Научная статья на тему 'Факторы образовательной среды вуза, влияющие на развитие личности обучающегося'

Факторы образовательной среды вуза, влияющие на развитие личности обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3521
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФАКТОРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FACTORS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / LEARNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Авдиенко Геннадий Юрьевич

В статье приводятся результаты исследования факторов образовательной среды вуза. Показана возможность классификации факторов, влияющих на удовлетворенность обучаемых образовательной средой. Выявлено, что удовлетворенность оценивается обучающимися через идентичность со средой учебного заведения, мотивацию к обучению, профессиональную направленность, удовлетворение потребности в безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Авдиенко Геннадий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The institute’s educational environment factors affecting the learner’s personality

The article focuses on the results of studying the factors of educational environment at the higher educational institution. The researchers prove it possible to classify factors affecting the learners’ satisfaction with the educational environment. It is revealed that the satisfaction is estimated by the learners through their identity with the institute’s environment, motivation to studying, professional orientation and meeting the security requirement.

Текст научной работы на тему «Факторы образовательной среды вуза, влияющие на развитие личности обучающегося»

психолого-педагогические аспекты становления и развития личности

УДК 159.9.07

ФАКТОРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

В. А. Губин, Г. Ю. Авдиенко

В статье приводятся результаты исследования факторов образовательной среды вуза. Показана возможность классификации факторов, влияющих на удовлетворенность обучаемых образовательной средой. Выявлено, что удовлетворенность оценивается обучающимися через идентичность со средой учебного заведения, мотивацию к обучению, профессиональную направленность, удовлетворение потребности в безопасности.

Ключевые слова: образовательная среда, факторы образовательной среды, обучающийся.

В настоящее время имеется множество научных взглядов на сущность образовательной среды. Так, П. А. Сорокин рассматривает среду с точки зрения особенностей социального пространства: с одной стороны, способность индивидов устанавливать различного рода взаимоотношения, с другой — группироваться в разнообразные системы взаимодействия '. В. Я. Кикоть и В. А. Якунин утверждают, что наибольшие изменения в личности студентов происходят под влиянием тех факторов и условий, которые возникают в ведущих видах совместной деятельности 2. По мнению Ю. В. Сенько, образовательная среда выглядит как пространственно-временная связь, которую можно представить как системную характеристику динамических сочетаний пространственно-временных констант, детерминирующих взаимодействие «преподавание-учение» 3. В. А. Козырев представляет образовательную среду как развивающуюся целостность, структурные компоненты которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей в ходе межсубъектного взаимодействия и преобразования предметной деятельности 4. В. И. Слободчиков утверждает, что границы содержания образовательной среды и ее состав задаются предметностями культуры и внутренним миром индивида 5.

Имея разноуровневую структуру, образовательная среда проявляется в факторах. Факторами образовательной среды, по мнению А. И. Артюхиной, яв-

ляются внешние раздражители, воздействующие на участника образовательного процесса 6.

Излагая организационно-педагогическую модель обучения курсантов внутренних войск МВД России педагогической деятельности при организации морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности, В. А. Губин и А. О. Кособуцкий утверждают, что обучение должно носить личностно-деятельностный характер, способствующий формированию мотивационной, профессионально-деятельностной, эмоциональноволевой составляющих подготовленности выпускника вуза к педагогической деятельности в войсках 7. Проблемы формирования компетентности сотрудников правоохранительных органов в образовательной среде ведомственных вузов рассматривают О. В. Ев-тихов, А. Ф. Караваев 8.

Проанализировав определения различных типов образовательных сред, Г. Ю. Авдиенко предлагает обобщенное определение образовательной среды — это социальное и пространственно-предметное окружение конкретного учреждения образования с установленными нормами межличностных, воспитательных и обучающих систем, в котором посредством актуализации внутреннего мира и преломления внешних условий через опыт учащегося как результата его деятельности происходит развитие личности 9.

Анализ литературных источников позволяет выделить основной смысл существующих понятий образовательной среды — это система внешних воздействий различных модальностей на обучаемого, в результате которых происходит изменение его личности. Главным недостатком существующих представлений образовательной среды является отсутствие субъективного фактора оценки обучаемыми собственно образовательной среды.

Подробный анализ работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению образовательной среды, позволил выделить четыре ее основных компонента: деятельностный, социальный, информационный и предметный (рис.).

Ни в одном определении образовательной среды не учитываются ни степень адаптированности обучаемого, ни критерии оценки обучаемыми образовательной среды, которые являются значимыми с точки

26

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

Губин В. А., Авдиенко Г. Ю. Факторы образовательной среды вуза, влияющие на развитие личности...

Рис. Модель структуры среды, сформированная на основе анализа исследований

зрения развития личности обучаемого. В таком случае возникает вопрос: какие факторы образовательной среды вуза выступают в роли наиболее актуальных и привлекательных для обучающихся? Ответ на этот вопрос позволит определить факторы образовательной среды, влияющие на развитие личности обучающихся вуза.

В результате исследования, проведенного на базе трех вузов Минобразования (n = 520), Минобороны РФ (n = 267) и МВД России (n = 188), установлено, что факторы образовательной среды воспринимаются по-разному, вплоть до полярной противоположности.

Анализ результатов исследований показал, что на изменение интереса студентов к обучению влияет совокупность внешних и внутренних проявлений таких, как факторы физического пространства учебного заведения, степень удовлетворения потребностей различного уровня, совпадение ценностных ориентаций субъектов обучения с требованиями и нормами образовательной среды, идентичность с социальным окружением и др. Эти факторы можно условно разделить на положительные (вызывающие интерес к обучению) и отрицательные (снижающие интерес к обучению).

В ходе выполнения исследования было установлено, что выделенные факторы образовательной среды вуза, влияющие на удовлетворенность обучаемых образовательной средой, можно классифицировать не только на положительные и отрицательные, прямые и косвенные, внутренние и внешние, но и по специфике их проявлений. Кроме этого, было установлено, что доминирующие положительные факторы, по определению студентов, проявляются на психологическом уровне, исходят непосредственно от физического пространства вуза, а также относятся к территориальным и экономическим.

К числу факторов, проявляющихся на психологическом уровне, относятся особенности межличностного общения, профессионализация, влияние личности некоторых преподавателей, идентичность с социальной средой учебного заведения, самоактуализация, социальный фактор. К факторам физического пространства вуза могут быть отнесены особенности организации учебного процесса и наличие учебно-материальной базы, удобство расположения учебного заведения и др. Наконец, еще одним важным фактором является экономический.

Логическая классификация специфических факторов, вызывающих интерес к учебной деятельности в зависимости от характера их проявления и специфики их воздействия на человека, представлена в табл. 1.

Наряду с факторами, оказывающими положительное влияние на интерес к обучению, были выявлены факторы, оказывающие негативное влияние. Классификация указанных факторов приведена в табл. 2.

В результате проведенного анализа было выделено пять классов специфических особенностей образовательной среды, негативно воздействующих на удовлетворенность обучаемых образовательной средой вуза: физиологическая, психологическая, физического пространства вуза, транспортное и экономическое.

Среди факторов психологического уровня выделяются особенности межличностного общения, повышенная тревожность, профессионализация, влияние личности некоторых преподавателей и влияние бытовых условий. К факторам физического пространства вуза были отнесены: социальный, организационный и особенности организации учебного процесса. Транспорт и особенности расположения учебной базы составили территориальный фактор. В качестве последнего фактора был взят экономический.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

27

Губин В. А., Авдиенко Г. Ю. Факторы образовательной среды вуза, влияющие на развитие личности...

Таблица 1. Классификация специфических факторов образовательной среды вуза,

вызывающих интерес к обучению

Специфика проявления Специфические группы факторов Характер проявления

Психологическое Особенности межличностного общения — дружная группа — общение с людьми — хорошая атмосфера в коллективе — хорошее отношение к обучаемым

Профессионализация — будущая хорошая профессия — общественная значимость будущей профессии

Влияние личности некоторых преподавателей — интересное чтение лекций преподавателями — интересные преподаватели — личность преподавателя — профессионализм преподавателей

Идентичность со средой учебного заведения — заинтересованность окружающих — новые знакомства — интерес к студенческой жизни — интерес к учебе — самостоятельность — хорошее настроение

Самоактуализация — расширение знаний — достижение целей

Социальный — востребованность будущей специальности — получение высшего образования

Физическое Особенности организации учебного процесса — практические занятия

пространство — умение

вуза — хорошо составленное расписание — строгий порядок — разнообразие предметов — интересный процесс обучения — мероприятия, конкурсы, экскурсии — интересные интеллектуальные игры

Наличие учебно-материальной базы — комфортные и отделанные аудитории — наличие необходимой литературы

Территориальное — удобство расположения факультета

Экономическое — возможность получить профессиональную подготовку — высокая стипендия — высокооплачиваемая профессия

Таким образом, в ходе исследования были установлены основные направления влияния факторов образовательной среды вуза на обучаемых. Вместе с тем, установив, что одна и та же образовательная среда по-разному оценивается обучаемыми, логично было бы выявить существование различий и возможного единства факторов образовательных сред в отношении различных вузов.

С этой целью были проведены дополнительные исследования факторов, влияющих на удовлетворенность обучаемых образовательной средой вуза, в вузе Минобороны (n = 267) и вузе МВД (n = 188).

Удалось определить и проранжировать факторы образовательной среды учебного заведения, влияющие на привлекательность к обучению в вузе. В результате проведенного анализа были определены логические группы факторов по критериям: снижающие интерес и вызывающие интерес к обучению (табл. 3).

Анализ показал, что практически одни и те же группы факторов по степени влияния на привлека-

тельность к обучению были указаны студентами как противоположные по значению. Это может говорить об определенной ограниченности, постоянстве и значимости групп факторов, влияющих на мотивацию к обучению в вузе.

К факторам, оказывающим положительное влияние, были отнесены: «привлекательность особенностей учебного процесса», на который пришлось 30% выборов, «разное» — 13%, «привлекательность профессии» — 12, «привлекательность преподавателей» — 12, «общение» — 9, «взаимоотношения в коллективе» — 7, «расширение знаний» — 5, «получение высшего образования» — 4, «расширение кругозора» — 3, «достижение цели» — 2%.

Вместе с тем к факторам, оказывающим отрицательное влияние на интерес к обучению в вузе, были отнесены: «нерациональная организация учебного процесса», на который пришлось 28% выборов, «большая загруженность» — 13% выборов, «негативное отношение к личности преподавателя» — 12, «плохая методика преподавания» — 12, «место расположе-

28

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

Губин В. А., Авдиенко Г. Ю. Факторы образовательной среды вуза, влияющие на развитие личности...

Таблица 2. Классификация специфических факторов образовательной среды вуза, влияющих на снижение интереса к обучению в университете

Специфика воздействия Специфические группы факторов Характер проявления

Физиологическое Особенности удовлетворения физиологических потребностей — недосыпание — усталость — плохое самочувствие

Закономерности физических нагрузок — слишком раннее начало занятий — большая нагрузка — большое количество учебных пар в один день — однообразный процесс обучения — лекции проходят в виде монотонных задиктовок

Психологическое Особенности межличностного общения — плохие отношения с преподавателями — плохие отношения с однокурсниками — плохие отношения в группе — коллектив не нацелен на получение практических навыков и знаний

Повышенная тревожность — проблемы в семье — личные проблемы — личные переживания — непонимание со стороны окружающих

Профессионализация — отсутствие гарантий трудоустройства — невостребованность профессии

Влияние личности некоторых преподавателей — некомпетентность преподавателей, скучное чтение лекций (по бумажке), преподаватель ничего не объясняет — личные черты некоторых преподавателей (строгий, нудный, сварливый, скучный; злой, вредный, несдержанный, угрожающий) — неуважение, пренебрежительное, несправедливое, безразличное отношение преподавателей — неприятные преподаватели — консерватизм некоторых преподавателей

Влияние бытовых условий — неудобные и плохо освещенные аудитории — бытовые условия в общежитии

Физическое пространство Социальный — непрестижность вуза

Организационный — недостаток учебной литературы — плохая организация работы деканатов

Особенности организации учебного процесса — неинтересные предметы — мало выездов на практические занятия — низкие требования

Территориальное Отдаленность учебной базы — вдали от дома — далеко от главного здания

Транспортный — дорогая дорога — проблемы с транспортом

Экономическое — — маленькая стипендия — отсутствие стипендии

ния факультета» — 6, «плохие отношения в коллективе» — 6, «стипендия» — 6, «оплата обучения» — 3, «разочарование в будущей профессии» — 2%.

Результаты исследований вузов Минобороны и МВД представлены в табл. 4 и 5.

В результате анализа результатов исследования установлены отрицательные факторы, характерные непосредственно для частной образовательной среды. К таким факторам обучаемые одного из вузов отнесли: нерациональную организацию учебного процесса, большую загруженность, плохую методику преподавания, неудобное место расположения факультета, плохие взаимоотношения в коллективе, оплату за обучение и разочарование в будущей профессии. Обучаемые другого вуза охарактеризовали

особенные для их образовательной среды негативные факторы: плохое питание в столовой, много военных компонентов, коррупция, недостаточно времени отводится на учебу, мало представителей противоположного пола, длительное обучение, консерватизм на местах проведения практики, низкие санитарногигиенические условия, пафосность и вуз «отцов и детей». Учащиеся третьего вуза отнесли к особенным для их образовательной среды следующие негативные факторы: отсутствие свободного выхода за пределы вуза, плохое питание в столовой, плохая организация жизнедеятельности, длительное проживание в казарме, ограничение свободы, плохое материальное положение, недостаток культурного отдыха, недосыпание, наряды на службу, однообразие.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

29

Губин В. А., Авдиенко Г. Ю. Факторы образовательной среды вуза, влияющие на развитие личности...

Таблица 3. Группа факторов, оказывающих влияние на качество учебного процесса

в вузе Минобразования (n = 520)

Факторы, снижающие интерес к обучению Вес фактора, % Факторы, вызывающие интерес к обучению Вес фактора, %

Нерациональная организация учебного процесса 28 Привлекательность учебного процесса 30

Большая загруженность 13 Разное 13

Негативное отношение к личности преподавателя 12 Привлекательность профессии 12

Плохая методика преподавания 12 Привлекательность преподавателей 12

Разное 12 Общение 9

Место расположения факультета 6 Получение высшего образования 7

Плохие отношения в коллективе 6 Взаимоотношения в коллективе 7

Низкая стипендия 6 Расширение знаний 5

Оплата обучения 3 Расширение кругозора 3

Разочарование в будущей профессии 2 Достижение цели 2

Таблица 4. Группа факторов, оказывающих влияние на качество учебного процесса

в вузе Минобороны (n = 267)

Факторы, снижающие интерес к обучению Вес фактора, % Факторы, вызывающие интерес к обучению Вес фактора, %

Организация питания в вузе 16 Престижный вуз 15

Несправедливость преподавателей и командования 14 Высокий уровень образования, глубокие знания 14

Много военного 13 Военное заведение 13

Низкий прожиточный уровень 9 Высокий уровень преподавателей, профессоров 12

Коррупция 8 Высокая дисциплина 9

Недостаточно времени на учебу 8 Один из старейших военных вузов России 6

Отсутствие представителей противоположного пола 6 Дружные учебные группы 6

Длительность обучения 5 Престижная профессия 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Консервативная позиция на местах практики 5 Интересное и качественное обучение 6

Низкие санитарно-гигиенические условия 5 Богатая история, старинные традиции 5

Пафосность 5 Научная, учебная, практическая материальная база 5

Вуз «отцов и детей» 5 Наука 4

Таблица 5. Группа факторов, оказывающих влияние на качество учебного процесса

в вузе МВД (n = 188)

Факторы, снижающие интерес к обучению Вес фактора, % Факторы, вызывающие интерес к обучению Вес фактора, %

Отсутствие свободного выхода за пределы вуза 20 Высшее образование 34

Организация питания в вузе 15 Физическое развитие 25

Плохая организация жизнедеятельности 11 Интерес к будущей профессии 16

Казарменное положение (5 лет) 11 Военные навыки и изучение вооружения 16

Ограничение свободы 10 Бесплатное высшее образование 15

Маленькая стипендия 7 Звание офицера 14

Плохое материальное обеспечение 6 Хорошее образование 10

Мало культурного отдыха 5 Хорошее качественное преподавание 10

Недосыпание 5 Романтика 9

Плохое отношение командования 4 Обучение в «Питере» 9

Наряды на службу 3 Коллектив 9

Однообразие 3 Государственное обеспечение 9

30

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

Губин В. А., Авдиенко Г. Ю. Факторы образовательной среды вуза, влияющие на развитие личности...

Таблица 6. Общие факторы образовательной среды для обучаемых различных вузов

Снижающие интерес к обучению Вызывающие интерес к обучению

Плохое отношение со стороны преподавателей и воспитателей Привлекательность будущей профессии

Низкая стипендия Хорошее образование

Интересное обучение

Высокий уровень преподавания

Получение высшего образования

Взаимоотношения в коллективе

Вместе с тем были установлены и положительные факторы, характерные непосредственно для конкретного вуза. К таким факторам обучаемые одного из вузов отнесли: возможность общения, расширение кругозора и возможность достижения цели. Обучаемые другого вуза: престижный вуз, военное заведение, высокую дисциплину, один из старейших военных вузов России, богатую историю, старинные традиции, сильную научную, учебную и материальную базу, возможность заниматься наукой. Учащиеся третьего вуза — романтику, обучение в Санкт-Петербурге, звание офицера и государственное обеспечение.

В качестве общих для учащихся всех рассматриваемых вузов негативных факторов образовательной среды выявлены плохое отношение со стороны преподавателей и воспитателей, низкая стипендия. Общими для учащихся всех рассматриваемых вузов позитивными факторами образовательной среды были: привлекательность будущей профессии, хорошее образование, интересное обучение, высокий уровень преподавания, получение высшего образования, взаимоотношения в коллективе (табл. 6).

Следует отметить, что общие для всех вузов негативные факторы образовательной среды затрагивают потребности в безопасности и защите. К потребностям этого уровня относятся плохое отношение преподавателей и воспитателей и низкая стипендия, что, в свою очередь, является определенным уровнем идентичности со средой учебного заведения.

Общие позитивные факторы образовательной среды затрагивают более широкий спектр потребностей: потребности в безопасности и защите, эстетические потребности, потребности в самореализации. К потребностям в безопасности и защите отнесен такой фактор, как хорошие взаимоотношения в коллективе; к уровню эстетических потребностей — хорошее образование, интересное обучение, высокий уровень преподавания; к уровню потребностей в самореализации — получение высшего образования и привлекательность будущей профессии. Вместе с тем взаимоотношения в коллективе можно отнести как к идентичности с социальной средой вуза, так и к степени реализации потребности в безопасности, хорошее образование, интересное обучение, высокий уровень преподавания являются компонентами мотивации к обучению в вузе, а получение высшего образования и привлекательность будущей профессии относятся к профессиональной направленности.

Таким образом, в результате проведенных исследований установлено, что факторы образовательной среды вуза, влияющие на удовлетворенность обучаемых образовательной средой, можно классифицировать на положительные и отрицательные, прямые и косвенные, внутренние и внешние, по специфике их проявлений, частные — для образовательной среды конкретного вуза, общие — для различных вузов. Однако важным результатом исследования явилось то, каким образом оцениваются факторы образовательной среды обучаемыми на субъективном уровне. Установлено, что удовлетворенность факторами образовательной среды оценивается обучающимися через идентичность со средой учебного заведения, мотивацию к обучению, профессиональную направленность, удовлетворение потребности в безопасности. Другими словами, удовлетворенность оценивается через социально-психологическую комфортность обучающегося в образовательной среде вуза 10. Если удовлетворенность обучающегося образовательной средой вуза можно отнести к субъективным факторам образовательной среды, то воздействие объективных факторов на личность обучающегося реализуется через взаимосвязь с субъективными факторами. Следовательно, факторы образовательной среды можно классифицировать на объективные (воздействие социально-пространственного окружения на обучаемого) и субъективные (состояние удовлетворенности обучаемого образовательной средой вуза). 1

1 Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994. 560 с.

2 Кикоть В. Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования : учебник. СПб., 1996. С. 94.

3 Сенько Ю. В. Гуманитаризация образовательной среды в университете // Педагогика. 2001. № 5. С. 52.

4 Козырев В. А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999. 46 с.

5 Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры : Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М., 2000. С. 5.

6 Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен : монография. Волгоград, 2006. 237 с.

7 Губин В. А., Кособуцкий А. О. Обучение курсантов вузов внутренних войск МВД России организации моральнопсихологического обеспечения служебно-боевой деятельности. Екатеринбург, 2013. 194 с.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

31

Статный В. М., Шаранов Ю. А. Репрезентация концепта «субъект» как транзитивной функции...

8 Евтихов О. В., Караваев А. Ф. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 125-128.

9 Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в системе психоло-

УДК 159.9.072

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «СУБЪЕКТ»

КАК ТРАНЗИТИВНОЙ ФУНКЦИИ В ОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

В. М. Статный, Ю. А. Шаранов

В данной статье обосновывается предположение о том, что субъектные атрибуты являются имманентными характеристиками различных уровней человека — индивида, личности, индивидуальности и, собственно, субъекта. Высший уровень развития личности — субъектный, совпадает с уровнем ее зрелости и креативности.

Ключевые слова: субъект, интегративная зрелость, транзитивность, развитие, креативность.

Обращение к исследованию феномена субъект-ности в последние десятилетия обусловливается многими причинами, в том числе новыми достижениями в психологической науке и ее прикладных отраслях. Концепция субъекта становится во многом альтернативой известных традиционных подходов к трактовке личности, дающей более конкретную интерпретацию механизмов ее профессионального становления, развития и самореализации. Многие сторонники субъектного подхода утверждают, что в старой модели корпоративной деятельности человек рассматривался как «живой робот», нанятый для бездумного выполнения инструкций. Такого человека всегда можно было заменить, и никого из руководителей, как правило, не волновали уникальные личностные качества, креативность и талант работника. В условиях, когда отсутствовала свобода выбора человеком стратегии жизненного пути и «собственного времени», субъектное, созидательное, творческое, а потому неповторимое начало личности как субъекта деятельности вос-требовалось не полностью.

В современную эпоху конвергентных, синергетических процессов, когда в профессиональных операциях интегрируются достижения многих сфер научного и технологического знания, государственные и частные организации вынуждены опираться на специалистов, нередко выполняющих сложные профессиональные задачи, которыми никто заниматься больше не способен. Многие социальные организации, службы, государственные институты уже стоят на пороге дефицита кадров, когда для выполнения определенных задач невозможно найти подходящих по своим субъектным качествам работников. Началась эпоха, когда уникальность и незаменимость

гического обеспечения адаптации к ней учащихся : монография. СПб., 2010. 316 с.

10 Маклаков А. Г., Авдиенко Г. Ю. Феномен социальнопсихологической комфортности обучающегося в образовательной среде вуза и методы ее диагностики // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1(60). С. 100-104.

личности как субъекта социальных изменений, с активной гражданской и профессиональной позицией неизмеримо возрастает. Вполне сформирован социальный запрос на уникальный, авторский стиль деятельности в различных сферах самореализации субъекта — от «авторского прочтения роли» до авторского кино, художественного произведения или творческого служения делу.

В связи с этим многие сторонники теории субъ-ектности непосредственно связывают эффективность проводимых реформ и инновационных преобразований в органах внутренних дел с актуализацией ресурсов личности сотрудника как субъекта профессиональной деятельности. Собственно, только сегодня в сознании и практике политических, профессиональных элит постепенно начинает осуществляться переход от абстрактного гуманизма к реальному, к интерпретации личности как непрерывно развивающейся системы под влиянием преимущественно социально-экономических и других социальных факторов (правовых, культурных и т. д.), а также под влиянием возрастной динамики личности как субъекта жизненного пути. Активно осмысливаются проблемы и выявляются противоречия, которые препятствуют реализации человеческой сущности сотрудника, по-новому оцениваются личностно-психологические затраты, цена человеческой деятельности и достигаемого результата. Установлено, что профессиональный сотрудник, умело использующий современные, инновационные технологии в своей службе и одновременно конструктивно преобразующий профессиональную среду в правоохранительных органах, пока еще достаточно редкое явление '.

Значимость свойств субъектности для функционирования личности сотрудника возрастает и в связи с тем, что субъект обладает дифференцированной способностью к быстрой смене функций. Это помогает личности адаптироваться к новым условиям и обретать новую идентичность. Данная функция обеспечивает интеграцию всех уровней человека, его внутренних интенций, социальных ролей и статусов в интересах сохранения стабильности и самоорганизации личности. Тем самым происходит «раздвигание» системы личности и субъекта посредством возрастания объема передаваемых от личности к субъекту регулируемых функций и действий, в результате этого экономится энергия и упрощается функционирование самой личности. Именно на этом моменте настаивал Б. Г. Ананьев, когда описывал основные

32

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.