Н. Н. Цветкова
ТНК и развитие информационно-коммуникационных технологий в странах Востока
Успехи ряда стран Востока в модернизации экономики во многом связаны с тем, что эти страны успешно «встроились» в разворачивающуюся информационно-коммуникационную революцию (ИКР).
В связи с развитием ИКР происходят существенные изменения в международном разделении труда. Информационно-коммуникационная революция способствовала тому, что произошла так называемая революция «торгуемости услуг» «tradability of services». Ранее услуги по большей части являлись неторгуемыми, т. е. не могли участвовать в международном обмене, в силу своего характера, необходимости прямого контакта между производителем и потребителем. Благодаря развитию телекоммуникаций, Интернета, компьютерных технологий и снижению стоимости телекоммуникаций многие услуги могут принимать участие в международном обмене. С одной стороны, благодаря новым технологиям обеспечивается качественная передача информации в большом объеме; с другой — стоимость этой передачи информации уменьшается. Послать 1 триллион бит информации стоило бы 150 000 долл. в 1970 г. и только 12 центов — в 1999 г. В 1930 г. стоимость одной минуты телефонного разговора между Нью-Йорком и Лондоном достигала 300 долл. по сегодняшнему валютному курсу, а в начале XXI в. она составляла всего несколько центов1.
Одной из важных составных частей стратегии, обеспечившей экономический «прорыв» стран Азии, и прежде всего азиатских гигантов — Индии и Китая, — стало развитие производства товаров и услуг сферы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их экспорт. Китай стал ведущим поставщиком на мировой рынок товаров сферы ИКТ — компьютерного, электронного, телекоммуникационного оборудования. Индия с 2006 г. занимает первое место в мире по экспорту информационных и компьютерных услуг, является мировым лидером в международном аутсорсинге обслуживания коммерческой деятельности (БПО).
ТНК приняли активное участие в становлении производства товаров и услуг сферы ИКТ в странах Востока. Ныне в производстве товаров сферы ИКТ действуют ТНК самих восточных стран, компании, чьи бренды широко известны в мире — «Самсунг», «Эл Джи», «Асер», «Кванта», «Флекстроникс», «Хуавей», «Леново». Значительная доля экспорта электронного, компьютерного, телекоммуникационного
оборудования из КНР приходится на предприятия с иностранным капиталом. Правда, это не всегда филиалы западных и японских ТНК, иногда это дочерние компании тайваньских, сингапурских фирм, и их бренды нередко имеют мировую известность. Еще большим было влияние ТНК на развитие отрасли через передачу технологии, как на основе официального обмена лицензиями, так и технологии ТНК, использовавшейся по неофициальным каналам.
При участии ТНК проходило и становление сферы ИКТ-услуг в странах Востока, прежде всего в Индии. Это участие отнюдь не всегда сводилось к прямым инвестициям. Сфера компьютерных и информационных услуг и услуг по обеспечению коммерческой деятельности развивалась и на основе международного аутсорсинга — интеллектуальных субподрядов, долгосрочных контрактов между индийскими субподрядчиками и иностранными заказчиками, ведущую роль среди которых играют крупнейшие ТНК. Крупнейшие индийские компании сферы ИКТ-услуг — «Тата консалтанси сервисиз», «Випро», «Ин-фосис», «Сатьям» — начинали как субподрядчики североамериканских, британских ТНК. Теперь они сами выступают в качестве инвесторов за рубежом.
Экспорт ИКТ-услуг сегодня осуществляет не только Индия, но и Филиппины, КНР, Малайзия, Пакистан, Шри-Ланка.
Какие услуги становятся предметом международного аутсорсинга и офшоринга? Согласно Классификации услуг (Стандартной классификации продуктов, Standard Product Classification, SPC) Всемирной Торговой Организации (ВТО), компьютерные услуги включают в себя следующие виды услуг: консультационные услуги, связанные с установкой компьютерного оборудования (hardware), разработка программного обеспечения (ПО), приложений к ПО; консалтинговые услуги, связанные с ПО, работа с базами данных, разработка приложений по обработке баз данных; системный анализ, управление проектом, техническая координация и определение системной архитектуры; системный дизайн; тестирование ПО, подготовка технической документации по ПО, разработка приложений по удалению вирусов; услуги по системной поддержке, перезапись кода или изменение существующих программ, обновление с учетом изменений на сегодняшний день документации и руководств по использованию ПО, перекодирование, преобразование данных; услуги по обработке информации — подготовка данных к вводу, оптическое сканирование; обработка данных и составление таблиц, вычисления на компью-
тере; тайм-шеринг в сфере ИКТ2. Среди компьютерных услуг важное место занимает рутинная работа, которая, однако, требует достаточно высокой квалификации и свободного владения иностранным языком, в первую очередь, разумеется, английским.
В 2006 г. Индия заняла первое место в мире по экспорту компьютерных и информационных услуг, достигшему 29,2 млрд. долл. Она оттеснила на второе место Ирландию, чей экспорт таких услуг составил 21,0 млрд. долл. Обе эти страны намного опережали остальные страны-экспортеры компьютерных и информационных услуг. Третьей среди экспортеров таких услуг была Великобритания (10,6 млрд. долл.), четвертой — Германия, пятыми — США, шестым — Израиль. В первую десятку стран-экспор-теров вошел в 2006 г. и Китай (3,0 млрд. долл.), опередивший Францию (1,5 млрд. долл.) и Японию (1,2 млрд. долл.). Среди азиатских стран экспортерами информационных и компьютерных услуг были Малайзия (0,6 млрд. долл.), Сингапур (0,6 млрд. долл.), Индонезия (0,1 млрд. долл.), Филиппины (0,1 млрд. долл.), но отрыв Индии от них был колоссальным.
В 2009 г. экспорт компьютерных и информационных услуг из Индии несколько сократился по сравнению с 2008 г. под воздействием глобального финансового и экономического кризиса. Однако и в 2009 г. Индия продолжала оставаться безусловным мировым лидером с экспортом, равным 46 млрд. долл., отрыв ее и Ирландии, чей экспорт в 2009 г. составил 34 млрд. долл., от страны, занявшей третье место — Германии (15 млрд. долл.), был весьма значительным. В первую десятку стран-эк-спортеров в 2009 г. вошли также США, Великобритания, Израиль, Швеция, Финляндия, Китай, Испания. Чрезвычайно высокими темпами увеличивался экспорт компьютерных и информационных услуг из КНР: он возрос с 0,4 млрд. долл. в 2000 г. до 3,0 млрд. в 2006 г. и 6,5 млрд. долл. в 2009 г., в целом за 2000-2009 гг. — в 16,3 раза (см. табл. 1).
Таблица 1
Экспорт компьютерных и информационных услуг, 2000-2009 гг., (млрд. долл.)
Страна/ Год 2000 2003 2006 2007 2008 2009
Ирландия 7,5 14,2 21,0 29,8 35,0 33,8
Индия 4,7 11,4 29,2 37,5 49,4 46,7
Великоб- ритания 4,3 7,9 10,6 14,2 13,6 11,6
Германия 3,8 6,7 10,0 12,8 15,4 14,8
США 5,6 6,4 10,1 12,0 13,4 13,4
Израиль 4,2 3,7 5,3 5,8 6,9 7,7
2 Information Economy Report 2006. UNCTAD. N. Y.; Geneva, 2006, р. 114.
Франция 0,8 1,3 2,0 1,9 1,9 1,6
КНР 0,4 1,1 3,0 4,3 6,3 6,5
Япония 1,6 1,1 1,2 1,0 0,9 0,9
Сингапур 0,2 0,3 1,2 1,4 1,6 1,4
Гонконг (КНР) 0,06 0,2 0,3 0,4 0,4 0,4
Малайзия 0,08 0,2 0,6 0,9 1,0 1,5
Россия 0,06 0,2 0,6 1,1 1,6 1,3
Египет 0,05 0,1 0,2 0,2
Индонезия 0,12 0,14 0,2 0,13
Филиппи- ны 0,1 0,3 1,2 1,3
Шри-Лан- ка 0,1 0,2 0,2 0,2
Республика Корея 0,3 0,3 0,3 0,2
Тайвань 0,2 0,1 0,1 0,1
ЮАР 0,1 0,2 0,2 0,2
Аргентина 0,4 0,7 0,9 1,7
Коста-Ри- ка 0,4 0,5 0,7 0,8
Бразилия 0,1 0,2 0,2 0,2
Испания 4,0 5,4 6,1 6,1
Канада 2,4 4,3 4,6 4,9 4,3
Австралия 1,1 1,3 1,4
Австрия 1,5 1,8 2,2 2,0
Бельгия 2,9 3,0 3,8 4,2
Эстония 0,1 0,1 0,2 0,2
Швеция 3,6 6,4 7,8 6,9
Финлян- дия 1,5 1,9 8,2 6,7
Румыния 0,5 0,6 0,9 1,0
Польша 0,4 0,7 1,0 0,9
Источники: Information Economy Report 2006. UNCTAD.
N. Y. — Geneva, 2006, с. 109-111; http://stats.unctad. org/ Handbook / TableViewer/ Tableview.aspx?Report.ld=1914; http://stats.unctad.org/ Handbook / TableViewer/ Tableview. aspx?Report.ld=91
Наряду с компьютерными и информационными услугами получили развитие международный аутсорсинг и офшоринг услуг, базирующихся на ИКТ. По определению индийской ассоциации НАССКОМ (Индийской Национальной ассоциации компаний сферы ИТ), понятие «услуги, обеспеченные ИКТ»
(ITES, information technologies enabled services) или связанные с ИКТ (ICT-related services), — гораздо более узкое, чем по определению МВФ, включающего в такие услуги финансы, страхование, поступление роялти (т. е. передачу технологии). Да и какие услуги сегодня предоставляются без использования компьютерных технологий? НАССКОМ включает в число услуг, обеспеченных ИТ, только услуги по обеспечению коммерческой деятельности (БПО, BPO, business proceedings outsourcing), компьютерные и информационные услуги, инжиниринговые услуги, разработку программного обеспечения и НИОКР.
Аутсорсинг по обеспечению коммерческой деятельности (business proceedings outsourcing) охватывает обширный спектр услуг. Это — ведение бухучета, составление итоговых годовых балансов компаний, финансовых отчетов. На основе присланных по электронной почте или переданных по телефону данных производится оформление различной коммерческой и финансовой документации — счетов-фактур по сделкам, обработка оферт, работа с заказами, оформление страховых полисов, выставление разнообразных счетов, оформление документов по претензиям. Оформление банковской, юридической документации производится дистанционно. Таким же образом могут предоставляться услуги секретаря, в том числе и перепечатка записей со звуковых носителей; услуги редактора — например, подготовка материалов к изданию — эту практику использует сегодня для снижения своих издержек и удешевления книг такое известное на протяжении веков издательство, как «Эльзевир». Дистанционно осуществляется оформление документации по аудиту, документов для налоговых органов, документации по учету движения кадров, дистанционно оформляются авиабилеты. Все эти услуги оказываются для англоязычных стран, прежде всего в Индии. Предоставлением ИКТ-услуг и БПО наряду с Индией и Ирландией (их европейским центром) занимаются также развитые страны, в первую очередь США, Канада, Израиль, из развивающихся стран Азии — КНР, Малайзия, Филиппины, Египет и даже Гана, Сенегал, из стран — новых членов Евросоюза — Чехия, Венгрия.
Благодаря снижению стоимости телекоммуникаций стало возможным размещение в развивающихся странах колл-центров. Важную роль в этом играет и наличие специалистов, владеющих иностранными языками. Колл-центры с английским языком размещаются в Индии, на Филиппинах, в Малайзии, Пакистане, Шри-Ланке, с французским языком — в Марокко, Сенегале, с испанским языком — в латиноамериканских странах, в испаноязычных анклавах Марокко (Западная Сахара), с японским языком — в северо-восточных районах КНР (Далянь). В сферу деятельности колл-центров входят следующие услуги: справочная служба, техническая поддержка, консультирование, послепродажное обслуживание, прием претензий, работа с клиентами, маркетинго-
вые исследования, изучение рынка (общественного мнения), рекламная служба.
Центры по обслуживанию коммерческой деятельности (shared service centres /back office services) выполняют целый ряд операций: обработку претензий, оформление счетов-фактур, подготовку документации по трансакциям, обработку заказов, ответ на запросы, работу с документацией кадровой службы, обработку данных, логистику, документацию по контролю качества продукции, обработку фактур поставщиков.
В число дистанционных услуг, обеспеченных ИКТ, входят и медицинские услуги. Медицинские учреждения из США направляют в Индию по электронной почте рентгеновские снимки, графики электрокардиограмм, результаты компьютерной томографии. Сотрудники индийских компаний — индийские врачи, получающие значительно меньшую зарплату, чем их американские коллеги (в США врачи относятся к наиболее высокооплачиваемым категориям специалистов), расшифровывают их, пишут к ним комментарии, что составляет наиболее трудоемкую часть работы, а затем по электронной почте передают результаты обратно в США. Другой вид медицинских услуг — на основе записанных на магнитофон бесед врача с пациентами дистанционно делаются записи в медицинскую карту (процедура, отнимающая у врачей немало времени, в ущерб осмотру пациента). Такие услуги предоставляются в Индии, на Филиппинах, в Пакистане. Для фармацевтических компаний оформляется документация по результатам клинических испытаний препаратов, ведется статистический учет.
Значительная часть услуг по БПО связана с достаточно рутинной работой — вводом и обработкой информации, что, однако, требует достаточно высокой квалификации в соответствующей области — коммерции, юриспруденции, медицине, свободного владения иностранным языком. Но дистанционно оказываются и услуги высокого уровня сложности, требующие чрезвычайно высокой профессиональной подготовки, и даже производятся работы, которые носят творческий характер — разработка архитектурных проектов, нового программного обеспечения, НИОКР, дизайн технических систем. Или создание рекламных клипов, видеороликов, анимация.
В странах Востока государство стимулирует развитие услуг сферы ИКТ. Например, в Индии создаются специальные экономические зоны. К 2007 г. в стране было создано 47 технопарков для развития ИТ-услуг. Введен льготный режим деятельности иностранного капитала в сфере ИКТ3.
Район Бангалора (Бенгалуру), где сконцентрированы и дочерние компании ТНК, и индийские фирмы, работающие по заказам пользователей из развитых стран, занимающиеся разработкой програм-
3 Information Economy Report 2007-2008. UNCTAD. N. Y. — Geneva, 2007, c. 125-127.
много обеспечения для компьютеров, научными разработками, получил название индийской Силиконовой долины. Первоначально Бангалор с его техническим университетом был для ТНК излюбленным местом, где они рекрутировали программистов для относительно низкооплачиваемой (по меркам развитых стран), но чрезвычайно выгодной для выходцев из бедных стран работы в США. Однако уже с 90 гг. ТНК стали создавать подразделения, занятые разработкой компьютерных программ, научными исследованиями, уже «на месте», в самой Индии.
Таблица 2
Экспорт компаний по оказанию ИТ-услуг и услуг по обеспечению коммерческой деятельности в Индии, млрд. долл., 2005 г.
ИТ-услуги ВРО (БПО — аутсорсинг услуг по обеспечению коммерческой деятельности)
4 ведущие индийские компании сферы ИТ 4,5 0,2
Индийские компании сферы ИТ второго эшелона 2,5 0,2
Индийские компании, осуществляющие только услуги по обеспечению коммерческой деятельности 0,9
Недавно возникшие индийские компании 1,5 0,7
Филиалы иностранных ТНК сферы ИТ 1,5 0,7
Филиалы иностранных компаний по оказанию услуг по обеспечению коммерческой деятельности 2,3
Всего 10,0 5,0
Источник: Information Economy Report 2007-2008. UNCTAD.
N. Y.; Geneva, 2007, p. 128.
Следует отметить, что высокая квалификация и низкая зарплата индийских ученых привлекали ТНК еще в 60 гг. Тогда, выступая в Гарвардской школе бизнеса, один из управляющих англо-голландской корпорации «Юнилевер» заявил, что его компания создала в своем филиале в Индии подразделение, занятое научными исследованиями, именно в силу этих причин4.
Слово «Бангалор» стало успешным брендом. Однако это отнюдь не единственный адрес в Индии, по которому размещаются иностранные филиалы
и национальные фирмы, занятые оказанием интеллектуальных услуг и дистанционным обслуживанием бизнеса. Наряду с Бангалором в штате Карнатака такими центрами, специализирующимися на ИТ-ус-лугах и услугах по обеспечению коммерческой деятельности, стали Мумбаи и Пуна в штате Махараштра, Нойда — вблизи Дели, Хайдарабад — в штате Андхра-Прадеш, Шеннаи — в штате Тамил-Наду, Колката — в штате Западная Бенгалия.
ТНК создают филиалы по оказанию услуг в сфере ИТ. Наряду с дочерними компаниями ТНК офшорное программирование и офшорные научные разработки осуществляют и компании, принадлежащие национальному капиталу. Но действуют они по заказам иностранных компаний. Международный аутсорсинг в сфере ИТ можно охарактеризовать как «интеллектуальные субподряды»5.
В 2005 г. в индийском экспорте ИТ-услуг на филиалы иностранных ТНК сферы ИТ приходилось 15 %. Остальные 85 % экспорта ИТ-услуг осуществляли индийские компании, в том числе 4 ведущие компании сферы ИТ — «Випро», «Тата консалтанси сервисиз», «Инфосис» и «Сатьям» — 45 %, индийские компании сферы ИТ второго эшелона — 25 %, недавно вышедшие на рынок индийские компании (upstarts) — 15 %.
В сфере аутсорсинга операций по обслуживанию коммерческой деятельности ситуация в Индии резко отличалась от сферы информационных и компьютерных услуг. Из экспорта услуг БПО, в 2004/2005 г. составлявшего 5 млрд. долл., 46% приходилось на филиалы иностранных компаний по оказанию услуг по обеспечению коммерческой деятельности, еще 14 % — на филиалы иностранных ТНК сферы ИТ. Всего на филиалы иностранных ТНК приходилось 60 % экспорта услуг по обеспечению коммерческой деятельности, на индийские компании — 40 %, в том числе 4 % — на 4 ведущие индийские компании сферы ИТ, 4 % — на компании второго эшелона, 18% — на индийские компании, созданные специально для аутсорсинга услуг по обеспечению коммерческой деятельности; 14% — на недавно созданные индийские компании. В целом же филиалы иностранных ТНК осуществляли около 1 / 3 экспорта ИТ-услуг из Индии и 2 / 3 экспорта услуг, связанных с ИКТ6. Дистанционное обслуживание коммерческой деятельности (например, составление финансовой отчетности) нередко предполагает достаточно высокую долю конфиденциальной информации, поэтому многие иностранные компании предпочитают осуществлять эти операции в своих собственных филиалах, специально создаваемых в странах Востока. Одна и та же ТНК передает заказы на разработку приложений к программному обеспечению третьим сторонам — независимым индийским компаниям,
------------------ 5 Цветкова Н. Н. Прямые иностранные инвестиции в Азии
4 Economic Analysis and the Multinational Enterprise. L., 1974, и в России- Опыт сравнительного аналша. М., 2°°4-.
с. 346. 6 Information Economy Report 2007-2008, с. 128.
операции по обслуживанию коммерческой деятельности — своим собственным филиалам, созданным ею в Индии. Проведение НИОКР чаще поручается филиалам.
Многие ТНК создали в Индии специальные филиалы для офшорных операций по обслуживанию коммерческой деятельности материнской компании и ее дочерних компаний в других странах. Американская «Дженерал Электрик» — крупнейшая ТНК в мире по размеру зарубежных активов — начала в 1990 гг. с контракта с индийской компанией «Инфосис» и была у той крупнейшим клиентом. После того как контракт был разорван, «Дженерал Электрик Кэпитал интернэшнл сервисиз» ^ЕСВД в 1997 г. создала в Индии колл-центр и центр по обслуживанию коммерческой деятельности. Они осуществляют телефонную поддержку клиентов, обеспечивают справочную службу по проблемам ИТ, дистанционную сетевую поддержку, контроль над качеством ПО, обслуживание приложений к ПО, производят расчетные операции, ведут составление финансовой отчетности для дочерних компаний фирмы в разных странах. Снижение издержек благодаря переносу операций в Индию у «Дженерал Электрик» составило 40-50%, или 300 млн. долл. в год. К 2002 г. в Индию было перенесено 300 вспомогательных операций, индийский филиал обслуживал 30 дочерних компаний «Дженерал Электрик» в разных странах, готовил 30 % всех финансовых отчетов в рамках этой ТНК. GECIS создала подобные дочерние компании в КНР, Венгрии, Мексике, где также оказываются услуги по обеспечению коммерческой деятельности. С 2000 г. в Индии стали осуществляться операции с высокой добавленной стоимостью — техническая поддержка компьютерного оборудования, управление рисками, работа с претензиями. Годовой оборот индийского филиала «Дженерал Электрик» составлял в 2003 г. 1 млрд. долл. В 2003 г. филиал имел отделения в Хайдарабаде и Дели. НИОКР в Индии осуществлял другой филиал «Дженерал Электрик» — Технологический центр имени Джона Уэлша (президент «Дженерал Электрик», который вывел компанию на лидирующие позиции) в Бангалоре, где велись исследования в области электроники, металлургии, химии, полимеров, новых материалов7.
ТНК создают в Индии и других азиатских странах филиалы, специализирующиеся на оказании услуг по ИТ и БПО и осуществляющие экспорт этих услуг, обслуживая заказчиков в развитых странах — другие ТНК. Среди компаний-субподрядчиков, оказывающих дистанционные услуги по ИТ и БПО, немало специально созданных для экспорта этих услуг филиалов западных ТНК. Среди таких филиалов ТНК в Индии можно назвать «Конверджис», «Сител», «Сайкс». На Филиппинах предоставлением
7 World Investment Report 2004, с. 173; Подробнее о «Дженерал Электрик» и Джоне Уэлше см.: Черников Г. П., Чернико-
ва Д. А. Мировая экономика. М., 2006.
услуг занимаются «Сайкс» и ICT group. Эти компании имеют в Индии и на Филиппинах колл-центры. Услуги в сфере вспомогательных операций коммерческой деятельности и ИТ-услуги оказывают другим компаниям индийский филиал ИБМ — «ИБМ Гло-бал Сервисиз» (15 000 занятых в Индии), «Хьюлетт Паккард» (3000), «Аксенчер» (3000), EDS (3000 занятых). Компания «Аксенчер» осуществляет оформление документации фармацевтических компаний, документации по страховым операциям, техническую поддержку клиентов в сфере ИТ.
О том, как развивался международный аутсорсинг с участием ТНК и индийских компаний, можно судить на примере канадской ТНК «Нортел». В начале 90 гг. «Нортел» заключила с местными компаниями в индийских городах Бангалоре и Мумбаи контракты на НИОКР и оказание ИТ-услуг. Зарплата индийских программистов составляла в то время 30 % от зарплаты аналогичных специалистов в Северной Америке. Сокращение издержек было весьма существенным. Индийским компаниям было поручено осуществление таких работ, как проект по переводу кода ПО с одного компьютерного языка на другой и проект по развитию средств для тестирования ПО. В то время индийские компании сферы ИТ могли успешно решать такие задачи, но не были готовы создавать приложения к программным продуктам или создавать новые программные продукты.
По контрактам с «Нортел» компании «Инфосис» и «Випро», позднее ставшие лидерами индийской сферы ИТ-услуг, создали специальные подразделения, где группы программистов работали исключительно над проектами «Нортел». Канадская компания обеспечила эти центры надлежащим оборудованием и спутниковой связью. Со стороны эти подразделения выглядели так, как будто являлись частью глобальной сети «Нортел», хотя на самом деле они были просто отделениями местных компаний. Впоследствии «Инфосис» и «Випро» создали такие отдельные центры для работ по проектам десятков крупнейших международных компаний. Когда фирмы в Северной Америке переходили к технологиям нового поколения, они передавали работу с технологиями вчерашнего дня в Индию и концентрировали свои усилия на новейших программных продуктах8.
Формы сотрудничества национальных компаний с ТНК различны. Создаются совместные предприятия с участием иностранных ТНК и индийских компаний, число которых возрастает в последние годы. Среди этих совместных предприятий могут быть названы «Махиндра» — «Бритиш Телеком» (8-я по величине компания сферы ИКТ в Индии), EK — HCL-Infosys, «Делойтт Консалтинг» — «Мастек», «Майкрософт» — «Тата консалтанси сервисиз».
Процессы идут разнонаправлено. С одной стороны, ТНК участвуют в слияниях и поглощениях, скупая местные компании. «Дженерал Электрик»
купила у «Тата Консалтанси сервисиз» ее подразделение по разработке ПО и оказанию инжиниринговых услуг «Инджиниринг анэлисис сентер оф эксел-ленс». Американская «Хьюз Софтвер текнолоджис» купила индийскую «Тенет текнолоджис», у которой были филиалы в Японии, с тем чтобы проникнуть на японский рынок9. С другой стороны, индийские компании выкупают долю участия в совместных предприятиях у своих западных партнеров, тем более в условиях кризиса.
У различных стран Востока существуют своя специфика в развитии сферы ИКТ-услуг, свои конкурентные преимущества. В КНР основная часть ПИИ в сфере ИКТ направляется в производство товаров (электронного, компьютерного, телекоммуникационного оборудования), значительно меньшая часть — в развитие предприятий по оказанию услуг, обеспеченных ИКТ. Структура сферы услуг, связанных с ИКТ, существенно отличается от структуры сферы ИКТ-услуг в Индии. В КНР это в основном лизинг, компьютерные и информационные услуги, НИОКР. Многие предприятия сферы ИТ-услуг находятся в центрах развития высоких технологий — Пекине и Шэньчжене, финансовые услуги сосредоточены в первую очередь в Шанхае и Гонконге. Гораздо меньшее значение имеют в КНР по сравнению с Индией услуги по обеспечению коммерческой деятельности (БПО), для которых весьма важно свободное владение английским или другими иностранными языками, знание западной коммерческой, аудиторской, медицинской практики (в Индии система образования испытала на себе значительное влияние бывшей метрополии — Великобритании). Правда, в Северо-Восточном Китае, в частности в городе Далянь, где достаточно высок процент кадров, свободно владеющих японским языком, размещаются колл-центры, обслуживающие японские компании, работающие на рынке Японии. «Дженерал электрик», «Майкрософт», «Филипс» создали в КНР колл-центры, обслуживающие Японию и Южную Корею. Индийские компании сферы ИТ-услуг открывают филиалы в Северо-Восточном Китае, чтобы проникнуть на японский рынок. Делаются прогнозы о том, что уже в ближайшие годы Шанхай и Пекин могут обогнать Индию по аутсорсингу бизнес-услуг. Однако эксперты ОЭСР в 2007 г. пришли к выводу о том, что пока для успешной конкуренции с Индией в сфере бизнес-услуг кадрам КНР недостает свободного владения английским языком, необходимо также улучшить знание корпоративной культуры, усовершенствовать защиту интеллектуальной собс-твенности10.
Своя специфика существует в Сингапуре. Для этой страны характерны высокие зарплаты и высокая плата за аренду офисных помещений, но также высокий уровень развития инфраструктуры, финансо-
вой системы, наличие высококвалифицированного персонала. В Сингапуре размещаются услуги с высоким уровнем добавленной стоимости — дистанционная робототехника, услуги менеджмента, медицинские услуги, генетическая диагностика. Кроме того, Сингапур уже с 70 гг. стал местом размещения региональных штаб-квартир ТНК.
Конкурентным преимуществом Малайзии считается наличие квалифицированных кадров со знанием хинди, тамильского языка, различных диалектов китайского языка, английского языка. В Малайзии осуществляют дистанционные услуги по обеспечению коммерческой деятельности БМВ, «Ситигруп», «Эрикссон», «Хьюлетт Паккард», «Ройял Датч Шелл», АИГ, ИБМ, HSBC, компания почтовых услуг DHL, «Моторола» (многие из них используют международный аутсорсинг и в Индии)11.
В качестве примера развития сферы ИТ-услуг и производства сферы ИКТ в целом можно привести и такую страну, как Филиппины. Уже с 70 гг. в стране стала развиваться электронная промышленность, точнее, ее отдельные стадии. Филиппины стали производителем электронных компонентов и устройств, в частности микросхем, на которые в 2005 г. приходилось 75 % производства электронной продукции, и комплектующих для компьютеров — 20 % от общего объема производства компьютерного оборудования. В 2005 г. производство продукции сферы ИКТ, в первую очередь микросхем и комплектующих для системных блоков, давало 66 % всего экспорта готовой продукции с Филиппин. В 1975 г. в экспорте Филиппин доминировала продукция переработки сельскохозяйственного сырья, на продукцию электронной промышленности приходилось только 3 %. Таким образом, развитие электронной промышленности способствовало диверсификации экспорта и диверсификации экономики Филиппин. Важную роль в развитии электронной промышленности на Филиппинах сыграли прямые иностранные инвестиции. 72 % общего числа фирм, действовавших в электронной промышленности, были дочерними компаниями иностранных ТНК, в том числе 30 % — японских компаний, 10 % — южнокорейских компаний, 9 % — компаний США.
С 2000 г. на Филиппинах стала развиваться и сфера ИТ-услуг. Этому способствовали сравнительные преимущества страны — наличие большого числа квалифицированных кадров с хорошим знанием английского языка. На протяжении десятилетий Филиппины были колонией США, и система высшего образования, в том числе медицинского, юридического, испытала на себе немалое влияние американской системы. Отсюда — хорошее знание филиппинскими специалистами соответствующей терминологии, применяемой в США, практики оформления юридической, медицинской, коммерческой документации. Среди ИТ-услуг на Филиппи-
9 http.//www.economictimes.indiatimes.com.
10 Information Economy Report 2007-2008, с. 125.
нах преобладают услуги по аутсорсингу обеспечения коммерческой деятельности (БПО) — колл-центры, услуги по оформлению юридической, медицинской документации. В Докладе об информационной экономике за 2007-2008 гг. приводятся данные о том, что коэффициент точности оформления юридической и медицинской документации на Филиппинах составляет 98-99%. В 2007 г. на Филиппинах имелось 146 колл-центров, где было занято 150 000 человек; 66 фирм с 10 тыс. работников занимались дистанционным оформлением медицинской и юридической документации; имелось 62 фирмы по обеспечению дистанционного обслуживания коммерческой деятельности (оформление коммерческой документации, ведение бухучета, составление финансовой отчетности) с 22,5 тыс. занятых. Кроме того, действовали 300 фирм по оказанию информационных и компьютерных услуг, чья выручка достигла в 2007 г. 2,7 млрд. долл., 14 фирм по оказанию инжиниринговых услуг12. Колл-центры создали на Филиппинах «Интел», «Майкрософт», «Кодак», «Сейфвей», центры по обслуживанию коммерческой деятельности, предоставлению компьютерных услуг, таких услуг, как ведение бухучета, разработка архитектурных проектов, маркетинговые услуги — АИГ, «Проктер энд Гэмбл», английский банк HSBC13.
Международный аутсорсинг ИТ-услуг стал развиваться и в других странах Азии и Африки — в Египте, Шри-Ланке, в Марокко, даже в Гане и Сенегале. В Шри-Ланке общее число занятых в сфере ИТ-услуг достигло в 2003 г. 16 тыс. человек, в 2007 г. — оно увеличилось более чем вдвое, до 38 тыс. чел. Из этого числа 25% составляли программисты, 16 % — специалисты по технической поддержке, 12 % — тестировщики программных продуктов, 7 % специалисты по финансовому анализу и системной интеграции, 6 % — системные администраторы, 5 % — специалисты по управлению базами данных. В связи с тем, что часть квалифицированных специалистов сферы ИТ покинула Шри-Ланку, эмигрировав в Индию, имела место нехватка кадров14.
В Египте была принята государственная программа развития ИКТ. Страна развивает сотрудничество с индийской НАССКОМ с целью приобретения ноу-хау и поставила цель стать центром для индийских компаний сферы ИТ-услуг в арабском мире15.
Среди крупных индийских компаний, действующих на рынке компьютерных услуг и услуг по БПО, выделяется четверка крупнейших — «Тата Консал-танси сервисиз», «Випро», «Инфосис», «Сатьям». В 2006/07 г. оборот «Тата Консалтанси сервисиз» достиг 3 млрд. долл., «Инфосис» — 2,8 млрд., «Вип-ро» — 2,5 млрд. долл.16 Индийские компании-лиде-
12 Information Economy Report 2007-2008, с. 105.
13 World Investment Report 2004, с. 174.
14 Information Economy Report 2007-2008, с. 108.
15 Там же, с. 129.
16 http://www.economictimes.indiatimes.com.
ры сферы ИТ-услуг сформировались во многом благодаря сотрудничеству с ТНК. Так, «Инфосис», начав с субподрядов для «Дженерал Электрик», впоследствии отказалась от них. В 2006 г. отмечался юбилей «Инфосис» — 25 годовщина ее деятельности17.
Индийские компании сферы ИТ-услуг действуют по контрактам с зарубежными заказчиками, в основном западными — причем преимущественно с американскими и британскими ТНК. Так, 60 % доходов фирмы «Инфосис» дает рынок США18. Ведущую роль играют контракты с крупнейшими заказчиками, как правило, ТНК. У «Инфосис» на 5 ведущих клиентов приходилось в 2006/07 г. 19,5% всей выручки, на одного клиента — 5,8 %19. Между индийскими компаниями сферы ИТ-услуг и западными ТНК заключаются долгосрочные контракты на оказание ИТ-услуг и БПО (business proceedings outsourcing) на суммы в десятки миллионов долларов.
Если в 90 гг. западные ТНК размещали в Индии филиалы для оказания услуг по обеспечению коммерческой деятельности и компьютерных услуг, то к концу первого десятилетия XXI в. ведущие индийские компании сферы ИТ-услуг, прежде всего «Тата Консалтанси сервисиз», «Инфосис», «Випро», стали создавать в соседних азиатских странах, например в Шри-Ланке, филиалы, с тем чтобы снизить издержки, использовать более дешевую рабочую силу (ниашоринг, nearshoring). Впрочем, такой ниашоринг может быть и дальним, если предприятия размещаются в Тропической Африке, в Северной Африке. Ведущие индийские компании сферы ИТ-услуг создают филиалы по оказанию ИТ-услуг и БПО и в странах Центральной и Восточной Европы — Чехии, Польше, Венгрии, с тем чтобы использовать для БПО квалифицированную рабочую силу, более дешевую, чем в западноевропейских странах, владеющую западными языками, помимо английского, в частности немецким. В 2004 г. «Инфосис» открыла филиал в Брно, его специализация — БПО и компьютерные услуги. В задачи филиала входит обработка заказов, ведение бухучета и подготовка финансовых отчетов, маркетинговые исследования и работа со страховыми документами. Филиал обслуживает клиентов в 15 европейских странах20. «Тата Консалтанси сервисиз» (группа Тата) имеет филиал в Будапеште. «Проджен» (подразделение «Инфосис» по БПО) открыла филиал в Чехии21. В развитых странах, где находятся их заказчики, индийские ТНК создают филиалы по работе с клиентами, по размещению заказов.
Итак, страны Востока в нулевые годы добились кардинальных сдвигов в экономическом развитии, эффективно использовав для своих целей ТНК.
17 http://www.economictimes.indiatimes.com.
18 http://www.economictimes.indiatimes.com.
19 http://www.economictimes.indiatimes.com.
20 http://www.economictimes.indiatimes.com.
21 World Investment Report 2004, с. 158.
Их собственные ТНК активизировали свою зарубежную экспансию.
Повышение роли стран Востока в экономике на макроэкономическом уровне (увеличение их доли в мировом ВВП) и повышение роли фирм из стран Востока на уровне микроэкономики привело к тому, что многие эксперты, в частности эксперты международных организаций, говорят о наступлении в 2000-е гг. нового этапа глобализации, для которого характерна возросшая роль стран с развивающимися рынками, и в первую очередь Китая и Индии.
Обладает ли (уже или пока еще) Россия конкурентными преимуществами, которые позволили бы ей, в том числе и с участием иностранного капитала, развивать те инновационные отрасли, подъема которых добились азиатские страны, привлекая ТНК, или же иные отрасли с высоким уровнем инноваций, которые могли бы стать ключевым звеном в модернизации экономики?
Есть ли у России перспективы в размещении у себя филиалов ТНК, занятых научными исследованиями и разработкой программного обеспечения для компьютеров? Уровень зарплат российских ученых, если судить по институтам Российской академии наук (около 5 долл. в час.), в 2009 г. значительно увеличился по сравнению с 2000 г., но, несомненно, ниже, чем в развитых странах. «Хорошо подготовленные исследователи с низким уровнем зарплаты» (что привлекает ТНК в азиатские страны) в России имеются. «Утечка умов», особенно в таких дисциплинах, как математика, физика, биология достигла, особенно в 90 гг., больших масштабов, значит, наличествуют и востребованные в глобальных масштабах кадры.
Есть ли перспективы развития сферы ИКТ-ус-луг в России? Российская Федерация находилась в 2000-2001 гг. на втором месте в мире по числу студентов технических вузов (2,4 млн.), опережая Индию (1,9 млн. студентов), США (1,7 млн.), Южную Корею (1 млн.), Японию (0,8 млн. студентов)22. Однако по индексу человеческого капитала (0,817) в 2003 г. Россия занимала только 24-е место. Этот показатель учитывает уровень грамотности взрослого населения, охват населения средним образованием, численность студентов всех учебных заведений. На 24-м месте находилась в 2003 г. Россия и по индексу технологической активности (подсчитываемому на основе таких показателей, как число занятых в сфере НИОКР, число патентов, зарегистрированных в США, число статей, опубликованных в ведущих научных журналах мира), причем во многом за счет наследия былых времен. У России этот
22 World Investment Report, 2005, UNCTAD. N. Y. — Geneva, 2005, с. 296.
индекс составлял 0,759, она пока опережала КНР — 0,417 (58-е место), Индию — 0,328 (69-е место). По индексу способности к инновациям, составившему в 2001 г. 0,788, РФ занимала 24-е место после всех развитых стран, Тайваня, Южной Кореи 23.
По данным доклада Мирового банка за 2009 г., уровень расходов на НИОКР в ВВП в 2005-2006 гг. составлял в США 2,6 %о, в Японии — 3,3, Финляндии — 3,5, Германии — 2,5, Франции — 2,1, Великобритании — 1,8, у Израиля — 4,5 %о. Из стран Востока этот показатель был равен 3,0 % у Южной Кореи, 2,4 % — у Сингапура, 1,3 %о — у КНР. У РФ он составлял 1,1%. Индекс развития экономики знаний, который был подсчитан Мировым банком, на 2008 г. у РФ составил 5,4, что было выше, чем у Китая — 4,4, Индии — 3,7 (очевидно, еще сказываются прошлые достижения). Этот индекс развития экономики знаний учитывает 4 вида показателей: 1) развитие экономических институтов и экономических стимулов; 2) уровень образования и профессионального обучения; 3) инновации и адаптация технологий; 4) развитие инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий. Очевидно, что относительно высоким этот индекс был у РФ благодаря второй группе показателей — образование и профессиональное обучение в какой-то степени сохранились, хотя их качество ухудшается. Индекс развития экономики знаний был у РФ значительно ниже, чем показатели Южной Кореи и Сингапура (7,7 и 6,2) и показатели развитых стран (от 8,5 у Франции до 9,1 у США). По уровню наличия новейших технологий индекс РФ — 3,9 был ниже, чем у КНР (4,4), Индии (5,2) и даже Туниса (5,4), не говоря уже о развитых и новых индустриальных странах. По индексу абсорбции технологий предприятиями Россия, где он оценивался в 2007-2009 гг. Мировым банком в 4,1, также уступала КНР (5,1), Индии (5,5), Тунису (5,4), развитым и новым индустриальным странам. Даже численность научных работников в РФ в расчете на миллион человек населения (хотя этот показатель отнюдь не свидетельствует об интенсивности и результативности НИОКР) — 3227 человек стала ниже, чем практически во всех развитых странах (кроме Великобритании) и в новых индустриальных странах24.
Итак, пока некоторые предпосылки для развития сферы ИТ-услуг и привлечения в эту сферу иностранных инвесторов в России сохраняются. Об этом свидетельствуют, в частности, рейтинги американского профессора Лорен Иден в отношении возможностей стран для развития дистанционного обслуживания коммерческой деятельности, сделанные на основе данных американской исследовательской компании А. Т. Керни. Она составила на 2004 г. рейтинги для стран, которые могут учас-
23 World Investment Report 2005, c. 296, 290-291.
24 World Development Report 2010. World Bank. Wash., 2009,
c. 369.
твовать в оказании дистанционных услуг по обеспечению коммерческой деятельности. Первое место она отдала Индии (7,3 балла), второе — Канаде и Мексике (по 6,2 балла), РФ получила шестое место (5,6 баллов), что выше, чем у КНР (7-е место, 5,2 балла), и ненамного ниже, чем баллы Ирландии (4-е место, 5,8 баллов), Филиппин (5-е место, 5,7 баллов), которые успешно развивают аутсорсинг услуг, обеспеченных ИКТ. По уровню издержек РФ занимала 2-е место (2,7 балла по издержкам оплаты труда, у Индии — 2,9, у Канады — 0,8), но по уровню развития инфраструктуры (охрана интеллектуальной собственности, культурная совместимость, инфраструктура, риски) — только 8-е место, 1,4 балла (но у КНР, например, было 9-е место и только 1,1 балла)25. К 2009 г. в рейтинге исследовательской группы А. Т. Керни рейтинг РФ для аутсорсинга ИТ-услуг понизился до 33-го места, очевидно, в том числе и в связи с повышением заработной платы. Лидируют в этом рейтинге-списке страны Азии — Индия, КНР, Малайзия, Таиланд, Индонезия. Вошли в него и страны Африки: 5-е место в списке занял Египет, 15-е — Гана, 17-е — Тунис, 25-е — Маврикий, 26-е — Сенегал, 30-е — Марокко.
Однако Россия обладает некоторыми сравнительными преимуществами скорее для развития информационных и компьютерных услуг, чем для развития дистанционного обслуживания коммерческой деятельности (БПО). Для последнего важно не просто знание иностранного языка, но и хорошее знакомство с юридической, коммерческой практикой стран происхождения заказчиков, хотя на аутсорсинг часто передаются достаточно рутинные операции, и соответствующей терминологией можно
овладеть. По объему экспорта ИТ-услуг (175 млн. долл.) Россия была в 2003 г. лишь на 26-м месте, в 2005 г. — на 24-м месте. К 2009 г. по сравнению с 2003 г. экспорт компьютерных и информационных услуг из России вырос в 7,4 раза — до 1,3 млрд. долл., однако он был в 35 раз ниже, чем экспорт ИТ-услуг из Индии, в 5 раз ниже, чем соответствующий показатель у КНР26 (см. табл. 1).
Удельный вес в ПИИ в России отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом, определяющих для инновационной экономики — машиностроения (за исключением автомобилестроения), авиастроения, производства продукции сферы ИКТ — компьютерного, электронного, телекоммуникационного оборудования, в том числе тех отраслей, в развитии которых с участием ТНК так преуспели азиатские страны, оставался в накопленной стоимости ПИИ к концу 2009 г. просто мизерным (авиастроение — 0,05 %о, «прочие услуги» (куда входят и услуги сферы ИТ) — 0,08 %о, электронное машиностроение — 0,9 %о)27. Между тем именно такого рода инвестиции могут способствовать модернизации экономики страны, диверсификации ее структуры, отходу от однобокой сырьевой специализации, которая делает экономику весьма зависимой от конъюнктуры на мировых рынках сырья.
Задачи, которые следует решить РФ для достижения цели модернизации экономики, весьма сложны, и опыт стран Востока, в том числе и по использованию ТНК в своих интересах, заслуживает изучения и использования. Сегодня стоит задача — создать в России если не Силиконовую долину, то хотя бы «новый Бангалор».
25 Transnational Corporations. Vol. 14, № 2, 2005, с. 8-9.
26 Information Economy Report 2006, c. 103-108; Information Economy Report 2007-2008, c. 146-148; 136; Transnational Corporations. Vol. 14, № 2, 2005, c. 8-9.
27 www.gks.ru /bgd / regl./ b10-11/ ISS.WWW.exe / d2 / 24-10.htm