Научная статья на тему 'СООТНЕСЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ И ОРГАНИЗОВАННОСТИ ГРУППЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ'

СООТНЕСЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ И ОРГАНИЗОВАННОСТИ ГРУППЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
532
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сплоченность / организованность / студенческая группа. / solidarity / organization / student group.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Г. Н., Дроздов С. В.

В статье приводятся результаты теоретико-эмпирического исследования феноменов малой группы сплоченности и организованности. Данные феномены выделены в различных концепциях. Целью исследования было их сравнение. Результаты исследования показали статистически достоверную связь организованности и сплоченности на студенческих группах, что может говорить о некоторых общих особенностях данных феноменов и выступить новым направлением последующих социально-психологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF THE COHERENCE AND ORGANIZATION OF THE GROUP AS A SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

The article presents the results of a theoretical and empirical study of the phenomena of a small group of cohesion and organization. These phenomena are highlighted in different concepts. The aim of the study was to compare them. The results of the study showed a statistically significant relationship between organization and cohesion in student groups.

Текст научной работы на тему «СООТНЕСЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ И ОРГАНИЗОВАННОСТИ ГРУППЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ»

УДК 159.9:316.35

СООТНЕСЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ И ОРГАНИЗОВАННОСТИ ГРУППЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

© 2021 Г. Н. Ларина1, С. В. Дроздов2

1канд. психол. наук, доцент кафедры психологии e-mail galka. larina @ yandex. ru 2младший научный сотрудник социально-психологической лаборатории e-mail serega. drozdov2012 @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье приводятся результаты теоретико-эмпирического исследования феноменов малой группы сплоченности и организованности. Данные феномены выделены в различных концепциях. Целью исследования было их сравнение. Результаты исследования показали статистически достоверную связь организованности и сплоченности на студенческих группах, что может говорить о некоторых общих особенностях данных феноменов и выступить новым направлением последующих социально-психологических исследований. Ключевые слова: сплоченность, организованность, студенческая группа.

CORRELATION OF THE COHERENCE AND ORGANIZATION OF THE GROUP AS A SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

© 2021 G. N. Larina, S. V. Drozdov

1Candidate of Psychological Sciences Associate Professor, Department of Psychology

e-mail galka.larina@yandex.ru 2Junior Researcher, Social and Psychological Laboratory e-mail serega.drozdov2012 @yandex. ru

Kursk State University

The article presents the results of a theoretical and empirical study of the phenomena of a small group of cohesion and organization. These phenomena are highlighted in different concepts. The aim of the study was to compare them. The results of the study showed a statistically significant relationship between organization and cohesion in student groups. Keywords: solidarity, organization, student group.

Решающую роль в человеческих взаимоотношениях играют группы. Они влияют на наше восприятие и установки, обеспечивают поддержкой при стрессовых ситуациях, воздействуют на наши поступки и принимаемые решения.

Отечественные исследователи малых групп изучали их взаимодействие, общение и совместную жизнедеятельность. В процессе этого взаимовлияния возникает новый социально-психологический феномен - отдельное целое, не похожее на сумму двух и более личностей, в котором проявляются новые, разноплановые социально-психологические феномены [Донцов 1979; Петровский 1978; Чернышев 2019].

Изучая любую группу, мы сталкиваемся с понятиями «организованность» и «сплоченность». В параметрической концепции Л.И. Уманского организованность группы является одним из главных параметров развития группы [Чернышев 2019].

Организованность группы - способность группы как коллективного субъекта совместной деятельности к активной перестройке неупорядоченных групповых состояний в упорядоченные, определенные. Проявляется групповая организованность в умении группы самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределенности, а в условиях определенности эффективно и отлаженно достигать групповые цели, обеспечивать единство и слаженную работу. Групповая способность создавать из хаоса гармоничную систему обеспечивает усиление взаимонаправленного стремления, которое в непараметрической теории часто определяют как сплоченность. Организованность группы определяет ее сплоченность - характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных отношений и взаимоотношений в группе. Сплоченной считается такая группа, члены которой стремятся навстречу друг другу. Сплоченность малой группы глубоко и основательно прорабатывалась на методологическом, теоретическом и эмпирическом уровнях отечественными и зарубежными учеными (В.В. Шпалинский, Р.С. Немов, А.И. Донцов, В.А. Богданов, А.В. Петровский и д. р.) [Петровский 1978]. Однако в природе этого феномена и по сей день еще очень многое остается неясным. Наряду с этим можно отметить наличие множества подходов в определении сплоченности.

Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг., когда под руководством Л. Фестингера были выполнены первые специальные исследования. Л. Фестингер был первопроходцем в формулировании данного феномена, использовал физические термины, что оказало влияние на возникновение последующих зарубежных и отечественных подходов к изучению конечного итога воздействия сохранения целого из слагаемых элементов [Донцов 1979].

Американские ученые активно отстаивают гедонистический подход в исследовании сплоченности, поскольку считают, что силой удержания человека в группе является стремление к получению удовольствия. Но удовольствие оценивается личностью субъективно. То есть субъективные представления о комфортности нахождения в группе, о возможностях реализации личностной свободы являются ведущими факторами стабильности нахождения человека в группе. В развитие этой мысли можно предположить, что, если человек в других членах группы или группы как целого «увидит» источник удовлетворения основных потребностей и желаний, он в этой группе останется на длительное время. А.И. Донцов считает факторами сплоченности степень привлекательности собственной группы и силу притяжения других доступных групп. Здесь мы встречаем введение внешнего признака источника удовольствия - привлекательность. Получается, что, если люди в группе уже состоят, она считается клиентоориентированной, и пока это качество она сохраняет для своих членов, ее жизнедеятельность будет эффективной [Донцов 1979].

С пониманием коллектива как идеала группового развития в отечественной психологии до 90 гг. ХХ в. связано понятие сплоченности с коллективистским самоопределением. Психологическое единство в группе возникает на основании общности человеческих ценностей, близости представлений членов коллектива о том, какое трудовое поведение приемлемо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе, стиль и методы работы, и о других важных сторонах ее жизнедеятельности. Хотя и Л.И. Уманский и А.В. Петровский указывали на высокий уровень организованности и ЦОЕ в группах асоциальной направленности [Петровский 1978; Чернышев 2019].

A.С. Чернышев признаком коллектива считает степень согласованных действий, или единство мнений и действий. Эти же слова или их синонимы мы находим в характеристиках группы-коллектива. Причем в мониторинге группового развития видно, что чем ближе к коллективу, тем больше и качественнее представлены эти термины [Чернышев 2019].

B.В. Шпалинский считает, что при использовании традиционных методических процедур представление о сплоченности как коммуникативном объединении людей более или менее адекватно отражает реальный феномен диффузных групп. Автором ставится задача поиска более информативных параметров групповой сплоченности, которые включали бы в себя не только эмоционально-психологические, но прежде всего содержательные социально-психологические характеристики [Петровский 1978].

В качестве характеристик сплоченности А.В. Петровский, исходя из концепции деятельностного опосредования групповой активности, предложил выделить ценностно-ориентационное единство, коллективистскую идентификацию и самоопределение. При этом, как подчеркивает А.В. Петровский, феномены ценностно-ориентационного единства, коллективистского самоопределения и идентификации детерминируют важнейшие социально-психологические характеристики живого социального организма коллектива [Там же].

В практической работе термин «сплоченность» является одним из самых употребляемых. Руководители всех видов и типов групп основной целью своей деятельности ставят повышение сплоченности. Нами для сравнения были взяты группа студентов 1-го курса и группа студентов - членов студенческого психологического клуба «Бумеранг».

Представляют интерес цели и задачи клуба «Бумеранг». Студенческий психологический клуб «Бумеранг» был образован 12 апреля 2000 г. при кафедре психологии Курского государственного университета. Он строился на основе принципов системного, деятельностного, личностного, субъектного подходов и параметрической теории малой группы Л.И. Уманского, А.С. Чернышева. Целью образования клуба являлось психолого-педагогическое сопровождение летнего отдыха детей и молодежи. Кроме того, были поставлены цели повышения практической подготовки студентов психологов и развития теорий малых групп. Для реализации целей также была сформулирована программа деятельности клуба, которая носила развивающую, научную, образовательную и практико-психологическую направленность.

Научное направление осуществляется студентами как выбор практической психологической проблемы и дальнейшее ее исследование. Продуктом данного направления являются рефераты, научные статьи, курсовые и дипломные работы студентов. Кроме того, студенты активно участвуют в научных конкурсах и конференциях.

Образовательное направление осуществляется как глубокое изучение психологических дисциплин, в этом студентам психологического клуба «Бумеранг» помогает профессорско-преподавательский состав кафедры психологии. Технология решения данной проблемы определяется организацией лекций по разделам психологии а также практических занятий.

Практическое направление развивается при поддержке педагогов-психологов региона, которые преподают студентам психологические технологии и имеют богатый личный профессиональный опыт, а также специалистов по организации летнего отдыха детей и молодежи.

На протяжении двадцати лет практика выдвигает свой запросы. В каждый период они зависят от развития отечественной системы образования. Созданы

несколько моделей психологических служб летнего оздоровительного отдыха детей, которые используются в профильных центрах, воплощаются на базе Курского государственного университета.

Об успешной деятельности клуба позволяют говорить исследования личностных особенностей его членов. Эмпирические исследования идут в плане научной деятельности студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей КГУ. У студентов психологического клуба «Бумеранг» повышается учебная мотивация, возрастают результаты учебно-профессиональной деятельности, формируется социально ориентированная система ценностных ориентаций, социальных представлений [Ларина 2019].

Психологическое просвещение идет по актуальным проблемам психологии -структура, функции психики, психология познавательных процессов, психология субъектов труда, психология учебной деятельности, психология возраста, психология способностей, психология девиаций, психология взаимоотношений и т.д. Психологическое просвещение проводится для педагогов, администрации, детей и их родителей по базовым и актуальным вопросам [Ларина 2019а].

На сегодняшний день студенческий клуб как модель психологической службы охватывает школьников в процессе учебного года и летнего отдыха, и студентов высшего учебного заведения.

Нами для сравнения были взяты группа студентов 1-го курса и студенты - члены студенческого психологического клуб «Бумеранг».

Цель исследования - изучить организованность и сплоченность студенческой группы.

Объект исследования: студенческая группа.

Предмет исследования: организованность и сплоченность студенческой группы.

Задачи исследования:

- теоретический анализ работ, посвященных проблеме организованности в малой группе;

- разработка методического блока и организация и проведение эмпирического исследования;

- обработка и анализ полученных данных и выводов по исследованию;

Гипотеза исследования: организованность студенческой группы зависит

от сплоченности участников группы. Чем выше сплоченность, то есть единство и устойчивость межличностного взаимодействия между студентами, тем выше уровень организованности.

Методы исследования: карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников ( Л.И. Уманский, А.С. Чернышов), аппаратурная методика «Арка» (С.В. Сарычев, А.С. Чернышов), определение опосредованной групповой сплоченности (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева), экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С. Чернышов, С.В. Сарычев).

Эмпирическая база исследования. Студенты Курского государственного университета всего 75 человек (40 студентов 1-го курса и 35 членов студенческого психологического клуб «Бумеранг»).

Для исследования уровня развития качеств, присущих группе студентов, нами была проведена методика «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников (студентов)».

Сравнивая результаты у студентов 1 курса (среднее значение 174), можно сделать вывод о том, что у первокурсников не развиты качества, которые влияют на активность группы, её организованность, интеллектуальную коммуникативность и психологический климат в группе в целом, - соответствует диффузной группе.

Говоря о результатах (среднее значение 234) исследования членов студенческого психологического клуба «Бумеранг», следует отметить, что в клубе преобладает понимание, уважительное отношение друг к другу, умение прийти на помощь в нужный момент, коллективное решение всех задач поставленных перед группой группа, что соответствует группе-автономии.

При сопоставлении результатов методики «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников (студентов)» был произведен расчет х2. Вероятность р=0,01, получаем табличное значение 76,2, что меньше рассчитанного 81,2. Исходя из полученных расчетов, можно сделать вывод о том, что уровень значимости больше 0,01, а это говорит о наличии существенных различий между группами.

Результаты изучения опосредованной групповой сплоченности на 1-м курсе и членов студенческого психологического клуб «Бумеранг» показали следующее. Для человека как члена коллектива студенты на первое место поставили деловые качества (22%). Достаточно важными в этом аспекте для них являются эмоциональные качества (25%), в то время как на моральные качества пришлось меньше всего выборов (18%). Несмотря на то что деловым качествам в исследуемой группе отводится менее 30%, сплоченность в группе высокая (сумма деловых и моральных качеств выше 40%).

Студенты - члены студенческого психологического клуба «Бумеранг» считают одинаково значимыми качествами для человека как члена коллектива и моральные (42%) и деловые качества (51%), эмоциональные имеют значение 38%. Если рассматривать сплоченность в разрезе только деловых качеств, то уровень будет высоким, но при рассмотрении деловых и моральных качеств одинаковым.

Критерий х2 для группы студентов 1-го курса и студенческого психологического клуба «Бумеранг» при р=0,05 равен 67,5 а наше значение выше и равно 70,1, то оно значимо на 5% уровне.

Результаты исследования в группе студентов 1-го курса показали, что взаимодействие находится на низком уровне (1,5-3,5). Иерархия и вариативность во взаимодействия - 2,66, самостоятельность и вариативность во взаимодействии - 2,5, включенность во взаимодействие - 2. Групповое значение - 2,4.

Взаимодействие в группе студенческого психологического клуба «Бумеранг» находится на высоком уровне - 6,6. Иерархия и вариативность во взаимодействия - 6,1, самостоятельность и вариативность во взаимодействии - 6,5, включенность во взаимодействие - 7,2. Групповое значение - 6,6.

При сопоставлении результатов методики исследования экспертной диагностики был произведен расчет х2. Вероятность р=0,01, получаем табличное значение 76,2, что меньше рассчитанного 83,2. Уровень значимости больше 0,01, а это говорит о наличии существенных различий между группами.

Для уточнения полученных данных с помощью опросных методов мы провели эксперимент с моделированием совместной деятельности группы с помощью прибора «Арка». Данная аппаратурная методика, разработанная в Курской социально-психологической школе, позволяет изучить разные групповые феномены, в том числе единство групповых мнений и действий.

Результаты группы студентов 1-го курса. Коэффициент организованности группы. Сборка на время: 1 (затраченное на сборку время) - 81 секунда, Т0 (эталонное время) - 19 секунд, Ь (коэффициент организованности группы) - 0,21. Сборка с отчетом о затраченным времени каждые 10 секунд: 1 - 95 секунд, Т0 - 16 секунд, Ь -0,17. Сборка с фиксацией ведущей руки: 1 - 72 секунды, Т0 - 22 секунд, Ь - 0,31. ¿ср= 0,23.

В данной группе низкий уровень единства мнений и психологического настроя.

Анализируя сборку арки в данной группе, следует отметить, что студенты уже знакомы с этой аппаратурной методикой, но сами никогда арку не собирали. Группа была положительно настроена и очень заинтересована сборкой «Арки». В целом группа достаточно спокойно и организованно собирала «Арку на всех этапах. На первых двух участники в основном проговаривали номера деталей арки и последовательность их соединения. Во время сборки «Арки» одной рукой было отмечено, что в группе есть лидер, который брал на себя самые ответственные моменты и координировал действия других участников. Как видно из полученных результатов, уровень единства мнений и психологического настроя повышается при проведении совместной деятельности.

Результаты аппаратурной методики «Арка» в группе студенческого психологического клуб «Бумеранг». 1 группа (5 чел.), сборка на время, исполнение - 40 секунд; 2 группа (5 чел.), сборка на время, исполнение - 39 секунд; 3 группа (5 чел.), выборка из всей группы, сборка с отчетом о затраченным времени каждые 10 секунд, исполнение - 85 секунд; 3 группа (5 чел.), выборка из всей группы, сборка с фиксацией ведущей руки, исполнение - 64 секунды.

Коэффициент организованности группы. Сборка на время: 1 - 40 секунд, Т0 -19 секунд, Ь -0,48. Сборка с отчетом о затраченным времени каждые 10 секунд: 1 -85 секунд, Т0 - 16 секунд, Ь - 0,2. Сборка с фиксацией ведущей руки: 1 - 64 секунды,Т0 - 22 секунды, Ь - 0,33. ¿ср= 0,33.

В изучаемой группе студенческого психологического клуба «Бумеранг» отмечен средний уровень развития единства мнений и психологического настроя.

Группа была позитивно настроена на предложенное им задание собрать «Арку». Студенты этой группы работали достаточно четко и слаженно. На всех этапах сборки студенты активно общались между собой, помогая и подсказывая друг другу. Особенность сборки в этой группе состоит в том, что ребята на всех этапах работали очень слаженно, а реплики были более полные и развернутые. Среди всех групп, которые собирали «Арку», именно эта справилась с заданием быстрее других. Исходя из этого, можно предположить, что маленькие группы - наиболее сплоченные между собой. Это подтверждает и расчет единства мнений и настроя.

На основании анализа полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. «Карта-схема психолого-педагогической характеристики школьников (студентов)» показала уровень развития коллектива. Первый курс соответствует диффузной группе, а студенты психологического клуб «Бумеранг» соответствуют группе - автономия.

2. По результатам исследования опосредованной групповой сплоченности среди студентов 1-го курса и студентов - членов психологического клуба «Бумеранг» можно сделать вывод о том, что группы значимо расходятся во мнениях.

3. Результат проведения аппаратурной методики «Арка» показал, что группа 1-го курса и группа студентов - членов психологического клуба «Бумеранг» имеют значимые различия.

4. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что сплоченность в студенческих группах 1-го курса и психологического клуба «Бумеранг» зависит от разнообразия и качества выполняемой совместной деятельности.

Таким образом, сплоченность группы и организованность являются похожими, но разными социально-психологическими феноменами и требуют дальнейшего эмпирико-экспериментальных исследований посредством сочетания различных научных подходов.

Библиографический список

Донцов, А. И. Проблемы групповой сплочённости / А. И. Донцов. - Москва : Изд-во МГУ, 1979. - 128 с. - Текст : непосредственный.

Ларина, Г. Н. Студенческий психологический клуб как модель психологической службы системы образования региона / Г. Н. Ларина. - Текст : непосредственный // Вестник практической психологии образования. - 2019. - № Б4 (4). - С. 104-110.

Ларина, Г. Н. Технологии формирования свободы студенческих групп / Г. Н. Ларина. - Текст : непосредственный // Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции (г. Севастополь, 12-13 апреля 2019 г.) / составитель В. В. Головин. - Севастополь: Рибест, 2019а. - С. 277-280.

Петровский, А. В. Социальная психология коллектива : учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. -Москва : Просвещение, 1978. - 176 с. - Текст : непосредственный.

Чернышев, А. С. Параметрическая теория малых групп и коллективов / А. С. Чернышев, , С.В. Сарычев. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2019. - 265 с. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.