Научная статья на тему 'Типы образовательных сред в современном образовании'

Типы образовательных сред в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

867
742
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Евтихов Олег Владимирович

Системное рассмотрение феномена образовательной среды занимает одно из важных мест в теории и методике высшего профессионального образования. Рассмотрение типов образовательных сред связано с проблемой развития профессиональных компетенций студентов как будущих профессионалов в процессе обучения в вузе. Так как формирование личности студента осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и специфической образовательной среды, в которой он находится, обучаясь в вузе. Безусловно, в различных типах образовательных учреждений объем и соотношение социального опыта, предметного образования и индивидуального сопровождения различны. Различия зависят от специфики образовательного процесса, ценностных устремлений, установок и педагогических концепций преподавателей. [1] Это вызывает необходимость изучения различных типов образовательных сред и степени их влияния на формирование профессионально важных качеств студентов и слушателей в процессе обучения и развитие их личности как профессионалов целом. Данная статья представляет часть исследования по изучению специфики образовательной среды вуза правоохранительных органов. В ней кратко представлены результаты анализа работ, описывающих модели образовательных сред применительно к системе высшего профессионального образования.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Евтихов Олег Владимирович,

TYPES OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN MODERN EDUCATION

Systemic examination of the phenomenon of the educational environment is one of the important issues in the theory and methodology of higher education. The examination of types of educational environments is related to the problem of the professional competencies development of the students as future professionals in the study process at the higher educational institution since the formation of the student's personality is influenced not only by purposeful study process but also by specific educational environment in which the student is plunged. There is no doubt that the scope and ratio of social experience, object education and individual support are different in different types of educational institutions. The differences depend on the specifics of the educational process, value aspirations and teachers’ pedagogical conceptions. That’s why it is necessary to study different types of educational environments and their influence on the formation of students’ and trainees’ professionally important qualities and the development of their personalities as professionals in general. This article is a part of the research on studying specific character of the educational environment at higher educational law enforcement institution. It summarizes the results of the analysis of scientific papers describing models of educational environment in relation to the system of higher education.

Текст научной работы на тему «Типы образовательных сред в современном образовании»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-4-5 УДК 378.14

ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Евтихов О.В.

Системное рассмотрение феномена образовательной среды занимает одно из важных мест в теории и методике высшего профессионального образования. Рассмотрение типов образовательных сред связано с проблемой развития профессиональных компетенций студентов как будущих профессионалов в процессе обучения в вузе. Так как формирование личности студента осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и специфической образовательной среды, в которой он находится, обучаясь в вузе. Безусловно, в различных типах образовательных учреждений объем и соотношение социального опыта, предметного образования и индивидуального сопровождения различны. Различия зависят от специфики образовательного процесса, ценностных устремлений, установок и педагогических концепций преподавателей. [1] Это вызывает необходимость изучения различных типов образовательных сред и степени их влияния на формирование профессионально важных качеств студентов и слушателей в процессе обучения и развитие их личности как профессионалов целом. Данная статья представляет часть исследования по изучению специфики образовательной среды вуза правоохранительных органов. В ней кратко представлены результаты анализа работ, описывающих модели образовательных сред применительно к системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: образование, образовательная среда, типы образовательных сред

TYPES OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN MODERN EDUCATION

Evtikhov O.V.

Systemic examination of the phenomenon of the educational environment is one of the important issues in the theory and methodology of higher education . The examination of types of educational environments is related to the problem of the professional competencies development of the students as future professionals in the study process at the higher educational institution since the formation of the student's personality is influenced not only by purposeful study process but also by specific educational environment in which the student is plunged. There is no doubt that the scope and ratio of social experience, object education and individual support are different in different types of educational institutions. The differences depend on the specifics of the educational process, value aspirations and teachers' pedagogical conceptions. That's why it is necessary to study different types of educational environments and their influence on the formation of students' and trainees' professionally important qualities and the development of their personalities as professionals in general. This article is a part of the research on studying specific character of the educational environment at higher educational law enforcement institution. It summarizes the results of the analysis of scientific papers describing models of educational environment in relation to the system of higher education.

Key words: education, educational environment, the components of the educational environment.

В настоящее время существует множество различных описаний типов образовательных сред. Так Д.Б. Бережнова выделяет три класса сред в современном образовании: 1) стимулирующие среды - создаются с целью создания стимула в образовательной деятельности, вызывающего активность и самодеятельность; разработаны в условиях гуманистической парадигмы образования; 2) информационные среды - выполняют коммуникативную функцию образовательной культуры и направлены передачу ценностей, в том числе этнокультурных между поколениями; 3) экологические среды -выполняют адаптационную функцию к условиям (географическим, климатическим) и зависят от доминирующих в определённом типе культуры психофизиологических характеристик человека. [3]

А.И. Артюхина классифицирует различные образовательные среды по педагогическим функциям и по виду образовательного (учебно-воспитательного) учреждения. По педагогическим функциям автором выделяются: дидактическая, педагогическая, воспитательная, личностно-развивающая, образовательная образовательные среды. По виду учебно-воспитательного учреждения, в котором она имеет место: среда дошкольного учреждения; среда школы (гимназии, лицея); среда колледжа; среда вуза; университет-школа-регион и т.п. [2]

Т.В. Склярова, исследуя социокультурную среду высшего образования, вводит понятие образовательного инвайромента, который включает внутреннюю и внешнюю среду учебной организации и может рассматриваться на различных уровнях вузовской экосистемы. Так микроуровень включает типы ролей, особенности деятельности и межличностного взаимодействия как между обучаемыми, так и между обучаемым и преподаватель. Мезоуровень составляют студенты, кафедры, службы, обеспечивающие подразделения, а также специальные программы по выбору, родственники, знакомые и т.п. Макроуровень включает внешние для ВУЗа социально-экономические, политические и социокультурные условия в стране, глобальные процессы.

Экзоуровень включает в себя институты, в которые студенты могут не включаться непосредственно, но которые оказывают опосредованное воздействие на него, такие как средства массовой информации, министерства общего и профессионального образования, труда и социального развития. [6]

Одна из наиболее ранних, но интересных классификаций представлена в работе Я. Корчака, который описывает четыре базовых типа образовательной среды: «воспитывающая», «догматическая», «идейная», «безмятежного потребления» и «успеха и карьеры». [5]

Догматическая среда по мнению автора характеризуется преобладанием авторитарных методов управления и воспитания, приверженностью жесткой дисциплине, культом внешнего порядка и устоявшихся традиций. По мнению автора догматическая среда формирует пассивную и зависимую личность и может ломать ребенка, чуждого ей по духу. Но если в этой среде уверенность в себе не перерастает в самодурство, а простота - в примитивность, то среда может быть плодотворна для воспитания и высекать превосходного человека, который ответит уважением своим воспитателям за то, что те не забавлялись им, а трудным путем вели к поставленной ими цели.

Идейная среда описывается автором следующим образом: «Ее эффект не в духовной стойкости, а в натиске, напоре, в активности. Тут не работают, а созидают. Действуют, а не выжидают. Здесь нет долга - есть добрая воля. Нет догм - есть задачи. Нет равнодушия - есть воодушевление, энтузиазм. Для человека, воспитанного этой средой, внутренний регулятор его отвращение к грязи и нравственный эстетизм. В идейной среде, по мнению автора, формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

Среда безмятежного потребления. Подобная среда описывается автором следующим образом: «Я имею столько, сколько мне надо... работа - не служение, не пост, не цель жизни, а средство для извлечения выгод и

достижения желаемого... ». По мнению автора, в подобной воспитывающей среде формируется личность, которая, в принципе, всегда довольна тем что у нее есть. Основной чертой такой личности можно считать жизненную пассивность, неспособность к напряжению и борьбе.

Среда успеха и карьеры описывается автором следующим образом: «И здесь в ходу целеустремленность, но приводит к ней не внутренняя потребность, а холодный расчет. Здесь нет места для полноты содержания, есть только прикидывающаяся ею форма, лишь искусная маскировка пустоты, судорожные поиски престижных ценностей. Лозунги, на которых можно заработать, условности, перед которыми выгоднее склониться». По мнению Я. Корчака если в такой среде и вырастает стоящий человек, то со временем обнаруживается, что это одна видимость, более тонкая игра, лучше подогнанная маска, и только.

Таким образом, согласно типологии Я. Корчака, догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка; идейная -свободного и активного; безмятежного потребления - свободного, однако, пассивного, карьерная среда - активного, но зависимого.

Основываясь на вышеописанной типологии В.А. Ясвин в работе «Образовательная среда: от моделирования к проектированию», описал четыре типа образовательной среды: «догматическая», «безмятежная», «творческая», «карьерная» и предложил модель векторного моделирования образовательной среды. [7] По мнению В.А. Ясвина догматическая среда гарантирует воспроизводство послушного и смиренного народа, являющегося идеальным объектом для авторитарного управления. Безмятежный тип среды складывается в таких образовательных учреждениях (или у отдельных учителей), где доброжелательное, «душевное» отношение к учащимся не подкрепляется соответствующей требовательностью; где перед школьниками не ставятся трудные задачи и новые перспективы, не стимулируется необходимое для их личностного развития напряжение духовных, интеллектуальных и физических

сил. Карьерная среда более ориентирована на различные внешние проявления, нежели на внутреннее содержание образовательного процесса. Творческая среда отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением.

Важным компонентом образовательной среды является организационная культура вуза. Если можно говорить о том, что организация имеет душу, то этой «душой» является организационная культура. Именно организационная культура во многом отвечает на вопрос «Как мы себя ведем?». В образовательных организациях она нормирует поведение обучаемых и сотрудников (преподавателей) и формирует их отношение, как к учебному процессу, так и друг к другу.

Для изучения особенностей организационной культуры в ведомственных вузах правоохранительных органов подразделением психологического обеспечения СибЮИ МВД России в 2011 году было проведено исследование с использованием методики К.Камерона и Р.Куинна (вариант Т.О. Соломанидиной). Методика использовалась в адаптации опросника и описания типов организационной культуры применительно к специфике ведомственного вуза. В основу методики положена типология, описывающая иерархическую (бюрократическую), рыночную, клановую и адхократическую типы организационной культуры.

Клановая культура (тип А) - характеризуется организацией деятельности на основе общности интересов, доброжелательности, и дружественности. Адхократическая культура (тип В) - характеризуется организацией деятельности на основе творчества и предприимчивости сотрудников. Иерархическая (бюрократическая) культура (тип С) - характеризуется организацией деятельности на основе рациональности, формализованности и структурированности процедур. Рыночная культура (тип D) - характеризуется организацией деятельности ориентированной исключительно на результат.

По результатам исследования обобщенный тип организационной культуры в ведомственных вузах правоохранительных органов определяется как «рыночно-иерархический», для которого характерны высокий уровень формализации и структурированности жизни и деятельности сотрудников. Данная организационная культура ориентирована на жесткое руководство, подчинение формальным и нормативным правилам и приказам. Преобладают вертикальные служебные отношения, основанные на иерархии и субординации.

Организационная культура является важным компонентом образовательной среды образовательной организации, выступает носителем и транслятором профессиональных правил, норм и ценностей профессиональной деятельности, выполняет нормативно-регулирующую, интеграционную, адаптивную и охранную функции. Соответственно при формирования профессиональных компетенций обучаемых в образовательной среде вуза необходимо, как минимум, учитывать особенности организационной культуры вуза, а как максимум - управляемо формировать организационную культуру способствующую формированию соответствующих компетенций и профессионально важных качеств обучаемых, что требует более обширного и детального исследование организационной культуры разных образовательных организаций в современных условиях.

В заключении можно отметить, что в настоящее время образовательная среда рассматривается разными исследователями в разных ракурсах. Это закономерно, так как в разных исследованиях ставятся различные задачи в соответствии с целью и предметом исследования. В том или ином толковании понятия выделяются один или несколько наиболее существенных, с точки зрения ученых, признаков образовательной среды.

В тоже время практически всеми исследователями признается, что именно образовательная среда в совокупности как внешних, так и внутренних условий, выступает источником воспитания и развития личности. Это предъявляет серьезные требования к управляемому формированию

образовательной среды, соответствующей образовательным целям. При этом анализ процессов влияния образовательной среды вуза на развитие личности и формирование отдельных психологических качеств обучаемых необходимо проводить в контексте особенностей восприятия образовательной среды самими обучаемыми и отношения к ней обучаемых. Как говорил Л.С. Выготский, для правильного понимания роли среды нужно подходить к ней не с абсолютной, а с относительной меркой. Ее нельзя рассматривать как «обстановку развития», которая в силу только ей самой присущих качеств определяет формирование личности. Результат воздействия среды будет зависеть прежде всего от того, через какие индивидуальные особенности личности они преломляются и какие переживания у него возникают. Один и тот же «образец» для одного может стать притягательным: в то время как для другого - резко отрицательным. В результате влияние одного и того же фактора будет прямо противоположным.

Схожие идеи выдвигал Дж. Келли в теории конструктивного альтернативизма. По его мнению объективная реальность существует, но разные люди сознают ее по-разному. Иными словами, в представлениях различных людей объективная реальность представлена в виде различных альтернативных реальностей, которые люди сами конструируют в процессе познания. И человек является для себя тем, каким он воспринимает себя сам, а внешние события и люди для него имеют психологическое значение ровно в той мере, в какой они существуют именно в его представлениях. [4] Поэтому анализ процессов влияния образовательной среды на развитие личности и формирование отдельных психологических качеств обучаемых необходимо проводить в контексте особенностей восприятия образовательной среды самими обучаемыми и отношения к ней обучаемых.

Список литературы

1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Проблемы подготовки будущего учителя в информационном обществе. Сибирский педагогический журнал. -Новосибирск. 2010. № 1. С.378-386.

2. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен / Дисс. на соиск.уч. степени докт. пед. наук. Волгоград, 2007. С. 68.

3. Бережнова Д.Б. Организация образовательной среды на основе источников фонового знания / Дисс. на соиск.уч. степени канд. пед. наук. Краснодар, 2003 206 c

4. Евтихов О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. 288 с.

5. Корчак Я. Как любить ребенка / Педагогическое наследие. М.: У-Фактория, 2007. 384 с.

6. Склярова Т.В. Социокультурная среда высшего образования: Автореф. дис... канд. социол. наук. Саратов, 1998. 17с.

7. Янова М.Г., Адольф В.А., Игнатова В.В. Антиномичность как структурирующий принцип формирования организационно-педагогической культуры студента в социокультурном образовательном пространстве// Научный журнал. Альма-матер. №12. 2012.С.82-87.

8. Ясвин В.А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. М.: Изд-во «Смысл», 2001. С.14.

References

1. Adolf V.A., Stepanova I.Y. Problems of training future teachers in the information society [Siberian Teachers magazine], no. 1 (2010): 378-386.

2. Artyukhina A.I. Educational environment of higher education as a pedagogical phenomenon: Diss. doct. of pedagogical sciences [Volgograd], (2007).

3. Berezhnova D.B. The organization of the educational environment on the basis of sources of background knowledge : Diss. cand. of pedagogical sciences. [Krasnodar], (2003).

4. Evtikhov O.V. Leadership potential leader : specificity , content and development opportunities. [Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the FDCS of Russia], (2011).

5. Korczak J. How to Love a Child [Teacher heritage]. [Moscow: I - Factoría], (2007).

6. Sklyarova T.V. Social and cultural environment of higher education : Author. Diss. cand. of Sociology Science [Saratov], (1998).

7. Jasvin V.A. Educational environment: from modeling to design [Moscow: Publishing House of the "Sense"], (2001): 14.

8. Janova M.G., Adolf V.A., Ignatova V.V. Antinomy as a structuring principle of the formation of organizational and pedagogical culture of the student in the socio-cultural educational environment [Alma mater], no. 12, (2012): 82-87.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Евтихов Олег Владимирович, начальник отделения психологического обеспечения кандидат психологических наук, доцент Сибирский юридический институт ФСКН России

ул. Рокоссовского д. 20, г. Красноярск, Красноярский край, 660131, Россия e-mail: evtikhov2003@mail.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 6624-4188

DATA ABOUT THE AUTHOR

Evtikhov Oleg Vladimirovich, head of the department of psychological support, Ph.D. in Psychological Science

Siberian Law Institute of the FDCS of Russia

20, Rokossovskogo street, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Region, 660131, Russia e-mail: evtikhov2003@mail.ru

Рецензент:

Панов Евгений Валентинович, начальник кафедры оперативно-боевой и физической подготовки СибЮИ ФСКН России, кандидат педагогических наук, доцент