Научная статья на тему 'Одиночество и коммуникация: проблематизация взаимоотношений в современном обществе'

Одиночество и коммуникация: проблематизация взаимоотношений в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2137
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИД / ВИРТУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Монастырская Н. И.

В статье рассматривается возникновение одиночества в результате нарушения процесса межличностной коммуникации. Выявляется взаимосвязь между коммуникацией и одиночеством, причины разрыва коммуникаций человека с обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LONELINESS AND COMMUNICATION: THE PROBLEM OF RELATIONSHIPS IN THE MODERN SOCIETY

The article deals with the emergence of loneliness as a result of a disruption in the process of interpersonal communication. The relationship between communication and loneliness, the causes of the severance of human communication with society is revealed.

Текст научной работы на тему «Одиночество и коммуникация: проблематизация взаимоотношений в современном обществе»

УДК: 130.2

ОДИНОЧЕСТВО И КОММУНИКАЦИЯ: ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматривается возникновение одиночества в результате нарушения процесса межличностной коммуникации. Выявляется взаимосвязь между коммуникацией и одиночеством, причины разрыва коммуникаций человека с обществом.

Ключевые слова: одиночество, коммуникация, общество, личность, индивид, виртуальность.

Современные технологические и социокультурные процессы, которые должны оптимизировать жизнедеятельность общества, зачастую приводят к тому, что ценность отдельного человека нивелируется. Стираются индивидуальные различия, минимизируется общение между людьми, что в целом приводит к снижению ценности коммуникации, в которой количество берет верх над качеством. Последствиями такого положения вещей становятся социальная изоляция, отчуждения, аномия.

Коммуникация является условием существования человека и общества, это особенный способ их взаимодействия, реализующийся в процессе развития культуры, который с необходимостью предполагает обмен информацией. Человек по своей природе социален, поэтому в процессе коммуникации устанавливаются многочисленные связи с обществом или другим человеком с определенной целью или поводом. По мнению Э. Тоффлера, «само бытие человека ...есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться» [1, с. 261]. В результате нарушения коммуникации происходит сбой связи между человеком и человеком или человеком и обществом. Межличностное общение - основа социальных отношений: без него невозможно взаимодействие человека в социуме, а его отсутствие неизбежно приводит к изолированности, разобщенности и одиночеству. Поэтому между одиночеством и коммуникацией существует обоюдная, двусторонняя взаимосвязь.

Если рассматривать одиночество с религиозной точки зрения, то это - момент изоляции человека от общества, в который он может начать диалог с богом. Философы древности считали одиночество подлинным состоянием мудреца, не позволяющим увлечь себя человеческими невзгодами и тяготами.

К. Ясперс в своей теории экзистенциальной коммуникации показал тесное переплетение феноменов одиночества и коммуникаций, он выявил возможное преодоление одиночества через коммуникацию. Проблема одиночества человека, по его мнению, является основой принципа организации социального взаимодействия в обществе. Ясперс считает такой способ взаимоотношения общественным договором, в котором заключается контракт или сделка между людьми. Стороны данного договора взаимно ограни-

Н. И. Монастырская N. I. Monastyrskaya

LONELINESS AND COMMUNICATION: THE PROBLEM OF RELATIONSHIPS IN THE MODERN SOCIETY

The article deals with the emergence of loneliness as a result of a disruption in the process of interpersonal communication. The relationship between communication and loneliness, the causes of the severance of human communication with society is revealed.

Keywords: loneliness, communication, society, personality, individual, virtuality.

чены двусторонними обязательствами, которые воспринимаются в рамках этих обязательств, т. е. беспристрастно [2, р. 37]. Таким образом, людей разделяют сознательные установки и общепринятые формы мышления. Имея материальный характер, общественные отношения становятся неподлинными. Коммуникация же, наоборот, рассматривается как сознательно устанавливаемая взаимосвязь участников диалога. Человек не может существовать сам по себе, так как человеческое бытие подразумевает быть с кем то. Коммуникация является первоначальным феноменом человеческого существования, которое попросту невозможно вне коммуникации. Выходит, что без коммуникации не может быть и свободы человека и его высшей ценности [3, с. 242]. Одиночество не может быть непреодолимым, так как существование человека подразумевает взаимосвязь с другим человеком или группой людей.

По мнению М. Бубера, одиночество не должно существовать, так как человек может стать собой, самоосуществиться лишь благодаря взаимоотношениям с другими. Философ отмечает: «Только когда одинокий человек постигнет другого во всей его инаковости, как себя, как человека, и, руководствуясь открывшимся ему постижением, прорывается к этому, другому, лишь тогда он прорывает свое собственное одиночество в их строгой и преображенной встрече» [4, с. 92]. Бубер полагает, что в каждой личности заложено стремление к отношениям уже с самого рождения. Даже только что появившейся на свет младенец желает тактильных ощущений, а затем - «оптимального» контакта с людьми. Личность не существует как отдельная, обособленная сущность, она скорее «сотворена между». Для философа, основным проявлением человеческого бытия являются отношения человека с окружающими его людьми, для Бубера не существует одиночества как фундаментального факта существования.

Одиночество, с одной стороны, это необходимое условие любого процесса мышления и творчества, создания чего-либо нового или открытия для самого себя тех или иных истин, а с другой - деструктивный фактор, который отвергает иное творческое начало - коммуникацию, тем самым замыкая индивида в его тесном собственном мире. Однако стоит помнить, что одиночество является

субъективным внутренним переживанием, т. е. специфическим чувством полной погруженности в самого себя. Одиночество как тонкая форма самопознания, как особенная форма самовосприятия может возникать как «осознание соей исключительности и неприятие тебя другими» [5, с. 24].

Одиночество содержит в себе как комплекс конструктивных факторов, так и деструктивных. Деструктивная сторона проявляется в разладе, во внутреннем состоянии дисгармонии личности. Сознательно человек не может согласиться с чувством одиночества, приводящим его к возникновению страха «перед возможностью утратить свои границы, потерять способность различать субъективное «Я» и объективный окружающий мир» [6, с. 52]. Нарушение коммуникации с окружающим миром обрекает любого человека на специфический «информативный голод». Личность, замыкаясь в собственном мире, утрачивает способность меняться под воздействием внешнего мира, общества, полагаясь только на свои собственные внутренние изменения. Страх перед одиночеством начинает появляться сразу же, как возникает хоть маленькая возможность разрыва коммуникаций. Чувство страха проявляется и от того, что мысль об одиночестве очень близка мысли о смерти, когда человек остается совершенно один. Страх получить отказ, оказаться в ситуации без коммуникации, парадоксальным образом иной раз приводит человека к разрушению любых отношений и взаимодействий. Боязнь остаться одиноким и попытка предотвратить одиночество может обречь человека на это самое одиночество [7, с. 16].

Британский писатель Дж. Кинг охарактеризовал одиночество следующим образом: «прекрасно, когда рядом живут люди, и ты можешь вернуться к ним, когда захочешь» [8, с. 44]. Но на сегодняшний день очевидно, что человек, живущий в мегаполисе, может оставаться одиноким среди толпы людей. В толпе он оказывается одним из многих, таких же порой одиноких людей. В концепции «социальная дистанция» Г. Зиммель уделяет особое внимание существованию человека в городе и приходит к выводу, что отношения жителей больших городов характеризуются формальностью, замкнутостью и обособленностью [9, с. 9]. Правомерно возникает вопрос: в силу каких причин человек ощущает себя одиноким среди людей? Исследования данного вопроса основываются на том, что происходят внутренние рассогласования ожиданий человека, и требований, которые выдвигает общество. В одной из своих работ К. Хорни отмечает, что «отдельному человеку приходится бороться с другими представителями той же группы, приходится брать верх над ними и нередко отталкивать в сторону. Превосходство одного нередко означает неудачу для другого, возникает враждебная напряженность между людьми. Соперничеством и потенциальной враждебностью проникнуты все человеческие отношения» [10, с. 217].

Д. Рисмен в работе «Одинокая толпа» считает, что толпа состоит из людей, связь которых образует самостоятельный организм. Но человек в толпе разобщен, отделен и одинок. Звенья, которыми связан человек с толпой, раздражают. Отчужденность и враждебность начинают занимать место общения и взаимного понимания. В общественной жизни, где деятельность каждой личности направлена на удовлетворение своих потребностей, она также связана

с другими людьми и зависит от них. Но личность воспринимает «других» как враждебную силу, которая ограничивает ее свободу. Отдельный индивид начинает «отчуждаться», в итоге он разрывает отношения не только с окружающими его людьми, но и отказывается от самого себя [11, с. 75].

Однако порой человек добровольно выбирает одиночество как стратегию своего поведения, отказываясь взаимодействовать с социальной группой. Или же само общество навешивает на человека ярлык неудачника, и тогда он вынужден находиться в одиночестве. Одинокий индивид отличается своими реакциями, изменением стратегии поведения и низким уровнем социальных контактов.

В установлении социальных контактов и налаживании коммуникации между людьми большую роль играет самооценка, которая формируется под воздействием ранее полученного опыта. Чем ниже самооценка человека, тем больше проявляется склонность к апатии, критике самого себя, и одиночество становится хроническим. И наоборот, чем уверенней в себе человек, тем в большей степени он способен самостоятельно принимать решения и справляться с проблемой одиночества [12].

Одиночество является одним из побудительных факторов создания многих искусственных артефактов. Стремление преодолеть одиночество, желание самостоятельно устанавливать коммуникацию приводит к созданию и возникновению невероятных, в большинстве случаев бесполезных идей и продуктов: механических животных или говорящих роботов. «Являясь естественной социальной потребностью, интерес к общению в современном обществе перешагнул от стадии общения «face to face» к стадии «face to the screen» [13, с. 75]. Такой тип общения имеет как положительные, так и отрицательные черты, но в связи с предоставлением значительно большей степени индивидуальной свободы самовыражения, завоевывает популярность...». Каждый день совершенствуются информационные технологии, однако общение, опосредованное компьютером, не только не предотвращает одиночество, но еще более его усугубляет и даже порождает его новые формы. Человек, погрузившийся в виртуальное общение, не может себя полноценно реализовать в общественной жизни. В большинстве случаев это приводит к изоляции, отделению, разобщению и в итоге к полному выпадению из общества.

Живая коммуникация является не только обменом информации между людьми. Она выполняет массу важных функций: аккумулятивную, экспрессивную, гносеологическую, волюнтативную. Коммуникативный процесс осуществляется не только на вербальном, но также и на экстравербальном уровне. Общаясь с человеком лично, мы видим его мимику, взгляды, жесты, позу, расстояние, на котором он находится от нас, в результате чего, мы получаем большой объем информации. При виртуальном общении человек всего этого лишен. Желание избавиться от одиночества при помощи виртуальности является на самом деле только подражанием подлинной коммуникации, что все равно в итоге не заменяет межличностного общения. Выходит, что виртуальная коммуникация создает некую иллюзию общения, на самом деле таковой не являясь, она может быть временным бегством от одиночества, но не путем преодоления его [14, с. 198].

26

Гуманитарные исследования • 2018 • № 2 (19)

Таким образом, личность, испытывающая одиночество по причине нарушения коммуникаций, как правило, не обладает четким представлением о существующих средствах и методах его преодоления. Необходимость справляться с одиночеством и находить выход из него мотивирует к развитию социальных качеств, помогающих человеку преодолеть отчуждение, вернуться в общество, найти собственное место в мире.

1. Тоффлер Э. Третья волна. М. : ООО «Фирма "Изд-во АСТ"», 1999. 583 с.

2. Jaspers C. Reason and Existenz. New York: Noonday Press, 1955. 157 p.

3. Давыдов В. Разум и экзистенция // Развитие личности. 2004. № 3. С. 242-247.

4. Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. С. 88-97.

5. Садлер У., Джонсон Т. От одиночества - к аномии // Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. С. 21-51.

6. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. С. 52-87.

УДК 128

СМЫСЛ И ОДИНОЧЕСТВО

В статье автор предпринимает попытку выявить связь между одиночеством и смыслом. Одиночество и смысл понимаются феноменально, т. е. как переживания. Для обнаружения такой связи необходимо предварительно преодолеть поверхностное понимание одиночества. Автор доказывает, что переживание одиночества не имеет необходимой связи с социальной изоляцией. Одиночество рассматривается как комплексный феномен, порождать который могут как природно-социальные причины, так и причина чисто метафизическая: отсутствие смысла. Смысл в данной статье понимается как приближение к ценности. Духовная жизнь человека не может быть здоровой без смысла. Такого рода нездоровье может приводить к ноогенным неврозам по терминологии В. Франкла. Частным случаем такого невроза автор считает переживание одиночества.

Ключевые слова: смысл, одиночество, ценность, дух, невроз.

7. Покровский Н. Е. Человек, одиночество, гуманизм // Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. С. 5-20.

8. Кинг Дж. Человеческий панк. М. : АСТ, 2006. 384 с.

9. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. № 3-4. 2002. С. 1-12.

10. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М. : Айрис-Пресс, 2004. 464 с.

11. Рыжакова Е. В. Одиночество как философская проблема // Вестник КГУ. 2011. № 2. С. 72-76.

12. Азарова Е. Н. От одиночества к социальной активности: социокультурные аспекты личностного состояния // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015. URL: http://cyberlenmka.nj/artide/n/ot-odinochestva-k-sotsialnoy-aktivnosti-sotsiokultumye-aspekty-lichnostnogo-sostoyaniya (дата обращения: 23.12.2017).

13. Лежебоков А. А., Сергодеева Е. А., Сергодеев В. А. Сетевые общества в социальных медиа Рунета. Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2017. 174 с.

14. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М. : Эксмо-Пресс, 2000. 272 с.

© Монастырская Н. И., 2018

M. K. MocueHKO M. K. Mosienko

SENSE AND LONELINESS

In this article, the author makes an attempt to reveal the relationship between loneliness and sense. Loneliness and sense are understood phenomenally, as experiences. To detect such a connection, one must first overcome the superficial understanding of loneliness. The author proves that the experience of loneliness does not have the necessary connection with social isolation. Loneliness is examined as a complex phenomenon, which can be generated as a natural and social cause, and the cause is purely metaphysical: the absence of sense. The sense is understood as an approximation to value. The spiritual life of a person can not be healthy without sense. This kind of unhealth can lead to noogenic neuroses in the terminology of V. Frankl. The author considers the experience of loneliness to be a special case of such a neurosis.

Keywords: sense, loneliness, value, spirit, neurosis.

Теоретические основы исследования одиночества и смысла заложили, с одной стороны, философы-экзистенциалисты, с другой - психологи и социологи. Самые значимые идеи были сформулированы такими философами, как С. Кьеркегор [1], А. Камю [2], Ж.-П. Сартр [3], М. Хайдеггер [4], Н. А. Бердяев [5], Л. И. Шестов [6]. В психологических исследованиях проблему связи одиночества и смысла отразили работы В. Франкла [7] и Э. Фромма [8]. Также отметим вклад в разработку этой проблемы Ф. Перлза [9], И. Ялома

[10], И. С. Кона [11], чьи работы выходят за рамки чисто психологического исследования и имеют большое значение для философского понимания исследуемого предмета. Отдельно необходимо отметить концепцию отчуждения - ключевую для понимания специфики феномена одиночества, сформулированную К. Марксом [12] и получившую в дальнейшем развитие в трудах неомарксистов и экзистенциалистов.

В обыденном сознании одиночество часто понимается как нехватка связей с другими людьми, отчужденность от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.