 3,9

Строительство 2,7 2,1

Оптовая и розничная торговля 12,1 9,6

Транспорт и связь 7,3 5,8

- трубопроводы 1,7 1,3

- связь 1,5 1,2

Финансовая деятельность* 6,3 5,0

Недвижимость и услуги 22,3 17,7

-НИОКР 0,1 0,1

Здравоохранение 0,4 0,3

Образование 0,001

* По данным организаций, предоставивших статистическую отчетность, без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих банков, включая рублевые поступления, пересчитанные в доллары США.

Источник: Финансы России 2014. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2014. - С. 274-275. Табл. 04.13. -http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_51/Main.htm

В 2013 г. на долю производства товаров и услуг, в основном замещающих импорт или ориентированных на внутренний рынок, приходилось около 2/5 балансовой стоимости ПИИ в России, в том числе на пищевкусовую и табачную промышленность - 6,8%, на производство транспортного оборудования (в основном автомобилестроение) -4,7% (его доля заметно повысилась), химическую промышленность - 2,6%, общее машиностроение - 2,2, производство электрического и электронного оборудования - 1,6, электро-, газо-, водоснабжение - 3,9, всего около 20%. 18,5% ПИИ направлялось в производство услуг для внутреннего рынка: в оптовую и розничную торговлю - 9,6%, строительство - 2,1%, транспорт и связь - 5,8% (см. табл. 1).

Таблица 2

Приток прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию, 1991-2014 гг. (млрд. долл.)

Годы 1991 1992 1993 1994 1995 1996

млрд. долл. 1,2 1,2 0,7 2,1 2,6

Годы 1997 1998 1999 2000 2001 2002

млрд. долл. 4,7 2,8 3,3 2,7 2,7 3,5

Годы 2003 2004 2005 2006 2007 2008

млрд. долл. 8,0 15,4 15,5 37,6 55,9 74,8

Годы 2009 2010 2011 2012 2013 2014

млрд. долл. 36,6 43,2 55,1 50,6 69,2 21,0

Составлено по: Foreign direct investment: Inward and outward flows and stock, annual, 1980-2014. - http://unctadstat.unctad. org/wds/TableViewer/tableView.aspx

По данным ЮНКТАД (которые отличаются от данных Госкомстата, дающего сведения только об инвестициях в нефинансовый сектор), приток ПИИ в РФ понизился с 69,2 млрд. долл. в 2013 г. до 21,0 млрд. долл. в 2014 г. До этого, в 2000-х гг., приток ПИИ возрастал, пиковый уровень был достигнут в 2008 г., с низкого уровня 2009 г. приток ПИИ продолжал расти вплоть до 2013 г. (см. табл. 2). С 2013 по 2014 г. с 565,7 млрд. долл. до 378,2 млрд. долл. сокра-

тилась и балансовая стоимость ПИИ в РФ1, что вообще-то происходит довольно редко и свидетельствует о закрытии иностранных предприятий.

В 2015 г. на фоне санкций и снижения темпов экономического роста некоторые компании уходят из России. За последние два года из России ушло около 60 известных брендов и компаний - в полтора раза больше, чем во время кризиса 2008 г. Продав долю в проекте «Полярное сияние», в декабре 2015 г. американская ConocoPhillips после 25 лет присутствия в России покинула ее. Ушла финская Stockmann, пришедшая в Россию в 1989 г. Японская Toshiba, объявив об уходе с российского рынка электроники и бытовой техники в декабре 2015 г., призналась, что не выдержала конкуренции с Samsung и LG. Корейцы, по оценкам Toshiba, занимали 70% рынка телевизоров, а сама Toshiba в лучшие годы - только 10%2. Ушла «Опель» (немецкая «дочка» «Дженерал моторс»).

Одни компании уходят, другие расширяют свои позиции в сегменте рынка, ориентированном на покупателей с невысокими доходами. На рынке фастфуда лидерами по открытию точек в 2015 г. были KFC, Burger King и McDonald's. 80% открытых торговых точек в 2015 г. пришлось на бренды из сегмента массмаркет, а 90% закрытых магазинов принадлежало брендам среднего ценового сегмента3. Одни ТНК уходят, а другие готовы занять освободившиеся ниши. Это, например, южнокорейские, китайские автомобильные компании.

Сегодня в отношении производства, ориентированного на внутренний рынок, в России можно выделить три группы отраслей.

- Во-первых, сельское хозяйство и пищевая промышленность. Развитие этих отраслей жизненно важно, оно связано с обеспечением продовольственной безопасности. Не выдерживают критики требования об отказе от государственной поддержки сельского хозяйства. США. Евросоюз, Япония осуществляют широкомасштабную поддержку аграрного сектора. Речь могла бы идти и об иностранных инвестициях в сельское хозяйство. Пока же на конец 2013 г. на сельское хозяйство приходилось лишь 1,6% балансовой стоимости ПИИ (см. табл. 1).

За одиннадцать месяцев 2015 г., с января по ноябрь, весь импорт РФ по отношению к соответствующим месяцам 2014 г. составил 62,5% (в январе-ноябре 2014 г. он был равен 92,5% от импорта за январь-ноябрь 2013 г.). В январе-ноябре 2015 г. особенно заметно сократился импорт мяса птицы (57,8% от уровня 2014 г.), рыбы (59,4%), подсолнечного и хлопкового масла (37,9%), сыров и творога (63,6%), уменьшился, но в меньшей степени импорт мяса (72,5% от уровня января - ноября 2014 г.), яблок (79,2%), картофеля (79,9%) (см. табл. 3). Возрос на 23,6% ввоз пальмового масла, что наводит на мысль о его расширившемся использовании для производства сыров и творога.

Таблица 3

Импорт отдельных товаров (январь-ноябрь 2015 г.)

Товар, единица измерения Январь-ноябрь 2015 г. В % к январю-ноябрю 2014 г. Январь-ноябрь 2014 г. в % к январю-ноябрю 2013 г.

Весь импорт, млрд. долл. 165,8 62,3 92,5

В т. ч. машины, оборудование, транспортные средства млрд. долл. 74,0 59,1 91,0

Продукция химической промышленности, каучук 31,1 72,4 94,3

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства, млрд. долл., в т. ч.: 23,7 65,1 94,6

Мясо убойных животных; тыс. т 660 72,5 79,4

Мясо птицы; тыс. т 231 57,8 85,1

Рыба; тыс. т 359 59,4 87,6

Молоко и сливки несгущенные; тыс. т 229 82,5 113,4

Сыры и творог; тыс. т 186 63,6 73,4

Масло пальмовое и его фракции; тыс. т 794 123,6 91,9

Яблоки свежие; тыс. т 775 79,2 79,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Картофель, тыс. т 546 79,9 153,7

Масло подсолнечное, хлопковое, тыс. т 3,2 37,9 47,8

Источник: Федеральная служба государственной статистики. Срочная информация по актуальным вопросам. - http://www. gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/8.htm

За одиннадцать месяцев 2015 г. по сравнению с тем же периодом 2014 г. заметно возросло производство ряда сельскохозяйственных продуктов: мяса - на 13,3%, мяса птицы - на 10,0, свекловичного сахара - на 6,6%, сыров и сырных продуктов - на 19,7% (в то время как производство молока осталось на прежнем уровне, а импорт молока сократился).

На шесть товаров цена за 2015 г. упала - на картофель, лук, морковь, свеклу, капусту («набор для борща») и мясо кур. Средняя цена картофеля за год упала более чем на 25%, до 19,9 руб. за килограмм. В 2015 г., по данным Минсельхоза, был собран рекордный урожай: 16,1 млн. т картофеля, что на 12,3% выше среднего уровня за последние пять лет. В самом названии статьи в «Российской газете» говорится о сокращении расходов россиян на 20%4. Сокращение импорта было частично компенсировано ростом производства, правда, не всегда качественных продуктов (например, были нарекания к качеству сыров), а частично - «затягиванием поясов».

1 Подсчитано по источнику к табл. 2.

2 Гуд-бай, май бренд! Какие фирмы уходят из России. И. Дашковский. - http://www.kommersant.ru/Doc/2887855 «Коммерсантъ Деньги» - М., 2016. - № 2, 18 января. - С. 21.

3 Там же.

4 Банкет решили отложить: Россияне стали тратить на 20 процентов меньше, чем в прошлые годы. Т. Зыкова. - http://www. rg.ru/2016/01/25/socio.html

Таблица 4

Выпуск ряда важнейших видов продукции (январь-ноябрь 2015 г.)

Товары, единица измерения Январь-ноябрь 2015 г В % к январю-ноябрю 2014 г.

Мясо и субпродукты убойных животных, млн. т 2,0 113,3

Мясо и субпродукты домашней птицы, млн. т 3,9 110,0

Молоко жидкое обработанное, млн. т 4,9 100,1

Сыры и продукты сырные, тыс. т 535 119,7

Масло подсолнечное, тыс. т 3,2 89,2

Сахар свекловичный млн. т 4,5 106,6

Ткани, млн. м2 4,1 113,9

Удобрения минеральные, млн. т (в пересчете на 100% химического вещества) 18,1 100,2

Тракторы для сельского и лесного хозяйства, тыс. шт. 4,3 71,1

Станки металлорежущие, тыс. шт. 2,5 88,2

Электровозы магистральные, штук 62 121,6

Автомобили легковые, млн. шт. 1,2 76,4

Кабели коаксиальные и другие проводники электрического тока, коаксиальные, тыс. км 51,3 88,6

Источник: Срочная информация по актуальным вопросам. Федеральная служба государственной статистики. -http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/253.htm; http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise/industrial/#

Сельское хозяйство - сфера, в которой результаты могут стать ощутимыми лишь через несколько лет. Так отечественные производители яблок говорят о своей готовности увеличить сбор яблок при защите от конкуренции (в Польше, Венгрии фермеры получают субсидии от ЕС, а взамен должны приобретать технику, удобрения).

Вопрос о продовольственной безопасности сохранял бы свое значение и при отмене санкций. Кстати, для стран Евросоюза и США характерен высокий уровень самообеспеченности продовольственными товарами, они являются крупными экспортерами продовольствия. Япония отнюдь не руководствуется моделью сравнительных преимуществ, субсидируя выращивание риса, а ставит во главу угла поддержку крестьянства и продовольственную безопасность.

Вторая группа - производство потребительских товаров низких и средних технологий. Безусловно, производство таких товаров, в отношении которых зарубежные поставщики не обладают какими-то передовыми технологиями и особыми конкурентными преимуществами, весьма оправдано. Это, например, велосипеды, производство которых по сравнению с 1990 г. сократилось в разы и которые отнюдь не относятся к высокотехнологичной продукции, хотя в некоторых странах издержки их производства ниже, чем в России. Или ткани - ивановские ситцы, которые славились своим качеством.

Импортозамещению может способствовать введение защитных таможенных тарифов для некоторых производств. На стадии становления национальной промышленности и Германия, и США, и Япония широко использовали протекционизм. Если же говорить о прямых иностранных инвестициях (ПИИ), то наличие достаточно высоких таможенных тарифов на продукцию считается стимулом для организации ее производства в стране с помощью ТНК, которые раньше ввозили эту продукцию.

Третья группа отраслей - высокотехнологичные отрасли. В России в высокотехнологичные отрасли вложена лишь малая доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Из балансовой стоимости ПИИ в РФ на конец 2013 г. на производство транспортных средств (в основном автомобилей) приходилось 4,7%, машин и оборудования - 2,2%, электрического и электронного оборудования - 1,6%, на НИОКР - 0,1% (см. табл. 1). Хотя доля инвестиций в НИОКР в балансовой стоимости ПИИ на 2013 г. крайне мала, целый ряд ТНК ведет научные исследования в России: например, Samsung Electronics, IBM, Intel, Novartis (продукт слияния Sandoz и Ciba-Geigy), Merck, и их топ-менеджеры оценивают российских специалистов достаточно высоко.

Важная особенность импортозамещения, которая дала себя знать в странах Азии, - переход к производству ранее импортировавшихся товаров сопровождается не столь значительным сокращением импорта. Если сначала в РФ ввозили автомобили, бытовую технику, то после создания сборочных производств стали ввозить компоненты. Однако в этом случае в стране создаются дополнительная добавленная стоимость, рабочие места, появляются новые центры производства.

Свидетельства локализации можно наблюдать в фармацевтической промышленности. Постановление правительства № 1289 от 30.11.2015 несколько ограничивает закупку импортных препаратов, имеющих российские аналоги, стимулирует большие фармацевтические фирмы локализовать производство в России. К примеру, на территории Орловской области действует завод фирмы «Санофи-Авентис». Там выпускают высококачественный инсулин, который, в том числе, экспортируется в страны Евросоюза1.

Если говорить об импортозамещении в электронной промышленности, то любопытно проанализировать географическую структуру импорта этой продукции в РФ. В 2014 г. общий импорт товаров сферы ИКТ (компьютерного, телекоммуникационного оборудования, теле- и радиооборудования, электронных компонентов и т.д., эта группа выделяется в статистике ЮНКТАД) в РФ составил 22,6 млрд. долл. Основная масса импорта товаров ИКТ (73%) поступала в Россию из развивающихся стран, в том числе 70% - из шести стран Восточной и Юго-Восточной Азии: 56,2% -

1 http://www.pravda.ru/society/family/medicine/19-01-2016/1289281-krugly-0/

270

из Китая, 4 - из Вьетнама, по 2,7 - из Таиланда и Южной Кореи, по 2,2 - из Малайзии и с Тайваня. 23% импорта приходилось на развитые страны, причем значительным был импорт в РФ товаров ИКТ из Чехии, Эстонии, Польши (по 2,7%), Словакии (2,3%). Между тем эти восточноевропейские страны не имеют своих брендов компьютеров и другой электроники, производят ее в филиалах ТНК, причем нередко ТНК из стран Востока или по контрактам о производстве с ТНК. Такого рода сборочные производства из импортных компонентов могла бы развивать и Россия, тем более что в начале 2000-х гг. в Москве, например, была развита так называемая коленная сборка компьютеров из импортных компонентов небольшими фирмами. Критичным с точки зрения инноваций можно считать импорт из постиндустриальных стран, обладающих серьезными конкурентными преимуществами в данной сфере, ведущих по НИОКР в сфере ИКТ. Однако из Японии и Франции поступало в 2014 г. по 1,3% импорта товаров ИКТ, из США и Германии - по 1,8%, из Великобритании и Швеции - по 1% (см. табл. 5).

Таблица 5

Импорт товаров ИКТ в Российскую Федерацию, 2014 г. (млрд. долл.)

Товары ИКТ В т. ч.: компьютерное оборудование Телекоммуникационное оборудование

млрд. долл. млрд. долл. млрд. долл.

Все страны, в т. ч.: 22,6 6,9 8,3

Развивающиеся страны 16,5 5,3 6,4

Переходные страны1 1,0 0,5 0,2

КНР 12,7 4,2 5,2

Тайвань 0,5 0,1 0,1

Южная Корея 0,6 0,1 0,1

Малайзия 0,5 0,1 0,2

Вьетнам 0,9 0,3 0,6

Сингапур 0,1 0,04

Таиланд 0,6 0,4

Развитые страны 5,2 1,2 1,7

Чехия 0,6 0,5

Эстония 0,6

Финляндия 0,2 0,2

Франция 0,3

Германия 0,4 0,1 0,1

Венгрия 0,3 0,1

Польша 0,6 0,1

Словакия 0,5

Швеция 0,2 0,2

Великобритания 0,2

США 0,4 0,13 0,1

Япония 0,3 0,03

Израиль 0,07 0,04

Составлено по: Bilateral trade flows by ICT goods categories, annual, 2000-2014. - http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/ tableView.aspx

Из импорта компьютерного оборудования (6,9 млрд. долл.) в 2014 г. 76,8% было ввезено из развивающихся стран, в основном азиатских. На первом месте был Китай (60,9% импорта), на втором - Чехия (7,2%), на третьем -Таиланд (5,8%), на четвертом - Вьетнам (4,3%). Экспорт компьютерного оборудования из США составил 0,13 млрд. долл., из Германии, Венгрии, Польши, а также Южной Кореи, Малайзии, Тайваня - по 0,1 млрд. долл., из Японии -0,03 млрд. долл. В импорте РФ телекоммуникационного оборудования (8,3 млрд. долл.) 77% приходилось на развивающиеся страны, в том числе 62,7% - на Китай. Второе место (0,6 млрд. долл.) занял Вьетнам, который за короткий срок превратился в одного из ведущих мировых экспортеров телекоммуникационного оборудования, причем оно производится в основном на предприятии южнокорейской «Самсунг электроникс».

В Индии Samsung Electronics занимает первое место по сбыту смартфонов, 90% из них производится на двух индийских предприятиях компании2. «Самсунг» планирует развивать производство мобильников в Эфиопии. В России на сегодняшний день у фирмы существуют предприятия по сборке крупногабаритной электронной техники: телевизоров, мониторов, бытовой техники: холодильников. Возможна ли организация сборки в России мобильных телефонов, ноутбуков? Если учесть, что в последние годы быстро рос экспорт телекоммуникационного оборудования из таких стран, как Камбоджа, Маврикий, то Россия по сравнению с этими странами не отстает в наличии достаточно подготовленной рабочей силы, которая к тому же сильно подешевела после девальвации рубля в 2 раза.

Даже российский производитель смартфонов «Йота» пока производит их сборку в Азии. Правда, глава компании В. Мартынов заявил: «В последнее время появилась потребность обеспечить мобильными устройствами госорганизации, чиновников и госкорпорации... Эти устройства должны иметь высокую степень защищенности от несанкционированного доступа и возможной прослушки и обеспечивать безопасную работу с корпоративными данными.

1 ЮНКТАД относит к переходным странам страны СНГ и страны Юго-Восточной Европы (Албанию и республики бывшей Югославии, не вошедшие в ЕС).

2 http://profit.ndtv.com/news/corporates/article-tandoori-microwaves-tamil-friendly-smartphones-samsung-woos-india-751473

271

Такие устройства можно сделать только на режимном предприятии... У нас есть планы начать в ближайшем будущем производство таких устройств на базе Калужского электромеханического завода, относящегося к концерну "Автоматика", входящего в "Ростех". Когда мы отладим производство в Калуге, то сможем продавать наши защищенные устройства не только в России»1.

Сравнительные преимущества России (наличие известных на весь мир технических вузов, развитие инфраструктуры ИТ, а в условиях снижения курса рубля и более низкий уровень зарплат) делают возможным развитие такого рода производств в России и для внутреннего рынка, и для экспорта, причем производств высокотехнологичных, спрос на продукцию которых увеличивается по сравнению со спросом на трудоемкую продукцию, которую в перспективе смогут производить роботы.

Итак, в России речь идет не столько об импортозамещении, сколько о возрождении производств, ориентированных на внутренний рынок и в 1990-х гг. вытесненных импортом. Импортозамещение не может быть тотальным. В современном мире ни одна страна, даже самая крупная и развитая, не может производить всю номенклатуру продукции машиностроения. Однако не должно быть догматизма ни в следовании концепции сравнительных преимуществ Дэвида Рикардо, ни в ее отрицании, ибо сравнительные преимущества не являются чем-то застывшим, их надо создавать, развивать, бережно к ним относиться.

1 Глава Yota Devices Владислав Мартынов о национальной идее в IT. 27.07.2015. - http://www.gazeta.ru/tech/2015/07/27/ 7658677/Vlad_Martynov.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.