группах по сравнению с числом испытуемых, продемонстрировавших этот же уровень в соответствующих контрольных группах (см. табл. 2).
На конец эксперимента при оценке теста по выявлению уровня сформированности исследуемого качества в экспериментальных группах число таких студентов увеличилось на оптимальном и допустимом уровнях на 8 человек в ЭГ-1 и на 4 человека в ЭГ-2, тогда как в контрольных группах прирост составил 1 и -3 человека соответственно. При проведении опроса по выявлению уровня сформированности в экспериментальных группах число студентов увеличилось на 1 человека в ЭГ-1 и на 2 человека в ЭГ-2, в то же время в контрольных группах прирост составил 1 и 1 человек соответственно!
Таким образом, экспериментальная проверка эффективности реализации модели педагогического процесса формирования ЭМ у студентов и достигнутые в ходе диссертационного исследования результаты подтверждают гипотезу о положительном влиянии предложенной модели педагогического процесса на формирование исследуемого качества у студентов вузов, поскольку условия ее организации побуждают студентов к овладению системой знаний и умений в эколо-го-образовательном процессе, их творческому применению в различных жизненных ситуациях; помогают решать на теоретическом уровне экологические проблемы и задачи, выбирать способы и средства их решения, самостоятельно строить и корректировать экологическую деятельность и определять наиболее эффективные применительно к конкретной ситуации; осуществлять рефлексию, необходимую для дальнейшего профессионального, творческого роста и самореализации личности.
Примечания
1. Towards developing new teacher competencies in response to mega-trends in curriculum reforms. Bangkok, 2002.
2. Клубов С. В., Прозоров Л. Л. Геоэкология: русско-английский понятийно-терминологический словарь. Изд. 2-е, доп. М.: Научный мир, 2002. С. 146.
3. Можаров М. С., Бойченко Г. Н. Когнитивное моделирование как метод исследования педагогических систем // Современная организация учебного процесса в высшей школе: [интернет-конференция]. URL: http://conf-vlad.narod.ru/19.html
4. Ямбург Е. А. Управление развитием адаптивной школы. М.: PerSe, 2004. 366 с. (Культурно-историческая педагогика.)
5. Кузьмина Н. В., Полянин В. А. Законы развития фундаментального образования в регионе // Школьные технологии. 2009. № 1. С. 3-12; Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. М.: Изд-во «Народное образование», 2002. 208 с.
6. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
УДК 159.923.2:821(489)
Я. А. Заломов
ТИПЫ ОДИНОЧЕСТВА В СКАЗКАХ Г.-Х. АНДЕРСЕНА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В данной статье представлены результаты психологического анализа текстов сказок Г.-Х. Андерсена. На основе анализа философских, литературоведческих и психологических литературных источников определены критерии одиночества. Анализ текстов двадцати шести сказок Г.-Х. Андерсена позволил выделить пять типов одиночества: одиночество изгоя, одиночество брошенного, одиночество как следствие плохого характера, конструктивное одиночество и одиночество как миссия. Предпринята попытка описать данные типы одиночества.
This article presents the results of a psychological analysis of texts stories by Hans Christian Andersen. Based on the analysis of philosophical, literary and psychological literature we defines the criteria of loneliness. Based on the analysis of texts of twenty-six stories of Hans Christian Andersen, we have identified five types of loneliness: lonely outcast, abandoned solitude, loneliness, as a consequence of bad character, constructive loneliness and loneliness as a mission. We made attempt to describe these types of loneliness, using an analysis of characters in stories by GH Andersen.
Ключевые слова: Г.-Х. Андерсен, одиночество, критерии одиночества, психологический тип одиночества.
Keywords: Andersen, experience of loneliness, loneliness, criteria of loneliness, psychological type of loneliness.
С проблемой одиночества так или иначе сталкивается каждый живущий на Земле человек. Одиночеству посвящены многочисленные философские и психологические исследования. В числе авторов, для которых проблемы одиночества стали особенно значимыми, можно назвать Э. Фромма, И. Ялома, У. Садлера, К. Роджерса и др. Особое место в работах исследователей отводится изучению типов одиночества, которое может быть деструктивным или конструктивным, вызвано внешними или внутренними причинами, быть хроническим или эпизодическим. Одиночество переживается настолько же субъективно, насколько уникальна личность человека.
Творчество Г.-Х. Андерсена буквально пронизано нотами одиночества. Героев его произведений вряд ли можно назвать безоговорочно счастливыми - кто-то из них замерзает на холодном ветру, кто-то застыл в гордом самолюбовании, кто-то всю жизнь ищет родную душу и не находит. Истории одиночества персонажей сказок Г.-Х. Андерсена перекликаются с жизнью самого автора: три неразделённые любви, не уто-
© Заломов Я. А., 2011
лённая никем из его друзей жажда глубоких отношений, смерть в пустом доме после тяжёлой болезни. Одиноких людей, похожих на персонажей сказок Г.-Х. Андерсена, нетрудно встретить и в современной реальной жизни. Вот горделиво вышагивает Воротничок, вот собирает крошки хлеба Девочка со спичками, а вот с грустью и тоскою вспоминает молодость старик фонарь.
Сказки Г.-Х. Андерсена являются бесценным материалом для психологического исследования феномена одиночества и исключительно полезны для воспитания гуманности и жизнестойкости, оптимизма и веры в себя, могут применяться для оказания психологической и психотерапевтической помощи страдающим от одиночества людям.
В данной статье мы попытаемся проанализировать типы одиночества, отраженные в персонажах сказок Г.-Х. Андерсена. На основе анализа текстов двадцати шести сказок Г.-Х. Андерсена [1] нами были выделены пять типов одиночества: одиночество изгоя, одиночество брошенного, одиночество вследствие плохого характера, конструктивное одиночество и одиночество как миссия. Называя и описывая типы одиночества, мы опирались на ряд литературоведческих работ [2], а также на философские и психологические исследования [3]. Критериями одиночества героев и их типологии выступили социальная изолированность, неприятие героя окружением, осознанность одиночества, чувство собственной «пло-хости», инфантильность чувственной сферы.
Одиночество изгоя - один из самых распространенных типов одиночества, наиболее остро переживаемых героями Г.-Х. Андерсена. Страданиям подвергаются добродушные и искренние персонажи, которые несмотря на побои и унижения все же остаются открытыми миру. Изгои жестоко отвергаются по той причине, что они не такие, как все. Страдает от злых мальчишек паренёк в сказке «Аисты», записанный в число врагов сверстниками потому, что он заступился за аистят, которых травили мальчишки. От побоев прячется Гадкий утёнок, храня веру в то, что мир когда-нибудь станет добрее. Красной нитью в произведениях Г.-Х. Андерсена проходит тема родительского отторжения. В скитаниях по морям проходит жизнь сына Анны Лисбет: нежеланный ребёнок вырос некрасивым, угрюмым и чёрствым и, не найдя своего места в жизни, рано погибает. От унижений матери страдает и мальчик из сказки «Бронзовый кабан», который мог оставаться не тронутым лишь выпросив деньги на паперти. Без любви отца растёт Девочка со спичками, согреваясь только воспоминаниями о бабушке -доброй и заботливой душе.
Психологическое состояние одиночек-изгоев характеризуется выраженным дефицитом при-
нятия, одобрения и поддержки. Вместе с тем активное отторжение со стороны сверстников и родителей приводит к ощущению никчёмности, чувству «плохости», бессмысленности существования. Осознание «пропасти» между «Я» и другими рождает страх и тревогу. Ситуация отторжения является настолько болезненной, что герои стараются хоть как-то отдалиться от гнетущих их обстоятельств: Гадкий утёнок прячется от побоев в кустах, Девочка со спичками уходит в мир фантазий, сын Анны Лисбет покидает дом. Но физическая дистанция не приносит успокоения.
Карл Голдберг [4] усматривает причину одиночества изгоев в потребности «отказа от настоящего». Личность застывает в своих переживаниях, отодвигая реальный мир на второй план. С течением времени человек может всё чаще переносить ответственность за свою жизнь и поступки на других людей. Американский социолог Дэвид Рисмен [5] полагает, что подобное отчуждение от своих чувств влечёт за собой излишнюю ориентированность на других людей. Человек постепенно заменяет сферу своих потребностей ожиданиями коллег и знакомых. Подкреплением для такого поведения становится одобрение социума - в обмен на «спасибо» исполнитель берёт всё большее и большее количество поручений. Но путь к себе - это путь одиночества. «В той мере, в какой человек отвечает за собственную жизнь, он одинок», - пишет американский психолог и психотерапевт Ирвин Ялом [6]. Автор считает, что одиночество является ресурсным состоянием и лишь наедине со своими чувствами и мыслями человек приходит к глубокому и полному пониманию себя. Когда одиночество воспринимается героем как ресурсное состояние, судьба приводит его к счастью, благополучию и благоденствию. Так, Ганс Чурбан, отверженный отцом и братьями, находит счастье в семейной жизни благодаря своему простодушию и смекалке. Улитки, живущие изолированно от всех в сказке «Счастливое семейство», не знают горя, уединение является их добровольным выбором. Самодостаточен, весел и добр старичок из сказки «Бузинная матушка» - он живёт любовью к миру и к детишкам.
Конструктивная сила одиночества, наряду с ее пагубными последствиями, была отмечена ещё Аристотелем, который утверждал, что «в одиночестве человек либо Бог, либо зверь». Позитивный опыт своей двухлетней изоляции описал западный мыслитель Генри Торо в книге «Уолден, или Жизнь в лесу» [7]. Американские исследователи Садлер и Джонсон говорят о наличии в чувстве одиночества познавательного момента [8]. Одиночество - знак «самости», оно позволяет искать и находить ответ на вопрос: «кто я такой
в этой жизни?» Таким образом, способность быть одному может рассматриваться как важнейшее умение, необходимое для личностного и духовного роста человека.
Одиночество, связанное с ненужностью и бро-шенностью, переживается в основном одушевлёнными персонажами - предметами сказок Г.-Х. Андерсена. Страдает от никчёмности Старый уличный фонарь - он, как старик, покинутый всеми родными, вспоминает молодость: как приносил пользу людям, как общался с другими фонарями, как мечтал о восковой свече. И вот теперь пришло его время отправляться на переплавку - обрести вечный покой. Конец в огне настигает и новогоднюю ёлку, ещё совсем недавно радовавшую окружающих своими огоньками. Ощущает свою ненужность и старый Репейник из сказки «Судьба репейника» - всё его существование наполнено мечтами о прекрасном будущем. Чувство ненужности сопровождает персонажей, которые когда-то приносили пользу людям, а теперь пребывают в одиночестве. Выходя за рамки метафоры, мы можем назвать переживания этих героев одиночеством пожилых людей, покинутых и забытых. Основная черта, присущая этим персонажам, - склонность испытывать ностальгические чувства, потребность анализировать своё прошлое, вспоминать радость ушедших дней.
Мы видим, что здесь представлен еще один психологический аспект одиночества. Постепенно отдаляясь от людей и вещей, личность может терять чувство своей причастности к миру. Эрих Фромм называет такое состояние «моральным одиночеством» [9], возникающим из-за отсутствия связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями. Э. Фромм видит избавление от одиночества в утверждении ответственной позиции за свою жизнь, за свои чувства и поступки. Китайский исследователь Xinyue Zhou [10] полагает, что ностальгические переживания помогают личности преодолевать ситуацию одиночества. С одной стороны, человек испытывает меньшую социальную поддержку, с другой - концентрируется на прошлом позитивном опыте, раскрывает свои личностные ресурсы. Подчеркнём, что формирование позитивной картины прошлого и реализация личностного потенциала в настоящем - один из путей к продуктивной и счастливой жизни в пожилом возрасте и старости. Как отмечает Н. Ф. Шахматов [11], существенным фактором в восприятии мира человеком выступает не столько объективная изоляция, сколько отношение к ней. Осознание непонимания и безразличия со стороны окружающих определяет для пожилых людей содержание их размышлений и жалоб.
Одиночество как следствие плохого характера. Многие персонажи Г.-Х. Андерсена ос-
таются в одиночестве вследствие своих негативных качеств. Хвастлив и эгоцентричен Воротничок, самовлюблённостью отличается Чулочная подвязка, горделив и высокомерен Флюгерный петух, осознанно и решительно замыкается в себе улитка из сказки «Улитка и розы», которой нет дела до внешнего мира. Посредством самоизоляции герои утверждают своё право на одинокое существование. Мнимое чувство могущества и инфантильного превосходства позволяет им чувствовать себя независимо, а значит, «не нуждаться» в ком-либо. Автор почти ничего не говорит о чувствах таких персонажей, кажется, их мир лишён переживаний. И это порой действительно так.
Как показывают психологические исследования, в таких случаях за внешней суетой и «важностью» собственной персоны может скрываться панический страх реальной жизни, страх её многообразия и глубины. Личность игнорирует решение глубинных вопросов, создавая вокруг себя «суету одиночества». Это состояние подробно описал представитель экзистенциального направления в психологии Кларк Мустакас [12]. Автор полагает, что поверхностные контакты и бесконечная воронка «дел» отдаляют личность от осознания себя, решения существенных жизненных проблем. 3. Фрейд [13] раскрывает портрет одинокого человека через такие особенности личности, как подчёркнутая ориентация на себя и стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд. Неутолимое желание «быть в центре» рождает эмоциональную холодность и одиночество. Психоаналитик Дж. 3илбург [14] также видит причины одиночества в самом человеке. Такие черты личности, как нарциссизм, мания величия, стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества, ведут к самоизоляции индивида.
Идею одиночества как сознательного избранного способа существования продолжает в творчестве Г.-Х. Андерсена линия одиночества как миссии. Так, Бутылочное горлышко исполняет роль посредника между прошлым и настоящим: принимая своё одиночество как должное, оно хочет быть нужным и в настоящем. Роза с могилы Гомера считает долгом всю свою жизнь рассказывать другим о великом творце. Птица Феникс, каждое столетие сгорая в пламени и возрождаясь из него, приносит людям счастье, хотя сама блуждает «бесприютная и одинокая». С одной стороны, ни Бутылочное горлышко, ни Роза, ни птица Феникс не в силах изменить свою судьбу - она словно предписана им свыше. С другой стороны, осознание благой миссии помогает персонажам наполнять своё существование смыслом. Одиночество этих персонажей бытийно, выступает как заданность и данность.
Примечания
1. Андерсен Г.-Х. Сказки. Истории. Новые сказки и истории. М.: Наука, 1995; Андерсен Г.-Х. Сказки, рассказанные детям. Новые сказки. М.: Наука, 1983; Андерсен Г.-Х. Полн. собр. соч. URL: http:// andersen.com.ua
2. Гребнек Б. Ханс Кристиан Андерсен: Жизнь. Творчество. Личность. М.: Прогресс, 1979; Жулано-ва Н. Король сказки: к 195-летию со дня рождения Х.-К. Андерсена // Костёр. 2000. № 4. URL: http:// www.kostyor.ru/tales/tale29.html; Шукшина Е. Денежка для господина Андерсена. М.: Планета детства, 1999.
3. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. М.: Философия свободного духа, 1994; Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990. С. 212-232; Леонтьев Д. А, Осин Е. Н, Салихова А. Ж. Переживание одиночества: негативные и позитивные аспекты // Психология общения: тренинг человечности: тез. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию со дня рождения Л. А. Петровской. М.: Смысл, 2007. С. 320-322; Майле-нова Ф. Г. Два пика одиночества // Человек. 2002. № 2; Садлер У. А. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества: пер. с англ. сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 53-76.
4. Слободчиков И. М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование. 2007. № 3. C. 27-35.
5. Зборовский Г. Е. История социологии. М.: Гар-дарики, 2004. С. 429-431.
6. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальная психотерапия. М., 2000. C. 236-251.
7. Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу. М., 1962.
8. Садлер У. А. Указ. соч.
9. Фромм Э. Человек одинок // Иностранная литература. 1966. № 1. С. 230-233.
10. Xinyue Zhou. Counteracting Loneliness: On the Restorative Function of Nostalgia / Xinyue Zhou. Psychological Science. 2008. № 19. P. 1022-1029.
11. Шахматов H. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996.
12. Покровский H. Е. Лабиринты одиночества [Пер. с англ.] / сост., общ. ред. и. предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.
13. Марцинковская Т. Д. История психологии. М.: Изд. центр «Академия», 2004. C. 377-379.
14. Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству [Пер. с англ.] / сост., общ. ред. и пре-дисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. C. 152-158.