Научная статья на тему 'Организационно-структурная модель образовательной среды вуза правоохранительных органов'

Организационно-структурная модель образовательной среды вуза правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная среда / образователь- ная организация / курсант / правоохранительные органы / educational environment / educational institution / cadet / law enforcement agencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтихов Олег Владимирович

Статья посвящена проблеме исследования образова-тельной среды ведомственных вузов правоохранительныхорганов. В ней представлена организационно-структурнаямодель образовательной среды вуза правоохранительныхорганов и охарактеризованы ее структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтихов Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational structural model of educational environment of a law enforcement higher educational institution

The article is devoted to the problem of studying educational environment of law enforcement higher educational institutions. The author describes the organizational structural model of educational environment of a law enforcement higher educational institution and its structural components.

Текст научной работы на тему «Организационно-структурная модель образовательной среды вуза правоохранительных органов»

Евтихов О. В. Организационно-структурная модель образовательной среды вуза...

— формирование исследовательской культуры в ходе подготовки и написания магистерской диссертации и накопления соответствующих исследовательских компетенций руководителями органов внутренних дел.

1 Сердюк Н. В. Педагогика понимания в органах внутренних дел: учеб. пособие. М., 2013. С. 49.

2 Байденко В. И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: мат-лы методологического семинара. М., 2004. С. 43 ; Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 52.

3 Исаева Т. Преподаватель как субъект качества образования // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 17.

4 Elliot A., Dweck С. Handbook of competence and motivation. N.-Y., 2005. Р. 32 ; Maslow A. H. Motivation and Personality. N.-Y., 1970. Р. 23 ; Renovating the pyramid of needs: contemporary extensions built upon ancient foundations / D. Т. Kenrick [et al.] // Perspectives on Psychological Science: journals online. 2010. № 5. URL: http://pps.sagepub.com ; Walker E. L. Psychological complexity and preference: a hedgehog theory of behavior. Monterey, 1980. Р. 31 ; White R. W. Motivation reconsidered: the concept of competence // Psychological Review. 1959. № 66. Р. 52.

5 Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. С. 57 ; Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986. С. 56.

6 Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990. С. 76 ; Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 64.

7 Субетто А. И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификация. Москва-Уфа, 2007. С. 28.

УДК 378.14

ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

О. В. Евтихов

Статья посвящена проблеме исследования образовательной среды ведомственных вузов правоохранительных органов. В ней представлена организационно-структурная модель образовательной среды вуза правоохранительных органов и охарактеризованы ее структурные компоненты.

Ключевые слова: образовательная среда, образовательная организация, курсант, правоохранительные органы.

Внедрение компетентностного подхода в вузах правоохранительных органов приводит к актуализации проблемы совершенствования методов и педагогических технологий профессионального обучения. Формирование личности и формирование профессиональной компетентности курсантов осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного

8 Лебедева О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3.

9 Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернетжурнал «Эйдос». 2005. URL: http://www.eidos.ru. (дата обраще-ния:12.07.2015).

10 Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. С. 36.

11 Словарь иностранных слов. М., 1988. С. 241.

12 Там же. С. 49.

13 Хуторской А. В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 56.

14 Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 139.

15 Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие. М., 2006. С. 4.

16 Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. С. 35.

17 Сердюк Н. В. Указ. соч.

18 Ермаков Д. Компетентность в решении проблем // Народное образование. 2005. № 9. С. 87.

19 Петрусинский В. Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности студентов. URL: http://akmeo.rus.net. (дата обращения: 12.07.2015).

20 Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. трудов / под ред. А. В. Хуторского. М., 2007. С. 33.

21 Хуторской А. В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 59.

22 Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 9.

процесса, но и специфической образовательной среды, в которой они находятся в вузе. Образовательная среда вуза правоохранительных органов наполнена большим количеством внеучебных мероприятий, проводимых различными службами (психологической, воспитательной, курсовыми командирами и др.), что связано со спецификой образовательного процесса, совмещением учебной деятельностей курсантов и служебной, их проживание на территории образовательной организации по казарменному типу. Однако до настоящего времени нет четкого представления о том, какие внеучебные мероприятия и в какой степени вносят свой вклад в процесс формирования конкретных профессиональных компетенций курсантов. Требуется всесторонний анализ специфики и структуры образовательной среды вуза правоохранительных органов.

Первоначально необходимо уточнить понятие «образовательная среда» применительно к вузу правоохранительных органов. В современных научных работах существуют разные определения применительно к различным образовательным организациям:

92

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

Евтихов О. В. Организационно-структурная модель образовательной среды вуза...

— совокупность специально созданных условий, погруженных в специфическую социокультурную атмосферу, направленных на личностно-профессиональное развитие (К. Г. Кречетников) ';

— совокупность возможностей для развития обучающегося, а также для проявления и развития его способностей и личностных потенциалов (В. П. Якимо-вич) 2;

— педагогический феномен представляет развивающийся континуум пространственно-временных, социально-культурных, деятельностных, коммуникативных, информационных и иных факторов, которые предстают как целенаправленно создаваемые и спонтанно возникающие условия взаимодействия развивающейся личности и объективного мира высшей школы (А. И. Артюхина) 3.

Интересен подход к определению понятия «образовательная среда» с позиции влияния и условий формирования личности. Так, в работах В. А. Ясвина образовательная среда предстает как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Он отмечает, что применительно к образовательной среде вуза под «образцом» следует понимать не элементы образовательного процесса, а социально обусловленный «образец» личности профессионала, обладающий желаемыми компетенциями. Точно так и в основании национальной идеи воспитания у каждого народа лежит особенная идея о человеке, о том, каков он должен быть, по понятиям данного народа, соответственно, от воспитания требуется воспроизведение этого идеала в отдельных личностях 4. Аналогичным образом представляет образовательную среду и Е. В. Деркачева, характеризуя ее как систему влияний и условий формирования личности, возможностей для ее развития, самореализации 5.

Перечисление представлений разных исследователей об определении понятия «образовательная среда» и ее наполнении можно продолжать, потому как к настоящему времени нет единого понимания в этом вопросе. В большинстве указанных примеров образовательная среда рассматривается как:

— совокупность тех или иных факторов, условий, компонентов;

— социокультурное пространство;

— педагогический феномен.

Выделяя те или иные аспекты данного понятия, исследователи ставили различные цели, например, определение объекта наблюдения для эмпирических исследований или определение формы практики, обеспечение теоретического развития данной проблемы и др. 6

На наш взгляд, наиболее удачен подход, представляющий образовательную среду с позиции влияния и условий формирования личности. Образовательную среду вуза необходимо рассматривать в совокупности внешних условий существования обучаемого (предметы, люди, межличностные отношения, деятельность, организационная культура и др.) и внутренних (эмоцио-

нальные переживания обучаемого, его отношение к самому себе, другим, к обучению и т. п.). Применительно к вузам правоохранительных органов в системе влияний и условий, содержащихся в образовательной среде (наряду с традиционным учебно-воспитательным компонентом), следует особо выделить профессиональнодеятельностный компонент, так как курсанты непосредственно включены в профессионально-служебную деятельность. В данной работе под образовательной средой вуза правоохранительных органов мы будем понимать систему влияний и условий, содержащихся в информационно-образовательном, профессиональнодеятельностном и пространственно-предметном окружении образовательной организации, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности курсантов в процессе обучения.

Концептуальные модели и технологии формирования образовательной среды (в том числе применительно к вузу) разрабатывали Н. Н. Авдеева, А. И. Артюхина, Д. Б. Бережнова, С. Д. Дерябо, Е. А. Климов, Г. А. Ковалев, Я. Корчак, М. П. Нечаев, В. И. Слободчи-ков, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Г. Б. Степанова, И. Д.Фрумин, Н. Е. Щуркова, В. А. Яс-вин и др.

На основе анализа нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность в вузах МВД России и ФСКН России, а также научных работ, описывающих структуру различных образовательных сред, образовательную среду вуза правоохранительных органов можно разделить на две сферы: процессуальнодеятельностную и корпоративно-досуговую (организационная культура вуза), а также определить их основные структурные компоненты (рис. 1) 7.

Профессионально-деятельностную сферу наполняют педагогически управляемые деятельностные компоненты образовательной среды, непосредственно связанные с одноименной деятельностью вуза и обеспечиваемые конкретными подразделениями:

— учебная деятельность — учебные занятия и мероприятия первой половины дня, обеспечивается кафедрами вуза;

— воспитательная деятельность — воспитательная работа в рамках учебных и внеучебных мероприятий второй половины дня — организуется подразделением воспитательной работы вуза, обеспечивается всеми подразделениями вуза;

— морально-психологическое обеспечение — мероприятия психологического сопровождения учебной и служебной деятельности (исследования, тренинги, консультационные беседы и т. п.), обеспечивается подразделением морально-психологического обеспечения вуза;

— профессионально-служебная деятельность — профессиональная деятельность (непосредственное включение обучаемых в профессиональную деятельность) и служебная деятельность (несение службы в нарядах, регламентированное субординационное взаимодействие и т. п.), организуется руководством учебно-строевых подразделений вуза;

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

93

Евтихов О. В. Организационно-структурная модель образовательной среды вуза...

Процессуально-деятельностная сфера

Корпоративно-досуговая сфера (организационная культура)

Личностно-досуговый компонент Досуговая составляющая

Досуговые мероприятия (спортивные секции, кружки по интересам и т. п.)

Морально-психологическая составляющая

Психологический климат в коллективах, особенности межличностного взаимодействия

Рис. 1. Структура образовательной среды вуза правоохранительных органов

94

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

Евтихов О. В. Организационно-структурная модель образовательной среды вуза...

сфера организационной культуры образовательной среды

область деятельностных компонентов образовательной среды (субъекты учебно-воспитательного процесса)

сфера обучаемых образовательной среды (объект учебновоспитательного процесса)

личностно-досуговая сфера организационной культуры образовательной среды

Рис. 2. Организационно-структурная модель образовательной среды вуза правоохранительных органов

— организационно-научная деятельность — вовлечение обучаемых в научно-исследовательскую деятельность, организуется подразделением научно-исследовательской работы вуза 8.

Важным структурным компонентом образовательной среды вуза правоохранительных органов является корпоративно-досуговая сфера. Организационнопрофессиональная культура вуза правоохранительных органов состоит из множества компонентов, в том числе из сложившихся в правоохранительных органах и в образовательной организации традиций и ритуалов, норм и правил поведения, особенностей профессионального и управленческого взаимодействия сотрудников и обучаемых, особенностей структурирования пространства и оформления помещений вуза. Сфера организационнопрофессиональной культуры образовательной среды вуза правоохранительных органов во многом результативна и зависит от реализации описанных выше деятельностных компонентов.

На базе определения главных структурных компонентов образовательной среды нами была составлена организационно-структурная модель образовательной среды вуза правоохранительных органов, основными компонентами которой выступили деятельностные компоненты, организационная культура и обучаемые (рис. 2). Педагогически управляемые в ней — деятельностные компоненты образовательной среды, тогда как личностнодосуговая сфера обучающихся наименее доступна для педагогического воздействия.

В настоящее время не вызывает сомнений, что формирование профессиональной компетентности курсантов происходит не только в процессе изучения учебных дисциплин, но и в образовательной среде вуза правоохранительных органов, включая мероприятия морально-психологического обеспечения (второй половины дня) и непосредственно при осуществлении служебной деятельности (несение нарядов, охрана общественного порядка, субординационное взаимодействие и т. п.). Однако до сих пор нет четкого представления,

какие внеучебные мероприятия и в какой степени вносят свой вклад в процесс формирования конкретных образовательных компетенций курсантов.

Обоснование организационно-структурной модели образовательной среды вуза правоохранительных органов может послужить площадкой для последующего концептуального моделирования профессиональноразвивающей образовательной среды, построенной на интеграции всех ее компонентов (учебного, воспитательного, профессионально-служебного, моральнопсихологического и др.) в единую педагогическую систему, нацеленную на подготовку высококвалифицированных специалистов. 1

1 Кречетников К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. М., 2002. 296 с.

2 Якимович В. П. Образовательная среда вуза как фактор личностно-профессионального развития учителей физической культуры // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. 2011. № 5(75). С. 140-143.

3 Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен : дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2007. С. 45.

4 Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. С. 14.

5 Деркачева Е. В. Формирование образовательной среды в поликультурном пространстве // Вестник КАСУ 2007. № 1. С. 30-34.

6 Евтихов О. В., Адольф В. А. Современные представления об образовательной среде вуза как педагогическом феномене // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2014. № 1(27). С. 148-151.

7 Евтихов О. В., Адольф В. А. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов : монография. Красноярск, 2014. 378 с.

8 Невирко Д. Д., Евтихов О. В. Организация и методики социопсихологического обеспечения учебной и служебной деятельности образовательного учреждения правоохранительных органов. Красноярск, 2012. 232 с.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.