2016.03.077. КАПУСТИНА Л.М., ФАЛЬЧЕНКО О Д. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ: РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. унта, 2015. - 164 с.
Ключевые слова: транснациональные корпорации; прямые иностранные инвестиции; Россия; экономический рост; внешняя торговля; государственное регулирование деятельности транснациональных корпораций.
В современном мировом хозяйстве, отмечают авторы, транснациональные корпорации (ТНК) являются одним из ведущих субъектов производственных, торговых, валютно-финансовых и научно-технических отношений. Масштабы деятельности ТНК сопоставимы с экономической мощью отдельных государств. К примеру, официальные доходы корпорации «Royal Dutch Shell» в 2012 г. превысили значение совокупного ВВП 171 страны, что делает компанию 26-м по величине экономическим субъектом в мире, занимающим место впереди Аргентины и Тайваня и предоставляющим рабочие места 90 тыс. человек. Из 100 крупнейших мировых хозяйствующих субъектов, куда входят страны и международные компании, 40% составляют ТНК (с. 4).
Функционирование ТНК, а также их сетей и филиалов является одним из важнейших проявлений современного процесса глобализации. Одна из сущностных характеристик транснационализации - движение капитала между странами в различных формах. Наиболее предпочтительной из них считаются прямые иностранные инвестиции (ПИИ), так как они сопровождаются трансфертом новейших производственных технологий, инноваций в области менеджмента и маркетинга. По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2014 г. на ТНК приходилось около 2/3 мирового притока ПИИ и более 1/2 мирового экспорта товаров и услуг (с. 4). Таким образом, ТНК выполняют функции транслятора научно-технического прогресса от центра к периферии, от развитых стран - к развивающимся.
Стоящие перед Россией задачи - совершенствование инвестиционного и инновационного механизмов для преодоления социально-экономических проблем и повышения темпов экономического роста - могут быть решены за счет использования потенциала
отечественных предприятий, а также путем расширения сотрудничества с иностранными компаниями. В связи с этим оценка роли и макроэкономических эффектов влияния ПИИ на экономику России, которой посвящена рассматриваемая монография, является весьма актуальной.
В первой главе работы обобщаются теоретические подходы зарубежных и отечественных ученых к исследованию ТНК. Авторы разграничивают микроэкономические и макроэкономические эффекты влияния ТНК на экономику принимающей страны.
Во второй главе предлагается система показателей и методика оценки макроэкономических эффектов влияния прямых инвестиций ТНК на экономику принимающей страны. Разработанная авторами методика включает пять этапов: 1) динамический анализ масштабов деятельности ТНК; 2) оценка вклада ТНК в макроэкономические показатели и уровня транснационализации экономики; 3) сравнительный анализ производительности труда в транснациональном и национальном секторах экономики; 4) оценка влияния прямых инвестиций ТНК на темпы прироста ВВП, экспорт и импорт на основе применения регрессионного анализа и адаптации известных эконометрических моделей; 5) среднесрочный прогноз потенциальных объемов прямых инвестиций ТНК для обеспечения заданных темпов экономического роста.
В третьей главе показана роль ТНК в экономике РФ; протестированы эконометрические модели, обосновывающие влияние прямых инвестиций ТНК на прирост ВВП, экспорта и импорта; составлен прогноз потенциальных объемов инвестиций в основной капитал для обеспечения плановых (согласно разным сценариям) темпов прироста ВВП в 2015-2017 гг.
Роль ТНК в экономике РФ. В 2000-х годах Россия входила в двадцатку крупнейших получателей ПИИ. По данным ЮНКТАД, в 2013 г. РФ заняла пятое место по притоку ПИИ в мире, среди стран БРИКС - второе место (уступив только Китаю), среди стран СНГ -первое место. По данным отечественной статистики, приток ПИИ в 2013 г. составил 26,1 млрд долл. За 1998-2013 гг. численность зарубежных филиалов ТНК увеличилась более чем в 2,7 раза (с 8835 организаций в 1998 г. до 24 025 в 2013 г.) (с. 81).
Основная масса зарубежных филиалов ТНК в России функционирует в сфере оптовой и розничной торговли (в 2013 г. 35,1%
организаций с участием иностранного капитала), затем идут предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью и арендой, а также предприятия обрабатывающей промышленности (в 2013 г. соответственно 21,8 и 17,5%). На организации с участием иностранного капитала в РФ в 2013 г. приходилось более 3,5 млн рабочих мест. Наибольшая доля таких рабочих мест зарегистрирована в Приволжском, Северо-Западном и Центральном федеральном округе. Оборот зарубежных филиалов ТНК, по проведенным расчетам, составил 62% в произведенном в 2013 г. ВВП страны. Кроме того, согласно данным отечественной статистики, оборот филиалов иностранных ТНК в РФ за 2005-2013 гг. вырос более чем в четыре раза. Это свидетельствует о том, что внутренний рынок РФ не насыщен и по-прежнему представляет интерес для иностранных ТНК (с. 82-83).
В 2012 г. экспорт технологий и услуг технологического характера между зарубежными филиалами ТНК в России и их материнскими компаниями составил 3,9 млн долл., а импорт - 1,5 млн долл. (с. 85). В целом технологический экспорт и импорт в России носят разовый и точечный характер. При этом доля компаний, вводивших новые продукты, была в два раза выше среди международных компаний, чем среди отечественных компаний, работающих в России, а доля компаний, вводивших новые технологии и бизнес-процессы, примерно в 1,5 раза выше (с. 86). При этом производительность труда в филиалах ТНК, локализованных в России, в шесть-семь раз превышает производительность труда в национальных компаниях (с. 87).
Общая степень транснационализации российской экономики невелика и составляет в среднем 17-19% (с. 104).
Эконометрический анализ макроэкономических эффектов. Расчеты авторов по эконометрической модели показали, что при росте внутренних инвестиций в основной капитал на 1% ВВП России увеличивается на 0,431%, а импорт товаров - на 1,537%. При увеличении инвестиций ТНК в РФ в основной капитал на 1% в предыдущем году ВВП в текущем году увеличивается на 0,371%, а товарный импорт, наоборот, сокращается на 0,670% (с. 110, 119). Прямые инвестиции ТНК в экономику РФ на современном этапе не стимулируют импортозамещение и, скорее, направлены на выпуск продукции для ее реализации на российском рынке. В наибольшей
степени динамика импорта зависит от изменений реального эффективного курса рубля. Наибольшее же влияние на экспортный рост в России оказывает динамика реального ВВП. При увеличении внутреннего производства на 1% экспорт товаров и услуг возрастает на 0,681%. А при увеличении накопленных ПИИ на 1% экспорт товаров и услуг РФ повышается на 0,175% (с. 112).
Вместе с тем привлечения международных компаний и транснационального капитала позволяет увеличить количество рабочих мест в обрабатывающих отраслях и сфере услуг, а вслед за этим и налоговые поступления в бюджет. Согласно расчетам авторов, для обеспечения прироста ВВП России в 2015-2017 гг. на 1,23% необходимо 1,9-2,0 млрд руб. ПИИ и 11,7-12,5 млрд руб. внутренних инвестиций в основной капитал (с. 122).
Регулирование деятельности иностранного капитала. На сегодняшний день в России существует ряд проблем, которые мешают получению инвестиций от крупного международного бизнеса. Прежде всего это чрезмерная «зарегулированность» государством инвестиционной сферы и несоответствие условий некоторых законодательных актов требованиям ВТО. Мировой же опыт свидетельствует, что в области национальных режимов для иностранных инвестиций преобладает тенденция к их либерализации. Основываясь на зарубежном опыте, авторы предлагают применять в России следующие инструменты государственного регулирования прямых инвестиций ТНК.
1. Инструменты, направленные на увеличение положительных эффектов:
- законодательное определение отраслей промышленности для привлечения или ограничения доступа к ним и классификации инвестиционных проектов на поощряемые, ограничиваемые и запрещенные (опыт Китая);
- введение дополнительных условий для ограничиваемых направлений деятельности: возможность ведения деятельности только в форме совместного паевого или контрактного предприятия, требование об обязательном наличии у национального участника абсолютного или относительного контроля (опыт Китая);
- формирование свободных экономических зон разного типа (опыт Китая);
- введение режимов «автоматического одобрения» и «с одобрения Правительства» для ПИИ (опыт Индии);
- лицензия на разведку и разработку полезных ископаемых может быть получена нерезидентом только при условии получения предварительного одобрения Правительства (опыт Индии);
- предоставление стимулов для предприятий, расположенных в свободных экономических зонах (опыт Индии);
- деятельность свободных экономических зон не должна противоречить местному законодательству в отношении размещения объектов, загрязнения территории, утилизации вредных отходов и др.; не менее 35% территории свободной экономической зоны должно быть занято предприятиями по основному профилю деятельности (опыт Индии);
- инвестиции иностранного резидента свободной экономической зоны должны составлять не менее 25% уставного капитала в создаваемом предприятии (опыт Китая).
2. Инструменты, направленные на уменьшение негативного влияния:
- введение в законодательство положения о том, что валютные сделки, осуществляемые в стране, требуют обязательного разрешения Центрального банка (опыт Индии);
- введение требования о том, что иностранные инвестиции должны быть зарегистрированы в Центральном банке, после чего инвестор получает сертификат регистрации, дающий право на перевод прибыли за рубеж, реинвестирование прибыли, репатриацию капитала (опыт Бразилии).
3. Инструменты, направленные на увеличение уровня технологического и инновационного развития страны и развитие высокотехнологичных производств внутри страны:
- включение в приоритетные отрасли для ТНК наукоемкого производства, высоких технологий, современных услуг, энергосбережения, сельского хозяйства (опыт Китая);
- введение таможенного режима ех4ап£Г при ввозе оборудования, не имеющего аналогов в стране, при котором импортный тариф взимается по пониженной ставке (опыт Бразилии).
В целом, заключают авторы, роль зарубежного транснационального бизнеса в экономике России неоднозначна. И без эффек-
2016.03.078-082
тивной национальной политики по привлечению ТНК в страну существует угроза негативных макроэкономических эффектов.
М.А. Положихина
2016.03.078-082. РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ: ПУБЛИКАЦИИ ФИНСКОГО ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. (Реферативный обзор).
2016.03.078. RAIK K. EU - Ukraine trade agreement finally enters into force: Implementation is overshadowed by Russian's retaliation // FIIA comment. - Helsinki: FIIA, 2016. - N 1. - 2 p. - Mode of access: http:// www.fiia. fi/en/publi cation/557/eu-ukraine_trade_agreement_finally_en ters_into_force/
2016.03.079. RACZ A. Victor Orban walks a tightrope between Brussels and Moscow: Hungary's strategic dilemma about Russia has been resolved // FIIA comment. - Helsinki: FIIA, 2016. - N 5. - 2 p. - Mode of access: http://www.fiia.fi/en/publication/567/viktor_orb_n_ walks_a_tightrope_between_brussels_and_moscow/
2016.03.080. MARTIKAINEN T., VIHMA A. Dividing the EU with energy? Unpacking Russia's energy geo-economics // FIIA Briefing paper. - Helsinki: FIIA, 2016. - N 191 (March). - 8 p. - Mode of access: http://www.fiia.fi/en/publication/571/dividing_the_eu_with_energy/
2016.03.081. KAPYLA J., MIKKOLA H., MARTIKAINEN T. Moscow's Arctic dreams turned sour? Analyzing Russia's policies in the Arctic // FIIA Briefing paper. - Helsinki: FIIA, 2016. - N 192 (March). -8 p. - Mode of access: http://www.fiia.fi/en/publication/575/moscow_s_ arctic_dreams_turned_sour/
2016.03.082. RACZ A. Russia's hybrid war in Ukraine // FIIA report. -Helsinki: FIIA, 2015. - N 43. - 104 p. - Mode of access: http://www.fiia.fi/en/publication/514/russia_s_hybrid_war_in_ukraine/
Ключевые слова: Финский институт международных отношений; изучение России; отношения России и европейских стран; проекты атомных электростанций; газопроводы; деятельность в Арктическом регионе.
Финский институт международных отношений (FIIA) был основан как частная исследовательская организация Обществом Паасикиви в 1961 г. В 2006 г. институт был национализирован, и его учредителем стал Парламент Финляндии (в годовщину столе-