Научная статья на тему 'Понимание феномена свободы молодежью как детерминанта актуализации свободы личности в группе'

Понимание феномена свободы молодежью как детерминанта актуализации свободы личности в группе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН СВОБОДЫ / МОЛОДЕЖНЫЕ ГРУППЫ / ЧЛЕНЫ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП / ТИПЫ ДЕТСКИХ СООБЩЕСТВ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ / TYPES OF CHILDREN'S COMMUNITIES / FREEDOM PHENOMENON / YOUTH GROUPS / MEMBERS OF YOUTH GROUPS / A GROUP LEVEL OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Галина Николаевна

В статье рассматриваются особенности понимания современной молодежью феномена свободы как одной из детерминант актуализации свободы личности в группе сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Understanding of a Phenomenon of Freedom by the Youth as a Determinant of Actualisation of Person's Freedom in a Group

In the article the peculiarities of understanding by modern youth a phenomenon of freedom as one of a determinant of actualisation of personal freedom in a group of peers are considered.

Текст научной работы на тему «Понимание феномена свободы молодежью как детерминанта актуализации свободы личности в группе»

Понимание феномена свободы молодежью как детерминанта актуализации свободы личности в группе

Г. Н. Ларина

В статье рассматриваются особенности понимания современной молодежью феномена свободы как одной из детерминант актуализации свободы личности в группе сверстников.

Ключевые слова: феномен свободы, молодежные группы, члены молодежных групп, типы детских сообществ, уровень развития группы.

Understanding of a Phenomenon of Freedom by the Youth as a Determinant of Actualisation of Person's Freedom in a Group

G. N. Larina

In the article the peculiarities of understanding by modern youth a phenomenon of freedom as one of a determinant of actualisation of personal freedom in a group of peers are considered.

Key words: freedom phenomenon, youth groups, members of youth groups, types of children's communities, a group level of development.

Проблема свободы личности становится наиболее актуальной при решении вопросов социального самоопределения современной молодежи в сложных социально-экономических условиях. Согласно взглядам С. Л. Рубинштейна, человек способен реализовать свободу как психологическую реальность только в обществе себе подобных [4]. В связи с этим особую значимость феномен свободы личности приобретает в рамках малой группы, то есть той социальной общности, где наиболее зримо проявляются социально-политические и экономические изменения, происходящие в современном российском обществе.

Проблема свободы на протяжении многих лет находится в центре внимания как в работах отечественных философов (П. Е. Астафьев, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, Вл. Соловьев и др.), так в работах западных (А. Адлер, Л. Бинсвангер, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг) и отечественных психологов (Н. А. Бернштейн, М. И. Владиславлев, Л. С. Выготский, Н. Я. Грот, А. Ф. Лазурский, С. Л. Рубинштейн, М. М. Троицкий и др.) [1; 2; 3; 4; 5].

Ситуация социальной нестабильности и неопределенности объективно создает трудности для современной молодежи в понимании и актуализации личностной свободы. Опыт актуализации свободы личности, приобретенный в подростковом и юношеском возрасте в группах сверстников, определяет дальнейшую жизненную позицию человека. В связи с этим представляется целесообразным изучать особенности и детерминанты свободы личности в молодежных группах.

Актуализация свободы личности в молодежной группе способствует углублению и расширению представлений о себе и своих возможностях, формированию умения реализации страте-

гии самоопределения и тем самым подготавливает молодежь к вхождению во взрослую жизнь. В связи с этим целью исследования стало изучение социально-психологических детерминант актуализации свободы личности в учебных молодежных группах.

Отношение личности к определенным феноменам во многом определяет ее самореализацию. Феномен свободы является особенно значимым, поэтому изучение особенностей представлений современной молодежи о феномене свободе личности позволит глубже изучить социально-психологические детерминанты актуализации свободы индивидами в молодежных группах. Рассмотрим особенности понимания этого феномена и его роли в сознании современной молодежи.

Изучение понимания свободы школьниками в группах разных типов детских сообществ показало структурность, разноплановость, преобладание элементов ограниченного, сугубо индивидуалистического характера осознания свободы.

Согласно результатам исследования, можно утверждать, что структура осознания свободы, удельный вес ее компонентов в значительной мере зависят от особенностей социальной среды летних детских учреждений. Очевидно, компонент «возможность выбора» является наиболее значимым для реализации позиции свободы личности. Он наиболее выражен в сознании молодежи достаточно различных социальных сред (в сумме составляет свыше 56 %), в связи с чем указанный компонент, видимо, является ведущим, системообразующим. Однако в социально обедненных средах этот компонент занимает только 3 место, а в социально развитых - первое.

Достаточно значим с позиций нравственно-смыслового содержания компонент «свобода мысли, слова, вероисповедания и передвиже-

ния». Его выраженность в целом по различным средам составляет более 45 %, и не случайно в развитых социальных средах он занимает 2 место, а в обычных только 4.

Большинство респондентов обычных летних детских учреждений (39,7 %) понимают свободу, прежде всего, как возможность делать то, что им хочется; 27,4 % видят свободу в независимости, неограниченности никакими рамками, в жизни без запретов; для 18,9 % личная свобода - это, прежде всего, возможность выбора; для 11,9 % старшеклассников свобода заключается в возможности выражать свои мысли, слова, это свобода передвижения и вероисповедания; 2,1 % респондентов понимают свободу как способность быть несвободным. Такие результаты свидетельствуют о понимании свободы как вседозволенности, отсутствия внешних запретов и ограничений.

Для 37,3 % респондентов привлекательных летних детских учреждений характерно понимание свободы как возможности выбора и свободы мысли, слова, вероисповедания и передвижения (33,8 %). 21,8 % респондентов определяют свободу как независимость в поступках и действиях и 7,1 % - как возможность реализации личностных желаний. При этом абсолютное большинство респондентов активно стремятся к свободе, считают ее очень важной, «может быть, даже самой важной вещью в жизни», которая «так же необходима, как воздух» и без которой невозможно существование, невозможно быть собой, добиться истинного успеха. Такое представление свободы, по мнению исследователей, является характерной особенностью современных старшеклассников.

При ответе на вопрос «Считаете ли Вы себя свободным человеком?» большинство респондентов молодежных групп обычных летних детских учреждений (57 %) склоняются к ответу «Не совсем, в некоторых случаях», в то время как респонденты молодежных групп привлекательных летних детских учреждений (76 %) отвечают «Да, скорее да». В качестве объяснения относительности своей свободы участники опроса из двух выборок называют, прежде всего, финансовую несамостоятельность, зависимость от некоторых людей, и в первую очередь от родителей, от государства и вредных привычек.

Для воспитанников привлекательных летних детских учреждений характерно понимание свободы как возможности реализовать личностный потенциал, а участники обычных летних детских

учреждений понимают свободу как независимость от внешнего принуждения.

Таким образом, для большинства членов молодежных групп привлекательных летних детских учреждений характерно представление о себе как о свободных личностях, в отличие от членов молодежных групп обычных летних детских учреждений.

Известно, что этический признак свободы как основной показатель представления о феномене проявляется через отношение молодежи к нравственным категориям и соответствующим нравственным качествам: ответственности, коллективистской направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости (С. Л. Рубинштейн).

Нами установлено, что в группах привлекательных и обычных летних детских учреждений сложились многоуровневые, достаточно различимые нравственные аспекты феномена свободы

И количественный и структурно-нравственный аспекты свободы также зависят от уровня зрелости социальной среды в разных учреждениях.

Согласно этим данным, в молодежных группах с развитой социальной средой преобладают индивиды с достаточно высоким (75,2 %) и высоким (16,1 %) представлением об уровне нравственности, в то время как количество респондентов со средним уровнем представления о развитии нравственности составляет 8,7 %. Необходимо отметить, что в группах привлекательных летних детских учреждений практически не встречаются лица с низким уровнем нравственности.

В молодежных группах второго типа летних детских учреждений преобладают индивиды со средним уровнем представлений о нравственности - 64,2 %, и только 20,5 % составляют лица с достаточно высоким уровнем нравственности. Низкий уровень представлений о нравственности наблюдается у 15,5 % членов молодежных групп. Высокий же уровень нравственности наблюдается только у 9,8 % человек.

Данные критерия Стъюдента показали, что средние значения двух выборок статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки 0,1.

Итак, члены молодежных групп привлекательных летних детских учреждений имеют более высокий уровень сформированности нравственных представлений по сравнению с членами молодежных групп обычных летних детских учреждений. Можно полагать, что члены молодеж-

Понимание феномена свободы молодежью как детерминанта актуализации свободы личности в группе 153

ных групп привлекательных летних детских учреждений понимают свободу как возможность реализовать свой творческий потенциал, осознавая при этом ответственность за свою деятельность, а члены молодежных групп обычных летних детских учреждений воспринимают себя как несвободных личностей, не всегда принимающих ответственность за результаты своей деятельности.

Таким образом, понимание свободы в позитивном или негативном аспектах, сформирован-ность нравственных категорий определяют поведение личности в сложных жизненных ситуациях, требующих выбора определенной стратегии поведения в зависимости от состояния социальной среды.

Рассмотрим особенности представлений об актуализации свободы личности в конфликтных ситуациях членов молодежных групп в различных типах учреждений. В ходе эмпирического исследования выявлена структура стилей поведения в конфликтных ситуациях в сознании индивидов в соответствии с тестом Томаса, однако выраженность ее компонентов во многом определяется типом социальной среды.

Согласно результатам исследования, в молодежных группах привлекательных летних детских учреждений наблюдается явное преобладание респондентов с компромиссным стилем поведения (52,4 %); 34,7 % предпочитают сотрудничество; 10,3 % пытаются приспособиться в сложных ситуациях и только 8,6 % молодежи прибегают к соперничеству.

Таким образом, в группах молодежи обычных летних детских учреждений преобладают респонденты с приспособленческим стилем поведения (42,8 %); 28,8 % в спорных вопросах пытаются прийти к компромиссу, а 14,2 % вступают в конфронтацию и столько же пытаются прийти к сотрудничеству.

Преобладание воспитанников привлекательных летних детских учреждений с сотрудниче-

ским типом поведения, который проявляется в сложных, конфликтных ситуациях, по сравнению с количеством воспитанников с этим типом поведения в обычных летних детских учреждениях, по-видимому, свидетельствует не только о стремлении молодежи к актуализации собственной свободы личности за счет ущемления свободы других членов группы (что наблюдается у членов молодежных групп обычных летних детских учреждений), но и о признании права других членов на реализацию свободного поведения.

Полученные данные свидетельствуют о том, что члены молодежных групп обычных и привлекательных летних детских учреждений имеют определенные особенности в понимании феномена свободы личности и его актуализации в сложных значимых ситуациях, в некоторой степени детерминирующих актуализацию свободы личности в группах сверстников.

Библиографический список

1. Кузьмина, Е. И. Проблема свободы в научном творчестве С. Л. Рубинштейна [Текст] / Е. И. Кузьмина // Психологический журнал. - 2004. -№ 1. - С. 5-16.

2. Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. - 2000. - № 1. - С. 15-26.

3. Петровский, А. В. К психологии активной личности [Текст] / А. Петровский // Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - С. 14-27.

4. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.

5. Хъелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хъелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер, 1997. - 608 с.

6. Чернышев, А. С. Психологическая школа молодежных лидеров [Текст] / А. С. Чернышев, Ю. А. Лунев, Ю. Л. Лобков, С. В. Сарычев. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. - 275 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.