СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ФЕНОМЕНЕ
MODERN CONCEPTS OF UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON
O.B. Евтихов, B.A. Адольф O.V. Evtikhov, V.A. Adolf
Образование, образовательная среда, профессиональная подготовка, компетенции.
В предлагаемой статье рассматриваются различные представления об образовательной среде применительно к системе высшего профессионального образования, предложено обобщенное определение понятия «образовательная среда вуза» и выделены наиболее значимые компоненты образовательной среды высших образовательных организаций.
Education, educational environment, training, competences.
The article considers different concepts of the educational environment with reference to the system of higher education, offers a generalized concept of "university educational environment" and identifies the most important components of the educational environment of universities.
Развитие общества диктует все возрастающие требования к подготовке специалиста, владеющего соответствующими профессиональными компетенциями, обеспечивающими успешность применения полученных знаний в непосредственной профессиональной деятельности. При этом в последнее время все больше исследователей сходятся во мнении о том, что становление профессионала возможно лишь в результате единства профессионального и личностного развития. Как отмечал A.C. Макаренко, человек не воспитывается по частям, он создается всей суммой влияний, которым он подвергается. Соответственно, для проектирования управляемого процесса формирования компетенций обучаемого в вузе необходимо рассматривать образовательную среду вуза с позиции всех социальных связей и событий, происходящих в социуме [Янова, Адольф, 2012, с. 184].
Комплексное влияние образовательной среды особенно выражено в вузах силовых структур. Особенность подобных вузов состоит в том, что они являются закрытыми образовательными учреждениями, курсанты проживают на территории вузов по армейскому (казарменному) типу с ограничением свободы выхода за пределы института. Поэтому значительная часть социально-
го взаимодействия во время учебной и служебной деятельности происходит в пространстве образовательного учреждения. Это создает необходимость более тщательного анализа и выстраивания всех компонентов образовательной среды вуза в целостную социально устойчивую систему, обеспечивающую формирование профессиональных компетенций в процессе обучения.
Однако, несмотря на большое количество научных работ в этой области, до настоящего времени нет общего представления о том, что следует понимать под термином «образовательная среда». Данная статья является частью исследования, которое посвящено разработке теоретико-методологической концепции формирования профессиональных компетенций в образовательной среде вуза. В ней проведен краткий анализ различных подходов к понятию образовательной среды, предложено обобщенное определение понятия «образовательная среда вуза» и выделены наиболее значимые компоненты образовательной среды высших образовательных организаций.
В отечественной педагогике термин «среда» начал активно использоваться еще в 20-е годы XX века. Так, С.Т. Шацкий разрабатывал «Педагогику среды», П.П. Блонский описывал «общественную
среду ребенка», A.C. Макаренко часто использовал термин «окружающая среда». Данные авторы в своих трудах утверждали, что воздействие педагога на ребенка должно производиться как через внешние условия его существования (в совокупности предметов, людей, отношений, деятельности и др.), так и через внутренние условия обучаемого (его эмоциональное состояние, отношение к себе и к людям, жизненный опыт, ценностные установки и др.). В более поздних работах Л.И. Божович определяет среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Автор отмечает, что в процессе воспитания очень важно понять характер переживания личности, включенной в среду, отношения к среде.
Однако и в настоящее время термин «среда» не имеет четкого и однозначного определения в социальной науке. В самом общем смысле термин «среда» применительно к находящемуся в ней человеку понимается как окружение этого человека. В электронной энциклопедии «Вики-педия» окружающая среда рассматривается как часть среды, непосредственно окружающей (отсюда и название) некоторую живую систему (человека, животного и т. д.) и состоящей из объектов живой и неживой природы.
Можно утверждать, что «окружающая среда человека» охватывает комплекс как природных (физических, химических, биологических), так и социальных факторов, которые прямо или косвенно могут влиять на жизнедеятельность этого человека. При этом другие люди также выступают для человека как элементы «окружающей среды» в том виде, в каком они воспринимаются этим человеком в совокупности его отношений и особенностей взаимодействия с другими людьми.
Образовательная среда, в которой находится человек, также является частью его окружающей среды. При этом различные исследователи по-разному трактуют термин «образовательная среда». Так, Е.В. Деркачева, исходя из понятия «окружающая среда», определяет образовательную среду как совокупность условий и влияний формирования личности, а также возможностей для ее развития и самореализации. При этом автор отмечает, что окружающая среда человека -
это более широкое понятие, чем образовательная среда, и включает в себя не только совокупность условий и факторов (природных и социальных), оказывающих влияние на развитие, воспитание и обучение, саморазвитие, но также подразумевает активное взаимодействие с ней человека и в соответствии с этим возможности ее преобразования и изменения [Деркачева, 2007, с. 30]. O.A. Ильчинко под образовательной средой понимает «системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса» [Ильченко, 2006, с. 42]. С.Д. Деряба считает, что «образовательная среда представляет собой совокупность всех возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных» [Дерябо, 2007, с. 39]. В.П. Якимевич представляет образовательную среду применительно к вузу как совокупность специально созданных условий, погруженных в специфическую социокультурную атмосферу, и направленных на личностно-профессиональное развитие [Якимевич, 2011, с. 14].
Для того чтобы конкретизировать понятие «образовательная среда», обратимся к пониманию самого термина «образование». В законе Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3) под образованием понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Э.Н. Гусинский, анализируя использование термина «образование», говорит о таких общеупотребительных значениях этого слова:
- образование как достояние личности, система представлений и понятий, располагающаяся в субъективном пространстве психики человека и направляющая его поведение;
- образование как процесс приобщения личности к культуре, становление и развитие образования как достояния личности, с одной стороны, и всего культурного окружения - с другой;
- образование как специальный социальный институт (система образования), одна из составляют,их культурного окружения личности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих и направляющих образование как процесс приобщения личности к культуре.
В.А. Ясвин рассматривает прилагательное «образовательная» в словосочетании «образовательная среда», придерживаясь его значения, связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу. В его работах образовательная среда представляется как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Он отмечает, что применительно к образовательной среде вуза под «образцом» следует понимать не элементы образовательного процесса, а скорее социально обусловленный «образец» личности профессионала, обладающий желаемыми компетенциями. Точно также и в основании национальной идеи «воспитания» у каждого народа лежит своя особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям этого народа, соответственно, и от воспитания требуется воспроизведение этого идеала в отдельных личностях [Ясвин, 2001, с.14].
Е.Ю. Васильева предлагает рассматривать образовательную среду вуза как упорядоченную целостную совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливают наличие у образовательной организации выраженной способности создавать условия и возможности для целенаправленного и эффективного использования педагогического потенциала среды в интересах развития личности всех ее субъектов. В качестве общей цели образовательной среды автор определяет обеспечение условий и возможностей для профессионально-личностного развития субъектов данной среды, улучшения качества профессиональной деятель-
ности преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и качества обучения студентов с учетом их индивидуальных особенностей [Васильева, 2011, с. 76].
А.И. Артюхина на основе изучения подходов к исследованию функции среды в развитии личности в философской и научно-педагогической литературе, обобщив представления о данном явлении, предложила следующее определение образовательной среды как педагогического феномена: «Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен представляет собой развивающийся континуум пространственно-временных, социально-культурных, деятельностных, коммуникативных, информационных и др. факторов, которые предстают как целенаправленно создаваемые и спонтанно возникающие условия взаимодействия развивающейся личности и объективного мира высшей школь!» [Артюхина, 2007, с. 47].
На практике часто используется термин «информационно-образовательная среда». Во многом это связано с активным развитием мультимедийных (компьютерных, сетевых) образовательных технологий, позволяющих накапливать, систематизировать и распространять обучающую информацию, в том числе при дистанционном обучении. В самом общем виде информационно-образовательная среда вуза представляется как педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций. В качестве компонентов информационно-образовательной среды выделяются: информационные ресурсы (библиотечные фонды вуза; интернет-классы; кафедральные фонды и др.); компьютерные средства обучения (компьютерная техника и ее программное обеспечение; автоматизированная система контроля знаний); система управления образовательным процессом (учебно-методические комплексы; модульный принцип построения курсов дисциплин; органи-
зация научно-исследовательской работы студентов и др.) [Остроумова, 2011, с. 37].
Таким образом, применительно к вузу объем понятия «информационно-образовательная среда» представляется уже как понятие «образовательная среда». Это особенно заметно при рассмотрении образовательной среды закрытых ведомственных вузов силовых структур (МВД, МЧС, МО), в которых процесс обучения строится на совмещении учебной и служебной де-ятельностей обучаемых. В последнем случае к информационно-образовательной среде сложно отнести пространство опыта, формируемого при непосредственном включении обучаемого в профессиональную деятельность, точно так же, как нельзя провести тождественное равенство между знаниями о чем-либо и непосредственным опытом [Невирко, Евтихов, 2012, с. 9].
Обобщая рассмотренные выше представления различных авторов, хотим отметить, что на наш взгляд, удачным является подход, представляющий образовательную среду с позиции влияния и условий формирования личности. Исходя из этого, образовательную среду вуза целесообразно рассматривать как «систему влияний и условий, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении образовательной организации, обеспечивающих формирование социально-профессиональных компетенций у обучаемого в процессе обучения»
На наш взгляд, при комплексном анализе образовательной среды высших образовательных организаций необходимо учитывать следующие компоненты:
1) информационно-образовательный компонент - предметная специфика, учебно-методические комплексы, образовательные средства обучения, форма проведения учебных занятий, педагогические приемы и методы, используемые в образовательном процессе, и др.;
2) профессиональный компонент- представленность в образовательной среде компонентов профессиональной деятельности;
3) социальный компонент - особенности межличностных взаимодействий и отношений в вузе; морально-психологическая атмосфера в учебных и трудовых коллективах; представления обучаемых о требованиях профессиональ-
ной деятельности; удовлетворенность обучаемых организацией учебной деятельности и т. п.);
4) организационно-корпоративный компонент - характеристики организационно-корпоративной культуры: предметно-пространственное наполнение образовательной среды, в том числе наглядная агитация, структурирование помещений; особенности профессионально-управленческого взаимодействия; ценностные установки, профессиональные традиции и ритуалы и т. п.;
В завершение можно еще раз отметить, что для совершенствования образовательного процесса вуза необходимо изучение не только процесса педагогического взаимодействия преподавателя и обучаемого, а образовательной среды в целом, в которой находится тот и другой. Образовательную среду вуза необходимо рассматривать в совокупности как внешних условий (носителей среды) существования обучаемого (предметов, людей, межличностных отношений, деятельности, организационной культуры и др.), так и внутренних (эмоциональных переживаний обучаемого, его отношения к самому себе, другим, к обучению и т. д.). При этом нужно учитывать, что образовательные возможности среды раскрываются для каждого конкретного человека горизонтами профессиональной деятельности, а также границами, в которых эта среда представлена в восприятии (картине мира) данного человека.
Также отметим, что эффективность процесса обучения во многом зависит от возможности целенаправленного управляемого моделирования образовательной среды, обеспечивающей формирование соответствующих компетенций обучаемого, развития его профессионально важных качеств и личности в целом. Реализация проектируемых образцов профессиональной деятельности и профессиональных отношений обеспечивает социально-профессиональную устойчивость сформированных профессиональных компетенций обучаемого в образовательной среде вуза [Адольф и др., 2011, с.77].
Это может достигаться как включением обучаемого непосредственно в профессиональную деятельность, так и посредством моделирования элементов профессиональной деятельности.
»иблиографический список
1. Адольф В.А., Ковалевич И.А., Чурляева Н.П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа -вуз - предприятие» // Казанский психолого-педагогический журнал. 2011. № 4. С. 77-87.
2. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: дис. д-ра пед. наук. Волгоград, 2007. С. 47-49.
3. Васильева Е.Ю. Образовательная среда вуза как объект управления и оценки // Университетское управление. 2011. № 4. С. 76-82.
4. Деркачева Е.В. Формирование образовательной среды в поликультурном пространстве // Вестник КАСУ. 2007. №1. С. 30-34.
5. Дерябо С.Д. Формирование ценностей ориентации воспитанников образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2007. № 3. С. 39-43.
6. Ильченко O.A. Стандартизация новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 42-47.
7. Невирко Д.Д., Евтихов О.В. Организация и методики социопсихологического обеспечения учебной и служебной деятельности образовательного учреждения правоохранительных органов: учеб.-метод. пособие. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. 232 с.
8. Остроумова E.H. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста // Фундаментальные исследования. 2011. № 4 С. 37-40.
9. Якимевич В.П. Образовательная среда вуза как фактор личностно-профессионального развития учителей физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. 2011. № 5 (75). С. 140-143.
10. Янова М.Г., Адольф В.А. Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С.182-188.
11. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М,: Смысл, 2001.
[34 1