Научная статья на тему 'Смысл и одиночество'

Смысл и одиночество Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2510
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ / ОДИНОЧЕСТВО / ЦЕННОСТЬ / ДУХ / НЕВРОЗ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мосиенко М.К.

В статье автор предпринимает попытку выявить связь между одиночеством и смыслом. Одиночество и смысл понимаются феноменально, т. е. как переживания. Для обнаружения такой связи необходимо предварительно преодолеть поверхностное понимание одиночества. Автор доказывает, что переживание одиночества не имеет необходимой связи с социальной изоляцией. Одиночество рассматривается как комплексный феномен, порождать который могут как природно-социальные причины, так и причина чисто метафизическая: отсутствие смысла. Смысл в данной статье понимается как приближение к ценности. Духовная жизнь человека не может быть здоровой без смысла. Такого рода нездоровье может приводить к ноогенным неврозам по терминологии В. Франкла. Частным случаем такого невроза автор считает переживание одиночества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSE AND LONELINESS

In this article, the author makes an attempt to reveal the relationship between loneliness and sense. Loneliness and sense are understood phenomenally, as experiences. To detect such a connection, one must first overcome the superficial understanding of loneliness. The author proves that the experience of loneliness does not have the necessary connection with social isolation. Loneliness is examined as a complex phenomenon, which can be generated as a natural and social cause, and the cause is purely metaphysical: the absence of sense. The sense is understood as an approximation to value. The spiritual life of a person can not be healthy without sense. This kind of unhealth can lead to noogenic neuroses in the terminology of V. Frankl. The author considers the experience of loneliness to be a special case of such a neurosis.

Текст научной работы на тему «Смысл и одиночество»

Таким образом, личность, испытывающая одиночество по причине нарушения коммуникаций, как правило, не обладает четким представлением о существующих средствах и методах его преодоления. Необходимость справляться с одиночеством и находить выход из него мотивирует к развитию социальных качеств, помогающих человеку преодолеть отчуждение, вернуться в общество, найти собственное место в мире.

1. Тоффлер Э. Третья волна. М. : ООО «Фирма "Изд-во АСТ"», 1999. 583 с.

2. Jaspers C. Reason and Existenz. New York: Noonday Press, 1955. 157 p.

3. Давыдов В. Разум и экзистенция // Развитие личности. 2004. № 3. С. 242-247.

4. Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. С. 88-97.

5. Садлер У., Джонсон Т. От одиночества - к аномии // Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. С. 21-51.

6. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. С. 52-87.

УДК 128

СМЫСЛ И ОДИНОЧЕСТВО

В статье автор предпринимает попытку выявить связь между одиночеством и смыслом. Одиночество и смысл понимаются феноменально, т. е. как переживания. Для обнаружения такой связи необходимо предварительно преодолеть поверхностное понимание одиночества. Автор доказывает, что переживание одиночества не имеет необходимой связи с социальной изоляцией. Одиночество рассматривается как комплексный феномен, порождать который могут как природно-социальные причины, так и причина чисто метафизическая: отсутствие смысла. Смысл в данной статье понимается как приближение к ценности. Духовная жизнь человека не может быть здоровой без смысла. Такого рода нездоровье может приводить к ноогенным неврозам по терминологии В. Франкла. Частным случаем такого невроза автор считает переживание одиночества.

Ключевые слова: смысл, одиночество, ценность, дух, невроз.

7. Покровский Н. Е. Человек, одиночество, гуманизм // Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. С. 5-20.

8. Кинг Дж. Человеческий панк. М. : АСТ, 2006. 384 с.

9. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. № 3-4. 2002. С. 1-12.

10. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М. : Айрис-Пресс, 2004. 464 с.

11. Рыжакова Е. В. Одиночество как философская проблема // Вестник КГУ. 2011. № 2. С. 72-76.

12. Азарова Е. Н. От одиночества к социальной активности: социокультурные аспекты личностного состояния // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015. URL: http://cyberlenmka.nj/artide/n/ot-odinochestva-k-sotsialnoy-aktivnosti-sotsiokulturnye-aspekty-lichnostnogo-sostoyaniya (дата обращения: 23.12.2017).

13. Лежебоков А. А., Сергодеева Е. А., Сергодеев В. А. Сетевые общества в социальных медиа Рунета. Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2017. 174 с.

14. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М. : Эксмо-Пресс, 2000. 272 с.

© Монастырская Н. И., 2018

M. K. MocueHKO M. K. Mosienko

SENSE AND LONELINESS

In this article, the author makes an attempt to reveal the relationship between loneliness and sense. Loneliness and sense are understood phenomenally, as experiences. To detect such a connection, one must first overcome the superficial understanding of loneliness. The author proves that the experience of loneliness does not have the necessary connection with social isolation. Loneliness is examined as a complex phenomenon, which can be generated as a natural and social cause, and the cause is purely metaphysical: the absence of sense. The sense is understood as an approximation to value. The spiritual life of a person can not be healthy without sense. This kind of unhealth can lead to noogenic neuroses in the terminology of V. Frankl. The author considers the experience of loneliness to be a special case of such a neurosis.

Keywords: sense, loneliness, value, spirit, neurosis.

Теоретические основы исследования одиночества и смысла заложили, с одной стороны, философы-экзистенциалисты, с другой - психологи и социологи. Самые значимые идеи были сформулированы такими философами, как С. Кьеркегор [1], А. Камю [2], Ж.-П. Сартр [3], М. Хайдеггер [4], Н. А. Бердяев [5], Л. И. Шестов [6]. В психологических исследованиях проблему связи одиночества и смысла отразили работы В. Франкла [7] и Э. Фромма [8]. Также отметим вклад в разработку этой проблемы Ф. Перлза [9], И. Ялома

[10], И. С. Кона [11], чьи работы выходят за рамки чисто психологического исследования и имеют большое значение для философского понимания исследуемого предмета. Отдельно необходимо отметить концепцию отчуждения - ключевую для понимания специфики феномена одиночества, сформулированную К. Марксом [12] и получившую в дальнейшем развитие в трудах неомарксистов и экзистенциалистов.

В обыденном сознании одиночество часто понимается как нехватка связей с другими людьми, отчужденность от

других людей в силу неблагоприятных обстоятельств или в силу неспособности установить с ними приносящий удовлетворение контакт. Такой взгляд скользит по поверхности явления, не проникая в его суть.

Существуют ситуации, в которых связи с другими людьми есть, они не нарушены, но переживания одиночества это не исключает. В языке это находит отражение в оборотах вроде «одиночество в толпе» и им подобных. Рассуждение обычно короткое и сразу заводит в тупик: «Людей вокруг много, так почему же мне одиноко?».

На теоретическом уровне рассматриваются две полярные позиции, касающиеся свойств человеческого одиночества. Первая - полагает одиночество принципиально неустранимым свойством человеческого существования. Вторая - делает акцент на обусловленности одиночества, его ситуативности. С такой точки зрения одиночество является функцией от социально-экономических отношений и/или биопсихологического статуса конкретного человека. Вторая позиция кажется нам более взвешенной.

Наша концепция одиночества заключается в следующем: одиночество точнее было бы понимать не как изоляцию от других людей, а как дефицит жизненной энергии, т. е. в первую очередь это биопсихологический кризис, в значительной мере физиологическое состояние. В значительной мере, но не исключительно. Это комплексный феномен, который могут порождать несколько причин: слабость нервной системы, общее плохое состояние организма индивида, отсутствие смыслов. Фоном для проявления одиночества является дефицит поддержки со стороны других людей. На этом необходимо остановиться подробнее. Мы полагаем это условием, а не причиной одиночества. Во-первых, дефицит может быть как реальным, объективным отсутствием контактов, так и субъективно переживаемой нехваткой поддержки. Во-вторых, человек часто рационализирует свое переживание как нехватку близкого общения, тогда как фактически он испытывает не жажду общения, а жажду помощи, переживая так собственную слабость.

Итак, реальный или кажущийся дефицит помощи является условием одиночества, фоном, на котором оно контрастно различимо, как специфическое, имеющее качественное своеобразие переживание. Теперь проясним наше понимание причин одиночества. Мы упомянули слабость нервной системы и плохое состояние организма, поскольку видим в них два разных момента телесности: первый - фундаментальный, устойчивый, медленно меняющийся и второй - более ситуативный. Так, даже физически здоровый человек при сильном истощении - голоде, травмах, недостатке сна - может почувствовать себя одиноким. Реальной причиной такого одиночества будет ослабление в норме сильного организма. Человек же с исходно слабой нервной системой в целом больше подвержен переживанию уязвимости, частной вариацией которого является переживание одиночества.

Эти две причины, строго говоря, не являются предметом философского рассмотрения, но мы находим нужным упомянуть их, так как для целостного понимания одиночества они крайне важны. Как метко по этому поводу однажды заметил в своей лекции физиолог Д. Жуков: «Если у вас плохое настроение - побегайте». Проблема таким образом

решалась бы просто, не будь она комплексной. Как объяснить ситуации, когда физически с человеком абсолютно все в порядке, но ему одиноко? Мы полагаем, что в таких случаях причиной является нехватка смысла. Понять, что это такое, почему она возникает и каковы могут быть контрмеры - это уже философская задача.

Дискуссии о смысле жизни в обыденном сознании в первую очередь ассоциируются с философией. Парадоксально, что при этом внутри самого философского сообщества задавать вопрос о смысле жизни сегодня кажется дурным тоном: об этом неприлично говорить серьезному философу. Пристало говорить о логике, о новых онтологиях, о социально-философских проблемах, но смысл жизни - это для профанов, для людей от настоящих исследований далеких. Отрицается либо сама постановка вопроса в такой форме, либо демонстрируется пренебрежение к его сложности: вопрос-то решенный, и так всем ясно, в чем он. Психология, однако, не была столь высокомерна в исследованиях смысла, поэтому открыла относительно смыслов нечто важное, к чему полезно было бы присмотреться и современной философии. В первую очередь мы имеем в виду созданный В. Франклом проект логотерапии. Впервые в современной истории открыто был высказан и систематически обоснован тезис о том, что смысл - метафизическая реальность - прямо влияет на физическое, в том числе психическое состояние человека. Суммируя идеи В. Франкла предельно сухо и сжато, можно сказать, что духовная жизнь человека - метафизика человека - прямо и непосредственно влияет на физику человека, работу его психики и тела. Конкретный механизм такой связи непонятен, но факт ее очевиден многим наблюдателям, в первую очередь психотерапевтам, психиатрам, социальным работникам, работникам религиозных организаций, т. е. специалистам, чаще других наблюдающим такое влияние на практике.

Здесь необходимо пояснить, что же конкретно мы имеем в виду под «духом», «духовной ситуацией» и тому подобными формулировками, противопоставляя это тому, что мы называем «физическим», да еще и включая в понятие «физического» человеческую психику, часто выделяемую в область «ментального» в философии сознания. Мы исходим из следующей рабочей посылки: внутренняя реальность человека конституируется психическим и духовным. Психическое есть физически детерминированное измерение человека. Связь психики и тела, а через тело связь психики и мира физических явлений сегодня уже не вызывает сомнений и продемонстрирована во множестве экспериментов. Это позволяет нам отнести психическое к области физических явлений. Внутренняя реальность человека, однако, несводима к психическому измерению, но имеет недетерминированную, свободную составляющую, которую мы называем «дух». Мы обозначили рабочую гипотезу без приведения аргументов в ее пользу, поскольку это исходная гипотеза, необходимая нам для прояснения сущности связи между одиночеством и смыслом. Мы можем привести те слабые аргументы в ее пользу, что она популярна в самых разных культурах и удобна в качестве отправной точки для дальнейшего рассуждения о внутренней жизни человека. Опровергающие существование человеческой свободы концепции подталкивают к рассмотрению человека

как мыслящей и переживающей вещи, что, на наш взгляд, является исследовательским тупиком - никакое дальнейшее философское рассмотрение человека с этой позиции уже невозможно, поскольку человек перестает быть предметом метафизики, становясь исключительно предметом внимания физики.

Это отступление было необходимо, чтобы прояснить нашу исходную исследовательскую установку в отношении связи смысла и одиночества. Такая необходимость возникла по следующей причине: смысл не является понятием из области физического мира, а значит, и из области психических явлений. Смысл - это то, что человек ощущает с помощью духа, а не с помощью тела или психики. С этой точки зрения можно рассматривать дух, как «орган смысла» подобно тому, как ухо является органом слуха. Этот орган способен, как и другие наши чувства, улавливать не только наличие чего-то, но и тонко реагировать на отсутствие. В ситуации переживания одиночества человек ощущает нехватку смысла, но рационализирует это как нехватку общения или близких отношений с людьми.

Можно было бы поставить на этом точку: переживание бессмысленности равно переживанию одиночества. Такое грубое приближение не кажется нам достаточным. Что порождает переживание бессмысленности? Для ответа на этот вопрос необходимо прояснить хотя бы предварительное понимание смысла относительно человеческой жизни.

Вот как, к примеру, описывают смысл жизни И. Т. Фролов и П. С. Гуревич: «...подлинный смысл жизни, «тайна бытия» человека, заключен в содействии разрешению назревших задач общественного развития, в созидательном труде, в ходе которого формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма жизнедеятельности человека обладает объективной ценностью и смыслом» [13]. Данное определение подчеркивает связь смысла и ценности. В качестве рабочей гипотезы определим смысл как ощущение значимости действия, по причине связи этого действия с ценностью. Причем связь эта такова: действие каким-то образом приближает реализацию ценности. Кажется, что такое определение не говорит нам ничего о конечной природе смысла, но только прячет его за понятием ценности. Однако это не так, поскольку прояснить, что такое ценность на практике оказывается несложно - набор ценностей более-менее универсален: это, например, истина, красота, справедливость. Каждый конкретный конечный список может содержать разные ценности, но в значительной мере такие закрытые списки будут пересекаться. Подобное пересечение образует универсальные ценности. Итак, подведем итог: смысл - это ощущение, что действие приближает к ценности. Субъективно это вряд ли кем-то переживается именно так, чаще люди сообщают о том, что какое-то дело им интересно, увлекательно, захватывающе и т. п. На наш взгляд, за подобной поглощенностью какой-то деятельностью всегда лежит ощущение ее осмысленности, переживание продвижения к какой-либо ценности, являющейся для человека предельным благом.

Прояснив понятие смысла, вернемся к его связи с одиночеством. Выше мы высказали тезис, что одной из причин

одиночества как переживания является нехватка смысла. По какой-то причине человек не ощущает, что его действия направлены к чему-то ценному. Это заставляет его ощущать себя уязвимым. При этом он может принять такое переживание этой специфической, порожденной смыслодефицитом уязвимости, потребности в помощи за нехватку близкого общения с другими людьми. Определенная поверхностная логика в такой рационализации есть: «нет близкого общения - не получишь и помощи, ведь чужие люди помощь не дают, дают только близкие». Как и в случае с любой рационализацией, если человек всерьез верит в такое объяснение и начинает искать расположения других людей вместо того, чтобы в деятельности обнаружить личные смыслы, это может обернуться жизненной катастрофой для него. Лечить одиночество такой этиологии наращиванием социальных контактов - это лечить рак микстурой от кашля. Но это именно то, что люди часто делают, поверхностно установив причину тяжелого переживания.

Какие рекомендации можно было бы высказать в случае одиночества такого происхождения? В. Франкл определяет более широкий класс болезненных состояний, вызванных дефицитом смысла, под названием «нооген-ные неврозы». Подклассом такого невроза, на наш взгляд, можно считать одиночество. В. Франкл рекомендует опытным и спекулятивным путем (пробуя и воображая) отыскивать любые личные смыслы. Он утверждает, что смысл -это не то, что конструирует человек произвольно, но нечто объективно наличествующее в реальности, требующее, однако, для своего отыскания действий со стороны человека. Смыслы, по В. Франклу, скрыты в каждой реальной ситуации, они «ждут» того, что их обнаружат, как спрятанные в комнате новогодние подарки для детей. Он прямо советует своим пациентам задавать себе вопрос «Какой смысл для меня может быть скрыт в этой ситуации?». Заметим, что человек хорошо приспособлен к осмысленному видению реальности. Это проявляется и в феномене апофении, и в том, что некоторые люди достаточно легко мыслят нарративно: сценариями, историями - не только режиссеры, писатели и политики - такое «организующее» события в историю мышление доступно в норме вообще всем людям. На наш взгляд, совет активно подходить к поиску личных смыслов абсолютно оправдан: ожидание, что внимание само наткнется на смысл не так эффективно, если бы это происходило так, люди вообще не страдали бы от ноогенных неврозов.

Задавать вопрос относительно личного смысла разворачивающейся истории - это спекулятивная часть поиска смысла. Скажем несколько слов также и относительно опытной части. Под ней мы понимаем практическое испытание новых действий. Перебирая разные виды деятельности, человек, даже не ища в них смысла активно и специально, может все же наткнуться на него просто в ходе перебора, ощутить, что какая-то деятельность откликается в нем как устремленная к ценности. Часто именно это стихийно делают родители, стремящиеся записать детей «на все», или скучающие люди, начинающие экспериментировать и пробовать что-то новое.

Резюмируем наше рассуждение. Одной из причин одиночества может являться нехватка смысла. Смысл - это

ощущение приближения к ценности. Ценность - это предельное благо. Например, красота, справедливость, истина и т. п. Если одиночество такого типа опознается как нехватка общения, человек избирает неверную стратегию его преодоления. Верной стратегией будет отыскание смыслов деятельности. Отыскивать их можно спекулятивно, с помощью воображения и рассуждения, а также задавая себе вопрос о смысле этой конкретной ситуации лично для себя, или опытно, путем практических проб новых видов деятельности.

Человечество, если и не побороло окончательно, то уже усмирило и сдерживает многие болезни. Мы не разделяем взгляд некоторых исследователей на принципиальную неустранимость одиночества человека. Получившее большое распространение в современном мире одиночество однажды, возможно, станет для людей такой же исторической экзотикой, как оспа - известная больше по описаниям, чем из опыта.

1. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. Изложение христианской психологии ради наставления и пробуждения // Кьеркегор С. Страх и трепет. М. : Республика. 1993. С. 249-350.

2. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М. : Политиздат, 1990. 415 с.

УДК 130.2

СОИЗМЕРИМОСТЬ БИОГРАФИЧЕСКОГО ОПЫТА И ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

В статье рассматриваются понятия герменевтического метода и биографического опыта в их взаимосвязи. Дается развернутое определение этих ключевых дефиниций и осуществляется их сопоставительный анализ, в ходе которого выявляется возможность взаимодействия герменевтики и современного жизнеописания.

Ключевые слова: биография, герменевтика, научно-биографический опыт, герменевтический метод.

На сегодняшний день мы наблюдаем повышение исследовательского интереса к герменевтической сфере философской науки. Герменевтика проявляет себя в качестве особого интерпретационного метода в самых разных областях: в науке, искусстве, культуре и даже в повседневности. Важной чертой герменевтического знания является осмысление жизненного мира индивида, что оказывается главной особенностью биографического жанра. Личность конкретного человека как субъекта деятельности и как субъекта собственной жизни становится основой любого биографического произведения. Учитывая сколь существенные жанровые трансформации проходит современная биография, герменевтическая интерпретация ее текстуально-семантичес-

3. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М. : Прогресс. 1988. С. 207-228.

4. Хайдеггер М. Время и бытие // Метафизика. 2011. № 1. С. 205-224.

5. Бердяев Н. А. Смысл истории. М. : Мысль, 1990. 176 с.

6. Шестов Л. И. На весах Иова (Странствования по душам). М. : ACT ; Харьков : Фолио, 2001. 464 с.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

8. Фромм Э. Бегство от свободы. М. : Прогресс, 1990. 272 с.

9. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М. : Смысл, 2000. 358 с.

10. Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. М. : Эксмо, 2009. 352 с.

11. Кон И. С. Многоликое одиночество // Знание - сила. 1986. № 12. С. 37-42.

12. Маркс К. Экономические рукописи. 1857-1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М. : ИПЛИ, 1969. Т. 46. Ч. 2. С. 213-214.

13. Смысл жизни // Философский словарь / под общ. ред. И. В. Фролова. М. : Республика, 2001. URL: http://padaread. com/?book=41856&pg=715 (дата обращения: 01.04.2018).

© Мосиенко М. К., 2018

А. Б. Николаева A. B. Nikolaeva

THE COMBINANCE OF BIOGRAPHICAL

EXPERIENCE AND THE GERMANEVTIC METHOD

The article deals with the concepts of hermeneutic method and biographical experience in their interrelation. A detailed definition of these key definitions is given and their comparative analysis is carried out, during which the possibility of interaction between hermeneutics and modern biography is revealed.

Keywords: biography, hermeneutics, scientific and biographical experience, hermeneutic method.

ких особенностей приобретает высокую научную ценность и актуальность. На этом основании можно ставить вопрос о соизмеримости и взаимодоказательности биографического опыта и герменевтического метода. На наш взгляд, этот процесс развивается в нескольких направлениях.

Герменевтический метод онтологизирует процесс осмысления, интерпретации как в отношении текста, так и в направлении события. Текст в герменевтической трактовке позволяет осуществить дальнейшее движение мысли и начать, и продолжить процесс научной или культурной рефлексии. «Шлейермахер сформулировал основную цель герменевтического метода: понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение» [1, с. 83]. Интер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.