Библиографический список
1. Коменский, Я.А. Великая дидактика // Христоматия по истории зарубежной истории / сост. А.И. Пискунов. - М., 1981.
2. Дидактика средней школы: некоторые проблемы соврем. дидактики: учеб. пособие / под ред. М.И. Скаткина. - М., 1982.
3. Петров, А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике: монография. - Челябинск, 1997.
4. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2001.
5. Никитин, П.В. Роль междисциплинарных связей в аспекте компетентностного подхода при подготовке будущих учителей информатики [Э/р]. - Р/д: ttp://grouper.ieee.org/groups/ifets/russian/depository/v14_i1/html/6.htm
6. Галкина, Л.Р Формирование межпредметных компетенций у будущих учителей начальных классов на уроках технологии посредством интегрированных [Э/р]. - Р/д: http://www.vspc34.ш/mdex.php?optюn=com_content&view=artide&id=606
7. Дмитриев, К.И. Формирование сложных физических понятий у учащихся средней школы в условиях развивающего обучения: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009.
8. Кудашова, Е.И. Методика использования учебных понятийных комплексов в условиях развивающего обучения физике в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2012.
9. Петров, А.В. Дидактические возможности МПС физики и астрономии: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / А.В. Петров, В.В. Дугашев; под ред. А.В. Петрова. - Горно-Алтайск, 2008.
Bibliography
1. Komenskiyj, Ya.A. Velikaya didaktika // Khristomatiya po istorii zarubezhnoyj istorii / sost. A.I. Piskunov. - M., 1981.
2. Didaktika sredneyj shkolih: nekotorihe problemih sovrem. didaktiki: ucheb. posobie / pod red. M.I. Skatkina. - M., 1982.
3. Petrov, A.V. Razvivayuthee obuchenie. Osnovnihe voprosih teorii i praktiki vuzovskogo obucheniya fizike: monografiya. - Chelyabinsk, 1997.
4. Zagvyazinskiyj, V.I. Teoriya obucheniya. Sovremennaya interpretaciya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj. - M., 2001.
5. Nikitin, P.V. Rolj mezhdisciplinarnihkh svyazeyj v aspekte kompetentnostnogo podkhoda pri podgotovke buduthikh uchiteleyj informatiki [Eh/ r]. - R/d: ttp://grouper.ieee.org/groups/ifets/russian/depository/v14_i1/html/6.htm
6. Galkina, L.R. Formirovanie mezhpredmetnihkh kompetenciyj u buduthikh uchiteleyj nachaljnihkh klassov na urokakh tekhnologii posredstvom integrirovannihkh [Eh/r]. - R/d: http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=606
7. Dmitriev, K.I. Formirovanie slozhnihkh fizicheskikh ponyatiyj u uchathikhsya sredneyj shkolih v usloviyakh razvivayuthego obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2009.
8. Kudashova, E.I. Metodika ispoljzovaniya uchebnihkh ponyatiyjnihkh kompleksov v usloviyakh razvivayuthego obucheniya fizike v vuze: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2012.
9. Petrov, A.V. Didakticheskie vozmozhnosti MPS fiziki i astronomii: uchebno-metodicheskoe posobie dlya prepodavateleyj i studentov / A.V. Petrov, V.V. Dugashev; pod red. A.V. Petrova. - Gorno-Altayjsk, 2008.
Статья поступила в редакцию 07.01.14
УДК 37.025
Zakharova D.A. THEORETICAL APPROACHES TO UNDERSTANDING THE PHENOMENON OF LONELINESS AS A SOCIAL AND EDUCATIONAL PROBLEMS IN CHILDREN ORPHANED. The interpretation of the concept «loneliness» is given. It is noted that all available studies of loneliness nature are divided into two main research approaches which represent this category as an individual and social phenomenon. It was revealed that social isolation, the phenomenon of the twentieth century, appeared as a result of the social relations' transformation. Various modern classifications of social isolation, developed by both domestic and foreign authors are given.
Key words: individual loneliness, social isolation, social relationships, orphans.
Д.А. Захарова, аспирант Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова, г. Кострома,
Е-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ У ДЕТЕЙ-СИРОТ
Дана трактовка понятия «одиночество». Отмечается, что все имеющиеся учения о природе одиночества разделены на два основных научных подхода, рассматривающих данную категорию как индивидуальное и социальное явление. Выявлено, что социальное одиночество - феномен ХХ в., появившийся в результате трансформаций социальных отношений. Приведены различные современные классификации социального одиночества, разработанные как отечественными, так и зарубежными авторами.
Ключевые слова: индивидуальное одиночество, социальное одиночество, социальные отношения, дети-сироты.
Кардинальные преобразования в жизни российского общества последних десятилетий, связанные с перестройкой системы социальных отношений, изменениями в ценностных ориентациях, стратегией развития, приоритетами модернизационных процессов и их последствия привели к нестабильности ведущих институтов социализации подрастающих поколений, ухудшению социального самочувствия разных категорий населения, распространению таких явлений, как наркомания, алкоголизм, безработица, преступность, социальное сиротство.
Проблема одиночества волновала философов, общественных деятелей, писателей, ученых различных отраслей знаний с древнейших времен. За прошедшие столетия ими было установлено: 1) одиночество существовало всегда. Оно сопровождало человечество на всех этапах развития цивилизации; 2) состояние одиночества переживают и взрослые и дети; 3)
причинами одиночества могут быть болезни. Смерть близких, неудачи в деятельности , общении; 4) понятие «одиночество» является незавершенным и практически не имеет возрастных границ. Более того, намечается тенденция к «омолаживанию» контингента лиц, ощущающих себя одинокими.
Изучение контингента «одиночества» свидетельствует, что данный термин прошел длительный процесс в своем развитии.
О.В. Задорожная установила, что это слово появилось в древнерусском книжном языке в Х1-Х11 вв., в частности, в «Поучении князя Владимира Мономаха детям» и в последующие шесть столетний одиночество трактовалось как состояние одинокого, бессемейного человека. Начиная с середины XIX века расширяется его трактование. Оно понимается теперь в двух значениях: бессемейный и живущий без товарищей.
В последние годы выстраивается синонимический ряд: изоляция, уединенность, отчужденность, депривация, бессемейность.
В современных исследованиях (К.Н. Агалина, С.В. Вербицкая, О.Б. Долгинова. И.С. Кон, Н.Е. Покровский, В.А. Сакутин, О.В. Хухлаева и др.) одиночество рассматривается как состояние и ощущение человека, находящегося в условиях отсутствия значимого общения, эмоциональных связей с людьми или из-за страха потерять их.
В отечественной философии одиночество трактуется как определенная форма отношения личности к окружающему миру, вызванная нарушением коммуникации между ним и субъектом, выражающаяся в состоянии дисгармонии, оторванности от этого мира, замкнутости на субъектных чувствах, мыслях и переживаниях (Д.А. Матеев, Т.Р. Рашидова и др.).
В психологии одиночество - это специфическая форма самосознания, основой которой является субъективная уверенность в невозможности получения помощи извне по поводу удовлетворения потребности в «другом», трансформирующаяся в ощущение собственного социального бессилия, воспринимаемая как дефицит социального взаимодействия и значимых социальных связей (С.В. Бакалдин, Е.М. Коротеева, С.В. Малышева, Н.А. Николаева, Е.А. Селиванова и др.). В этом контексте подростковое одиночество понимается, как невключенность в жизнь общества и сообщества, вызванные этим переживания (А.А. Петрова) [1].
Один из представителей психоанализа Г. Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то».
Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), константное ощущение. Так, Зил-бург утверждал, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.
Другой немецко-американский врач и психоаналитик Фрида Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, отмечает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.
Карл Роджерс определил одиночество как проявление слабой приспособляемости личности, причиной которой является феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я».
К. Роджерс выразил эту мысль следующим образом: «Одиночество... наиболее резко и болезненно проявляется у тех индивидов, которые по той или иной причине оказываются - будучи лишенными своей привычной защиты - уязвимыми, испуганными, одинокими, но обладающими истинным “Я” и уверенными в том, что будут отвергнуты всем остальным миром» [2].
Он считал, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность и процесс возникновения одиночества условно можно разделить на три этапа:
1. Первоначально когда общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с установленными нормами поведения в рамках определённой социальной роли. При этом истинное «Я» конкретного человека может не соответствовать той роли, которую ему выбрало общество.
2. Из-за несоответствия истинного «Я» и проявления этого «Я» в отношениях с другими людьми возникают противоречия, которые приводят к потере смысла существования.
3. Человек, чтобы решить эту проблему, устраняет барьеры на пути к собственному «Я», то есть, он сливается с обществом, но при этом у него возникает страх быть отвергнутым. Он считает, что его собственное «Я» может быть не принято окружающими, что заставляет его придерживаться социальной роли, быть как все, что в свою очередь, ведёт к опустошённости и к чувству одиночества [3].
В данном случае, в одиночестве возникает несоответствие между действительным и идеализированным «Я». Получается подобие замкнутого круга: индивид верит в отвержение другими своего истинного «Я», что приводит к замкнутости, но в тоже время, чтобы не быть отвергнутым продолжает придерживаться социальных стереотипов, приводя себя к полному внутреннему опустошению.
Роберт Вейс придерживался взглядов, что одиночество это результат влияния двух факторов - личности и ситуации. Опираясь на такие социальные отношения как привязанность, руководство и оценка, то есть, причиной одиночества может быть недостаток социального взаимодействия индивида, а также взаимодействия, удовлетворяющего социальные запросы личности.
Р. Вейс, как родоначальник интеракционистского подхода в исследовании феномена «одиночество», вводит такие понятия, как «эмоциональное одиночество» и «социальное одиночество». Социальное одиночество Р Вейс определял как «отсутствие доступного круга общения и удовлетворения социальных связей. Чувство изгнания, неприятия и т. п. являются основными формами его выражения. Такой тип одиночества мучителен и сопровождается разнообразными отрицательными эмоциями - ощущением скуки, грусти, тоски, отчаяния, подавленности, жалости к себе, отверженности, неполноценности и т.д.» [4].
К. Мустакас, разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество (в этом его позиция схожа со взглядом на одиночество в некоторых восточных религиях). Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования». Он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.
В процессе исследования феномена одиночества западными учёными выдвинуто множество классификаций, определяющих сущность данного явления.
Например, У. Садлером выдвигается четыре измерения одиночества, которые представлены в неразрывной связи: 1) космическое; 2) культурное; 3) социальное; 4) межличностное.
Таким образом, отметим, что зарубежные учёные, исследуя сущность одиночества, отмечали его социальную природу.
В настоящее время в российской науке также возрастает интерес к изучению феномена одиночества, что, по мнению, Ж.В. Пузановой, связано с усилением индивидуализма, ослаблением связей первичной социальной группы, классовым раздроблением внутри общества.
Одиночество проявляется в трех формах: обыденной, экстремально-ситуативной или искусственной (экспериментальной, лечебной). Оно может быть системным или диффузным (подозрительность а межличностных отношениях при сочетании возбудимости, эмотивности, тревожности, эмпатийности); конструктивным (экзистенциональный поиск) или деструктивным (ощущение потери прошлого, безысходности, бессмысленности собственного существования, пустоты); эпизодическим или хроническим; вынужденным или объективным; физическим, коммуникативным, эмоциональным, духовным.
Кроме того, оно может иметь глубинный уровень последствий (аутизм, иные патологические изменения) или поверхностный (вызванный нехваткой образной связи).
Одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. Изоляция есть поддающееся наблюдению состояние, регулируемое и в какой-то степени контролируемое. Значение изоляции, большей частью зависит от того, каким значением человек наделяет это состояние. Изоляция может содействовать одиночеству, но простое сведение второго к первой игнорирует специфические качества и сложность одиночества. Такое сведение упускает важнейшее обстоятельство - контекст переживаний одиночества. Вот, к примеру, слова одного из классиков психологии человека Б.Г. Ананьева: «По мере гигантского роста городов и массовых коммуникаций... возрастает одиночество человека, усиливается конфликт между человеком как субъектом общения и обезличенно-стью его в сфере общения...» [5].
Степень ощущения одиночества корригирует с уровнем выраженности невротического расстройства личности, степенью её невротизации. Чем выше этот уровень, тем больше вероятность ощущения одиночества вне зависимости от физической изолированности индивидуума. Степень ощущения одиночества личностью может быть более выражена «на людях», в нормальных условиях социума, чем в условиях физической изоляции.
Одиночество есть специфическое чувство, обладающее отрицательным катексисом и как феномен всегда сопутствую-
щее неврозу, как способу отчуждённого существования личности и не существующее вне этого расстройства [6].
Уединённость это чувство, обладающее положительным катексисом, которое может испытывать здоровая личность в той ситуации и при тех обстоятельствах, при которых невротическая личность испытывает чувство одиночества. Условия уединённости, изолированности личности от привычных условий существования, привычных социальных связей, использование которых для существования невроза необходимо, лишают невроз устойчивости и могут способствовать более эффективной и быстрой терапии невроза.
Все сказанное выше позволяет нам сделать ряд выводов: а) одиночество - состояние несовершеннолетнего, связанного с отсутствием положительных связей с окружающими людьми, сопровождающиеся коммуникативной депривацией, ощущени-
ем пустоты, аномией, подозрительностью в межличностных отношениях. У детей-сирот одиночество проявляется в высоком уровне требовательности, малообщительности, отстраненности, закрытости при одновременной ранимости, неуверенности в себе, в стремлении уйти от реальности; б) причинами одиночества у детей, лишенных попечения родителей являются: синдром госпитализма в детстве, отсутствие обратной связи с семьей, ближайшем окружением, сообществом сверстников, слабо развитые социальные навыки, низкая самооценка, узость жизненного опыта, страх нового, неудачи в деятельности.
Следовательно, для детей-сирот одиночество сопровождается социальной изоляцией, развитием эгоцентризма, конфликтом личностных стандартов, агрессией в общении, поведенческой пассивностью, социальным инфантилизмом.
Библиографический список
1. Захарова, Д.А. Опыт профилактики одиночества у детей-сирот в условиях детского дома (на примере Ченцовского детского дома Красносельского района Костромской области) // Вестник КГУ им. Н.А Некрасова. - 2013. - № 4.
2. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
3. Романова, Н.П. Терапия одиночества или терапия одиночеством? / Н.П. Романова, В.С. Дробышевский. - Чита, 2004.
4. Лабиринты одиночества / сост. общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского; пер. с англ. - М., 1989.
5. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. А.А. Бодалева, В.Ф. Ломова, И.В. Кузьминой. - М., 1980. - Т. 1.
6. Шагивалеева, Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: монография. - Елабуга, 2007.
Bibliography
1. Zakharova, D.A. Opiht profilaktiki odinochestva u deteyj-sirot v usloviyakh detskogo doma (na primere Chencovskogo detskogo doma
Krasnoseljskogo rayjona Kostromskoyj oblasti) // Vestnik KGU im. N.A Nekrasova. - 2013. - № 4.
2. Rodzhers, K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. - M., 1994.
3. Romanova, N.P. Terapiya odinochestva ili terapiya odinochestvom? / N.P. Romanova, V.S. Drobihshevskiyj. - Chita, 2004.
4. Labirintih odinochestva / sost. obth. red. i predisl. N.E. Pokrovskogo; per. s angl. - M., 1989.
5. Ananjev, B.G. Izbrannihe psikhologicheskie trudih: v 2 t. / pod red. A.A. Bodaleva, V.F. Lomova, I.V. Kuzjminoyj. - M., 1980. - T. 1.
6. Shagivaleeva, G.R. Odinochestvo i osobennosti ego perezhivaniya studentami: monografiya. - Elabuga, 2007.
Статья поступила в редакцию 12.01.14
УДК 374.7
Kalimullina O.A. STRUCTURE AND STAGES AND MECHANISMS OF FORMATION OF THE CRETIVE ORIENTION OF THE INDIVIDUAL. The focus of the individual, provides the key motivational formations, as well as target plants can be considered as the basis for the formation of a creative personality. In the article, we discussed the theoretical foundations of the concepts of «creativity», «creative direction», learned the basic patterns, stages and mechanisms of formation of the creative personality orientation.
Key words: personal orientation, methodological approach, analysis, creative orientation of the individual.
О.А. Калимуллина, канд. пед. наук, доц. каф. социально-культурной деятельности Казанского
гос. университета культуры и искусств, г. Казань, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА, ЭТАПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Направленность личности, обуславливаемая основными мотивационными образованиями, а также целевыми установками, может рассматриваться как основа для формирования творческой личности. В статье мы рассмотрели теоретические основы понятий «творчество», «творческая направленность», изучили основные закономерности, этапы и механизмы формирования творческой направленности личности.
Ключевые слова: направленность личности, методологический подход, анализ, творческая направленность личности.
Анализируя творческую направленность личности как социальный феномен, можно выделить две существенные тенденции ее реализации: первая тенденция обусловлена социальным заказом общества на современное развитие личности. Современное общество нуждается в людях, обладающих чувством интуиции, развитым творческим воображением, системным подходом к действительности, высокими социальными потребностями в лидерстве, самоутверждении, творческой активности и стремлении к самореализации. Вторая тенденция формирования и развития творческой направленности личности связана с особенностями индивидуального развития человека, так как творческая направленность может иметь разную силу и интенсивность выражения, иметь разную широту и векторную направленность. Это связано с кругозором человека, мировоззрением,
его общим культурным развитием, индивидуально-типологическими характеристиками, особенностями потребностной и мотивационной структуры личности.
Интересно мнение ученого Вознюк А.В., который утверждает, что «Синергическая технология формирования творческой личности базируется на таких положениях психолого-педагоги-ческой науки, как: 1. Существа, в которых развитой поисковый механизм, который является существенным для процесса творчества, характеризуются эмпатийностью, минимальной агрессивностью относительно своего окружения и сензитивностью к потребности помочь другим. Следовательно, творчество и альтруизм положительно коррелируют друг с другом. При этом творчество является основой развития эмпатийных качеств личности, способности понимать точку зрения другого человека, фор-