Цветкова Н.Н.
к.э.н., в.н.с. Института востоковедения РАН
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ОПЫТ СТРАН ВОСТОКА И ПРОБЛЕМЫ РОССИИ
Ключевые слова: импортозамещение, модернизация, международная конкурентоспособность, производство компьютерного, телекоммуникационного оборудования, производство по контрактам, ТНК из стран Азии.
Keywords: import substitution, modernization, global competitiveness, computer, telecommunications equipment production, contract manufacturing, transnational corporations from Asian countries.
В 1960-х гг. развитие импортозамещения в обрабатывающей промышленности было важным направлением национальных стратегий экономического развития многих стран Востока, а прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в эти отрасли (в зарубежной экономической литературе их называют market-oriented) были важнейшим направлением в деятельности ТНК в крупных по численности населения азиатских странах, например, в Индии. ПИИ способствовали модернизации промышленности (новое оборудование, технологии, ноу-хау). Однако важная особенность импортоза-мещения, которая дала себя знать в странах Азии: переход к производству ранее импортировавшихся товаров сопровождался не столь значительным сокращением импорта. Вместо готовой продукции (автомобилей, бытовой техники, продуктов питания) переходили к ввозу компонентов, материалов для их производства. Однако в любом случае в стране создавались (пусть и не в столь значительных масштабах, как на предприятиях полного производственного цикла) дополнительная добавленная стоимость, рабочие места, появлялись новые центры производства. Таким образом, важный вопрос в развитии импортозамещения - это локализация, повышение доли местных компонентов в стоимости готовой продукции. В целом в мире значительная часть компонентов электронной, автомобильной промышленности производится по субподрядам, контрактам о производстве, у многих крупных компаний есть сеть поставщиков, часто также весьма крупных. В некоторых случаях целесообразным бывает привлечение инвестиций от таких поставщиков-субподрядчиков, в других случаях - налаживание производства на отечественных предприятиях с жестким соблюдением стандартов качества.
Уже с 1970-х гг. иностранные инвестиции в производство товаров для внутреннего рынка в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии (ЮЮВВА) возрастали гораздо медленнее, чем инвестиции в трудоемкие экспортные производства, ориентированные на снижение издержек, повышение эффективности (efficiency-oriented). Препятствием для роста инвестиций в импортозамещающее производство в странах с небольшим по азиатским меркам населением (Южная Корея, Тайвань) стала узость внутреннего рынка. От импортозамещения они стали переходить к экспортной ориентации.
В Индии производство, ориентированное на внутренний рынок, играло ведущую роль. Инвестиции ТНК в импортозамещающие производства в Индии в 1970-х гг. направлялись в основном в производство относительно недорогих товаров с популярными брендами: кондитерских изделий, прохладительных напитков, моющих средств. В 1990-х гг. на основе высоких темпов экономического роста и увеличения покупательной способности не только узкой состоятельной верхушки, но более многочисленного среднего класса импортозамещение вновь стало играть важную роль в иностранных инвестициях, которые стали направляться уже в производство товаров длительного пользования, в частности автомобилей. Ориентация на производство для внутреннего рынка сохраняется в Индии и сегодня. В стратегии «Цифровая Индия» (Digital India) поставлена задача к 2020 г. понизить долю импорта на индийском рынке электроники до нуля. Цели развития в стране производства (ориентированного и на внутренний рынок, и на экспорт) с помощью привлечения прямых иностранных инвестиций ставит и стратегическая задача «Делай в Индии» (Make in India), поставленная премьером-министром Индии Нарендрой Моди в 2014 г.1
Можно говорить не столько об импортозамещении, сколько о развитии производств, ориентированных на внутренний рынок, а такие производства есть во всех странах. Успешно осуществленное импортозамещение вполне может стать основой для экспортной ориентации. Так, фармацевтическая промышленность Индии в 1970-х гг. производила лекарства для внутреннего рынка, сегодня индийские лекарственные препараты стали важной статьей экспорта из страны, в том числе и в Россию.
На Тайване в 1950-х гг. электротехническая промышленность создавалась в основном с целями замещения импорта и выпускала относительно простые бытовые приборы: электроплитки, вентиляторы, лампочки, батарейки, конденсаторы. Но уже с конца 1960-х гг. стала делаться ставка на экспортную ориентацию. Электронная промышленность Тайваня стала развиваться преимущественно на основе импорта технологии и притока ПИИ, прежде всего из США, Японии. В экспорте электронной и электротехнической продукции доля иностранных филиалов равнялась в
1 http://digitalindia.gov.in/content/electronics-manufacturing; http://profit.ndtv.com/news/industries/article-fdi-up-48-since-make-in-india-campaign-launch-781489
1976 г. 83%, к 1986 г. она сократилась до 44%\ При этом возросла доля местных компаний, сотрудничающих с ТНК в рамках производства по контрактам (contract manufacturing) с крупнейшими западными, японскими ТНК, с использованием их технологии, материалов, сбытовых каналов.
Импортозамещение не должно, да и не может быть тотальным2. Так же, как и экспортная ориентация. Даже в странах с четко выраженной экспортной ориентацией экономики - в Южной Корее, на Тайване, в Малайзии - сохраняется важная роль отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Так, пищевкусовая промышленность (включая производство прохладительных и алкогольных напитков) вместе с табачной промышленностью занимает важное место в структуре добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности большинства стран (см. табл. 1).
Таблица 1
Структура добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности, 2000-2013 гг.
Добавленная стои- Пищевкусовая и Производство тек- Машиностроение и Химическая промышленность
мость в обрабатывающей промышленности табачная промышленность стильных изделии и одежды производство транспортного оборудования
Всего, млрд. долл. (100%) % % % %
2000 г. 2013 г. 2000 г. 2013 г. 2000 г. 2013 г. 2000 г. 2013 г. 2000 г. 2013 г.
КНР 384,9 2941,3 14 11 14 12
Гонконг 7,9 3,9 7 23 20 16 12 32 13 17
Германия 400,7 745,2 8 9 2 2 33 37 10 12
Индия 67,0 298,9 13 9 13 8 16 20 21 16
Япония 997,9 1073,3 11 13 3 2 34 38 10 12
Респ. Корея 146,1 370,4 8 6 8 4 41 47 10 9
Малайзия 29,0 74,9 8 12 4 2 38 28 8 12
Мексика 132,1 215,7 25 24 4 3 24 21 15 11
Россия 52,1 267,6 19 17 2 2 19 9 8 10
Сингапур 24,9 52,6 3 3 1 0 57 57 14 23
Таиланд 41,2 127,6 8 12 26 6
США 1510,2 1966,5 13 15 3 2 30 26 12 16
Великобритания 218,1 231,2 14 19 4 2 25 27 10 13
Индонезия 45,8 205,8 18 23 17 11 20 18 11 17
Источник: http ://wdi.worldbank.org/table/4. 3
В России речь идет не только об импортозамещении, но и о возрождении ряда производств, ориентированных на внутренний рынок и вытесненных импортом в 1990-е гг.
В России в 1990-х гг. одновременное сочетание бесконтрольного импорта товаров и либерализации цен на все товары при замораживании зарплаты привело к тому, что на рынки хлынул дешевый импорт, а многие предприятия и даже целые отрасли не могли приобретать по возросшим ценам сырье и материалы и просто рухнули. Резко сократилось в 1990-2000 гг. производство металлорежущих станков, тракторов, автоматических линий, лекарств, медицинского оборудования (см. табл. 2)
Таблица 2
Производство ряда товаров в Российской Федерации, 1990-2003 гг.
Наименование Ед. измерения 1990 2000 2003
Антибиотики Т 4672 1256 367
Препараты для лечения онкологических заболеваний млн. упаковок 31,8 5,6 5,5
Электрокардиографы тыс. шт. 23,0 9,8 5,0
Тракторы для сельского и лесного хозяйства тыс. шт. 214 19,2 8,1
Металлорежущие станки тыс. шт. 74,2 8,9 5,7
Легковые автомобили тыс. шт. 1103 969 1012
Троллейбусы шт. 2308 498 375
Автоматические линии для машиностроения шт. 556 11 1
Телевизоры тыс. шт. 4717 1116 2383
Источник: Российский статистический ежегодник 2004. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004/ -С. 412, 441, 390.
В целом ряде отраслей зависимость от импорта остается весьма высокой. По данным доклада премьер-министра Д. А. Медведева, в 2013 г. доля импорта в станкостроении достигала 90%, оборудовании тяжелого машиностроения - 70%, нефтегазового оборудования - 60%, энергетического оборудования - 50%, сельскохозяйственных машин - от 50 до 90%3.
Сегодня в отношении производства ориентированного на внутренний рынок можно выделить три группы отраслей.
1 World Investment Report 1995 / UN. - N.Y.; Geneva, 1995. - P. 230, 255.
2 http://www.kp.ru/daily/26362/3244355/
3 http://www.kp.ru/daily/26362/3244355/
Первое - сельское хозяйство и пищевая промышленность. Их развитие связано с обеспечением продовольственной безопасности.
Второе - производство потребительских товаров низких и средних технологий.
Третья группа отраслей - высокотехнологичные отрасли.
Опыт стран Востока показывает, что модернизация может быть связана не только с обновлением уже существующих отраслей, сменой в них основного капитала, но и с развитием новых отраслей (например, производство компьютерного, телекоммуникационного оборудования). Страны Восточной и Юго-Восточной Азии успешно встроились в информационно-коммуникационную революцию, стали ведущими мировыми экспортерами компьютерного, телекоммуникационного оборудования, аудио-, видео-, оборудования, электронных компонентов («товаров ИКТ», ICT goods, эта группа выделяется в статистике ЮНКТАД).
С 2000 по 2014 г. мировой экспорт товаров ИКТ возрос в 2 раза, с 1 трлн. долл. до 1,98 трлн. долл., при этом экспорт из развитых стран сократился. С 2000 по 2014 г. доля развивающихся стран Азии в мировом экспорте товаров ИКТ возросла с 39 до 69%. Доля стран Африки, переходных стран в экспорте была минимальна (0,2%).
16,3
30,6
2,9
3.1
3.2 3,4
3,4
12
КНР
Гонконг США
Сингапур
Тайвань
Корея
Германия
Малайзия
Мексика
Нидерланды
Япония
Прочие страны
6,2
7,3
Составлено по: Bilatéral trade flows by ICTgoods catégories, annual, 2000-2014. Information Economy. - http://unctadstat.unctad. org/wds/ TableViewer/tableView. aspx=15850
Рисунок 1.
Ведущие экспортеры товаров ИКТ, 2014 г. (%)
В 2014 г. 83,7% мирового экспорта товаров ИКТ приходилось на одиннадцать стран: шесть стран и территорий Восточной и Юго-Восточной Азии - Китай, Гонконг (КНР), Сингапур, Тайвань, Республику Корею, Малайзию, а также пять других стран: США, Германию, Мексику, Нидерланды, Японию (которая оказалась оттесненной на 11-е место). Доля шестерки стран Восточной и Юго-Восточной Азии в мировом экспорте товаров ИКТ составляла 63,8% (см. рис. 1). Часть производств в этих странах ориентирована на внутренний рынок. Так, на продажи смартфонов на рынке КНР в 2014 г. - 400 млн. шт. - приходилась 1/3 мирового рынка.
17,3
2,3 2,6
3.2
3.3 3,7
40,7
КНР
США
Гонконг
Нидерланды
Мексика
Германия
Таиланд
Сингапур
Малайзия
Чехия
Прочие страны
8,2
8,7
Составлено по: Bilateral trade flows by ICT goods categories, annual, 2000-2013; 2000-2014. Information Economy. http://unctadstat.unctad. org/wds/ TableViewer/tableView.aspx=15850
Рисунок 2.
Мировой экспорт компьютерного оборудования 2014 г. (%)
В мировом экспорте телекоммуникационного оборудования, который в последние несколько лет растет особенно высокими темпами, доля развивающихся стран Азии достигла в 2014 г. 69,7%, в том числе КНР - 39,6, Гонконга (КНР) - 14,2, Республики Кореи - 5,6, Вьетнама, занявшего пятое место в мире, - 4,9, Сингапура - 1,8, Тайваня -1,7% (см. рис. 3).
Революция мобильной связи, повсеместное распространение дешевых мобильных телефонов, смартфонов, ноутбуков, удешевление компьютерной техники стали возможными благодаря колоссальному росту производства и экспорта этих товаров, прежде всего из развивающихся стран Азии.
15,4
1, 2,7 3,3 3,5
39,6
КНР
Гонконг США
Республика Корея
Вьетнам
Нидерланды
Мексика
Германия
Сингапур
Тайвань
Прочие страны
14,2
Рисунок 3.
Мировой экспорт телекоммуникационного оборудования, 2014 г. (%).
(Составлено по источникам к рис. 1)
А начиналась эта история со второй половины 1960-х гг., когда в страны Азии стали перемещаться трудоемкие, ориентированные на экспорт производства обрабатывающей промышленности (речь часто идет не о полном цикле производства, а об отдельных стадиях, например, сборке электронных устройств, производстве отдельных компонентов). Важную роль в производстве электроники в странах Азии сыграли не только прямые иностранные инвестиции (ПИИ), но и производство по контрактам (contract manufacturing). В 2010 г. на производство по контрактам приходилось около 1/2 мирового экспорта электронной продукции1.
Сегодня в странах Востока - Южной Корее, Китае, на Тайване - сформировались «свои» ТНК по производству компьютерного, телекоммуникационного оборудования, которые заняли важные позиции на мировых рынках. На мировом рынке персональных компьютеров (куда входят настольные компьютеры, ноутбуки, рабочие станции, но не серверы и планшеты) в 2015 г. первое место занимала китайская компания «Леново»: ее продажи достигли 57,2 млн. шт., доля рынка - 20,7%. На втором, третьем, четвертом местах в 2015 г. находились американские компании «Хью-летт-Паккард» (19,4% проданных персональных компьютеров), «Делл» (14,1%), «Эппл» (7,5%). Пятой была тайваньская компания «Эйсер» (7,1% рынка)2. Таким образом, на рынке персональных компьютеров среди пяти лидеров фигурировали одна китайская и одна тайваньская компания.
Общее число проданных в мире планшетов достигло в 2015 г. 206,8 млн. шт. На мировом рынке планшетов в 2015 г. доля «Эппл» составляла 24,0%, южнокорейской «Самсунг электроникс» - 16,2%, «Леново» - 5,4%, тайваньской «Асус» - 3,4%, китайской «Хуавей» - 3,1%3. Среди пяти лидеров мирового рынка планшетов - одна американская компания, а остальные четыре - из стран Азии.
По данным International Data Corporation (IDC), в 2015 г. в мире было продано 1,43 млрд. смартфонов, на 10,1% больше, чем в 2014 г. Первой была компания «Самсунг электроникс» (324,8 млн. шт.; доля на мировом рынке по числу проданных смартфонов 22,7%), второй - американская «Эппл» (231,5 млн. шт., 16,2% рынка). Три других места в пятерке заняли китайские компании. Третьей была «Хуавей», она в 2014-2015 гг. увеличила продажи смартфонов с 73,8 млн. шт. до 106,6 млн. шт., на 44,3%, а ее доля на рынке смартфонов возросла с 5,7 до 7,4%. Четвертой была на рынке компания «Леново», которая в 2014 г. купила американскую компанию «Моторола». Продажи смартфонов «Леново» повысились с 59,4 млн. шт. до 74,0 млн. шт., на 24,5%, а ее доля на рынке - с 4,6 до 5,2%4. Китайская компания «Сяоми», созданная всего несколько лет назад, занимала в 2015 г. на мировом рынке смартфонов пятое место, 90% ее продаж приходилось на китайский рынок, несмотря на значительный рост продаж в Индии и выход на рынок
1 World Investment Report 2011. - P. 154-156.
2 IDC Worldwide Quarterly PC Tracker, January 12, 2016. - http://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS40909316
3 http://venturebeat.com/2016/02/01/idc-tablet-shipments-decline-10-1-in-2015-leaders-apple-and-samsung-both-lose-market-share/
4 IDC Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker, January 27, 2016. - https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS40980416
Бразилии. У «Сяоми» число проданных смартфонов в 2014-2015 гг. возросло с 57,7 млн. шт. до 70,8 млн. шт., на 22,8%, а доля на мировом рынке - с 4,4 до 4,9%1.
Россия является нетто-импортером оборудования, товаров ИКТ. 45% импорта в РФ в 2015 г. составляли машины и оборудование. Если говорить об импортозамещении в электронной промышленности, то любопытно проанализировать географическую структуру импорта этой продукции в РФ. В 2014 г. общий импорт в Россию товаров ИКТ (компьютерного, телекоммуникационного оборудования, теле- и радиооборудования, электронных компонентов и т.д.) составил 22,6 млрд. долл. Основная масса импорта товаров ИКТ (73%) поступала в Россию из развивающихся стран, в том числе 56,2% - из Китая, 4 - из Вьетнама, по 2,7 - из Таиланда и Южной Кореи, по 2,2% - из Малайзии и с Тайваня. 23% импорта приходилось на развитые страны, причем значительным был импорт в Россию товаров ИКТ из Чехии, Эстонии, Польши (по 2,7%), Словакии (2,3%). Между тем эти восточноевропейские страны не имеют своих брендов компьютеров и другой электроники, производят ее в филиалах ТНК, причем нередко ТНК из стран Востока («Самсунг электроникс» или тайваньская «Фоксконн»), или по контрактам о производстве с ТНК. Такого рода сборочные производства из импортных компонентов могла бы развивать и Россия, тем более что в начале 2000-х гг. в Москве, например, была развита т. наз. «коленная сборка» компьютеров из импортных компонентов небольшими фирмами. Критичным с точки зрения инноваций можно считать импорт из постиндустриальных стран, обладающих серьезными конкурентными преимуществами в данной сфере, ведущих по НИОКР в сфере ИКТ. Однако из Японии и Франции поступало в 2014 г. по 1,3% импорта товаров ИКТ, из США и Германии - по 1,8, из Великобритании и Швеции - по 1% (см. табл. 3).
Таблица 3
Импорт товаров ИКТ в Российскую Федерацию, 2014 г. (млрд. долл.; %)
Импорт в РФ Товары ИКТ, в т.ч.: Компьютерное оборудование Телекоммуникационное оборудование
Все страны, в т.ч. 22,6 млрд. долл. 6,9 млрд. долл. 8,3 млрд. долл.
100% 100% 100%
Развивающиеся страны, в их числе (%): 73,1% 76,8% 77%
КНР 56,2 60,9 62,7
Тайвань 2,3 1,2
Южная Корея 2,7 1,4 1,2
Малайзия 2,3 1,4 2,4
Вьетнам 4,0 4,2 7,2
Таиланд 1,7 5,8
Развитые страны, в т.ч. (%): 23,0 17,4 20,5
Чехия 2,7 7,2
Эстония 2,7
Франция 1,3
Германия 1,8 1,4 1,2
Польша 2,7 1,4
Словакия 2,3
США 1,8 1,9 1,2
Япония 1,3
Переходные страны 3,9 7,2 2,4
Подсчитано по: Bilateral trade flows by ICT goods categories, annual, 2000-2014. - http://unctadstat.unctad.org/wds/Table Viewer/tableView.aspx
Из импорта компьютерного оборудования (6,9 млрд. долл.) в 2014 г. 76,8% было ввезено из развивающихся стран, в основном азиатских. На первом месте был Китай (60,9% импорта), на третьем - Таиланд (5,8%), на четвертом -Вьетнам (4,3%). На втором месте находилась Чехия (7,2%). На США приходилось только 1,9% экспорта компьютерного оборудования, на Германию, Польшу, а также Южную Корею, Малайзию, Тайвань - по 1,4%, на Японию - 0,4%. В импорте РФ телекоммуникационного оборудования (8,3 млрд. долл.) 77% приходилось на развивающиеся страны, в том числе 62,7% - на Китай (см. табл. 3). Второе место (7,2%) занял Вьетнам, который за короткий срок превратился в одного из ведущих мировых экспортеров телекоммуникационного оборудования, причем оно производится в основном на предприятии южнокорейской «Самсунг электроникс».
В Индии Samsung Electronics занимает первое место по сбыту смартфонов, 90% из них производится на двух индийских предприятиях компании. Компания производит и специальные микроволновые печи для выпечки лепешек, других изделий на тандури, как это принято в Индии2. «Самсунг» планирует развивать производство мобильников в Эфиопии. В России на сегодняшний день у «Самсунг» существуют предприятия по сборке крупногабаритной электронной техники: телевизоров, мониторов, бытовой техники: холодильников, но не телефонов и компьютеров. Возможна ли организация сборки в России мобильных телефонов, ноутбуков? Если учесть, что в последние годы быстро рос экспорт телекоммуникационного оборудования из таких стран, как Камбоджа, Маврикий, то Россия по сравнению с этими странами не отстает в наличии достаточно подготовленной рабочей силы, которая к тому же подешевела после девальвации рубля в 2 раза.
1 IDC Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker, January 27, 2016. - https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS40980416
2 http://profit.ndtv.com/news/corporates/article-tandoori-microwaves-tamil-friendly-smartphones-samsung-woos-india-751473
Итак, в России речь идет не столько об импортозамещении, сколько о возрождении производств, ориентированных на внутренний рынок и в 1990-х гг. вытесненных импортом. Импортозамещение не может быть тотальным. В современном мире ни одна страна, даже самая крупная и развитая, не может производить всю номенклатуру продукции машиностроения. Однако не должно быть догматизма ни в следовании концепции сравнительных преимуществ Дэвида Рикардо, ни в ее отрицании, ибо сравнительные преимущества не являются чем-то застывшим, их надо создавать, надо беречь, а не выбрасывать их на свалку, следуя чьим-то вердиктам. При догматичном подходе к конкурентным преимуществам Швеция и Норвегия и сегодня поставляли бы на мировой рынок необработанную древесину.
Россия и рейтинги глобальной конкурентоспособности
Говоря о возможностях импортозамещения в высокотехнологичных отраслях, следует учитывать реальные и реально возможные конкурентные преимущества РФ (а не рейтинги, нередко предвзятые). Всемирный экономический форум (ВЭФ) проделывает колоссальную работу, составляя рейтинги международной конкурентоспособности стран. По определению ВЭФ, «конкурентоспособность - это набор институтов, политик и факторов, определяющих уровень производительности экономики, который в свою очередь определяет уровень благосостояния, который страна может достичь». Для определения рейтинга используется 114 показателей, которые объединены в 12 блоков1. Применяются два вида показателей: объективные, цифровые оценки (например, объем ВВП, продолжительность жизни и т.д.) и оценки по опросам экспертов (по РФ порядка 300 экспертов, представителей крупного, среднего и мелкого отечественного бизнеса), которые дают показателям оценки от 1 до 7, эти оценки собирает в каждой стране выбранный научно-исследовательский центр, в РФ - Евразийский центр конкурентоспособности. В Докладе о международной конкурентоспособности 2013-2014 г. РФ получила 64-е место, в 2014-2015 г. - 53-е, в 2015-2016 г. - 45-е место. Однако и в 2013-2014 г., и в 2014-2015 г., и в 2015-2016 г. место России занижено там, где речь идет об оценочных показателях, это видно в сравнении с другими странами. Так, по наличию ученых и инженеров в 2014-2015 г. РФ получила 4,1 балла и занимала 70-е место. Кто же опережал Россию по наличию (даже не качеству) инженеров и исследователей? № 38 -Мадагаскар, № 50 - Мали, № 60 - Кот д'Ивуар, № 68 - Сенегал. По способности к инновациям Россию в 2015-2016 г. (№ 84, 3,8 балла) опережали почти все (всего 144) страны: Бенин (№ 22), Сенегал (№ 38), Таджикистан (№ 60), Руанда (№ 62) (см. табл. 4). Впрочем, в 2014-2015 г. Россию обгоняла по многим оценочным параметрам, например, таким, как развитие кластеров, Гамбия (№ 118, 3,1 балла у РФ и № 73, 3,8 балла у Гамбии), по наличию последних технологий Гамбия находилась на 73 месте (4,8 балла), а Россия - на 108-м (4,2 балла). Между тем, Гамбия - это страна, где в 2014 г. подушевой ВВП был равен 700 долл., 2/3 населения жило менее чем на 2 долл. в день, а 29% детей соответствующего возраста не учились в начальной школе2. Любопытно, что до 2015-2016 г. в конце доклада публиковались таблицы - списки стран по местам, занимаемым ими по разным показателям, потом их публикацию прекратили.
Таблица 4
Глобальная конкурентоспособность. 12.01. Способность к инновациям, рейтинг 2015-2016 г.
Страна Место Баллы
Швейцария 1 6,0
США 2 5,9
Израиль 3 5,9
Малайзия 7 5,5
Катар 12 5,3
Япония 14 5,3
Бенин 22 4,9
Индонезия 30 4,7
Шри-Ланка 36 4,5
Сенегал 38 4,4
Кения 42 4,3
Кот д'Ивуар 44 4,3
Камерун 46 4,3
Иордания 47 4,3
Таджикистан 60 4,0
Руанда 62 4,0
Турция 83 3,8
Россия 84 3,8
Мали 123 3,3
Составлено по: World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2015-2016 / WEF/ - Geneva, 2015. - P. 113, 141, 135, 147,167, 175, 209, 215, 307, 313, 321, 331, 341.
По качеству системы образования Россия в 2015-2016 г. находилась на 84-м месте, 3,5 балла (при пересчете на 5-балльную шкалу - 2,5 балла). Мы, конечно, критикуем наше образование. Но впереди РФ были такие страны, как Гамбия (№ 39; 4,3 балла), Руанда (№ 45, 4,2 балла), Кабо-Верде (№ 55, 4 балла); Таджикистан (№ 57), Сенегал (№ 63),
1 World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2015-2016 / WEF. - Geneva, 2015. - P. 4.
2 World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2014-2015 / WEF. - Geneva, 2014. - P. 520, 506, 453, 536; http://wdi.worldbank.org/table/1.1; http://wdi.worldbank.org/table/2.8
Эфиопия (.№ 74) (см. табл. 5). При этом в Гамбии в 2012 г. получали среднее образование 57,5% детей соответствующих возрастов, в Сенегале - 41%, в Руанде - 31,8, в Эфиопии - 28,9%\ В рейтинг вошло 8 российских университетов, из стран Африки в него входят только университеты ЮАР и Египта (но не Гамбии и Руанды). В Гамбии есть два университета, созданные в 1998 и 2011 г. Впрочем, эксперты некоторых стран также оценивают свою систему образования весьма критично (но на все показатели эта критичность распространяется только у представителей российского бизнеса). Если внимательно посмотреть на краткий список, то видно, что Иордания, Кения, Гамбия, Индонезия оценивают свое образование выше, чем Израиль (4,0 балла), Таджикистан (№9 57), Лаос, Сенегал обгоняют Южную Корею, а все вместе взятые, с добавлением Эфиопии, Непала, Свазиленда, Уганды, они опережают Россию.
Таблица 5
Глобальная конкурентоспособность. 5.03 Качество системы образования рейтинг 2015-2016 г.
Страна Место Баллы
Малайзия 6 5,4
США 18 4,9
Иордания 32 4,4
Кения 36 4,3
Гамбия 39 4,3
Индонезия 41 4,3
Руанда 45 4,2
Кот д'Ивуар 48 4,1
Израиль 52 4,0
Кабо-Верде 55 4,0
Таджикистан 57 3,9
Лаос 62 3,8
Сенегал 63 3,8
Южная Корея 66 3,7
Эфиопия 68 3,7
Непал 69 3,7
Свазиленд 80 3,5
Уганда 81 3,5
Россия 82 3,5
Составлено по: источникам к табл. 4.
В РФ много проблем с научно-исследовательскими учреждениями (фактическая ликвидация многих отраслевых НИИ в 1990-е гг., недофинансирование и «реформа» РАН). Однако в Сенегале (40-е место), где автор читал лекции в Университете Шейх Анта Диоп, имелось около двух десятков небольших научных центров, в каждом работало в среднем по двадцать сотрудников. Тем не менее, Россия по баллам получила более низкое, чем у Сенегала, 58-е место, после Шри-Ланки, Кот д'Ивуара (см. табл. 6).
Таблица 6
Глобальная конкурентоспособность 12.02 Качество научно-исследовательских учреждений
рейтинг 2015-2016 г.
Страна Место Баллы
Япония 7 5,9
Сингапур 12 5,6
Катар 14 5,3
Малайзия 20 5,3
Южная Корея 27 4,8
ОАЭ 30 4,8
Шри-Ланка 39 4,3
Сенегал 40 4,3
Индонезия 41 4,3
Кения 44 4,2
Таиланд 53 4,0
Кот-д'Ивуар 55 4,0
Россия 58 4,0
Составлено по источникам к табл. 4.
В 1960-е гг. одним из первых компьютеров в Индии была советская ЭВМ «Минск». В 2013 г. экспорт компьютерных услуг из Индии, составляет около 50 млрд. долл., а из России - только 2,6 млрд. Вместе с тем, сравнительные преимущества России (наличие известных на весь мир технических вузов, развитие инфраструктуры ИТ, а в условиях снижения курса рубля и более низкий уровень зарплат) делают возможным развитие такого рода ИТ-услуг в России и для внутреннего рынка, и для экспорта, причем услуг высокотехнологичных, спрос на которые увеличивается по
1 World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2014-2015 / WEF. - Geneva, 2014. - P. 456.
357
сравнению со спросом на более простые трудоемкие услуги, которые в перспективе смогут выполнять роботы. Могут производиться в России и товары ИКТ.
Страны Юго-Восточной и Восточной Азии начинали со скромных проектов. Успешно встроившись в новый виток НТП (развитие электроники), они стали мировыми лидерами. Эти страны осуществляли и осуществляют им-портозамещение (точнее, производство товаров для внутреннего рынка), оно не исключает ориентации на экспорт.
Россия со всеми своими уникальными разработками этот виток пропустила. Не стоит в своей стратегии погружаться в манихейство (дихотомия черного - белого, добра и зла; или мы «впереди планеты всей», или получается, что мы должны догонять по развитию образования или способности к инновациям наименее развитые африканские страны: Гамбию, Руанду, и кроме того Таджикистан).
К вопросу о конкурентоспособности и национальных конкурентных преимуществах в развитии высокотехнологичных отраслей не следует подходить догматически, и не следует слепо доверять выставленным кем-то оценкам и рейтингам. В России можно говорить не только и не столько об импортозамещении, сколько о возрождении производства, ориентированного на внутренний рынок, об использовании реальных национальных конкурентных преимуществ. Кроме того в современном мире конкурентные преимущества создаются, в концепции Майкла Портера ведущая роль отводится не базовым, а приобретенным факторам.
Сегодня перед странами стоит новый вызов, новый виток научно-технического прогресса - роботизация и автоматизация. Компании ряда стран Востока - КНР, Южной Кореи, Тайваня, Индии - активно развивают и внедряют новые технологии. Так, индийская компания сферы ИТ-услуг Tata Consultancy Services (TCS) разработала свою модель Robotic Process Automation (RPA) - роботизации и автоматизации бизнес-процессов, при этом затраты времени сокращаются на 90%, издержки - на 30%. Тайваньская «Фоксконн» («Хон Хай»), известная тем, что на ее фабриках в Китае собираются айфоны и айпады «Эппл» (производство по контракту), уже заменяет рабочих на роботов на своих заводах в КНР. На заводе «Хон Хай» в Китае производится разработанный французской «Альдебаран» и японской «Софтбанк» робот Пеппер (относительно недорогой «социальный», готовый к общению, робот, его цена - 2 тыс. долл.). Китайские компании производят дроны, беспилотные автомобили, промышленные роботы1.
Ответы на вызовы роботизации и автоматизации ищут различные акторы: компании из развитых и развивающихся стран (импортеры и экспортеры товаров ИКТ и ИТ-услуг), государства, и работники, занятые в электронной промышленности и сфере ИТ-услуг.
Значение проблемы для России:
1) В результате развития автоматизации и искусственного интеллекта могут исчезнуть стимулы к фрагментации производств, к перемещению их в развивающиеся страны, это окажет влияние на международное разделение труда.
2) некоторые глобальные цепочки стоимости могут трансформироваться в высокоавтоматизированное производство в одной стране («сжаться»). Вопрос заключается в том, в какой стране разместится это производство.
3) Главное для России - включиться в новый виток НТП, не упустить его!
1 См. подробнее: Цветкова Н.Н. Информационно-коммуникационные технологии в странах Востока: производство товаров ИКТ и ИТ-услуг. - М.: ИВ РАН, 2016. - С. 199-216.