Научная статья на тему 'Развитие научных представлений Я. А. Пономарева в области психологии группового творчества'

Развитие научных представлений Я. А. Пономарева в области психологии группового творчества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2195
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / креативность / инновации / психологический механизм творчества / решение творческих задач / изобретательство / побочный продукт / методология / действенно-преобразующий тип научного знания / социальная психология творчества. / creativity / innovations / psychological mechanism of the creativity / solution of the creative tasks / invention / by- product / methodology / the effective-transforming type of scientific knowledge / social psychology of creativity.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавлев Анатолий Лактионович, Галкина Татьяна Викторовна

В статье рассмотрены основные научные идеи Я. А. Пономарева в области группового (коллективного, совместного) творчества и показаны возможности их развития в современной психологической науке и социальной практике. В соответствии с концепцией Пономарева в основе психологического механизма группового творчества, как и в случае индивидуального творчества, лежит выделение его ядра– обнаружение и преобразование «побочного» продукта. Преимущество коллективного решения заключается в качественно своеобразной возможности преобразования обнаруженного побочного продукта, который, возникая в действиях одного из членов группы, может быть использован в качестве подсказки любым другим членом творческого коллектива, регулируя затем действия других участников совместного решения. Была показана возможность распределения функций между участниками творческого процесса и выявлена ролевая структура коллектива изобретателей. Исследования Пономаревым психологического механизма группового творчества имеют выраженное значение как для общей теории психологии, так и для социальной практики. Основной тренд в развитии современного творчества– интеграция индивидуального и коллективного творчества, индивидуальной и групповой креативности, поскольку решение большинства современных проблем невозможно без подобной интеграции. Проблематика группового творчества – это комплексная проблема, находящаяся на стыке разных наук и их направлений, и для ее исследования необходимы усилия специалистов из многих отраслей научного знания. Исследования Пономарева, его учеников и последователей в области психологи группового творчества и рефлексии, эволюция и реинтерпретация основных идей его философско-психологической теории способствовали развертыванию целого комплекса работ по внедрению полученных результатов в различные социальные практики: управление, государственную службу, образование, социальную работу, рекламу, политический, организационный и личностный тренинг, консультирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Ya. A. Ponomarev’s Scientific Ideas in the Sphere of Group Creativity Psychology

The article is devoted to Ya. A. Ponomarev’s main scientific ideas in the sphere of the group (collective) creativity psychology and the possibilities of using them in modern psychological science and social practice are shown. According to Ponomarev, the psychological mechanism of the collective solution of a creative problem, as in the case of an individual solution, is in the allocation of its nucleus, namely the detection and transformation of a by-product. The advantage of the collective solution is in the qualitatively peculiar possibility of converting the detected by-product, which arising in the actions of one of the group members can be used as a clue by any other member of the creative team and can regulate the actions of other participants in the joint solution. The possibility of distributing functions between the participants of the creative process was shown and the role structure of the team of inventors was revealed. Ponomarev's researches of the psychological mechanism of group creativity are of great importance, both for the general theory of psychology, and for social practice. The main trend in the development of modern creativity is the integration of individual and collective creativity, individual and group creativity, since the solution of the most contemporary problems is impossible without such integration. The problem of group creativity is a complex problem located at the junction of various sciences and their areas, and for its research efforts of specialists from many branches of scientific knowledge are needed. Studies of Ponomarev, his students and followers in the field of group creativity and reflection psychology, evolution and reinterpretation of the basic ideas of his philosophical and psychological theory contributed to the development of the whole complex of works on the implementation of the results in various social practices: management, public service, education, social work, advertising , political, organizational and personal training, consulting.

Текст научной работы на тему «Развитие научных представлений Я. А. Пономарева в области психологии группового творчества»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10172

УДК 159.9

А. Л. Журавлев

https://orcid.org/0000-0001-7483-7530 Т. В. Галкина

https://orcid.org/0000-0002-3150-6296

Развитие научных представлений Я. А. Пономарева в области психологии группового творчества

Работа выполнена в соответствии с Государственным заданием № 0159-2018-0005

В статье рассмотрены основные научные идеи Я. А. Пономарева в области группового (коллективного, совместного) творчества и показаны возможности их развития в современной психологической науке и социальной практике. В соответствии с концепцией Пономарева в основе психологического механизма группового творчества, как и в случае индивидуального творчества, лежит выделение его ядра - обнаружение и преобразование «побочного» продукта. Преимущество коллективного решения заключается в качественно своеобразной возможности преобразования обнаруженного побочного продукта, который, возникая в действиях одного из членов группы, может быть использован в качестве подсказки любым другим членом творческого коллектива, регулируя затем действия других участников совместного решения. Была показана возможность распределения функций между участниками творческого процесса и выявлена ролевая структура коллектива изобретателей. Исследования Пономаревым психологического механизма группового творчества имеют выраженное значение как для общей теории психологии, так и для социальной практики. Основной тренд в развитии современного творчества - интеграция индивидуального и коллективного творчества, индивидуальной и групповой креативности, поскольку решение большинства современных проблем невозможно без подобной интеграции. Проблематика группового творчества - это комплексная проблема, находящаяся на стыке разных наук и их направлений, и для ее исследования необходимы усилия специалистов из многих отраслей научного знания. Исследования Пономарева, его учеников и последователей в области психологи группового творчества и рефлексии, эволюция и реинтерпретация основных идей его философско-психологической теории способствовали развертыванию целого комплекса работ по внедрению полученных результатов в различные социальные практики: управление, государственную службу, образование, социальную работу, рекламу, политический, организационный и личностный тренинг, консультирование.

Ключевые слова: творчество, креативность, инновации, психологический механизм творчества, решение творческих задач, изобретательство, побочный продукт, методология, действенно-преобразующий тип научного знания, социальная психология творчества.

A. L. Zhuravlev, T. V. Galkina

Development of Ya. A. Ponomarev's Scientific Ideas in the Sphere of Group Creativity Psychology

The article is devoted to Ya. A. Ponomarev's main scientific ideas in the sphere of the group (collective) creativity psychology and the possibilities of using them in modern psychological science and social practice are shown. According to Ponomarev, the psychological mechanism of the collective solution of a creative problem, as in the case of an individual solution, is in the allocation of its nucleus, namely the detection and transformation of a by-product. The advantage of the collective solution is in the qualitatively peculiar possibility of converting the detected by-product, which arising in the actions of one of the group members can be used as a clue by any other member of the creative team and can regulate the actions of other participants in the joint solution. The possibility of distributing functions between the participants of the creative process was shown and the role structure of the team of inventors was revealed. Ponomarev's researches of the psychological mechanism of group creativity are of great importance, both for the general theory of psychology, and for social practice. The main trend in the development of modern creativity is the integration of individual and collective creativity, individual and group creativity, since the solution of the most contemporary problems is impossible without such integration. The problem of group creativity is a complex problem located at the junction of various sciences and their areas, and for its research efforts of specialists from many branches of scientific knowledge are needed. Studies of Ponomarev, his students and followers in the field of group creativity and reflection psychology, evolution and reinterpretation of the basic ideas of his philosophical and psychological theory contributed to the development of the whole complex of works on the implementation of the results in various social practices: management, public service, education, social work, advertising , political, organizational and personal training, consulting.

© Журавлев А. Л., Галкина Т. В., 2018

Keywords: creativity, innovations, psychological mechanism of the creativity, solution of the creative tasks, invention, byproduct, methodology, the effective-transforming type of scientific knowledge, social psychology of creativity.

Введение

Значимость и необходимость творчества, творческой мысли, творческих личностей в прогрессе человечества очевидны. Для современного общества характерно ускорение изменений в научно-технической сфере и экономике, что приводит к увеличению числа инновационных задач, требующих нестандартного творческого подхода. Креативное решение сложных современных инновационных задач силами одного сотрудника невозможно, так как ему приходится опираться на знания и опыт других специалистов. Для сегодняшнего дня характерна интеграция индивидуального и коллективного творчества, индивидуальной и групповой креативности. Решение большинства современных проблем невозможно без подобной интеграции. Основной тренд в развитии современного творчества - все большая его связанность не с отдельными индивидами, а с коллективами, организациями, которые получают новые научные результаты, создают творческие и инновационные продукты [10, 30, 31, 32 и др.].

Отметим, что в последние тридцать лет в психологической науке произошло смещение акцента с изучения индивидуального творчества и индивидуальной креативности на совместное творчество и коллективную креативность. Возникла новая междисциплинарная и относительно самостоятельная отрасль научного знания - социальная психология творчества, которая сегодня интенсивно развивается как в России, так и за рубежом. Если в 1950-1980-е гг. основные усилия прилагались к повышению индивидуальной креативности, то начиная с 1990-х гг. внедрение серьезных инноваций в различные сферы общественной практики, осуществлявшееся командами, превратило управление групповой креативностью в одну из наиболее актуальных проблем теории менеджмента, социальной и организационной психологии [16]. Стало очевидным, что креативность невозможна вне социального взаимодействия, поскольку она является не только индивидуально-психологической, но и социально-психологической характеристикой. Творчество стало рассматриваться как совместная деятельность, так как индивидуальное творчество всегда является продуктом взаимодействия индивида с широкой социальной средой.

Предпосылками возникновения в конце XX в. психологии группового творчества (иначе - социальной психологии творчества) как относи-

тельно самостоятельной области психологической науки стали следующие факторы: преобладание индивидуальных форм творческой деятельности сменилось преобладанием коллективных, командных его форм; превращение командной работы в основную форму организации труда, повышение сложности решаемых командами задач и развитие информационных технологий привели к использованию совместно-взаимодействующего вида совместной деятельности там, где раньше применялись совместно-последовательный и совместно-параллельный виды; многочисленные зарубежные исследования социальной природы творчества показали, что индивидуальная креативность определяется характером межличностного и внутригруппового взаимодействия в не меньшей степени, чем индивидуальными способностями [16].

Значительный вклад в переход от изучения индивидуальных форм творчества к исследованию групповой творческой деятельности внесли многие отечественные психологи

(М. Г. Ярошевский, П. Г. Белкин, Н. Л. Булат, Е. Н. Емельянов, М. А. Иванов, В. П. Карцев, Г. Н. Королева, А. В. Котенева, Л. А. Сидорова, В. В. Умрихин, А. В. Юревич, а также Б. М. Кедров, С. Р. Микулинский, Н. Л. Гинди-лис, В. В. Максимов, А. Матейко, Я. А. Пономарев, Ч. М. Гаджиев, Г. М. Кучинский, В. Г. Грязе-ва, Н. Г. Алексеев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, А. В. Растяников, М. И. Найденов и др.). Объектом исследования в 1970-1980-е гг. стали в основном коллективы изобретателей и ученых, а также специально созданные экспериментальные группы.

Среди ученых, занимавшихся проблемами группового творчества, особое место занимает Яков Александрович Пономарев, талантливый человек и выдающийся ученый - психолог, философ, методолог, создавший оригинальную фи-лософско-психологическую систему научных представлений и занимающий особое место в отечественной психологической науке. Позиционируя себя в психологическом сообществе ученым, разрабатывающим проблематику творчества, Пономарев, однако, не раз подчеркивал, что его концепция носит общепсихологический и общенаучный характер [18, 20, 21, 22 и др.]. Значимость его работ трудно переоценить, но, к сожалению, до сих пор многие его идеи остаются не до конца понятыми и недостаточно разрабо-

танными. Более пристальное внимание современных ученых к философско-психологической теории Пономарева, переосмысление его новаторских и оригинальных идей, касающихся принципа взаимодействия, структурно-уровневой концепции развития психики, универсального закона ЭУС («этапы-уровни-ступени»), психологического механизма индивидуального и группового творчества, «двухполюсности» организации Мироздания, этапов развития научного знания и разработки идеи экспериментальной методологии как атрибута третьего, гипотетически выделенного ученым, действенно-преобразующего типа знания, а также перспектив развития психологической науки позволит поднять разработки ученого на новый уровень методологического обобщения и будет способствовать их реализации в разных областях общественной практики [9, 17, 18, 19, 20, 21, 22 и др.].

В последнее время интерес научного сообщества в рамках не только психологии, но и смежных с ней социогуманитарных наук к работам Я. А. Пономарева, особенно в области методологии, явно возрос [1, 2, 3, 8 и др.]. И это неудивительно, поскольку в последние годы, по справедливому замечанию В. А. Мазилова [14], в целом наблюдается явное оживление интереса к методологическим вопросам психологической науки и практики. Отмечается, что в настоящее время методология психологии представляет собой интенсивно и динамично развивающуюся область психологического знания, что не может не радовать, поскольку увеличение интереса к методологии обычно бывает связано (как свидетельствует история психологии) с появлением новых теоретических подходов и существенным продвижением в разработке предметного поля [14, 33].

Представление Я. А. Пономарева о психологическом механизме группового творчества

Научные представления Я. А. Пономарева в области психологии творчества в процессе его теоретических и экспериментальных исследований претерпели существенную эволюцию.

Логика развития философско-

психологической теории Пономарева реинтер-претировалась им в соответствии с концептуально-методологической эволюцией его научных идей, но константой в теории ученого всегда оставались выдвинутые им положения об определяющей роли взаимодействия и развития, осознания побочного продукта, трансформации этапов решения творческой задачи в уровни творче-

ского мышления и групповые роли творческого коллектива.

Переход Пономарева к изучению группового творчества был вполне закономерен и объяснялся рядом объективных факторов: во-первых, появившийся социальный заказ, связанный с ускорением изменений в научно-технической сфере и экономике, и возникающие в связи с этим комплексные инновационные задачи, решение которых невозможно силами одного, даже очень креативного, специалиста; во-вторых, закономерности развития самой психологической науки в целом и ее отдельных областей в частности (социальной психологии, психологии творчества и др.).

Решению заняться исследованием проблем коллективного творчества способствовал и ряд факторов, связанных с научной биографией ученого. Пономарев в конце 1960-х - начале 1970-х гг., работая в Институте истории естествознания и техники, занимался изучением проблем научного творчества в советской психологии, что вплотную приблизило его к проблеме исследования коллективного изобретательства и группового творчества. В 1973 г. Пономарев был приглашен первым директором Института психологии АН СССР Б. Ф. Ломовым на работу во вновь организованный им академический Институт. Приглашение было с радостью принято, и Пономарев с воодушевлением занялся теоретической и экспериментальной разработкой проблемы коллективного творчества, изучением роли общения в решении творческих задач и выявлением психологического механизма группового творчества, тем более, что это в полной мере соответствовало генеральной стратегии научных исследований, проводимых в Институте. Б. Ф. Ломов обосновал новый подход к исследованию общения как ключевой общепсихологической категории, своеобразному «логическому центру» всей системы психологической проблематики [13].

Исследование проблемы совместного творчества невозможно без учета и специального рассмотрения проблематики общения. Творческое общение и его организация имеют свою специфику и ряд своеобразных моментов, влияющих на эффективность решения творческих задач. Недоучет и невыполнение этих моментов приводит к тому, что коллективная творческая деятельность (например, совместное решение изобретательской задачи) оказывается безуспешной или по продуктивности уступает индивидуальному творческому поиску [24, с. 94-95].

Анализ отечественных и зарубежных исследований эффективности группового творчества позволил Пономареву прийти к выводу о весьма противоречивых результатах, полученных в них. Одни исследователи принципиально отвергали саму возможность группового творчества, другие не находили преимуществ коллективного творчества, по сравнению с индивидуальным, а третьи, наоборот, указывали на явные преимущества совместного решения творческих задач. По мнению Пономарева, эта противоречивость результатов связана с типом построения экспериментов, выбором экспериментальных задач и критериев оценки хода работы испытуемых и успешности их решения, а также средств видоизменения группового взаимодействия. Попытка экспериментатора учесть все эти факторы делает его рабом эмпирической многоаспектности, не позволяя выявить общие закономерности и психологический механизм изучаемого явления [19].

Пономарев предложил свой способ «вырваться» из этой ситуации - необходимо изменить стратегию исследования и перейти к действенно-преобразующему типу научного знания [20, 21, 3], выделив ядро (иначе - центральное звено) психологического механизма группового решения творческих задач. Выделение этого ядра -вот главное, что должна сделать группа для успешного решения творческой задачи. По мнению Пономарева, таким ядром, лежащим в основе психологического механизма решения творческой задачи, является так называемый «побочный продукт». Именно процесс порождения и преобразования ядра и должен подвергаться экспериментальному изучению [20, с. 280-281].

К тому моменту, как Пономарев занялся разработкой проблем коллективного творчества, им уже был сформулирован универсальный закон ЭУС - закон преобразования этапов развития системы в структурные уровни ее организации и ступени дальнейших развивающих взаимодействий (это наиболее позднее название закона [21, с. 279]). Он имел также четкое представление о психологическом механизме индивидуального решения творческих задач и его центральном звене [18]. Согласно его концепции, в основе решения творческих задач и творчества лежит психологический механизм возникновения в деятельности решающего неосознаваемых побочных продуктов, которые выступают в качестве подсказки, ведущей к интуитивному решению. Последующая вербализация и формализация найденного решения приводит к преобразованию

интуитивного решения в логическое, а побочного продукта - в прямой.

По мнению Пономарева и в соответствии с результатами экспериментальных исследований, проведенных им с учениками (Ч. М. Гаджиевым, А. В. Семеновой и О. А. Колосовой) с использованием творческой задачи «Монотипная панель», этот же механизм порождения и преобразования «побочного продукта» лежит и в основе совместного творчества [19]. Однако в случае группового решения творческой задачи складывается особая коллективная форма преобразования побочного продукта, и именно в ней и скрываются преимущества коллективного решения, по сравнению с индивидуальным (при индивидуальном решении сам субъект, занятый достижением сознательно поставленной цели, может и не заметить возникший побочный продукт, а в случае коллективного решения этот продукт будет замечен другим членом группы). Побочные продукты, возникающие в действиях одного из членов группы, могут быть использованы в качестве подсказки любым другим членом коллектива и могут регулировать действия других участников совместного решения [20].

Важнейшей особенностью психологического механизма как индивидуального, так и группового творчества является единство логического и интуитивного, осознаваемого и неосознаваемого, прямого и побочного продуктов.

Возможности экстраполяции научных идей Я. А. Пономарева

Научные идеи Я. А. Пономарева получили свое развитие во многих современных исследованиях, которые вносят серьезный вклад не только в общую теорию психологии, но также имеют большое практическое значение для решения инновационных задач, возникающих в самых различных областях общественной практики [2, 3].

Пономарев писал, что переход науки к действенно-преобразующему типу знания, развитие экспериментальной методологии, опора в исследованиях на принцип взаимодействия помогает формулировать четкие взаимоотношения между общей психологией и смежными с ней областями знания, в том числе и прикладными отраслями психологии, функция которых состоит в содействии реализации психологических законов в комплексных исследованиях конкретных проблем [20, с. 148]. Реализация и развитие этого теоретического положения прослеживается во многих современных исследованиях [4, 15, 27 и др.]. Пономарев указывал также, что основной стратеги-

ей в рамках действенно-преобразующего типа знания является комплексный, системный подход, опирающийся на структурно-уровневую теорию. Отличительной особенностью научных исследований в рамках этого типа знания является их междисциплинарный характер [21, с. 216221, 242]. Удивляет, как Пономарев смог гипотетически в середине 1980-х гг. XX в. предположить, что наука в XXI в. обратится к разработке тем, связанных именно с действенно-преобразующим типом знания, и ученые будут обосновывать необходимость проведения таких исследований [7, 12, 26 и др.].

В философско-психологической системе научных представлений Пономарева одной из центральных является категория взаимодействия, которая была конструктивно использована им в его общепсихологической и общенаучной теории. В понятии взаимодействия подчеркивается не только активность субъекта по отношению к объекту, но и наоборот, что является чрезвычайно важным отличием этой категории от категории деятельности [18, 20, 21, 22 и др.]. Подобное понимание взаимодействия было положено в основу разработки целого ряда других научных направлений исследования, в частности, психологии управленческого взаимодействия [5] и психологии совместной деятельности [6].

Идеи Пономарева о периодизации становления психологии творчества и структурно-уровневой организации творческого процесса, введение в структуру психологического механизма творчества рефлексии (помимо интуиции), его представления о сочетании интуитивного и логического «режимов» в творчестве и возникший в 1980-1990-е гг. социальный заказ - все это способствовало зарождению отечественного «рефлексивного движения» (работы

Н. Г. Алексеева, В. А. Лефевра, В. Е. Лепского, Г. П. Щедровицкого и др.) и развитию новой отрасли психологического знания - рефлексивной психологии творчества или психологии рефлексии [25 и др.]. В русле этого направления исследований наибольшее внимание уделялось рефлексивным механизмам (наряду с интуицией) как центральному моменту творческого процесса (работы И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова,

A. В. Растяникова Д. В. Ушакова, Л. М. Попова,

B. К. Зарецкого, М. И. Найденова, Е. Р. Новиковой, Л. Н. Алексеевой, Е. П. Варламовой и др.). Рефлексия превращает совместное творчество в такую форму межлич-

ностного взаимодействия, в ходе которой происходит развитие личности и группы.

На основе изученных рефлексивных и интуитивно-рефлексивных механизмов коллективного творчества были разработаны различные методы стимулирования эффективной совместной творческой деятельности, а также модели и формы организации со-творческого проектирования [28, 29 и др.].

В настоящее время интенсивно развивается новая междисциплинарная отрасль психологической науки - социальная психология творчества (или психология совместного творчества) [10 и др.]. Ее возникновение было бы невозможно без классических работ Я. А. Пономарева и Ч. М. Гаджиева в области коллективного творчества, имевших широкий резонанс и успешное практическое внедрение [23, 24]. Исследования Пономарева и Гаджиева сдвинули внимание ученых и практиков с индивидуальной креативности на креативность коллективную как групповой феномен. Была показана возможность распределения функций между участниками творческого процесса и выявлена ролевая структура коллектива изобретателей. Распределение и согласование ролей повышает эффективность группового творчества, но при этом ролевая структура на разных фазах решения творческой задачи должна оставаться динамичной.

В рамках социальной психологии творчества понятие креативности стало сближаться с понятием инновации (создание новых товаров, услуг и обеспечение их поддержки и внедрения в деятельность организации) [16 и др.]. Исследования в области социальной психологии творчества подтвердили универсальность методологического принципа взаимодействия, сформулированного Пономаревым.

Возникновение глобальных инновационных сообществ и вовлечение в творческие процессы не только малых, но и больших групп ставит новые задачи в области социальной психологии творчества и креативности. Так, выделяются психологические особенности коллективного творчества в сетевых сообществах. Активное развитие интернета открывает новые перспективы в области совместного творчества. Творческие процессы не просто приобретают массовый характер, они становятся межгрупповыми и действенными [11, 20].

Проблематика группового (коллективного, совместного) творчества - это комплексная проблема, находящаяся на стыке разных наук и

их направлений, и для ее исследования необходимы усилия специалистов из многих отраслей научного знания.

Подводя итог, отметим, что исследования Я. А. Пономарева, его учеников, коллег и последователей в области психологии коллективного творчества и рефлексии, эволюция и реинтерпре-тация основных идей его философско-психологической теории способствовали развертыванию комплекса работ по внедрению полученных результатов в различные социальные практики: управление, государственную службу, образование, социальную работу, рекламу, политический, организационный и личностный тренинг, консультирование и т. д.

Очевидно, что исследования, связанные с изучением психологических механизмов группового творчества, помимо вклада в общую теорию психологии, имеют выраженное значение для решения инновационных задач в разных сферах общественной практики.

Библиографический список

1. Галкина, Т. В. Философско-психологическая теория Я. А. Пономарева о возможных причинах агностицизма в современном познании [Текст] / Т. В. Галкина // Рефлексивные процессы и управление. -

2017. - № 1-2. - С. 32-43.

2. Галкина, Т. В., Журавлев, А. Л. Развитие научного творчества Я. А. Пономарева [Текст] / Т. В. Галкина // Психологический журнал. - 2016. - Т. 37. -№ 1. - С. 16-25.

3. Галкина, Т. В., Журавлев, А. Л. Проблема типов психологического знания в трудах Я. А. Пономарева [Текст] / Т. В. Галкина, А. Л. Журавлев // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития. - М. : Институт психологии РАН,

2018. - С. 246-274.

4. Журавлев, А. Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии [Текст] / А. Л. Журавлев // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. -№ 6. - С. 83-86.

5. Журавлев, А. Л. Психология управленческого взаимодействия [Текст] / А. Л. Журавлев. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - 476 с.

6. Журавлев, А. Л. Психология совместной деятельности [Текст] / А. Л. Журавлев. - М. : Институт психологии РАН, 2005. - 640 с.

7. Журавлев, А. Л. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии [Текст] / А. Л. Журавлев // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива. - М. : Институт психологии РАН, 2007. - С. 15-32.

8. Журавлев, А. Л., Галкина, Т. В. Роль теории Я. А. Пономарева в развитии гуманитарных наук [Текст] / А. Л. Журавлев, Т. В. Галкина // Наука. Куль-

тура. Общество. - 2015. - № 3. - С. 5-19.

9. Журавлев, А. Л., Галкина, Т. В. Философско-психологическая система научных представлений Я. А. Пономарева: истоки, основные положения, перспективы [Текст] / А. Л. Журавлев, Т. В. Галкина // История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, содержание концепций. - М. : Институт психологии РАН, 2016. -С. 264-279.

10. Журавлев, А. Л., Нестик, Т. А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований [Текст] / А. Л. Журавлев, Т. А. Нестик // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32. - № 1. - С. 3-21.

11. Журавлев, А. Л., Нестик, Т. А Психологические особенности коллективного творчества в сетевых сообществах [Текст] / А. Л. Журавлев, Т. А. Нестик // Психологический журнал. - 2016. - Т. 37. - № 2. -С. 19-28.

12. Кольцова, В. А. Теоретико-методологические основы истории психологии [Текст] / В. А. Кольцова. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - 416 с.

13. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. -М. : Наука, 1984. - 226 с.

14. Мазилов, В. А. Методология отечественной психологической науки: основные направления исследований и разработок [Текст] / В. А. Мазилов // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - Т. II. (Психолого-педагогические науки). - № 3. -С. 174-191.

15. Методология комплексного человекознания и современная психология [Текст]. - М. : Институт психологии РАН, 2008.

16. Нестик, Т. А., Журавлев, А. Л., Психологические проблемы совместного творчества [Текст] / Т. А. Нестик, А. Л. Журавлев // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам. - М. : Институт психологии РАН, 2011. -С. 442-467.

17. Пономарев, Я. А. Знания, мышление и умственное развитие [Текст] / Я. А. Пономарев. - М. : Педагогика, 1967. - 264 с.

18. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я. А. Пономарев. - М. : Наука, 1976. - 304 с.

19. Пономарев, Я. А. Роль непосредственного общения в решениях задач, требующих творческого подхода [Текст] / Я. А. Пономарев // Проблема общения в психологии. - М. : Наука, 1981. - С. 79-91.

20. Пономарев, Я. А. Методологическое введение в психологию [Текст] / Я. А. Пономарев. - М. : Наука, 1983. - 206 с.

21. Пономарев, Я. А. Перспективы развития психологии творчества [Текст] / Я. А. Пономарев // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. - М. : Институт психологии РАН, 2006. - С. 145-276.

22. Пономарев, Я. А. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фото-

графии [Текст] / Я. А. Пономарев. - М. : ООО «ТИД "Арис"», 2010. - 292 с.

23. Пономарев, Я. А., Гаджиев, Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач [Текст] / Я. А. Пономарев, Ч. М. Гаджиев // Исследование проблем психологии творчества. - М. : Наука, 1983. - С. 279-295.

24. Пономарев, Я. А., Гаджиев, Ч. М. Закономерности общения в творческом коллективе [Текст] / Я. А. Пономарев, Ч. М. Гаджиев // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. - М. : Наука, 1990. - С. 92-103.

25. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии [Текст]. - М. : ИФ АН СССР, 1988.

26. Психология: современные направления междисциплинарных исследований [Текст] : материалы научной конференции. - М. : Институт психологии РАН, 2003.

27. Психология, управление, бизнес: проблемы взаимодействия [Текст] : коллективная монография. -Тверь: Тв. ГУ, 2016. - 280 с.

28. Растяников, А. В., Степанов, С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве [Текст] / А. В. Растяников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. - М. : Пер Сэ, 2002.

29. Растяников, А. В., Степанов, С. Ю. Методы активизации творческого потенциала [Текст] / А. В. Растяников, С. Ю. Степанов // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам. - М. : Институт психологии РАН, 2011. -С. 468-499.

30. Ушаков, Д. В. Современные исследования творчества [Текст] / Д. В. Ушаков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2. - № 4. -С. 53-56.

31. Ушаков, Д. В., Журавлев А. Л. Социальная психология знания как новая отрасль (вместо введения) [Текст] / Д. В. Ушаков, А. Л. Журавлев // Социальная психология знания. - М. : Институт психологии РАН, 2016. - С. 5-15.

32. Юревич, А. В. Социальная психология науки [Текст] / А. В. Юревич. - СПб. : РХГИ, 2001. - 352 с.

33. Юревич, А. В. Психология и методология [Текст] / А. В. Юревич. - М. : Институт психологии РАН, 2005. - 312 с.

Reference List

1. Galkina, T. V. Filosofsko-psihologicheskaja teorija Ja. A. Ponomareva o vozmozhnyh prichinah agnosticizma v sovremennom poznanii = The philosophical and psychological theory of Ya. A. Ponomarev about the possible reasons of agnosticism in modern knowledge [Tekst] / T. V. Galkina // Refleksivnye processy i upravlenie = Reflexive processes and management. - 2017. - № 1-2. -S. 32-43.

2. Galkina, T. V, Zhuravlev, A. L. Razvitie nauchnogo tvorchestva Ja. A. Ponomareva = Development of Ya.A. Ponomarev's scientific creativity [Tekst] / T. V. Galkina //

Psihologicheskij zhurnal. - 2016. - T. 37. - № 1. -S. 16-25.

3. Galkina, T. V., Zhuravlev, A. L. Problema tipov psihologicheskogo znanija v trudah Ja. A. Ponomareva = Problem of types of psychological knowledge in Ya. A. Ponomarev's works [Tekst] / T. V. Galkina, A. L. Zhuravlev // Psihologicheskoe znanie: Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija = Psychological knowledge: Current state and prospects of development - M. : Institut psi-hologii RAN, 2018. - S. 246-274.

4. Zhuravlev, A. L. Specifika mezhdisciplinarnyh is-sledovanij v psihologii = Specifics of cross-disciplinary researches in psychology [Tekst] / A. L. Zhuravlev // Psi-hologicheskij zhurnal. - 2002. - T. 23. - № 6. - S. 83-86.

5. Zhuravlev, A. L. Psihologija upravlencheskogo vzaimodejstvija = Psychology of administrative interaction [Tekst] / A. L. Zhuravlev. - M. : Institut psihologii RAN, 2004. - 476 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zhuravlev, A. L. Psihologija sovmestnoj deja-tel'nosti = Psychology of joint activity [Tekst] / A. L. Zhuravlev. - M. : Institut psihologii RAN, 2005. - 640 s.

7. Zhuravlev, A. L. Osobennosti mezhdisciplinarnyh issledovanij v sovremennoj psihologii = Features of cross-disciplinary researches in modern psychology [Tekst] / A. L. Zhuravlev // Teorija i metodologija psihologii: Post-neklassicheskaja perspektiva = Theory and methodology of psychology: Post-nonclassical prospect. - M. : Institut psihologii RAN, 2007. - S. 15-32.

8. Zhuravlev, A. L., Galkina, T. V Rol' teorii Ja. A. Ponomareva v razvitii gumanitarnyh nauk = The role of the theory of Ya. A. Ponomarev in development of the humanities [Tekst] / A. L. Zhuravlev, T. V Galkina // Nauka. Kul'tura. Obshhestvo. - 2015. - № 3. - S. 5-19.

9. Zhuravlev, A. L., Galkina, T. V. Filosofsko-psihologicheskaja sistema nauchnyh predstavlenij Ja. A. Ponomareva: istoki, osnovnye polozhenija, perspektivy = Philosophical and psychological system of Ya.A. Ponomarev's scientific representations: sources, basic ideas, prospects [Tekst] / A. L. Zhuravlev, T. V Galkina // Istorija otechestvennoj i mirovoj psihologicheskoj mysli: sud'by uchenyh, dinamika idej, soderzhanie koncepcij = History of the national and world psychological thought: fate of scientists, dynamics of ideas, contents of concepts. - M. : Institut psihologii RAN, 2016. - S. 264-279.

10. Zhuravlev, A. L., Nestik, T. A. Sovmestnoe tvor-chestvo kak resurs dejatel'nosti organizacii: sostojanie i perspektivy issledovanij = Joint creativity as resource of the organization activity: state and prospects of researches [Tekst] / A. L. Zhuravlev, T. A. Nestik // Psihologicheskij zhurnal. - 2011. - T. 32. - № 1. - S. 3-21.

11. Zhuravlev, A. L., Nestik, T. A Psihologicheskie osobennosti kollektivnogo tvorchestva v setevyh soob-shhestvah = Psychological features of collective creativity in network communities [Tekst] / A. L. Zhuravlev, T. A. Nestik // Psihologicheskij zhurnal. - 2016. - T. 37. -№ 2. - S. 19-28.

12. Kol'cova, V. A. Teoretiko-metodologicheskie os-novy istorii psihologii = Theoretical and methodological

fundamentals of psychology history [Tekst] / V A. Kol'cova. - M. : Institut psihologii RAN, 2004. - 416 s.

13. Lomov, B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii = Methodological and theoretical problems of psychology [Tekst] / B. F. Lomov. - M. : Nauka, 1984. - 226 s.

14. Mazilov, V. A. Metodologija otechestvennoj psi-hologicheskoj nauki: osnovnye napravlenija issledovanij i razrabotok = Methodology of national psychological science: main directions of research and development [Tekst] / V. A. Mazilov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl pedagogical bulletin - 2010. - T. II. (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - № 3. - S. 174-191.

15. Metodologija kompleksnogo chelovekoznanija i sovremennaja psihologija = Methodology of a complex human study and modern psychology [Tekst]. - M. : Institut psihologii RAN, 2008.

16. Nestik, T. A., Zhuravlev, A. L., Psihologicheskie problemy sovmestnogo tvorchestva = Psychological problems of joint creativity [Tekst] / T. A. Nestik, A. L. Zhuravlev // Tvorchestvo: ot biologicheskih osnovanij k social'nym i kul'turnym fenomenam = Creativity: from the biological bases to social and cultural phenomena. -M. : Institut psihologii RAN, 2011. - S. 442-467.

17. Ponomarev, Ja. A. Znanija, myshlenie i umstven-noe razvitie = Knowledge, thinking and intellectual development [Tekst] / Ja. A. Ponomarev. - M. : Pedagogika, 1967. - 264 s.

18. Ponomarev, Ja. A. Psihologija tvorchestva = Creativity psychology [Tekst] / Ja. A. Ponomarev. - M. : Nauka, 1976. - 304 s.

19. Ponomarev, Ja. A. Rol' neposredstvennogo ob-shhenija v reshenijah zadach, trebujushhih tvorcheskogo podhoda = Role of direct communication in solutions of the tasks demanding creative approach [Tekst] / Ja. A. Ponomarev // Problema obshhenija v psihologii = Communication problem in psychology - M. : Nauka, 1981. -S. 79-91.

20. Ponomarev, Ja. A. Metodologicheskoe vvedenie v psihologiju = Methodological introduction to psychology [Tekst] / Ja. A. Ponomarev. - M. : Nauka, 1983. -206 s.

21. Ponomarev, Ja. A. Perspektivy razvitija psi-hologii tvorchestva = Prospects of development of creativity psychology [Tekst] / Ja. A. Ponomarev // Psihologi-ja tvorchestva: shkola Ja. A. Ponomareva = Creativity psychology: Ya. A. Ponomarev's school. - M. : Institut psihologii RAN, 2006. - S. 145-276.

22. Ponomarev, Ja. A. Psihika i intuicija. Neopub-likovannye materialy, stihi, risunki i fotografii = Mentality and intuition. Unpublished materials, verses, drawings and photos [Tekst] / Ja. A. Ponomarev. - M. : OOO «TID "Aris"», 2010. - 292 s.

23. Ponomarev, Ja. A., Gadzhiev, Ch. M. Psiholog-icheskij mehanizm gruppovogo (kollektivnogo) reshenija

tvorcheskih zadach = Psychological mechanism of the group (collective) solution of creative tasks [Tekst] / Ja. A. Ponomarev, Ch. M. Gadzhiev // Issledovanie problem psihologii tvorchestva = Research of problems of creativity psychology. - M. : Nauka, 1983. - S. 279-295.

24. Ponomarev, Ja. A., Gadzhiev, Ch. M. Za-konomernosti obshhenija v tvorcheskom kollektive = Regularities of communication in on-stage performance group [Tekst] / Ja. A. Ponomarev, Ch. M. Gadzhiev // Psihologija tvorchestva: obshhaja, differencial'naja, pri-kladnaja = Creativity psychology: general, differential, applied. - M. : Nauka, 1990. - S. 92-103.

25. Psihologo-pedagogicheskie aspekty razvitija tvorchestva i refleksii = Psychology and pedagogical aspects of creativity and reflection development [Tekst]. -M. : IF AN SSSR, 1988.

26. Psihologija: sovremennye napravlenija mezhdis-ciplinarnyh issledovanij = Psychology: modern directions of cross-disciplinary researches [Tekst] : materialy nauch-noj konferencii. - M. : Institut psihologii RAN, 2003.

27. Psihologija, upravlenie, biznes: problemy vzai-modejstvija = Psychology, management, business: interaction problems [Tekst] : kollektivnaja monografija. -Tver' : Tv. GU, 2016. - 280 s.

28. Rastjanikov, A. V., Stepanov, S. Ju., Ushakov D. V. Refleksivnoe razvitie kompetentnosti v sovmestnom tvorchestve = Reflexive development of competence in joint creativity [Tekst] / A. V Rastjanikov, S. Ju. Stepanov, D. V. Ushakov. - M. : Per Sje, 2002.

29. Rastjanikov, A. V, Stepanov, S. Ju. Metody ak-tivizacii tvorcheskogo potenciala = Methods of activiza-tion of creative potential [Tekst] / A. V. Rastjanikov, S. Ju. Stepanov // Tvorchestvo: ot biologicheskih osnovanij k social'nym i kul'turnym fenomenam = Creativity: from biological bases to social and cultural phenomena. - M. : Institut psihologii RAN, 2011. - S. 468-499.

30. Ushakov, D. V. Sovremennye issledovanija tvorchestva = Modern researches of creativity [Tekst] / D. V. Ushakov // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. - 2005. - T. 2. - № 4. - S. 53-56.

31. Ushakov, D. V, Zhuravlev A. L. Social'naja psihologija znanija kak novaja otrasl' (vmesto vvedenija) Social psychology of knowledge as a new branch (instead of introduction) [Tekst] / D. V. Ushakov, A. L. Zhuravlev // Social'naja psihologija znanija = Social psychology of knowledge. - M. : Institut psihologii RAN, 2016. -S. 5-15.

32. Jurevich, A. V. Social'naja psihologija nauki = Social psychology of science [Tekst] / A. V. Jurevich. -SPb. : RHGI, 2001. - 352 s.

33. Jurevich, A. V. Psihologija i metodologija = Psychology and methodology [Tekst] / A. V. Jurevich. - M. : Institut psihologii RAN, 2005. - 312 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.