Научная статья на тему 'Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема'

Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONALISM / COMPETENCE / COMPETENCY / EDUCATIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтихов Олег Владимирович, Караваев Александр Федорович

Cтатья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности курсантов в условиях внедрения компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования ведомственных вузов. В ней проведен краткий анализ содержания и соотношения понятий «профессионализм», «профессиональная компетентность» и «компетенция» в контексте проблемы их формирования в вузах правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтихов Олег Владимирович, Караваев Александр Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cadets’ Professionalism and Professional Competence Development at Law Enforcement Higher Educational Institutions as a Pedagogical Problem

The researchers focus on the issue of the cadets’ professional competence development under competency-based learning approach to the higher professional education of the MIA higher educational institutions. The article briefly examines the content and correlation of the notions “professionalism”, “professional competence” and competency within the frame of their development at law enforcement higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема»

УДК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ В ВУЗЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

О. В. Евтихов, А. Ф. Караваев

^атья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности курсантов в условиях внедрения компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования ведомственных вузов. В ней проведен краткий анализ содержания и соотношения понятий «профессионализм», «профессиональная компетентность» и «компетенция» в контексте проблемы их формирования в вузах правоохранительных органов.

Ключевые слова: профессионализм, компетентность, компетенция, образовательные компетенции.

Проблеме формирования профессиональной компетентности курсантов в вузах правоохранительных органов в последнее время уделяется особое внимание. Реформирование системы правоохранительных органов и связанные с этим изменения в целях, задачах и содержании профессиональной деятельности сотрудников полиции, потребность в наличии у офицера полиции сформированной профессиональной компетентности уже на стадии окончания вуза обусловливают постановку новых задач перед педагогикой в области теории и методики профессионального образования. А внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования приводит к актуализации проблемы модернизации содержания образования, совершенствования методов и педагогических технологий личностного воспитания курсантов и целенаправленного формирования их профессионально компетенций как будущих офицеров полиции. Предполагается, что использование компе-тентностного подхода может способствовать усилению практической составляющей профессиональной подготовки в современных вузах и тем самым преодолению ограничений, связанных с преимущественно когнитивной ориентацией традиционного высшего образования. При этом внедрение компе-тентностного подхода в учебные программы вызывает сопротивление профессионально-педагогической

среды, самой системы подготовки учебных курсов и проведения занятий

В данной статье представлены некоторые материалы исследования, направленного на разработку проблемы формирования профессиональной компетентности курсантов вузов правоохранительных органов. В частности, в ней предпринята попытка внести ясность в понятийный аппарат и развести такие понятия, как «профессионализм», «профессиональ ная компетентность» и «компетенция», в контексте проблемы их формирования в современных вузах правоохранительных органов.

Под профессионализмом традиционно понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Также профессионализм может быть определен как «интегративное устойчивое свойство личности, включающее профессиональную компетентность, нравственность, инициативу, мастерство и способность личности к саморазвитию и самокоррекции» 2.

С. А. Дружилов интерпретирует понятие «профессионализм» как свойство, процесс и состояние человека:

— профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство, представляет собой систему личностных характеристик специалиста, отвечающих за высокий качественно-количественный уровень выполняемой профессиональной деятельности. Это качество является конечным результатом онтогенеза работника в процессе его профессионализации;

— профессионализм как процесс находится в постоянной и последовательной динамике, имеет свои стадии и связанные с ними закономерности развития (начало (зарождение), течение (экстенсивное или интенсивное), становление, стагнацию, деградацию и т. д.). Описание профессионализма как процесса базируется на выделении его динамических характеристик (длительность, устойчивость фаз и стадий);

— профессионализм как состояние представляет собой зафиксированное сознанием в определенный момент времени состояние специалиста, проявляющееся в виде комплекса внешних и внутренних реакций (как в определенных подсистемах, так и во всем организме) на различные раздражители со стороны окружающей социальной и профессиональной среды 3.

Также существует подход к пониманию профессионализма через «качество» овладения профессией, а также посредством соотнесения профессионализма и профессиональной готовности. Как отмечает

A. К. Маркова, человек в труде по мере совершенствования из простого исполнителя, работника превращается в субъекта труда, ставящего и реализующего свои цели в труде, далее — в специалиста, квалифицированно выполняющего труд на основе специальной подготовки, позднее — в профессионала, осуществляющего свой труд на основе его высоких стандартов 4.

В. А. Бодров под термином «„профессионал" подразумевает специалиста в определенной области деятельности (на производстве, транспорте, в науке, культуре и т. д.), достигшего требуемого для эффективного и надежного выполнения трудовых задач уровня мастерства, т. е. необходимого объема профессиональных знаний, навыков и умений. При этом в психологическом плане, по мнению автора, профессионал представляет собой субъекта деятельности, у которого профессионально важные для конкретного вида труда личностные качества (мотивационные, когнитивно-волевые, характерологические и др.) соответствуют требованиям данной профессии или специальности, представляют собой специфическую, относительно устойчивую структуру и обеспечивают формирование и оптимальную, эффективную реализацию операционной сферы личности» 5.

Также вопросы формирования профессионализма и профессионального обучения разрабатывали:

B. А. Адольф, Б. Г. Ананьев, С. В. Анюшин, В. А. Бодров, С. В. Гришаев, А. А. Деркач, К. М. Гуревич, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Ю. В. Котелова, Н. Д. Левитов, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, К. К. Платонов, В. А. Понаморенко, А. Н. Рыбников, И. Ю. Степанова, В. Д. Шадриков и др. При этом в контексте рассмотрения проблемы формировании профессионализма возникают вопросы: «На каком этапе профессионального роста работника мы можем говорить о профессионализме как сформированной качественной интегральной характеристике? И что психологически означает человек как профессионал, т. е. чем психически отличается профессионал от специалиста?» Если таковые различия вообще можно выделить.

Можно признать, что окончание обучения в вузе и получение соответствующего диплома еще не служат показателем профессионализма. По определению профессионализм проявляется в достижение работником устойчиво высоких результатов в самостоятельной профессиональной деятельности. Соответственно, без вовлечения выпускника вуза в самостоятельную профессиональную деятельность получения опыта мы не можем говорить о профессионализме. Не случайно применительно к выпускнику вуза используется термин «молодой специалист». Подраз-

умевается, что он уже готов выполнять поставленные профессиональные задачи (первоначально под руководством наставника), но ему требуется время для обретения необходимого профессионального опыта в соответствующей профессиональной среде.

Чтобы частично снять ограничение, связанное с недостаточным опытом выпускников в профессиональной деятельности, в вузах используются формы практики (производственной, преддипломной) с непосредственным включением обучаемых в профессиональную деятельность. Что качается курсантов вузов правоохранительных органов, то они являются действующими сотрудниками полиции, которые, кроме учебной деятельности, выполняют и профессиональные задачи, т. е. вовлечены в служебно-профессиональную деятельность уже в период обучения в вузе, хотя и не в полной мере. Предполагается, что непосредственное включение обучаемых в профессиональную деятельность способствует: 1) повышению мотивации к самостоятельной профессиональной деятельности и завершению образовательной программы; 2) формированию профессиональных навыков в практической деятельности; 3) запуску процессов адаптации к новой деятельности. Последнее особенно важно в контексте закре-пляемости молодых специалистов и решения проблемы текучести кадров.

К понятию «профессионализм» примыкает понятие «компетентность». Последние два десятилетия были посвящены бурным дискуссиям о содержании понятия «компетентность», в результате чего накопилось значительное количество определений этого термина. Одни авторы представляют компетентность через способность к осуществлению деятельности. Так, А. Л. Бусыгина определяет компетентность как способность выносить квалифицированные суждения, принимать адекватные решения в проблемных ситуациях, достигая поставленных целей; В. А. Болотов — как способность человека действовать за пределом учебных сюжетов и ситуаций;

А. К. Маркова — как наличие у человека способности и умения выполнять определенные трудовые функции; О. М. Атласова — как готовность и способность к деятельности.

Другие авторы характеризуют компетентность через обладание знаниями, умениями, навыками, опытом и т. д. или через соответствующие компетенции. Так, С. А. Хазова под компетентностью представляет совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы выполнения деятельности, опыт практического использования знаний и умений, характеристик мышления, обеспечивающих способность принимать эффективные решения, действовать рационально и т. д.), задаваемых по отношению к определенному кругу пред-

метов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним 6.

В. И. Байденко — как обладание определенными компетенциями охватывающими способности, готовность познания и отношения (образы поведения), потребные для выполнения деятельности 7.

Часто профессиональная компетентность определяется через соответствие человека требованиям профессии. Так, А. К. Маркова отмечает, что о наличии компетентности судят по результату труда человека. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности 8. Г. М. Коджаспиро-ва понимает профессиональную компетентность как владение специалистом необходимой суммой знаний, умений и навыков, представляющих основу формирования профессиональной деятельности, общения и личности специалиста 9.

Также во многих работах обнаруживаются значительные связи между пониманием профессиональной компетентности и профессиональной готовности (В. А. Адольф, С. В. Анюшин, С. В. Гришаев, И. Ю. Степанова и др.). В частности, профессиональная компетентность рассматривается как интегральная характеристика уровня профессиональной готовности, тип готовности, определяющий способности продуктивно решать профессиональные задачи, возникающие в реальной ситуации профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта. Компетенция при этом рассматривается как качественное личностное образование включающие мотивационно-поведенческие качества, знания в определенной сфере и умение их применять в стандартных ситуациях профессиональной деятельности. При таком понимании каждая компетенция выступает не только как цель, но и как результат подготовки, который конкретен, измерим и определен по времени 10.

Таким образом, термин «профессиональная компетентность» многими исследователями представляется несколько уже, чем «профессионализм». Следует признать, что человек может быть компетентным в решении профессиональных задач в конкретных ситуациях, но не быть достаточно профессиональным для успешного решения подобных задач в изменяющихся условиях, в которых невозможно реализовать выработанный ранее алгоритм. В свою очередь, быть компетентным — это не только знать, как делать, но и уметь это делать, т. е. уметь реализовывать полученные знания, добиваясь необходимого результата.

Термин «компетентность» тесно связан с термином «компетенция». Последнее десятилетие было посвящено спорам и дискуссиям в отношении интерпретации и этих понятий. Достаточно долго суще-

ствовало два противоположных варианта их толкования, в одном из них они отождествлялись, а в другом — дифференцировались. Так в глоссарии терминов, изданном в 1997 г., компетенция определялась как: а) способность делать что-либо хорошо или эффективно; б) соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; в) способность выполнять особые трудовые функции. Там же отмечается, что термин «компетентность» используется в тех же значениях п.

В настоящее время в толковых словарях понятия «компетентность» и «компетенция» дифференцируются. На наш взгляд, достаточно точно разделяет данные понятия Б. И. Хасан: «Компетенция — это характеристика места, а не лица, т. е. это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, т. е. соответствие лица занимаемому месту, „вменение“, иначе говоря, способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиям и ожиданиями. Компетенция — это то, на что претендуют, или то, что назначается, как должное быть достигнутым; компетентность — это то, чего достиг из желаемого или вмененного конкретный человек» 12.

Похожего мнения придерживается С. А. Хазова, понимая под термином «компетенция» многообразие знаний, умений, личностных качеств, свойств и т. д., которыми должен обладать человек в соответствии со своим местом в социальной и профессиональной действительности. То есть компетенции могут быть описаны в терминах знаний, умений, навыков, опыта, способностей и т. д. В то время как термин «компетентность» указывает на соответствие реального и необходимого в личности специалиста, на степень присвоения личностью содержания компетенций, т. е. это, прежде всего, качественный показатель. При этом компетентность может характеризовать овладение личностью не одной, а несколькими компетенциями, в частности, профессиональная компетентность может определяться как овладение специалистом всеми профессиональными компетенциями 13.

Применительно к сфере профессионального образования А. В. Хуторской характеризует термин «компетенция» как отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучаемого, необходимое для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность — владение, обладание обучаемым соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности 14.

Таким образом, в самом широком и отчасти упрощенном виде под компетенцией понимается набор требований, а под компетентностью — соответствие обучаемого этим требованиям. Следовательно,

компетентность можно рассматривать как сложное личностное образование, включающее интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, нравственные и другие личностные составляющие человека, детерминирующие успешное осуществление им профессиональной деятельности. А под профессиональной компетентностью понимать владение специалистом необходимой суммой профессиональных знаний, умений и навыков, а также обладание достаточным профессиональным опытом для осуществления профессиональной деятельности.

Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т. е. от тех, которые моделируют деятельность обучаемого для его полноценной жизни или профессиональной деятельности в будущем. Под последними подразумеваются требования к образовательной подготовке, выраженные совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, способностей и опыта деятельности обучаемого по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности 15.

Попытки переработки педагогической концепции высшего профессионального образования, внедрение компетентностного подхода в учебные программы вызывают, как уже указывалось, сопротивление сложившейся профессионально-педагогической культуры, системы подготовки учебных курсов и проведения занятий. Противоречия новых требований и профессионально-педагогических традиций особенно выражены в ведомственных (авторитарных) вузах правоохранительных органов. Специфика обучения в данных вузах связана с совмещением учебной и служебной деятельностей курсантов. В этом заключается различие подготовки юристов в гражданских вузах и в вузах правоохранительных органов. Предполагается, что часть профессиональных и профессионально-специализированных компетенций курсантов как сотрудников полиции формируется не только в ходе изучения специальных дисциплин (огневая и тактико-специальная подготовки, основы оперативно-служебной деятельности и т. п.), а в образовательной среде в целом, в том числе: в процессе непосредственного включения курсантов в профессиональную деятельность (несение нарядов, охрана общественного порядка и т. п.); в условиях служебной деятельности (соблюдение правил внутреннего распорядка, субординационное взаимодействие, исполнение ритуалов, традиций и т. п.); а также в процессе участия в мероприятиях морально-психологического обеспечения учебной и служебной деятельности (общественно-государственная подготовка (информирование), участие в различных общественных формированиях, психологических тренингах и т. п.).

Однако до настоящего времени нет четкого понимания того, какие именно компетенции формируются в так называемой «второй половине дня» (т. е. вне учебных занятий), а также того, какие мероприятия и в какой степени вносят свой вклад в формирование профессиональных компетенций курсантов. В связи с этим необходимо проведение, с одной стороны, всестороннего анализа общей структуры профессиональной компетентности сотрудника полиции, а с другой — комплексного анализа специфики образовательной среды ведомственных вузов правоохранительных органов с фиксацией ключевых профессиональных компетенций, формируемых у курсантов вне учебных занятий, с определением образовательных функций и степени вовлечения в этот процесс всех мероприятий, осуществляемых за рамками учебного процесса. На наш взгляд, только в этих условиях процесс формирования профессиональных компетенций курсантов в вузах правоохранительных органов можно сделать полностью педагогически управляемым.

1 Евтихов О. В. Социально-психологическая модель развития лидерского потенциала руководителя // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4 (51). С. 3-4.

2 Адольф В. А. Анюшин С. В., Гришаев С. В. Управление проектированием профессиональной подготовки выпускника гуманитарного вуза в рыночных условиях : монография. М., 2011. С. 142.

3 Дружилов С. А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. 2003. № 4. С. 35-42.

4 Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

С. 37

5 Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М., 2006. С. 156.

6 Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М., 2010. С. 9.

7 Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С 12.

8 Маркова А. К. Указ. соч. С. 34.

9 Коджаспирова Г. М. Педагогика : учебник. М., 2004. С 36.

10 Степанова И. Ю., Адольф В. А. Проектирование практико-ориентированной профессиональной подготовки педагога в вузе : монография. Красноярск, 2013 С. 59-60.

11 Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997. С. 62-63.

12 Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования : мат-лы для опытноэкспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2003. С. 74-75.

13 Хазова С. А. Указ. соч. С. 10.

14 Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эй-дос». 2005. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 20.11.2012).

15 Евтихов О. В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития. Красноярск, 2011. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.