ТарасовЮ. Ю., СердюкН. В. Развитие компетентностного подхода...
УДК 3508
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Ю. Ю. Тарасов, Н. В. Сердюк
Освещаются педагогические пути реализации и развития компетентностного подхода в дополнительном профессиональном образовании руководителей органов внутренних дел. Для развития компетентностного подхода рекомендован комплекс мер организационно-методического и содержательного характера.
Ключевые слова: руководитель органов внутренних дел, компетентностный подход, компетенции, компетентность, дополнительное профессиональное образование, развитие.
Современная парадигма образования подразумевает подготовку высококвалифицированных кадров для различных областей, способных оперативно и максимально вариативно решать различные, в том числе и не точные, педагогические задачи '.
В связи с этим не менее актуальным, нежели уже зарекомендовавшие себя и широко применяемые в подготовке специалистов разного уровня личностнодеятельностный, контекстный, аксиологический, синергетический и другие подходы, выступает компе-тентностный подход, который представляет систему требований к организации образовательного процесса вуза, способствующую практико-ориентированному характеру профессиональной подготовки специалиста, в нашем случае — руководителя органа внутренних дел.
Полноценной реализации данного подхода препятствует (среди прочих факторов) «терминологическая какофония» в области понятий «компетенция» и «компетентность», т. е. переплетение их сущности и механизмов формирования.
Анализ источниковедческой базы по изучаемой проблеме показал, что применением компетентностно-го подхода в профессиональной подготовке кадров занимались В. И. Байденко и И. А. Зимняя2.
Впервые образование, ориентированное на компетенции, сформировалось в конце 60-х гг. прошлого века в Америке — применительно к теории языка, трансформационной грамматике и деятельностному обучению 3. В середине 80-х гг. ХХ в. в Европе складывается компетентностное представление результата профессионального образования 4.
Идеи компетентностного подхода содержатся в работах видных отечественных ученых, например И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина5.
Компетентностный подход, понимаемый как конечный результат процесса профессиональной подготовки кадров, развивался в работах Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой 6.
Вместе с тем остается практически неисследованной область применения и развития компетентностно-го подхода для подготовки руководящих кадров органов внутренних дел.
Указанные обстоятельства позволяют определить следующие противоречия социально-педагогического, теоретического и методического свойства, влияющие на качество системы дополнительного профессионального образования руководителей органов внутренних дел:
— между социальным заказом на высококвалифицированные руководящие кадры органов внутренних дел, обладающие высоким уровнем компетентности в правоохранительной управленческой деятельности и системой дополнительного профессионального образования, не обеспечивающей формирование такой компетентности на требуемом уровне;
— между объективной потребностью в развитии теории и практики компетентностного подхода в дополнительном профессиональном образовании руководителей органов внутренних дел в условиях перехода полицейского образования на двухуровневую систему подготовки кадров (бакалавр-магистр) и недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов его развития;
— между имеющимся и растущим теоретическим и методическим потенциалом, направленным на развитие компетентностного подхода в дополнительном профессиональном образовании руководителей органов внутренних дел, и его недостаточной востребованностью в образовательной практике.
Важно то, что в настоящее время компетентност-ный подход нормативно закреплен в Федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, выступая базовым элементом их новизны, является одним из главных принципов проектирования профессиональных образовательных программ, способствующих совершенствованию профессиональной подготовки специалистов в современных условиях 7.
Однако до настоящего времени в теории и методике профессионального образования не сложилось единого определения категории «компетентностный подход». Под ним понимают:
— совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов 8;
— современный коррелят множества более традиционных подходов 9;
— направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования ряда компетенций средствами решения профессиональных задач в образовательном процессе.
Нередко компетентностный подход в образовании сравнивается и даже противопоставляется более классическому когнитивному. Отметим, что традиционные дефиниции когнитивного подхода (знания, умения, навыки) в компетентностном тоже присутствуют. Более того, компетентностный подход «фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям, делая акцент на практической стороне вопроса» 10.
Компетенция — понятие многозначное, определяемое как:
90
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
ТарасовЮ. Ю., СердюкН. В. Развитие компетентностного подхода...
1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;
2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом 11.
Компетентность в этом случае тоже определяется полисемантически:
1) обладание компетенцией;
2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо 12.
В отечественной и зарубежной теории и практике сложились принципиально разные подходы к оценке данных педагогических понятий: отождествление (зарубежная школа) и дифференциация (отечественная школа).
Под «компетенцией» понимается:
— совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним 13;
— образовательный результат, выражающийся в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами 14;
— новый тип целеполагания при проектировании образовательных систем, который знаменует сдвиг от сугубо академических норм оценки к внешней оценке, профессиональной и социальной, выпускников 15;
— способность индивида к активному и ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир 16.
Способность к пониманию выделяется в качестве ключевой компетенции, что важно при подготовке управленческих кадров для органов внутренних дел, деятельность которых связана с меняющейся оперативной обстановкой и корректируемыми задачами, следующими из новых социально-политических, экономических, криминологических и иных вызовов и угроз.
В данном ключе «обучение пониманию» выступает основной из задач научно-исследовательского семинара для магистрантов «Профессиональная педагогика в деятельности руководителя ОВД», который содержит особый раздел «Педагогика понимания в системе деятельности руководителя ОВД» и включает соответствующее научно-методическое обеспечение 17.
Под «компетентностью» также подразумеваются различные значения, исходя из анализа научнометодических источников:
— состояние достижения не по отношению к достижениям других, а по отношению к требуемому уровню исполнения 18;
— способность к актуальному исполнению деятельности 19;
— владение, обладание обучаемым соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности 20;
— комплексную характеристику личности, отражающую результат субъективированного освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющуюся в готовности и способности принимать ответственные решения в автономной социально ориентированной ситуации 21;
— проявленные на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сферах. При осознании социальной значимости и личной ответственности за результаты этой деятельности возникает необходимость постоянного ее совершенствования 22.
Если «готовность и способность принимать ответственные решения в автономной социально ориентированной ситуации» предстает актуальной формируемой компетенцией в контексте ныне действующих научно-исследовательских семинаров для магистрантов «Юридическая психология», «Социальная психология» и «Управление персоналом государственной и муниципальной службы Российской Федерации», то развитию творческих компетенций был посвящен спецкурс «Профессионально-личностный рост руководителя ОВД», преподаваемый по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами в период с 2007 по 2009 гг. для слушателей первого и четвертого факультетов, к сожалению, уже не содержащийся в рабочем учебном плане Академии управления МВД России. Специальным переговорным компетенциям руководителей органов внутренних дел был посвящен спецкурс «Переговорная деятельность сотрудников ОВД в ситуации захвата заложников», преподаваемый с 2008 по 2012 гг. слушателям указанных факультетов.
Подобный опыт бесценен с содержательной и организационно-методической сторон в целях формирования уникальных компетенций руководителей ОВД, не развиваемых в полной мере усилиями других дисциплин.
Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании руководителей органов внутренних дел тесно связан с применением комплекса мер организационно-методического и содержательного характера. В их число входит:
— дальнейшая разработка методологического аппарата (уточнение категорий, дефиниций, определение свойств, признаков, их систематизация и классификация);
— соотнесение современных образовательных стандартов с профессиональными стандартами руководителя ОВД в области формируемых компетенций;
— актуализация системного потенциала в профессиональной сфере руководителя ОВД через перечень необходимых компетенций, предъявляемых в качестве результата освоения образовательных программ;
— совершенствование методики проведения научноисследовательских семинаров и научно-исследовательских практик для магистрантов как обучение творчеству, привитию собственно творческих компетенций руководителям ОВД;
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
91
Евтихов О. В. Организационно-структурная модель образовательной среды вуза...
— формирование исследовательской культуры в ходе подготовки и написания магистерской диссертации и накопления соответствующих исследовательских компетенций руководителями органов внутренних дел.
1 Сердюк Н. В. Педагогика понимания в органах внутренних дел: учеб. пособие. М., 2013. С. 49.
2 Байденко В. И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: мат-лы методологического семинара. М., 2004. С. 43 ; Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 52.
3 Исаева Т. Преподаватель как субъект качества образования // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 17.
4 Elliot A., Dweck С. Handbook of competence and motivation. N.-Y., 2005. Р. 32 ; Maslow A. H. Motivation and Personality. N.-Y., 1970. Р. 23 ; Renovating the pyramid of needs: contemporary extensions built upon ancient foundations / D. Т. Kenrick [et al.] // Perspectives on Psychological Science: journals online. 2010. № 5. URL: http://pps.sagepub.com ; Walker E. L. Psychological complexity and preference: a hedgehog theory of behavior. Monterey, 1980. Р. 31 ; White R. W. Motivation reconsidered: the concept of competence // Psychological Review. 1959. № 66. Р. 52.
5 Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. С. 57 ; Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986. С. 56.
6 Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990. С. 76 ; Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 64.
7 Субетто А. И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификация. Москва-Уфа, 2007. С. 28.
УДК 378.14
ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
О. В. Евтихов
Статья посвящена проблеме исследования образовательной среды ведомственных вузов правоохранительных органов. В ней представлена организационно-структурная модель образовательной среды вуза правоохранительных органов и охарактеризованы ее структурные компоненты.
Ключевые слова: образовательная среда, образовательная организация, курсант, правоохранительные органы.
Внедрение компетентностного подхода в вузах правоохранительных органов приводит к актуализации проблемы совершенствования методов и педагогических технологий профессионального обучения. Формирование личности и формирование профессиональной компетентности курсантов осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного
8 Лебедева О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3.
9 Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернетжурнал «Эйдос». 2005. URL: http://www.eidos.ru. (дата обраще-ния:12.07.2015).
10 Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. С. 36.
11 Словарь иностранных слов. М., 1988. С. 241.
12 Там же. С. 49.
13 Хуторской А. В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 56.
14 Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 139.
15 Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие. М., 2006. С. 4.
16 Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. С. 35.
17 Сердюк Н. В. Указ. соч.
18 Ермаков Д. Компетентность в решении проблем // Народное образование. 2005. № 9. С. 87.
19 Петрусинский В. Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности студентов. URL: http://akmeo.rus.net. (дата обращения: 12.07.2015).
20 Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. трудов / под ред. А. В. Хуторского. М., 2007. С. 33.
21 Хуторской А. В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 59.
22 Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 9.
процесса, но и специфической образовательной среды, в которой они находятся в вузе. Образовательная среда вуза правоохранительных органов наполнена большим количеством внеучебных мероприятий, проводимых различными службами (психологической, воспитательной, курсовыми командирами и др.), что связано со спецификой образовательного процесса, совмещением учебной деятельностей курсантов и служебной, их проживание на территории образовательной организации по казарменному типу. Однако до настоящего времени нет четкого представления о том, какие внеучебные мероприятия и в какой степени вносят свой вклад в процесс формирования конкретных профессиональных компетенций курсантов. Требуется всесторонний анализ специфики и структуры образовательной среды вуза правоохранительных органов.
Первоначально необходимо уточнить понятие «образовательная среда» применительно к вузу правоохранительных органов. В современных научных работах существуют разные определения применительно к различным образовательным организациям:
92
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)