Научная статья на тему 'Культурно-просветительская составляющая подготовки бакалавра в региональном образовательном пространстве'

Культурно-просветительская составляющая подготовки бакалавра в региональном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ» И ЕЕ ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / «REGIONOVEDENIYE’S» CONCEPT AND ITS POLYCULTURAL COMPONENT / HUMANITARIAN AND CULTUROLOGICAL ORIENTATION OF EDUCATION / CULTURAL AND EDUCATIONAL POTENTIAL / COMPETENCE-BASED APPROACH / ANTHROPOCENTRIC PARADIGM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Валентина Ивановна

В статье рассматривается культурно-просветительская составляющая подготовки бакалавра в процессе реализации авторского курса «Лингвистическое регионоведение». Дается анализ гуманитарно-культурологической направленности образования как базиса культурно-просветительской деятельности студента, включающей поликультурную составляющую: содействие укреплению статуса русского языка как государственного языка РФ; разработка программ, проектов по оказанию языковой поддержки инофонов; овладение опытом взаимодействия участников образовательного процесса с позиций диалога культур. Раскрыты особенности модульной организации материала на целевом, содержательном и технологическом уровнях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL COMPONENT OF PREPARATION OF THE BACHELOR IN REGIONAL EDUCATIONAL SPACE

In article the cultural and educational component of preparation of the bachelor in the course of realization of the author’s course «Linguistic Regionovedeniye» is considered. The analysis of a humanitarian and culturological orientation of education as basis of cultural and educational activity of the student including a polycultural component is given: assistance to strengthening of the status of Russian as state language of the Russian Federation; development of programs, projects on rendering language support инофонов; mastering by experience of interaction of participants of educational process from positions of dialogue of cultures. Features of the modular organization of a material at target, substantial and technological levels are opened

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская составляющая подготовки бакалавра в региональном образовательном пространстве»

Попова В.И.

Оренбургский государственный педагогический университет Е-mail [email protected]

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА В РЕГИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматривается культурно-просветительская составляющая подготовки бакалавра в процессе реализации авторского курса «Лингвистическое регионоведение». Дается анализ гуманитарно-культурологической направленности образования как базиса культурно-просветительской деятельности студента, включающей поликультурную составляющую: содействие укреплению статуса русского языка как государственного языка РФ; разработка программ, проектов по оказанию языковой поддержки инофонов; овладение опытом взаимодействия участников образовательного процесса с позиций диалога культур. Раскрыты особенности модульной организации материала на целевом, содержательном и технологическом уровнях

Ключевые слова: гуманитарно-культурологическая направленность образования, культурно-просветительский потенциал, компетентностный подход, антропоцентрическая парадигма образования, концепция «Регионоведение» и ее поликультурная составляющая.

Переустройство российского общества и осмысление новой роли образования в нем привели к смене образовательной парадигмы, что в свою очередь изменило взгляды на главную цель образования. Если таковой считалось усвоение системы знаний, то в настоящее время главным признается становление личности посредством овладения личностно и общественно значимыми знаниями.

Сутью смены парадигм образования является переход к гуманистической идее создания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития личности, ее самоактуализации в статусе полезного члена общества. В конечном счете, речь идет о восприятии образования как личностно значимой ценности. При этом переход на многоуровневую систему образования в высших учебных заведениях базируется на понимании того, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности. При этом осмысление компетентности специалиста 21 века, по мнению многих ученых, должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека [13].

В этой связи от студента педагогического вуза требуется обоснованный ответственный выбор стратегии своего социального поведения, так как переоценка ценностей и их кризис вызвали необходимость профессионально обеспеченного решения проблемы культивирования человеческого в человеке. Результаты и эффективность профес-

сионального образования определяются в настоящее время не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и способностью человека к позитивному самоизменению (самостроительству, самосовершенствованию). При этом центральной проблемой современности остается проблема выбора действий в профессиональной, бытовой и прочих ситуациях. Отсюда следует, что важнейшей задачей педагогической теории и практики становится задача внедрения прогрессивных идей во все сферы жизнедеятельности и, прежде всего, - в образование как базиса гармоничного развития взрослеющего человека [1].

Следует исходить из того, что понимание профессиональной компетентности включает совокупность ключевых компетенций педагога, связанных с решением профессиональных задач на основе использования информации; коммуникации; социально-правовых основ поведения личности; базовых компетенций, отражающих специфику профессиональной педагогической деятельности; специальных компетенций, отражающих специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности [13].

Своеобразие генезиса образования, как и других гуманитарных систем, состоит в том, что одна модель образования, как правило, не заменяется другой, а сосуществует с ней. В этой связи прогноз развития образования базируется на представлении о новом качестве человека в связи со становлением глобальной информационно-ресурсной цивилизации. В этой связи

идеи философских, социальных и человековед-ческих наук наиболее значимы для прогнозирования развития образования. Так на смену техногенным ресурсам приходят ресурсы, связанные с самим человеком, а новое качество жизни человека проявляется в перспективе обращаться к многообразным источникам информации, взаимодействовать с феноменами культуры вне зависимости от их пространственного и временного расположения [5].

В условиях подготовки бакалавра появляется возможность осмыслить разные точки зрения и вывести их на новый рубеж изучения человека, природы его социальной активности. В то же время уникальная открытость перспектив социокультурного развития состоит в закономерном исследовании принципов обновления содержания образования в аспекте антропоцентризма. Имея глубокие исторические корни, антропология в современных условиях глобальных реформ может дать новый импульс для развития человека на основе совершенствования образовательных систем: в центре наук о человеке находится сам Человек и всеобъемлющее знание о нем.

Педагогическое образование в наибольшей степени созвучно идее освоения наиболее значимых аспектов культуры и развития способности к их передаче. Культурно-просветительский потенциал образования определяется как готовность моральная (личностная, соответствующая общественным нормам поведения), нравственная (индивидуальная, соотносимой с внутренним культуросообразным поведением), духовная (субъектная, утверждающая ценности в педагогической деятельности) и представляется важным элементом человеческой культуры. Еще одно важное обстоятельство — образование через сообщество — концепция и практика организации системного, непрерывного образования как части жизни и культуросообразной деятельности [1].

Отсюда и новое понимание образованности - не как многознания и владения набором профессиональных навыков, а как развитости разнообразных способностей системного характера и высокой степени продуктивности. Главная идея состоит в том, что полученные знания и приобретенный опыт будущей профессиональной деятельности приобретают ориентиры культурно-просветительской деятельности как модели приобщения будущего специалиста

к социальному проектированию и конструированию образов Будущего. Бесспорным является и то, что гуманитарное знание занимает все более значительное место в программах подготовки специалистов любого профиля, так как позволяет человеку понять себя и других, наладить взаимодействие с другими людьми.

Особую значимость приобретает культурнопросветительская составляющая подготовки бакалавра включающая поликультурную составляющую: содействие укреплению статуса русского языка как государственного языка РФ; разработка программ, проектов по оказанию языковой поддержки инофонов; овладение опытом взаимодействия участников образовательного процесса с позиций диалога культур. Отсюда следует, что ценностно-целевая ориентация подготовки заключается в содействии становлению интегральных личностных характеристик, включающих коммуникативную толерантность, поликультур-ную грамотность, способность решать профессиональные проблемы с учетом полученных знаний, приобретенных ценностей и наклонностей, которые и выступают как показатели профессионального развития человека [7].

Мировое сообщество подошло к пониманию перехода от техногенной цивилизации к антропогенной посредством качественного образования и воспитания человека с приоритетными ценностями смысла его жизнедеятельности. В этой связи среди приоритетных смыслов подготовки бакалавра выделены: социальные (ответственность педагога перед школьниками, родителями и обществом; расширение возможностей творческой самореализации педагога); психологические (возможность для сотворчества с коллегами и учениками, раскрытие своей индивидуальности); профессионально-педагогические (возможности овладения новыми методами и технологиями обучения и воспитания, возможность самосовершенствования). Сущностью образовательного процесса при этом становится целенаправленное превращение опыта социального в опыт личный, приобщение обучающегося ко всему богатству человеческой культуры [1].

Важной особенностью подготовки будущего педагога является гуманитарно-культурологическая направленность как одна из важных составляющих современного образования. Потребовалось новое ценностное основание, которым является культура как универсальная модель

развития образования, как среда, питающая и растящая личность, как актуальное и потенциальное содержание образования. Отсюда особое звучание при освоении знаний как средоточения культуры приобретают такие общие моральные понятия, как «благо», «добро», «зло», «долг», «счастье», «совесть», «честь», «достоинство», «смысл жизни», «справедливость» - понятия, которые составляют логическую основу знаний и нравственной жизни человека и общества. Поскольку при помощи понятий добра и зла даётся оценка поступкам человека, моральным качествам личности, то все это соотносимо, с одной стороны, с понятиями благодеяния, доброты, а с другой стороны, - зла, жестокости. Утверждение добра и борьба со злом осуществляется в душе человека, поэтому очень значима его внутренняя культура и нравственный мир.

Таким образом, важнейшей задачей педагогической теории и практики становится задача поднятия престижа образования в целях создания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития обучающегося в статусе полезного члена общества.

Технология подготовки студента-филолога имеет свою специфику, включающую и региональные особенности. Прежде всего, обнаруживается расширение диапазона предметно-пространственных связей личности, основывающихся на таких базовых принципах, как научиться жить, научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе. При этом образовательно-развивающая стратегия представляет собой процесс познания современных средств коммуникации, освоение которых позволяет личности ориентироваться в мире, познавать окружающую действительность. Включенность специалиста в культурно-просветительскую деятельность в проекции на взаимодействие с представителями разных сообществ обеспечивает поли-культурную толерантность [8].

В этой связи авторский курс «Лингвистическое регионоведение» для подготовки бакалавра (050100. 62 Педагогическое образование профиль Русский язык и литература) предполагает существенную дифференциацию содержания обучения будущего педагога в проекции на школьника в целях построения индивидуальной образовательной программы, сопряженной с интересами региона (не только познание его возможностей, но и предварительное самооп-

ределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности, востребованной в данном регионе).

Учтены выдвинутые цели обучения русскому языку (формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций), актуализированы такие подходы к преподаванию русского языка, как мировоззренческий, социолингвистический, системный, исторический, коммуникативно-деятельностный, культуроведческий, текстоориентированный. Приняты во внимание духовно-нравственные аспекты образования как процесса гармонизации таких сторон духовной жизни, как восхождение к Ценностям; восхождение к Культуре; восхождение к Себе; восхождение к Другому. Такой подход к пониманию духовно-нравственного воспитания личности в региональном образовательном пространстве средствами русского языка открывает широкие возможности для создания воспитывающих ситуаций, организации педагогических и лингводидактических условий духовного саморазвития бакалавра [9].

Модуль 1. Регионоведение и регионалисти-ка. Определение понятий и разграничение субдисциплин.

Ценностно-целевая составляющая модуля позволяет обнаружить важное направление развития современного общества: расширение диапазона предметно-пространственных связей личности, основывающихся на таких базовых принципах, как научиться жить, научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе. В таких условиях и учитель и ученик должны принимать во внимание новую реальность: совместная жизнь в «планентарной деревне» в тех условиях, когда невозможно ужиться в рамках естественных сообществ (нации, региона, города, деревни, просто с соседями). При этом образование, обеспечивающее доступ к знаниям для всех, призвано сыграть вполне определенную роль - помочь познать мир и познать самого себя

Модуль 2. Гуманитарная составляющая концепции «Регионоведение»: панорама смыслов.

Содержательные доминанты модуля акцентируют гуманитарный аспект подготовки будущего учителя, основополагающей характеристикой которого является приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям средствами предмета «Русский язык», что означает накопление знаний о морали и моральных

ценностях, выработку нравственных убеждений, позволяющих строить общение на основе уважения, доброжелательности и доверия. Реализация концепции «Регионоведение» - это познание окружающиего мира и себя, выделение себя из этого мира. Гуманитарная составляющая раскрывается посредством признания ценности человека, развития его личностных качеств.

Модуль 3. Регионализация системы образования и ее основополагающие характеристики. О статусе русской национальной школы.

Технологические характеристики модуля состоят в осмыслении направлений регионализация системы образования: отказ от унитарной модели образования, скрепленной едиными учебными программами, учебниками и учебными пособиями, а, с другой - наделение регионов правом выбора собственной образовательной стратегии в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями. Возникает необходимость взаимообогащения федеральных и региональных образовательных систем в едином российском образовательном пространстве; обнаруживаются интергацион-ные процессы в мировом сообществе, которые вызвали к жизни необходимость междисциплинарных исследований. Отсюда сопряженность курсов регионоведения, краеведения, лингвокра-еведения, лингвострановедения, этнолингвистики, этнопсихолингвистики, социолингвистики.

Модуль 4. Этнический фактор и развитие системы образования в Южно-Уральском регионе.

Содержательно модуль носит исследовательский характер, поскольку в современных научных исследованиях само понятие региона рассматривается не только как географическое, но и как художественное явление, реализуемое в различных значениях: регионально-культурном, регионально-эстетическом, регионально - языковом и т. п. Этническое многообразие региона - предмет исследования историка, языковеда, этнографа, культуролога. Так образовательное пространство -соответствующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации.- Предметом исследования становится система образования Оренбуржья, которая

складывалась в условиях многонационального социума: начальный этап (1735 - 1825 годы); второй этап (1825 - 1918 - 1919 годы); третий этап (1918 - 1919 - 2000 годы).

Модуль 5. Социолингвистические проблемы формирования языковой личности. Языки региона.

Содержательно-целевые установки модуля базируются на идеях антропоцентричности языка — ключевых в современной лингвистике, так как на современном поле идей обоснованно состоялось переключение интересов исследователей с объектов познания на субъект, т. е. на анализ человека в языке и языка в человеке. За термином «языковая личность» стоит реальность в виде субъекта, обладающего совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность - говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие цели и условиям коммуникации, извлекать информацию из текстов, воспринимать речь. Языковая ситуация осознается как совокупность языковых образований, то есть языков и вариантов языков (диалектов, жаргонов, функциональных стилей и других форм существования языка), обслуживающих некоторый социум (этнос и полиэтническую общность) в границах определенного региона, политико-территориального объединения или государства.

Модуль 6. Реализация текстоцентрического подхода к изучению русского языка. Культуровед-ческий анализ текста. Прецедентные тексты.

Методологические ориентиры модуля основаны на принципах текстоцентризма, или изучения языка на текстовой основе. Текст становится предметом изучения и единицей обучения речи [3]. На основе текста осуществляется познание системы языка, овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях. Текст является средством приобщения к русской культуре. Текст является средством создания ситуаций, на основе которых осуществляется реальное общение. Возможен синтез двух направлений в изучении русского языка в школе: познание системы языка и овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях.

Культуроведческий текст - текст художественного, научно-популярного, публицистического стиля, отражающий историко-культурные ценности народа, эстетичный по содержа-

нию, структуре и лексической наполненности. При его анализе расширяется культурный кругозор обучаемых, обогащается речь учащихся словами с культурным компонентом, язык осознается как форма выражения национальной культуры, формируется языковая картина мира. Основным средством представления общеизвестных культурно-языковых сведений в речи являются прецедентные тексты (наряду с художественными к ним относятся и библейские тексты, произведения устной народной словесности и публицистики).

Модуль 7. Культурно-просветительская деятельность. Организация культурного пространства. Разработка культурно-просветительских программ.

Организационно-деятельностная составляющая модуля направлена на разработку и апробацию культурно-просветительских программ. Культурно-просветительская деятельность предполагает популяризацию филологических знаний, знаний междисциплинарного характера в целях придания образовательному пространству ценностно-ориентированного характера. Реализация событийного подхода на уроках русского языка, во внеурочное время и во внеаудиторной деятельности студента означает реальную встречу взрослого и ребенка (их со-бытие), преподавателя и студента: событием может оказаться текст, анализ и интерпретация которого приближает и студента и школьника к насущным их заботам, при этом «отчужденное» знание перестает быть ненужным, а воспринимается «своим» [10].

Так появляется возможность средствами курса «Лингвистическое регионоведение» формировать у студентов в проекции на школьников целостную картину мира; основы гуманитарной культуры как возможности достижения высокого уровня ассоциативности сознания, способности к художественно-образному восприятию мира, к самостоятельной творческой деятельности личности.

Методологическое значение дисциплины «Лингвистическое регионоведение» определяется формированием научно-методического мышления студента на основе решения проблем культурной грамотности современника в многомерном поле культуры; коммуникативного поведения личности. Профессиональная подготовка дополняется знаниями теории и практи-

ки преподавания русского языка в целях овладения студентами представлений о современных подходах к обучению русскому языку в многонациональном социуме.

Культурно-просветительская направленность обеспечивает поэтапную разработку культурно-просветительских программ: «О кодифицированной норме в современной культурно-речевой ситуации: норма и мода»; «Русский язык и русский характер»; «Этническое многообразие региона - предмет исследования историка, языковеда, этнографа, культуролога»; «Событийный подход к интерпретации текста»; «Речевой портрет современника»; «Круг чтения» и смысловое восприятие текста»; «Современная языковая ситуация и проблемы речевой культуры» [8].

Отсюда культурно-просветительский потенциал подготовки бакалавра как принципиально иной вид теории и тип практики, а именно: не как практика формирования и воспитания, а антропопрактика современных стилей и образов жизни: процесс кардинальной перестройки отношения общества к человеку и человека к самому себе. Отношение человека к себе можно рассматривать в таких направлениях: 1) как к самоцели, 2) как к существу целостному, естественно связанному с природой и социально связанному с другими людьми, 3) как к существу, свободному во всех своих выборах и потому ответственному за всё [12].

Осваивая свой путь достижения поставленных целей в ситуациях культурно-просветительской деятельности, идентичной профессиональной, студент овладевает навыками само-менеджмента, профессионального поведения и общения. Кроме того, расширению диапазона вхождения в профессию способствует овладение алгоритмом общепрактических умений осуществления любого вида деятельности: принятие идеи, творческое ее выполнение, совместный анализ, рефлексия своих действий, их оценка, принятие идеи нового дела.

Нами учтены такие аспекты: социокультурный (осмысление, передача и усвоение знания, культуры); индивидуальный (самостановление, саморазвитие); коммуникативный (взаимодействие с окружающими людьми). Важно сочетание профессионального становления личности в единстве таких качественных характеристик, как профессионализм (компетентное выполнение профессиональных функций), интеллиген-

роль играют национальные особенности, акцентирующие главные черты российского менталитета: духовность, народность, державность. Перспективность профессиональной подготовки студенческой молодежи на богатстве народной культуры сопряжена с проблемой мульти-культурного образования как целенаправленного процесса создания благоприятных условий для развития личности как субъекта своей национальной и общемировой культуры.

25.09.2013

Список литературы:

1.Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация: монография / составит. и науч. ред. проф. В.И. Попова; Мин-во образования и науки РФ ; Оренб. гос. пед.ун-т. Оренбург: изд-во ОГПУ, 2013. 304 с.

2.Данильчук В.И., Сериков В.В. К прогнозу развития образовательных систем // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2004. №1. С.3-7.

3.Дейкина А.Д. Языковой ресурс личности - в основе формирования профессиональной компетенции. «Русский язык и культура: проблемы преподавания в вузах Российской Федерации: М-лы науч. практич. семинара / Боженкова Р.К. Курск. 2007. С. 94-97.

4.Зарецкая И.И. Развитие личности на основе интеграции духовных ценностей восточных и западных цивилизаций // Образование личности. 2011. С.18-24.

5.Козырев В.А., Черняк В.Д. Образовательная среда. Языковая ситуация. Речевая культура: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 171 с.

6.Краевский В.В. Культурологический подход к содержанию образования как способ обеспечения его целостности // Известия ВГПУ. 2004. №1 (06). С.7-11.

7.Попова В.И. Поликультурная составляющая преподавания русского языка в многонациональной школе (методические рекомендации) // Русский язык в полиэтнических классах: сб. материалов круглого стола. М., 2010. С.71 -84.

8.Попова В.И. Образовательно-развивающая модель взаимосвязанной учебной и внеучебной деятельности школьника. Реализация концепций «Регионоведение» и «Профориентология»: учебное пособие / В.И. Попова; Мин-во образования и науки Рос. Федерации ; Оренб. гос. пед. ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. 136 с.

9.Попова В. И. Поликультурная составляющая элективного курса «Регионоведение» для старшеклассников // Русский язык в национальной школе. 2009. №2. С. 25-29.

10.Попова В.И. Регионоведение: учеб.-метод. пособие / В.И. Попова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. 56 с.

11.Попова В.И. Теоретико-методологическое обеспечение внеаудиторной деятельности студентов. М.: Компания Спут-ник+, 2005. 70 с.

12. Слободчиков, В. И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Новые ценности образования «Событийность в образовательной и педагогической деятельности» / Под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Вып. 1 (43). М., 2010. С.5-14.

13.Структура профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования в области гуманитарных технологий: Методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 179 с.

Сведения об авторе:

Попова Валентина Ивановна, профессор кафедры языкознания и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор 460000, г. Оренбург, пр. Пушкинская, 18, кааб. 108, тел. (3532) 777629, е-mail: [email protected]

UDC 378.147 Popova V.I.

Orenburg state pedagogical university, е-mail: [email protected]

CULTURAL AND EDUCATIONAL COMPONENT OF PREPARATION OF THE BACHELOR IN REGIONAL EDUCATIONAL SPACE

In article the cultural and educational component of preparation of the bachelor in the course of realization of the author’s course «Linguistic Regionovedeniye» is considered. The analysis of a humanitarian and culturological orientation of education as basis of cultural and educational activity of the student including a polycultural component is given: assistance to strengthening of the status of Russian as state language of the Russian Federation; development of programs, projects on rendering language support инофонов; mastering by experience of interaction of participants of educational process from positions of dialogue of cultures. Features of the modular organization of a material at target, substantial and technological levels are opened

Key words: humanitarian and culturological orientation of education, cultural and educational potential, competence-based approach, anthropocentric paradigm of education; «Regionovedeniye’s» concept and its polycultural component.

тность, благородство и добропорядочность (система нравственных установок в отношении к окружающим и самому себе) [11].

Культурно-просветительская составляющая подготовки бакалавра приобретает черты коммуникативной практики, поскольку актуализирует такие специфические задачи, которые связаны с освоением различных способов коммуникации, текстуальной организации педагогического взаимодействия. При этом важную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.