УДК 373.3/.5+316.7+13
Арапова Полина Иосифовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, [email protected], Москва
формирование готовности старшеклассников К ВЫБОРУ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ средствами групповой воспитывающей деятельности
Аннотация. В статье рассматривается актуальная психолого-педагогическая проблема -формирование готовности старшеклассников к выбору жизненного пути. Анализируются качества старшеклассников, востребованные в современной социальной ситуации. Проблема выбора личностью жизненного пути в соответствии с идеями В. Франкла раскрывается посредством выделения двух типов свободы - позитивной и негативной. Выбор напрямую связан с осознанием как основой свободы. Анализируются психологические особенности малых групп, особое внимание уделяется феномену групповой динамики. Рассматриваются возможности формирования осознанного выбора в процессе использования технологии групповой воспитывающей деятельности в школе.
Ключевые слова: школьник как субъект жизненного пути, выбор жизненного пути, малая группа, технология организации групповой воспитывающей деятельности.
Arapova Polina Iosifovna
The candidate ofpedagogical sciences, The senior lecturer of chair of the theory and pedagogics history titute ofpedagogics and formation psychology The Moscow city pedagogical university, [email protected], Мoscow
THE FORMING OF READINESS OF SENIOR PUPIL TO THE CHOICE OF LIFE WAY AT THE PROCESS of organization OF GROUP EDUCATIVE ACTIVITIES
Abstract. In article the actual psihologo-pedagogical problem - formation of readiness of senior pupils to a choice of a course of life is considered. The qualities of senior pupils claimed in a modern social situation are analyzed. The problem of a choice the person of a course of life according to V. Frankla’s ideas reveals by means of allocation of two types of freedom - positive and negative. The choice directly is connected with comprehension as freedom basis. Psychological features of small groups are analyzed, the special attention is given to a phenomenon of group dynamics. Possibilities of formation of the realized choice in the course of use of technology of group bringing up activity at school are considered.
Keywords: the schoolboy as the subject of a course of life, a choice of a course of life, small group, technology of the organization of group bringing up activity.
Проблема выбора жизненного пути акту- личностной значимости старшеклассников,
альна для каждого человека, так как от вы- создавать условия для формирования жиз-
бора направления и содержания жизни за- ненной позиции, построенной на осознан-
висит процесс смыслообразования и успех ном выборе собственного жизненного пути
самореализации. и выходе на собственную стратегию жизни.
Выбор жизненного пути старшеклассни- Как полагает К. А. Абульханова-Славская:
ков зависит от их избирательной активности «От стихийного способа жизни человек
и запросов общества. может перейти к такому, который он будет
Задача взрослых и, прежде всего, педа- определять сам. Но суть этого определения
гогов - содействовать осознанию жизни в выборе условий, направления жизни, в вы-
как ценности, способствовать повышению боре того образования, той профессии, кото-
рые максимально отвечали бы особенностям его личности, его желаниям, его способностям, в построении соответствующей стратегии жизни» [1, с. 7].
Стратегия жизни человека имеет три основные признака. Первый - выбор основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинения этих этапов. Стратегия, возникая сначала как замысел жизни, как ее смысл, идеальный план, затем требует реализации на практике.
Второй признак стратегии жизни - это решение противоречий жизни, достижение своих жизненных целей и планов. Он (человек) должен решать возникающие противоречия, определять пути самореализации, создавая для этого условия, которых нет в наличии.
Третий признак стратегии жизни состоит в творчестве, в созидании ценностей жизни, в соединении своих потребностей со своей жизнью в виде ее особых ценностей. Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком [там же, с. 8].
Стержневыми, системообразующими качествами школьника, востребованными в современной социальной ситуации, и необходимыми для определения стратегии жизни являются следующие:
- готовность к смыслообразованию;
- готовность к самоизменению и самообновлению;
- готовность к самостоятельному выбору и ответственности за свой выбор;
- готовность к толерантности;
- готовность к креативности;
- готовность к интернальности;
- готовность к поликультурному диалогу;
- готовность к развитию рефлексивности сознания;
- готовность к нравственной устойчивости личности.
Обладая данными характеристиками, старшеклассник сможет осуществить осознанный выбор жизненного пути, свою стратегию в соответствии с ценностными ориентирами.
Проблема выбора личностью жизненного пути в учении В. Франкла раскрывается
посредством выделения двух типов свободы - позитивной и негативной. Позитивная свобода - это один из экзистенциальных психических механизмов, обеспечивающих жизнетворчество. Негативная свобода - это свобода от каких-либо детерминант и зависимостей (биологических, социальных, психологических), которые ограничивают свободу выбора человеком жизненного пути. Негативная свобода нужна человеку именно для того, чтобы сбросить с себя груз судьбы. «Вечная борьба духовной свободы человека с его внешней и внутренней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь» [5, с. 210].
Выбор напрямую связан с осознанием как основой свободы. Осознание детерминант, влияющих на активность личности, является фактором контроля и преодоления этих детерминант. Практически во всех психологических концепциях свобода личности ассоциируется с ее способностью рационализировать воздействующие на нее стимулы. Например, Эрих Фромм полагает, что свобода - это акт принятия сознательного решения в отношении условий жизни. Это решение всегда касается вопроса: подчиняться или не подчиняться жизненным обстоятельствам [6]. В свою очередь, Д. А. Леонтьев пишет: «Я не могу быть свободным, если не осознаю силы, влияющие на мои действия. Я не могу быть свободным, если не осознаю имеющиеся здесь и теперь возможности для моих действий. Я не могу быть свободным, если не осознаю последствия, которые повлекут те или иные действия. Наконец, я не могу быть свободным, если не осознаю, чего же я хочу, не осознаю моих целей и желаний» [3, с. 23]. Таким образом, осознание следует рассматривать как одну из психологических предпосылок свободы личности.
Субъектная позиция старшеклассников во многом определяется характером взаимодействия с ближайшим окружением, прежде всего, с семьей, педагогами и одноклассниками. В то же время необходимо учитывать огромное влияние виртуального пространства. Профессионально организованная групповая воспитывающая деятельность в классе как на уроке, так и во внеурочной деятельности, напрямую влияет на развитие субъектности старшеклассников и готовности их к осознанному выбору.
Для успешной организации групповой воспитывающей деятельности педагогу необходимо знать психолого-педагогические закономерности функционирования малых групп и технологию организации групповой воспитывающей деятельности.
Обратимся к психологическим особенностям малых групп. В отечественной и зарубежной социальной психологии предлагаются самые различные определения малой, или контактной, группы. Так, Ш. Бюлер относит к типичным особенностям группы:
- взаимоотношения, взаимовлияния ее членов, без чего группа не существует;
- определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды;
- обособление лидеров, влияющих на остальных;
- общность целей, деятельности и организации;
- наличие у членов группы чувства «мы», единства группы;
- сплоченность (степень которой зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения между ее членами, а с другой - от интереса, вызываемого деятельностью в группе).
Согласно Х. Томе и Х. Фегеру, основной признак группы - взаимодействие ее членов.
Организуя взаимодействие, педагог должен учитывать и характеристику малой группы как совокупности субъектов общения. Общение в группе как специфический вид взаимодействия с помощью разнообразных коммуникативных средств выполняет следующие основные функции:
- восприятие и понимание друг друга в совместной деятельности;
- обмен экспрессивной и познавательной информацией;
- достижение цели группового общения в ходе диалога.
Кроме того важна двуплановость существования субъектов общения, которая раскрыта Ю. М. Лотманом как атрибутивный признак игры. Суть его в том, что субъект общения, оставаясь самим собой (личностный план), действует согласно принятой роли (ролевой план).
Именно игра создает особые условия для самораскрытия каждого члена группы и сплоченности самой группы. Ситуации общения в групповом игровом взаимодействии
задаются через следующие компоненты: игровую атмосферу, игровые нормы, игровые роли, игровые действия, игровой алгоритм, игровое пространство, игровую цель. Выделение члена группы в качестве субъекта общения, как показывает практика, возможно, если выполняемая роль принимается школьниками осознанно, и в группе организовано реальное игровое взаимодействие.
Выбор напрямую связан с осознанием как основой свободы, который, как правило, остается без должного внимания педагогов. В современном понимании групповая динамика - это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу. Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов: цели группы, нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы, фазы развития группы.
Организуя работу в группах, педагог меняет их состав, побуждая школьников к общению со всеми одноклассниками. Групповая динамика представляет несомненный интерес для практической педагогики, так как научившись управлять ее механизмами, педагог может ускорить переход от диффузной группы к коллективу как совокупному субъекту общения.
Понятие «совокупный субъект» относится прежде всего к общности людей, занятой совместной деятельностью. Совместная деятельность служит основанием формирования группы как совокупного субъекта общения. Выделяются следующие основные признаки совместной деятельности:
- наличие единой цели для всех участников деятельности;
- общее стремление действовать сообща;
- объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных деятельностей;
- разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками;
- координация индивидуальных деятельностей;
- заинтересованность всех участников деятельности в едином конечном результате.
Анализируя результат групповой воспитывающей деятельности, следует обратить
внимание на соотношение предметного и воспитательного (отношенческого) результатов, когда определяющим является именно воспитательный результат, который вбирает в себя предметный.
Как отмечает Н. Е. Щуркова, отношенческий результат педагогически обусловлен следующими операциями:
- мотивировать деятельность с позиции ценностей жизни;
- осмысливать социальное значение произведенного;
- интерпретировать полученный результат как продукт совместных усилий;
- осмысливать результат с точки зрения будущей жизни;
- формулировать ценностное отношение как норму достойной Человека жизни [7, с. 92].
На практике нами разработана следующая технология организации групповой совместной деятельности:
- актуализализация мотивов, которая способствует мотивационной включенности;
- проблематизация, которая способствует осознанию противоречивости явлений жизни;
- осмысление, которое способствует выстраиваю личностных смыслов, как правило, в игровом пространстве;
- групповой анализ, который способствует выявлению причинно-следственных связей;
- рефлексия, самоанализ, который способствует формированию собственного образа действий.
Для повышения мотивационной включенности педагогов и школьников нами используются дискуссии, конструирование практических проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, которые помогают пересмотреть прежний сценарий профессиональной или учебной деятельности, раскрыть новое поле смыслов, выстроить собственные мотивационные установки. Типичные трудности, которые возникают в ходе занятий с педагогами, следующие:
- преодоление авторитарных стереотипов во взаимоотношениях со старшеклассниками;
- организация игрового взаимодействия;
- снятие установок на бинарные оппозиции в ситуациях оценивания: «плохо-хорошо»; «правильно-неправильно».
Как показывает практика, классные руководители, организуя групповую воспи-
тывающую деятельность, недостаточно внимания уделяют целеполаганию в воспитывающей деятельности, прогнозированию отношений старшеклассников и структурированию времени в процессе групповой деятельности.
Коротко проанализируем эти моменты. Целеполагание позволяет предвидеть результат своей деятельности, когда воспитательное дело проектируется, и видеть реальный результат, когда проект воплощен в конкретной форме. Целеполагание в конкретном воспитательном деле позволяет выстроить тактические задачи, которые должны быть достигнуты в ходе этого дела. Умение педагога четко формулировать цели и задачи воспитывающей деятельности в немалой степени обеспечивает создание творческой атмосферы, необходимой для освоения ценностей и самовыражения старшеклассников на уровне культуры.
Прогнозирование отношений свидетельствует о гуманной позиции педагога, когда на передний план выступают отношения детей, а деятельность совершается для того, чтобы поднять эти отношения на новый качественный уровень: от предметного восприятия мира к отношенческому и символическому.
Структурирование времени позволяет и педагогу, и школьникам формировать ценностное отношение ко времени. В этом случае важна не скорость, кто быстрее, а разумное распределений обязанностей членов группы в соответствии с заданным временем, развитие навыков самоорганизации.
Задача педагога - организовать групповую работу, выступая в роли координатора. Проблемы, которые поднимаются, могут решаться по микрогруппам: “разработчики,” “аналитики”, “эксперты”; в кругу; по диадам; по командам.
Логика работы выстраивается в соответствии с актуальными потребностями старшеклассников и необходимостью решения задач формирования позитивного отношения к миру, человеку и себе самому. С нашей точки зрения, целенаправленная работа по осмыслению актуальных проблем жизни может способствовать конструктивному выходу из проблемных ситуаций, которые возникают на данном этапе жизненного пути старшеклассников.
Например, логика воспитывающей деятельности в девятом классе, определяется целью - способствовать формированию ценностного отношения к обществу, к Родине, формированию гражданской позиции. Темы - «Жизненная позиция»; «Защита проекта справедливого сообщества»; триптих «Моя Родина» подчинены рассмотрению проблемы «Я и общество» в первом полугодии; во втором полугодии обсуждалась проблема «Я и коллектив», в рамках которой рассматривались темы: «Я в семье»; «Я в классном коллективе»; «Я в группе сверстников»; «Мои жизненные перспективы».
Сначала проводились занятия с педагогами, на которых были проанализированы типичные трудности в общении со старшеклассниками, условия выстраивания диалога как основы взаимопонимания, технологические приемы, а затем были организованы практикумы по обучению педагогов технологии организации групповой воспитывающей деятельности. В результате у педагогов наметилась позитивная тенденция в овладении технологиями диалогового общения; появился практический опыт в организации групповой деятельности, что способствовало созданию самими педагогами новых форм. Профессиональный рост педагогов в овладении технологиями общения со старшеклассниками способствовал психологическому раскрепощению старшеклассников.
Логика воспитывающей деятельности в десятом классе направлена на достижение цели - способствовать развитию личностной зрелости и принятию ответственности за свой выбор. В первом полугодии групповая воспитывающая деятельность посвящена проблеме «Я и социальные роли», в русле которой рассматривались следующие темы: «Выбор в жизни человека»; «Свобода в жизни человека»; «Культура поступка»; «Характер человека»; во втором полугодии анализировалась проблема «Мои личностные качества» и рассматривались темы: «Ответственность человека»; «Самоуважение»; «Самоорганизация»; «Самосовершенствование».
Технология групповой воспитывающей деятельности позволяет создать творческую среду для самовыражения старшеклассников, так как соблюдаются следующие условия:
- апелляция к достоинству старшеклассников;
- расширение способов удовлетворения актуальных потребностей;
- развитие креативности, самостоятельности мышления и ответственности;
- развитие рефлексивности сознания.
Развивая субъектность современных
школьников средствами групповой воспитывающей деятельности, педагог создает условия для формирования готовности старшеклассников к самостоятельному выбору и ответственности за свой выбор.
Библиографический список
1. Абульханова - Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976. -350 с.
3. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. - 2000. -Т. 21. - № 1. - С. 15-25.
4. Руденский Е. В. Социальная психология. Курс лекций. - М. - Новосибирск, 1997. - 222 с.
5. ФранклВ. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
6. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989. - 272 с.
7. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 249 с.