Научная статья на тему 'ТИПЫ СВОБОДЫ ГРУППЫ НА ОРИЕНТИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТИПЫ СВОБОДЫ ГРУППЫ НА ОРИЕНТИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свобода группы / групповая задача / рациональный тип свободы группы / творческий тип свободы группы. / group freedom / group task / rational type of group freedom / creative type of group freedom.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Г. Н.

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования типов проявления свободы группы на этапе ориентировки совместной деятельности, которые проявляются через такой параметр группы, как интеллектуальная коммуникативность. Рациональный тип свободы группы предполагает логическое решение групповой задачи посредством использования готовых шаблонов, вытекающих из предыдущего опыта совместной деятельности. Творческий тип свободы предполагает поиск нестандартного способа решения задачи в процессе групповой коммуникации. Также показана возможность существования разновидностей данных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF GROUP FREEDOM AT THE TENTATIVE STAGE OF JOINT ACTIVITY

The article presents the results of a theoretical and empirical study of the types of manifestation of group freedom at the stage of orientation of joint activities. These types are manifested through such a parameter of the group as intellectual communication. The rational type of group freedom presupposes a logical solution to the group problem through the use of readymade templates arising from previous experience of joint activities. The creative type of freedom involves the squeak of a non-standard way of solving a problem in the process of group communication. The possibility of the existence of varieties of these types is also shown.

Текст научной работы на тему «ТИПЫ СВОБОДЫ ГРУППЫ НА ОРИЕНТИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 159.9:316.35

ТИПЫ СВОБОДЫ ГРУППЫ НА ОРИЕНТИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2021 Г. Н. Ларина

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии e-mail galka. larina @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования типов проявления свободы группы на этапе ориентировки совместной деятельности, которые проявляются через такой параметр группы, как интеллектуальная коммуникативность. Рациональный тип свободы группы предполагает логическое решение групповой задачи посредством использования готовых шаблонов, вытекающих из предыдущего опыта совместной деятельности. Творческий тип свободы предполагает поиск нестандартного способа решения задачи в процессе групповой коммуникации. Также показана возможность существования разновидностей данных типов.

Ключевые слова: свобода группы, групповая задача, рациональный тип свободы группы, творческий тип свободы группы.

TYPES OF GROUP FREEDOM AT THE TENTATIVE STAGE OF JOINT

ACTIVITY

© 2021 G. N. Larina,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor e-mail: galka. larina @ yandex. ru

Kursk State University

The article presents the results of a theoretical and empirical study of the types of manifestation of group freedom at the stage of orientation of joint activities. These types are manifested through such a parameter of the group as intellectual communication. The rational type of group freedom presupposes a logical solution to the group problem through the use of ready-made templates arising from previous experience of joint activities. The creative type of freedom involves the squeak of a non-standard way of solving a problem in the process of group communication. The possibility of the existence of varieties of these types is also shown.

Keywords: group freedom, group task, rational type of group freedom, creative type of group freedom.

Свобода группы как феномен проявляется на уровне сознания и деятельности. На уровне сознания это характеризуется процессом группового принятия решения, или, если рассматривать в терминах деятельности, на ориентировочном этапе совместной деятельности группового субъекта. Изучение свободы группы должно происходить в реальных условиях общества в неразрывной связи с изучением совместной деятельности. Л. И. Уманский установил существенную роль в становлении типа взаимодействия в группе форм организации совместной деятельности,

характеризующих прежде всего пространственно-временную и операциональную взаимосвязь участников совместной деятельности (см.: [Чернышёв 2019]).

На ориентировочном этапе совместной деятельности в процессе групповой коммуникации происходит анализ проблемы и ведется обсуждение способов ее решения. Его эффективность определяют различные детерминанты, которые мы рассмотрим ниже.

В параметрической теории Л. И. Уманского групповое развитие рассматривается как последовательная смена этапов, различающихся степенью психологического единства в деловой и эмоциональной сферах. Контактная группа рассматривается в совокупности параметров и подструктур. Одним из параметров является интеллектуальная коммуникативность, отражающая единство и эффективность группового сознания на ориентировочном этапе совместной деятельности [Ларина 2017] .

Психологические характеристики групповой задачи являются еще одним фактором, обусловливающим эффективность ориентировочного этапа совместной деятельности. Отдельную проблему психологии малых групп представляет соотношение особенностей индивидуального и группового субъектов в процессе совместной деятельности и принятия группового решения, в силу того что здесь постоянно присутствуют два различных, хотя и тесно взаимосвязанных, уровня анализа - индивидуальный и групповой.

Групповые феномены, такие как рефлексивность, организованность, лидерство, включенность группы в другие социальные системы, также оказывают значительное влияние на характер протекания ориентировочного этапа совместной деятельности [Ларина 2020]. Осознание группой своих поступков, действий, представлений, опыта совместной деятельности активизирует ресурсы группы в процессе коммуникации и способствует эффективному решению групповых задач. Организованность как способность группы из ситуации неопределенности сформировать систему порядка и эффективности совместной деятельности позволяет оперативно выстроить алгоритм достижения групповой цели. Включенность группы в другие социальные системы обогащает ее опыт и возможность нахождения необычных способов решения групповых задач.

Наши исследования показали, что групповое принятие решения может происходить рациональным и творческим образом, то есть можно говорить о двух типах проявления свободы группы на этапе планирования совместной деятельности. Именно в характеристиках принятия группового решения можно найти особенности проявления свободы группы. Мы считаем, что процесс принятия группового решения нужно рассматривать одновременно как тип проявления групповой свободы, характеризующейся свойствами группового сознания, и одновременно подготовительным этапом для осуществления совместной групповой деятельности по достижению целей и способов их достижения, определенных в процессе группового принятия решения.

Рациональный тип свободы группы наиболее ярко проявляется в процессе группового обсуждения принятия решения о характере дальнейших действий и зависит от особенностей протекания коммуникации, статусной и ролевой структур группы и свободы личности членов группы.

В процессе коммуникации члены группы предлагают как рациональные варианты достижения групповых задач, так и порождаемые противоречивыми мнениями новаторские идеи. Поэтому ориентировочный этап совместной деятельности при решении новых проблем, которые раньше в групповой жизнедеятельности не встречались, можно отнести к новаторскому варианту протекания интеллектуальной

коммуникативности. Данный феномен является близким по значению феномену группового творчества, который наиболее точно описал Я.А. Пономарев [2010]. Проводимые им экспериментальные исследования показали, что, когда группа сталкивается с проблемами, которые отличаются от решаемых ранее и типовые способы для решения невозможно использовать, происходит изменение групповых структур. Такая групповая динамика позволяет группе найти новые, нестандартные способы решения задач благодаря обнаружению «побочного продукта», который является центральным компонентом задачи. Группа отказывается от традиционных способов решения задачи, совершает преобразующие действия с исходными элементами, занимает позицию рассмотрения проблемы «со стороны», то есть дистанцируется от ситуации. В результате группа может продвинуться в проявлении своей свободы.

Группа переходит от рационального к интуитивному способу познания. Этот переход не является сознательным, его источником служит переживаемое эмоциональное групповое единство чувства беспокойства от неразрешенности ситуации. При усилении напряжения этого беспокойства группа и находит творческий способ решения задачи. Факт ее решения вызывает одновременное переживание членами группы чувства радости, что является фактором групповой сплоченности и повышения организованности.

Наряду с этим значимость ситуации, информационный жизненный опыт по проблеме (шаблоны, характеристики других ситуаций, людей), интероцептивное ощущение правильности принимаемого решения являются факторами интуитивного принятия решения. Получается, что сосредоточение группового сознания на актуальной ситуации и компетентность позволяют проявить свободу группы. Опыт групповой жизни и деятельности способствуют быстрому анализу задачи.

Все вышесказанное позволяет предположить, что существует несколько разновидностей свободы группы творческого типа. Об этом свидетельствует и анализ групповой креативности, проведенный Т.А. Нестиком и А.Л. Журавлёвым [Нестик 2011]. Установлено, что индивиды проявляют меньшую склонность к творчеству, если воспринимают внешнее окружение как контролирующее или принуждающее. Известно также, что конфликты по поводу методов решения задачи могут повысить групповую креативность. Наоборот, личные конфликты или споры по процессу (по поводу личных черт и ценностей или же по поводу правил, сроков и распределения ролей при работе над задачей) блокируют совместное творчество. Более того, уже само ожидание возможного конфликта снижает оригинальность выдвигаемых членами группы идей. Вместе с тем полное отсутствие конфликтов тоже приводит к снижению способности группы к выдвижению творческих, оригинальных решений [Там же].

Условиями, которые стимулируют креативность, считаются автономность работников, открытость идеям друг друга, совместная постановка целей и правил работы. Ослабление социального контроля и расширение автономности работников приводит к «подкреплению» вербальных интеллектуальных и креативных способностей. При этом большое значение имеет то, как участники группы понимают цель совместной деятельности, вовлекаются ли они в ее формулировку и уточнение. С точки зрения Г.С. Гавреевой, к социально-психологическим условиям групповой креативности относятся: сплоченность членов группы вокруг поставленных творческих целей; наличие творческого состязательного климата; стимулирование группы к творческим результатам и творческому отношению к труду, создание возможностей для раскрытия творческого потенциала сотрудников; адекватность групповой композиции реализуемому проекту, подбор креативного руководителя-лидера и всего

состава группы по ценностям профессионального творчества и развития, уровню профессиональной компетенции и личностной креативности [Там же].

Сопряженным понятием с креативностью является импровизация. Объединяющим началом для них является интуиция. Вместе с тем для импровизации характерна скорость, пластичность, оригинальность.

В исследовании типа поиска решения на ориентировочном этапе совместной деятельности анализировались особенности процесса поиска и принятия решения с позиций свободы группы. Была выдвинута гипотеза, что в группах с разной выраженностью компонентов свободы группы поиск решения будет происходить специфически и будет зависеть от различных индивидуальных и групповых характеристик.

Исследование происходило в несколько этапов. На первом этапе были изучены компоненты свободы групп. На данном этапе в исследовании приняли участие 19 учебных групп, из них 8 групп старшеклассников и 11 студенческих групп первых курсов. По итогам исследования все группы были отнесены к разным уровням развития групповой свободы. На втором этапе в группах с разным уровнем выраженности групповой свободы был изучен процесс поиска и принятия решения. Исследование проводилось с помощью авторских методик «Свобода группы», «Тип свободы группы на уровне сознания».

В группах с высоким уровнем развития групповой свободы на ориентировочном этапе совместной деятельности выдвигаются различные варианты решения групповой задачи, члены группы стараются проникнуть в глубину проблемы, при этом учитывают требования и актуальные условия групповой жизнедеятельности. Используя личный опыт, включенность в другие группы, опыт совместной жизнедеятельности, члены группы осуществляют поисковую деятельность. Внимательно и с уважением выслушивают мнение каждого, производят групповой выбор и согласованный алгоритм действий. Критические высказывании отличаются аргументированностью. Фрагменты замечаний других членов группы могут выступить источниками порождения нового способа решения задачи, который принимается всеми членами группы.

В группах с низким уровнем развития групповой свободы на ориентировочном этапе совместной деятельности поиск решения осуществляют отдельные члены - актив или наиболее компетентные в данной отрасли личности. Для данных групп характерна или низкая интеллектуальная коммуникативность, или обсуждение с присутствием вербальной агрессии, на повышенных эмоциональных тонах. Отсутствуют нестандартные идеи. Варианты решения характеризуются однообразностью, бедностью и часто не соответствуют актуальным условиям жизнедеятельности.

Таким образом, по мере повышения уровня интеллектуальной коммуникативности возрастает активность информационного обмена в группах, доля аргументированных, логически выстроенных высказываний и критических замечаний, обращений индивидов к группе в целом.

Изучение проявления типов свободы групп на ориентировочном этапе совместной деятельности показало, что в группах с высоким уровнем свободы чаще проявляется творческий тип, по сравнению с группами с низким уровнем свободы.

Факторный анализ показал, что творческий тип свободы поиска решения присутствует в группах с творческим руководством, а также в группах творческих личностей. Также обнаружена зависимость между уровнем развития свободы группы и способом принятия решения. Для групп с высоким уровнем свободы характерна более высокая активность членов группы в процессе принятия решения и интерес к совместной деятельности. В таких группах процесс принятия решения протекает

интенсивно. В процессе обсуждения участвуют все члены группы; предлагаются «нереальные» способы решения, в которых находится «рациональное зерно». Отмечается приверженность основной цели группы. Члены группы отмечают позитивные эмоциональные переживания - азарт, радость, раскрепощение.

В группах с творческим типом свободы процесс принятия решения протекает более интенсивно, предлагаются рискованные варианты, которые в дальнейшем принимаются с учетом требований внешних обстоятельств. Отмечается такой стиль, как «набрасывание идей». Исходя из предыдущего опыта своей группы, других групп в похожих или совершенно непохожих ситуациях предлагаются идеи решения проблемы. Идет схватывание и развитие идей «на лету».

В группах с рациональным типом принятия решения характерно наличие этапа, который мы назвали «поисковый». Ему присущи сбор информации о возможностях группы, внешних ограничениях и требованиях, актуализация основной цели деятельности, подробный критический анализ данных и принятие решения.

Таким образом, в ходе проведенного исследования в студенческих группах были выявлены два основных типа проявления свободы группы на ориентировочном этапе совместной деятельности - творческий и рациональный, зависящие от уровня групповой свободы. Также были получены данные, позволяющие предположить существование других типов, о чем свидетельствует качественно иные характеристики творческого типа в группах низкого и высокого уровня групповой свободы.

Результаты данного исследования носят постановочный характер для определения последующего изучения типологии групповой свободы.

Библиографический список

Ларина, Г. Н. Свобода личности: социально-психологический подход / Г. Н. Ларина. - Текст : электронный // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2017. - №3 (43). - иЯЬ: Ь11р8://ар1-mag.kursksu.ru/api/v1/get рШУ2254/ (дата обращения: 26.01.2020)

Ларина, Г. Н. Теоретические основания концепции свободы группы / Г. Н. Ларина. - Текст : непосредственный // Ярославская психологическая школа: актуальные проблемы практической психологии : материалы Всероссийского научно-практического форума, Ярославль, 10 октября 2020 г. / под редакцией А. В. Карпова. -Ярославль : Филигрань, 2020. - С. 262-265.

Нестик, Т. А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований / Т. А. Нестик, А. Л. Журавлев. - Текст : непосредственный // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32. - № 1. - С. 3-21.

Пономарев, Я. А. Психика и интуиция [Текст]: неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии / Я. А. Пономарев ; редакторы-составители А. Л. Журавлев, Т. В Галкина. - М.: ООО «ТИД «Арис», 2010. - 292 с. - Текст : непосредственный.

Чернышев, А. С. Параметрическая теория малых групп и коллективов / А. С. Чернышев, С.В. Сарычев ; Курский государственный университет. - Курск, 2019. - 265 с. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.