УДК 316.6 ББК (С)60.56
Анна Ивановна Михайлова
аспирант,
Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Осмысление феномена одиночества как социального явления
Дана трактовка понятия «одиночество». Отмечается, что все имеющиеся учения о природе одиночества разделены на два основных научных подхода, рассматривающих данную категорию как индивидуальное и социальное явление. Одиночество как индивидуальное явление способствует самосовершенствованию личности через уход от реальности. В настоящее время обозначенный тип одиночества не теряет своей актуальности, например в духовных практиках.
Выявлено, что социальное одиночество - феномен ХХ в., появившийся в результате трансформаций социальных отношений. Приведены различные современные классификации социального одиночества, разработанные как отечественными, так и зарубежными авторами. Акцентируется внимание на причинах, особенностях социального одиночества. Значительный интерес представляют определённые социальные группы, среди которых одинокие мужчины, в том числе одинокие отцы.
Ключевые слова: индивидуальное одиночество, социальное одиночество, социальные отношения, мужское одиночество, одинокие отцы.
Anna Ivanovna Mikhailova
Postgraduate Student, Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Comprehension of Loneliness Phenomenon as a Social Phenomenon
The interpretation of the concept “loneliness” is given. It is noted that all available studies of loneliness nature are divided into two main research approaches which represent this category as an individual and social phenomenon. Loneliness as an individual phenomenon promotes self-identity through the escape from reality. Currently stated type of loneliness does not lose its relevance, for example, in spiritual practices.
It was revealed that social isolation, the phenomenon of the twentieth century, appeared as a result of the social relations’ transformation. Various modern classifications of social isolation, developed by both domestic and foreign authors are given. The paper focuses on the causes and characteristics of social isolation. Certain social groups, including single men, single fathers, present considerable interest.
Keywords: individual loneliness, social isolation, social relationships, male loneliness, single fathers.
Одиночество - одна из самых острых социальных проблем, затрагивающая изначальные основы человеческого бытия.
Феномен одиночества имеет многовековую историю и сопровождает человечество на каждом этапе его существования. При этом одиночество бывает разных видов и разной степени проявления.
С античных времён существует двоякое отношение к одиночеству. С одной стороны, учёные рассматривают его как положительное явление в жизни человека (одиночество как детерминанта креативной деятельности -
Н. П. Романова, В. С. Дробышевский), с другой стороны, видят в нём негативный характер -как причину деструкции личности [11].
Одиночество как сложный социальный феномен является объектом изучения философии, психологии, социологии, антропологии, социальной философии и других наук.
В настоящее время понятие «одиночество» имеет большое количество разнообразных трактовок. Например, американский учёный Р. Вейс рассматривает одиночество как «состояние, вызванное отсутствием тесной интимной привязанности» [4, с. 54]. В новейшем философском словаре одиночество трактуется как «состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации», т. е. в состоянии изоляции от общества, в результате чего личность ощущает разрыв социальных связей, чув-
90
© А. И. Михайлова, 2013
ство неудовлетворённости от общения и т. д. [7]. Многими учёными делались попытки исследовать природу одиночества. Все знания и учения об одиночестве в настоящее время можно разделить на два основных научных подхода в исследовании феномена одиночества - как индивидуального и социального явления [12].
Первоначально одиночество представляло собой некую абстрактную философскую категорию, обозначавшую способ ухода от реальности с целью самосовершенствования.
Одиночество несло созидающее начало души человеческой. В какой-то мере это послужило появлению такого психологического метода, как интроспекция (самоанализ).
В начале ХХ в. российское общество стало свидетелем значительных трансформаций, сопровождавшихся социально-экономическими преобразованиями, сменой устоявшихся психологических стереотипов и ценностных ориентаций личности, приведших к различным последствиям, в частности особенно остро встала проблема социального одиночества.
Как справедливо отмечает Т. И. Гольман, становление рыночных отношений, формирование института частной собственности сопровождались насильственной ломкой социальных отношений, психологии и массового сознания людей, что привело к деформации самосознания населения. Особенность социального одиночества состоит в том, что как у отдельного индивида, так и у целых слоёв общества рвутся связи с окружением, в котором и благодаря которому, протекала их жизнь, когда они осознавали себя полноценными членами социума. Психоэмоциональная напряжённость, проявляющаяся в динамике массового сознания, отражает процесс усиления социального одиночества: возрастание страха, осознания бессилия, потерю связи с обществом, веры в завтрашний день. Одиночество как переживание вызывается множеством причин объективного и субъективного характера, зависящих как от микросреды, так и от макросреды [2, с. 76].
Согласно Н. П. Романовой, И. И. Осин-скому, в ХХ в. обозначается социологический подход к изучению одиночества, трактующий данный феномен как «явление типичное, свойственное широким и самым различным слоям населения» [12].
Одиночество как негативное явление современного общества активно исследуется в трудах западных философов и психологов. По-
мимо глубинного исследования природы социального одиночества учёными приводятся иные типы одиночества, которые возможно толковать и как индивидуальные проявления данного состояния, и как разновидность социального одиночества.
Р. Вейс, родоначальник интеракционист-ского подхода в исследовании феномена «одиночество» [4, с. 116], вводит такие понятия, как «эмоциональное одиночество» и «социальное одиночество».
В его трудах одиночество трактуется как «состояние, вызванное отсутствием тесной интимной привязанности». Следует отметить, что слово «привязанность» подразумевает наличие определённой связи между людьми или зависимости. Существование такой связи говорит о том, что человек не одинок.
Социальное одиночество Р. Вейс определял как «отсутствие доступного круга общения и удовлетворения социальных связей. Чувство изгнания, неприятия и т. п. являются основными формами его выражения. Такой тип одиночества мучителен и сопровождается разнообразными отрицательными эмоциями -ощущением скуки, грусти, тоски, отчаяния, подавленности, жалости к себе, отверженности, неполноценности и т. д.». [4, с. 24-25].
В процессе исследования феномена одиночества западными учёными выдвинуто множество классификаций, определяющих сущность данного явления.
Например, У. Садлером выдвигается четыре измерения одиночества, которые представлены в неразрывной связи: 1) космическое; 2) культурное; 3) социальное; 4) межличностное.
Космическим измерением одиночества обозначается самовосприятие человека в мире, смысл существования на земле, вера в судьбу и т. д. Культурное одиночество проявляется у людей, которые ощущают, что их связь с собственным культурным наследием порвана или общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира [4, с. 33, 39]. Социальное и межличностное измерения одиночества ориентированы на связи, отношения, взаимодействие индивидов и групп. Таким образом, на анализе последних двух видов измерения одиночества заострим внимание.
Социальное одиночество учёным трактуется следующим образом: «понятие “социальное”. в первую очередь, применимо к особым группам в обществе, а не к обществу в целом. К данному типу одиночества можно отнести формы частич-
ной социальной изоляции, такие как лишение членства в группе, неприятие группой. В результате того, пока человек испытывает социальное одиночество, его самовосприятие приобретает негативные оттенки: появляется чувство отвер-гнутости, неоценённости, ненужности. Социальному одиночеству могут способствовать такие факторы, как раздробленность общества вместе с растущей социализацией, неопределённость традиционных социальных границ, распад традиционных групп и их короткая жизнь, групп, имеющих иерархию социальных позиций, а также чёткое распределение ролей в них».
Межличностное одиночество У. Садлер связывает с потерей глубокого общения с другим человеком. Неумение строить взаимоотношения в процессе общения, устанавливать доверительные отношения с другими людьми ведут к данному типу одиночества.
Иная позиция в определении понятия «одиночество» и его классификации просматривается в работе американских исследователей Д. Перлман и Л. Э. Пепло «Лабиринты одиночества» [4].
Учёные выдвигают восемь теоретических подходов к изучению феномена одиночества, классифицированные на следующие группы: психодинамические, феноменологические, экзистенциальные, социологические. интеракционистские, когнитивные, интимные и теоретико-системные.
В контексте данного исследования наибольший интерес представляют социологический, интимный, интеракционистский подходы.
Представителями социологического подхода являются К. Боумен, Д. Рисмен, Ф. Слейтер, Н. П. Романова, И. И. Осинский [4, с. 46].
К. Боумен выдвинул три причины, способствующие усилению одиночества в современном мире:
1) ослабление связей в первичной группе;
2) увеличение семейной мобильности;
3) увеличение социальной мобильности.
Иначе интерпретируют понятие «одиночество» такие учёные, как В. Дерлега и С. Маргулис. «Интимность» и «самораскрытие» являются ключевыми понятиями в толковании феномена одиночества. В соответствии с разработками Вейса, они предположили, что социальные отношения способствуют достижению индивидом различных реальных целей. Одиночество же обусловлено отсутствием соответствующего социального партнёра, кото-
рый мог бы способствовать достижению этих целей. Одиночество, вероятно, наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостаёт интимности, необходимой для доверительного общения.
Интеракционистская точка зрения представлена упомянутым нами ранее Р. Вейсом [4, с. 58].
Исследуя природу одиночества, учёный выделил две причины появления данного феномена:
1) одиночество как продукт интерактивного влияния фактора личности или фактора ситуации;
2) рассматривание одиночества относительно социальных отношений, таких как привязанность, руководство и оценка, т. е. одиночество как результат недостаточности социального взаимодействия индивида, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.
В зависимости от различия аффективных реакций Р. Вейс выявил два типа одиночества:
- эмоциональное одиночество как результат отсутствия тесной интимной привязанности, такой как любовная или супружеская. Эмоционально одинокий человек способен испытывать неспокойствие, тревогу и пустоту;
- социальное одиночество как ответ на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности.
Вейс проводил семинары для вдовцов и недавно разведённых. Потеря партнёра в результате смерти, развод представляют, по предположениям Вейса, главный фактор формирования одиночества.
Таким образом, отметим, что зарубежные учёные, исследуя сущность одиночества, отмечали его социальную природу.
В настоящее время в российской науке также возрастает интерес к изучению феномена одиночества, что, по мнению, Ж. В. Пузановой, связано с усилением индивидуализма, ослаблением связей первичной социальной группы, классовым раздроблением внутри общества.
Толкование одиночества как социального явления обозначено в различных современных классификациях данного понятия.
Например, Г. Р. Шагивалеева на основе исследования особенностей переживания одиночества студентами выделяет следующие причины одиночества [13].
1. Причины, исходящие от самой личности:
а) осознанное и целенаправленное стремление человека к одиночеству;
б) предрасположенность к одиночеству, обусловленная наличием определённых черт характера, затрудняющих коммуникацию, и поддержание близких отношений с людьми.
2. Причины, исходящие от других людей (игнорирование, избегание, насильственное заточение и др.).
3. Причины, вытекающие из стечения обстоятельств (объективная изоляция, не зависящая ни от самой личности, ни от других людей).
И. Ялом [5] представляет классификацию одиночества в зависимости от типа изоляции:
- вызванное социальной изоляцией - отсутствие доступного круга общения людей, способных удовлетворить потребность в общении как таковом, в межличностных контактах;
- вызванное эмоциональной изоляцией - вследствие отсутствия привязанности к конкретному человеку либо тогда, когда человек отделяет свои эмоции от воспоминаний о событии и становится неспособным к близким отношениям с другими людьми.
И. С. Кон [3, с. 104-167] предлагает следующую классификацию одиночества:
1) временное, преходящее чувство одиночества и сопутствующее ему подавленное настроение как естественное явление человеческой жизни; испытывать такое чувство способен каждый индивид;
2) ситуативное одиночество, имеющее зависимость от жизненных обстоятельств: резкая перемена условий жизни и круга общения (перемена места жительства, учёбы или работы), появление неудовлетворённой потребности в любви, потеря близких, охлаждение или распад некогда значимых личных отношений и т. д. С течением времени такое одиночество обычно проходит, уступая место новым отношениям и эмоциональным привязанностям;
3) хроническое одиночество, преследующее человека постоянно и воспринимаемое им самим как свойство собственного характера.
Таким образом, следует отметить, что в настоящее время имеется множество зарубежных и отечественных научных изысканий по проблеме одиночества, позволяющее посмотреть на изучаемый феномен с различных сторон.
Н. П. Романова, И. И. Осинский, авторы монографии «Одинокие женщины», отмечают, что «философы много и по-разному рассуждали о феномене одиночества применительно к человеку вообще, но практически не иссле-
довали его с позиций мужского и женского начал..., лишь в ХХ в. обозначается социологический подход к изучению одиночества, заключающийся в трактовке этого феномена как явления типичного, свойственного широким и самым различным слоям населения» [12].
В настоящее время большое количество работ посвящено анализу феномена мужского и женского одиночества. Одиночество женщин - достаточно исследованный аспект гуманитарных наук, тогда как о мужском одиночестве говорить не принято. Тем не менее, исследователями в области психологии разрабатывается перечень причин мужского одиночества, а также способы подавления этого чувства.
Так, например, П. П. Пономарёв [8] выделяет две группы причин, по которым мужчина предпочитает оставаться в одиночестве. Первая группа - патологические, т. е. причины, связанные с той или иной негативной личностной деформацией или патологией. Вторая группа -причины экзистенциального характера.
Среди патологических причин выделены:
- неадекватная самооценка мужчины;
- слабые коммуникативные навыки контактов с другими людьми;
- наличие социофобии;
- психопатология;
- наличие созависимости;
- инфантильность.
Экзистенциальные причины мужского одиночества заключаются в восприятии одиночества как нормы с одной стороны и как источника обогащения субъекта полезным и ценным - с другой. В связи с этим выделяются следующие причины мужского одиночества:
- мужское одиночество как элемент духовного роста;
- одиночество как разновидность приемлемой для субъекта субкультуры;
- одиночество, скрывающее неодобряе-мое обществом поведение;
- одиночество как элемент самодостаточности личности;
- одиночество как часть профессии субъекта.
В работе «Лабиринты одиночества» Карен С. Рук, Петиция Энн Пепло и Джеффри И. Янг определяют перспективы помощи одиноким, связывают такие понятия, как «одиночество», «депрессия», предлагают методики когнитивной терапии.
Появление в российской печати различных сочинений западных психологов подтолк-
нуло наших отечественных практических психологов к публикации соответствующих изданий. Исследуя природу одиночества, психологи заострили внимание на взаимосвязи между самооценкой и одиночеством: чем ниже самооценка, тем вероятнее переживание чувства одиночества, и наоборот. Важной чертой характера, ведущей к одиночеству, по мнению психологов, является застенчивость, которая усложняет общение между людьми.
В подобного рода работах на основе проведённых исследований дифференцируются причины мужского и женского одиночества. Так, среди причин мужского одиночества называют:
- ярко выраженные внешние недостатки;
- тяжёлые заболевания;
- низкая заработная плата;
- отсутствие жилплощади;
- наличие недостижимого идеала;
- неумение любить;
- неумение жить семейной жизнью [11, с. 42-43].
Среди одиноких мужчин имеется особая категория - одинокие отцы, т. е. мужчины, самостоятельно воспитывающие ребёнка/детей. Несмотря на недостаток работ по данной проблеме, исследователями выделены основные причины одинокого отцовства: гибель жены, развод, лишение родительских прав матери, повторный брак матери и т. д. Таким образом, необходимо заключить следующее:
Одиночество - категория, имеющая достаточно сложную и противоречивую природу. В современной науке существует множество определений данного феномена, позволяющих охарактеризовать его как «состояние социальной изоляции». Социальное одиночество является следствием экономических преобразований, коснувшихся общества в целом, в связи с чем интерес учёных сконцентрировался на исследовании данного явления.
В настоящее время одиночество исследовано с разнообразных точек зрения: приводятся причины одиночества, разрабатываются классификации, подходы, выделяются признаки одиночества. Одиночество как социальный феномен имеет место в действительности как ответ на происходящие социально-экономические, политические и др. преобразования, поскольку помимо созидательных моментов они имеют и разрушительные последствия, такие как индивидуализм, урбанизация, ослабление межличностных отношений, ломка традиций и т. д. Следствием этого является неспособность отдельной личности, а иногда и целой социальной группы приспособиться к быстроменяю-щимся ритмам жизни, что способствует усилению чувства одиночества, которое, в свою очередь, является некой «защитой» от происходивших и происходящих социально-исторических событий.
Список литературы
1. Гештальт одиночества (феномен одиночества: его роль в развитии и терапии невроза). URL: HPSY.ru (дата обращения: 21.01.2012).
2. Гольман Т. И. Социальное одиночество студенческой молодёжи в транзитивном обществе: управленческий аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук, Новосибирск, 2008. 30 с.
3. Кон И. С. Дружба: этико-психологический очерк. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1987. 350 с.
4. Лабиринты одиночества / сост. общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского; пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 624 с.
5. Майленова Ф. Г. Два лика одиночества. URL: http://hpsy.ru/public/x968.htm (дата обращения: 08.12.2011).
6. Михайлова А. И. Отцовство как новый тип родителей в контексте научного знания // Вестн. ЗабГУ Чита, 2012. № 12 (91). 145 с.
7. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. 3-е изд., испр. Минск, 2003. 1280 с.
8. Пономарёв П. П. Рsyfactor. URL: org/lib/loneliness 3.htm (дата обращения: 15.02.2012).
9. Рисмен Д. Одинокая толпа: изучение изменения американского характера / соавт.
Н. Глейзер, Р. Денни. М., 1950.
10. Рогова Е. Е. Одиночество в условиях современного общества: автореф. дис. . канд. филос. наук. Краснодар, 2011. 51 с.
11. Романова Н. П., Дробышевский В. С. Терапия одиночества или терапия одиночеством? Чита: Изд-во ЧитГУ 2004. 113 с.
12. Романова Н. П., Осинский И. И. Одинокие женщины: потребности, жизненные ориентации и пути их реализации. Чита: Изд-во ЧитГТУ, 2000. 231 с.
13. Шагивалеева Г. Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: монография. Елабуга: Алмедиа, 2007. 157 с.
References
1. Geshtal’t odinochestva (fenomen odinochestva: ego rol’ v razvitii i terapii nevroza). URL: HPSY.ru (data obrashhenija: 21.01.2012).
2. Gol’man T. I. Social’noe odinochestvo studencheskoj molodjozhi v tranzitivnom obshhestve: upravlencheskij aspekt: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk, Novosibirsk, 2008. 30 s.
3. Kon I. S. Druzhba: jetiko-psihologicheskij ocherk. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Politizdat, 1987. 350 s.
4. Labirinty odinochestva / sost. obshh. red. i predisl. N. E. Pokrovskogo; per. s angl. M.: Progress, 1989. 624 s.
5. Majlenova F. G. Dva lika odinochestva. URL: http://hpsy.ru/public/x968.htm (data obrashhenija: 08.12.2011).
6. Mihajlova A. I. Otcovstvo kak novyj tip roditelej v kontekste nauchnogo znanija // Vestn. ZabGU. Chita, 2012. № 12 (91). 145 s.
7. Novejshij filosofskij slovar’ / sost. A. A. Gricanov. 3-e izd., ispr. Minsk, 2003. 1280 s.
8. Ponomarjov P. P. Rsyfactor. URL: org/lib/loneliness 3.htm (data obrashhenija: 15.02.2012).
9. Rismen D. Odinokaja tolpa: izuchenie izmenenija amerikanskogo haraktera / soavt. N. Glejzer, R. Denni. M., 1950.
10. Rogova E. E. Odinochestvo v uslovijah sovremennogo obshhestva: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Krasnodar, 2011. 51 s.
11. Romanova N. P., Drobyshevskij V. S. Terapija odinochestva ili terapija odinochestvom? Chita: Izd-vo ChitGU, 2004. 113 s.
12. Romanova N. P., Osinskij I. I. Odinokie zhenshhiny: potrebnosti, zhiznennye orientacii i puti ih realizacii. Chita: Izd-vo ChitGTU, 2000. 231 s.
13. Shagivaleeva G. R. Odinochestvo i osobennosti ego perezhivanija studentami: monografija. Elabuga: Almedia, 2007. 157 s.
Статья поступила в редакцию 7 февраля 2013 г