Научная статья на тему 'Культурно-просветительская деятельность как важнейшая составляющая внеаудиторной деятельности студента'

Культурно-просветительская деятельность как важнейшая составляющая внеаудиторной деятельности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
825
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНО-АКТИВИЗИРУЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY / VALUABLE AND SEMANTIC REFERENCE POINTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY / APPROACHES AND PRINCIPLES OF EDUCATIONAL ACTIVITY / PERSONAL MAKING ACTIVE TECHNOLOGY OF OUT-OF-CLASS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова В.И.

В статье рассматриваются подходы и принципы культурно-просветительской деятельности как отражение уровня гуманитарного знания студента педвуза. Представлено обоснование гуманитарного как ценностного, обнаруживающего ценность человека, культур и эпох. Значимость культурно-просветительских действий студентов состоит в развитии способности обнаруживать проблемную ситуацию, находить пути ее решения в конкретных условиях жизнедеятельности. Внеаудиторная деятельность направлена на развитие у студентов способностей владения словом как педагогической ценности на разных ступенях просветительской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF OUT-OF-CLASS ACTIVITY OF A STUDENT

In the article the author studies approaches and principles of cultural and educational activity as reflection of a level of humanitarian knowledge of a student, who studied in a teachers' training university. The justification of humanitarian student as a valuable, looking-for-values person, cultures and eras is presented. The importance of cultural and educational actions of students consists in development of an ability to find a problem situation, to find ways how to solve it in specific conditions of his or her activity. Out-of-class activity is aimed at the development of abilities to possess particular speech skills as pedagogical value at different steps of educational activity in students.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская деятельность как важнейшая составляющая внеаудиторной деятельности студента»

УДК 37.013+378.147

Popova V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia),

Е-mail: vip.48@mail.ru

CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF OUT-OF-CLASS ACTIVITY OF A STUDENT. In the article the author studies approaches and principles of cultural and educational activity as reflection of a level of humanitarian knowledge of a student, who studied in a teachers' training university. The justification of humanitarian student as a valuable, looking-for-values person, cultures and eras is presented. The importance of cultural and educational actions of students consists in development of an ability to find a problem situation, to find ways how to solve it in specific conditions of his or her activity. Out-of-class activity is aimed at the development of abilities to possess particular speech skills as pedagogical value at different steps of educational activity in students.

Key words: cultural and educational activity, valuable and semantic reference points of educational activity, approaches and principles of educational activity, personal making active technology of out-of-class activity.

В.И. Попова, д-р пед. наук, проф. Оренбургского государственного педагогического университета,

Е-mail: vip.48@mail.ru

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

В статье рассматриваются подходы и принципы культурно-просветительской деятельности как отражение уровня гуманитарного знания студента педвуза. Представлено обоснование гуманитарного как ценностного, обнаруживающего ценность человека, культур и эпох. Значимость культурно-просветительских действий студентов состоит в развитии способности обнаруживать проблемную ситуацию, находить пути ее решения в конкретных условиях жизнедеятельности. Внеаудиторная деятельность направлена на развитие у студентов способностей владения словом как педагогической ценности на разных ступенях просветительской деятельности.

Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, ценностно-смысловые ориентиры просветительской деятельности, подходы и принципы просветительской деятельности, личностно-активизирующая технология внеаудиторной деятельности.

Культурно-просветительская направленность внеаудиторной деятельности студента включает последовательность таких действий, как изучение и формирование культурных потребностей обучающихся и различных групп населения, разработку стратегий просветительской деятельности, а также проектирование просветительских программ с учётом региональной и демографической специфики.

Внеаудиторная деятельность студента в системе современного педагогического образования - «лично регулируемый и вместе с тем педагогически организуемый процесс, так как протекает в период получения образования в вузе» [1, с. 60]. Следует исходить из того, что включение студентов во внеаудиторную деятельность, где складываются определённые отношения и связи, где осуществляется просветительская деятельность индивида и его окружения, является объективно значимой.

Просветительская составляющая внеаудиторной деятельности проявляется в возможности ощутить значимость гуманитарного знания в контексте будущей профессиональной деятельности. В развивающейся теории и практике апробации новых педагогических технологий и с учётом запросов образовательной практики внеаудиторная деятельность студента приобретает качества культурно-просветительского пространства, в котором происходит «глубокое переосмысление роли и значения человека, признание его в качестве важнейшей общественной ценности» [2, с. 12].

Просветительский потенциал внеаудиторной деятельности студента следует понимать как возможность повышения культурно-образовательного уровня студента в целях проектирования стратегии просветительской деятельности с обучающимися и различными группами населения. Всё это потребовало разработки содержательной и технологической характеристик внеаудиторной деятельности, изучение культу-росообразных действий различных групп населения, формирование у студентов способности к культурно-просветительской деятельности.

При выявлении просветительского потенциала внеаудиторной деятельности потребовалось обоснование ведущих принципов как исходных положений для организуемой деятельности. Так, принцип контекстности обнаруживается в процессе проектирования культурно-просветительского пространства как социокультурного контекста развития у студентов навыков миропонимания. Принцип открытости обосновывает возможность взаимодействия студента с широким социальным окружением, в том числе приобщение к миру профессии. Принцип компенса-

торности проявляется в обеспечении педагогической поддержки культурно-просветительской деятельности студента в целях саморазвития.

Внеаудиторная просветительская деятельность представляет собой «систему взаимосвязанных процедур и операций, направленных на достижение целей внеаудиторной деятельности студентов, содержит этапы и процедуры пошаговой ее реализации» [1, с. 135]. Осмысление вариантов культурно-просветительской деятельности студента предполагает поиск смысла просветительских действий в условиях вуза, в практической деятельности с обучающимися и различными группами населения, в жизнедеятельности.

Так открываются широкие возможности для создания культурно-просветительских ситуаций, реализации проектов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами русского языка как родного языка русского народа и языка межнационального общения для народов, населяющих Оренбургский край. В условия подготовки и реализации проекта «Антропоцентрическая парадигма и её основания» выявляются пути обновления содержания образования в аспекте антропоцентризма как базиса познания человека, природы его социальной активности. Антропология в современных условиях глобальных реформ является базисом для выбора «режимов эмоционального и эстетического развития, приобретения опыта достойного проживания в эстетической гармонии с окружающим миром» [3, с. 13].

Проект «Регионоведение: панорама смыслов» отражает направленность на решение проблем «как научиться жить», «как научиться познавать мир», «как научиться действовать во благо других», «как научиться жить вместе». Так появляется возможность овладения опытом взаимодействия участников образовательного процесса с позиций диалога культур, которые выступают как показатели профессионального роста студента [4, с. 15].

Содержательные характеристики проекта «Регионализация системы образования и её основополагающие характеристики» отражают направленность на решение проблем образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями. Учитывается этническое многообразие региона как предмета исследования историка, языковеда, этнографа, культуролога [4, с. 23].

Содержательно-целевые установки проекта «Социолингвистические проблемы формирования языковой личности. Языки

региона» базируются на идеях антропоцентричности, то есть анализа человека в языке и языка в человеке [4, с. 28]. Особая роль принадлежит текстам культуры как средству создания ситуаций, на основе которых осуществляется реальное общение и овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях. Проект «Культурно-просветительская деятельность студента: теория и социально-педагогическая практика» направлен на приобретение опыта культурно-просветительской деятельности и популяризации гуманитарных знаний, знаний междисциплинарного характера о музейных ценностях как событии. Событием может оказаться текст, анализ и интерпретация которого приближает участников события к взаимопониманию [4, с. 77].

В этой связи личностно-активизирующая технология внеаудиторной просветительской деятельности представляет собой «процесс программно-методического сопровождения активизации субъектной позиции студента, направленный на достижение целей образования и развития личности. Как система последовательного развёртывания педагогической деятельности, она состояла из совокупности процедур деятельности преподавателя и студента, усложняющейся на каждом этапе в связи с новым целеполаганием» [1, с. 146].

Поэтапные действия позволяют развить навыки прогнозирования и выбора тактики культурно-просветительской деятельности в многонациональном социуме. Функциями внеаудиторной просветительской деятельности студента являются: стимулирующая, которая включает педагогическую поддержку деятельности студента; проектировочная, отражающая логику проектных действий студента; рефлексивно-оценочная, обеспечивающая

Библиографический список

реализацию индивидуальных культурно-просветительских траекторий студента.

Значимость культурно-просветительских действий студента состоит в развитии способности обнаруживать проблемную ситуацию, находить пути её решения в конкретных условиях жизнедеятельности. Под ценностно-смысловой ситуацией следует понимать фрагмент внеаудиторной деятельности, содержательно направленный на диалогическое субъект-субъектное взаимодействие «в целях разрешения ценностно-смысловых противоречий и обеспечивающий актуализацию ценностной составляющей при принятии решений и совершении поступков» [5, с. 10]. Включение студентов в обмен информацией, в поисковую деятельность, взаимодействие друг с другом и с внешней средой обеспечивает повышение уровня индивидуальных, избирательных, осознанных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Таким образом, культурно-просветительская деятельность студента педвуза в условиях внеаудиторной деятельности обеспечивает понимание и интерпретацию методов постижения профессии и человеческого бытия. К числу сущностных характеристик внеаудиторной деятельности можно отнести компле-ментарность действий педагога и студента; диалоговый режим; свободный выбор студентом способов деятельности для удовлетворения потребностей.

Перспективным является событийно-смысловое проектирование внеаудиторной просветительской деятельности в целях приобретения студентами дополнительных смыслов педагогической профессии.

1. Попова В.И. Внеаудиторная деятельность студентов: теория и социально-педагогическая практика. Диссертация ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2003.

2. Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация, монография. Составитель и научный редактор профессор В.И. Попова. Оренбург, 2013.

3. Петрунина М.А. Теория и практика формирования социальной активности школьника в эстетической деятельности. Оренбург, 2007.

4. Попова В.И. Образовательно-развивающая модель взаимосвязанной учебной и внеучебной деятельности школьника. Реализация концепций «Регионоведение» и «Профориентология»: учебное пособие. Оренбург, 2010.

5. Карпова О.С. Педагогический потенциал ценностно-смысловой проблемной ситуации в духовном воспитании подростка. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2010; 5 (15), 99 - 104.

References

1. Popova V.I. Vneauditornaya deyatel'nost'studentov: teoriya isocial'no-pedagogicheskaya praktika. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2003.

2. Gumanitarno-pedagogicheskie tehnologii sovremennogo obrazovaniya: konceptual'nye podhody, razrabotka i aprobaciya, monografiya. Sostavitel' i nauchnyj redaktor professor V.I. Popova. Orenburg, 2013.

3. Petrunina M.A. Teoriya i praktika formirovaniya social'noj aktivnosti shkol'nika v 'esteticheskoj deyatel'nosti. Orenburg, 2007.

4. Popova V.I. Obrazovatel'no-razvivayuschaya model' vzaimosvyazannoj uchebnoj i vneuchebnoj deyatel'nosti shkol'nika. Realizaciya koncepcij«Regionovedenie» i«Proforientologiya»: uchebnoe posobie. Orenburg, 2010.

5. Karpova O.S. Pedagogicheskij potencial cennostno-smyslovoj problemnoj situacii v duhovnom vospitanii podrostka. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. 2010; 5 (15), 99 - 104.

Статья поступила в редакцию 11.01.16

УДК 372.881.1

Dongak V.S., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: dongak@mail.ru

COMPARISON OF GRAMMAR CATEGORY OF VOICE IN THE ENGLISH, RUSSIAN AND TUVAN LANGUAGES. The article examines the comparison of the grammatical category of voice in the English, Russian and Tuvan language for its theoretical and practical use in methods of teaching English. The comparative study of the grammatical category of voice in the three languages has revealed that having of similar forms of the category of voice by the aforementioned languages does not necessarily indicate at their typological similarity. It is also necessary to take into account their distribution and functional use. The forms of voices in these languages also have their own specific features. The comparison of similar grammar phenomena helps a teacher to eliminate common mistakes in teaching of English grammar under the interfering influence of the Tuvan language.

Key words: comparison, grammatical category, transitive verb, Active Voice, Passive Voice, affix, multilingualism.

В.С. Донгак, канд. социол. наук, доц. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл,

E-mail: dongak@mail.ru

СОПОСТАВЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ЗАЛОГА В АНГЛИЙСКОМ, РУССКОМ И ТУВИНСКОМ ЯЗЫКАХ

Статья исследует сопоставление грамматической категории залога в английском, русском и тувинском языках для его теоретического и практического применения в методике преподавания грамматических категорий английского языка. Сопоставительное изучение грамматической категории залога в трёх языках выявило, что наличие в вышеуказанных языках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.