Научная статья на тему 'Гуманитарно-культурологические возможности подготовки магистра (опыт решения проблемы)'

Гуманитарно-культурологические возможности подготовки магистра (опыт решения проблемы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ДЕЙСТВИЙ МАГИСТРА / ВОСПИТАНИЕ КАК КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ / ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ЛИЧНОСТНО-АКТИВИЗИРУЮЩАЯ ПАРАДИГМА ВОСПИТАНИЯ / HUMANITARIAN AND CULTUROLOGICAL OPPORTUNITIES OF TRAINING OF THE MASTER / PERSONAL SENSE OF ACTIONS OF THE MASTER / EDUCATION AS THE CONCRETE HISTORICAL PHENOMENON / A HUMANITARIAN PARADIGM OF EDUCATION TRAINED / THE PERSONAL MAKING ACTIVE EDUCATION PARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Валентина Ивановна

Возрождение гуманитарно-культурологической направленности воспитания как ресурсного потенциала подготовки магистра является характерным для современной ситуации, в которой обнаруживается дегуманизация личности, рационализм мышления, расшатывание нравственных ориентиров. Стремление ответить на вызовы, которые обнаруживаются в современной образовательной ситуации, потребовало осмысления гуманитарно-культурологических возможностей подготовки магистра: обеспечения целостности образовательного процесса, осуществляемого в единстве ценностно-целевой, информационно-содержательной, технологической и рефлексивно-оценочной составляющей. Имеющиеся в настоящее время педагогические концепции не в полной мере отражают специфику подготовки магистра в соотнесенности таких характеристик педагога как компетентное выполнение профессиональных функций, личностное развитие (система нравственных установок в отношении к окружающим и самому себе), коммуникативная целесообразность действий. Проведенный диагностико-развивающий анализ и опыт решения проблемы подготовки магистра воспитательной деятельности предписывают иную концепцию подготовки магистра как содержательно, так и технологически в проекции на субъект-субъектное взаимодействие педагога и обучающегося. Акцентировано современное воспитание как ключ к преодолению кризиса гуманитарности (ценностно-целевая направленность); определены перспективы научно-методического обеспечения и сопровождения воспитательной деятельности с разновозрастными группами детей и молодежи (информационно-содержательная составляющая); осмыслено становление профессиональной компетентности магистра как определенной совокупности действий (технологическая); апробированы диагностическая, консультирующая и компенсаторная функции подготовки магистра (рефлексивно-оценочная составляющая). Заявленная логика и содержательные доминанты подготовки магистра изменяют представления о сущности и функциях профессиональных действий магистра в проекции на обучающихся. Проектируемые действия становятся наиболее результативными, если происходит осознание личностного смысла воспитания человека (ребенка, подростка, старшего школьника) как главной ценности; стимулирует осмысление возникающих жизненных проблем в нестабильном социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN AND CULTUROLOGICAL OPPORTUNITIES OF TRAINING OF THE MASTER (EXPERIENCE OF A SOLUTION)

Revival of a humanitarian and culturological orientation of education as resource potential of training of the master is characteristic for a modern situation in which the dehumanization of the personality, rationalism of thinking, shaking of moral guidelines is found. The aspiration to answer calls which are found in a modern educational situation, demanded judgment of humanitarian and culturological opportunities of training of the master: ensuring integrity of the educational process which is carried out in unity of a valuable and target, information and substantial, technological and reflexive and estimated component. The pedagogical concepts which are available now not fully reflect specifics of training of the master in correlation of such characteristics of the teacher as competent performance of professional functions, personal development (system of moral installations in the relation to people around and to), communicative expediency of actions. The carried-out diagnostiko-developing analysis and experience of a solution of the problem of training of the master of educational activity order other concept of training of the master as it is substantial, and technologically in a projection to subject subject interaction of the teacher and trained. Modern education as a key to overcoming of crisis of a gumanitarnost (a valuable and target orientation) is accented; prospects of scientific and methodical providing and maintenance of educational activity with uneven-age groups of children and youth (an information and substantial component) are defined; formation of professional competence of the master as certain set of actions is comprehended (technological); the diagnostic, advising and compensatory functions of training of the master (a reflexive and estimated component) are approved. The declared logic and substantial dominants of training of the master change ideas of essence and functions of professional actions of the master in a projection to the trained. The projected actions become the most productive if there is an understanding of personal sense of education of the person (the child, the teenager, the senior school student) as the main value; stimulates judgment of the arising vital problems in unstable society.

Текст научной работы на тему «Гуманитарно-культурологические возможности подготовки магистра (опыт решения проблемы)»

УДК 378.14

Попова В.И.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия

E-mail: vip.48@mail.ru

гуманитарно-культурологические возможности подготовки магистра (опыт решения проблемы)

Возрождение гуманитарно-культурологической направленности воспитания как ресурсного потенциала подготовки магистра является характерным для современной ситуации, в которой обнаруживается дегуманизация личности, рационализм мышления, расшатывание нравственных ориентиров. Стремление ответить на вызовы, которые обнаруживаются в современной образовательной ситуации, потребовало осмысления гуманитарно-культурологических возможностей подготовки магистра: обеспечения целостности образовательного процесса, осуществляемого в единстве ценностно-целевой, информационно-содержательной, технологической и рефлексивно-оценочной составляющей. Имеющиеся в настоящее время педагогические концепции не в полной мере отражают специфику подготовки магистра в соотнесенности таких характеристик педагога как компетентное выполнение профессиональных функций, личностное развитие (система нравственных установок в отношении к окружающим и самому себе), коммуникативная целесообразность действий.

Проведенный диагностико-развивающий анализ и опыт решения проблемы подготовки магистра воспитательной деятельности предписывают иную концепцию подготовки магистра как содержательно, так и технологически в проекции на субъект-субъектное взаимодействие педагога и обучающегося. Акцентировано современное воспитание как ключ к преодолению кризиса гуманитарности (ценностно-целевая направленность); определены перспективы научно-методического обеспечения и сопровождения воспитательной деятельности с разновозрастными группами детей и молодежи (информационно-содержательная составляющая); осмыслено становление профессиональной компетентности магистра как определенной совокупности действий (технологическая); апробированы диагностическая, консультирующая и компенсаторная функции подготовки магистра (рефлексивно-оценочная составляющая).

Заявленная логика и содержательные доминанты подготовки магистра изменяют представления о сущности и функциях профессиональных действий магистра в проекции на обучающихся. Проектируемые действия становятся наиболее результативными, если происходит осознание личностного смысла воспитания человека (ребенка, подростка, старшего школьника) как главной ценности; стимулирует осмысление возникающих жизненных проблем в нестабильном социуме.

Ключевые слова: гуманитарно-культурологические возможности подготовки магистра, личностный смысл действий магистра, воспитание как конкретно-историческое явление, гуманитарная парадигма воспитания обучающихся, личностно-активизирующая парадигма воспитания.

Современная социокультурная ситуация в РФ имеет свою специфику, обусловленную интенсивными темпами развития всех сфер жизнедеятельности, в том числе и образования. Все это позволяет рассматривать подготовку магистра воспитательной деятельности как полифункциональный процесс, который играет значительную роль не только в жизнедеятельности общества, обеспечивая сохранение и развитие культуры, но и в развитии личности, для которой востребованными становятся качества, необходимые для жизнедеятельности.

Следует исходить из того, что основная цель современного воспитания - гармоничное развитие личности, формирование ценностного отношения к социокультурной действительности, окружающим людям и самому себе. В основе развития такой личности лежит, на наш взгляд, гуманитарно-культурологическая обусловленность овладения способами познания

мира с учетом тех объективных и субъективных факторов, которые влияют на становление личности. Это объясняется и тем, что в современных условиях высокого уровня информатизации транслируемая информация может нести негативный эффект и не всегда соответствует запросам подрастающего поколения.

Вот почему важным основанием для подготовки магистра является осознание личностного смысла профессиональных действий, поскольку обретение смысла есть показатель успешности. Процесс выработки обучающимся личностной культуры смыслов становится наиболее результативным, если учитываются гуманитарно-культурологические возможности мировосприятия и познания картины бытия. При этом современное видение особенностей восприятия и понимания национальной картины мира состоят в ориентации на Человека как ценность, что в конечном счете стимулирует

решение возникающих проблем воспитания на нравственно-ориентированной основе.

Возникла необходимость обоснования профессионально-специальных компетенций магистра (наряду с ключевыми и базовыми) по направлению подготовки 44.04.01, направленность Воспитательная деятельность, которые обеспечивают правовую защищенность семьи в трудных жизненных ситуациях; содействуют поликультурному взаимодействию представителей разных национальностей; стимулируют готовность исследовать состояние молодежного движения и детских общественных организаций РФ; содействуют формированию воспитательной среды образовательной организации для преодоления рисков социокультурной ситуации [8].

Гуманитарно-культурологические возможности подготовки магистра состоят в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществлении в единстве ценностно-целевой, информационно-содержательной, технологической и рефлексивно-оценочной составляющей для развития научно-исследовательского потенциала как отражения индивидуальной культуры личности. Ценностно-целевая направленность подготовки магистра ориентирована не только на развитие компетенций обучающихся, отражающих особенности педагогической деятельности, но и профессионально-специальных компетенций, акцентирующих особенности воспитательной деятельности. Информационно-содержательная составляющая предполагает «погружение» обучающегося в решение профессиональных задач, которые обусловлены необходимостью непрерывного образования. Технологическая - определяет проекцию (проникновение, интеграция) становления профессиональной компетентности как определенной совокупности. Рефлексивно-оценочная составляющая включает (в совокупности) изучение динамики личностного развития обучающихся в условиях сопровождения процесса воспитания.

Современная образовательная ситуация потребовала воспитания человека культуры как перспективного поля ценностей и нравственных ориентиров воспитания. Ориентация на гуманитарно-культурологическую модель подготовки магистра предоставляет не только

образцы хорошего вкуса, но и образцы качественной жизни, включающей ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Можно констатировать, что в последние десятилетия подход к воспитанию и соответственно его характеристикам существенно изменился. Не вызывает сомнений восприятие воспитания как конкретно-исторического явления, тесно связанного с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества. В то же время результаты и эффективность воспитания целесообразно осмысливать как ценностное отношение не только к миру, людям, но и самому себе, учитывая при этом наличие антиценностей. Особую значимость приобретает устойчивость данных отношений в различных жизненных ситуациях, хотя нельзя не учитывать наличие ситуативных отношений и отношений, которые характеризуются постоянством (носители таких отношений, как правило, особенные (незаурядные) люди).

Чтобы обнаружить проблемы современного воспитания, в том числе в условиях расшатывания нравственных идеалов, необходимо, на наш взгляд, осмысление аксиологического, культу-рологическоого, социально-педагогического подходов, методологические возможности которых позволяют по-иному, чем в традиционной педагогике, интерпретировать сущность воспитания и рассматривать его в аспекте таких понятий, как «культура», «социокультурная идентичность личности», «ценности и смыслы», «ценностно-смысловая коммуникация», «понимание», «самоорганизация».

Проблема воспитания детей и молодежи не может быть решена без учета особенностей воспитания как явления социально-педагогического, важную роль при этом играют национальные особенности региона и страны в целом. Вот почему воспитание на богатстве народной культуры необходимо соотнести с проблемой поликультурного образования как базиса создания благоприятных условий для воспитания личности, способной понять и осознать себя субъектом своей национальной и общемировой культуры [9], [13].

Учитывая позиции Е.В. Бондаревской, Н.Е. Щурковой о том, что воспитание есть содействие обогащению содержания жизни ребенка, нами учтены такие позиции: социокуль-

турный (осмысление мира культуры и смысла воспитания); индивидуальный (самопознание, саморазвитие и самореализация); коммуникативный (взаимодействие с окружающими людьми); событийный (определение ресурса совместной деятельности), которые стимулируют вхождение магистра в ценностно-смысловую сферу, в сферу отношений с другими и с самим собой [2], [4].

Объективно ресурсный потенциал подготовки магистра состоит в становлении личности педагога-воспитателя в соотнесенности таких характеристик, как компетентное выполнение профессиональных функций, личностное развитие и взаимопонимание субъектов воспитательного процесса на основе принятых нравственных установок в отношении к окружающим и самому себе. При этом необходимо учитывать, что новые социокультурные условия создают предпосылки дегуманизации человека, а «снижение общей культуры в стране обусловливает нравственную деградацию, падение моральных устоев, ухудшение самочувствия граждан, ухудшение в обществе социально-психологического климата» [12, с. 8].

В этой связи потребовалось обогащение подготовки магистра такими эпизод-технологиями, как переосмысление роли и значения человека, осознание воспитания как целенаправленного содействия формированию отношений, социально и личностно значимых. Содержательно и технологически подготовка магистра приобретает целенаправленный научно-исследовательский характер, обеспечивающий решение возникающих проблем воспитания на субъект-субъектных основаниях взаимодействия педагога и воспитанника. Не вызывает сомнения и тот факт, что учитель «научающий» все более становится «сопровождающим», функциями которого являются диагностическая, консультирующая и компенсаторная.

Сопровождение в заявленном контексте следует рассматривать как процесс позитивного развития отношений педагога и воспитанника. При этом социально-педагогическое сопровождение имеет свою специфику, отражающую гуманистические отношения как результат активности детей и взрослых на уровне осознания (принятия) ценностей. Однако

социально-педагогическое сопровождение - это не пассивный процесс, когда педагог следует за развитием растущего человека, а, реализуя внутренне обусловленные цели воспитания, выступает в качестве воспитывающего фактора [6].

Следует констатировать, что заявленные категории (воспитание и социально-педагогическое сопровождение) связаны таким образом: если социально-педагогическое сопровождение является фактором воспитания, то воспитание - это одна из основных целевых функций социально-педагогического сопровождения. Сопровождение, в свою очередь направлено совсем не на решение проблем за ребенка, а стимулирует, настраивает его на самостоятельное решение возникающих проблем (допускается ситуация проб и выбора решений).

Таким образом, поднятие престижа современного воспитания связано с гуманистической идеей создания комфортных условий для личностного развития детей и молодежи, их самореализации в условиях сопровождения. Ожидания связаны с восприятием воспитанника как феномена культуры, при этом педагог, родитель и другие, заинтересованные в воспитании люди, оставляют за ребенком право на успехи как в настоящем, так и в будущем.

Гуманитарно-культурологическая парадигма воспитания в современной социокультурной ситуации предполагает наличие гражданского самосознания и ответственного выбора магистром стратегии своего социального поведения. В этой связи подготовка магистра должна рассматриваться как готовность духовная, выражающая сущность человека и обеспечивающая внутреннюю устойчивость; моральная, транслирующая личностную ответственность за действия и поступки; нравственная, соотносимая с внутренним культуросообразным поведением [11].

Это означает, что гуманитарное знание, как основа познания мира и самого себя, позволяет наладить взаимодействие с другими людьми, что, несомненно, способствует выбору верной стратегии воспитательной деятельности. В то же время необходимо осмысление магистром проблем воспитания детей и молодежи на основе новых (субъект-субъектных) отношений взрослого и ребенка, понимания личного

смысла организуемой деятельности. Заметим при этом - центральной воспитательной проблемой остается проблема выбора действий как в профессиональной, так и в других ситуациях. Предпочтительным с этой точки зрения становится соотнесенность информационно-содержательной и технологической составляющих подготовки магистра в целях обеспечения непрерывности, ступенчатости, дистанцион-ности, информатизации образовательного процесса.

Содержательные доминанты подготовки магистра активизируют решение профессиональных задач, развивают познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В этой связи гуманитарно-культурологическая направленность, сопряженная с нравственными нормами, ценностями, есть совместное восхождение педагога и воспитанника на уровень общечеловеческой культуры.

Следует учитывать, что воспитание любого вида (социальное, семейное, религиозное,) осуществляется во взаимодействии конкретных людей, а также групповых (семья, коллективы, группы) и социальных (государственные, общественные и частные организации) субъектов. Воспитание как социально-педагогическое явление акцентирует суть самого воспитания как взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение участников воспитательного процесса. Содержание взаимодействия включает обмен информацией и ценностными установками; типами и способами деятельности; направленностью общения и поведения, но особенно важен избирательный характер их отбора и усвоения.

Содержание, характер и эффективность субъект-субъектного взаимодействия педагога и воспитанника определяются тем, насколько субъекты взаимодействия ощущают себя личностями и признают личностный потенциал в каждом, с кем взаимодействуют. В целом взаимодействие можно определить как диалог воспитателей и воспитуемых, однако следует учитывать особенности взаимодействия вос-питуемых на разных возрастных этапах. Можно предположить, что воспитание, характер взаимодействия воспитателя и воспитуемого, вероятно, и восхождение к нравственности, определяются социально-педагогической практикой и

сложившимися нормами того или иного общества. При этом воспитание как содействие формированию личностно и социально значимых отношений невозможно без учета историко-культурных оснований, накопленных теорией и методикой воспитания. Важно подчеркнуть, что преобразующая активность человека проявляется в том, что личность, с одной стороны, признается свободной, а, с другой, - способной к принятию ответственности за свои решения.

Таким образом, позитивным результатом подготовки магистра являются следующие позиции:

Позиция 1 - воспитание как исторически сложившийся комплекс норм и правил, определяющих направления социализации членов общества (традиционная трактовка), следует обогатить и содействовать восхождению воспитанника как субъекта деятельности.

Позиция 2 - становление гуманистически ориентированной личности, направлено на ответственное разрешение проблем в профессиональной или социальной действительности.

Позиция 3 - сочетание действий и отношений педагога и воспитанника осуществляется на основе учета половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных особенностей.

Позиция 4 - осмысление современных реалий воспитания в социальной и педагогической действительности в соотнесенности с исторически обусловленными и научно обоснованными идеями по выявлению уровня метаоценки и самооценки.

В этой связи обоснованным является осмысление воспитания как набора определенных санкций: позитивных (поощряющих, одобряющих, стимулирующих) или негативных (осуждающих, наказывающих) в отношении воспитуемых и воспитателей; регламентированных (зафиксированных в соответствующих документах) и неформальных (проявляющихся в рамках традиций и обычаев общества, либо в конкретных семьях и организациях). Все это актуализирует социально-педагогический подход к воспитанию как относительно контролируемой социализации [8], [9]. Заявленная ориентация на общечеловеческие ценности и направленность на выявление и центрацию личностных смыслов в отношении к самому себе и

окружающим людям способствует повышению статуса личности ребенка в воспитании.

Предметом исследования магистра становятся как фундаментальные идеи и представления классического воспитания (о ведущей роли взрослого, о соотношении коллективного и индивидуального опыта, о педагогическом воздействии, о поощрении и наказании, об авторитете в воспитании), так и культуроемкие на сегодняшний день проблемы. Актуальным становится «проектное воспитание» при сочетании гуманитарно-культурологического, организационно-содержательного, коррек-ционно-компенсаторного базиса реализации воспитательных практик, основанных на практико-ориентированном подходе к воспи-туемым. Вот почему технологическая составляющая подготовки магистра базируется на обосновании множества гуманитарных практик, их сосуществования и взаимодополнения.

Парадигмальная ситуация, сложившаяся к настоящему времени в сфере науки о воспитании, характеризуется тем, что единая теория воспитания, свойственная отечественной научной педагогике, распалась. Отсюда возникает необходимость культурно-философского обоснования воспитания как личностно ориентированного, человекообразующего процесса.

Однако педагоги встали перед проблемой границ допустимости вторжения во внутренний мир ребенка и в то же время свободного его развития. Хотя достаточно продуктивным на сегодняшний день остается личностный подход к воспитанию, обращенный к внутренним источникам развития воспитуемого и пониманию личностного развития как развития индивидуальности ребенка. Благодаря личностным началам человек выступает как субъект, то есть несет ответственность за свою жизнь, судьбу и действует в соответствии со своими личностно значимыми ценностями и смыслами. Что означает «долженствование», «свободный выбор и ответственность», «собственное Я и другие»? Так проявляются особые духовно-личностные новообразования человека, в которых закрепляется индивидуальный опыт свободного выбора поступка, выражение собственной позиции, не противоречащей общепринятым нормам.

Утверждая это, мы опираемся на известное философское положение о том, что обре-

тение смыслов - суть бытия человека. Все это позволяет констатировать, что воспитание есть работа со смыслами, ценностями, системой ценностно-смысловых отношений

В этой связи, личностно-активизирующая технология подготовки магистра представляет собой процесс выработки обучающимся личной культуры смыслов (ценностно-смысловых отношений), развитию способности придавать личностный смысл всем актам своей жизнедеятельности. Личностно-активизирующая технология характеризуется тем, что она ориентирует обучающегося на человека (ребенка, подростка, старшего школьника), как на главную ценность; развивает субъектные свойства и вводит в мир культуры; стимулирует осмысление жизненных проблем в нестабильном социуме. Заявленная позиция нашла отражение в авторской концепции теории и социально-педагогической практики внеаудиторной деятельности обучающегося и предоставлении возможности каждому создавать, изменять программу жизнедеятельности в соответствии со своими актуальными потребностями и интересами по принципу доминанты: к примеру, исследуются и осмысливаются наиболее актуальные проблемы, связанные в том числе с гуманизацией воспитания [4].

Изменения, произошедшие во всех сферах социальной и духовной жизнедеятельности общества, развитие инновационных процессов в системе образования потребовали от педагога-воспитателя по-новому осмыслить свое предназначение в проекции на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности личности. Осмысленный выбор способов воспитательной деятельности из достаточно широкого спектра возникающих педагогических альтернатив базируется на понимании основных задач профессиональной деятельности и вариантов их решения.

Таким образом, в результате рассмотренных явлений и процессов в подготовке магистра воспитательной деятельности складывается устойчивое ядро гуманитарно-культурологической парадигмы образования, которое вобрало в себя наиболее сущностно значимые положения о признании ребенка высшей ценностью педагогической деятельности; обоснованности субъект-субъектных отношений между педагогом и воспитанниками; выбора

активно-деятельностной роли обучающегося в многообразных ситуациях жизнедеятельности.

Доминанта факторов, обеспечивающих реализацию заявленных идей подготовки магистра, связана с обоснованием путей и средств реального воплощения гуманитарно-культурологической парадигмы в конкретных условиях российского образования; обращенностью в прошлое, настоящее или будущее

при выборе базовых ценностей и идеалов, их реализации.

Перспективным является исследование проблем жизнедеятельности детей и молодежи; расширение диагностико-развивающего поля воспитательной деятельности магистра; сопровождающая деятельность с разновозрастными группами детей в определенном пространстве (район, город, регион).

24.04.2017

Список литературы:

1. Александрова, Е.А. Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития / Е.А. Александрова // Народное образование. - 2014. - №9. - С. 180-187.

2. Бондаревская, Е.В. Становление теории личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. в 2 ч. - Волгоград: Перемена, 2005. - Ч. 1. - С. 15-22.

3. Борытко, Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография / Н.М. Брытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. -Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с.

4. Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация: монография / Составит. и науч. ред. проф. В.И. Попова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ 2013. - 304 с.

5. Зарецкая, И.И. Развитие личности на основе интеграции духовных ценностей восточных и западных цивилизаций / И.И. За-рецкая // Образование личности. - 2011. - №3. - С. 18-24.

6. Мардахаев, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №6. - С. 4-10.

7. Мудрик, А.В. Категория воспитания в теории и практике современного образования / А.В. Мудрик // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. в 2 ч. - Волгоград: Перемена, 2005. - Ч. 1. - С. 4-15.

8. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности магистра в образовательном пространстве: учебное пособие / В.И. Попова. - Мин-во образования и науки РФ; Оренб. гос. пед. ун-т. - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. - 75 с.

9. Петрунина, М.А. Реализация социально-педагогического подхода в эстетической деятельности школьника / М.А. Петрунина // Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация: монография / Сост. и науч. ред. проф. В.И. Попова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. - 304 с.

10. Попова, В.И. Воспитательная работа с детьми и молодежью: содержательные доминанты / В.И. Попова // Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей / Сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В. И. Попова. - Оренбург: ГБУ рЦрО, 2015. - С. 7-19.

11. Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей / Сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В. И. Попова. - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. - 129 с.

12. Щуркова, Н.Е. Педагогика высокого полета / Н.Е. Щуркова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. - 128 с.

13. Якимов, П.А. Формирование поликультурной грамотности старшеклассника в контексте гуманитарного образования: монография / П.А. Якимов. - Оренбург: ИПУ ГОУ ОГУ, 2009. - 128 с.

Сведения об авторе:

Попова Валентина Ивановна, профессор кафедры языкознания и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19, т. (3532) 777629, е-шаП: vip.48@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.