СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СПЕЦИФИКА ОДИНОЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Мельситов М.Д.
Мельситов Максим Дмитриевич - студент, Институт национальной экономики, финансов и кредита Самарский государственный экономический университет, г. Самара
Аннотация: анализируется теоретическое содержание понятия «одиночество», систематизированы социальные предпосылки и факторы возникновения и распространения одиночества. Систематизированы предпосылки и факторы, обусловливающие распространение и масштаб одиночества в социуме. Обсуждается вопрос о путях и способах его преодоления.
Ключевые слова: одиночество, одинокий человек, социальное одиночество, социальная и эмоциональная изоляция.
В последние годы в российском обществе заметно вырос интерес к исследованию феномена одиночества. Причина этого заключается в том, что в современной России значительная часть населения (и в первую очередь - представители отдельных половозрастных групп, а именно - овдовевшие или незамужние женщины пенсионного возраста, сироты обоего пола и др.) испытывает чувство одиночества во всех формах его проявления. При этом масштабы одиночества, в особенности в его социальной форме (хотя имеет место также расширение сферы культурного и межличностного одиночества), имеют тенденцию к увеличению. Основная причина этого состоит в том, что многие жители России сегодня испытывают чувство утраты национального и культурного единства, в силу чего уровень социального в обществе весьма низок. Кроме того, повышение социальной мобильности населения, а также смена морально -этических норм, провоцирующая конфликт поколений и способствующая снижению устойчивости семей, способствуют падению уровня межличностного доверия. Как отмечает Ж.В. Пузанова, в настоящее время «можно говорить об одиночестве как о серьезной социальной проблеме. Усиление индивидуализма, ослабление связей в первичной группе, интенсификация социальной мобильности, увеличение раздробленности в обществе и вызванная этим нестабильность приводят к возрастанию в нем социально обусловленного одиночества» [1, с. 3].
С другой стороны, нельзя обойти вниманием и тот факт, что развитие Интернета и производных феноменов (социальные сети, индустрия онлайн игр и пр.) ведет к значительному сокращению масштабов живого общения между людьми. Опыт развитых стран (в особенности Японии, Южной Кореи и США) показывает, что подобная тенденция может привести к возникновению в России некоего аналога феномена, известного в мире как «хихикомори», суть которого заключается в отказе человека от общения с окружающими, сопровождающемся попыткой подменить реальную жизнь виртуальной. Эффективное решение данных проблем может быть осуществлено лишь на базе соответствующих теоретических разработок. Несмотря на рост социальной значимости проблемы одиночества, ее изучением продолжают заниматься, прежде всего, специалисты в области социальной работы и психологии [2; 3; 4]. Вместе с тем в современных социальных науках до сих пор нет единого подхода к пониманию природы одиночества. Поскольку ученые пока не могут однозначно ответить на вопрос о причинах и условиях возникновения проблемы, ее практическое решение представляется крайне затруднительным. Кроме того, отсутствие единого подхода к интерпретации понятия «одиночество» мешает точному диагностированию данного феномена. Последнее представляется особенно важным в
свете того, что в последние десятилетия отдельные общественные страты превратились в объект поддержки со стороны социальных служб и благотворительных организаций (в частности, одинокие старики). Предоставление последним необходимой помощи возможно лишь на основе подтверждения их принадлежности к категории «одинокие», и в этом отношении работу представителей службы социальной защиты и волонтеров заметно осложняет отсутствие единого истолкования данного понятия. Все это свидетельствует о необходимости проведения дополнительных исследований в данной области с позиций социологической науки. Прежде всего, необходимо определить содержание понятия «одиночество», а также выявить причины и предпосылки широкомасштабного распространения данного явления в нашем обществе.
Теперь уточним индикаторы, на основе которых в социологической литературе раскрывается «одинокий человек», попытаемся сконструировать или операционализировать категорию «одинокий человек». Применяя выдвинутый Г. Зиммелем способ конструирования категории «бедные» к построению категории «одинокий человек», можно предложить характерные признаки, по которым можно отнести людей к данной социальной группе [5]. Эта группа людей объединяется посредством коллективной установки, которую остальные члены общества признают в качестве отличительной характеристики относительно этой группы. Одинокий человек как социальная категория - это не только те, кто страдает только от дефицита межличностного общения или ощущает себя неполноценным, но и те, кто получает государственную помощь или должен был ее получать, но не воспользовался данной возможностью; обладает низким уровнем социальной идентичности (кризис идентичности), межличностного доверия, менее адаптирован к условиям общества, интернальным локус-контролем, низким уровнем удовлетворенности своей жизнью [5]. Отношения между группой населения, определяемой категорией «одинокие», и остальной частью населения носит зачастую негативный оттенок и выражается в форме социальной эксклюзии, социальной дисквалификации или неприятия (в крайних случаях отторжением) группой. В аспекте зависимости от служб социальной помощи категория «одинокий человек» для общества представляет определенную категорию, поскольку она институализирована структурами, созданными для оказания социальной и психологической помощи данной категории, а именно государственными учреждениями [5].
Р. Вейс, родоначальник интеракционистского подхода в исследовании феномена «одиночество» [5, с. 116], вводит такие понятия, как «эмоциональное одиночество» и «социальное одиночество». В его трудах одиночество трактуется как «состояние, вызванное отсутствием тесной интимной привязанности». Следует отметить, что слово «привязанность» подразумевает наличие определённой связи между людьми или зависимости. Существование такой связи говорит о том, что человек не одинок.
Социальное одиночество Р. Вейс определял как «отсутствие доступного круга общения и удовлетворения социальных связей. Чувство изгнания, неприятия и т. п. являются основными формами его выражения. Такой тип одиночества мучителен и сопровождается разнообразными отрицательными эмоциями - ощущением скуки, грусти, тоски, отчаяния, подавленности, жалости к себе, отверженности, неполноценности и т.д.». [7, с. 24-25].
В процессе исследования феномена одиночества западными учёными выдвинуто множество классификаций, определяющих сущность данного явления. Например, У. Садлером выдвигается четыре измерения одиночества, которые представлены в неразрывной связи: 1) космическое; 2) культурное; 3) социальное; 4) межличностное.
Космическим измерением одиночества обозначается самовосприятие человека в мире, смысл существования на земле, вера в судьбу и т. д. Культурное одиночество проявляется у людей, которые ощущают, что их связь с собственным культурным наследием порвана или общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира [8, с. 33, 39].
92
Социальное и межличностное измерения одиночества ориентированы на связи, отношения, взаимодействие индивидов и групп. Таким образом, на анализе последних двух видов измерения одиночества заострим внимание.
Социальное одиночество учёным трактуется следующим образом: «понятие «социальное», в первую очередь, применимо к особым группам в обществе, а не к обществу в целом. К данному типу одиночества можно отнести формы частичной социальной изоляции, такие как лишение членства в группе, неприятие группой. В результате того, пока человек испытывает социальное одиночество, его самовосприятие приобретает негативные оттенки: появляется чувство отвергнутости, неоценённости, ненужности. Социальному одиночеству могут способствовать такие факторы, как раздробленность общества вместе с растущей социализацией, неопределённость традиционных социальных границ, распад традиционных групп и их короткая жизнь, групп, имеющих иерархию социальных позиций, а также чёткое распределение ролей в них».
Межличностное одиночество У. Садлер связывает с потерей глубокого общения с другим человеком. Неумение строить взаимоотношения в процессе общения, устанавливать доверительные отношения с другими людьми ведут к данному типу одиночества.
И. Ялом представляет следующую классификацию одиночества в зависимости от типа изоляции [8]:
Одиночество, вызванное социальной изоляцией - отсутствие доступного круга общения людей, способных удовлетворить потребность в общении как таковом, в межличностных контактах.
Одиночество, вызванное эмоциональной изоляцией - вследствие отсутствия привязанности к конкретному человеку либо тогда, когда человек отделяет свои эмоции от воспоминаний о событии и становится неспособным к близким отношениям с другими людьми.
К основным формам одиночества относят [8]:
1. Физическое одиночество - объективная ситуация, когда человек вынужденно или добровольно остается один.
2. Душевное одиночество - в его основе лежит чувство потери, неприятие человека другими.
Рассмотрев сущность, виды, причины и факторы распространения одиночества, перейдем к выявлению социальной сущности одиночества. Социальную сущность одиночества можно рассмотреть в рамках концепции общей системы социальных взаимодействий [8]. В процессе жизнедеятельности индивид интегрирован в систему социальных взаимодействий, но в определенный момент времени и под влиянием специфических факторов он может ограничить свои социальные связи или порвать их окончательно и выбрать одиночество. Важно акцентировать внимание на том, что существует различная реакция на данную ситуацию, на которую влияет тот или иной вид одиночества [10]
Средства преодоления одиночества традиционнно подразделяют на: социально -психологические, социально-медицинские и организационные.
Первые включают в себя проведение коммуникативных тренингов для формирования у людей навыков общения, а также психотерапию и психокоррекцию в целях устранения болезненных эффектов одиночества, вторые - выработку навыков самосохранительного поведения, третьи - создание клубов и групп общения как инструментов формирования новых социальных связей и пропаганду новых интересов взамен утраченных [11, с. 100]. Особо следует отметить, что перечисленные средства не ориентированы на устранение объективных факторов, порождающих переживание одиночества, и в неполной мере способны компенсировать воздействие на человека внешней среды. Последнее прямо указывает на необходимость проведения дополнительных изысканий в данной области.
93
В настоящее время одиночество исследовано с разнообразных точек зрения: приводятся причины одиночества, разрабатываются классификации, подходы, выделяются признаки одиночества. Одиночество как социальный феномен имеет место в действительности как ответ на происходящие социально-экономические, политические и др. преобразования, поскольку помимо созидательных моментов они имеют и разрушительные последствия, такие как индивидуализм, урбанизация, ослабление межличностных отношений, ломка традиций и т.д. Следствием этого является неспособность отдельной личности, а иногда и целой социальной группы, приспособиться к быстроменяющимся ритмам жизни, что способствует усилению чувства одиночества, которое, в свою очередь, является некой «защитой» от происходивших и происходящих социально-исторических событий.
Список литературы
1. Пузанова Ж.В. Социологическое измерение одиночества: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2009. 41 с.
2. Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью // Вопросы психологии, 2009. № 5. С. 39-46.
3. Тащева А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста // Психология зрелости и старения, 2008. № 4. С. 75-87.
4. Шмелев Р.В. Феномен одиночества человека как социально-психологическое явление // Отечественный журнал социальной работы, 2007. № 3. С. 18-21.
5. Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. II, 1999. С. 140-156.
6. Лабиринты одиночества / сост. общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского (Профессор, Заведующий кафедрой: Факультет социальных наук, Кафедра общей социологии); пер. с англ. М.:Прогресс, 1989. 624 с.
7. Майленова Ф.Г.Ассистированный моральный выбор и нравственная ответственность психолога-консультанта», M.A.NLP. Два лика одиночества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x968.htm/ (дата обращения: 13.05.2017).
8. Одиночество и кризис неформальной поддержки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ombudsman.kz/en/publish/docs/doklad_spec/detail_2.php?ro=120/ (дата обращения: 18.02.2011).
9. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: монография. Елабуга: Алмедиа, 2007. С. 11-55.
10. Возникновение и преодоление одиночества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.it-med.ru/library/v/vozniknovenie.htm/ (дата обращения: 14.04.2013).
11. Климентьева Е.Н. Одиночество как социальная проблема современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2009. № 3. С. 97-101.