Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение выбора жизненного пути подростков с девиантным поведением'

Педагогическое сопровождение выбора жизненного пути подростков с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ВЫХОДА НА ДИАЛОГ / ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ADOLESCENT DEVIANT BEHAVIOR / LIFE CHOICES / EDUCATIONAL SUPPORT / TECHNOLOGY ENTERING THE DIALOGUE / BRINGING UP THE TECHNOLOGY GROUP ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арапова Полина Иосифовна

В статье анализируется актуальная психолого-педагогическая проблема – педагогическое сопровождение выбора жизненного пути подростков с девиантным поведением. Особое внимание уделяется технологии выхода на диалог и технологии групповой воспитывающей деятельности, которые способствуют формированию осознанного выбора в моделируемых жизненных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арапова Полина Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL SUPPORT LIFE CHOICES ADOLESCENTS WITH BEHAVIORAL

T he article analyzes the current psychological and pedagogical problem educational support life choices adolescents with behavioral problems. Particular attention is paid to technology entering the dialogue and raising a group of technologies that contribute to the formation of informed choice in simulated situations.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение выбора жизненного пути подростков с девиантным поведением»

УДК: 376.58 (091)

ББК: Ч403(2)Рос6-4

Арапова П.И.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Arapova P.I.

EDUCATIONAL SUPPORT LIFE CHOICES ADOLESCENTS WITH BEHAVIORAL

Ключевые слова: девиантное поведение подростков, выбор жизненного пути, педагогическое сопровождение, технология выхода на диалог, технология групповой воспитывающей деятельности.

Keywords: adolescent deviant behavior, life choices, educational support, technology entering the dialogue, bringing up the technology group activities.

Аннотация: в статье анализируется актуальная психолого-педагогическая проблема - педагогическое сопровождение выбора жизненного пути подростков с девиантным поведением. Особое внимание уделяется технологии выхода на диалог и технологии групповой воспитывающей деятельности , которые способствуют формированию осознанного выбора в моделируемых жизненных ситуациях.

Abstract: the article analyzes the current psychological and pedagogical problem -educational support life choices adolescents with behavioral problems. Particular attention is paid to technology entering the dialogue and raising a group of technologies that contribute to the formation of informed choice in simulated situations.

Педагогическое сопровождение выбора жизненного пути подростков с девиантным поведением имеет свою очевидную специфику, которая определяется сущностными характеристиками феномена девиант-ности и ее типическими проявлениями в подростковом возрасте.

В современной психологии и педагогике активный интерес к феномену девиантности в подростковом возрасте связан с негативными тенденциями в развитии современного общества: возрастающими в массовых масштабах многообразными формами социальной патологии (наркомания, алкоголизм и др.), криминализацией социальной среды, резким ослаблением нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, существенным искажением характера взаимоотношений родителей и детей.

Большинство отечественных и зарубежных авторов (Р. Бэрон, Змановская Е.В., К. Лоренц, Н.Ю. Максимова, Д. Майерс) под девиантным поведением понимают отклоняющиеся от нормы ситуационные поведенческие реакции, психические состояния, а также развитие личности, приводящее к дезадаптации человека в обществе,

нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения. Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям1.

В число разнообразных факторов, обусловливающих девиантность подросткового поведения, психологи выделяют следующие:

- социальный, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями развития общества;

- социально-психологический, связанный с неблагоприятными последствиями взаимодействия подростка с ближайшим окружением в семье, в группе сверстников;

- психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

- индивидный, действующий на уров-

1 Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. -Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

не психобиологических предпосылок деви-антного поведения, которые затрудняют социальную адаптацию;

- личностный, проявляющийся в активно-избирательном отношении подростка к нормам, ценностям своего окружения, к педагогическому воздействию семьи и школы1.

Существуют разнообразные типологии подростков с девиантным поведением. Мы опираемся на типологию, предложенную психологом Н.Ю. Максимовой, она основана на причинах возникновения деви-антного поведения:

1. Подростки с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, чрезмерно выраженными индивидуально-типологическими особенностями вплоть до акцентуаций характера и психопатий. Для таких подростков характерна немотивированная агрессивность, вспышки аффективных состояний, психическая неуравновешенность;

2. Подростки, у которых сопротивляемость педагогическому воздействию обусловлена изменениями личности, связанными с искажениями представлений о своих взаимоотношениях с окружающими, собственно «трудновоспитуемые». Самооценка таких подростков может быть как неадекватно заниженной, так и неадекватно завышенной;

3. Педагогически запущенные подростки, которые в силу бесконтрольности и попустительства со стороны взрослых не привыкли сдерживать свои импульсивные порывы, считаться с желаниями окружающих. Отклоняющееся поведение обусловлено значительными пробелами в овладении моральными и этическими знаниями, не-сформированностью нравственных представлений и особенно навыков нравственного поведения.

4. Сопротивляемость подростков вызвана педагогически неверными формами воздействия, когда педагог не учитывает возрастные особенности, проявляет бестактность и невнимательность к эмоциональному состоянию. В этом случае педагог нуждается в пересмотре профессиональной

1 Арапова, П.И. Педагогическое управление воспитательной работой с подростками с девиантным поведением / Подросток с девиантным поведением: поиск модели обучения, воспитания и развития / под ред. Н.Г. Минько. - М., 2006.

позиции2.

В воспитании всех типов подростков с девиантным поведением педагогам необходимо знать и учитывать следующие показатели, которые выделены профессором НЕ. Щурковой:

1. Устойчивая привычка к нарушению социальных норм:

- лексических (сквернословие, бранные слова, оскорбления, незнание элементарных норм культуры);

- правовых (воровство, жестокость и др. Из 116 человек, обучающихся в школе, 2 подростка привлечены к ответственности по уголовным делам; 16 - стоят на учете в комнате милиции; 116 - на внутришколь-ном учете);

- эстетических (безвкусица, демонстративно-вульгарный способ самовыражения);

- половых (ранние сексуальные влечения, повышенный интерес к сексуальной тематике);

- нравственных (ложь, грубость и др.);

- гигиенических.

2. Психическая неуравновешенность, которая проявляется в разнообразных изменениях эмоциональной-волевой сферы: неустойчивости эмоций, пониженном настроении, раздражительности, перепадах настроения, немотивированных аффективных вспышках, доминировании мотива непосредственного и быстрого получения удовольствия без психического напряжения.

3. Низкий познавательный интерес или мотивационный вакуум в учебной деятельности вследствие длительного неуспеха и хронической неуспеваемости, что приводит к неразвитости теоретического мышления, а, следовательно, доминированию примитивно-прагматического мышления: «Сейчас все воруют, пьют» и т.п., внушаемости, несамостоятельности.

4. Разрыв или нарушения в сфере межличностных отношений с родителями и сверстниками (примыкают к кому угодно, чтобы сказать: «Мы вместе») .

^Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. -Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

3 Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. - М., 2002.

В специальной школе открытого типа «Доверие» ЮАО г. Москвы для подростков с девиантным поведением с 2000 г. по 2010 г. нами было организовано педагогическое сопровождение, которое включало два блока: работу с педагогами и классными воспитателями, направленную на повышение профессиональной компетентности в работе с подростками с девиантным поведением, и работу с подростками, направленную на развитие субъектности подростков и подготовку к жизненному выбору в соответствии с ценностными ориентирами.

Педагогическое сопровождение выбора жизненного пути подростков с девиантным поведением возможно только в русле лично-стно-ориентированного подхода к воспитанию, цель которого - содействовать самовыражению школьника как индивидуальности, обладающей правом на интеллектуальную и экономическую свободу, моральную автономию, социальную суверенность, приоритет прав личности. Личностно-ориентированная модель воспитания учитывает динамику современного общества и те новые личностные черты, которые в связи с этим явлением необходимо развивать прежде всего в подростковом и юношеском возрасте: готовность к личностному росту, готовность к жизни как смыслотворчеству, готовность к самоизменению, готовность к самостоятельному выбору и ответственности за этот выбор, готовность к интернальности (поиску причин в себе самом), готовность к толерантности. Эти личностные характеристики необходимо развивать и самому педагогу.

Работа с педагогами включала следующие направления:

1. Сущность девиантности в подростковом возрасте, факторы девиантного поведения.

2. Особенности формирования нравственных ценностей у подростков с девиант-ным поведением.

3. Выбор жизненного пути как ценностно-смысловая задача подростков с деви-антным поведением.

4. Диалог как основа взаимодействия с подростками с девиантным поведением.

5. Технологии выхода на диалог.

6. Групповые формы организации

воспитывающей деятельности с подростками с девиантным поведением.

7. Технология организации групповой воспитывающей деятельности с подростками с девиантным поведением.

Задача педагогов и классных воспитателей - содействовать осознанию жизни как ценности, способствовать повышению личностной значимости подростка с деви-антным поведением, создавать условия для формирования жизненной позиции, построенной на осознанном выборе собственного жизненного пути в соответствии с ценностными ориентирами.

Все занятия с педагогами проводились с применением интерактивных методов. Как показывает практика взаимодействия с педагогами, наибольшую трудность представляет реализация принципа диалогизации, который требует переосмысления и коррекции профессиональной позиции, а, следовательно, отказа от оценивания: «хорошо-плохо», «правильно-неправильно», принятия и уважения точки зрения подростка, с которой педагог может быть принципиально не согласен.

В то же время целенаправленная работа с педагогами позволяет убедительно доказать преимущества диалоговых форм общения с подростками, когда снимается профессиональная беспомощность в организации классных часов и понимании проблем подросткового возраста.

Диалоговые формы позволяют педагогу стать равноправным участником взаимодействия с подростками, когда педагог -человек, имеющий больший жизненный опыт, умеющий выслушать и понять, осознающий ответственность за свои поступки.

Нами разработана следующая технология формирования готовности подростков к осознанному выбору:

- актуализация мотивов, которая способствует мотивационной включенности;

- проблематизация, которая способствует осознанию противоречивости явлений жизни;

- осмысление, которое способствует появлению собственных «задач на смысл»;

- групповой анализ, который способствует выявлению причинно-следственных связей;

- рефлексия, которая способствует анализу личного отношения и выстраиванию собственного образа действий1.

Второй блок работы по педагогическому сопровождению связан с организацией групповой воспитывающей деятельности самих подростков, направленной на осмысление различных сторон жизни и присвоение ими нравственных ценностей.

В философско-этической литературе (С.Ф. Анисимов, В.А. Блюмкин и др.) существует положение о 3-х уровнях развития моральности личности:

- стереотипное поведение (без особой внутренней активности);

- моральность по нужде (большая часть поступков совершается соответственно моральным требованиям);

- убежденная нравственность (нормы выполняются не по внешнему принуждению, а на основании внутренних потребностей).

У подростков с девиантным поведением, как правило, представлены первые два уровня.

В связи с этим очень важной мы считаем организацию смыслообразующей деятельности подростков, так как именно смыслы задают надситуативное поведение в соответствии с четко осознаваемыми принципами, что позволит подросткам с деви-антным поведением присвоить ценности и выйти на более высокий уровень готовности к выбору жизненного пути. Вертикаль смыслов, по мнению Б.С. Братуся, зависит от уровней освоения ценностей: духовного, нравственно-ценностного, группоцентриче-ского, эгоцентрического, и от возрастной динамики ценностей, что определяет их осознанность, устойчивость, личностную значимость, в соответствии с которыми выделяются ситуативные ценности, личностно-смысловые образования, система ценностей.

Освоение подростками нравственных ценностей - это двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют внешние социальные факторы и избирательная эмо-

1 Арапова, П.И. Педагогическое управление воспитательной работой с подростками с девиантным поведением / Подросток с девиантным поведением: поиск модели обучения, воспитания и развития / под ред. Н.Г. Минько. - М., 2006.

циональная и волевая активность подростка. У большинства подростков негативный личностный опыт препятствует сознательному выбору ценностного отношения к явлениям окружающего мира. Мнение малой группы для подростков с девиантным поведением является важным фактором освоения нравственных норм, в то же время именно малая группа может и оказывает негативное воздействие на сознание подростка и становится причиной формирования установки на отклоняющееся поведение, искажает представления подростков о ценностях. В воспитывающей деятельности с подростками с девиантным поведением уделяется большое внимание формированию позитивных взаимоотношений в группе, работе с лидерами этих групп. Освоение ценностей состоит из этапов выбора, анализа и оценивания действий и поступков.

В ходе работы с подростками нами соблюдаются следующие принципы: принцип диалогизации, когда позиция взрослого и подростка считаются равноправными; принцип проблематизации, когда моделируются противоречивые ситуации жизненного выбора; принцип эмоциональной вовлеченности, когда во взаимодействие включается личный опыт.

Задача педагога - организовать групповую работу, выступая в роли координатора. Проблемы, которые поднимаются, могут решаться по микрогруппам: «разработчики», «аналитики», «эксперты»; в кругу; по диадам; по командам. В работе с подростками предпочтительнее использовать формы групповой деятельности, которые носят игровую инструментовку или являются сю-жетно-ролевой игрой. Нежелательно объединять подростков из двух классов, так как внутриколлективные отношения неустойчивые, срабатывает эффект негативного заражения, демонстративности, что создает помехи и препятствует продуктивной работе по осмыслению проблемы.

В ходе диалога с подростками мы соблюдаем следующие правила, которые сформулированы профессором Н.Е. Щурковой:

- не удивляться негативным проявлениям их поведения, а, следовательно, стараться не делать замечания, но напоминать о правилах уважительного взаимоотноше-

ния друг к другу;

- содействовать психическому уравновешиванию (через доброжелательную мимику, голос, интонации, этическую выдержанность);

- инструментовать свободу выбора подростка с подстановкой положительных мотивов (конечно, ваше право слушать или не слушать, но без вашей помощи не обойтись);

- предъявить иной способ поведения (в этой ситуации можно было бы...);

- инициировать самосознание (что ты сам думаешь по данному поводу?)

- защита от внешних оскорблений («каждый учится на своих ошибках»)1.

Логика работы выстраивается в соответствии с актуальными потребностями подростков и необходимостью решения задач формирования позитивного отношения к миру, человеку и себе самому. С нашей точки зрения, целенаправленная работа с подростками по осмыслению актуальных проблем жизни может способствовать конструктивному выходу из проблемных ситуаций и осознанному выбору позитивной стратегии жизни.

Нами разработана следующая методика «Я управляю своим временем», которая связана с тайм-менеджментом - организацией своего времени, цель - развивать навыки самоорганизации и структурирования своего времени.

1. Экспресс-диагностика

Я ценю свое время:

- как правило;

- не всегда;

- иногда.

2. Мой день жизни

Распорядок дня:

Время, занятие; кружок, закрашенный цветом, соответствующим настроению.

3. Работа в группах

Раздаются 5 карточек (по количеству групп подростков)

Задача: помочь в организации времени своему сверстнику.

3.1. Миша, 13 лет: «Не знаю, чем заняться, некуда девать время».

3.2. Даша, 12 лет: «Ни на что не хва-

1 Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. - М., 2002.

тает времени. У меня каждый день тренировки».

3.3. Игорь, 14 лет: «Часами сижу за компьютером. В результате не успеваю делать необходимые дела. Возникли конфликты с родителями».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.4. Маша, 13 лет: «Мне всегда не хватает 5-10 минут. Постоянно опаздываю».

3.5. Дима, 14 лет: «Не успеваю делать уроки. В жизни столько удовольствий».

После группового обсуждения по каждой ситуации на этапе рефлексии подводятся итоги: школьники переворачивают индивидуальные карточки «Мой день жизни» и выстраивают новые перспективы в организации времени, завершая следующие предложения: «Сегодня я понял (-а), что могу изменить свой день жизни, если ...»; «Сегодня я подумал (-а), что мое время - это. »

Идея выбора и ответственности за свое время крайне актуальна, так как немало подростков, которые проживают жизнь по принципу: «день прожит, и слава богу». Жизнь - трата времени, прожигание жизни, жизнь на завтра - это те варианты жизни, которые свидетельствуют о неумении распоряжаться временем жизни, ценить его конечность, а в итоге - о неуспешности жизни и низком качестве ее проживания.

Использование ролевых игр в работе подростками позволяет преодолеть эгоцентризм позиции: принятие другой роли дает возможность посмотреть на себя со стороны. Роль - это своего рода маска, обеспечивающая безопасность участнику: то, что выразить, сказать от собственного имени, гораздо легче выражается в ролевой позиции. Предпочтителен обмен ролями, который способствует пониманию позиции другого и развитию рефлексии.

С целью развития познавательного интереса подростков с девиантным поведением нами разработана ролевая игра «Незнакомый город». Цель - развивать познавательную потребность подростков, формировать готовность к осознанному выбору и навыки сотрудничества в группе.

Все школьники - это путешественники, учитель - гид.

1. Гид обращается со следующим вопросом: «Вы приехали в незнакомый город, у вас есть номер в отеле и целый день сво-

бодного времени. Куда вам прежде всего захочется пойти в городе?» Как правило, выявляется, что школьники предпочитают кафе, бары, магазины, развлекательные центры и т.п. Это своего рода экспресс-диагностика.

2. Знакомство с городом. На доске висит карта города: гид предлагает школьникам, которые работают в малых группах по три человека, выбрать место, которое захотелось бы посетить: «А теперь вы можете узнать город, познакомившись с его достопримечательностями». На столе разложены картинки, обозначающие достопримечательность, а на обратной стороне - описание. В соответствии с возрастом на этих картинках могут быть и школы для одаренных детей, и спортивные школы, залы, теннисные корты, видеозалы, студии звукозаписи и классические места: центральная площадь, театры, музеи, парки и т.д.

3. Групповая работа. Школьники обсуждают, как лучше познакомить одноклассников с этим местом города, придумывают рекламный слоган. Форма презентации творческая: загадка, вопрос, незавершенное предложение, притча и т.п.

4. Рефлексия по поводу того, как путешествовали, что нового узнали о городе и как работали в группах.

5. В заключение совместно с гидом выстраивается карта экскурсии по городу. Здесь можно учесть классический способ выстраивания экскурсии, начиная с центральной площади города и обязательно учитывая пожелания путешественников. Подростки могут высказать гиду пожелания в организации экскурсии. Возможно совме-

стное разновозрастное путешествие в незнакомый город.

После такого рода занятий выявилась следующая тенденция во взаимодействии с подростками: исчезают защитные реакции типа: «Я не буду»; «Я не хочу», подростки достаточно активно вступают в общение, причем пытаются аргументировать свою точку зрения, хотя по-прежнему могут проявляться негативные реакции в адрес друг друга и жесткие оценки явлений. Осмысление проблемы идет на уровне «знаемых» ценностей, т.е. подростки знают нормы и апеллируют к ним, что не всегда присутствует в реальном поведении.

Подростков необходимо научить самостоятельно справляться с проблемами, возникающими при общении, помочь осознавать положительные черты как собственные, так и других людей, развивать умения саморегуляции и самоконтроля, способность к аналитическому мышлению, а в итоге, - формировать ценностное отношение к жизни и ответственность за выбор ее содержания.

Итак, педагогическое сопровождение выбора жизненного пути подростков с де-виантным поведением - актуальная проблема, которая может быть решена только при высоком уровне профессионализма педагогов. Систематичность, требовательность в сочетании с уважением, терпеливость, постоянная ориентация на ценности в ходе диалога могут помочь девиантному подростку обрести новые смыслы в жизни, преодолеть негативный опыт и выстроить положительные жизненные перспективы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арапова, П.И. Педагогическое управление воспитательной работой с подростками с девиантным поведением /Подросток с девиантным поведением: поиск модели обучения, воспитания и развития / под ред. Н.Г. Минько. - М., 2006.

2. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щур-ковой. - М., 1998.

3. Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

4. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.