Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы педагогической Концепции формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов (на примере вуза ФСКН России)'

Теоретико-методологические основы педагогической Концепции формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов (на примере вуза ФСКН России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / КУРСАНТ / CADET / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтихов Олег Владимирович

В статье приводится теоретико-методологическое обоснование педагогической концепции формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов. Описаны общие положения и теоретико-методологические основания, обосновано ядро концепции, охарактеризовано ее содержательное наполнение и обоснованы критерии (показатели) оценки результативности ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтихов Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF THE PEDAGOGICAL CONCEPTION OF SHAPING PROFESSIONAL COMPETENCE OF CADETS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES (ON THE EXAMPLE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE FEDERAL DRUG CONTROL SERVICE OF RUSSIA)

Theoretical and methodological justification of the pedagogical conception of shaping professional competence of cadets in the educational environment of higher educational institution of law enforcement agencies is given in the article. General provisions, theoretical and methodological bases are described, the kernel of conception is proved, its content is characterized and criteria (indicators) of assessment of effectiveness of its realization are proved.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы педагогической Концепции формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов (на примере вуза ФСКН России)»

УДК 378.351.74

Олег Владимирович ЕВТИХОВ,

начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института ФСКН России ( г. Красноярск), кандидат психологических наук, доцент

[email protected]

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗА ФСКН РОССИИ)

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF THE PEDAGOGICAL CONCEPTION OF SHAPING PROFESSIONAL COMPETENCE OF CADETS

IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES (ON THE EXAMPLE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE FEDERAL DRUG

CONTROL SERVICE OF RUSSIA)

В статье приводится теоретико-методологическое обоснование педагогической концепции формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов. Описаны общие положения и теоретико-методологические основания, обосновано ядро концепции, охарактеризовано ее содержательное наполнение и обоснованы критерии (показатели) оценки результативности ее реализации.

Theoretical and methodological justification of the pedagogical conception of shaping professional competence of cadets in the educational environment of higher educational institution of law enforcement agencies is given in the article. General provisions, theoretical and methodological bases are described, the kernel of conception is proved, its content is characterized and criteria (indicators) of assessment of effectiveness of its realization are proved.

Ключевые слова: концепция, образовательная среда, образовательная организация, курсант, правоохранительные органы.

Keywords: concept, educational environment, educational organization, cadet, law enforcement agencies.

Специфика обучения в вузе правоохранительных органов, заключающаяся в совмещении учебной и служебной деятельностей курсантов, их проживании на территории образовательной организации в первые годы обучения, обуславливает её наполнение большим количеством внеучебных мероприятий, проводимых различными службами (психологической, воспитательной, курсовыми командирами и др.). Однако в настоящее время нет четкого представления о том, какие внеучебные мероприятия и в какой степени участвуют в процессе формирования конкретных профессиональных компетенций курсантов. [4] Это определяет актуальность разработки концепции, интегрирующей и координирующей все направления образовательной деятельности вуза (учебно-воспитательное, профессионально-служебное и морально-психологическое и др.) в единую педагогическую систему, нацеленную на подготовку высококвалифицированных специалистов для правоохранительных органов.

Первоначально уточним понимание педагогической концепции. В самом общем представлении концепция (от лат. сопсер1:ю - понимание, система) - это определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их освещения; комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи. Также концепция представляется как комплекс ключевых положений, достаточно полно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существования в действительности или практической деятельности человека. [6]

На основе общего представления понятия "концепция" в педагогической науке построены определения образовательной и педагогической концепций. В частности, Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров определяют педагогическую концепцию как определенный способ понимания, трак-

товки педагогических явлений; основную точку зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления; систему связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов ученого, педагога на сущность педагогических явлений. [3] Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева в монографии "Педагогическая концепция: методологические аспекты построения" научно обосновывают определение педагогической концепции. Педагогическая концепция - это сложная целенаправленная, динамическая система фундаментальных знаний о педагогическом феномене, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования. [7, с. 10] Мы не будем умножать количество определений педагогической концепции и в данной статье будем придерживаться последнего.

Педагогическая концепция формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов (далее - Концепция) разработана на примере вуза ФСКН России (далее - вуза). В основе Концепции лежит идея интеграции всех компонентов образовательной среды вуза (учебно-воспитательного, профессионально-служебного, организационно-научного и др. ) в единую педагогическую систему, нацеленную на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Руководствуясь общими принципами концептуального конструирования (В.А. Лай, Б.Т. Лихачёв, Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева, М.Г. Янова и др.), в структуре Концепции нами определены: теоретико-методологические основания, ядро концепции, содержательное наполнение, организационно-педагогические условия реализации концепции.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ. Теоретико-методологические основания являются важным компонентом любой концепции, позволяют на основе анализа научных подходов, теорий и идей в рамках заявленного предмета исследования упорядочить понятийно-тер-

минологическое пространство, определить новые особенности изучаемого объекта, выявить закономерности и принципы его развития, обозначить ограничения действия концепции, наметить перспективы развития изучаемого явления. [7]

Теоретико-методологическими основаниями при разработке Концепции выступили основополагающие подходы и закономерности профессиональной подготовки и развития личности обучающихся и сформулированные на их основе принципы формирования профессионально-развивающей образовательной среды.

В частности, в Концепции реализованы следующие основополагающие подходы:

средовой (Н.Н. Авдеева, Д.Б. Береж-нова, С.Д. Дерябо, Я. Корчак, К.Г. Кре-четников, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов, И.Д. Фру-мин, В.А. Ясвин и др.), в научном плане представляющий собой теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования компетентности и развития личности обучающегося. С позиций данного подхода при разработке Концепции проанализированы условия формирования профессиональной компетентности курсантов и охарактеризована специфика образовательной среды вуза правоохранительных органов. В рамках этого подхода в Концепции реализован принцип соответствия профессиональных и образовательных норм поведения в вузе;

контекстный (А.А. Вербицкий, Т.Д. Ду-бовицкая, Л.А. Емельянова, О.И. Щербакова и др.), в соответствии с которым усвоение социального опыта осуществляется в оптимизации процессов преподавания и учения с опорой не на процессы восприятия или памяти, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение и общение обучающихся в профессионально-образовательном контексте. С позиций данного подхода производится анализ и интеграция различных видов деятельности курсантов (учебной, профессионально-служебной, научной) в единый "контекст" их обучения за счет раскрытия многовариантных связей образовательного процесса в

вузе. В рамках этого подхода в Концепции реализован принцип взаимодополнения мероприятий учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности;

деятельностный (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.Я. Галь-перин, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин и др.) в образовании, заключающийся в вовлечении обучаемого в развивающую деятельность. В Концепции реализуется профессионально-деятельно-стный подход, заключающийся в активном вовлечении курсантов в практическую деятельность как в процессе практико-ори-ентированного обучения, так и при непосредственном включении в осуществление профессионально-служебной деятельности. В рамках этого подхода реализованы принципы познавательно-исследовательской активности обучающихся, практикоори-ентированности обучения;

компетентностный подход (В.А. Адольф, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Г.И. Кузьмин,

A.К. Маркова, С.И. Осипова, С.А.Хазо-ва, Н.П. Чурляева, С.Е. Шишов и др.), представляющий совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. В рамках этого подхода в Концепции реализован принцип учета профессиональной специфики в организации образовательного процесса;

личностно-ориентированный (Н.А. Алексеев, В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко,

B. В. Сериков, И. С. Якиманская и др. ), заключающийся в методологической ориентации в обучении, воспитании и развитии личности обучающихся с опорой на их индивидуальные особенности. В Концепции с позиций этого подхода курсант рассматривается как субъект образовательного процесса и реализован принцип индивидуализации обучения;

когнитивный (А. Бек, Дж. Брунер, В.Н. Дружинин, Ж. Пиаже, Д. Келли и др.) - современный психолого-педагогический подход, предполагающий, что основ-

ную роль в поведении человека играют его знания и представления о себе, окружающем мире и своем месте в этом мире. При разработке Концепции с позиций когнитивного подхода определены субъективные представления курсантов об условиях организации образовательной среды и учебно-воспитательного процесса в вузе и реализован принцип профессионального наполнения образовательной среды, заключающийся в необходимости закрепления образцов (моделей) профессионально-служебного взаимодействия в картине мира обучаемых.

В основание Концепции на основе анализа описанных выше подходов положен ряд закономерностей. Первая закономерность логически вытекает из деятельност-ного подхода, а также идей бихевиоризма: формирование профессиональной компетентности обучающегося, в том числе развитие у него профессионально важных качеств специалиста и формирование первоначального профессионального опыта, происходит в процессе его непосредственного включения в профессиональную деятельность, в том числе в учебно-моделируемых ситуациях профессионального взаимодействия (закономерность обучения в профессиональной деятельности).

Следующая закономерность лежит в области средового подхода и во многом опирается на концепцию социального научения: формирование профессиональной компетентности обучающегося происходит на основе его идентификации и подражания имеющимся в образовательной среде образцам профессионального поведения и взаимодействия при условии их привлекательности (референтности) для обучаемого (закономерность социального научения). При этом образцы профессионального поведения и служебной деятельности могут быть реально представлены в образовательной среде вуза (демонстрироваться курсовыми командирами и преподавателями), демонстрироваться в учебных материалах (видеофильмах, сюжетах и т. п. ), представляться в средствах наглядного оформления (стенды, буклеты и т.п.).

Следующая закономерность лежит в области когнитивного подхода: устойчивость результатов формирования профессиональной компетентности зависит от того, насколько формируемый у обучающегося учебно-профессиональный опыт интегрирован в его картину мира и не вступает в противоречие с имеющимися ценностями и убеждениями (закономерность устойчивости изменений).

Сочетание и взаимное усиление представленных выше подходов через соответствующие им педагогические принципы и закономерности определяют теоретико-методологическую основу построения педагогической концепции формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов и позволяет выделить её ядро.

ЯДРО КОНЦЕПЦИИ. Ядром Концепции является система исходных положений, закономерностей и принципов, обеспечивающих результативность формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов. Исходными положениями Концепции послужили постулаты, лежащие в основе подходов: средового, контекстного, деятельностного, компетен-тностного, личностно-ориентированного, когнитивного.

Исходными закономерностями Концепции являются сформулированные выше:

1) закономерность обучения в профессиональной деятельности;

2) закономерность социального научения;

3) закономерность устойчивости изменений.

В качестве исходных принципов выступили принципы организации профессионально-развивающей образовательной среды в вузе правоохранительных органов:

- принцип взаимодополнения мероприятий учебно-воспитательного процесса и профессионально-служебной деятельности - мероприятия учебно-воспитательного процесса и профессионально-служебной деятельности вуза должны вносить взаимо-

дополняющий вклад в общую цель формирования профессиональной компетентности обучающихся;

- принцип учета профессиональной специфики в организации образовательного процесса - при организации образовательного процесса необходимо учитывать специфику обучения в вузе правоохранительных органов (совмещение учебной и служебной деятельности, проживание на территории образовательной организации, регламентация правил профессионально-служебной и совместной жизнедеятельности и др.);

- принцип профессионального наполнения образовательной среды - в образовательной среде вуза должны быть представлены образцы (модели) профессионально-служебной деятельности как в средствах наглядного оформления, так и непосредственного включения обучаемых в моделируемую профессиональную деятельность;

- принцип соответствия профессиональных и образовательных норм поведения в вузе - реализуемые в образовательной среде вуза формы поведения и взаимодействия всех субъектов должны соответствовать профессиональным нормам поведения и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов или, по крайней мере, не входить с последними в существенное противоречие;

- принцип практико-ориентированнос-ти обучения заключается в обеспечении широкого иллюстрирования учебного процесса примерами из реальной профессиональной практики посредством моделирования и обсуждения профессиональных ситуаций;

- принцип индивидуализации обучения

- в организации учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности курсантов, позволяющие создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося;

- принцип создания познавательно-исследовательской активности обучающихся

- в вузе должна создаваться среда, стиму-

лирующая обучающихся к исследовательской активности, к познанию и овладению необходимыми компетенциями.

Схематически ядро концепции формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов приведено на рисунке.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ. Результативность реализации Концепции обеспечивается посредством создания в образовательной организации ряда организационно-педагогических условий:

- создание открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих общую информацию о вузе и достижениях курсантов в учебной и служебной деятельности, обеспечивающих доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет;

- качественный профессионально-психологический отбор кандидатов на обучение в вузе правоохранительных органов;

Х ОБРАЗОВА ТЕЛЬНАЯ СРЕДАу"

Рис. Ядро концепции формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов

- интеграция учебной и профессионально-служебной деятельности курсантов в единую педагогическую систему, основанную на взаимодополняющем сочетании в образовательной среде вуза деятельности по всем базовым направлениям (учебному, воспитательному, морально-психологическому, профессионально-служебному, научно-исследовательскому), реализующим комплексное воздействие на личность обучаемых и формирование их профессиональной компетентности;

- гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры;

- формирование в учебных коллективах здоровой организационной культуры и благоприятного морально-психологического климата, обеспечивающих успешность обучения в вузе правоохранительных органов;

- совершенные материальная база образовательной организации и учебно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, позволяющие организовывать обучение курсантов в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ. В числе основных деятель-ностных направлений формирования профессиональной компетентности курсантов в Концепции определены учебная деятельность (учебный процесс), воспитательная деятельность (воспитательный процесс), морально-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, профессионально-служебная деятельность, научно-исследовательская деятельность. [1]

Учебная деятельность (учебный процесс) - одна из ведущих деятельностей образовательной организации. Учебный процесс направлен на формирование общекультурных, профессиональных (в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по соответ-

ствующему направлению подготовки), а также профессионально-специализированных компетенций обучаемых, определяемых вузом.

Воспитательная деятельность (воспитательный процесс) направлена на формирование у обучаемых общекультурных и профессиональных компетенций, а также развитие профессионально важных качеств сотрудника правоохранительных органов.

Профессионально-служебная деятельность курсантов направлена на формирование комплекса профессиональных компетенций при непосредственном исполнении курсантами и слушателями служебных обязанностей, закрепленных за ними как за сотрудниками органов наркоконтроля. Профессионально-служебная деятельность курсантов и слушателей осуществляется по направлениям: а) служебная деятельность - формирование и закрепление профессиональных компетенций курсантов и слушателей в процессе служебной деятельности, уставных взаимоотношений и субординационного взаимодействия; б) профессиональная деятельность - формирование и закрепление профессиональных компетенций курсантов и слушателей при включении в деятельность (непосредственную или моделируемую) по решению профессиональных задач.

Научно-исследовательская деятельность курсантов и слушателей является средством подготовки высококвалифицированных специалистов для правоохранительных органов и направлена на формирование способности обучающихся анализировать научную информацию, правоприменительную и правоохранительную практику, обобщать отечественный и зарубежный опыт профессиональной деятельности, применять методы прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов.

Перечень общекультурных и профессиональных компетенций, сформированный в соответствии с приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. №20 [5], приведен в таблице.

Таблица

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВУЗА

Направление деятельности Формируемые компетенции

Общекультурные Профессиональные

Учебная деятельность ОК-1 - ОК-16 ПК-1 - ПК-37

Воспитательная деятельность ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13 ПК-11, ПК-30, ПК-31, ПК-36, ПК-37

Морально- психологическое обеспечение ОК-7, ОК-8, ОК-11 ПК-25, ПК-29, ПК-30, ПК-31

Профессионально-служебная деятельность ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-10, ОК-13 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-23, ПК-24, ПК-25, ПК-26, ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПК-31, ПК-32

Научно-исследовательская деятельность курсантов и слушателей ОК-9, ОК-14 ПК-33, ПК-34, ПК-35

В заключение отметим, что комплексный подход при разработке Концепции с учетом требований к профессиональной подготовке курсантов и специфики образовательной среды вуза правоохранительных органов, на наш взгляд, позволяет интегрировать все компоненты образовательной среды вуза правоохранительных органов в единую педагогическую систему, нацеленную на подготовку высококвалифицированных специалистов, и минимизировать конфликтное взаимодействие между основными субъектами учебно-воспитательного процесса. Определенные в Концепции субъекты формирования профессиональ-

ной компетентности курсантов, охарактеризованные основные направления деятельности по профессиональной компетентности курсантов с определением компетенций, формируемых по каждому из направлений, а также обоснованные используемые образовательные формы и методы с точки зрения их применимости в вузе и эффективности в решении поставленных задач могут быть полезны при разработке комплексной программы формирования профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов на весь период обучения.

Алгоритмы ВЫСШеЙ ШКОЛЫ

Библиографический список

1. Евтихов, О.В. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов : монография / О.В. Евтихов, В.А. Адольф. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014.

2. Евтихов, О.В. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема / О.В. Евтихов, А.Ф. Караваев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - №1 (48). - С. 128-132.

3. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджас-пиров. - М.: МарТ, 2005.

4. Невирко, Д.Д. Организация и методики социопсихологического обеспечения учебной и служебной деятельности образовательного учреждения правоохранительных органов / Д.Д. Невирко, О.В. Евтихов. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012.

5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) "специалист") : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. №20 // СПС КонсультантПлюс.

6. Социальный менеджмент : учебник / под ред. Д.В. Валового. - М.: ЗАО "Бизнес школа "Интел-Синтез", Академия труда и социальных отношений, 1999.

7. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: ВЛАДОС, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.