ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Социально-педагогическое сопровождение жизненных событий старшеклассников как фактор их экзистенциального выбора
М. И. Рожков, Т. Н. Сапожникова
В статье раскрыта сущность события как «узлового жизненного периода», в который происходит осознание молодым человеком смысла собственной жизни. Предложена модель педагогического сопровождения жизненных событий старшеклассников как фактора их экзистенциального выбора. Приведены примеры апробирования идей в практике образовательных и социозащитных учреждений для несовершеннолетних.
Ключевые слова: жизненное самоопределение, событие, педагогическое сопровождение, экзистенциальный выбор.
Social-Pedagogical Support of Senior Pupils' Vital Events as the Factor of Their Existential Choice
М. I. Rozhkov, Т. N. Sapozhnikova
In the article is revealed the essence of an event as "a central vital period" when a young man realizes the sense of his own life. The model of pedagogical support of senior students' vital events is offered as the factor of their existential choice. Examples of approbation of ideas in practice of educational and socio-protective institutions for minors are resulted.
Key words: vital self-determination, event, pedagogical support, existential choice.
Жизнь любого человека похожа на мозаику различных событий - ситуаций, вызывающих глубокие эмоциональные переживания, активизирующих процесс экзистенциального выбора, побуждающих к принятию решения о своем жизненном предназначении на основе рефлексивно-ценностного осмысления имеющихся вариантов.
Жизненные события способны изменить внутренний мир человека в любом возрасте, внеся коррективы в его ценностно-смысловую сферу, в восприятие своего психологического времени, в отношение к миру, людям и самому себе. Особенно ярки проявления таких поведенческих переживаний в период ранней юности, когда выпускники школ начинают формировать в себе позицию взрослого человека, включаются в процесс построения жизненных планов, отвечающих, с одной стороны, их собственным интересам и возможностям, с другой - требованиям социокультурной среды, ее ресурсам.
Все события, которые происходят со старшеклассниками, можно классифицировать по разным основаниям.
Первое основание для классификации -участники и место события. В соответствии с этой классификацией к первой группе можно отнести события вне сферы непосредственных контактов молодых людей с окружающей социальной средой. К этой группе относятся события, происходящие в мире, стране, регионе, городе, участником которых ребенок или его близкие не
являются. Эти события могут вызывать или не вызывать переживания человека. Такие переживания зависят от многих субъективных и объективных факторов. Можно приблизить данные события, стимулируя активность молодежи в их оценке, представлении.
Вторая группа - события, произошедшие с людьми, непосредственно контактирующими с молодым человеком. Такие события могут быть разными по силе воздействия и по характеру отношения к ним молодого человека.
Вторым основанием для классификации может быть степень активности участия в этом событии молодого человека. В контексте этой классификации выделяют следующие группы событий:
— события, произошедшие с молодым человеком, на которые он не может оказать влияния;
— события, в которых молодой человек проявляет активное участие;
— события, сконструированные самим молодым человеком;
— события, о которых молодой человек только имеет информацию.
В другой классификации за основу может быть взято отношение молодого человека к происходящему событию. В рамках этой классификации выделяются следующие группы событий:
— событие, не значимое для молодого человека;
— событие, вызывающее ситуативные эмоции;
— событие, вызывающее достаточно длительные переживания;
— событие, которое вызывает стресс.
Возможна классификация событий по их длительности. Условно можно выделить следующие группы:
— событие, краткое по времени (час, день);
— событие, среднее по длительности (до десяти дней);
— длительное событие (более десяти дней, до месяца);
— событие, которое стало текущей жизнью.
В представленных классификациях есть общая составляющая: процесс экзистенциального выбора в момент жизненного события может идти как по конструктивному, так и по деструктивному пути.
Конструктивная стратегия экзистенциального выбора состоит в осознании индивидуального проекта жизни, имеющего в своей структуре несколько компонентов:
1) иерархию актуальных и перспективных мотивов, ценностей и возможностей личности;
2) описание социальной ситуации развития: внутренних и внешних ресурсов и их взаимодействие;
3) альтернативные варианты целей жизни и ее траекторий;
4) систему принятых убеждений, ценностных ориентаций для рефлексивно-ценностной экспертизы рассматриваемых альтернатив;
5) приемлемый для данного периода вариант жизни.
Деструктивная стратегия может вызвать экзистенциальный невроз или привести к выбору асоциального образа жизни.
По мнению С. Мадди, причинами «экзистенциальной болезни» являются когнитивные, аффективные и поведенческие отклонения:
1) когнитивные симптомы: дефицит функций целеполагания, планирования и программирования личностью своего жизненного пути;
2) эмоциональные симптомы: скука, апатия, переходящие в депрессивность;
3) поведенческие симптомы: резкое угнетение жизненной активности человека [2].
В такой жизненной ситуации человек может прибегнуть к употреблению психоактивных веществ, способных отвлечь от внутренних переживаний и создать иллюзию счастья и благополучия. Одновременно с этим возникающая пси-
хологическая зависимость влечет за собой усугубление проблемы.
Исследование, проведенное нами в образовательных и социозащитных учреждениях для несовершеннолетних Ярославской области, позволило прийти к заключению о том, что юноши и девушки не всегда готовы к жизненному самоопределению.
Рисунок 1. Профиль го' к жизненному
Наиболее развитыми оказались экзистенциальная, волевая, интеллектуальная, саморегуляционная и эмоциональная сферы, притом что только экзистенциальная сфера выражена наиболее всего. Предметно-практическая и мотиваци-онная сферы личности респондентов выражены наименее всего, что может свидетельствовать об их нахождении в стадии развития.
Сказанное позволяет прийти к заключению о том, что проблема жизненного самоопределения старшеклассников - проблема социально-педагогическая, заключающаяся в оказании педагогической помощи юношам или девушкам на этапах подготовки к жизненному событию, в момент глубоких внутриличностных переживаний и на этапе принятия жизненно важного решения.
Социально-педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников
- особый вид педагогического взаимодействия, построенный на партнерских отношениях, направленный на стимулирование осознания воспитанниками смысла собственной жизни и ее ценностных составляющих.
Социально-педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников
- двуформатное образование содержательно-целевых и функциональный составляющих:
— содержательно-целевой
компонент (направлен на создание условий для расширения субъективного пространства экзи-
Этапы экзистенциального выб
говности старшеклассника самоопределению стенциального выбора, опыта социальных отношений и конструктивного решения внутрилич-ностных дилемм);
— функциональный компо-
нент (предусматривает формирование рефлексивно-прогностических компетентностей старшеклассников, организует практику их приме нения в период узловых жизненных событий).
Границы социально-педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников определяются, с одной стороны, требованиями социокультурной среды, с другой -общими, отдельными и единичными особенностями психосоциального развития юношей и девушек.
Предлагаемая нами модель социально-педагогического сопровождения жизненного события старшеклассников состоит из трех этапов: пропедевтического, актуального и рефлексивного.
Пропедевтический этап предполагает формирование у воспитанников компетенций, необходимых для включения их в процесс социального взаимодействия и рефлексивно-ценностного осмысления его результатов.
Актуальный этап представляет сопровождение молодых людей в период решения очередной прогностической задачи экзистенциального содержания в период жизненного события (Таблица 1).
Таблица 1
ора в период жизненного события
Название этапа Содержание деятельности старшеклассника
1. Переживание жизненной ситуации как события — В сознании человека «включается» актуальное настоящее. — Формируется отношение личности к себе как субъекту жизни. — В памяти возникает чувственное воспроизводство пережитых жизненных событий; устанавливается связь актуального настоящего с прошлым. — Начинается ценностно-смысловая обработка чувственных образов. — Происходит осознание противоречия между актуальным настоящим, прошлым и потребным будущим существованием
2. Осознание ситуации экзистенциального выбора — Вербализация экзистенциальной дилеммы. — Изучение природы ситуации: где, когда, почему возникла. — Переформулировка ситуации жизненного самоопределения в прогностическую задачу. — Определение степени личностной значимости ее решения. — Формулировка прогностической задачи
3. Анализ содержания задачи — Анализ содержания задачи: данное, искомое, условия, требования. — Формулировка вопроса (определение цели деятельности). — Определение достаточности данных для решения. — Формирование мотива планирования дальнейшей жизни
4. Разработка плана решения задачи — Рефлексивная оценка имеющихся знаний и жизненного опыта на предмет необходимости и достаточности для решения задачи: какими информационными и операционными ресурсами «Я» располагаю; достаточно ли их для решения проблемы. Привнесение новых данных (по своему усмотрению). Возможно, осознание противоречия между «Я-прошлое» и «Я-настоящее». — Генерирование гипотез, разработка альтернативных способов решения. Прогнозирование вероятных исходов каждой из них. — Уточнение критериев осуществления выбора альтернатив (ценностных ориентаций личности). — Обоснованный выбор варианта решения
5. Реализация плана решения задачи — Апробирование в практике реального социального взаимодействия выбранного способа поведения или общения. Выбор способа поведения в настоящем для достижения поставленной задачи. — Рефлексивный анализ каждого шага плана. При необходимости внесение в него оперативных изменений, корректив (вплоть до полного отказа от замысла)
6. Прогнозирование последствий задачи и рефлексивно-ценностное осмысление этих последствий — Сличение ожидаемых и реальных переживаний. — Установление соответствия полученных результатов собственным потребностям, а также социокультурным нормам и традициям. — Оценка выбранного способа решения экзистенциальной задачи, причин, приведших к такому результату. Осознание субъективной новизны. — Изменение (подтверждение) образа «Я-будущее»
Субъекты педагогического сопровождения при реализации задач рефлексивного этапа создают условия для самопознания, оценки события, а также средств, выбранных для решения проблемы. При этом очень важно стимулировать прогностическое видение молодыми людьми своего будущего на основе объективной оценки собственных возможностей.
Приведем пример разработки и реализации персональной программы социально-педагогического сопровождения жизненного события юноши (по материалам опытно-экспериментальной работы).
Пример. Игорь поступил в социально-реабилитационный центр в соответствии с решением органа опеки и попечительства по причине отсутствия внимания со стороны матери (отец за-
писан со слов матери). В его характеристике отмечается равнодушное отношение к собственному здоровью, пристрастие к вредным привычкам, отсутствие интереса к школьным занятиям. Наблюдается завышенная самооценка, склонность к доминированию среди сверстников, стремление на равных общаться с персоналом учреждения.
На пропедевтическом этапе сопровождения было выявлено, что основными жизненными событиями сопровождаемый считает рождение брата, «трезвые периоды» в жизни мамы, приезды бабушки, победы школьной команды по футболу (с его участием). Общими переживаниями в эти моменты являются ощущение семейного благополучия, собственной нужности и значимости.
Актуальной проблемой для юноши является неудовлетворенность отношениями в семье, возможный переезд в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в случае если мать лишат родительских прав).
Соответственно, актуальный этап педагогического сопровождения жизненного самоопределения этого юноши представлял собой сопровождение ожидаемого события.
В процессе консультаций оказывалось воздействие на эмоциональную сферу воспитанника, стимулировалась вербализация внутриличност-ных переживаний: что именно волнует, знакомы ли такие переживания, чем они были вызваны раньше, насколько они значимы.
Использовался прием «Давай думать вместе». В диалоге с наставником Игорь подошел к моменту постановки вопроса: «Сможет ли он изменить положение дел в семье?». Ему было предложено подумать о возможных вариантах решения ситуации, средствах, которые для этого потребуются.
Варианты ответов воспитанника (в интерпретации психолога):
1. Он сможет оказывать влияние (в некоторой степени) на маму и участвовать в воспитании младшего брата, если сам будет вести здоровый образ жизни, регулярно ходить в школу и готовиться к поступлению в техникум, научится готовить, стирать, работать на приусадебном участке, выполнять другие виды работ по дому; если воспитает в себе такие качества, как отзывчивость, толерантность, гуманность, а также силу воли, умение принимать решения и нести ответственность за их исполнение.
2. Он не сможет оказывать влияние на ситуацию в семье, если будет разделять
образ жизни мамы и ее окружения, совсем перестанет посещать школьные занятия, будет ждать помощи от государства и общества, позволит себе проявить безволие, малодушие, тунеядство, безответственность.
Рассмотрев альтернативы, Игорь принял решение придерживаться первого варианта, заявив о готовности к самовоспитанию. Как следствие, на ближайший промежуток времени был составлен следующий план действий:
1) восстановиться в статусе ученика и повысить успеваемость;
2) ознакомиться с основными видами бытового труда и труда по самообслуживанию;
3) воспитать в себе целеустремленность, мужество, ответственность, трудолюбие, гуманность по отношению к самому себе, своим близким и окружающим.
Реализуя намеченное, подросток, в первую очередь, наладил посещаемость учебных занятий в школе и выполнение домашних заданий. Программа «Стратегия развития Ярославля в жизненных планах старшеклассников» в виде системы воспитательных мероприятий предполагала включение воспитанника в процесс изучения особенностей региона, его традиций и перспектив, самопознание и составление рефлексивного портрета, а также разработку индивидуального проекта социальности и профессиональной направленности (выбранная тема проекта «Я как основоположник новой династии»).
Воспитатели привлекали Игоря к проведению досуговых мероприятий для младших воспитанников учреждения, к участию в благоустройстве спортивных площадок и территории центра. По его просьбе были организованы посещения православного храма.
Все это время сопровождающий в диалоговом режиме стимулировал рефлексивно-ценностное осмысление происходящего, обеспечивал «социальное зеркало» совершенных действий и намерений. Социальными партнерами выступили другие сотрудники социально-реабилитационного центра (воспитатели, психологи, обслуживающий персонал), учителя-предметники, специалисты органа опеки и попечительства, работники музеев, библиотекари.
На рефлексивном этапе (совпавшем с моментом возвращения воспитанника в семью) нами была выявлена динамика в уровне его готовности к жизненному самоопределению. В экзистенциальной сфере произошел сдвиг ценностно-смысловых ориентаций: с ориентаций на развле-
чения, хорошую работу и поддержание здоровья к ориентациям на счастливую семейную жизнь, счастье других и уверенность в себе (терминальные ценности); с ориентаций на жизнерадостность, непримиримость к недостаткам, уверенность в отстаивании своих позиций на чуткость, терпимость и самоконтроль (терминальные ценности). Изменения в ценностно-смысловой системе стимулировали изменения в эмоциональной, мотивационной и предметно-практической сферах личности, в то время как сферы саморегуляции и воли оказались без изменения.
Опытно-экспериментальная работа по апробации рассмотренных идей проводилась на базе областного лагеря по подготовке волонтеров в сфере профилактики употребления психоактивных веществ, МОУ СОШ № 43 г. Ярославля, МОУ СОШ № 5 г. Углича, Некрасовской СОШ Ярославской области, ГУ СРЦ для несовершеннолетних «Медвежонок» (г. Ярославль). Ее результаты подтвердили истинность гипотезы о том, что социально-педагогическое сопровождение жизненных событий старшеклассников способно выступать в качестве фактора их экзистенциального выбора. Индикатором этого послужила динамика уровней готовности воспитанников к жизненному самоопределению.
В качестве условий, способных оптимизировать рассматриваемый процесс, были выявлены следующие: подготовленность специалистов, предоставление возможности воспитанникам выбирать сопровождающего из числа референтных педагогов, организация взаимодействия субъектов сопровождения жизненных событий молодых людей.
Примечания
1. Статья написана по материалам исследования, проведенного в рамках выполнения ЕЗН Министерства образования и науки РФ № 1.4.05 «Исследование проблемы употребления психоактивных веществ в детской и молодежной среде».
2. Maddi, S. R. Existential Neurosis [Text ] // Current Personality Theory / Ed. R. Corsini. - Itasca: Peacock Books, 1979.